Современные тенденции развития и повышение эффективности сферы культуры - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Сущность, социально-экономические и политические факторы мирового... 1 187.66kb.
Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности... 37 4879.99kb.
Отчет министерства культуры московской области «об итогах работы... 5 958.86kb.
Современные тенденции развития производства и применения огнеупоров 1 129.49kb.
Тенденции изменения показателей развития человеческого капитала в... 1 61.86kb.
Жизненный цикл промышленных изделий и автоматизация его этапов 1 71.38kb.
Современные тенденции развития общества: инновации, напраленные на... 1 92.54kb.
Анализ состояния и эффективности методической работы гоу цо №641... 3 500.78kb.
Дисциплины «Современные тенденции в искусстве» 1 32.91kb.
Международно-правовое регулирование режима безъядерных зон и современные... 1 309.36kb.
Эволюция теорий развития и современные тенденции э. С. Рустамов 1 264.06kb.
На правах рукописи Семенченко Екатерина Николаевна 3 471.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Современные тенденции развития и повышение эффективности сферы культуры - страница №1/1




На правах рукописи

Захарян Рафаэль Степанович


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

(НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и

комплексами (сфера услуг)


Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Шахты  2009


Работа выполнена в ГОУ ВПО

"Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова"



Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Бадмаев Санан Саналович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Черняева Римма Владленовна

кандидат экономических наук, доцент



Килинкарова София Георгиевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Ставропольский филиал

Защита состоится 27 ноября 2009 года в 10-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ГОУ ВПО "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса" по адресу: 357500, г. Пятигорск, гора Казачка, д.2.,ауд. 602

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса».

Автореферат разослан 26 октября 2009г.




Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Фатеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современное общество все больше осознает и ощущает новую роль сферы культуры, которая является важнейшей частью страны, укрепляет духовную связь поколений, способствует сохранению толерантности, сближению и взаимопониманию между гражданами. Кроме того, сфера культуры служит одной из форм удовлетворения потребностей населения в услугах, активно участвует в протекании социально-экономических процессов.

Услуги сферы культуры способствуют сохранению, созданию и развитию духовных, нравственных и общественных ценностей, раскрывая новые перспективы в развитии экономики. Сфера культуры обладает специфическими характеристиками: в одних секторах осуществляется прямая государственная поддержка и регулирование, в других действуют рыночные отношения, в третьих необходимо наличие общественных и некоммерческих организаций. Для развития благоприятных экономических и социальных тенденций в обществе необходимо создать условия для его гармоничного развития, удовлетворения потребностей граждан в культурных услугах, наиболее полной реализации креативного потенциала, обеспечения сохранности и рационального использования исторического наследия. Влияния услуг сферы культуры на развитие нравственной природы личности и общества трудно переоценить. Они оказывают благотворное воздействие на духовное и физическое состояние человека, повышают его работоспособность, обогащают сознание, улучшают общее восприятие окружающего мира. Достижение этой цели невозможно без четкого определения целей и приоритетов сферы культуры, обеспечения ее развития, создания благоприятных правовых, организационных и экономических условий как на уровне регионов, так и страны в целом.

Поэтому исследование тенденций развития культурной сферы и повышения эффективности функционирования ее учреждений в контексте современной рыночной экономики, представляется чрезвычайно актуальным. Указанные обстоятельства обусловили своевременность и обоснованность выбора темы диссертации, ее цели, задачи и структуру изложения.

Степень разработанности проблемы. Вопросам экономики сферы услуг в общем и отрасли культуры, в частности, посвящены работы ряда отечественных ученых, среди которых: Л. Батурин, И. Болотников, В. Бутов, Н. Восколович, Р. Гринберг, Е. Жильцов, В. Игнатов, Г. Иванов, Е. Игнатьева, Н. Кротова, Н. Кузнецов, Ю. Мащенко, А. Рубинштейн, Г. Тульчинский, Г. Уварова, С. Ходарев, А. Ходарев, Ю. Элланский, Л. Якобсон и др.

Значительный вклад в решение данной проблемы внесли зарубежные ученые: У. Бомол, У. Боуэн, Р. Вильямс, Д. Кейнс, Ф. Котлер, Ч. Лендри, С. Манди, М. Маршалл, Р. Масгрейв, Д. Осборн, Д. Роулз, Х. Хоггарт, Э. Эверетт и др. Несмотря на многоаспектность и научную обоснованность опубликованных трудов, процесс развития сферы культуры, тесно связанный с происходящими в настоящее время социально-экономическими преобразованиями, а также с общими процессами развития человечества, не до конца завершен. Множество теоретических и практических проблем повышения эффективности сферы культуры остаются не исследованными. Необходимость совершенствования нормотворческих, организационных, экономических, маркетинговых и финансовых инструментов, благотворно влияющих на экономические и социальные процессы, очевидна. Особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности функционирования за счет использования рыночных инструментов в практике учреждений сферы культуры, совершенствования механизма государственного регулирования организаций данной отрасли. Указанные обстоятельства послужили причиной выбора тематики диссертационного исследования и построения логики его изложения.



Цель, основные идеи и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка направлений совершенствования деятельности учреждений сферы культуры на основе выявления специфики услуг, ограничений и тенденций развития в современных экономических условиях. В соответствии с указанной целью были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- провести анализ категориального аппарата и функций культурной сферы, отраслевой структуры, общих тенденций и основных условий развития;

- выявить приоритетные цели сферы культуры в России;

- сформулировать принципы эффективного развития сферы культуры;

- обосновать применение маркетинговых исследований в качестве инструмента развития сферы культуры региона;

- проанализировать динамику развития, формы и методы государственного финансирования в области культуры, обосновать направления его дальнейшего совершенствования;

- раскрыть и научно обосновать необходимость государственного регулирования в сфере культуры;

- сформировать мероприятия по повышению эффективности предоставления услуг сферы культуры в регионе.



Объектом исследования является учреждения и организации сферы культуры Российской Федерации и Ставропольского края.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе развития и решения проблем повышения эффективности сферы культуры.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных по проблемам развития и повышения эффективности сферы культуры.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике культуры, нормативные правовые документы по рассматриваемым аспектам, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и территориальных служб государственной статистики Ставропольского края, других регионов ЮФО, результаты исследования автора.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п.15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.104. «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования», п. 15.109. «Механизм повышения эффективности и качества услуг», п. 15.119. «Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг», Паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг).

Методы исследования. В диссертационной работе, в рамках системного подхода, использовались различные приемы экономического исследования: аналитический, монографический, расчётно-конструктивный, экономико-статистические и экономико-математические методы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в научном обосновании ряда теоретических, методических и практических задач осуществления эффективного развития и повышения эффективности сферы культуры на современном этапе.

К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, относятся:

- обосновано понятие услуг сферы культуры как смешанных благ, обладающих двойственной при­родой, направленных на удовлетворение разнообразных духовных и эстетических потребностей населения, что позволило (наряду со свойствами делимости, конку­рентности, уникальности, перегружаемости) выявить их значительный внешний эффект;

- уточнена сущность сферы культуры как совокупности предприятий, институтов и учреждений, выполняющих социокультурную модернизацию на основе мер по развитию культурно-образовательного обеспечения, целенаправленной подготовке кадров, корректировке общего содержания отечественной культуры, позволяющей сформулировать комплекс ее социальных функций (наличие эконо­мического потенциала; создание дополнительных рабочих мест; аккумулирование и пропаганда базовых ценностей общества; влияние на интеллек­туальное и эмоциональное развитие подрастающего поколения; профилактика девиантного поведения; активизация социальных процессов по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей и др.);

- сформулированы принципы эффективного развития сферы культуры, заключающиеся в обеспечении устойчивого движения, стимулировании ускоренной модернизации; определении объекта и субъекта управления; поступательном содержательном воздействии на общественное сознание; учете гетерогенного характера; изучении культурного наследия, исследовании генезиса их восприятия и интерпретации, выборе форм модернизации, определяющие воздействие услуг исследуемой сферы на человеческий капитал;

- обоснована специфическая роль и необходимость проведения маркетинговых исследований в сфере культуры, что позволило выделить ряд критериев поведения потребителей услуг (географическое и социально-экономическое положение, инфраструктура, целевой сегмент, рекламные акции, образ жизни, духовные и нравственные ценности, отношения к учреждениям сферы культуры), определяющих целевые ориентиры развития отрасли и способствующие эффективному разрешения ряда трудностей в современной рыночной ситуации;

- выявлены и проанализированы тенденции осуществления государственной поддержки сферы культуры, позволяющие обосновать внедрение фандрейзинга, определяемого как совокупность методов по привлечению финансовых средств из источников внешней среды и рассматриваемого в качестве инновационного инструмента, стимулирующего возрождение и развитие учреждений сферы культуры;

- разработана система показателей эффективности предоставления культурных услуг (актуальность, массовость, признательность, стабильность, эффективность), позволяющая использовать их в качестве целевых индикаторов оценки конечного социально-экономического эффекта, обеспечивающей равный и свободный доступ граждан ко всем видам культурных благ, раскрытие творческого потенциала, активизацию процессов интеграции в мировой культурный процесс.



Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертационной работе положения создают теоретическую основу для совершенствования нормативно-правовых и организационных аспектов функционирования учреждений сферы культуры.

Отдельные теоретические и методические положения диссертационного исследования могут быть использованы в ВУЗах для преподавания дисциплин «Менеджмент», «Социальная экономика», «Экономика сферы культуры», «Экономика социальной сферы».



Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Нальчик) в 2006-2009гг.



Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях общим объёмом 4,5 п.л. (из них автора 3,9 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, библиографического списка.

В первой главе рассматривается содержание категорий «сфера культуры», «услуги сферы культуры», «функции сферы культуры», приводятся результаты анализа современных концепций в обосновании роли и значения культуры, позволившие выявить приоритетные цели и сформулировать принципы эффективного развития исследуемой отрасли.

Вторая глава посвящена исследованию современного состояния сферы культуры в РФ и регионах ЮФО, в частности, Ставропольском крае, основных характеристик и особенностей бюджетного финансирования в регионе. На основе проведенного маркетингового исследования выделены критерии поведения потребителей услуг сферы культуры.

В третьей главе обосновано применение инновационных методов в привлечении средств на развитие учреждений сферы культуры из внешней среды, предложена модель государственного регулирования учреждений сферы культуры. Разработана система показателей эффективности предоставления услуг сферы культуры.

В заключении обобщены основные результаты диссертационной работы, сформулированы выводы и рекомендации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Специфика сферы культуры состоит в том, что вследствие ряда объективных факторов частный сектор в ней в условиях рыночной экономики занимает незначительное место, следовательно, сфера действия рыночного механизма и прин­ципа платности лимитирована. Услуги сферы культуры пред­ставляют собой смешанные блага, обладающие двойственной при­родой, направленные на удовлетворение разнообразных духовных и эстетических потребностей населения. Наряду со свойствами делимости, конку­рентности, уникальности, перегружаемости, они обладают значительным внешним эффектом, проявляющимся через познание жизненного пути всего человечества, выбор между нравственными и безнравственными категориями, гармонией и дисгармонией.

В диссертационной работе выделены следующие функции сферы культуры:
- имеет собственный эконо­мический потенциал и вносит свой вклад в экономику страны;


  • создает дополнительные рабочие места;

  • аккумулирует и пропагандирует определенные базовые ценности общества, его способность к саморазвитию;

  • со­храняет «память» общества;

  • влияет на интеллек­туальное и эмоциональное развитие подрастающего поколения;

  • способствует профилактике девиантного поведения;

  • имеет уникальную научную базу, проверенные методики, высококвалифицированных специалистов для подготовки кадров;

  • активизирует социальные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей и др.

Таким образом, сфера культуры представляет собой совокупность предприятий, институтов и учреждений, выполняющих всестороннюю социокультурную модернизацию на основе комплекса мер по развитию культурно-образовательного обеспечения, целенаправленной подготовке кадров, корректировке общего содержания отечественной культуры.

Важнейшие приоритетные цели сферы культуры могут быть определены следующим образом:



  • формирование и развитие системы социально-культурных ценностных ориентации личности и общества;

  • помощь населению в становлении и развитии духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального сознания;

  • развитие социальных интересов и потребностей, улучшение качества жизни населения;

  • приобщение людей к духовному и интеллектуальному обогащению;

  • воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;

  • осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием национальной культуры и т.д.

Каждый феномен сферы культуры несет в себе целый комплекс социальных функций, значений и сущностей как актуального, так и исторического характера. С этим связаны особая сложность в понимании воздействия услуг сферы культуры на человеческий капитал (рис. 1).

Отсюда первым принципом эффективного развития сферы культуры является обеспечение устойчивого движения в направлении объективных процессов развития общества, стимулирование его ускоренной модернизации.

Второй принцип – определение объекта управления в сфере культуры, которым могут являться как культуропроизводящие и культуро-сохраняющие институты, так и общество в целом. Разнохарактерность и разнородность российского общества требует гибкого сочетания универсальных инструментов сферы культуры с локальными методами, оптимизированными для той или иной части общества.

Третий принцип - определение субъекта управления в сфере культуры. Субъектом, в первую очередь, выступает само общество, корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом управления в сфере культуры, общество функционирует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, адаптирующаяся к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. При этом, роль и значение культуротворческих институтов при этом чрезвычайно важны, однако они выступают лишь в качестве регуляторов, стимулирующих процессы самоорганизации и саморазвития.

Четвертый принцип поступательное содержательное воздействие на общественное сознание, нравы, ценности и ориентиры. Поэтому основными инструментами сферы культуры являются наука, образование, просветительство, воспитание и т.п., формирующие социокультурные требования общества в целом.

Пятый принцип - учет гетерогенного характера сферы культуры, предполагающий межкультурное взаимодействие как базис органичного развития данной сферы по формам актуальной социальной престижности.


Рис. 1. Воздействие услуг сферы культуры на человеческий капитал

Авторская разработка.
С этим связан шестой принцип – детальное изучение традиций, ценностной ориентации и признаков тождественности общества, всего комплекса явлений и процессов, объединенных в культурное наследие, исследование генезиса их восприятия и интерпретации, выбор форм модернизации сферы культуры.

За годы реформ ситуация в сфере культуры России радикально трансформировалась. Демократизация общества и снятие идеологических ограничений способствовали высвобождению творческого потенциала во многих областях культуры. Значительно расширился спектр книжной продукции, увеличилось количество телевизионных каналов и радиостанций, информационно-аналитических и познавательно-развлекательных программ. В развитии духовной сферы культуры и искусства также наблюдалась общая динамика: восстановлены и построены вновь храмы, создано множество театральных студий, расширена сеть музеев, художественных галерей, возросло число симфонических оркестров и творческих музыкальных коллективов. Интернационализация деловой жизни позволила интенсифицировались международные связи и обмен услугами.

Объем платных услуг населению в целом по Российской Федерации за 2002-2007гг. представлен в таблице 1. При этом, удельный вес расходов на культуру снизился, в 2007г. составил 1,7% (58595 млн. руб.), что происходило на фоне увеличения доли услуг связи (с 14,8 до 19,8%), жилищных (с 4,3 до 5,3%), коммунальных (с 16,1 до 17,5%) и снижения транспортных (с 24,2 до 21,0%), бытовых (с 11,7 до 9,6%), гостиничных (с 3,0 до 2,7%), санаторно-оздоровительных (с 2,1 до 1,4%) услуг.

Сокращение расходов негативно отразилось на финансовом положении учреждений и организаций сферы культуры. Средства, выделяемые правительством, покрывают преимущественно расходы на текущие нужды и заработную плату, только малая их часть направляется на инвестиции и реализацию инновационных проектов.

Таблица 1

Объем платных услуг на душу населения по видам в Российской Федерации


(руб.)

Виды услуг

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2007 в % 2006

Все оказанные услуги

7544,3

9973,1

12542,8

16002,4

19806,3

24171,7

122,0

в том числе:













 

 




бытовые

879,5

1063,6

1320,7

1610,8

1966,4

2328,0

118,4

транспортные

1830,0

2303,6

2774,6

3434,2

4198,1

5066,5

120,7

связи

1115,2

1666,5

2202,2

2960,5

3677,3

4791,1

130,3

жилищные

326,7

445,1

596,8

847,2

1101,1

1299,9

118,1

коммунальные

1214,7

1723,9

2179,8

2932,7

3573,9

4237,2

118,6

гостиниц и аналогичных средств размещения

222,6

288,8

366,8

423,3

528,9

651,7

123,2

культуры

154,3

233,2

314,7

375,0

441,1

412,3

93,5

туристские

105,1

127,2

166,6

238,4

320,6

379,0

118,2

физической культуры и спорта

30,0

42,6

63,0

104,7

111,3

153,0

137,5

медицинские

368,5

474,5

610,2

773,1

967,2

1213,8

125,5

санаторно-оздоровительные

158,8

179,6

213,5

254,2

302,6

345,9

114,3

ветеринарные

19,6

25,3

29,6

33,6

39,6

44,4

112,1

правового характера

296,6

315,4

344,0

368,2

491,6

619,9

126,1

системы образования

505,3

665,2

855,8

1075,4

1363,7

1700,2

124,7

другие услуги

317,4

418,6

504,4

571,0

722,6

928,8

128,5

Авторское обобщение по данным Росстата.
В Ставропольском крае наблюдаются высокие темпы роста объема платных услуг населению (рис. 2). На режим опережающего развития Ставропольский край вышел в период 2002-2004гг.

Рис. 2. Динамика платных услуг населению РФ и Ставропольского края

Авторская разработка по данным Росстата, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.
В целом по стране отмечается четкая тенденция снижение количества учреждений сферы культуры (табл. 2).

Таблица 2

Число учреждений сферы культуры в РФ (на конец года; тыс.)

Годы

Число учреждений сферы культуры

Всего

в том числе

в городах и поселках
городского типа

в сельской
местности

1940

74,1

5,5

68,6

1950

66,3

4,8

61,5

1960

73,5

7,4

66,1

1970

78,7

9,9

68,8

1980

77,5

9,8

67,7

1990

73,2

10,6

62,6

1995

59,9

7,3

52,6

2000

54,8

6,7

48,1

2001

54,8

6,8

48,0

2002

54,2

6,6

47,6

2003

53,6

6,6

47,0

2004

52,9

6,4

46,5

2005

51,4

6,2

45,2

2006

49,5

5,8

43,7

2007

49,5

5,6

43,9

Авторское обобщение по данным Росстата.

В 2007г. эти показатели составили 49,5 тыс., что значительно ниже данных 1940г. Число учреждений в городах (5,6 тыс.) практически сравнялось с аналогичным показателем 1940г. (5,5 тыс.), в сельской местности гораздо ниже – 43,9 тыс. в 2007г. по сравнению с 68,5 тыс. в 1940г.

За последние десять лет в крае наблюдается подъем уровня жизни населения и рост заработной платы. Реальные денежные доходы, начиная с 2000г. увеличились в 2,5 раза и составили в 2008г. 107,0%. По темпам роста денежных доходов населения Ставропольский край находится на третьем месте, в сравнении с регионами Южного федерального округа, уступая Ростовской области и Краснодарскому краю. В 2008г. уровень денежных доходов населения в крае был ниже, чем в среднем по стране на 32% и более чем на 10% отставал от показателей вышеназванных регионов.

Положительные тенденции, проявляющиеся в экономике края, сказались на динамике роста заработной платы. Номинальная составила в 2008г. 11017,2 руб. По итогам 2008г., средний показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сферы культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, в Ставропольском крае составил 55,9%, что выше уровня 2007г. на 16,4% (рис. 3). Несмотря на улучшение ситуации в области оплаты труда, абсолютный размер заработной платы в крае ниже, чем в соседних регионах ЮФО. По итогам 2008г. среднемесячная заработная плата составила 64,3% от среднероссийского уровня.


Рис. 3. Средняя заработная плата работников государственных и

муниципальных учреждений культуры в динамике 2005-2008гг.

Авторская разработка по данным Росстата, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.


Сеть учреждений сферы культуры в Ставропольском крае на 01.01.2008г. насчитывала 1636 организаций. В их составе: 589 клубных учреждений, 635 библиотек, 39 музеев, 3 театра, 2 концертные организации, 3 кинопрокатные организации, 9 парков культуры и отдыха, 4 средних профессиональных образовательных учреждения в сфере культуры и 164 ­образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры. На территории края функционирует государственная федеральная филармония в г. Кисловодске, одна из трех крупнейших филармоний России.

По удельному весу населения, участвующего в мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями сферы культуры, Ставропольский край занимает 5 место в Южном федеральном округе. Услугами библиотек пользуется 41,0% населения края при среднем показателе по ЮФО - 36,5%. На базе библиотек создана сеть из 39 центров муниципальной и правовой информации, являющаяся крупнейшей на Северном Кавказе. На 1000 человек населения края приходится 4940 экземпляров книг при среднем показателе по России - 6454 экземпляров. Ставропольский край занимает 3 место по количеству учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и числу учащихся.

В консолидированном бюджете Ставропольского края расходы на государственные и муниципальные учреждения сферы культуры составили 3,3% к общим расходам края, что выше, чем в среднем по России (3%) и по субъектам Южного Федерального округа (Краснодарском крае – 2,9%, Ростовской области – 3% и в Волгоградской – 2,1%) (рис. 4).

Рис. 4. Показатели расходов на культуру в структуре бюджетов

Проект стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020г.

Учитывая важность сохранения учреждений сферы культуры, Правительством Ставропольского края на условиях софинансирования освоено за 2006-2008гг. 95 млн. руб. на капитальный ремонт муниципальных зданий: в 2007г. - 29 млн. руб., в 2008г. - 66 млн. руб. На ремонтно-реставрационные работы памятников истории и культуры направлено свыше 13 млн. руб., из них 60% - средства федерального бюджета (табл. 3). На государственной охране состоит около 600 мемориальных комплексов, захоронений периодов Великой Отечественной и гражданской войн, 56% из которых нуждается в реставрации. Потребность в финансовых средствах на указанные цели составляет 193,9 млн. руб.

Явления и процессы, происходящие в сфере культуры, как правило, непредсказуемы, зачастую не имеют объективных критериев оценки, ограничиваясь субъективными характеристиками. В связи с этим возникает настоятельная потребность в комплексном, систематическом изучении общественного мнения, его всестороннем учете при принятии важных управленческих решений по регулированию сферы культуры, которая определяет необходимость проведения маркетинговых исследований.

Таблица 3

Техническое состояние зданий учреждений сферы культуры

Ставропольского края по состоянию на 01.01.2009г.


Наименование



Общее число

учреждений



Требующих

капремонта



Число учреждений в аварийных зданиях

2007

2008

2007

2008

2007

2008

Муниципальные учреждения

Клубные учреждения

589

586

340

344

45

51

Библиотеки

631

630

119

112

10

6

Школы доп. обр-я

164

160

65

65

2

0

Музеи

18

18

9

6

1

3

ИТОГО

1402

1394

533

527

58

60

Государственные учреждения

Библиотеки

4

4

1

3

-

-

Музеи

19

19

23

23

6

7

Театрально-зрелищные

учреждения



5

5

4

3

1

1

Учебные заведения

4

4

4

4

-

-

ИТОГО

32

32

32

33

7

8

ВСЕГО

1434

1426

565

560

65

68

Источник:

Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью органов управления данной отраслью в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории, мотивах их посещения или непосещения, степени удовлетворенности оказанными услугами. Наличие таких данных служит гарантией эффективного разрешения ряда трудностей в современной рыночной ситуации. Во многом это обусловлено тем, что маркетинг тесно связан с потребительским поведением на рынке культурных услуг. В политике маркетинга сферы культуры необходим индивидуальный подход для разных рыночных ситуаций, а спектр предпочтений потребителей культурных услуг довольно широк.

Ключевое значение должно придаваться выявлению тенденций в развитии культурных потребностей различных слоев населения, деятельности всех видов организаций, функционирующих в сфере культуры на основе анализа специфики поведения потребителей, особенностей социального, демографического, национального состава, традиций, ценностных ориентиров, духовно-нравственных элементов и т.д.

Основная задача маркетинга в исследуемой сфере – выявление типов людей по степени их активности в потреблении услуг сферы культуры и отслеживание изменений этих типов среди различных социальных групп. Проведенный анализ культурных запросов и предпочтений населения в потреблении услуг сферы культуры Ставропольского края, позволил выделить ряд критериев (табл. 4).

Таблица 4

Критерии поведения потребителей услуг сферы культуры



Критерий

Характеристика

1. Географическое положение

Наличие и эксплуатация территориальных отличий

2. Социально-экономическое положение

Различия в уровне доходов, образовании, уровне культуры, этапах жизненного цикла семьи, составе семьи, профессии, ценностях, традициях и других потребительских факторах, что поволяет обеспечить реализацию услуг сферы культуры

3. Состояние инфраструктуры

Различия в состоянии дорог, транспорте, подъездных путях, связи

4. Целевой сегмент

Рзаличия в ориентации на местных жителей или приезжих

5. Проводимые рекламные акции, PR, СМИ

Различия в интеллекте, кругозоре, миропонимании и мировосприятии

6. Образ жизни

Различия в жизненном стиле, распределении времени и средств

7. Духовные и нравственные ценности

Различия в воспитании, ценностных идеалах, культурном развитии, интересах и предпочтениях

8. Посещение учреждений сферы кульутры

Различия в уровне культурно-досуговых мероприятий (авторитет, мода, бренд, эстетическое удовольствие и др.)

9. Отношения к учреждениям сферы культуры

Различия в уровне спроса на услуги сферы культуры

Авторская разработка.

Выделенные критерии служат составными элементами программы маркетинговых исследований как возможные условия положительного или отрицательного отношения населения к организациям сферы культуры и предоставляемым ими услугам. Выявление и изучение критериев и факторов, влияющих на частоту посещаемости культурных мероприятий и уровень спроса на них, избирательность видов осуществляемой деятельности учреждениями культурной сферы и др. являются одной из главных целей организаций сферы культуры на современном этапе. Особое внимание проведению маркетинговых исследований по сбору информации о потребителях следует уделять бюджетным организациям сферы культуры — филармониям, библиотекам, музеям и т.п., в сязи с тем, что государство не в состоянии обеспечить полноценную финансовую поддержку непроизводственной сферы и учреждения исследуемой сферы вынуждены самостоятельно определять пути развития, что, в конечном итоге, стимулирует применение методов маркетинга для решения экономических и других проблем.

Следует помнить, что в сфере культуры не может быть в полной мере реализована концепция универсальности применения рыночных регуляторов. Отдельные виды услуг в сфере культуры обладают коммерческим потенциалом, эффективно реализуются в условиях рынка и служат источником пополнения бюджетов соответствующих уровней. Однако многие виды услуг сферы культуры лишены коммерческих возможностей, носят социально значимый и общественно полезный характер, тогда как издержки производства объективно превышают цены на предоставляемые услуги. Для реализации подобных видов услуг требуется государственное субсидирование. Государственная финансовая поддержка сферы культуры обусловлена мериторным характером ряда культурных благ. Мериторными услугами в сфере культуры являются блага, уровень спроса на которые со стороны частных лиц ограничен и стимулируется государством.

В настоящее время источниками финансирования сферы культуры являются: 1. Государственный бюджет (федеральный, региональный, муниципальный); 2. Различные фонды - некоммерческие организации, которые посредством грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни предоставляют финансовые средства; 3. Коммерческие предприятия; 4. Помощь и поддержка меценатов и спонсоров; 5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования).

Однако, ни бюджетное, ни рыночное фи­нансирования в полной мере не соответствует целям, ко­торые определяются миссией сферы культуры на в Ставропольском крае, где помощь спонсоров и меценатов в 25 раз меньше объема услуг, оказанных учреждениями сферы культуры, ни России в целом (рис. 5). Возникает необходимость внедрения инновационных инструментов, преодолевающих не­достатки обоих типов и умножающих положительные качества, к числу которых целесообразно отнести фандрейзинг, представляющих собой совокупность методов по привлечению финансовых средств из источников внешней среды.

Рис. 5. Объем безвозмездных поступлений и оказанных услуг сферы культуры Ставропольского края в 2008г.

Авторская разработка по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.
Развитие фандрейзинга находится в зачаточном состоянии, поэтому связи и взаимодействия сферы культуры и предпринимательских структур только начинают формироваться. Поддержка сферы культуры со стороны частного сектора может стать одним из ключевых факторов возрождения и развития отечественных учреждений культуры. При этом органы государственной власти могут сыграть эпохальную роль в развитии сотрудничества сферы культуры и предпринимательства, особенно на первых этапах подобного партнерства, которая заключается в создании условий, стимулирующих взаимодействие названных сфер. Для предпринимательства сотрудничество со сферой культуры служит эффективным PR и рекламным средством, катализатором творчества в решении деловых проблем, способствует продвижению бренда, формирования позитивного имиджа и т.д. В этой связи в диссертационном исследовании разработана схема фандрейзинга учреждения сферы культуры (рис. 6).

Учреждение сферы культуры









Попечительский совет (финансирование, лоббирование интересов, рекламная поддержка и т.д.)

Организация – спутник

(некоммерческий фонд)



Денежные средства





Меценат 1

Меценат 2

Рис. 6. Фандрейзинг учреждения сферы культуры

Авторская разработка.
Поиск и распределение финансовых средств в рамках развития сферы культуры не является залогом доступности культурных услуг для всего населения, а не только избранной его части. Необходимы концентрация средств и ресурсов по выделенным направлениям в рамках дальнейшей оптимизации и государственного регулирования деятельности учреждений сферы услуг (рис. 7).

В целях дальнейшего повышения эффективности предоставления культурных услуг, необходимо внедрение на всех уровнях управления системы показателей эффективности (табл. 5).                            




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Департамент современного искусства и международных культурных связей

Департамент кинематографии

Департамент культурного наследия

и изобразительного искусства



Департамент науки и образования

Нормативно-правовой департамент

Департамент экономики и финансов

Департамент строительства, капитального ремонта и реставрации

Органы культуры субъектов РФ и муниципальных образований

Рис. 7. Модель государственного регулирования учреждений сферы культуры (Авторская разработка)

Таблица 5

Система показателей эффективности предоставления культурных услуг


№ п/п

Направления развития

Результаты

1. Актуальность

1.1

Модернизация услуг сферы культуры

Внедрение в практику учреждений культуры системы социологических опросов, направленных на исследование интересов и потребностей различных категорий посетителей; организация маркетинговых исследований; повышение оснащенности современным оборудованием зон обслуживания посетителей; расширение и совершенствование комплекса дополнительных услуг; повышение профессионализма персонала; оптимизация ценовой политики; поддержка молодых дарований

2. Массовость

2.1

Повышение доступности культурных услуг

для различных категорий граждан



Введение льготного обслуживания в рамках действующего законодательства; расширение благотворительных мероприятий, акций и программ; повышение оснащенности учреждений культуры специализированным оборудованием для лиц с ограниченными физическими возможностями; проведение фестивалей, выставочных и других проектов и мероприятий, представляющих творчество инвалидов и других групп

2.2

Совершенствование информационного пространства

Расширение информации в СМИ и рекламы, увеличение количества печатных и электронных изданий по направлениям деятельности и отдельным учреждениям культуры; оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, системами связи, информационными ресурсами, развитие внутренних сетей, подключение к сети Интернет; развитие системы заказа и покупки билетов через Интернет

3. Признательность

3.1

Поддержка процессов, способствующих росту престижа сферы культуры

Проведение публичных акций, посвященных профессиональным праздникам работников сферы культуры; организация мероприятий, направленных на воспитание патриотизма; разработка и реализация мероприятий по маркетингу учреждений сферы культуры

3.2

Содействие многообразию творческих процессов

Совершенствование деятельности детских школ искусств, музыкальных и художественных школ и др.; развитие сети негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры; развитие любительского творчества

4. Стабильность

4.1

Сохранение

культурно-исторического наследия




Повышение квалификации персонала учреждений сферы культуры,
осуществляющего учетно-хранительскую, научно-исследовательскую
и реставрационную деятельность; повышение оснащенности учреждений сферы культуры с помощью систем безопасности, включая современную пожарно-охранную сигнализацию и видеонаблюдение, развитие служб безопасности на объектах культуры; расширение реставрационных работ, капитального и текущего ремонта зданий и помещений; пополнение репертуара театров, концертных организаций, оркестров, кинотеатров; развитие экспозиционно-выставочной и культурно-досуговой деятельности музеев, библиотек, выставочных залов; техническое, технологическое и программное переоснащение учреждений культуры; укрепление материально-технической базы

5. Эффективность

5.1

Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности

Разработка системы грантов и материальных поощрений работников сферы культуры; увеличение количества программ и проектов, направленных на расширение участия молодежи в управлении культурой; проведение мониторинга потребностей сферы культуры в новых специалистах и потребностей управленческого персонала в переподготовке, повышении квалификации, получении дополнительного образования; развитие платных услуг и предпринимательской деятельности в учреждениях культуры в соответствии с их уставными задачами; расширение участия учреждений культуры в конкурсах, проводимых российскими и зарубежными благотворительными фондами

Авторская разработка.

Система показателей определяет эффективность отрасли как ее вклад в социально-экономическое развитие региона, который измеряется при помощи системы отраслевых нормативов: общественной эффективности культурных услуг, уровня развития инфраструктурного стандарта, качества культурных услуг. Последние могут использоваться в качестве целевых индикаторов для оценки конечного социально-экономического эффекта намеченных мероприятий. Предложенная система носит обобщающий характер, отражает выполнение отраслью основных функций, не учитывая специфики и разнообразия отраслевой деятельности и возможных результатов.   

Реализация указанных направлений позволит создать условия для повышения качества жизни населения, модернизировать существующие государственные и муниципальные учреждения сферы культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ граждан ко всем видам культурных благ, раскрыть творческий потенциал, активизировать интеграцию в мировой культурный процесс.

 

Положения диссертационного исследования опубликованы в основных научных работах:



Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Захарян, Р.С. Исследование особенностей развития и направлений совершенствования сферы услуг региона [Текст]/Р.С. Захарян// Экономический вестник РГУ. - 2007. – Т.5, № 2. – 0,5 п.л.

2. Захарян, Р.С. Исследование форм и методов конкуренции на рынке услуг [Текст]/Р.С. Захарян, И.Н. Киселева//Экономический вестник РГУ.- 2008. – Т.6, ч.2. - №1. - 0,4/0,2 п.л.

3. Захарян, Р.С. Cоздание эффективной системы управления развитием территориальных социально-культурных комплексов [Текст]/Р.С. Захарян//Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - №4. - 0,5 п.л.



Публикации в других изданиях:

4. Захарян, Р.С. Формирование совокупного спроса на рынке услуг [Текст]/Р.С. Захарян, С.К. Михитарян//Материалы VIII научно-практической конференции «Современная наука глазами молодого поколения». - Кисловодск: филиал СевКавГТУ, 2006. - 0,3/0,2 п.л.

5. Захарян, Р.С. Анализ индикаторов развития сферы культуры в Российской Федерации [Текст]/Р.С. Захарян//Материалы VIII научно-практической конференции «Современная наука глазами молодого поколения». - Кисловодск: филиал СевКавГТУ, 2006. - 0,2 п.л.

6. Захарян, Р.С. Анализ торговли услугами в Российской Федерации [Текст]/Р.С.Захарян//Современные научные исследования. - 2006. - 0,3 п.л.

7. Захарян, Р.С. Исследование факторов, определяющих часть совокупного спроса на блага [Текст]/Р.С. Захарян//Современные научные исследования. - 2006. - 0,3 п.л.

8. Захарян, Р.С. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований [Текст]/Р.С. Захарян//Современные научные исследования. - 2006. - 0,3 п.л.

9. Захарян, Р.С. Теоретико-методологические аспекты создания системы управления сферой культуры региона [Текст]/Р.С. Захарян, Е.О. Лашманова//Материалы IX научно-практической конференции «Современная наука глазами молодого поколения»//Кисловодск: филиал СевКавГТУ, 2007. - 0,7/0,5 п.л.

10. Захарян, Р.С. Управление социально-экономической эффективностью развития сферы культуры [Текст]/Р.С. Захарян, Б.К. Михитарян//Материалы X научно-практической конференции «Современная наука глазами молодого поколения»//Кисловодск: филиал СевКавГТУ, 2008. - 0,3/0,2 п.л.

11. Захарян, Р.С. Воздействие услуг сферы культуры на человеческий капитал [Текст]/Р.С. Захарян//Материалы ХХХVII научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 0,3 п.л.

12. Захарян, Р.С. Феномен сферы культуры: история, тенденции, развитие [Текст]/Р.С. Захарян//Материалы ХIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях». – Нальчик: ООО «Полиграфсервис и Кo», 2009. – 0,4 п.л.









Авторы сценических переделок должны быть смелее. Пусть берут чужие идеи и пишут собственные пьесы. Антоний Слонимский
ещё >>