Похожие работы
|
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Организация школьной библиотеки - страница №1/1
 Интегрированный урок русского языка и обучения проектной деятельности в условиях школьной медиатеки. Составление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта "Эхо войны"
Камбулова Анжела Евгениевна, учитель начальных классов
Стрельцова Лилия Вячеславовна, заведующая библиотекой
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Организация школьной библиотеки
Тема: cоставление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта “Эхо войны”.
Тема проекта “Эхо войны”, предложенная соавторами урока определяется актуальностью времени – канун 60-летия Победы в ВОВ над фашизмом.
Цель урока и предварительной работы – сбор и систематизация материала об участниках ВОВ и представление в виде мини-проекта “Эхо войны” с использованием текстов разных типов речи: повествование, описание, рассуждение.
Учащимся 2-го класса заранее предлагается познакомиться с особенностями проектной деятельности, со стадиями создания проекта, его назначением. В ходе работы дети приобретают знания о ВОВ 1941-1945 г., её основных событиях, необходимости заботы о ветеранах, почтения памяти павших в боях. При этом широко используются материалы школьной библиотеки: книги, периодические издания, сборники сочинений учащихся школы, электронные учебные пособия и аудиозаписи (см. приложение 1) и медиатеки, осуществляются встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, посещение памятных мест. Собраны, а затем помещены в ПК коллекции фотографий, рисунков, плакатов, которые образно и наглядно представляют суть проекта.
Весь собранный материал систематизируется на итоговом уроке. Работа проводится дифференцированно, по группам. Каждой группе предлагается создать страничку мини-проекта с использованием конкретного типа речи текста и сопроводительных иллюстраций. Демонстрация и защита мини-проекта “Эхо войны” происходит перед аудиторией учителей и учащихся.
Педагогическая цель урока - организовать комплексную работу с текстами разных типов.
Цель специалиста медиатеки – представить книжно-иллюстративные, аудио и видео документы по теме “Эхо войны”, создать с учащимися 2 класса проект “Эхо войны” на основе составленных текстов, исследовательского материала в программе “Power Point”.
Задачи:
-
Закреплять знания учащихся о признаках текста, типах текста (описание, повествование, рассуждение).
-
Способствовать совершенствованию умения анализировать, составлять текст, редактировать его.
-
Содействовать умению работать в группах, используя метод проектной деятельности и средства информационных технологий.
-
Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.
-
Развивать орфографическую зоркость.
-
Воспитывать чувство глубокого уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны, прививать чувства любви и гордости за близких, родных, за Родину.
Оборудование.
Рабочая тетрадь.
Карточки с “разбросанным” текстом.
4 компьютера.
Мультимедийный проектор.
Музыкальный центр.
Экран.
Коллекция фотографий и репродукций “9 мая” в ПК.
Презентация в программе “Power Point”.
Аудиокассета с записями песен военных лет.
Книжная выставка “Память сердца”.
Ход урока.
I. Приветствие. Оргмомент.
- Для чего нам нужно развивать речь?
- Что узнали нового на последних уроках?
|
Фронтальная беседа.
|
II. Основная часть.
1. Постановка цели, см. приложение 1.
- Сегодня продолжим работу над составлением текстов разных типов, вспомним основные признаки текста, будем заниматься проектной деятельностью по составлению видеожурнала “Эхо войны”, где и будем использовать составленные тексты.
|
Проецирование на экран обложки видеожурнала “Эхо войны”.
|
2. Словарная работа.
2.1. Задание.
- В ходе работы мы будем использовать множество слов. Написание которых придется объяснить.
- Попробуйте правильный вариант написания слов. Запишите слова в тетрадь.
|
Проецирование на экран таблицы “Словарная работа”.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Проецирование на экран правильных вариантов написания.
|
с … лдат
|
о
|
а
|
о
|
о
|
п … беда
|
а
|
о
|
о
|
о
|
г … рой
|
е
|
е
|
е
|
е
|
в …теран
|
е
|
е
|
и
|
е
|
н … род
|
а
|
а
|
о
|
а
|
2.2. Работа в тетради. Проверка. Оценивание.
- Чем объединяются данные слова? (Словарные слова на военную тему).
- Возможно эти слова будут использованы при составлении текстов.
|
|
3. Повторение изученного материала.
- Что такое текст?
- Среди данных записей найдите текст.
|
|
Какие записи являются текстом.
-
В этом году наш народ отмечает 60 лет Великой Победы.
-
Салют, военное братство, солдат, военная тревога, партизан, праздничный салют.
-
Есть в Беларуси деревня Хатынь. Обычная деревня, только улицы пусты, изб нет. Только чёрные трубы с колоколами. В годы войны ворвались в Хатынь фашисты, спалили избы, живьём сожгли жителей. А теперь звонят колокола Хатыни. Они напоминают людям о войне, зовут защищать мир на Земле.
-
Фашисты окружили Ленинград. Свободным остался только один путь – через Ладожское озеро. Юные герои Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик навсегда останутся в нашей памяти.
-
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Обсуждение вариантов ответов.
- Какие типы текстов вы знаете?
- Как отличить один тип от другого?
|
Проецирование на экран записей.
Фронтальная беседа.
|
|
О чём говорится
|
Вопрос к тексту
|
Употребляемые слова
|
Проецирование на экран таблицы “Типы речи текста”.
|
Описание
|
Описывается предмет, явление.
|
Какой?
|
Прилагатель-ные.
|
Повествование
|
Рассказывается о чём-либо.
|
Что делается?
|
Глаголы.
|
Рассуждение
|
Рассуждения на какую-либо тему.
|
Почему?
|
Потому что, так как.
|
Определите тип текста.
-
22 июня 1941 года, выходной день. Поначалу радостный день. Ещё не проснувшиеся города и сёла. После выпускных вечеров гуляющая молодёжь, мечтающая о своём будущем. Четыре часа утра…
-
Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца оборонялся её героический гарнизон.
-
Победа нашему народу досталась дорогой ценой, потому что война унесла жизни почти 27 миллионов человек. Народ не просто выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, потому что война была всенародной.
Обсуждение. Аргументированные ответы. Оценивание.
|
Устная работа. Тест. Проецирование на экран текстов.
|
Физкультминутка.
(Упражнение для глаз, снятие усталости).
|
Звучит музыка.
|
Работа над составлением текстов для видеожурнала “Эхо войны”.
– Приступим к составлению страниц видеожурнала “Эхо войны”. Предварительная работа по сбору материала нами уже выполнена. Второй этап – обработка материалов.
- Работать будем по группам. 1-ые три группы будут собирать “рассыпанный” текст.
I группа – текст – рассуждение. (Чтение названия, эпиграфа).
II группа – текст – повествование.
III группа – текст – описание.
IV группа будет самостоятельно составлять текст – рассуждение “Сегодняшний День Победы - особенный день”.
“Рассыпанный текст”.
В этом году отмечается 60-летие великой Победы. Вся страна чествует ветеранов войны и труда. Мы тоже готовились к празднованию Победы. Ученики нашего класса встречались с участниками войны, подготовили праздничный концерт. Мальчики читали стихи, девочки пели песни.
Давно отгремела Великая Отечественная война, а подвиг людей, защитивших нас, их потомков, никогда не будет забыт! Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь?
Альбом – хранитель памяти о прошлом. Много интересного поведал он нам о военном времени.
Накануне праздника мы навещали ветерана войны и труда Осину Анну Михайловну. Нам было очень приятно поздравить её с праздником и послушать рассказы о военном времени.
Герои защищали Родину не только на фронте, но и в тылу. Без труда миллионов женщин, работавших вдали от сражений, не состоялась бы наша Победа. Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны.
Рассматриваем фотоальбом. Он от времени потёрся, бархат его выцвел местами. Несмотря на это, приятно держать его в руках. Сразу с первой страницы видим снимок военных лет. Дедушка совсем молодой. В военной форме. А вот он рядом с бабушкой.
Далее снимки фронтовые. Дедушка в кругу однополчан.
Есть фотография, сделанная накануне Победы.
Дело освобождения Родины было всенародным. Поэтому, когда мы говорим: “Они защищали Родину”, - мы имеем в виду всё военное поколение – воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная слава!
Все снимки пожелтели от времени. Но они очень дороги дедушке и бабушке, напоминают о пережитой войне, их молодости. Фотографии воскрешают в памяти судьбы близких людей, вписавших свою страницу в историю нашей страны.
А ещё мы всем классом ходили возлагать цветы к монументу Памяти в парк Победы. Многие писали сочинения о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне.
- К каждой работе необходимо подобрать иллюстративный материал, который выберут иллюстраторы групп.
|
Групповая работа.
Проецирование на экран названий текстов и эпиграфов.
Проецирование на экран “Рассыпанного текста”.
|
Выбор иллюстраций. Работа учащихся со специалистом школьной медиатеки за компьютерами.
См. приложения 2, 6.
|
Работа с коллекцией фотографий и репродукций в ПК.
|
Проверка задания. Составленные тексты читаются детьми в иллюстративном сопровождении.
|
Создание иллюстративных страниц видеожурнала в программе “Power Point”.
|
Домашнее задание.
1. Записать текст в тетрадь, найти и выделить орфограммы, устно объяснить написания.
2. Записать текст с дополнениями, найти и выделить орфограммы.
3. Записать по памяти текст, составленный другой группой, найти и выделить орфограммы.
|
Проецирование на экран домашнего задания.
|
Итог.
- Чему учились на уроке?
- Какой вид текста, на ваш взгляд, наиболее трудно составлять?
- Очень важно уметь составлять тексты разных типов. Это умение очень пригодится в жизни (при написании писем, сочинений, других работ).
- Я хочу продемонстрировать вам, как умение составлять тексты разных типов принесло победу ученице нашей школы в конкурсе при описании музейного экспоната. Она заняла призовое место при описании бинокля.
|
|
|