«Становление российской государственности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лубский А. В. Кризис или становление Российской государственности? 1 223.93kb.
Распад СССР и становление российской государственности (9 класс,... 1 167.25kb.
Становление новой российской государственности 1 66.76kb.
Семинар, посвящённый 1150-летию зарождения российской государственности 1 68.42kb.
Становление и развитие институтов государственности на территории... 3 657.07kb.
А. В. Репников консервативная концепция российской государственности... 9 2550.68kb.
Распад СССР. Становление новой российской государственности 1 147.24kb.
Материалы заседания по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия... 4 568.21kb.
Урус-хан и становление казахской государственности 1 177.11kb.
План основных мероприятий, посвященный 1150-летия зарождения российской... 1 34.82kb.
Военное зодчество XVI-XVII вв. И его роль в становлении российской... 3 560.12kb.
Программа «Ранние государства Восточной Европы» 1 33.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Становление российской государственности» - страница №1/4

ТЕМА «Становление российской государственности»

Автор Иоффе А.Н.

Идея занятия. Предлагаемое занятие построено на соединении содержания в области обществознания и истории. Для каждого из этих предметов могут быть усилены соответствующие акценты. Методика в первую очередь построена на анализе документов и сравнении исторических эпох, выявлении общих тенденций и закономерностей. Основная работа проводится в группах и подгруппах. От участников требуется использовать данные в заданиях инструкции для распределения ролей и четкой подготовки своих ответов. Группы формируются через тестовое задание.

Занятие предназначено для профильных курсов в старшей школе, а отдельные его элементы (документы и вопросы к ним) могут быть использованы при проведении уроков в среднем звене.



Основные понятия:

Государственность – комплексная категория, состоящая из 4-х относительно самостоятельных компонентов: тип государственного устройства (форма правления и политический режим), государственный аппарат (структура государства и административно-территориального устройства), государственная служба (чиновники, обслуживающие «государственную машину») и государственная идеология (в том числе и символика. Источник Сенин А.С. «История российской государственности» М. Владос. 2003г.

Политическая культура - обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения, стиль его деятельности как участника политического процесса.

Идеология - система идей, взглядов, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.
Вопросы занятия:

Что такое государственность?

Какие факторы влияют на государственность?

Как государственность связана с политической культурой?

Какие типы политических культур выделяют исследователи?

Какие этапы в своем формировании прошла российская государственность?



Материалы: документы (Приложения 1-6), инструкции к заданиям (Приложения 1-6), лекционный материал по истории становления российской государственности (Приложение 7), схема «Основные компоненты государственности»

Этапы занятия (общее время – от 80 мин. до 120 мин.)

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.

1. Содержательная часть.

Мозговой штурм – Участникам занятия предлагается ответить на вопросы:

«С какими периодами связано становление российской государственности?» («Какой век оказал наибольшее воздействие на формирование государственности в России?»)

«С чьими именами связано формирование российской государственности?»

«Какие факторы влияют на государственность?» (природно-климатический, религиозный, внешней угрозы – геополитический, культурный, экономический, исторический)

Имена могут быть соотнесены с периодами в виде следующей таблицы (возможно добавление графы «События»):

ПЕРИОД

ИМЯ







Обратите внимание участников, что следует называть наиболее крупные и знаковые периоды, иначе любое событие в истории можно называть как этап становления государственности. Ведущий может задать дополнительные вопросы о том, как тот или иной период связан с государственностью.

Результатом этого этапа работы является выход на ключевые понятия занятия – государственность и политическая культура.



5-10 мин.

2. Организационная часть.

Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты занятия.



В ходе занятия участники смогут

-рассмотреть понятия «государственность» и «политическая культура», рассмотреть исторические этапы развития государственности в России;

-сравнить разные исторические периоды и классификации, проанализировать исторические источники, принять участие в обсуждении;

-высказать собственную точку зрения и понять закономерности становления государственности, осознать важность четкой организации занятия.


В результате занятия участники смогут

-выделять компоненты, составляющие понятие «государственность», назвать не менее 5 разных типов политической культуры, соотносить становление государственности в России с историческими периодами;

-применять сравнительный анализ при изучении документов в педагогической практике;

-использовать инструкции в своей работе и обращать внимание учащихся на их важность;

-включать учащихся в активную деятельность на уроках истории и обществознания.

1 мин.

II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

В качестве основной проблемы занятия выдвигается проблема определения политической культуры России на разных этапах исторического развития нашей страны.

Ставятся следующие вопросы:

Как изменялась политическая культура России?

Какие факторы оказывали влияние на изменения политической культуры?

Каким образом можно определить тип политической культуры в разные исторические эпохи?

Какова политическая культура современной России?
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Лекционный материал.

Определяется понятие «государственность» (см. словарь урока) и факторы, влияющие на ее формирование. Среди основных факторов следует особо обратить внимание на 2 – религиозный и геополитический (фактор внешней угрозы), так как их влияние можно проследить в большей связи с историческими событиями.

Определение государственности для большей наглядности структурируется в виде следующей схемы:

Также в зависимости от наличия времени и места занятия в учебном курсе может быть дан материал исторического характера по основным этапам становления российской государственности. Участники занятия могут структурировать лекционный материал в виде таблицы.

Участники знакомятся с разными классификациями типов политической культуры (Приложение 7). Особое внимание следует обратить на то, что в ходе занятия будет рассматриваться вопрос о политической культуре России. Поэтому в дальнейшем надо выбрать ту классификации, которая, с точки зрения участников, больше подходит для определения политической культуры нашей страны.

7-15 мин.

IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Формирование групп и распределение ролей.

Возможны различные способы формирования групп:

-участники могут разделиться по собственной позиции, занятой в ходе мозгового штурма (какой из периодов считают наиболее значимыми в формировании государственности) – в данном варианте будет существовать опасность неравномерности сформированных групп;

-каждый из участников получает определенное понятие, событие, личность, название органа власти и определяет, к какому веку они относятся и формируют группы – в данном варианте затрачивается значительно больше времени и могут возникнуть организационные сложности;

-группы формируются объединением рядом сидящих участников занятия – значительно экономится время, но нет содержательной нагрузки.

В Приложении 8 дается примерный материал для разделения на группы вторым способом (тестовым заданием). В данном случае в каждой группе участники самостоятельно проверяют правильность отнесения того или иного понятия, события, личности к определенной исторической эпохе. В случае споров и разногласий преподаватель может вынести вопрос на общее обсуждение.



2-10 мин.

2. Индивидуальная работа в группе.

Группы получают документы по каждому периоду. Важно попросить их внимательно прочитать инструкцию, где описана процедура работы в группе, деление на подгруппы, роли участников. Первоначально каждый участник читает текст документа, зная заранее, на какие вопросы следует обратить внимание.



7 мин.

3. Обсуждение в подгруппах и общей группе.

При обсуждении участники должны определить компоненты государственности в рассматриваемую эпоху и факторы влияния на государственность.



8 мин.

4. Выступление группы.

Каждая группа имеет на выступление не более 6 минут. Итог выступления групп – ответы на вопросы – о политическом лидере, о политической культуре.

Общее задание – выявление 4 компонентов государственности и влияния 2 факторов (религиозного и геополитического – внешней угрозы)

40 мин.
5. Подведение содержательных итогов занятия.

Определение типа политической культуры России на каждом историческом этапе и определяющих факторов становления государственности.



5 мин.
V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов.

Участникам дается тестовое задание с инструкцией (Приложение 10). Выполнение задание требует значительного объема времени. Преподаватель просит поднять руку того, кто первым выполнит задание.

Провокационным моментом является то, что в инструкции сказано, что если Вы дочитали инструкцию до конца, то задание можно не выполнять и поднять руку – оно считается уже сделанным. Через минуту участники останавливаются и определяется, почему некоторые так быстро смогли поднять руку.

Правильные ответы на тестовое задание:

1-4; 2-4; 3-1; 4-2; 5-3; 6-1; 7 А2,3,4; Б1,5,6; 8 А2,5,6; Б.1,3,4; 9. 1Б, 2Г, 3Д, 4А; 10. В, Г, Д.
2 мин.
2. Возвращение к ожидаемым результатам.

1 мин.

3. Рефлексия и оценивание.

При наличии времени рефлексивная часть может состоять из продолжения предложения, начинающегося со слова «Оказывается …». В еще более объемном варианте можно предложить участникам произносить по одному предложению друг за другом в качестве продолжения предыдущего. В самом простом варианте преподаватель просит вспомнить методы и приемы, которые использовались на занятии.



2-11 мин.
Приложение 1. Российская государственность в XVI веке.
ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторические источники рассматриваемой эпохи, а вторая – отрывки из научных работ. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут.

В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.


Подгруппа А.

Из послания Ивана IV князю А.Курбскому

Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию… Ибо так же как женщина не способна остановиться на одном желании – то решит одно, то другое, так и про правление многих – один захочет одного, другой другого.

…Все это я указал тебе для того, что вы будете владеть городами и управлять царством помимо царей…

А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во Израиле… то ты писал и говорил ложь, как научил тебя твой отец твой дьявол… А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью пречистой Богородицы, и молитвами всех святых. И благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами…

Не предавали мы своих воевод различным смертям. А с Божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.

Максим Грек (Михаил Тривалис) «Послание к благоверному царю и великому князю Всея России Иоанну Васильевичу»

Есть много таких свойств, которыми благочестно царствующие на земле уподобляются небесному Владыке, каковы – кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же – правда и милость, и то, чтобы не презирать обижаемых, но с великою любовью к ним и божественною ревностью возбуждать себя к отмщению за них. Это делает начальствующих подобными Богу, и державу их не только утверждает и сохраняет в глубоком мире и тишине, но и прославляет их знаменитыми победами…


Подгруппа Б.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. «Российская государственность: истоки, традиции, перспективы».

Люди несправедливы к государству, чиновникам, так как не видят в государстве самих себя, свое реальное, достигнутое ими всеобщее, которое не задано извне, но есть всегда результат их собственного самоуглубления, самовозвышения до универсального (достаточного или недостаточного – другой вопрос). Они несправедливы к государству, так как не видят в его пороках, недостатках результат собственных несовершенств.

Государство несправедливо к гражданам, так как чиновники не чувствуют себя в должной степени гражданами. Оно ориентируется на сиюминутное настроение человека, а не на человека как сложную противоречивую личность, способную поворачиваться к власти противоположными ценностями. Государство меняет свой язык, содержание своей идеологии, которая лежит в основе его надежды на понимание народом того, что власть хочет его призвать, но не вступает с народом в содержательный диалог. Причина этого не во врожденных пороках государственности как таковой, но в том, что в истории не сложился содержательный, институциолизированный диалог между народом и властью.

…Власть на разных этапах использует разный язык: идеалы и ценности меняются (православно-монархические на либерально-демократические и т.д.), но не осознает постоянно ускользающую их природу. Ограниченность содержательных коммуникаций народа и власти означает, что с точки зрения народа в России власть через некоторое время после ее установления «не та», она плоха, так как оказывается неспособной сделать то, что мы сами делать не могли, не считали нужным. Одновременно с точки зрения власти народ всегда «не тот» - не соответствует великим идеалам власти: от идеала мировой революции до идеала рыночной экономики. Самое трагичное, однако, заключается в том, что в известном смысле правы и те и другие, так как видят общество, проблемы с противоположных позиций…

…Часто приходится слышать, что решение было принято хорошее, но исполнение плохое. (Как оправдывался М. Горбачев по поводу знаменитой антиалкогольной кампании.) Подобная линия в России отражает ситуацию, когда вынесенное решение не распространяется на механизм принятия последующих решений, конкретизирующих первоначальную идею, на механизм реализации как проблему самой цепи решений. Данный подход связан с тем, что обычно при принятии сложных государственных решений считается, что аппарат в том виде, как он сложился, способен, или по крайней мере должен (в России это часто не различается) выполнять решения, выносимые центром. Это означает, что решение не учитывает, что для его выполнения необходимо распространить решение на условия, средства и цели, т.е. сделать их предметом озабоченности, предметом решений. То, что это не делается – результат раскола между, с одной стороны, возрастающей сложностью проблем, требующих для своего решения изменений условий, средств и целей людей, а с другой стороны, культуры и организации вечевого типа, которая, по сути, не в состоянии самоизмениться, усовершенствовать себя для достижения более эффективных решений. В России в одном государстве, в одном учреждении, в одном человеке сталкиваются две культурные традиции, которые не понимают друг друга, а в конечном итоге разрушают друг друга. Одна из них способна отслеживать условия и ограниченным образом приспосабливаться к их изменениям. Другая нацелена на безграничное расширение и углубление своих возможностей, включая изменение целей.
Приложение 2. Российская государственность в XVII веке.
ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторические источники рассматриваемой эпохи, а вторая – отрывки из научных работ. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут.

В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.


Подгруппа А.

Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского (1606 г.)

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.



И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне. их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.
Подгруппа Б.

Крижанич Юрий «Политика» (17 век)

В человеческом теле - одна душа, а в ней - три жизненных силы: разум, чувство и здоровье. В государстве душа - это король, а у короля и у его думы - три жизненных силы: мудрость, могущество и богатство. Посредством этих сил короля один властвует над многими, и с их помощью он становится полным хозяином королевства, ибо благодаря им повелевает и управляет волей, разумом и жизнью подданных.

Благодаря богатству король повелевает волей и желаниями подданных. Так бывает, если он не старается правдой и неправдой сам разбогатеть, а заботится об общем богатстве подданных и об изобилии да дешевизне в стране. Ибо тогда подданные становятся богатыми, а сам король бывает более богатым или истинно богатым. Ведь ничто не может быть для короля столь истинным богатством, как богатые и любящие своего короля подданные. Но плохо добивается любви своих подданных тот король, который для того, чтобы безмерно обогатить нескольких людей, обижает алчным тиранством многих других и беспощадно грабит их имущество.

Благодаря могуществу король повелевает жизнью подданных: непокорных укрощает оковами, темницами, острогами, пытками, законами и охраняет королевство от нападений внешних врагов.

Благодаря мудрости король повелевает прежде всего самим собою и своими желаниями, а затем, если он ревностно выполняет свою обязанность, - разумом своих подданных. Ибо обязанность или призвание короля - сделать подданных счастливыми.
Жириновский В.В. «Куда ведут дороги России»

…Только общество в целом способно действенно контролировать власти (не Дума и не оппозиция)… Власть сама по себе опасна тем, что личности, занимающие властные структуры, постоянно подвергаются искушению легкого завоевания славы и богатства, самоутверждения и господства. Малейший намек, звонок, слово, подпись и т.д. могут изменить судьбы миллионов людей. От политика требуются постоянные усилия, в первую очередь для естественного восприятия жизни общества, иначе наступает момент, когда люди превращаются в цифры, статистику… Возникает ощущение особого права – права распоряжаться судьбами сотен тысяч, миллионов. Меж тем власть – это прежде всего обязанность и ответственность… В этой связи думается, что надо создавать общество максимальной гражданской активности, эта активность перевесит и партийные, и групповые интересы. Демократическое общество, в конечном счете, построит народ, не безликая, абстрактная масса, а здоровое гражданское общество, каждый представитель которого готов взять на себя и долю ответственности за происходящее в нашей жизни. Такие формы гражданской активности существовали и существуют – это система народного волеизъявления на Руси и в древнем Риме, это Гражданский форум в Чехии и Гайд-Парк. Сегодня это шанс построить государство, где окончательно и бесповоротно установится народовластие. Если бы мы смогли сохранить и сберечь все то здоровое и светлое, что было в России, наше государство могло быть примером построения демократического общества в максимально короткие сроки и при участии абсолютного большинства населения, считая оппозицию.


Приложение 3. Российская государственность в XVIII веке.
ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторический источник рассматриваемой эпохи, а вторая – один исторический источник и один отрывок из научной работы. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут.

В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.


Подгруппа А.

«Кондиции» Анны Иоановны (1730 г.)

Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские,  выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.


Подгруппа Б.

«Наказ» Екатерины II Великой комиссии по составлению проекта нового Уложения. Глава II.

8. Российского государства владения простираются на 32 степени широты, и на 165 степеней долготы по земному шару.

9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством столь великаго государства.

10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направите к получению самаго большего ото всех добра.

14. Итак правление, к сему концу достигающее лучше прочих, и при том естественную вольность меньше других ограничивающее, есть то, которое наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и соответствует концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.

16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько поспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <...>

19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти.
В. Афанасьев «Человек и власть» (1991)

Любая форма власти ведет к принуждению, к ограничению свободы человека. А ограничение свободы приводит в той или иной мере к потере личной ответственности. В этой связи чрезвычайно важно отыскать оптимальное сочетание власти, свободы и ответственности…

Власть сопряжена с ответственностью ее предержащих, ответственностью перед подвластным человеком, коллективом, а верховная власть – перед страной, обществом. Чрезмерная концентрация власти приводит к изоляции наделенного властью человека от рядового человека, коллектива, общества. Она порождает безответственность как держателя власти, так и подвластных. Со стороны власть имущих безответственность проявляется в пренебрежении, попрании прав, свобод и интересов по отношению к подвластным, а нередко, при тоталитарном режиме, к жестокому принуждению, насилию над ним. Со стороны подвластного, подвластных – в апатии, безразличии к проблемам коллектива, общества, падению их политической культуры и активности. «Наша хата с краю», поскольку все решает «хата» в Центре…

Приложение 4. Российская государственность в XIX веке.
ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторические источники рассматриваемой эпохи, а вторая – отрывки из научных работ. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут.

В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.


Подгруппа А.

М.М.Сперанский Введение к уложению государственных законов

I. Об общем разуме преобразования

Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его.

Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении.

Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое в исполнении, третье в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

Первое и главное различие происходит от самой силы установлений и внешних их форм.

Два различные устройства с первого воззрения здесь представляются.

Первое состоит в том, чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия.

Второе устройство состоит в том, чтобы не внешними только формами покрыть самодержавие, но ограничить его внутреннею и существенною силою установлений и учредить державную власть на законе не словами, но самым делом.

В самом преддверии преобразования должно решительно избрать одно из сих двух устройств. Избрание сие определяет истинный его разум.

Если будет избрано первое устройство, тогда все установления так должны быть соображены, чтобы они в мнении народном казались действующими, но никогда не действовали бы на самом деле.

Главные черты сего устройства состоять могут в следующем:

1) Установить сословие, которое бы представляло силу законодательную, свободную, но на самом деле было бы под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной.

2) Силу исполнительную так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима.

3) Власти судной дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной.

Если, напротив, предпочтено будет второе устройство, тогда все сии установления расположены быть должны на следующих правилах:

1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное.

2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству.

3) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в ответственности власти законодательной.

Таков есть общий разум двух систем, коим можно следовать в составлении коренных законов.

Сравнивая сии две системы между собою, нет сомнения, что первая из них имеет только вид закона, а другая самое существо его; первая под предлогом единства державной власти вводит совершенное самовластие, а другая ищет в самом деле ограничить его и умерить. Первая издалека готовит сама себе прекращение, а другая, при благоприятных обстоятельствах, может утвердиться, долгое время без важных перемен постепенно следовать за гражданским усовершением; первая может быть оправдана в народе своевольном, непостоянном, преклонном ко всем новым умствованиям и особливо тогда, как народ сей выходит из анархии с превратными привычками; но вторая одна может быть свойственна народу, который имеет более доброго смысла, нежели пытливости, более простого и твердого разума, нежели воображения, коего характер трудно обольстить, но легко убедить простою истиною, словом, она может быть свойственна такому народу, коего нет нужды прельщать и обманывать по добронравию его и некоторой лености, всем народам северным природной.

Определив сим образом общий разум коренных законов, свойственных настоящему положению России, нужно приложить его к разным частям, государственное уложение составляющим.

_____________________________________________________________________________________



Подгруппа Б.

Пнин Иван Петрович «Опыт о просвещении относительно к России» (1804г.)

Повелевать и управлять при первом взгляде, кажется, означают одно и то же, но в существенных действиях своих весьма между собой различны. Можно повелевать государством, не управляя оным, ибо власть самодержавия, истекая из единой воли, редко какую-либо цель предполагающей, зависит почти всегда от расположений духа действующей особы. Управлять же народом - значит пещись о нем, значит наблюдать правосудие, сохранять законы, поощрять трудолюбие, награждать добродетель, распространять просвещение, подкреплять церковь, соглашать побуждения чести с побуждениями пользы - словом, созидать общее благо и к сему единственному предмету желаний гражданина посредством начертанных для того правил, постановленного порядка и мудрой деятельностью открыть всем свободный путь.


Г. Гегель «Философия права»

Принцип разделения властей и содержит существенный момент различия, реальной разумности; однако в понимании абстрактного рассудка в нем заключается частью должное определение абсолютной самостоятельности властей по отношению друг к другу, частью одностороннее понимание их отношения друг к другу как негативного, как взаимного ограничения. При таком воззрении предполагается враждебность, страх каждой из властей перед тем, что другая осуществляет против нее как против зла, и вместе с тем определение противодействия ей и установление посредством такого противовеса всеобщего равновесия, но не живого единства. Лишь самоопределение понятия внутри себя, а не какие-либо другие цели и соображения полезности представляет собой источник абсолютного происхождения различных властей, и лишь благодаря ему государственная организация есть внутри себя разумное и отображение вечного разума…

…Если обычно говорят о трех властях, о законодательной, исполнительной и судебной, то первая соответствует всеобщности, вторая – особенности, но судебная власть не есть третий момент понятия, ибо ее единичность лежит вне указанных сфер.


Приложение 5. Российская государственность в XX веке.
ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторические источники рассматриваемой эпохи, а вторая – отрывки из научных работ. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут.

В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.


Подгруппа Б.

Моргентау Ганс «Международная политика» (1948)

Сила может выражать все, что связано с установлением и поддержанием контроля одного человека над другим. Она, таким образом, покрывает собой все социальные отношения, служащие этой цели, - от физического насилия до самых тонких психологических связей, позволяющих одному разуму властвовать над другим. Сила включает в себя господство одного человека над другим – и тогда, когда она упорядочивается моральными соображениями и конституционными рамками, и тогда, когда она представляет собой бесконтрольное и варварское насилие, подчиняясь лишь законам собственной мощи и находя единственное оправдание в собственном разрастании…

…Политическая власть – это психологические отношения между теми, кто ее осуществляет, и теми, над кем она осуществляется… Это влияние проистекает из трех источников: ожидание выгоды, боязнь проигрыша, уважение или любовь к людям и институтам. Оно может осуществляться приказами, угрозами, убеждением, харизмой человека или института либо сочетанием любых этих факторов…
Дж. Оруэлл «1984»

Правящая группа теряет власть по четырем причинам. Либо ее победил внешний враг, либо она правила так неумело, что массы поднимают восстание, либо она позволила образоваться сильной и недовольной группе средних, либо потеряла уверенность в себе и желание править. Причины эти не изолированные; обычно в той или иной степени сказываются все четыре. Правящий класс, который сможет предохраниться от них, удержит власть навсегда. В конечном счете, решающим фактором является психическое состояние самого правящего класса.


Подгруппа А.

Акт об отречении от престола последнего российского императора

(2 марта 1917г. 15 час. 5 мин.).

2 марта 15 час. 5 мин. 1917 г. Ставка. Начальнику штаба

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину. Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственной думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему Великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы.

Да поможет Господь Бог России!

Николай

г. Псков


Скрепил министр императорского двора, генерал-адъютант граф Фредерикc
Заявление Временного правительства от 26 апреля 1917г.

Стихийное стремление осуществлять желания и домогательства отдельных групп и слоев, по мере перехода к менее сознательным и менее организованным слоям населения, грозят разрушить внутреннюю гражданскую спайку и дисциплину и создают благоприятную почву, с одной стороны, для насильственных актов, сеющих среди пострадавших озлобление и вражду к новому строю, с другой - для развития частных стремлений и интересов в ущерб общим и к уклонению от исполнения гражданского долга.

Временное правительство считает своим долгом прямо и определенно заявить, что такое положение вещей делает управление государством крайне затруднительным и в своем последовательном развитии грозит привести страну к распаду внутри и к поражению на фронте. Перед Россиею встает страшный призрак междоусобной войны и анархии, несущей гибель свободы. Есть мрачный и скорбный труд народов, хорошо известный истории, - путь, ведущий от свободы через междоусобие и анархию к реакции и возврату деспотизма. Этот путь не должен быть путем русского народа.

Приложение 6. Российская государственность в XXI веке.

ИНСТРУКЦИЯ

Разделитесь внутри своей группы на 2 подгруппы. Первая читает исторические источники рассматриваемой эпохи, а вторая – отрывки из научных работ. На чтение и обсуждение Вам дается 10 минут. В ходе чтения обращайте внимание на то, какие мысли о государственности можно выделить на основе изучаемых текстов. Затем в общей группе выделите сходные идеи всех проанализированных документов. Подготовьте выступление 4-х представителей группы по следующим направлениям:

1. Анализ исторической обстановки в рассматриваемом веке с точки зрения развития государственности – до 2 мин.

2. – Характеристики государственности, которые можно выделить на основе анализа документа – до 2 мин.

3. Идеи, которые представляются универсальными и наиболее важными для формирования российской государственности – 1 мин.

4. Сравнение исторического источника с научным текстом (общие идеи и различия) – 1 мин.

Общее время ответа не должно превышать 6 мин. Заранее определите представителя группы, который будет ответственен за соблюдение времени. Отразите направления ответов в Ваших тетрадях, составив схемы или в виде текста.

Подгруппа А. Речь В.В. Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации (7 мая 2004 г.)

Уважаемые граждане России!

Дорогие друзья!

Только что в соответствии с Конституцией мною были произнесены слова президентской присяги. Сейчас я еще раз хочу вернуться к главному ее смыслу и сказать: обязанности Президента хранить государство и верно служить народу и впредь будут для меня святы, и впредь будут для меня превыше всего.

Как и раньше, буду исходить из того, что помощь и поддержка граждан Российской Федерации являются самой главной и самой надежной опорой в деятельности ее Президента.

И сегодня хотел бы поблагодарить всех, кто оказал мне высокое доверие и честь, избрав на пост главы государства российского. Всех, кто в течение прошедших четырех лет вносил свою долю труда в общие результаты нашей страны.

Как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, все, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей.

Прошедшие годы были для нас всех нелегкими. Прямо скажу: они были временем серьезных испытаний. Тогда, в 2000 году, очень многие проблемы казались просто неразрешимыми.

Но в критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России.

Вместе мы сумели очень многое. И достигли всего этого только сами.

Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас становимся, постепенно становимся, единой нацией.

Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада.

Это мы вместе сделали нашу Родину открытой страной. Страной, готовой к широкому, равноправному сотрудничеству с другими государствами. Страной, укрепляющей свои позиции на международной арене и умеющей мирными средствами отстаивать свои законные интересы в быстро меняющемся мире.

Теперь главная цель ближайшего четырехлетия – превратить уже накопленный нами потенциал в новую энергию развития. Достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей. Добиться реального, ощутимого роста их благосостояния.

Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет отвечать за все. Это по-прежнему так. Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране.

Убежден: лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество.

Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности.

И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности. Чтобы в стране развивалась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан. Чтобы люди в России могли получать хорошее образование, достойную социальную и медицинскую помощь. Чтобы они жили в достатке и могли завещать детям результаты своего собственного труда.

И, конечно, могли гордиться авторитетом сильной, но миролюбивой страны.

Дорогие друзья!

Нам еще многое, очень многое предстоит сделать – и для страны, и для себя, и для наших детей. Сейчас для достижения поставленных целей у нас есть все возможности. Есть ресурсы, свой собственный опыт, полное понимание приоритетов развития, основанное на позитивном прошлом ближайших прошедших четырех лет. И есть огромный потенциал, огромная энергия, интеллектуальный потенциал нашего народа.

Мы с вами – наследники тысячелетней России. Родины выдающихся сынов и дочерей: тружеников, воинов, творцов. Они оставили нам с вами в наследство огромную, великую державу.

Наше прошлое, безусловно, придает нам силы. Но даже самая славная история сама по себе не обеспечит нам лучшей жизни. Это величие должно быть подкреплено. Подкреплено новыми делами сегодняшних поколений граждан нашей страны.

И только тогда наши потомки будут гордиться теми страницами, которые мы с вами впишем в биографию великой России.

Спасибо вам за внимание.

____________________________________________________________________________________



Подгруппа Б.

Ильин Иван Александрович «Что есть государство - корпорация или учреждение?»

Прежде всего надо понять и до конца продумать, что корпоративный строй требует от граждан зрелого правосознания. Желающий участвовать в управлении государством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого - и общий интерес остается неосознанным, подмененным частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности остается пустым словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено “кулачным правом”; начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаториального учреждения.

И вот по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты и т.п.) государство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, государство всегда будет опекать и вести.

Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и технически-хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо. Корпоративный строй склонен растрачивать народные силы; строй учреждения, если он на высоте, экономит их.

В довершении всего - политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми “все” никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства.

Приложение 7. Классификация типов политической культуры.

Типология политической культуры по Элазару.

Стороны


следующая страница >>



Книги пишутся с помощью книг. Пьер Буаст
ещё >>