Созвездие томских святых учитель географии моу сош №11 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село... 1 34.33kb.
Фрелих Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования моу... 3 548.63kb.
Программа по географии для 6-10 классов под редакцией И. В. 1 182.06kb.
Конкурс «Дети. Творчество. Родина» 1 27.07kb.
Урок географии в 8 классе Тема урока: Леса России. Тип урока: комбинированный 1 76.56kb.
Программа «Краеведение» 1 262.3kb.
9. Куницына Анна моу дод «СдиЮТиЭ», Истринский м р. «Моя семья в... 1 108.56kb.
Музыкально-педагогические и информационно-компьютерные технологии... 2 457.42kb.
Самое интересное и основное в работе филиала моу проводниковская... 1 205.06kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 5 986.51kb.
Урок ролевая игра в 9 классе «Население Краснодарского края» 1 48.8kb.
Православное учение о жизни после смерти. Х 1 254.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Созвездие томских святых учитель географии моу сош №11 - страница №1/1




СОЗВЕЗДИЕ ТОМСКИХ СВЯТЫХ

Выполнила:

учитель географии

МОУ СОШ №11

Ковалева А.А.

Томск


- 2010 -

Счастлив тот город, в котором жили святые люди, подвижники благочестия! Они, как путеводные звездочки указывают нам путь ко Христу, в Его Небесное Царство. На небосводе Томской епархии сияют великие угодники Божии – святые Феодор, Петр и Домна Томские, святитель Макарий (Невский) и многие другие праведники, имена которых нам неизвестны.

Христос в Евангелии говорит: «Царство Небесное подобно жемчужине, найдя которую, человек оставляет всё, чтобы приобрести её». В порыве горячей любви к Своему Спасителю и Господу многие люди оставляют мир, славу и богатство, чтобы всегда неразлучно пребывать с Богом. Ради Господа и спасения души они терпят многие невзгоды и лишения, зная, что единственное их сокровище - благодать Святого Духа. Нередко Господь наделяет таких Своих избранников чудесными дарами - исцеления прозорливости, утешения.

Жизнь святых по своей природе таинственна, но не от того, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных, а потому что их жизнь особым образом причастна той Великой Тайне, Которая именуется Богом, - и в силу данной причастности - сродна ей. «Все любящие Господа похожи на Господа», - свидетельствует подвижник нашего времени преподобный Силуан Афонский. Эта схожесть - в неисчерпаемости благодатной жизни, изливающейся на мир многогранностью духовных дарований. Тайна внутренней духовной жизни часто проявляется также во внешней таинственности, непонятной для поверхностного взгляда, но открывающейся сердечным очам веры.

Познакомимся более подробно с Томскими Святыми, а пример их праведной жизни пусть послужит если не к возбуждению решимости следовать за ними путем совершенного самоотвержения, то, по крайней мере, к созиданию в нас духа смире­ния и сокрушения о своих немощах и грехах.

Святой праведный старец Феодор Томский

Дни памяти - 5 июля и 2 февраля нового стиля

Подобной таинственностью овеяна и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томского. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого - Феодор - и означает «дар Божий».

Святой праведный старец Феодор появился в Сибири осенью 1836 года. Не имея при себе каких-либо документов и не желая открыть свои настоящие имя и звание, он был сослан по приговору суда за бродяжничество в Сибирь, в деревню Зерцалы Томской губернии. В этих местах старец прожил около 20 лет, а под конец жизни перебрался в Томск, где и пребывал до самой кончины.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. «Странничество – по словам преподобного Иоанна Лествичника, - есть невозвратное оставление всего, чтов отечестве сопротивляется нам в стремлении благочестию… с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом».

Всемирно удаляясь от мира и «того, что в мире», старец Феодор, несмотря на преклонные годы, вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил небольшой дом, состоящий из тесной кельи с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, подушку заменял деревянный тесаный чурбан. Его одежда, как и келья, была чрезвычайно простой. Пища Феодора Кузьмича состояла обыкновенно из черного хлеба или сухарей, вымоченных в воде. Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился. Только после смерти обнаружилось, что колени старца покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.

Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, стала источником еще одного подвига – старчества. Старчество – это подвиг служения людям с той целью, чтобы, благодаря присущему старцу дару рассуждения, выявив силы и способности человека, направить его путем Божественного о нем примышления. Старчество проистекает из глубокого опыта общения с Богом и согласования своей воли Божественной, в силу чего старец становится способным вести ко спасению и других.

К Феодору Кузьмичу приходили самые разные люди: богатые и бедные, образованные и неграмотные, власть имущие и простые, - однако старец никогда не оценивал человека по его чину или званию, о только по личным качествам и поступкам. Денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. С посетителями вел себя очень сдержанно, без фамильярности.

За святую жизнь Господь наделил праведного Феодора дарами духовного утешения и прозорливости, которыми старец служил людям, укрепляя их в терпении скорбей и направляя на путь исправления греховной жизни.

Для пользы ближних святой Феодор еще при жизни получил от Бога дар исцеления болезней. Так, священника деревни Зерцалы старец избавил от неминуемой смерти, купца Хромова исцелил от болезни глаз, а блажен­ную Домну Карповну от головных болей.

Об одном из таких случаев стало известно настоятелю Томского Богородице-Алексиевского монастыря в предреволюционные годы епископу Мелетию от некоего Ивана Кирилловича Карлова, который в своем письме владыке сообщал: «В 1910 году 25 июля приехал я из Москвы в Томск на службу в Торговый Дом Голованова. 1 сентября того же года я заболел воспалением слепой кишки. Меня лечил доктор Либеров, но лечение шло медленно, то, улучшаясь, то ухудшаясь. Наконец доктор предложил мне сделать операцию и удалить отросток слепой кишки. Я согласился, и он дал мне записку к доктору Зимину, который, осмотрев меня и найдя слабым, велел прийти к нему через неделю, обещая поместить меня в клинику. Приехав, домой от доктора, я стал готовиться к операции: начал ходить в мужской монастырь, говеть. 1 октября исповедался, а 2-го приобщился Святых Таин. В ночь на третье число увидел следующий сон: будто бы я прихожу в монастырь и вижу: много народа стоит перед Нерукотворным образом Спасителя; впереди всех стоял старец Федор Кузьмич. Я подошел ближе, старца уже не было. Тогда я спросил, где же этот старец, а мне отвечают: «Он пошел по домам подавать то, о чем кто у него просил». Я и говорю: «А я пришел к нему попросить, чтобы он за меня помолился, так как мне хотят делать операцию». Как только я это сказал, входит в храм сам старец и говорит мне: «Иди с Богом, здоровье тебе я уже дал, иди и молись», - и указал мне рукой на Нерукотворный образ. Проснувшись утром, я почувствовал себя очень хорошо и легко, мне с каждым часом становилось лучше и лучше. В назначенный день для операции я отправился к доктору Зимину, который, когда выслушал меня и осмотрел, спросил у меня: «Когда я нажимаю бока, вам больно?» - я ему отвечаю, что у меня никакой боли не чувствуется; доктор спрашивает: «Когда вы поднимаетесь вверх по лестнице, то вам больно?» Я ему говорю, что по какой угодно лестнице поднимусь, ибо никакой боли не чувствую. Доктор Зимин пожал плечами и сказал: «В таком случае я не нахожу нужным вам делать операцию, вы совершенно здоровы», — и отпустил меня домой. Я пришел домой, и мы радостные с женой возблагодарили Господа Бога за Его милость. В следующую ночь я вижу сон. Подводят меня к иконам и говорят: «Это келья старца, а это, - указывая на икону Александра Невского, - икона его ангела, а эта икона его брата, - и указали икону великомученика Пантелеимона, так как и ему, старцу, дано от Бога исцелять больных». Теперь я, благодаря Бога, совершенно здоров».

В еще большей мере этот дар проявился после кончины праведного Феодора. Один томич, исцеленный святым от опасного недуга, получил откровение от Бога, что старцу Фео­дору дана такая же власть исцелять различные болезни, как и великомученику Пантелеимону. Современник Феодора Кузьмича, преподоб­ный Парфений Киево-Печерский, отзывался о старце, как о «великом угоднике Божием», который «будет столпом от земли до неба».

И в наши дни не прекращается подаваться благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия праведного Феодора. Особенно явно она проявляется от святых мощей святого Феодора, открыто почивающих в возрождающемся ныне Богородице-Алексиевском монастыре г.Томска. В обители ведется специальная тетрадь для записи случаев благодатной помощи предстательством томского чудотворца. Вот лишь две из них: «Наш ребенок родился тяжелобольной, - сообщает семья прихожан Троицкого храма г.Томска, - с очень многими болезнями. Основной диагноз - поражение центральной нервной системы, внутричерепное кровоизлияние, судорожный синдром. 7 месяцев младенец проходил лечение, но уколы (всего около ста), лекарства и специальные противосудорожные порошки не дали явных результатов. Специально назначенный массаж также не улучшил состояния. Все это время ребенок находился под наблюдением врача. Наконец, мы решили приложить нашего ребенка к мощам святого Феодора и помазать освященным маслом из горящей перед мощами лампады. Сделав это 28 августа 1995 года, на другой день увидели улучшение. На третий день наш сынок исцелился. Позднее педиатр, массажист и несколько разных врачей заметили у больного исцеление».

«Это случилось летом 1997 года, - говорится в другой записи. - Мой сын Игорь, военный врач, приехал в отпуск с ожоговой раной на шее, которую излечить никакими средствами не удавалось. В первый же день приезда я предложила ему помазать рану освященным маслом, сохранившимся у меня со времени обретения мощей святого старца. Он охотно согласился. На следующее утро уже сам подошел ко мне и попросил помазать рану еще раз. Я с удивлением обнаружила, что язва затянулась розовой кожицей. После повторного помазания никакого следа не осталось в течение очень короткого времени».

Феодор Кузьмич тщательно скрывал своё настоящее происхождение, однако в народе очень рано появилось глубокое убеждение, что праведный старец ни кто иной, как император Александр I. Поражало внешнее сходство старца с императором, его образованность, прекрасное знание придворной жизни столицы и событий войны 1812 года. Феодор Кузьмич строго запрещал говорить на эту тему.

20 января (2 февраля по новому стилю) старец Феодор окончил долгий путь земного странствования, мирно предав свою праведную душу Богу. Почитание святого старца, возникшее ещё при его жизни, не прекращалось и после его блаженной кончины. Место захоронения Старца в ограде Томского Богородице - Алек­сиевского монастыря сделалось местом па­ломничества. Совершались многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с тёплой молитвой.

Для многих с самого начала была очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых. Однако прославление это в силу известных причин состоялось лишь в 1984 г., когда по благословению святейшего Патриарха Мос­ковского и Всея Руси Пимена, имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора сибирских святых.

5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие - были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице (раке) в храме Томского Богородице-Алекси­евского монастыря. Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля - в день обрете­ния честных его мощей.
Святая блаженная Домна Томская

День памяти 29 октября нового стиля

Есть люди, всеми осмеянные, всеми презираемые, которыми гнушается подчас и самый потерянный человек. Бездомные, нищие, убогие на вид, томимые голодом м жаждой, скитаются они среди холодных и довольных собою людей. Холод, голод, вечные насмешки, презрение и полное одиночество – вот их удел. Мир считает из безумными, глупыми, жалкими людьми, не имеющими ни разума, ни стыда. Лишь только простая душа, с сожалением относясь к ним, называет их блаженными, Божьими человеками, да редко редкое нежное и благородное сердце почувствует в них величие духа и неземную красоту их души. Это – Христа ради юродивые. Такой христианский подвиг именуется Христа ради юродством многие прошли и среди них - блаженная Домна Томская.

Она родилась в начале XIX века в знатной семье. Рано осиротев, Домна жила и воспитывалась в доме своей тетки. Она получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости Домна была красивой девушкой и потому к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить своё девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали и сослали в Сибирь, где, поселившись в городе Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были никуда не годные тряпки, веревки, ремни, обувь, камни, опилки и многое другое. Сверху узлов навещено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами кислой капустой; также она носила с собой квас, молоко, старые щи и многое другое. Узлы по обилию своему представляющие большую тяжесть, носить которую постоянно уже было подвигом, нисколько не избавляли Домну Карповну от холодного ветра, дождя и мороза. Домна часто узлы перебирала вместо четок, таким образом, скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза. Такова была её любовь к ближним. Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам.

Под личиной внешнего безумия, Христа ради юродивая Домнушка преуспелав добродетели смирения. Часто ее святыми молитвами Господь утешал скорбящих, подвигал к покаянию и исправлению грешников. Удивительный случай, произошедший в Томске в 1870 году, описан ключарем Томского Троицкого кафедрального собора протоиереем Иоанном Беневольским в Томских епархиальных ведомостях за 1900 год.

Пасха 1870 года была очень теплая. Наступил третий или четвертый день праздника. Окна томского духовного училища были открыты. Ученики после Литургии занимались играми в классах и во дворе. Вдруг под окнами раздалось громкое пение пасхального тропаря: «Христос Воскресе из мертвых…» тропарь звучал снова и снова. Пение было странным. Оно более походило на выкрики. Любопытство привлекло учеников со всего училища. Под окнами оказалась поющей Домна Карповна. Ученики подняли ее на смех, стали передразнивать пение и просить ее спеть еще и еще. Домна Карпаовна пела несколько минут. Наконец под громом насмешек и школярных выходок, она ушла обиженной и недовольной. Через три часа звон колокольчика возвестил учащимся о времени обеда. Все собрались в столовую. На Светлой седмице перед приемом пищи принято вместо «Отче наш» петь «Христос воскресе из мертвых…».запели и ученики, но пение не заладилось. Принимались несколько раз, но всегда пение переходило на крик. Несколько раз воспитатель останавливал пение и давал команду начинать снова, но опять не ладилось. Смотритель училища грозил взысканиями, но ничего не могло подействовать. Тогда было решено запретить петь всем. Была выделена группа учащихся, обладающих певчими талантами. Но и они, несмотря на усилия, не смогли спеть.

В результате, в том году в Томском духовном училище на трапезах во весь пасхальный период тропари не пелись, а читались. Господь постоял за свою праведницу и вразумил насмешников.

Помня слова Священного Писания: «Блажен, кто и скотов милует»,- святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Но и среди бессловесных Домна Карповна не забывала о Боге, и Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего её молитвенные возгласы: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». Вот где Домна Карповна находила возможным молиться, ничем не смущаемая, и скрывая от людей свои подвиги.

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. «Заглянула я однажды в придел храма,- смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз». Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу своей жизни она получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних. Свою душу Господу она предала 16 октября (29 октября нового стиля) 1872 года и погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Томска. Недалеко от её захоронения, преданного разорению в послереволюционные годы, в наши дни воздвигнута часовня её имени. На ее погребение стеклось множество жителей города. Много было духовенства, питавшего к ней глубокое уважение.


Святой праведный Петр Томский

День памяти 17 марта нового стиля

Жизнь юного подвижника Петра Алексеевича Мичурина представляет собой удивительный пример. В короткое время он достиг высочайших духовных даров, и нельзя без трепета вспоминать ту безграничную любовь к Богу, которая распаляла душу юного пустынножителя.

«Усердно приноси Христу труды юности твоей», - наставляет верующих великий учитель духовной жизни Преподобный Иоанн Лествичник. Удивительным примером служения Господу является жизнь юного подвижника Томской земли - праведного Петра.

Он родился около г. Кузнецы, Сарчумысского форпоста Томской губернии, во второй половине XVIII в. в благочестивой дворянской семье Мичуриных. С детских лет он полюбил молитву, предпочитая их детским забавам. В юношеские годы он был отдан родителями на военную службу, но сердце его принадлежало только Богу. Вскоре юноша оставил мир и удалился в таежную пустыню, где вверил себя духовному руководству опытного наставника старца Василиска.

Вступив на путь борьбы с грехом, Петр проводил жизнь в строгом посте, иногда по нескольку дней не вкушая никакой пищи. Избегая лишнего сна, юный подвижник со временем даже отучился спать лежа. Отсекая свою, человеческую, волю, Петр во всем являл послушание своему старцу - преподобному Василиску. Руководствуясь его советами, угодник Божий достиг духовной опытности и высоты в творении Иисусовой молитвы.

Иногда старец спрашивал его, отчего он так громогласно восклицает и рыдает Богу во время молитвы, тогда как Христос заповедал молиться в тайне. Петр откровенно и смиренно отвечал своему духовнику: «Прости отче! Не могу стерпеть, чтобы не кричать. Ибо я вижу духовными очами моих, как Владыка мой Христос Господь предо мною неповинно страждет и истязается жидами… от того я не мгу терпеть. Прости меня, отче!».

Имя Христово призывалось им непрестанно. «Никогда не перестаю молиться, - говорил святой Петр старцу. - Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце».

Сердце праведного Петра было преисполнено пламенной любовью к Богу и ближнему. Это укрепляло его в телесных и духовных подвигах.

Святые отцы учат: «Золото очищается огнем, человеческая душа – скорбями». Посетило искушение и Петра. Однажды, занимаясь рубкой дров, он нанес себе тяжелую рану на ноге, но безропотно переносил свою болезнь. Перед его блаженной кончиной недуг оставил праведника. Как земледелец убирает в житницу спелую пшеницу, так и Господь, видя духовную зрелость и высоту жизни праведного Петра, призвал его в Вечность возрасте 20 лет 4 марта (17 марта нового стиля). Умер праведник на коленях, во время молитвы.

Бог даровал святому Петру Томскому благодать и после своей кончины помогать людям в стяжании дара молитвы и в борьбе с искушениями плоти.

Некогда Бог открыл праотцу Аврааму, что мир стоит святостью угодников Божиих, их молитвенным предстательством за людей, селения, города и целые народы. Счастливы мы, что в нашем суровом, далеком от святых мест, краю имеем как бы некий источник произливающихся на нас Божественных милостей – Томские Святые.

Они - словно знамение особенного о нас попечения - являются твердым ограждением от разлитого и бурлящего в мире зла.



Список использованной литературы

1.Банин С.В. Жития Сибирских Святых. - Новосибирс: «БЛАГОВЕСТНИК», 2007.- с. 265

2.Лебедева Ю.П. Созвездие Томских Святых // Томские епархиальные ведомости. -2009. - №4 (135) - С.6-9.

Электронные ресурсы:

3.http://pravoslavie.tomsk.ru

4.http://ru.wikipedia.ru



5. www. google. ru






Если не знаешь, что говорить, говори, что существующая тенденция сохранится. «Максима Меркина»
ещё >>