«Создание образовательной среды школы, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения 22 5682.64kb.
Муниципальное казенное учреждение «управление образования администрации... 2 585.38kb.
О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому... 1 56.55kb.
Закон ульяновской области кодекс ульяновской области об административных... 1 195.6kb.
День здоровья «В гости к Осени» 1 54.72kb.
Создание и совершенствование образовательной среды школы 1 66.98kb.
«Создание культурно-образовательной среды, обеспечивающей успешность... 9 1830.82kb.
Заместитель директора по воспитательной работе 1 40.03kb.
Концепция Международного спортивного форума «Россия – спортивная... 1 60.49kb.
Доклад «Обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред... 1 146.03kb.
Проблемно ориентированный анализ работы школы 7 1323.22kb.
Памятка внештатного переводчика 1 23.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Создание образовательной среды школы, способствующей духовному, нравственному, физическому - страница №1/1

Программа   развития МОУ «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» МО «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010 – 2016 годы.

ТЕМА: «Создание образовательной среды школы, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся» 

Введение 

    Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, меняющие характер педагогических отношений, содержания и формы организации жизни и работы как учителя так и ученика.



Нормативная база для разработки Программы развития школы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

5. Федеральный Государственный стандарт

6. Типовое положение об общеобразовательной и средней школе.

7. Общеобразовательные программы по предметам учебного плана.

8. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009.

Разработчик Программы

Орлова Галина Яковлевна, директор МОУ «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа», учитель истории высшей категории.



Характеристика педагогического коллектива

  В школе работают 12 учителей, 3 воспитателя детского сада. 12 учителей, 3 воспитателя детского сада имеют высшее образование. 4 учителя имеют высшую квалификационную категорию. 9 учителей, 1 воспитателя детского сада имеют первую квалификационную категорию. 1 учитель является победителем конкурса «Лучший Учитель» в рамках ПНПО. 1 учитель награжден высшей общественной наградой «За вклад в развитие образования»

    В школе работают учителя и воспитатели детского сада со званием:

«Отличник народного образования» - 2 чел.

«Почетный работник народного образования» - нагрудный знак – 1чел.

«Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации » - 1 чел.

«Почетная грамота Министерства образования и науки РМЭ - 13чел.

Распределение педагогов и воспитателей детского сада по стажу:

до 5 лет – 1 учитель

от 10 до 20 лет – 2 учителя, 1 воспитатель детского сада

свыше 20 лет – 9 учителей, 2 воспитателя детского сада

Текучести кадров нет. Все учителя и воспитатели имеют соответствующее образование.

    Анализ кадрового состава свидетельствует о наличии существенного потенциала для реализации задач образовательного процесса. 

Паспорт школы 

   МОУ «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» находится на территории МО «Мари – Турекский муниципальный район» РМЭ в д. Мари – Купта, в 12 км. от районного центра п. Мари – Турек.

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: муниципальное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа.

Лицензия на образовательную деятельность: серия А № 265619, регистрационный номер лицензии: № 733

Контингент учащихся и воспитанников детского сада школы формируется по территориальному принципу (четыре деревни: Мари – Купта, Малая Купта, Аимково, Ашлань - Вершина). Учащиеся из д. Ашлань Вершина находятся на подвозе. Учащиеся и воспитанники детского сада деревень Малая Купта, Аимково используют рейсовый автобус. Школа считается малокомплектной.

Количество учащихся – 52. Скомплектовано 9 классов комплектов:

 1 ступень – 24 учащихся;

 2 ступень – 28 учащихся;

Школа по лицензии оказывает дошкольное образование.

младшая группа – 14 воспитанников

- старшая группа – 14 воспитанников

В дошкольном образовании работают 3 воспитателя. 1воспитатель имеет 1 квалификационную категорию, 2 воспитателя категории не имеют.

Здание построено по типовому проекту в 1993 году для 196 ученических мест, имеет центральное отопление, водоснабжение, канализацию, актовый и спортивный залы, медицинский кабинет, 14 оборудованных кабинета по всем предметам, 2 классные комнаты для начальной школы, 1 классная комната – для группы продленного дня, библиотеку, столовую. В школе есть оборудованный компьютерный класс (3 компьютера). Кабинет физики оснащен оборудование в рамках ПНПО.

Учебно – воспитательная система школы ориентируется на потенциал окружающей школу социальной среды. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня формируется через создание блока дополнительного образования, внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы.

Организация учебного процесса в начальной звене является фундаментом образовательной системы. На первой ступени обучения развивающее обучение по УМК «Гармония». Учителя начальных классов участвуют в экспериментальной работе федерального уровня по теме «Отработка методики преподавания и анализ результатов по учебно -методическому комплекту «Учим русский язык» для 3-4 классов школ с родным (нерусским) русским (неродным) языком обучения автора Кибиревой Л.В. школ финно - угорской языковой группы.

   На второй ступени образования (5 – 9 классы) предусматривается предпрофильная подготовка, которая ориентирует учащихся на приобретение начальных профессиональных навыков.

Воспитательная работа в школе осуществляется по программам «Интеллект», «Семья». Реализуются программы по направлениям:

- познавательная деятельность

- коммуникативная деятельность

- ценностно - ориентировочная деятельность:

а) нравственно – ориентировочная деятельность

б) гражданско – патриотическая деятельность

в) трудовое воспитание.

- художественно – эстетическая деятельность

- спортивно – оздоровительная деятельность.

- работа с родителями.

В школе сложилась определенная традиция в проведении мероприятий по реализации этих программ. Школа живет интересной жизнью. Вошли в традицию многие праздники: День знаний, День учителя, праздник урожая, осенний бал, праздник новогодней елки, предметные недели, уроки мужества и патриотизма, неделя книги, неделя здоровья, неделя экологии, неделя семьи, День смеха, Международный женский день, День матери, День защитников Отечества, День Победы, школьный турслет 19 мая, посвященный Дню Пионерии и другие. Школа является базой для поведения районы и республиканских семинаров, спортивных соревнований. Особенно школа уделяет внимание краеведению. На базе школы функционирует школьный краеведческий музей. Учащиеся школы являются победителями и призерами разного уровня олимпиад, конкурсов, научно – практических конференций, соревнований, творческих работ.

В школе сложился творчески работающий коллектив педагогов – единомышленников успешно осваивающий новые технологии обучения и активно участвующий в инновационной и опытно – экспериментальной работе.

Начата работа по координации действий семьи и школы в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни и по внедрению здоровье сберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс.

Социологические исследования семейного воспитания показывают, что семья в полной мере не может обеспечить интеллектуальное и творческое развитие личности.



Проблемный анализ развития школы

Быстро изменяющиеся социальные условия предъявляют новые требования к системе образования. Будущие граждане нашей страны должны быть не только великолепными профессионалами, инициативными и дисциплинированными работниками, но и людьми, способными к саморазвитию, готовыми переучиваться и перестраиваться на новый вид деятельности, быть конкурентно способными на рынке труда.

Вместе с тем родители отмечают, что у учеников все больше атрофируется чувство самостоятельности, ответственности, стремление к творчеству, критичному и мотивационному отношению к действительности. Это является следствием традиционной организации обучения в массовой школе, нацеленной на среднего ученика. Ввиду того, что наша школа в сельской местности, она является единственным социокультурным учреждением деревни. Поэтому важно, чтобы школьная образовательная среда была открытой для различных потребителей образовательных услуг. Открытость школы проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ее с окружающей средой. Она определена пространственными, временными и функциональными отношениями образовательного учреждения с различными объектами внешней среды.

Несмотря на ухудшающуюся социальную среду, что связано с экономическими изменениями в масштабе страны, школа не снимает с себя ответственности за формирование духовно богатой и нравственной личности и должна создать условия для ориентации учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля».

Проблема сохранения здоровья стоит в ряду наиболее важных проблем школы, поэтому особую тревогу вызывает снижение количества детей имеющих нормальное физическое развитие, и возрастающее число учащихся и воспитанников детского сада имеющих отклонения в здоровье, в том числе пониженное зрение сколиоз (для учащихся 1-9 кл.), ОРЗ (для воспитанников детского сада, учащихся 1-9 кл.), аллергия, болезни горла (фарингит, ларингит) (для воспитанников детского сада).

   Причины ухудшения здоровья:

1.Социально – экономические (большинство семей имеют прожиточный минимум ниже среднего, не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни);

2.Увеличение учебной нагрузки;

3.Низкая адаптация учебного процесса к индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.

Можно сформировать факторы, оказывающее существенное влияние на состояние здоровья детей:

1. Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия.

2. Факторы риса, имеющее место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков .

3. Активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек.

4. Особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающееся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» ( за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы(необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обуславливает , в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Поэтому актуальными являются проблемы формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы, обучения детей здоровому образу жизни, грамотному распределению рабочего времени, успешной адаптации в социально – культурной среде. 

 

Тема: «Создание образовательной среды школы, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся»

 

Целью настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся, обеспечения психологического комфорта и духовно – нравственного воспитания для всех участников образовательного процесса.



 Актуальность темы

    Общество заинтересовано в воспитании духовно – нравственной основы человека, проявляющейся в его отношении к природе, к обществу, к самому себе. Нравственные нормы выработаны людьми на всем промежутке человеческой цивилизации и составляют общечеловеческие ценности, которые усваиваются в процессе обучения и воспитания.

    В законе РФ «Об образовании» (ст.51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья учащихся, что неотделимо от социально – культурной среды проживания.

Современная образовательная программа определяет содержание, организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающий социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    Основная цель нашей школы - успешность развития каждой детской личности, что напрямую связано с созданием необходимых условий в образовательном процессе для внедрения здоровьесберегающих технологий.

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для профессионального   роста учителя, оказать ему помощь в формировании  профессионального мастерства, в развитии творческого потенциала.

     Провозглашая идеологию культуры здоровья, педагогический коллектив школы должен создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть потенциал как учащихся, так и педагогов на основе здоровьесберегающих технологий, ориентированных на формирование культуры жизнедеятельности.

     При реализации проекта мы опираемся на труды Д.С.Лихачева, Л.С.Выготского, П.А.Флоренского и других, в которых прослеживается уверенность, что учитель – профессионал имеет основательные возможности воспитать здоровую, как духовно, так и физически, личность школьника, успешно реализующего в жизни свой потенциал. 



Гипотеза     Рабочая гипотеза состоит в том, что школа может создать образовательную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию личности при условии:

1. Совершенствования профессиональных и творческих возможностей работников школы, а также максимального раскрытия личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ученика способного адаптироваться в социально – культурной среде.

2. Широкого использования наряду с традиционными формами обучения новых педагогических технологий, построенных на интеграции и коммуникативно – познавательной основе через общение и культуру.

3. Четкого и планомерного воплощения в жизнь педагогами и учащимися школы целевой программы оздоровления школьников по всем ее направлениям.

4. Укрепления материально – технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно – гигиеническими нормами.

5. Формирования у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровье окружающих людей.

6. Осуществления медико – физиологического и психолого – педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся.

7. Разработки и внедрения системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. 



Задачи 

1. Выявить накопленный опыт: как образовательная среда школы и социум влияют на развитие личности.

2.Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, духовно – нравственного воспитания.

3. Провести корректировку условий обучения и их соответствие санитарно – гигиеническим нормам.

4. Выделить воспитательные аспекты в урочной и внеурочной деятельности, формирующие систему знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей, нравственное представление о человеке

5.Усилить педагогическое влияние школы на личность ребенка и его самоопределение в жизни.

6. Развивать пути и средства осуществления медико – физиологического и психолого – педагогического состояния здоровья обучающихся,   создать информационный банк «Социальный паспорт ученика».

7. Развивать и совершенствовать модель методической и психологической службы, направленной на развитие и отслеживание экспериментальной работы по разработке и внедрению системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

8. Осуществить мероприятия по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки учащихся, подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. 

Ожидаемые результаты

1.Сформированность у обучащихся внутреннего положительного ресурса к адаптации в социально – культурной среде.

2.Сформированность высоких образовательных ориентиров, помогающих профессиональной реализации.

3.Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью (выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни).

4.Появление эффектов духовно – нравственного воспитания в области формирования личностной, социальной, семейной культуры.

5.Повышение социально - психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.

6.Увеличение числа школьников, занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования.

7. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний.

8. Повышение информированности учащихся по вопросам здоровьесбережения. 

Основные направления программы

1. Социализация личности как основной аспект педагогического процесса.

Основным механизмом социального развития личности являются те условия, факторы, средства, которые оказывают влияние на сознание, чувства, поведение человека, закрепляют в нем положительные (нравственные) мотивы поведения.

К создаваемым условиям относятся необходимые внешние условия социального развития личности, которые способствуют адаптации к нормам социального поведения и регулированию своих действий в соответствии с этими нормами.

Накопление знаний о нравственных нормах, культуре поведения и их осознание происходит прежде всего через содержание воспитания и познавательной информации.

Становлению личности способствует четкая организация занятий с учащимися. Она приучает ученика к рациональному использованию своего рабочего времени, установлению оптимального алгоритма собственной деятельности, разумному сочетанию работы и отдыха.

Любое занятие в школе является или групповым или коллективным, т.е. выступает как форма коллективного взаимодействия и взаимоотношений. Характер таких взаимоотношений, их дух, гуманность, этика способствуют формированию отношений: человек – коллектив, коллектив – человек, человек – человек. Поэтому любое занятие в школе рассматривается как форма коллективных взаимоотношений, в которых моделируются будущие взаимоотношения человека в обществе.


2.Учебная деятельность на основе здоровьесберегающих технологий.

Данное направление отражает целостность, единство педагогического процесса на всех ступенях обучения, ориентированного на развитие образовательной среды с учетом здоровьесберегающих технологий. Развитие образовательной среды школы на основе здоровьесберегающих технологий возможна в результате системного изучения состояния деятельности всех подразделений школы, которое строится на констатирующем мониторинге, позволяющем систематически видеть и оценивать реальную картину состояния педагогического процесса.

Исходной базой для реализации данного направления является учебный план школы, часы дополнительного образования, профессиональный состав и уровень педколлектива, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время. 
3. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательной среде школы. 

Важным фактором в оценке образовательной функции школы является состояние здоровья школьников. Гармоничная связь между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Предметом данного направления является моделирование, апробирование и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, что требует определенных механизмов реализации:

·  выделение и оборудование помещений для оздоровительных и профилактических мероприятий (комната психологической разгрузки, музыкотерапии и т.д.);

·  увеличение количества уроков физической культуры до 3 часов в неделю за счет часов вариативной части учебного плана;

·  оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьника;

·  изменения в структуре уроков, регламентирующие виды деятельности, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз;

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни будет представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.

2. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

3. Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы.

4. Реализация образовательной программы.

5. Просветительская работа с родителями (законным представителями).

Системная работа по этому направлению должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
4. Система психолого – педагогической поддержки реализации Программы развития. 

В зону действий психолого – педагогической поддержки включаются:

- организация службы диагностики психического здоровья отдельных категорий учащихся, а также общего состояния психологического здоровья классных коллективов;

- психологическая помощь учащимся, учителям, родителям. Отслеживание динамики интеллектуального развития учащихся, их коммуникативных способностей;

- психологическая профилактика конфликтных ситуаций между учащимися, учениками и учителями, учениками и родителями;

- психологический мониторинг учебной нагрузки учащихся разных возрастных групп.

В ходе выполнения целей Программы развития в школе создается информационно – аналитический центр, отслеживающий развитие учащихся, работающий совместно с педагогами и классными руководителями над созданием портрета ребенка в соответствии с его возрастными и социальными параметрами.

Это целенаправленная педагогическая деятельность, построенная на блочно – факторной стратегии диагностики личности (социальный опыт, интеллект, особенности биологической подструктуры, здоровье) позволит реализовать личностно – ориентированную педагогику, направив внимание учителя на конкретные индивидуальные особенности каждого ребенка. 



Этапы выполнения Программы развития школы 

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Исполнитель

1. Воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития гражданина России

1.1.

Определение задач в области формирования личностной, социальной, семейной культуры.

Разработать нормативно – правовую базу



2011г.

Зам. директора УВР

1.2.

Разработать и внедрить программу диагностики учащихся с целью сбора информации о ценностных ориентирах и нравственных ориентирах

2011- 012гг.

Кл. руководители

1.3.

Формирование духовно – нравственных качеств культурно – просветительскими средствами (праздники, посещение театров, музеев, выставок).

2011 – 2016 гг.

Кл.руководители, учителя – предметники, воспитатели детского сада

2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.1.

Определение направлений работы на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

2011- 2012 гг.

Зам. директора УВР

2.2.

Мероприятия по гражданско – патриотическому воспитанию:

- создание уголка Государственной символики


России;

- введение в учебно-воспитательный процесс вопросов гражданско-патриотического воспитания;

- организация работы секций, студий и кружков историко-патриотической направленности;

- организация мероприятий, конкурсов, фестивалей, посвященных юбилейным датам и государственным праздникам;

- создание системы воспитательных мер, направленных на формирование правовой культуры;

- взаимодействие с учреждениями культуры, общественными организациями;

- организация комплексной работы по воспитанию готовности и желанию защищать свою Родину;

- осуществление музейной работы.



2011 – 2016 гг.

Зам. директора УВР

кл.руководители, учителя – предметники,

руководители кружков, воспитатели детского сада.


2.3.

Воспитание коллективизма на основе традиций школы:

- создание органов ученического самоуправления;

- организация коллективных творческих дел;

- создание системы общественных поручений;

- создание системы поощрения и наказания в коллективе;

- создание символов коллектива;

- работа с родителями учащихся, консультирование, участие родителей в делах школы,

- обеспечение психолого-педагогической поддержки волонтёрской деятельности.



2011- 2016 г.г.

Зам. директора УВР, кл.руководители, воспитатели детского сада.

3. Роль семьи в воспитательно – образовательном процессе

3.1.

Формирование семейной культуры:

- корректировка базы данных о семьях учащихся;

- организация работы по формированию отношения к семье как основе российского общества, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство обучающихся с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи.



2011- 2016 г.г.

Кл.руководители, воспитатели детского сада.

3.2.

Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей учащихся:

-  доска объявлений о жизнедеятельности школы, устав, положения;

-  информация по расходованию бюджетных и родительских средств;

-  информация о достижениях школы.



2011- 2016 г.г.

Зам. директора УВР.

3.3.

Создание консультационного психолого - педагогического центра для родителей.

2011-2012г.г.

Зам. директора УВР.

3.4.

Регулярное проведение «Дня открытых дверей».




Зам. директора УВР

кл.руководители, воспитатели детского сада



4. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.

4.1.

Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.

2011- 2016гг.

Администрация школы, медработник

4.2.

Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий

2011- 2016гг.

Методические объединения

4.3.

Развитие материально-технической базы школы.

2011- 2016гг.

Администрация школы, завхоз школы.

4.4.

Переподготовка и повышение квалификации преподавателей школы по вопросам культуры сбережения здоровья, духовно – нравственного воспитания, повышения уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары и лекции, совещания, конференции.

2011 – 2013 гг.

Администрация школы, методические объединения


4.5.

Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий, духовно – нравственному воспитанию на различных уроках, учебных, диагностических программ.


2011-2016гг.

Администрация школы, методические объединения

4.6

Организация и проведение диагностических мероприятий:

-организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся;

- создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки;

- осуществление комплексного мониторинга внедрения на различных уроках здоровьесберегающих технологий,




2011 – 2016 гг.

Администрация школы, медработник,методические обьединения

4.7

Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся:

- профилактика наркомании и табакокурения,

- обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов;

-работа по коррекции опорно – двигательного аппарата,

-психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях,

-работа по профилактике нарушения зрения у школьников,

-работа по закаливанию младших школьников,

-проведение дней здоровья, проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения,

-проведение тренингов общения для педагогов в кабинете психологической разгрузки,

-походы по экологическим тропам.




2011 – 2016 гг.

Медработник, работники столовой, администрация,

учитель физической культуры, классные руководители, воспитатели детского сада.



4.8.

Формирование образовательной среды школы по развитию системы знаний по здоровьесбережению:

-различные формы урочной и внеурочной деятельности,

-организация и проведение олимпиад, спортивных праздников, состязаний.


2011 – 2016 гг.

Зам. директора УВР

4.9.

Педагогические советы:

- «Требования Федерального государственного образовательного стандарта»;

- «Духовно – нравственное воспитание обучающихся. ФГОС»

- «Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. ФГОС».

- Базисный учебный план. ФГОС»

- Формирование универсальных учебных действий у обучающихся. ФГОС»

- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

- «Дифференциация и индивидуализация в обучении»;

-  «Роль моего предмета в будущей жизни школьника»

- «Эксперимент в школе – предпрофильная и профильная подготовка учащихся».

Научно – практические конференции:

- «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения как центра социально – культурной среды»;

- «Индивидуально – дифференцированный подход как системообразующее средство оздоровительно – развивающей работы»;

- «Образовательная среда школы как условие сохранения и укрепления здоровья учащихся»

 


2011 – 2016 гг.

Зам. директор по УВР.

5. Внешние связи школы в рамках реализации Программы развития


5.1.

Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями.

2011-2016гг.

Администрация школы

5.2.

Популяризация деятельности школы по социализации личности и совершенствованию образовательной среды через все доступные средства массовой информации.

2011-2016гг.

Администрация школы


Отчет по программе развития:

2011- 2012 учебный год

2012 - 2013 учебный год

2014 - 2015 учебный год

2015- 2016 учебный год.

 В Год учителя Мари - Куптинской школе - 125 лет.


2 октября 2010 года Мари - Куптинская школа будет отмечать очередной юбилей -125 лет. За эти годы школа прошла вместе со своими учителями и учениками, работниками и родителями учащихся славный путь своего развития.

В деревне Мари - Купта 2 октября 1885 года приходским священником Иоанном Двиняниковым открыта школа грамотности для школьников черемисского племени. В первый учебный год обучались 7 мальчиков и одна девочка, дети крестьян. Документ из гос. архива Кировской области «… В деревне Мари – Купта 2 октября 1885 года приходским священником Иоанном Двинянниковым открыта школа рамонтности для мальчиков и девочек черемисского племени. Помещение предоставлял крестьянинэтой же деревни Николай Егоров. Заведовал школой священник Двинянников. Закону божьему и всем остальным предметам обучал детей отставной унтер – офицер из деревни Лажъял Сернурского прихода Фома Кузьмин из черемис…»

В год начала первой мировой войны, в 1914, была основана начальная одноклассная школа и размещалась она на квартире Миронова.

С 1921 года - школа первой ступени.

В 1928 году государство построило здание школы и начались занятия. Была 2- х классная школа. В 1937 году школа стала семилетней. С 1962- 1963 учебного года - восьмилетняя школа. С 1989 - 1990 учебного года наша школа стала девятилетней.

В 1994 году мы стали обучать детей в красивом двухэтажном типовом кирпичном здании. Школу строили всем «миром». Для постройки новой школы отдали много сил и энергии бывшие председатели колхоза «Рассвет» Г.П. Зайцев, председатель сельского совета И.А.Курочкин, директора школ Т.К. Чернова, А.Г. Орлов, Б.С. Орлов, также строители Мари - Турекского района.

С 1996 - 1997 учебного года на базе основной школы открыли среднюю. Школа по проекту рассчитана на 196 ученических мест. В этом же году в здание школы перевели детский сад. До настоящего времени школа оказывает дошкольные образовательные услуги. С переводом колхозного детского сада, построенного в конце 80-х годов, на баланс отдела образования 2- этажное типовое здание пришло в негодность для эксплуатации.

Выпускники средней школы трех последних лет (2006- 2008 годы) успешно сдали ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознании, биологии, физике. Ухова Анна, Горячкина Инна, Ягодаров Кирилл получили гранты главы администрации района. Выпускники тех лет успешно продолжают учебу в ВУЗах, техникумах, колледжах республики и за ее пределами.



В 2007 году встал вопрос о ликвидации в школе 10 класса. Благодаря родительскому комитету учащихся 9 класса 10-й класс был сохранен. В начале 2008 - 2009 учебного года отдел образования и по делам молодежи Мари - Турекского района срочно перевел из Мари- Куптинской средней школы из 10 класса 9 учащихся, 11 класса 4 учащихся в среднюю школу п. Мари - Турек. Мари -Куптинская средняя школа была закрыта и школа снова стала основной. Это, несмотря на то, что в школе имеются оснащенные современные кабинеты, соответствующие требованиям учебного процесса кабинеты информатики, химии и биологии, физики, математики, родного языка и литературы, русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка. Для полного осуществления учебно - воспитательного процесса имеются мастерские для проведения уроков технологии, спортивный зал, стадион, спортивная площадка на улице, лыжная база, библиотека. Школа подключена к сети Интернет. В школе имеется логопедический кабинет и кабинет психолога. Учащиеся посещают предметные кружки по математике, биологии, химии русскому языку, кружки эстетического направления - «Любители эстрадной песни», «Кройки и шитья», драматические «Литературная гостиная», «Чинчытул», краеведческие «Патриот», историко - краеведческий, спортивные секции (футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки), сохранился единственный в нашем районе кружок «Картинг». В школе существует филиал школы искусств, осуществляется тренерская работа через ДЮСШ. На пришкольном участке учащиеся выращивают овощи, ягоды, что является большим подспорьем для школьного питания. В школьной столовой школьники получают полноценное питание, горячий завтрак и обед. Излишки (овощи, ягоды, саженцы помидор, капусты, перца, цветов) хорошо реализуются среди местного населения, зная, что это чисто экологический продукт. Неоднократно пришкольный участок участвовал в республиканских смотрах - конкурсах (3 место, 2008г). Уют в школе создают не только работники школы, но и дети с родителями. В течение года в каникулярное время идет косметический ремонт школы и классных помещений. Летом при школе каждый год открывается лагерь труда и отдыха, где дети находят себя в различных направлениях деятельности во внеурочное время. Благодаря усилиям родителей и учителей учащиеся школы не нарушают правила поведения в школе. Среди учащихся нет правонарушителей. С 2009 года в школе существует волонтерское движение.

Наши выпускники успешно трудятся в различных сферах. Из стен школы вышли первый секретарь Марийского обкома КПСС Иван Степанович Гусев, кандидат сельскохозяйственных наук Василий Алексеевич Хлебов, кандидат филологических наук Валентин Николаевич Васильев. Лауреат премии им. Луначарского Зоя Дмитриевна Кисилева, заслуженный работник культуры МАССР Елена Васильевна Бушкова, заслуженный механизатор МАССР Алексей Владимирович Яналов, Петр Николаевич Старостин - руководитель национального центра археологических наук Татарстана, врач-хирург Юрий Арсентьевич Завялов, молодые поэтессы сестры Эльвира Арркадьевна и Наталья Аркадьевна Ендылетовы, Ирина Курочкина, художник Александр Сергеевич Тихонов, предприниматель Нина Сергеевна Морозова, председатели колхозов И.А. Курочкин, А.С.Чернов, Н.В. Горячкин, Э.Я. Тихонов, директора школы А.Г.Орлов, Б.С. Орлов, В.Л. Созонов, Э. А. Чернов, чемпион Российского Совета ДСО « Урожай» среди юношей по лыжным гонкам Горячкин Ю. А., вице-чемпион России среди студентов спортивного общества «Буревестник» по футболу, игрок студенческой сборной МАССР Орлов А. Г., чемпион МАССР по спринтерскому бегу Братухин А. А. ..., бывшие председатели колхоза «Рассвет», М.Т. Горячкин, И.А.Курочкин, А.С. Чернов, Н.В. Горячкин, В.П. Чемеков, Э.Я. Тихонов.
За высокие достижения в С/Х труде орденами Трудового Знамени, Знак Почета, Трудовой Славы награждены М.Т. Горячкин, С.Т. Ендылетов, П.С. Калинин, Н.Е. Малинин, А.В. Яналов, А.С. Хлебов, С.Н. Тихонов. Медальями «За доблесный труд», «За преобразованье Нечерноземья», «За трудовую доблесть», «За трудовые отличия», «За достигнутые успехи в сельском хозяйстве» награжены А.Т. Ендылетов, И.А. Недылетов, И.Н. Иванов, Л.С. Курочкина, А.И. Орлов, В.Я. Павлов, М.М. Рыбакова, А.С. Созонова, А.С. Ягодаров, Н.А. Ягодаров.
Школа отмечает свой юбилее в год 65- летия Победы в Великой Отечественной войне. Хотелось бы отметить о нашей школы в годы ВОВ…. В годы войны воспитанники школы мужественно сражались с немецко – фашисткими оккупантами. Многие пали смертью храбрых и среди них учителя: Н.С. Волков, П.А. Исаев, И.А. Сбоев. В.А. Шубин, Б.К. Ямбарцев. В трудные годы войны директорами школы работали М.Г.Гвоздев,Г.Е. Ягодов, А.И. Соколова, а учителями – А.С. Соловьева, М.С. Яналова, П.И. Ягодарова, В.М.Казакова, Г.И.Волков, Н.П. Петров, Я.И. Сергеев, М.В. Виноградова, А.В. Полякова, Д.И. Шабдарова, И.В. Петухов, В.В. Ягодарова, И.Е.Ягодаров, П.Я. Казанцева, А.М. Никитина. П.П. Васильева вспомнает: «… Сами заготавливали дрова. Учителя не знали отпусков. Летом работали в колхозе. Приходили страшные известия – похоронки. Ученики приходили в школу заплаканными. Мы учителя, утешали, как могли…». Мы до сих пор гордимся учителями – фронтовиками – директорами нашей школы, такими как, С.А. Ендылетовым,, А.И. Ендылетовым, Л.П.Павловым. А сколько добра, трудолюбия вложили в юные сердца своих учеников дети войны, ставшими учителями и проработавшими в нашей школе. Нельзя их не впомнить: М.А. Горячкина, В.А. Орлова, В.П. Коновалов, А.Т. Коновалова, М.И. Османова, В.А. Андрианова, Р.И. Созонова, В.С. Орлов, Н.А.Орлова, А.П. Павлова, П.И. Орлов, Л.И. Калинина.
Хочу отметить , что чувство патриотизма, гражданственности характерно, не только для учителей , но и для учащихся нашей школы. Ребята из нашей школы в разное время служили и служат в армии в разных частях Росси, участвовали в локальных войнах, в Авганской войне Ягодаров Алексей Васильевич, в Чеченских войнах А.А. Халтурин, А.И. Ендылетов, А.А. Ягодаров, Р.А. Перевозчиков, М.Ю. Тихонов.
В деле обучения и воспитания молодого поколения огромная ответственность ложится на плечи педагогического коллектива. Работа всего коллектива школы зависит от умелого руководства. Многие принципы управления школой сложились при директорах: М.Г. Гвоздев (194101942), А.И. Смоленцева (1942-1945гг), С.А. Ендылетов (1945-1946), Я.И. Сергеев (1946 – 1949), Г.А.Ягодов (1949- 1951), А.И. Ендылетов (1952 – 1956), П.И.Орлов (1956-1963, 1967 – 1968)), В.П. Коновалов (1963-1967), Л.П.Павлов (1968 – 1980),Г.С. Соболев (1980- 1986), Т.К. Чернова (1986- 1989), М.М. Петров (1989), А.Г. Орлов( 1989 1991). Б.С. Орлов (1991- 1998), Н.К.Смирнова (1998 – 2010)

В школе работают учителя высокого профессионализма. Все учителя имеют высшее образование. Среди них с высшей категорией - 4, с первой категорией - 6, отличники просвещения - 3, победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО (2007г.) - 1, один учитель награжден высшей общественной медалью «За вклад в развитие образования» (2009 г.), участник всероссийского проекта «Лучшие люди России» в номинации «Учитель» (2008г.) - 1 (диплом, статья о педагогической деятельности учителя включена в энциклопедию «Одаренные дети России»),

Учителя нашей школы всегда повышают свою квалификацию не только через прохождения курсов при институте образования, но занимаются и самообразованием.

Школа работает над актуальной темой «Формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами всех учебных дисциплин».

Каждый учитель работает и над своей научно - методической темой. Темы разные, но все они решают задачи современной школы. Учителя владеют не только компьютерной технологией, но и другими современными образовательными технологиями. Свой опыт работы передают коллегам на уровне района, республики, России на научно - практических конференциях, на ярмарках инновационных педагогических идей, в педагогических чтениях, проводят мастер - классы «Технология проблемного обучения и формирование ключевых образовательных компетенций» (2009г.), «Технология проектного обучения» (2010г.), открытые уроки и мероприятия.

Учителя работают с авторскими программами «Основы демократии», Символы России», «Награды современной России» (Орлова Г.Я., учитель истории), «Основы презентации» (Васильев В.А., учитель технологии), «Живое слово» (Ухова И.З.). Не только учителя, но и учащиеся школы имеют публикации в районных (г. «Знамя»), республиканских (газеты «Кугарня», «Марий Эл», «Марийская правда», в издательстве института образования), российских изданиях ( «Учительская газета», издательство «Педагогическая инициатива»).

Учителя начальных классов участвуют в экспериментальной работе федерального уровня по теме «Отработка методики преподавания и анализ результатов по учебно -методическому комплекту «Учим русский язык» для 3-4 классов школ с родным (нерусским) русским (неродным) языком обучения автора Кибиревой Л.В. школ финно - угорской языковой группы.

В настоящее время (данные на 2009 - 20010 учебный год) детский сад при школе посещают 30 воспитанников. В начальных классах обучаются 29 детей, в 5 - 9 классах - 35. Школу посещают дети из д. Ашлань - Вершина (7 км. от д. Мари -Куптинской школы), д.Аимково ( 4 км. от данной школы), д. Малая Купта (2 км. от школы). В приведенной таблице «Количество учащихся (1 - 9 классы) на 2011 -2016 годы в Мари - Куптинской школе» видим следующие цифры

Учебный год

Количество учащихся

2011 -2012 уч. год

55

2012-2013 уч. год

52

2013 -2014 уч. год

52

2014-2015 уч. год

59

2015 -2016 уч. год

57


Количество учащихся может идти в рост. Например, зная, что в д. Мари - Купта есть школа, весной 2010 года из Узбекистана семья привезет трех детей и их родители намерены выбрать именно Мари - Куптинскую школу. В деревне сохранено сельскохозяйственное производство, не все население уезжает в города, в районные центры..

Успешность школы зависит от тесного взаимодействия школы, родителей, общественности. В современных условиях школа должна быть конкурентноспособной. Это, прежде всего качественное обучение. Успеваемость составляет 100%, качество знаний - 70- 60%, сдача ЕГЭ без двоек. После окончания школы выпускники успешно трудоустраиваются. Например, выпускники 2009 года поступили в педагогический колледж на иностранный факультет - 3, аграрный колледж -1, аграрный техникум - 1, радиомеханический техникум - 1, строительный техникум 1, трое успешно учатся в 10 классе других школ. Учителя школы дают глубокие и прочные знания. Учащиеся школы успешно поступают и учатся в лицеях Республики Марий Эл ( 20 учащихся с 1990 года). Учащиеся становятся победителями на районных и республиканских олимпиадах. На республиканском уровне заняли по марийскому языку 1 место (2009г.), марийской литературе 1 место (2009г.), по технологии 1 место (2008г.), по истории культуры марийского народа 1 место (2008г.). В 2009 - 20010 учебном году на районном уровне Мари - Куптинская основная школа заняла первое место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся начальных классов на районных олимпиадах также занимают призовые места. Ежегодно учащиеся школы участвуют на всероссийских конкурсах- олимпиадах «Золотое руно», «Международный исторический чемпионат», «Русский медвежонок», «Математический чемпионат», «Английский бульдог» (1 место в регионе, 2008г.) Воспитанники успешно выступили на республиканских конкурсах детских рисунков «Почта моей мечты»(2008г), посвященный выводу советских войск из Афганистана (2008г.), «Мир заповедной природы» (2009 г., 1 место), «Мой духовный мир» (2009г., сертификат), Мир заповедной природы (1 место, 2009г.)

На базе школы проводятся республиканские семинары и мероприятия: семинар Всемирного Совета Мер канаш (2009г.), семинар учителей начальных классов «Современная начальная школа в преддверии реализации требований стандарта второго поколения» (2008, 2009 годы), семинар учителей истории и обществознания «Формирование толерантного сознания учащихся на уроках истории, обществознания и внеурочное время» (2006г.), для общественности День общественной экспертизы для соискания премии президента Российской Федерации (2007г.); районного уровня: учителей русского языка и литературы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка» (2010г.), «Духовно - нравственное воспитание на уроках родного языка и литературы» (2009г.), «Интеграция общего и дополнительного образования» для учителей русского языка и истории (2009г.), семинар для заведующих ДОУ, директоров школ, психологов, учителей - логопедов «Преемственность дошкольного начального обучения» (2007г.).

В школе велась и ведется кропотливая поисково - исследовательская работа. Итогом такой работы было открытие школьного краеведческого музея в 1994 году. В прошлом году широко отметили 15- летие школьного музея. Экспозиции, стенды и отделы музея «Археология и палеонтология», «Нумизматика и бонистика», «Этнография» (марийский национальный костюм, орудия труда, предметы быта), «...А годы летят» (история школы), «Они достойны восхищения» (о знаменитых людях), «Спорт и физкультура» (история развития спорта мари - куптинской стороны), «И помнит мир спасенный», «Человек на войне», посвященной Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., «Деревенька колхозная» (история колхоза «Рассвет»), «Школьный музей», «... А здесь звучали колокола» (история Владимирско - Богородицкой церкви), показывают историю и самобытность мари - куптинской стороны. Музей имеет свидетельства от Министерства образования РМЭ, Министерства образования России. На базе музея проводятся районные, республиканские методические семинары. Музей стал центром патриотического воспитания. В мае 2008 года в музее принимали финскую делегацию. Впервые в истории нашего музея экскурсия проводилась через переводчика. В конце был шквал аплодисментов. В книге записей читаем «... Мы восхищены и убедились в том, что любовь к России начинается именно здесь...». Раньше на базе музея работал историко - краеведческий кружок, а с 2007 года на базе нашего школьного музея функционирует школьное научное общество историков - краеведов. Оно является школьной экспериментальной площадкой. Научно - исследовательскими и проектными работами учащиеся успешно выступают на межрегиональном и республиканских уровнях. Исследовательская работа «Легенды и предания моей Родины» (2007г.) заняла 1 место на республиканском уровне. Эта работа имеет публикацию в книге «Легенды и предания моей малой Родины», автор - составитель А.А. Орлова. С исследовательской работой «... А здесь звучали колокола» (История Владимирско - Богородицкой церкви с. Куршаково) успешно выступили на межрегиональном открытом фестивале науки и искусства «Мир моих увлечений» (2009г., диплом, руководитель Г.Я.Орлова) и имеет публикацию на российском уровне. Проекты «Агротуризм», «...А здесь звучали колокола», посвященные развитию сельского туризма были представлены на весенней сессии открытого финно - угорского университета в рамках 90 - летнего юбилея И. Кырли (2009г.), руководители Г.А.Братухина, Г.Я.Орлова. Проектная работа «Обработка древесины» на конференции исследовательских работ, которая проводилась при марийском технологическом университете, отмечена дипломом (2010 г., руководитель В.А. Васильев). Исследовательская работа «Калейдоскоп спорта» (из истории развития спорта мари - куптинской стороны) занимает почетное место в музее школы (2 место на районной НПК «Шаг в будущее», 2008г.). Музей может предложить посетителям туристический маршрут «На карте Мари - Турекского района мари - куптинская сторона» по 4- направлениям исследования: Владимиро -Богородицкая церковь с. Куршаково; Ашлань - Вершина - родина актера, драматурга, фронтовика Ф.Т. Москвина; Памятник - обелиск «Никто не забыт, ничто не забыто» д. Мари - Купта; Школьный краеведческий музей «Исток», д. Мари - Купта.

В школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В этом году наша страна отмечает 65 - летие Победы в Великой Отечественной войне. Эту великую дату мы встречаем не только с успехами в учебе, но и проводимыми мероприятиями, такими как конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений «Эхо войны в моем доме», смотр строя и песен, уроки мужества и патриотизма, публикации в СМИ на военную тематику, пополнение экспозиций о войне и экскурсии для учащихся, гостей, местных жителей в школьном музее, помощь ветеранам и труженикам тыла, митинг у обелиска, краеведческая викторина, акция «Память сердца хранит». С 2006 года учащиеся школы приняли участие в республиканском научно -исследовательском проекте «Человек на войне», в рамках этого проекта провели интервьюирование ветерана войны и сбор документов с последующей передачей их в архивное учреждение. Наш материал об участнике Великой Отечественной воны Соболеве М.С. вошел в книгу «Человек на войне». Тихонов Родион (4 кл.) успешно выступил в районном конкурсе «Мой семейный архив», посвященном Великой Отечественной войне (2010г., грамота). Орлова Ольга (Зкл.), Ядыкова Жанна (бкл.), Тихонов Родион (4кл.) выступили во всероссийском конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященной Великой Победе (2010г.).

2010 год - особый год для нашей школы. В октябре этого года школа будет отмечать свое 125- летие. Учителя приняли участие в открытии Года учителя в г. Йошкар - Ола, в Мари - Турекском районе. На районном уровне участвовали в конкурсе сочинений о школе, об учителях. Ученица 3-го класса Орлова Ольга успешно выступила с исследовательским проектом «Учительница первая моя» на районной НПК «Шаг в будущее». Ее проект опубликован в журнале «Педагогический курьер» (2010 г.). На школьном уровне провели открытое мероприятие, посвященное Году учителя с приглашение ветеранов педагогического труда, выставку рисунков «Учительница первая моя», экскурсии на тему « Школьные годы чудесные» на базе школьного музея.

Учащиеся воспитываются на национальных традициях. В нашей школе марийский язык изучается как родной язык. Кабинет родного языка и литературы неоднократно принимал участие в республиканском смотре конкурсе кабинетов марийского языка. Учащиеся совместно с опытными педагогами проводят мероприятия, посвященные Республике Марий Эл, юбилейным датам- 90 - лет театру им. Шкетана, 90 - лет со дня рождения И.Кырли, 80 - летний юбилей В.Колумба, День марийской письменности, День национального героя. Цикл мероприятий подготовлен и к празднованию 90 - летия Республики Марий Эл.

Школа активно участвует в жизни деревни. Проводит экологические субботники, учащиеся и учителя принимали в театрализованном представлении во время празднования 475 - летнего юбилея д. Мари - Купта (2007г), приняли участие в игровом фильме «Ильин лаштык» С.Герасимова (1 место во Всероссийском конкурсе фильмов), осуществили проект по восстановлению родника в д. Мари - Купта.

Ведется большая работа по укреплению здоровья детей не только на уроках физической культуры, также во внеурочное время. С этой целью работает футбольная и баскетбольная секции, существует волейбольная секция от ДЮСШ, в школе сохранилась единственная в районе лыжная база. Спортсмены школы занимают призовые места в различных районных и республиканских соревнованиях. Были 3-х кратными чемпионами, бронзовым призёром первенства республики среди школьников по русским шашкам. Шашисты школы представляли республику в зональных соревнованих на первенство России среди школьников на приз клуба «Чудо-шашки» в г. Ишимбай, Республика Башкортостан. Наши юные спортсмены вполне конкурентноспособны и на республиканских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу. На базе школы ДЮСШ проводит районные соревнования по игровым видам спорта, лыжным гонкам.

Школа живет интересной жизнью. Вошли в традицию многие праздники: День знаний, День учителя, праздник урожая, осенний бал, праздник новогодней елки, предметные недели, уроки мужества и патриотизма, неделя книги, неделя здоровья, неделя экологии, неделя семьи, День смеха, Международный женский день, День матери, День защитников Отечества, День Победы, школьный турслет 19 мая, посвященный Дню Пионерии и другие.

В прошлом году отметили 80- летие со дня образования Мари - Турекского района. Участвовали в краеведческой викторине «Мари - Турекский край - частица России» (победитель, грамота). Наша школа предоставляет обширный материал для районного архивного отдела. Краеведческие материалы вошли в сборник документальных очерков «Мари - Турекский район: история сел и деревень», в документальные книги «Книга Памяти», «Они ковали победу», «Человек на войне». Исследовательские работы учащихся школы о родном крае пополняют районный архивный отдел.



Школа идет в ногу со временем. Здесь идет подготовка детей к серьезной жизни в условиях рыночных отношений. Наши дети это будущее России. Многое зависит именно от них, какими они будут, смогут ли ориентироваться в любых жизненных ситуациях. Мы надеемся на то, что они были и будут конкурентоспособными, мобильными, обучаясь в стенах сельской школы.

В настоящее время администрация Мари - Турекского района, отдел образования и по делам молодежи ставит вопрос о реорганизации школы из- за недостатки фонда оплаты труда учителям. Они намерены оставить пока только начальную школу. Родители учащихся, жители деревень Мари - Купта, Малая Купта, Аимково, Ашлань - Вершина обеспокоены этим вопросом. В условиях жесткой конкуренции, финансовых трудностей нужна нам помощь и со стороны на высоком уровне. Просим помочь Вас с решением вопроса о сохранении Мари - Куптинской основной школы.

2010 ий 23 октябрьыште Мари – Турек район Мари – купта школна 125 ияш лумгечыжым палемда. Чылажымат пагален ужына


Данные но 2010 – 2011 учебный год

1-9 кл. -50 учеиков, 13 учителей

Детский сад при школе – 28 воспитанников

Коллектив признателен за работу З.Е.Курочкиной, Ю.Ф.Орлова, Ю.А.Курочкина.. Добрых слов заслуживают работы воспитателей Чемековой З.Н., Ягодаровой З.Н., Васильевой В.В.., нянь Р.И.Ягодаровой., З.П.Ендылетовой., поваров, Н.Г.Орловой, Л.И.Ендылетовой, техслужащих Л.А.Ядыковой, С.Н.Сандаковой, , М.В.Кибардиной, ,З..Виноградовой, Р.П. Скворцовой,завхоза Е.В.Сергеева, .




Чем больше выпадает зубов, тем больнее человек кусается. Джордж Прентис
ещё >>