Похожие работы
|
«Становление российской государственности» - страница №3/4
XXI век
«ЕДИНАЯ РОССИЯ»
|
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
|
ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ
|
ФРАДКОВ
|
«ОСЬ ЗЛА»
|
ОБЩЕСТВЕН-НАЯ ПАЛАТА
|
СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ
|
АНТИТЕРРОРИС-ТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
|
Д. МЕДВЕДЕВ
|
ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
|
ДВИЖЕНИЕ «НАШИ»
|
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕН-НЫЙ ЭКЗАМЕН
|
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
|
УСАМА БЕН
ЛАДЕН
|
МЕКСИКАНС-КАЯ СТЕНА
|
ФЕДЕРАЛЬ- НЫЕ ОКРУГА
|
РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ
|
ПРОПОРЦИОНАЛЬ-НАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ В ГОС. ДУМУ РФ
|
ПРОЦЕСС НАД ХОДАРКОВС-КИМ
|
ТЕРАКТ НА ДУБРОВКЕ
|
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕ-СТВА
|
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ
4 НОЯБРЯ
|
ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА
|
УКРУПНЕ- НИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ
|
ТРАГЕДИЯ В БЕСЛАНЕ
|
САММИТ ВОСЬМЕРКИ В ПЕТЕРБУРГЕ
|
ТРАГЕДИЯ 11 СЕНТЯБРЯ
|
НАНОТЕХНОЛО- ГИИ
|
КАЗНЬ С. ХУСЕЙНА
|
ВОЙНА В ИРАКЕ
|
ПАРТИЯ «РОДИНА»
|
|
|
|
ОПЕРАЦИЯ ПРОТИВ ТАЛИБОВ
|
Приложение 9. Особенности политической культуры России
В современном российском обществе ярко прослеживается противоречивость ценностей. Противоположные ценности не просто присутствуют в разных общественных группах и людях, но каждый человек часто несет в себе казалось бы взаимоисключающие принципы, нормы, идеалы, взгляды. Попробуем сгруппировать эти ценности в таблице:
1. Мессианство, то есть представление об особой миссии России, которая может научить всех остальных “истинной” жизни.
|
1. Преклонение перед всем иностранным, считающимся передовым и наилучшим, некритической заимствование зарубежных образцов поведения.
|
2. Идеализация «славного» исторического прошлого, его героев и деятелей, постоянное обращение к корням, традициям предков, народной культуре. В этом многие видят проявление патриотизма, и в любом желании провести перемены находят посягательство на общее достояние, а в итоге предательство предков и отказ от их заветов.
|
2. Негативизм по отношению к историческому пути страны, поиск сенсаций с отрицательным оттенком, критиканство. Часто бывает так, что после смерти правителя или при переменах общественного строя на предыдущие этапы развития обрушивается такая волна критики, что под сомнение начинают ставиться и уже казавшиеся очевидными достижения. В целом это доходит подчас до полного самоуничижения.
|
3. Радикализм - требование коренных и быстрых перемен с обязательным мгновенным положительным результатом. При этом требуется разрушить все старое до основания и на обломках строить новый справедливый мир.
|
3. Консерватизм - любые реформы и нововведения воспринимаются с подозрением, в каждом шаге официальных властей видится посягательство на народ и его интересы с обязательным ухудшением жизни.
|
4. Нигилизм по отношению к государству, его символам и органам управления, стремление обмануть государство, критика любых действий властей без конкретных предложений.
|
4. Государственность- чувство причастности к огромной по размерам и количеству населения стране, стремление видеть ее могущество и лидирующие позиции в мире, забота о территориальном единстве всех входящих субъектов.
|
5. Сверхпринципиальность, проявляющаяся в готовности умереть за некоторые идеалы и принципы, носящие зачастую отвлеченный характер. Иногда такое отношение очень напоминает догматизм в его крайних проявлениях (вспомним письмо-программу Нины Андреевой “Не могу поступаться принципами”). Идеал нашей добродетели - правдолюбец, который готов убить собеседника ради его же собственной пользы
|
5. Беспринципность, которая, как это ни странно, тесно переплетается с принципиальностью. Так, ради воплощения в жизнь провозглашенного принципа можно от него отойти - например, для спасения страны от влияния Запада нужно развернуть широкую кампанию против влияния извне, при этом не возбраняется использовать помощь зарубежных стран.
|
6. Творчество и смекалка присущи и российским политикам, и простым людям в самых разных, подчас фантастических видах. К сожалению, для их лучших проявлений часто требуется создание искусственных трудностей, а затем “героическое” преодоление их.
|
6. Иждивенчество, особенно в тех случаях, когда нет экстремальных ситуаций, не нужно совершать подвигов. В повседневной жизни лень и пассивность часто доминируют до наступления кризиса, порожденного именно этим отношением.
|
7. Самопожертвование, не раз проявлявшееся в истории нашей страны. Достаточно вспомнить вторую мировую войну, когда наш народ остановил фашизм и спас мировое сообщество, тем самым, проявив величайший уровень ответственности за судьбу человечества.
|
7. Инфантилизм, выраженный в политической сфере в стремлении переложить ответственность на историю, опыт других стран, умерших или лишенных власти вождей. Наивная вера, что добиться успехов можно путем облагодетельствования со стороны кого-либо, а также надежда на благоприятное стечение обстоятельств.
|
8. Искренность, по уровню которой россияне могут претендовать на первые позиции в мире. Подчас ее даже использовали, да и сейчас используют для обмана.
|
8. Лицемерие, легко уживающееся с противоположным качеством. Лицемерие в российской политической культуре носит очень искренний характер, а тот или иной политический лидер не только убеждает в чем-то людей, но во время произнесения речи сам на время верит своим словам.
|
9. Коллективизм и общинность, заключающиеся в подчас подсознательном стремлении делать все сообща. Часто с ними соседствует и стремление к уравнительности. Отсюда достаточно негативное отношение к частной собственности и всему частному.
|
9. Индивидуализм - забота о собственных интересах и проблемах. При негативном отношении к частной собственности личное имущество считается неприкосновенным и священным.
|
10. Боязнь власти, переходящая подчас в полное ее неприятие. Власть и народ понимаются в качестве двух разных миров и их взаимодействие возможно только в особых ситуациях. Например, обратиться в суд или за помощью в милицию можно только в самых крайних случаях, а лучше решать проблемы самостоятельно. Власть чаще всего соотносится с чем-то карательным.
|
10. Постоянная критика государственных структур в любых ее проявлениях - от анекдотов о правителях до истерических митингов и самоподжогов. Власть одновременно является величественной и ничтожной, священной и низменной, непогрешимой и воровской.
|
11. Аполитичность, выливающаяся в безверие по поводу перемен в лучшую сторону и отказа от любых попыток что-либо изменить в стране. Происходит разочарованность во всех демократических институтах, в том числе и в избирательном принципе смены власти.
|
11.Вера в «доброго царя», то есть идеального правителя, который должен быть эмоционально близок людям, понимал бы их интересы и чудесным способом сделал всех счастливыми и богатыми (вспомним хотя бы известный лозунг избирательной кампании Б.Н. Ельцина в 1996г. «Голосуй сердцем»).
|
12. . . .
|
12. . . .
|
Ожидаемые результаты:
В ходе занятия участники смогут
-рассмотреть понятия «государственность» и «политическая культура», рассмотреть исторические этапы развития государственности в России;
-сравнить разные исторические периоды и классификации, проанализировать исторические источники, принять участие в обсуждении;
-высказать собственную точку зрения и понять закономерности становления государственности, осознать важность четкой организации занятия.
В результате занятия участники смогут
-выделять компоненты, составляющие понятие «государственность», назвать не менее 5 разных типов политической культуры, соотносить становление государственности в России с историческими периодами;
-применять сравнительный анализ при изучении документов в педагогической практике;
-использовать инструкции в своей работе и обращать внимание учащихся на их важность;
-включать учащихся в активную деятельность на уроках истории и обществознания.
Приложение 10. Тестовое задание для проверки знаний и внимательности.
ИНСТРУКЦИЯ. Вам предлагаются тесты разного уровня сложности. Наиболее сложные тесты выделены курсивом. В первую очередь ответьте на вопросы, которые не выделены курсивом. На все ответы Вам дается 15 минут. Разрешается пользоваться записями в своей тетради и раздаточным материалом. Не разрешается разговаривать с соседями и пользоваться мобильным телефоном. Если Вы дочитали эту инструкцию до конца, то задание можно не делать – поднимите руку, считается, что Вы уже ответили на вопросы теста.
1. Какое понятие характеризует признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества?
1)
|
Идеология
|
2)
|
Популизм
|
3)
|
Господство
|
4)
|
Легитимность
|
2. Как в политологии называется наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности; бытующее представление об особой одаренности, личной притягательности, исключительности, непогрешимости кого-либо?
1)
|
Этатизм
|
2)
|
Авторитаризм
|
3)
|
Патернализм
|
4)
|
Харизма
|
3. Что понимается под автаркией?
1)
|
позиция самоизоляции государства от экономических, социальных и прочих связей с другими государствами
|
2)
|
политологическая концепция, в соответствии с которой политика государств, прежде всего внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами
|
3)
|
деятельность, направленная на обеспечение популярности в массах за счет необоснованных обещаний
|
4)
|
усилие, совершаемое правительством для того, чтобы убедить управляемых подчиниться ему
|
4. Что из перечисленного присуще любому революционному изменению?
1)
|
Постепенность
|
2)
|
Радикальность
|
3)
|
Поверхностность
|
4)
|
Мирный характер
|
5. Слова, приписываемые Фридриху Великому: «Я пребываю в согласии с моим народом – он может говорить, что хочет, а я могу делать, что хочу», характеризуют систему власти, которая получила в политологии название:
1)
|
Демократизм
|
2)
|
Тоталитаризм
|
3)
|
Авторитаризм
|
4)
|
Либерализм
|
6. В английской системе парламентаризма термины «закрытие», «кенгуру», «гильотина» применяются к следующей процедуре:
1)
|
Прекращения дебатов по острым вопросам.
|
2)
|
Выбора спикера палаты общин.
|
3)
|
Принятия новых законов.
|
4)
|
Утверждения важных внешнеполитических актов.
|
7. Установите соответствие между типом легитимности и его характеристиками:
|
Характеристики
|
|
Тип легитимности
|
1.
|
отсутствие зависимости подчиненных от руководителей на личном уровне
|
А.
|
Легальный (рациональный)
|
2.
|
большая роль в общественной жизни утвердившихся моральных норм
|
Б.
|
Традиционный
|
3.
|
Назначение на должности на основании личной преданности
|
|
|
4.
|
личная зависимость управляемых от господствующих
|
|
|
5.
|
общее подчинение установленным законам
|
|
|
6.
|
регулирование конституционными законами правил социального поведения
|
|
|
8. Установите соответствие между ветвями власти и их функциями:
|
Функции
|
|
Ветвь власти
|
1.
|
разработка, представление и обеспечение федерального бюджета
|
А.
|
Законодательная
|
2.
|
устанавливает нормативные начала государственной и общественной жизни
|
Б.
|
Исполнительная
|
3.
|
управление государственной собственностью
|
|
|
4.
|
меры по обеспечению обороны, государственной безопасности
|
|
|
5.
|
вырабатывает основные направления внешней и внутренней политики страны
|
|
|
6.
|
проводит экспертизу стратегических вопросов государственного развития
|
|
|
9. Соотнесите авторов произведений, посвященных парламентаризму, с их названиями:
1. Победоносцев К.
|
А. «Панама и парламентаризм»
|
2. Дэн Сяопин
|
Б. «Великая ложь нашего времени»
|
3. Кропоткин П.
|
В. «О народном представительстве»
|
4. Тихомиров Л.
|
Г. «Ускорить шаги реформы»
|
|
Д. «Мораль, право, политика»
|
10. Выберите мыслителей Нового времени, которые в своих работах рассматривали вопросы власти и властных отношений:
А)
|
Фома Аквинский
|
Б)
|
Аристотель
|
В)
|
Монтескьё
|
Г)
|
Руссо
|
Д)
|
Вольтер
|
Е)
|
Ульянов (Ленин)
| << предыдущая страница следующая страница >>
|