Становление новой российской государственности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лубский А. В. Кризис или становление Российской государственности? 1 223.93kb.
Распад СССР. Становление новой российской государственности 1 147.24kb.
Распад СССР и становление российской государственности (9 класс,... 1 167.25kb.
Семинар, посвящённый 1150-летию зарождения российской государственности 1 68.42kb.
«Становление российской государственности» 4 636.27kb.
Становление и развитие институтов государственности на территории... 3 657.07kb.
А. В. Репников консервативная концепция российской государственности... 9 2550.68kb.
Становление новой концептуальной сферы 1 137.84kb.
Материалы заседания по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия... 4 568.21kb.
Русские женщины в отечественной войне 1812 Г. Взгляд из XXI в 1 78.59kb.
Урус-хан и становление казахской государственности 1 177.11kb.
Сочинения учащихся 2012-2013 учебный год Роль личности в становлении... 1 46.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Становление новой российской государственности - страница №1/1

Становление новой

российской государственности
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому республика стала называться Российской Федерацией. Ориентация на демократизацию и борьба с прежней советской системой сопровождались разрушением единых общесоюзных структур общественного и государственного управления и контроля. Уничтожение изжившей себя административной системы вместе с тем сокрушило основные властные структурные элементы, необходимые в любом государстве.

Политическая атмосфера в стране в 1992-1993 гг. характеризовалась нарастанием противостояния общественных сил в борьбе за различные пути становления российской государственности, ее законодательное оформление. Объективно это было обусловлено переходным характером российской государственности. По конституции не было четкого разделения функций между сложившимися (по аналогии с прежним СССР) тремя ветвями власти - законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство) и судебной, с венчающим ее Конституционным судом.

Сформировавшиеся к тому времени основные политические движения и партии («Движение демократических реформ», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России и другие) разрабатывали и пропагандировали свои проекты новой Конституции России. Одни стояли за президентскую республику (ведущая роль у исполнительной власти во главе с президентом, имеющим большие полномочия), другие - за парламентскую республику (ведущая роль у законодательной власти), третьи - за реформированную советскую систему, четвертые - за возврат к представительной монархии. Конфронтация между общественно-политическими силами привела к острой полемике в Верховном Совете.

21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов, что Конституционный суд признал незакатным. Опираясь на его определение. Съезд народных депутатов отрешил RH. Ельцина от должности Президента. Однако Ельцин при поддержке «Движения демократических реформ» перешей к президентскому правлению страной, получив при этом одобрение западных правительств. Своим указом он ввел чрезвычайное положение в Москве. Через силовые структуры исполнительного аппарата началось разрушение всей вертикали Советов вплоть до местных. Запрещалась деятельность большинства оппозиционных политических организаций, их органов печати.

Кровавые события в Москве 3-4 октября 1993 г. завершили Советский период в истории Отечества На всенародный референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 г. был вынесен предложенный Президентом проект новой Конституции. По официальным данным его поддержала одна треть избирателей (32.937.630 из 106.182.034. внесенных в списки для голосования). Центризбирком признал, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием. Однако некоторые оппозиционные организации стали оспаривать это решение со ссылкой на неотмененный закон «О референдуме РФ» и общепринятые нормы цивилизованных государств, согласно которым конституционные вопросы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право голоса

Конституция определяет Россию как (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» при доминирующей роли президента в структуре власти. Избираемый всенародным голосованием Президент является главой государства. Он осуществляет все кадровые перемещения, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берег на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же назначает.

Парламентом страны по новой Конституции является Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации (21 республики. 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения - Москвы и Петербурга одной автономной области, 10 автономных округов). Верхнюю палату составляют главы администрации и законодательной власти субъектов Федерации.

В Государственную Думу входят избираемые на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

К ведению высших органов власти России по Конституции отнесено: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Отмечена самостоятельность органов грех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Субъекты Российской Федерации имеют собственные конституции или уставы, а также органы власти, обладающие высокой степенью независимости, что позволяет учитывать местные интересы. Но субъекты Федерации не имеют права на выход из состава Российского государства, что соответствует и мировой практике.

12 декабря 1993 г. одновременно с проведением референдума по новой Конституции, состоялись выборы в российский парламент - Федеральное собрание. Государственная Дума избиралась по «смешанной» мажоритарно-пропорциональной системе (половина депутатов - по одномандатным округам, на индивидуальной основе; другая половина - по партийным спискам). В парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили близкий к президенту блок Е. Гайдара «Выбор России» - 76 мест, либерально-демократическая партия или ЛДПР (лидер В.В. Жириновский) - 63 места КПРФ-45 мест (лидер Г.А. Зюганов).

Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем насильственно отстраненный Верховный Совет. Однако, как первая Государственная Дума, так и Совет Федераций не могли серьезно влиять на политику в стране, не способны были существенно корректировать курс президента и правительства, так как не обладали по Конституции соответствующими правами.

Центральное место в работе Государственной Думы первого созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли со своими требованиями в экономической, политической областях. Представители исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев объединились во Всероссийское общественное движение «Наш дом - Россия», которое выступало за усиление радикальной рыночной реформы. Центральное место в платформе КПРФ занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса приватизации средств производства.

В состав Государственной Думы второго созыва было избрано (17 декабря 1995 г.) 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ. 12%- «Наш дом-Россия», 11%-ЛДПР. 10%-блок Г.А. Явлинского («Яблоко»), 17% - независимые, 14% - другие избирательные объединения. Выборы продемонстрировали явное «полевение» избирателей, рост их оппозиционности. Оппозиционные общественно-политические силы в Государственной Думе (КПРФ, «аграрии», «народовластие») имели 221 голос.

Для принятия решения Думой надо иметь 226. А для конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало 300 депутатов. При таком соотношении сил принятие решений зависело от колеблющихся депутатов или предопределялось соглашением лидеров фракций.

В условиях нестабильности внутриполитической жизни, острой фракционной борьбы в парламенте, начатой правительством в декабре 1994 г. широкомасштабной военной операции на территории Чеченской республики с целью восстановления там «конституционного порядка» Б.Н. Ельцин второй раз победил на президентских выборах июня-июля 1996 г. (в два тура). Ему отдали голоса 372% россиян. Однако, вскоре после выборов Президент Ельцин на длительные периоды стал отходить от активной государственной деятельности. Его появления на политической арене сопровождались перетасовкой высших звеньев власти. Только в 1999 г. главами правительств были B.C. Черномырдин, Е.М. Примаков, СВ. Степашин. В.В. Путин. Оппозиции удалось внести для обсуждения в Государственной Думе вопроса об отрешении Ельцина от президентских обязанностей, собрать для этого необходимые две трети голосов депутатов.

В мае 1999 г. комиссия Государственной Думы выдвинула против Президента обвинения, усматривая в его действиях признаки преступления. Первым было обвинение Б.Н.. Ельцина в разрушении Советского Союза и оставлении Российской Федерации путем подготовки, заключения и реализации беловежских соглашений. Второе обвинение квалифицировало действия Б. Н. Ельцина в сентябре-октябре 1993 г. как совершение государственного переворота. Третье обвинение президента Ельцина - в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской республики. Четвертое обвинение - в совершении действий, приведших к геноциду российского народа. При голосовании в Государственной Думе для отрешения Б. Н. Ельцина от президентских обязанностей не хватило нескольких голосов депутатов до необходимых 300.

В обстановке острого политического кризиса с осени 1999 г. шла подготовка к очередным выборам в Государственную Думу. Место развалившегося проправительственного блока «Наш дом – Россия» фактически занял новый блок «Единство», перенявший у левого блока (Народно-патриотический союз России) державно-патриоческие лозунги. На роль лидера правоцентристских сил стал претендовать блок «Отечество - вся Россия». Ориентирующиеся на Запад политики объединились в «Союз правых сил».



Официальные итоги выборов в Государственную думу, прошедших 19декабря 1999 г„ показали, что пятипроцентный барьер преодолело всего 6 партий и общественно-политических блоков. Результаты таковы: коммунисты получили 24% голосов, «Единство» - 23% , ОВР - 12%, СПС - 9%, «Яблоко» - 6%, блок Жириновского - 6%. Накануне нового 2000 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя полномочия президента России и передал их исполнение председателю правительства В.В. Путину. 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

А.А. Михин




Я ничего не имею против группового секса, если группа состоит из двух человек. Антони Куинн
ещё >>