ТИПЫ
|
Индивидуалистская
|
Гражданско-республиканская
|
Государственная
|
Традиционалистская
|
Здоровая (позитивная) сторона
|
В центре – индивид.
Мир – рынок, концепция торговли (обмена), у каждого есть своя цена, голос гражданина отдается за определенные услуги политика.
|
В центре – общество. Баланс между индивидом и государством. Цель – формирование гражданского общества.
|
В центре – государство, которое больше, чем правительство или политическая партия. Правительство – главный представитель государства, обеспечивает порядок и безопасность. От людей ожидается подчинение для безопасности и стабильности.
|
В центре – семья, племя. Отношение к вождю как к отцу.
|
Нездоровая (негативная) сторона
|
Аномия, социальная апатия, эгоизм, что часто заканчивается диктатурой – Наполеон.
|
Подрыв ценности индивидуализма во имя общественного блага, много обещаний (популизм), возникает место для тирании большинства.
|
Исчезает индивидуализм.
|
Мафия – характерный пример этой культуры. В криминальном государстве все могут вести себя как члены мафии.
|
Классификация политической культуры (Л.В. Поляков).
ВИД
|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Демократическая
|
-восприятие государства как народного установления и инструмента реализации воли народа;
-политическая свобода состоит в праве граждан выражать собственное мнение и влиять на принимаемые решения;
-установление правомерных средств выражения недовольства и противодействия властям.
|
Авторитарная
|
-государство является господствующей силой;
-недопустима критика решений и указаний власти (считаются правильными и обязательными для исполнение;
-политическая свобода сводится к согласию с точкой зрения правящих кругов;
-процедуры выражения несогласия носят формальный характер;
-пассивность граждан вследствие невозможности влиять на политику;
-декларативный характер установленных прав и свобод.
|
Патриархальная
|
-отношения подданных и главы государства как детей и заботливого отца;
-послушание и следование указания властям;
-противодействие государству является моральным проступком и вызывает негодование всего общества;
-ориентация на личность правителя и сложившиеся устои.
|
Революционная
|
-абсолютизация разрушения как способа решения накопившихся проблем;
-отрицание ценности стабильности, организации и порядка;
-представление об относительности любых правил и норм;
-пренебрежительное (анархическое) отношение к власти.
|
Мессианская
|
-представление об изначальной предназначенности некой миссии;
-стремление к избранности;
-стремление к лидерству.
|
Алмонд и Верба выделили три основных типа политической культуры, которые преобладают в том или ином обществе.
1. Патриархальная (могут быть и другие названия - традиционалистская или провинциалистская). Ее основным составляющим является отсутствие интереса граждан к политике. Данная позиция преобладает в отстающих в политическом развитии странах и регионах, где человек ограничивает свою деятельность местными делами и проблемами, нет знаний о политике и интереса к политической информации, при этом также вполне возможно либо полное отсутствие информации, либо слабое развитие средств массовой информации.
2. Подданническая. Характеризуется сильной ориентацией на официальные институты и низким уровнем самостоятельной активности граждан. Человек либо положительно либо отрицательно относится к правительству, не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется ей в силу традиции или страха. Государства, где вся полнота власти принадлежит одному человеку или небольшой группе лиц, стараются формировать у населения именно такой тип культуры. В данном случае люди только формально могут считаться гражданами, а на самом деле являются подданными, то есть переданными под чье-то господство без всякой возможности самостоятельно изменить свое положение.
3. Активистская (иногда встречаются такие названия как культура участия или партисипаторная). Важнейшей характеристикой является заинтересованность граждан в политике и их реальное политическое участие. Они не только стремятся, но и имеют возможности для влияния на функционирование властей. Главной ценностью становится понимание ответственности каждого гражданина за развитие государства и взаимодействие с официальными властями.
На практике чаще всего встречаются смешанные модели, так как в любом обществе встречаются разнообразные люди и сообщества. Ученые предложили считать доминирующим (преобладающим) типом политической культуры тот, которому соответствует не менее 60% населения. В случае если такого нет, то следует говорить о неустоявшемся нестабильном обществе
Также большое значение имеет также предрасположенность к сотрудничеству или борьбе. В соответствии с этим можно разделить политическую культуру на
конфликтную (глубокое различие в обществе по важным проблемам, монологический тип политического мышления, одновариантное рассмотрение перспектив развития) и политическую культуру
согласия (совместный поиск решений путем диалога и сотрудничества.
Позже появилась другая классификация, в основе которой лежит отношение обществ и государств к определенной цивилизации. Мы лишь перечислим кратко выделяемые типы политической культуры:
-англо-американская (светскость и прагматизм, политика - проявление возможностей и потребностей различных общественных групп, общенациональный консенсус по поводу основополагающих ценностей и правил, отсекается радикализм и экстремизм);
-континентально-европейская (сохраняется представление о борьбе идеалов и принципов, которыми нельзя поступиться, резкая поляризация избирателей на правых и левых и четкое размежевание партий);
-доиндустриальная (авторитарно-патриархальная);
-тоталитарная.
Приложение 8. Карточки для разделения на группы:
С каким веком связано первое появление теорий, символов, социальных групп, начало деятельности исторических личностей, события.
XVI век
СИСТЕМА
ПРИКАЗОВ
|
МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ
|
ОПРИЧНИНА
|
ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ
|
ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ
|
ЗЕМСКИЙ СОБОР
|
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
|
СТРЕЛЬЦЫ
|
А. АДАШЕВ
|
ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
|
ИЗБРАННАЯ РАДА
|
ЧЕЛОБИТНЫЕ
И. ПЕРЕСВЕТОВА
|
ЦАРЬ
|
МАКАРИЙ
|
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА
|
СТОГЛАВЫЙ СОБОР
|
НЕСТЯЖАТЕЛИ - ИОСИФЛЯНЕ
|
ПАТРИАРХ
|
А. КУРБСКИЙ
|
БИТВА ПРИ МОЛОДИ
|
ЦЕНТРАЛИЗО-ВАННОЕ ГОСУДАРСТВО
|
ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МОСКОВСКОМ
|
ГУБНЫЕ СТАРОСТЫ
|
СТЕФАН БАТОРИЙ
|
ЕДИНАЯ МОНЕТА - КОПЕЙКА
|
СТРЕЛЕЦКИЙ ПРИКАЗ
|
ЛИЦЕВОЙ СВОД
|
|
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ
|
УРОЧНЫЕ
ЛЕТА
|
ВЫБОРЫ
ЦАРЯ
|
ДОМОСТРОЙ
|
|
ФИЛИПП КОЛЫЧЕВ
|
КИТАЙ-ГОРОД
|
ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ
|
ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ
|
|
МАЛЮТА СКУРАТОВ
|
ЦАРЬ-ПУШКА
|
|
АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
|
|
ИВАН ФЕДОРОВ
|
БЕЛЫЙ ГОРОД
|
|
|
|
ФИЛОФЕЙ
|
«ПИЩАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ»
|
XVII век
ОПОЛЧЕНИЯ
|
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
|
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ
|
ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ
|
СОЛЯНОЙ
БУНТ
|
СЕМИБОЯР-ЩИНА
|
КРЕСТОЦЕЛО-ВАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
|
ГЕНЕРАЛИС-СИМУС
|
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
|
СТРЕЛЕЦКИЕ БУНТЫ
|
ПОЛКИ НОВОГО СТРОЯ
|
КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ
|
РЕЙТАРЫ
|
БОЛОТНИКОВ
|
ВОССТАНИЕ ХЛОПКА
|
ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ
|
«ЖИТИЕ АВВАКУМА»
|
ДРАГУНЫ
|
КОЗЬМА
МИНИН
|
СТОЛБОВС- КИЙ МИР
|
ПРОТЕКЦИО-НИЗМ
|
СПАССКАЯ БАШНЯ КРЕМЛЯ
|
МАНУФАКТУР-НЫЕ РАБОЧИЕ
|
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
|
ВЕЧНЫЙ МИР
|
ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ
|
«ПОЛИТИКА» Ю. КРИЖАНИЧА
|
ВОЕВОДЫ
|
П. ЛЯПУНОВ
|
МЕДНЫЙ
БУНТ
|
НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА
|
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
|
ГОЛУТВЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО
|
НИКОН
|
НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ
|
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
|
«ПРЕЛЕСТНЫЕ ПИСЬМА»
|
ДОМОВИТОЕ КАЗАЧЕСТВО
|
АВВАКУМ
|
ОТМЕНА МЕСТНИЧЕС-ТВА
|
ТОРГОВЫЙ УСТАВ
|
ПАРСУНЫ
|
СТАРООБРЯД- ЦЫ
|
ФЕДОР РТИЩЕВ
|
ПЕРЕЯСЛАВС-КАЯ РАДА
|
XVIII век
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
|
ПЕРВАЯ ОТМЕНА ПАТРИАРШЕСТВА
|
ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР
|
П. ШАФИРОВ
|
7-ЛЕТНЯЯ ВОЙНА
|
СЕНАТ
|
АССИГНАЦИИ
|
РЕКРУТЫ
|
МИНИХ
|
ПРУТСКИЙ ПОХОД
|
БАНКИ
|
САНК-ПЕТЕРБУРГ
СТОЛИЦА
|
ФИСКАЛ
|
К. БУЛАВИН
|
НИШТАДТС- КИЙ МИР
|
АБСОЛЮТИЗМ
|
«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» Ф. ПРОКОПОВИЧА
|
ПРЕЗИДЕНТ КОЛЛЕГИИ
|
П. ШУВАЛОВ
|
ПОЛТАВСКОЕ СРАЖЕНИЕ
|
МОРСКОЙ ФЛОТ
|
«ЦИФИРНЫЕ» ШКОЛЫ
|
ГУБЕРНАТОР
|
БИРОН
|
СЕКУЛЯРИЗА-ЦИЯ ЗЕМЕЛЬ
|
КОЛЛЕГИИ
|
АКАДЕМИЯ НАУК
|
КАНЦЛЕР
|
ОСТЕРМАН
|
КОНДИЦИИ
|
ПОДУШНАЯ
ПОДАТЬ
|
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
ГАРДЕМАРИНЫ
|
САЛАВАТ ЮЛАЕВ
|
ВЗЯТИЕ ИЗМАИЛА
|
СИНОД
|
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ
|
КАПИТАН-ИСПРАВНИК
|
Г. ПОТЕМКИН
|
ПРИСОЕДИНЕ-НИЕ КРЫМА
|
АССАМБЛЕИ
|
ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ
|
ВЕЧНО-ОТДАННЫЕ
|
Т. КОСТЮШКО
|
ИТАЛЬЯНС- КИЙ ПОХОД А.СУВОРОВА
|
XIX век
ГОСУДАРСТВЕН-НЫЙ СОВЕТ
|
ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
|
ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ
|
КАНКРИН
|
БЕРЛИНСКИЙ КОНГРЕСС
|
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
|
МАНИФЕСТ КОММУНИСТИ-ЧЕСКОЙ ПАРТИИ
|
МИНИСТР
|
Д. ДАВЫДОВ
|
ОТЕЧЕСТВЕН-НАЯ ВОЙНА
|
НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ
|
НЕЧАЕВЩИНА
|
ДЕКАБРИСТЫ
|
В. КОЖИНА
|
КАРТОФЕЛЬ-НЫЕ БУНТЫ
|
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
|
КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВА
|
ВРЕМЕННО-ОБЯЗАННЫЕ
|
Н. РАЕВСКИЙ
|
АУСТЕРЛИЦ-КОЕ СРАЖЕ- НИЕ
|
III ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ
КАНЦЕЛЯРИИ
|
УСТВНАЯ ГРАМО-ТА НОВОСИЛЬЦЕ-ВА
|
СЛАВЯНО- ФИЛЫ
|
П. КИСЕЛЕВ
|
«БИТВА НАРОДОВ»
|
ЦЕНЗУРА
|
«РУССКАЯ ПРАВДА» ПЕСТЕЛЯ
|
ЗАПАДНИКИ
|
М. ЛУНИН
|
ПРОМЫШЛЕН-НЫЙ ПЕРЕ-ВОРОТ
|
РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ
|
КОНСТИТУЦИЯ МУРАВЬЕВА
|
ЖАНДАРМЫ
|
А. ГЕРЦЕН
|
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
|
ГОРОДСКАЯ УПРАВА
|
НАРОДНИЧЕСТВО
|
ПРИСЯЖНЫЕ
|
ДУБЕЛЬТ
|
СОСТЯЗАТЕЛЬ-НЫЙ ПРОЦЕСС
|
КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК
|
ЦИРКУЛЯР О КУХАРКИНЫХ ДЕТЯХ
|
МИРОВОЙ СУДЬЯ
|
П. ЧААДАЕВ
|
ТРОЙСТВЕН-НЫЙ СОЮЗ
|
XX век
УЧРЕДИТЕЛЬ- НОЕ СОБРАНИЕ
|
НОВЫЙ ГИМН РФ
|
НАРОДНЫЙ КОМИССАР
|
ЛЫСЕНКО
|
ХАСАВЬЮРТ-СКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
|
АНТАНТА
|
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
|
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС
|
ПЛЕВЕ
|
ИЗБРАНИЕ ВТОРОГО ПРЕЗИДЕНТА РФ
|
КОНСТИТУЦИЯ РФ
|
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА
|
МЕНЬШЕВИКИ
|
В. ЧЕРНОВ
|
ВАУЧЕРЫ
|
АНТАНТА
|
ЗУБАТОВЩИНА
|
ОКТЯБРИСТЫ
|
П. СТРУВЕ
|
МИРОВАЯ ВОЙНА
|
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА
|
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
|
КОМБЕДЫ
|
ГАПОН
|
ИНТЕРНЕТ
|
ПРОФСОЮЗЫ
|
«ВЕХИ»
|
НЭПМАНЫ
|
БРУСИЛОВ
|
ДЕФОЛТ
|
ПЕТРОГРАДС- КИЙ СОВЕТ
|
«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ»
|
НОВЫЕ РУССКИЕ
|
АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО
|
ПОРТСМУТС- КИЙ МИР
|
ПРЕДПАР-ЛАМЕНТ
|
ПРОГРАММА ГОЭЛРО
|
ЧЕКИСТЫ
|
А. ГРОМЫКО
|
КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
|
ДОБРОВОЛЬ-ЧЕСКАЯ АРМИЯ
|
ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР
|
МАХНОВЦЫ
|
Н. ЕЖОВ
|
КРОНШТАДС- КИЙ МЯТЕЖ
|
<< предыдущая страница следующая страница >>