Статья отнесена к разделу: Преподавание математики. Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Статья отнесена к разделу «Преподавание географии». Внеклассная работа. 1 228.58kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 1 79.85kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания 1 82.27kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 1 94.55kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 1 51.87kb.
"Оформление окна" 1 99.2kb.
Викторина "Думай, смекай, отгадывай" Леткеман Любовь Петровна, учитель... 1 48.62kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели урока: Образовательные... 1 169.31kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание географии 1 118.03kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Организация... 1 87.32kb.
Урок-путешествие в 6-м классе по теме "Мох" Васильева Лидия Васильевна... 1 138.54kb.
Классный час 7-8 класс «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» 1 84.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики. Техническое оснащение: персональный - страница №1/1

Карташова Ирина Викторовн, учитель математики

Торсуков Алексей Михайлович, учитель математики

Астраханская область, Приволжский район

с. Бирюковка

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бирюковская средняя общеобразовательная школа»


ВОЙНА 1812 ГОДА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики.

Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор.



Цели урока:

Активизация мыслительной деятельности и интереса учащихся к одной из ключевых тем истории России 19 века Отечественной войне 1812 года, развитие внимания.

Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

Повышение интереса учащихся к изучению математики и истории и углубление понимания ими изучаемого фактического материала

Привитие интереса к поисковой деятельности.

Создание условий для развития личности ребёнка.

Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Сообщение темы урока - в форме беседы.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный урок математики, поэтому тему урока попробуйте отгадать сами, а помогут в этом нам ваши знания предмета «история». Давайте вспомним, какую дату мы будем отмечать в сентябре 2012 года. Для этого предлагается математический диктант (слайд):



Задача 1. Запишите с помощью арабских цифр числа написанные с помощью римских.

XII июня MDCCCXII года, «Великая армия» Наполеона (CCCCL тыс. человек), переправившиеся через Неман, вторглись в пределы Российской империи, - начало Отечественной войны MDCCCXII года. XXII августа MDCCCXII года, русская армия остановилась у села Бородино на Новой Смоленской дороге, в CX км от Москвы. К югу от села, километрах в V, была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге.

Русская армия насчитывала CXXXII тыс. человек (в том числе XXI тыс. плохо вооружённых ополченцев), французская армия – CXXXV тыс. Штаб Кутузова избрал оборонительный план.

XXVI августа MDCCCXII года в половине VI утра началось Бородинское сражение.



Решение: 12 июня 1812 года, «Великая армия» Наполеона (450 тыс. человек), переправившиеся через Неман, вторглись в пределы Российской империи, - начало Отечественной войны 1812 года. 22 августа 1812 года, русская армия остановилась у села Бородино на Новой Смоленской дороге, в 110 км от Москвы. К югу от села, километрах в 5, была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге.

Русская армия насчитывала 132 тыс. человек (в том числе 21 тыс. плохо вооружённых ополченцев), французская армия – 145 тыс. Штаб Кутузова избрал оборонительный план.

26 августа 1812 года в половине 6 утра началось Бородинское сражение (приложение 1).

Правильно, 6 сентября 2012 года наша страна будет отмечать 200-летие Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение на уроках математики- в математических задачах.

Итак, цели нашего урока:

Воссоздание атмосферы войны 1812 года

Использование исторического материала - война 1812 года при решении математических задач. (фрагмент Бородинского сражения–Приложение 2)

3. Практические задания с использованием исторического материала

Задача №2:

Решив уравнения и заполнив таблицу, вставив в нужную ячейку букву под ответ вы сможете узнать о каком сражении идёт речь:




1) 15(х – 3) + 30 = 12х (М)

2) 5(х – 10) = 2х +10 (Н)

3) 0,7х = 0 (О)

4) 5х = -60 (И)

5) 2х + 9 = 15 – х (Б)

6) 35 = 12х – 1 (Д)

7) 6х – (7х + 4) = 13 (Р)

8) 3х – 5 = 2 – 4х (Е)

9) (К)

10) 5х + 3(х – 1) = 6х + 11 (С)

11) (А)

2

0

-17

0

3

-12

20

7

53

0

1

Б

О

Р

О

Д

И

Н

С

К

О

Е

Ответ: Бородинское сражение

Задача № 3. Найдя наименьшее общее кратное (НОК) двух чисел 604 и 453, мы сможем узнать о каком историческом событии идёт речь.

Решение: Разложение числа 604 на простые множители, даёт нам следующий результат: 604 = 2*2*151, а разложение числа 453 даёт нам следующий результат 453 = 3*151

НОК (604; 453) = 2*2*3*151 = 1812

Ответ: 1812 год – Отечественная война России с Наполеоновской Францией

Задача 4. Чтобы узнать имя героя Отечественной войны 1812 года вам необходимо решить кроссворд.

Вид деятельности- работа в парах и взаимопроверка.

1. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (куб)

2. Геометрическая фигура, у которой все стороны равны (квадрат)

3. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки (угол)

4. Утверждение, справедливость которого устанавливается путём рассуждений (теорема)

5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)

6. Луч, который делит угол пополам (биссектриса)

7. Часть прямой, перпендикулярной данной прямой (перпендикуляр)

8. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону, или линию её содержащую (высота)



9. Инструмент для измерения длины отрезков (линейка)
















1





































2








































3































4


































5































6


































7

















































8








































9























4. Обобщение и повторение изученного материала.

Какие великие битвы, в которых решалась судьба Родины, вы знаете?

(ответы учащихся)

Вспомните, в каких произведениях описывается Бородинское сражение, его герои или историческое значение этого события?

(ответы учащихся)

Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают, поэтому мы сможем посчитать примерную численность французской и русской армии и их потери в Отечественной войне.

Задача №5

Состав русской армии:

Пехота – 72000 человек

Кавалерия – в 4 раза меньше, чем

Артиллерия – на 4000 человек меньше, чем

Казаки – в 2 раза меньше, чем

Ратники ополчения – 10000 человек

Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?

Решение:

1) 72000 : 4 = 18000 (чел) – кавалеристы

2) 18000 – 4000 = 14000 (чел) – артиллерия

3) 14000 : 2 = 7000 (чел) – казаки

4) 72000 + 18000 + 14000 + 7000 + 10000 = 121000 (чел) – численность русской армии

Ответ: 121000 человек

Задача №6



Состав французской армии:

Пехота – 90000 человек

Кавалерия – в 3 раза меньше, чем

Артиллерия – шестая часть от

Инженерные войска – в 5 раз меньше, чем

Ратники ополчения – 10000 человек

Какова численность французской армии накануне Бородинского сражения?
Решение:

1) 90000 : 4 = 30000 (чел) – кавалеристы

2) 90000 : 6 = 15000 (чел) – артиллерия

3) 15000 : 5 = 3000 (чел) – инженерные войска

4) 90000 + 30000 + 15000 + 3000 = 138000 (чел) – численность французской армии

Ответ: 138000 человек

Задача 7. В Отечественной войне 1812 года Русская армия понесла большие потери: пехоты погибло 36,0 тыс. человек, кавалерии на 30,0 тыс. человек меньше, чем пехоты, казаков на 0,5 тыс. человек меньше, чем артиллерии, а артиллерии на 25,5 тыс. человек меньше, чем пехоты. Сколько всего погибло солдат и офицеров?

Решение:

1) 36000 – 30000 = 6000 (чел) - погибло кавалерии

2) 36000 – 25500 = 10500 (чел) - погибло артиллерии

3) 10500 – 500 = 10000 (чел) - погибло казаков

4) 36000 + 6000 + 10500 + 10000 = 62500 (чел) - погибло

Ответ: 62,5 тыс. человек погибло



Задача 8 Со стороны «Великой армии»Наполеона в Бородинском сражении в штыковой атаке участвовало 7 полков по 730 человек, а со стороны русской армии 5 полков по 754 человека. На сколько французов было больше, чем русских в штыковой атаке?

Решение:

1) 7*730 = 5110 (чел) – французов

2) 5*754 = 3770 (чел) – русских

3) 5110 – 3770 = 1340 (чел)

Ответ: на 1340 человек больше

Самостоятельная работа

Учащиеся решают задачи по вариантам:

1 вариант задача № 5 и №8,

2 вариант №6,№7

и осуществляют взаимопроверку с последующей проверкой у доски.

5. Физкультминутка

-Встаньте. Улыбнитесь. Поделитесь капелькой теплоты и добра.

«Хочу я, чтоб добро к тебе пришло

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого - зло.»

Итак, накануне сражения недалеко от Москвы на Бородинском поле было сосредоточено примерно 260 тысяч человек.

Кто же был главнокомандующим русской армией?



Задача 8 Разгадав кроссворд, вы сможете узнать, о каком генерал-фельдмаршале идёт речь?










1

























2































3



















4


































5




























6






















7



























1. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (куб)13994771_napoleon.jpg

2. Результат сложения чисел (сумма)

3. Как называется утверждение, требующее доказательства (теорема)

4. Единица времени (секунда)

5. Единица скорости на море (узел)

6. Отрезок, соединяющий 2 любые точки окружности (хорда)

7. Равенство, где есть неизвестное число (уравнение).

А кто стоял во главе французской армии?

( ответы учащихся)



Задача 9. Наполеон Бонапарт был провозглашен императором дважды. Первый раз он нёс службу с 1804-1814 г. А второй срок службы составляет 4,8% от первого. Каков срок второго правления Бонапарта?

Решение:

1) 1814 – 1804 + 1 = 11 (лет) – период первого правления

2) 11 * 0,048 = 0,528 (года) – период второго правления

Учащимся предлагается задача-шутка

Задача 10. После Бородинского сражения в списках Маршалов Империи числилось 24 человека, для которых император Наполеон заказал 2 ящика игристого вина и по 3 пирожных каждому маршалу. Однако, на торжество пришли не все, за праздничным столом их оказалось меньше: поскольку один оказался в списках погибших, двое ранены, четверо находились в Испании, один – воевал с англичанами, один – в Бельгии, двое оказались отстранёнными со своих постов, один – в Неаполе, а Серюрье являлся административным маршалом. Сколько же пришлось Наполеону съесть лишних пирожных, за что их и назвали «Наполеон».

Решение:

1) 1+2+4+1+1+2+1+1 = 13 (человек) маршалов не явилось на торжество

2) 13*3 = 39 (пирожных) осталось

Ответ: Наполеону пришлось съесть 39 пирожных «Наполеон»



5. Подведение итогов урока

Быть патриотами, любить Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг - это то, к чему должен стремиться каждый из нас.

Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

-С пользой ли прошел для вас этот урок?

-Что нового узнали, какие навыки и умения приобрели?

Какие эпитеты можно подобрать к вашему настроению после этого урока?

(Выставление ученикам оценок)

6. Домашнее задание


  1. Вспомните, какие исторические места Москвы связаны с Бородинской битвой.

  2. Задача :

Русская армия насчитывала 132 тыс. человек, французская армия 135 тыс. человек. Штаб Кутузова, полагая, что в армии противника около 190 тыс. человек, избрал оборонительный план. На сколько процентов штаб Кутузова превысил силы противника. Ответ округлите до целых.

Решение:1) 135000 – 100%

190000 – х%, зависимость прямая, следовательно, составляем пропорцию:

135000*х = 190000*100

х =

х = 140,74

х ≈ 141%


2) 141 – 100 = 41 %

Ответ: на 41 %



Спасибо за урок.




Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату. Вуди Аллен
ещё >>