страница 1 |
|
Похожие работы
|
Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах - страница №1/1
![]() Структура и основные формы деятельности российских посольств в зарубежных государствах Если между Россией и страной пребывания российского посола действует соглашение, предусматривающее тот или иной правовой режим российских граждан, посол должен следить за неукоснительным выполнением местными властями положений соглашения. Если между Россией и страной пребывания российского посола нет соответствующих соглашений о правовом режиме граждан РФ, то российский посол на практике должен стремиться, основываясь на национальном законодательстве и местных обычаях, к тому, чтобы российские граждане при пребывании в посольском округе пользовались как минимум режимом наибольшего благоприятствования, т.е. имели прав не меньше, чем граждане третьих стран. Вместес тем посол РФ, исходя из характера отношений между Россией и страной пребывания и международных стандартов о правах человека, должен прилагать усилия при каждом удобном случае, чтобы российские граждане в своих правах приравнивались к правам граждан данного государства, т.е. пользовались национальным режимом. Разумеется, действия посола как в том, так и в другом случае, не должны противоречить законодательству страны пребывания. В настоящее время за рубежом действует свыше 200 посольских загранучреждений (в т.ч. посольские отделы посольств и самостоятельные посольства) Российской Федерации, практическая деятельность которых, как она определена в Посольским уставом 1976 г. и Положением о посольском учреждении Российской Федерации от 1998 г., направлена на защиту прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве, являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства. Обеспечение безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, посольский, другие отделы или группы. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями. Посольские учреждения осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положения о Министерстве иностранных дел РФ, Положения о Посольстве РФ, Положения о Посольском учреждении РФ, нормативных актов и указаний МИД России, а также Венской конвенцией о посольских сношениях и иных международных договоров Российской Федерации, других применимых норм международного права и с обязательным учетом законодательства государства пребывания. Посольские должностные лица РФ, как по заявлениям граждан России, так и по своей инициативе, принимают все необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных прав и интересов в пределах посольского округа. Защита прав и интересов является общей задачей для всех вышеназванных категорий граждан РФ. Однако решение это задачи имеет некоторую специфику по отношению к каждой категории. Представляется целесообразным рассмотреть сначала наиболее характерные функции посольских учреждений по отношению к временно находящимся за границей российским гражданам, а затем остановиться на основных функциях посольств РФ по отношению к проживающим в посольском округе гражданам РФ. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что эти функции во многом одинаковы. В рамках своей компетенции посольские должностные лица должны предоставлять российским гражданам, временно находящимся в посольском округе, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие, и в частности: 1) информировать о законах, правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев (в частности, граждан РФ) в стране и давать необходимые рекомендации. Это связано с тем, что не всегда российские граждане знают, что с момента пересечения границы того или иного государства они становятся лицами, на которых распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также национальных обычаев. Некоторые из них ошибочно полагают, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя (прибывшего по деловому или частному приглашению, в качестве туриста и т.п.) позволит им избежать ответственности за нарушение (несоблюдение) законов и обычаев, действующих в стране. Касаясь правового положения иностранцев в стране, посол обращает большое внимание на особенности порядка регистрации, передвижения по стране и т. д. В подавляющем большинстве стран правила, определяющие порядок временного пребывания иностранцев, не предусматривают право на трудоустройство в данной стране. Нарушение иностранцами режима регистрации, передвижения по стране и правил устройства на работу может повлечь за собой штраф, тюремное заключение и высылку из страны с одновременным запрещением на въезд в страну на срок до10 лет. Переезд из одной европейской страны в другую без визы (т.е. нелегальный въезд), проживание по просроченной визе и т.п., как правило, влекут за собой аналогичные санкции. Иностранцу, нарушившему законодательство и высланному за это из одного государства-члена Шенгенского соглашения, грозит запрет на въезд во все страны шенгенского пространства. Предоставление посолом временно находящимся в его посольском округе российским гражданам информации об их правовом статусе, законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных национальных обычаях входит в одну из его основных обязанностей, как это предусмотрено ст. 27 действующего Посольского устава 1976 г.; 2) в случае ареста или задержания принимать все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан РФ и защите их нарушенных прав. Если российский гражданин арестован и находится под следствием, посол по просьбе заинтересованных лиц или по собственной инициативе обязан требовать разрешения на посещения и сношения с ним; а также следить, чтобы в отношении граждан РФ строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие его право на защиту и объективный ход расследования. В целях защиты нарушенных законных прав и интересов российских граждан посол имеет право и обязан обращаться с запросом к надлежащим официальным органам не только по жалобам и претензиям граждан, но и по своей собственной инициативе, и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц РФ; в случае необходимости оказывать содействие в предоставлении в распоряжение гражданина РФ поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика; без специальной доверенности представлять граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания; 3) принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности российских граждан при стихийных бедствиях или возникновении чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости и эвакуации из страны (в таких случаях нельзя недооценивать факт наличия сведений в посольском учреждении о местонахождении того или иного гражданина РФ); оказывать помощь в других экстраординарных случаях; 4) по заявлениям заинтересованных лиц или по поручению руководства принимать меры по розыску пропавших без вести в пределах посольского округа граждан РФ; обычно этот розыск осуществляется с помощью местных правоохранительных органов; 5) оказывать содействие гражданам Российской Федерации, проживающим или временно находящимся в пределах посольского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, предусмотренных ст. 32 Конституции Российской Федерации, в соответствии с законами РФ; 6) в случае утраты паспорта гражданином РФ оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Утрата загранпаспорта при любых обстоятельствах представляет собой чрезвычайное происшествие, так как он может быть использован в различных целях, как на территории государства пребывания, так и при пересечении границ незаконными мигрантами, что может нанести ущерб интересам России и иностранных государств. Существует следующий порядок оформления свидетельства на возвращение. Утративший паспорт гражданин РФ заполняет заявление установленного образца в присутствии посольского должностного лица. Кроме этого, он должен представить протокол (справку) органов внутренних дел страны пребывания о подтверждении факта его обращения по поводу утраты паспорта, а также 2 фотографии. После получения ответа на запрос в органы внутренних дел РФ ему выдается свидетельство на возвращение. При представлении заявителем документов, подтверждающих его личность, принадлежность к гражданству и паспортных данных, свидетельства на возвращение могут, в порядке исключения, выдаваться без запроса в органы внутренних дел РФ. При предъявлении письменных заявлений поручителей - граждан России, имеющих на руках действительные паспортные документы, свидетельство на возвращение может быть также выдано без запроса в органы внутренних дел РФ. 7) в пределах своей компетенции выдавать по заявлениям граждан необходимые им документы для предоставления в местные официальные органы, а также легализовать иностранные документы для ввоза и использования их в России; 8) нотариально удостоверять необходимые документы (особенно те, которые будут иметь "хождение" на территории РФ), принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.) и выдавать соответствующие свидетельства; 9) предоставлять российским юридическим и физическим лицам информацию и сведения из имеющегося в посольстве банка данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами; оказывать в этой связи на платной основе информационно-посольтационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребывания; кроме того, по запросам российских юридических лиц сообщать данные о деловой репутации и финансовой надежности интересующих их фирм, действующих в посольском округе, а также о возможности получения товаров, услуг, инвестиций, капиталов, технологий и т.д. из посольского округа в Россию; 10) в случае заболевания гражданина РФ оказать помощь по его госпитализации, а после выздоровления оказывать содействие по его возвращению в Россию; в случае смерти (гибели) гражданина РФ оформить необходимые документы и принять надлежащие меры по отправке его тела на Родину. Как в том, так и в другом случае информировать о происшедшем по соответствующим каналам родных и близких гражданина РФ; 11) оказывать помощь по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории посольского округа; при оформлении документов, необходимых страховой организации, выступать по просьбе пострадавшего гражданина РФ или его родственников в качестве их представителя в отношениях с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания (порядок оказания помощи подробно изложен в соответствующем Положении, утвержденном Правительством РФ 1 октября 1998 г. текст см. в приложении); 12) по просьбе заинтересованных лиц сообщать им адреса местных юридических контор и представительств Инюрколлегии; 13) информировать граждан об эпидемиологической и санитарной обстановке в посольском округе; 14) указать адрес, куда необходимо обратиться для получения дополнительной информации по интересующим граждан вопросам. Как правило, при временном въезде в страну пребывания регистрация граждан в посольских учреждениях РФ не производится. Однако следует иметь в виду, что вопросы своих контактов с посольскими учреждениями они решают сами по мере возникновения необходимости, а также обстоятельств, требующих того, чтобы их местопребывание было известно посольскому учреждению. Вместе с тем, в странах с нестабильной обстановкой желательно информировать (по телефону, почтой) ближайшее российское посольство о своем местонахождении. За посольские действия, совершаемые на территории государства пребывания, посольским учреждением взимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации посольские сборы. Фактические расходы, связанные с совершением указанных действий, также подлежат возмещению российскими или иностранными физическими или юридическими лицами. В отношении российских граждан, проживающих в посольском округе, основными функциями посольских должностных лиц являются:
Согласно текста Посольского устава (ст. 28) посол содействует проведению культурно-просветительских мероприятий для постоянно проживающих в посольском округе граждан РФ. Эта работа проводится с учетом ряда факторов: состояния межгосударственных отношений, внутриполитической обстановки в стране пребывания посола, численности состава колонии российских граждан, их места жительства и др. Традиционными формами в этой связи являются коллективные мероприятия: торжественные вечера, посвященные знаменательным датам, встречи с российскими деятелями культуры и науки, общественно-политическими деятелями, тематические выставки и т.п. При выборе средств и наиболее целесообразных методов проведения этой работы должны максимально использовать имеющиеся в их распоряжении возможности, учитывая при этом внутриполитическую обстановку в округе и не нарушая законы, обычаи и порядки, установленные в стране для иностранцев. Допускается также выполнение посолом других функций, возложенных на него Российской Федерацией, которые не противоречат законодательству государства пребывания или предусмотрены двусторонними посольскими конвенциями. Список использованной литературы:
|
ещё >> |