"Создание Российского государства" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Русь на пути к возрождению 1 77.7kb.
«История государства Российского» Н. М. Карамзина Николай Михайлович... 1 25.59kb.
Развитие Российского государства в период правления династии Романовых... 1 224.51kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 10 2246.27kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 7 2372.58kb.
Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. 10 2196.63kb.
Положение о республиканском конкурсе по созданию памятной стелы,... 1 52.4kb.
Н. М. Карамзин (1766 1826) Историограф, писатель и поэт. Создатель... 1 40.85kb.
Задание для группы пз 08-1 (Правоведение) Теоретические вопросы 1 110.59kb.
Создание московского централизованного государства 1 46.24kb.
Доклад "история государства российского" Подболотов Александр 9 "А" 1 28.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Системное программное... 20 4086.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

"Создание Российского государства" - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАКЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Слива Олег Владимирович,

учитель истории.



Тема урока: "Создание Российского государства".

Класс: 6

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи.

Обучающие:

  • обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению;

  • проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы;

  • выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу;

  • картографические умения и навыки работы с историческими источниками.

Воспитывающие:

  • воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны;

  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, сумевший сбросить иго монголо-татар.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки заданий, презентация презентация PowerPoint "Создание Российского государства", учебник «История средних веков 6 класс» (образовательная система «Школа 2100»). М. 2005г.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Понятия: государственная раздробленность, монархия, республика, централизованное государство.

Тип урока: комбинированный.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

  • называть даты важнейших событий (1478, 1485, 1480, 1514);

  • кратко характеризовать политику Ивана III, Василия III;

  • показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству во время правления Ивана III, Василия III (Новгород, Тверь, Псков, Смоленск);

  • находить в тексте оценочные суждения деятельности Ивана III, Василия III.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.

II. Повторение и проверка знаний.

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество. (Слайд 2,3)

Варианты ответов учащихся:



http://festival.1september.ru/articles/314243/img1.gif

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен, так как существовали еще самостоятельные русские княжества и земли. (Слайд 4)

III. Изучение нового материала

План урока: (Слайд 5)


  1. Иван III.

  2. Борьба с Новгородом.

  3. Ликвидация ордынского владычества.

  4. Присоединение Твери.

  5. Завершение объединения русских земель.

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока. (Слайд 6)

Варианты ответов учащихся:



  • Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.

  • Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.

  • Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.

  • Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Василия II и Ивана III, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать. (Слайд 7)

Варианты ответов учащихся:

– Иван III, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве(Слайд 8)



Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года.

Задание учащимся: Отметьте личные качества Ивана III. Подходили ли эти качества для великого князя?

Комментарий учителя: От своего отца Иван III унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2. (Слайд 9)

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

Задание учащимся: Определим основной вопрос урока. Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить? Объясните смысл слов Ивана III, сказанные послам ордынского хана. За что борется московский князь Иван III? (стр.231) (Слайд 10)

Варианты ответов учащихся:

- Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига.



Задание учащимся: Почему, борясь за свободу Руси от Орды, Иван III лишает свободы жителей отдельных русских земель? (Слайд 11)

Задание учащимся: Представьте, что на дружеском пиру заспорили два боярина – московский оправдывал уничтожение Иваном III Новгородской республики, а новгородский боярин осуждал его за это.

Запишите в таблицу аргументы и факты для одного и другого спорщика. (Слайд 12)



Оправдание действий Ивана III по уничтожению

Новгородской республики.



Осуждение действий Ивана III по уничтожению

Новгородской республики.









Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана III на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана III Тверь была присоединена к Московскому государству. (Слайд 13 -16)

Задание учащимся: Зная о том, как Новгород был присоединен к Москве, как вы теперь можете ответить на основной вопрос урока: Почему, борясь за свободу Руси от Орды, Иван III лишает свободы жителей отдельных русских земель? (Слайд 17)

Варианты ответов учащихся: Присоединение Новгорода вдвое умножило силы московского князя, необходимые для освобождения Руси от Орды.

Задание учащимся: Какие действия Ивана III по уничтожению Новгородской республики вызывают оправдания, а какие осуждения.(Слайд 18)

Варианты ответов учащихся:

Оправдание действий Ивана III по уничтожению

Новгородской республики



Осуждение действий Ивана III по уничтожению

Новгородской республики.




Присоединение Новгорода вдвое умножило силы московского князя, необходимые для освобождения Руси от Орды.


Республика была ликвидирована жестокими методами. Физические расправы над людьми.

Выборных правителей сменили московские чиновники



Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после присоединения Великого Новгорода? (Слайд 19)

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, но русские княжества вынуждены были возобновить выплату дани Золотой Орде после набега хана Тохтамыша на Москву в 1382г.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никоновской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске: (Слайд 20)

1. Когда и где произошла встреча противников?

2. Покажите на карте это место.

3. Почему монголо-татары отступили?

4. Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

5. Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради: 1480 год – свержение монголо-татарского ига. (Слайд 21)



Вопрос учащимся: Что позволило Ивану III освободиться от ордынской зависимости? (Слайд 22)

1. Подчинение Новгорода (увеличение территории и количества населения в два раза)

2. Решимость прекратить дань.

3. Упорная оборона в состоянии на Угре в 1480 г.



Закрепление новых знаний

Расставьте события и явления в правильной последовательности (причины-следствия), описывающей процесс освобождения Руси от Орды. (Работа с интерактивной доской).





1

2

3

4

5
















Московский князь прекращает выплату дани и отбивает набег ордынского хана.


Московский князь включает в себя большинство земель и княжеств Северо-Восточной Руси.


Московское княжество поглощает территорию Новгородской республики.


Московские князья передают титул «великого князя» по наследству, без ханского ярлыка.


Дмитрий Донской заключает союз с другими русскими княжествами, возглавляет борьбу против

ордынской зависимости.



Сравните деятельность Ивана Калиты и Ивана III.

Из списка перенесите в таблицу сходные и различные черты (Работа с интерактивной доской).



Общее

Отличия Ивана Калиты

Отличия Ивана III










Перестраивал Москву. Объединял русские земли. Боролся против Орды. Сотрудничал с Ордой.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?(Слайд 23)

В течение 2–3 минут учащиеся работают с картой и текстом учебника.

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и составляют хронологическую таблицу. Побеждает пара, которая быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Дата

Русское княжество

1462

Ростовское княжество

1471

Ярославское княжество

1485

Тверское княжество

1489

Вятская земля

1510

Псковская республика

1514

Смоленское княжество

1521

Рязанское княжество

Закрепление новых знаний.



Задание учащимся: Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту.

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III и Василием III было создано единое русское государство с центром в Москве.

Во второй половине XV — первой трети XVI века под властью московских князей объединились все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Свергнув ордынское владычество, Московское государство стало независимым. (Слайд 24)



Комментарий учителя: Ребята, каждый выберет свой вариант ответа. Но давайте помнить, что сегодняшнее Российское государство уходит своими корнями в эпоху становления централизованного государства Иваном III. И вы все, наверное, согласитесь со словами Н.М. Карамзина, что Иван III «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством» . Он создал нынешнюю Россию. (Слайд 25)

Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение. (Слайд 26)

Я узнал…


Я понял…

Я удивлен…

Домашнее задание. Опережающее задание прочитать §23. На твой взгляд, за что Ивана III можно именовать «Великим»? По, фактам определи, какими привлекательными и отталкивающими личными чертами обладал Иван III. (Слайд 27)

Приложения.

Задание № 1

Фрагмент Никоновской летописи XVI в.

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться”.

Вопросы:

1. Когда и где произошла встреча противников?

2. Покажите на карте это место.

3. Почему монголо-татары отступили?

4. Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

5. Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

____________________________________________________________________



Задание № 2 (работа с интерактивной доской)

Расставьте события и явления в правильной последовательности (причины-следствия), описывающей процесс освобождения Руси от Орды.

А. Московский князь прекращает выплату дани и отбивает набег ордынского хана.

Б. Московский князь включает в себя большинство земель и княжеств Северо-Восточной Руси.

В. Московское княжество поглощает территорию Новгородской республики.

Г. Московские князья передают титул «великого князя» по наследству, без ханского ярлыка.

Д. Дмитрий Донской заключает союз с другими русскими княжествами, возглавляет борьбу против

ордынской зависимости.



1

2

3

4

5
















Ответ:

______________________________________________________________________

Задание № 3 (работа с интерактивной доской)

Сравните деятельность Ивана Калиты и Ивана III.

Из списка перенесите в таблицу сходные и различные черты.


Общее

Отличия Ивана Калиты

Отличия Ивана III










А) Перестраивал Москву Б) Объединял русские земли В)Боролся против Орды Г) Сотрудничал с Ордой

__________________________________________________________________________

Задание № 4

Какие территории были присоединены к Московскому княжеству в конце XV – начале XVI века? Найдите на карте эти территории. Ответ запишите в виде хронологической таблицы.



Дата

Русские княжества и земли.














Я охотнее слушаю сказки времен, уходящих в далекое прошлое, чем в далекое будущее. Станислав Ежи Лец
ещё >>