Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 154.96kb.
Программные вопросы по дисциплине «Конституционное право зарубежных... 1 44.55kb.
Закон о регулировании деятельности российских граждан и российских... 1 203.55kb.
Общественная организация «Костромское Общество Российских Немцев»... 1 18.45kb.
Показатели технической оснащенности и эксплуатационной деятельности... 1 57.27kb.
Порядок прохождения военной службы в зарубежных государствах 1 210.03kb.
Задача №1 а Дайте понятие правоохранительной деятельности. Чем она... 1 58.5kb.
Вклад российских соотечественников в культуру и науку зарубежных... 33 5394.73kb.
Состав государственного заказа по подготовке, переподготовке и стажировке... 8 918.68kb.
Назовите основные формы социальной организации религии. Укажите основные... 1 204.25kb.
Радиоэлектронного наблюдения 1 128.53kb.
В форме обмена письмами между чрезвычайным и полномочным послом японии... 1 29.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах - страница №1/1





Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах

Если между Россией и страной пребывания российского посола действует соглашение, предусматривающее тот или иной правовой режим российских граждан, посол должен следить за неукоснительным выполнением местными властями положений соглашения.

Если между Россией и страной пребывания российского посола нет соответствующих соглашений о правовом режиме граждан РФ, то российский посол на практике должен стремиться, основываясь на национальном законодательстве и местных обычаях, к тому, чтобы российские граждане при пребывании в посольском округе пользовались как минимум режимом наибольшего благоприятствования, т.е. имели прав не меньше, чем граждане третьих стран. Вместес тем посол РФ, исходя из характера отношений между Россией и страной пребывания и международных стандартов о правах человека, должен прилагать усилия при каждом удобном случае, чтобы российские граждане в своих правах приравнивались к правам граждан данного государства, т.е. пользовались национальным режимом.

Разумеется, действия посола как в том, так и в другом случае, не должны противоречить законодательству страны пребывания.

В настоящее время за рубежом действует свыше 200 посольских загранучреждений (в т.ч. посольские отделы посольств и самостоятельные посольства) Российской Федерации, практическая деятельность которых, как она определена в Посольским уставом 1976 г. и Положением о посольском учреждении Российской Федерации от 1998 г., направлена на защиту прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц.

Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве, являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.

Обеспечение безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, посольский, другие отделы или группы.

Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

Посольские учреждения осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положения о Министерстве иностранных дел РФ, Положения о Посольстве РФ, Положения о Посольском учреждении РФ, нормативных актов и указаний МИД России, а также Венской конвенцией о посольских сношениях и иных международных договоров Российской Федерации, других применимых норм международного права и с обязательным учетом законодательства государства пребывания.

Посольские должностные лица РФ, как по заявлениям граждан России, так и по своей инициативе, принимают все необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных прав и интересов в пределах посольского округа. Защита прав и интересов является общей задачей для всех вышеназванных категорий граждан РФ. Однако решение это задачи имеет некоторую специфику по отношению к каждой категории. Представляется целесообразным рассмотреть сначала наиболее характерные функции посольских учреждений по отношению к временно находящимся за границей российским гражданам, а затем остановиться на основных функциях посольств РФ по отношению к проживающим в посольском округе гражданам РФ. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что эти функции во многом одинаковы.

В рамках своей компетенции посольские должностные лица должны предоставлять российским гражданам, временно находящимся в посольском округе, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие, и в частности:

1) информировать о законах, правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев (в частности, граждан РФ) в стране и давать необходимые рекомендации. Это связано с тем, что не всегда российские граждане знают, что с момента пересечения границы того или иного государства они становятся лицами, на которых распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также национальных обычаев. Некоторые из них ошибочно полагают, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя (прибывшего по деловому или частному приглашению, в качестве туриста и т.п.) позволит им избежать ответственности за нарушение (несоблюдение) законов и обычаев, действующих в стране.

Касаясь правового положения иностранцев в стране, посол обращает большое внимание на особенности порядка регистрации, передвижения по стране и т. д. В подавляющем большинстве стран правила, определяющие порядок временного пребывания иностранцев, не предусматривают право на трудоустройство в данной стране. Нарушение иностранцами режима регистрации, передвижения по стране и правил устройства на работу может повлечь за собой штраф, тюремное заключение и высылку из страны с одновременным запрещением на въезд в страну на срок до10 лет. Переезд из одной европейской страны в другую без визы (т.е. нелегальный въезд), проживание по просроченной визе и т.п., как правило, влекут за собой аналогичные санкции. Иностранцу, нарушившему законодательство и высланному за это из одного государства-члена Шенгенского соглашения, грозит запрет на въезд во все страны шенгенского пространства.

Предоставление посолом временно находящимся в его посольском округе российским гражданам информации об их правовом статусе, законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных национальных обычаях входит в одну из его основных обязанностей, как это предусмотрено ст. 27 действующего Посольского устава 1976 г.;

2) в случае ареста или задержания принимать все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан РФ и защите их нарушенных прав. Если российский гражданин арестован и находится под следствием, посол по просьбе заинтересованных лиц или по собственной инициативе обязан требовать разрешения на посещения и сношения с ним; а также следить, чтобы в отношении граждан РФ строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие его право на защиту и объективный ход расследования.

В целях защиты нарушенных законных прав и интересов российских граждан посол имеет право и обязан обращаться с запросом к надлежащим официальным органам не только по жалобам и претензиям граждан, но и по своей собственной инициативе, и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц РФ; в случае необходимости оказывать содействие в предоставлении в распоряжение гражданина РФ поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика; без специальной доверенности представлять граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания;

3) принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности российских граждан при стихийных бедствиях или возникновении чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости и эвакуации из страны (в таких случаях нельзя недооценивать факт наличия сведений в посольском учреждении о местонахождении того или иного гражданина РФ); оказывать помощь в других экстраординарных случаях;

4) по заявлениям заинтересованных лиц или по поручению руководства принимать меры по розыску пропавших без вести в пределах посольского округа граждан РФ; обычно этот розыск осуществляется с помощью местных правоохранительных органов;

5) оказывать содействие гражданам Российской Федерации, проживающим или временно находящимся в пределах посольского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, предусмотренных ст. 32 Конституции Российской Федерации, в соответствии с законами РФ;

6) в случае утраты паспорта гражданином РФ оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Утрата загранпаспорта при любых обстоятельствах представляет собой чрезвычайное происшествие, так как он может быть использован в различных целях, как на территории государства пребывания, так и при пересечении границ незаконными мигрантами, что может нанести ущерб интересам России и иностранных государств. Существует следующий порядок оформления свидетельства на возвращение. Утративший паспорт гражданин РФ заполняет заявление установленного образца в присутствии посольского должностного лица. Кроме этого, он должен представить протокол (справку) органов внутренних дел страны пребывания о подтверждении факта его обращения по поводу утраты паспорта, а также 2 фотографии. После получения ответа на запрос в органы внутренних дел РФ ему выдается свидетельство на возвращение.

При представлении заявителем документов, подтверждающих его личность, принадлежность к гражданству и паспортных данных, свидетельства на возвращение могут, в порядке исключения, выдаваться без запроса в органы внутренних дел РФ. При предъявлении письменных заявлений поручителей - граждан России, имеющих на руках действительные паспортные документы, свидетельство на возвращение может быть также выдано без запроса в органы внутренних дел РФ.

7) в пределах своей компетенции выдавать по заявлениям граждан необходимые им документы для предоставления в местные официальные органы, а также легализовать иностранные документы для ввоза и использования их в России;

8) нотариально удостоверять необходимые документы (особенно те, которые будут иметь "хождение" на территории РФ), принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.) и выдавать соответствующие свидетельства;

9) предоставлять российским юридическим и физическим лицам информацию и сведения из имеющегося в посольстве банка данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами; оказывать в этой связи на платной основе информационно-посольтационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребывания; кроме того, по запросам российских юридических лиц сообщать данные о деловой репутации и финансовой надежности интересующих их фирм, действующих в посольском округе, а также о возможности получения товаров, услуг, инвестиций, капиталов, технологий и т.д. из посольского округа в Россию;

10) в случае заболевания гражданина РФ оказать помощь по его госпитализации, а после выздоровления оказывать содействие по его возвращению в Россию; в случае смерти (гибели) гражданина РФ оформить необходимые документы и принять надлежащие меры по отправке его тела на Родину. Как в том, так и в другом случае информировать о происшедшем по соответствующим каналам родных и близких гражданина РФ;

11) оказывать помощь по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории посольского округа; при оформлении документов, необходимых страховой организации, выступать по просьбе пострадавшего гражданина РФ или его родственников в качестве их представителя в отношениях с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания (порядок оказания помощи подробно изложен в соответствующем Положении, утвержденном Правительством РФ 1 октября 1998 г. текст см. в приложении);

12) по просьбе заинтересованных лиц сообщать им адреса местных юридических контор и представительств Инюрколлегии;

13) информировать граждан об эпидемиологической и санитарной обстановке в посольском округе;

14) указать адрес, куда необходимо обратиться для получения дополнительной информации по интересующим граждан вопросам.

Как правило, при временном въезде в страну пребывания регистрация граждан в посольских учреждениях РФ не производится. Однако следует иметь в виду, что вопросы своих контактов с посольскими учреждениями они решают сами по мере возникновения необходимости, а также обстоятельств, требующих того, чтобы их местопребывание было известно посольскому учреждению. Вместе с тем, в странах с нестабильной обстановкой желательно информировать (по телефону, почтой) ближайшее российское посольство о своем местонахождении.

За посольские действия, совершаемые на территории государства пребывания, посольским учреждением взимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации посольские сборы. Фактические расходы, связанные с совершением указанных действий, также подлежат возмещению российскими или иностранными физическими или юридическими лицами.

В отношении российских граждан, проживающих в посольском округе, основными функциями посольских должностных лиц являются:



  • принятие мер к тому, чтобы граждане РФ пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им государством пребывания и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания;

  • по заявлениям граждан РФ принятие всех необходимых мер для восстановления их нарушенных прав и интересов. Если восстановление нарушенных прав и интересов не последовало в результате обращения посола в компетентные местные органы посольского округа, то посол информирует об обстоятельствах дела главу дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и при необходимости МИД РФ;

  • осуществление регистрации и ведение учета российских граждан. Эта норма зафиксирована во всех посольских конвенциях, действующих между РФ и иностранными государствами. Учет осуществляется путем заполнения на местных российских граждан учетных карточек в соответствии с формами и правилами, устанавливаемыми МИД РФ;

  • представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства последнего, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

  • осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

  • защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;

  • посещение граждан РФ, помещенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или отбывающих наказание в виде лишения свободы. Посол при личной встрече с задержанным, находящимся в тюрьме или под стражей гражданином РФ, должен убедиться, чтобы в отношении последнего соблюдались законы государства пребывания, положения международных договоров, участниками которых является Российская Федерация и государство пребывания, а также общепризнанные нормы и принципы международного права;

  • исполнение поручений следственных и судебных органов Российской Федерации в отношении граждан РФ, если это не противоречит законодательству государства пребывания и международным договорам, участниками которых является Российская Федерация и государство пребывания. Указанные поручения исполняются с соблюдением процессуального законодательства РФ.

Согласно текста Посольского устава (ст. 28) посол содействует проведению культурно-просветительских мероприятий для постоянно проживающих в посольском округе граждан РФ. Эта работа проводится с учетом ряда факторов: состояния межгосударственных отношений, внутриполитической обстановки в стране пребывания посола, численности состава колонии российских граждан, их места жительства и др. Традиционными формами в этой связи являются коллективные мероприятия: торжественные вечера, посвященные знаменательным датам, встречи с российскими деятелями культуры и науки, общественно-политическими деятелями, тематические выставки и т.п.

При выборе средств и наиболее целесообразных методов проведения этой работы должны максимально использовать имеющиеся в их распоряжении возможности, учитывая при этом внутриполитическую обстановку в округе и не нарушая законы, обычаи и порядки, установленные в стране для иностранцев.



Допускается также выполнение посолом других функций, возложенных на него Российской Федерацией, которые не противоречат законодательству государства пребывания или предусмотрены двусторонними посольскими конвенциями.

Список использованной литературы:


  1. Сабанин А. В. Посольское и консульское право. М., Л.: Государственное издательство, 2000.

  2. Пэдурару К. П. Функции консула на современном этапе // Московский журнал международного права. 2004, № 4.

  3. Дёмин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2005.

  4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.; Международные отношения, 2003.

  5. Блищенко И.П. Дипломатическое право // Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М. 2000.

  6. Международное право. Учебник // под ред. Л.Н. Шестакова. М. 2005.

  7. Петренко Н.И. Учреждение дипломатического представительства. Учебное пособие. М. 2004.

  8. Петренко Н.И. Основы консульского права. Учебное пособие. М. 2005.

  9. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. Учебник для вузов. М. 2003.





В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Джордж Галифакс
ещё >>