Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие творческой одаренности подростков на занятиях по «дизайну»... 1 113.94kb.
Отчет о работе школьного краеведческого музея Герменчикская сош 1 75.71kb.
Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования... 1 97.44kb.
Программа «Управление образованием» 1 56.54kb.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Сидуковой... 1 95.33kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
«Центр дополнительного образования для детей» 1 40.07kb.
Выпускная квалификационная работа Развитие творческой личности ребенка... 3 695.79kb.
План-конспект занятия профессии «Повар» педагога дополнительного... 1 64.74kb.
Тема: «Системный подход в решении проблем внутриутробного развития... 1 186.23kb.
Викторина по повести А. Гайдара «Тимур и его команда» 1 17.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного - страница №1/1


На правах рукописи



Никитина Елена Ивановна
Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования
Специальность13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2007

Работа выполнена в Государственном учреждении

«Институт художественного образования»

Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук

Кабкова Елене Павловна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор



Бодина Елена Андреевна

кандидат педагогических наук



Береговая Елена Борисовна
Ведущая организация: Московский государственный

университет культуры и искусства


Защита состоится « 2 » октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015 01 в ГУ «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО.
Автореферат разослан « » августа 2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук И.Э. Кашекова

Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена требованиями модернизации отечественного образования, переосмыслением подходов к воспитанию и образованию школьников, необходимостью поиска эффективных педагогических средств, развития творческого потенциала личности. Система дополнительного образования позволяет в полной мере использовать в педагогическом процессе новейшие достижения науки с опорой на гуманистические принципы освоения ценностей национальной и мировой культуры. В учреждениях дополнительного образования больше возможностей для проявления свободы творчества и учащихся, и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки. Художественное направление обладает огромным воспитательным потенциалом, содействует развитию духовного мира учащихся. В этом случае особенно значима организация на занятиях совместного творчества педагога и учащихся, которое обеспечивает их продуктивное взаимодействие, способствующее общему творческому росту.

Такое взаимодействие обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности. Это происходит за счет вербальных и невербальных проявлений преподавателя, а также в результате действия психотерапевтической функции педагога дополнительного образования, в процессе реализации которой применяются психологические, художественно-педагогические, а также коммуникативные технологии.

В связи с этим особенно актуальным представляется поиск новых педагогических направлений и технологий, которые могли бы наилучшим образом обеспечить это взаимодействие. Еще в 1920-х гг. Ф.И. Шмит писал, что: «всякая здравая педагогика должна быть основана, прежде всего, на изучении путей естественного развития детской психики» (Шмит Ф.И. «Искусство как предмет обучения»– Харьков: Союз, 1923. – С. 63).

В подростковом возрасте, когда определяющим в развитии детей становится движение – подвижные игры, спорт и все виды художественного движения (Р. Баярд, М. Клее, И.С. Кон, Ю.Л. Миславский, Ж. Пиаже, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), необходима организация этих занятий на самом высоком педагогическом уровне, так как они активно влияют на дальнейшее развитие личности подростка. Таким образом, обращение к изучению педагогического потенциала занятий художественным движением с подростками связано с возникающим на этих занятиях естественным соединением информационных, воспитательных возможностей искусства хореографии и актуального для подростков вида деятельности – активного движения.

Особенности и условия творческого роста всех участников образовательного процесса исследованы З.Н. Новлянской, А.А. Мелик-Пашаевым, Е.А. Ермолинской.

Искусство движения и хореография, в частности, традиционно рассматривались как одна из значительных составляющих духовной культуры человека (А.П. Ершова, Л.П. Печко, В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, Б.П. Юсов).

В последние годы исследователи особое внимание обращают на область творческой педагогической деятельности (Л.В. Занина, Г.А. Качан, Л.Г. Князева, Е.В. Попова, Ю.Г. Хлопков и др.).

Различные аспекты творческого взаимодействия на занятиях хореографией рассматривались в работах А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной, Л.Ф. Майстровой; педагогические возможности гармонической гимнастики рассмотрены в исследованиях А.Д. Арманд, И.Е. Кулагиной, Л.Е. Миллер, Е.Я. Суриц, К.А. Чеботаревской. Анализ диссертационных исследований последних десятилетий показывает, что ученые последовательно акцентируют свое внимание на связи движения и творческого развития детей и молодежи (Т.В. Тарасенко). Наиболее близким для данного исследования направлением является «образная хореография», описанная в работах Ю.В. Ушаковой.

Вместе с тем вопросы взаимодействия творческих устремлений педагога и учеников как результат совместной художественно-танцевальной деятельности до настоящего времени подробно не рассматривались в теории и педагогической практике. Таким образом, в соответствии с потребностями теории и практики современной педагогики высвечивается проблема изучения широкого спектра возможностей самосовершенствования педагога и учащихся в процессе сотворчества на занятиях художественным движением.

В современных социально-исторических условиях педагог – это не только профессия, которую получают в процессе учебы, но и призвание, и искусство, и, в связи с этим, непрерывный творческий процесс самосовершенствования.

Недостаточная изученность потенциала хореографического искусства и современного педагогического творчества в рамках этого искусства, особенно в той его области, которая определяется как художественное движение, обусловило выбор темы исследования – «Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования».

Объект исследования – педагогическая деятельность преподавателя художественного движения в системе дополнительного образования.

Предмет исследования – процесс совершенствования педагогической деятельности в результате сотворчества педагога и учащихся.

Цель исследования - определение теоретических и методических оснований эффективного сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением.

Задачи исследования:


  1. На основе изучения и анализа философской, историко-педагогической и психологической литературы обобщить опыт развития и преподавания художественного движения в отечественной и зарубежной практике;

  2. Определить педагогические особенности практики занятий художественным движением с подростками в условиях дополнительного образования.

  3. Разработать и апробировать модель сотворчества педагога и подростка, определить критерии эффективности ее реализации в условиях эксперимента.

  4. Разработать принципы и рекомендации для преподавателей художественного движения в подростковых группах на базе дополнительного образования.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением будет достигнута при следующих условиях:

- если занятия художественным движением будут представлять собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе подростка и постоянно совершенствующейся личности педагога, помогающую им творить в художественно-пластическом и эстетическом пространстве, развивающую их как личность и творцов.



- если занятия будут проходить как единый процесс взаиморазвития, обусловленный подходами педагогики сотрудничества;

- если в процессе духовного и физического преображения на занятиях художественным движением подросток, преобразившись внутренне и внешне, будет стремиться изменить окружающий мир, вкладывая в свою деятельность творческое начало.

Предполагается, что наиболее значимые педагогические условия обращения преподавателя к процессу сотворчества с учащимися на занятиях художественным движением заключаются в следующем:

1. создание единого художественно-творческого пространства;

2. обращение педагога к действенной природе подростка, помогающей ему творить в художественно-пластическом и эстетическом пространстве;

3. направленность занятий на гармоничное развитие учащихся средствами разных видов искусства;

Методологическая основа исследования базируется на философско-культурологических работах, обосновывающих философско-эстетический аспект данной проблемы, дающий возможность рассмотреть ее в свете теории познания (Платон, Сократ, Г.В.Ф. Гегель, П.А.. Флоренский, И.А.. Ильин).

В разработке психолого-педагогических оснований совместного творчества и взаимного духовного обогащения мы опирались на идеи «живого знания» (В.П. Зинченко), теории развития «эстетического отношения» к жизни (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская), концепцию художественно-пластического и эстетического воспитания и образования средствами интеграции искусств (Б.П. Юсов).

Существенную основу данного исследования составляет концепция гуманной педагогики (педагогики сотрудничества), разработанная в трудах Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, Ф.А.В. Дистервега, Я.А. Коменского, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, В.Ф. Шаталова, В.С. Щербакова, К.Д. Ушинского.

Определению потенциала средств хореографии в формировании у подростков эмоционально-нравственного отношения к миру способствовало обращение к работам, в которых раскрывается концепция художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, Л.П. Печко).

Выявление методических позиций совместного творчества на занятиях хореографией и художественным движением основывалось на обращении к методу гармонической гимнастики и танца (Л.Н. Алексеева, Н.М. Алексахина, А.Д. Арманд, М.К. Восконьянц, И.Е. Девяткова, И.Е. Кулагина, И.Б. Тарасова, С.В. Шумилишская).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования были использованы следующие методы:

1) метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме;

2) метод наблюдения, фиксации творческого процесса при помощи фотографии, рисунка, аудио- и видеозаписи, их анализ;

3) метод педагогического эксперимента, а также проведение, сопоставление и анализ творческих совместных работ подростка и педагога;

4) социологические методы исследования и статистические методы обработки экспериментальных данных (тестирование, анкетирование, интервьюирование);

5) анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя дополнительного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в процессе занятий художественным движением выявлена взаимосвязь продуктивного творчества педагога и подростков, обусловленная двойной направленностью сущностной природы сотворчества. Выстроена педагогическая модель сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением, которая состоит из трех основных блоков – коммуникативного блока, блока творческого взаимодействия, блока эмоционального взаимодействия. Характер данной модели находит отражение в следующих составляющих:

- воспитательное и развивающее воздействие художественного движения на личность подростка;

- взаимодействие духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер подростков, в процессе сотворчества на занятиях художественным движением;

- полихудожественный подход к организации занятий.

В процессе исследования установлена взаимосвязь сотворчества педагога и учащихся-подростков с ограниченными возможностями на занятиях художественным движением и их успешной реабилитации и адаптации в обществе.

Теоретическая значимость исследования характеризуется установлением двойной направленности природы сотворчества в системе дополнительного образования способствующей совершенствованию как личности учащихся, так и личности педагога. В процессе работы было определено, что процесс сотворчества обладает особым потенциалом, активно проявляющимся во взаимном творческом и духовном обогащении педагога и учащихся.

Разработаны критерии этических, эстетических и коммуникативных проявлений подростков в процессе занятий художественным движением. Среди них: ориентация подростков на выразительную пластику движения и стремление к индивидуальному прочтению музыкального образа; быстрота включения в творческий процесс; активность и умение сконцентрироваться на поставленной задаче; проявление лидерских задатков и творческой самостоятельности; желание и готовность учащихся к совместному творчеству; ориентация на завершенный положительный результат совместной работы.

Теоретически и методически обоснована педагогическая модель сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанной модели создан курс практических занятий «Искусство и художественное движение в системе дополнительного образования» (метод Л.Н. Алексеевой в практике работы учителей-экспериментаторов). Обоснованы направления педагогической работы, включающие особенности содержания и форм проведения занятий; показаны возможность и необходимость использования предложенной методики проведения занятий с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к подросткам с разным уровнем развития интереса к художественному движению.

Результаты данного исследования могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации в системе дополнительного образования. Научно-практические разработки, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой при создании программ учебных курсов, пособий для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений данного профиля.



Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений;

применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования;



положительными результатами внедрения разработанных автором содержания и форм совместного творчества педагога и учащихся, а также тем, что разработанные критерии и показатели формирования интереса к совместному творчеству апробировались в процессе непосредственной практической работы диссертанта в качестве руководителя хореографических коллективов.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1993-1994 гг.) – изучение опыта работы студий художественного движения, а также хореографических и профессиональных балетных коллективов в свете изучаемой проблемы. Анализ программ по движению и современной пластике хореографических и театральных школ, авторских программ по хореографии и искусству движения, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей. Обоснование проблемы исследования, изучение степени ее разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы.

Второй этап (1995-2000 гг.) – анализ воспитательного потенциала педагога художественного движения в формировании у подростка потребности в творчестве. Научное обоснование, разработка и апробация программ и технологий воспитания у детей потребности в творчестве средствами художественного движения. Диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап (2001-2006 гг.) – систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, теоретического анализа проблемы сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением. Оформление результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве руководителя студии художественного движения; б) данные исследования освещались в выступлениях и докладах: на 4-м Всероссийском научно-практическом семинаре в г. Омске «Досуг, творчество, культура» (декабрь 2001 г.); на научно-практической конференции Института художественного образования (Москва, 2004 г.); на научно-практической конференции «Культура и образование на пороге ХХI века» (Москва, 2004 г.); на Всероссийской конференции «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (Москва, 2005 г.); в) на мастер-классе, (ИХО РАО, Москва, 2005 г.); д) выступление в ГЦКЗ «Россия» на Всероссийском фестивале детей-инвалидов «Надежда» с танцевальной группой слабовидящих детей (Москва, 2005 г.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являются: студия художественного движения «Танцующий Эдельвейс» на базе средней школы №947 г. Москвы; хореографический коллектив «Детство ХХI век» Дома детского творчества «Моссельмаш»; детский православный лагерь «Звёздный» г. Таруса Калужской области; детский хореографический коллектив школы №1250 г. Москвы; ГОУ «Начальная школа – детский сад № 1648 ЦАО; коррекционная общеобразовательная школа «Ковчег» г. Москвы; детский дом № 2 «Переделкино», и студия гармонической гимнастики и танца «Горлинка» воскресной школы при храме Живоначальной Троицы в Останкино. Всего к эксперименту было привлечено 486 подростков и 62 преподавателя.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сочетание классического и современного подходов к педагогическому процессу позволяет рассмотреть многоаспектные методы педагогического творчества, привлекая такие его стороны, как творческие озарение, поиск и открытие. Этот подход отражает отношение к педагогике как к искусству и дает возможность разработать адекватные методики формирования равно-партнерского сотрудничества педагога и учеников в слиянии с практикой художественного движения.

  1. Разработанная диссертантом педагогическая модель деятельности педагога в достижении сотворчества на занятиях художественным движением с подростками представляет собой сбалансированную структуру, в которой сочетаются воспитательное и развивающее воздействие художественного движения, направленное на формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер ребенка а также предусматривается полихудожественный подход к организации занятий.

  2. Результат совместной творческой работы педагога и учащихся проявляется в возникновении и развитии таких качеств, как быстрое включение в творческий процесс, навыки творческого решения художественных задач, постижение музыкального образа через полихудожественное взаимодействие искусств.

  3. Занятия художественным движением с опорой на сотворчество педагога и подростков с ограниченными возможностями оказывают здоровьесберегающее, компенсирующее воздействие, что подтверждается результатами экспериментальной работы. Деятельность педагога, решающего творческие задачи на занятиях художественным движением в условиях дополнительного образования, позитивно влияет на органичную социокультурную адаптацию и целостную реабилитацию личности подростка.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (191 источник) и приложений.
Основное содержание диссертации

Во введении раскрыта актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована его гипотеза, выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, охарактеризованы его основные этапы, программа, методы и результаты экспериментальной работы, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Роль художественного движения в процессе становления личности» показана роль выразительных и воспитательных возможностей художественного движения в аспекте его исторического развития на основе многостороннего анализа философско-культурологических и психолого-педагогических произведений, что позволило выявить тенденцию к усилению взаимовлияния профессиональной хореографии и художественного движения к началу ХХI века. Проблема сотворчества анализируется с точки зрения истории культуры, раскрывается разнообразие форм и направлений в искусстве, где познание стоит на первом месте. Ведь именно в древнегреческой культуре впервые был разработан принцип воспитания как процесса формирования в гражданах добродетели.

В главе представлены результаты системного анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. Особое внимание уделяется состоянию теории и практики обучения хореографии в контексте общехудожественной деятельности. Первая глава состоит из 4-х параграфов: 1) «Музыкально – педагогические и пластические воззрения на выразительные и воспитательные возможности художественного движения в исторической ретроспективе»; 2) «Теоретические основания педагогической системы сотворчества на занятиях художественным движением с подростками»; 3) «Современный подход к занятиям художественным движением в системе дополнительного образования»; 4) «Сотворчество, соучастие в процессе занятий художественным движением с подростками с ограниченными возможностями».



Сотворчество является основным понятием данной работы. Оно представляет собой, с одной стороны, плодотворное общение учителя и ученика, а с другой - совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение. Отсюда следует, что чем ярче проявляются творческие функции учащегося, тем продуктивнее процесс совместной деятельности, направленной на развитие личности педагога. При этом уровень творческого потенциала учащихся не имеет значения, так как он повышается именно в процессе сотворчества.

В данной главе проводится конкретно-исторический анализ и обобщение роли и значения искусства в становлении личности подростка. Рассматривается роль художественного движения, слияния танца и музыки как первоосновы в воспитании целостной, гармонично развитой личности. Это позволяет выделить теоретические предпосылки для построения системы сотворчества на занятиях художественным движением с подростками.

В определении педагогических закономерностей освоения искусства движения в его возвращении к первоистокам большую роль в структуре профессионально-художественной подготовки сыграли теоретические исследования и практические работы таких педагогов, как: А. Дункан, Е.И. Рабинек, Ф. Беата, В. Майя, Н.Г. Александрова, Л.Н. Алексеева, И.Е. Девяткова-Родионова, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш, А.Д. Арманд, М.К. Восконьянц, И.Е. Кулагина.

Обращение к опыту педагогов-новаторов позволяет назвать несколько наиболее значимых педагогических систем эффективного протекания совместной деятельности педагога и учащихся. Это системы Ж. Демени, А. Дункан, Ф. Дельсарта, Э.Ж-Ж. Далькроза, Р. Штайнера, К.С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, К. Орфа, Л.Н. Алексеевой, С.Д. Рудневой и Э. Фиш, М.П. Щетинина, Ш.А Амонашвили.

В результате изучения этих педагогических систем была выделена область художественного движения, являющаяся в настоящее время наиболее актуальной для работы с детьми в сфере дополнительного образования. Она включает в себя всё лучшее как из традиционных, проверенных временем систем прошлого, так и идеи педагогов ХХ века – Л.Н. Алексеевой, Н.Г. Александровой, Ф. Дельсартра, Э. Ж- Ж. Далькроза, А. Дункан, В.Э. Мейерхольда, К. Орфа, К.С. Станиславского.

Таким образом, было доказано, что подход к занятиям с подростками и молодежью Л.Н. Алексеевой оптимально соответствует работе с детьми в системе дополнительного образования, так как здесь главным являются сам ребёнок, его мироощущение, его индивидуальность и то, как он выполняет ту или иную творческую задачу, сформированную совместно с педагогом. Роль педагога заключается в подготовке импульса движения и линии построения всего творческого замысла. Роль ребёнка – в эмоционально ярком и импровизационном наполнении этого замысла, что 1) придаёт ему индивидуальность и законченность, 2) влияет на него, видоизменяет и совершенствует. В этюдах Алексеевой всегда есть глубокий внутренний смысл, подтекст, некий образ, который трудно высказать словами, но которые, создавая определённое настроение, вместе с тем оставляют свободу каждому исполнителю выразить свои эмоции, чувства, что достигается в процессе совместной творческой работы педагога и учеников. Это настроение в основном определяется музыкой. Л.Н. Алексеева всегда шла от музыки к движению, а не подбирала музыку к заранее придуманной «связке».

Л. Н. Алексеева оставила своим последователям методику составления и проведения уроков: определённую схему плана урока, которая обеспечивает постепенный разогрев и вовлечение в движение всех мышц тела, разумно дозируя нагрузку за счёт смены более динамичных и более статичных упражнений.

Для того чтобы ребёнок смог ярко откликаться на творческий импульс педагога, сам создавать творческие этюды в пластике, нужен опыт и знания не только в области искусства движения, но и в области других видов искусства. Чем лучше ребёнок владеет танцевальной техникой, тем легче ему сочинять образные двигательные этюды. Таким образом, чем значительнее его впечатления от всех искусств, тем полнее он эти образы осмысливает.

Следовательно, мы можем утверждать, что искусство художественного движения не замыкается только в рамках гимнастики или хореографии. Для полноты создаваемых в процессе совместного творчества образов и для более глубокого раскрытия личности ребенка необходимо знание других видов искусства – театра, живописи, кино, литературы. В исследовании описан опыт работы творческих коллективов, которые успешно решили задачу взаимодействия разных видов искусств. Эти коллективы ориентируются в своей работе на сотворчество преподавателя и ученика (студия «Театр живописи Ляли Телятниковой», студия музыкального движения «Гептахор», Театр Моды «Любакс» под руководством Любови Аксеновой и школы сотрудничества М.П. Щетинина и Ш.А. Амонашвили).

С методом Л.Н. Алексеевой неразрывно связано также базовое понятие данной работы - художественное движение, которое представляет собой естественную форму движения, при которой происходит полное внутреннее раскрепощение тела и духа и дает осознание власти над движением своего тела. В то же время это и органическая связь движения и музыки, гармоническое сочетание которых достигается особым подходом к обработке материала занятий. В результате получается художественное произведение - гимнастический этюд.

Занятия по методу Л.Н. Алексеевой уникальны тем, что в игровой и образной форме через движение ребёнок не только учится красиво и правильно двигаться и танцевать, но и становится причастным к духовной красоте. Через классическую музыку и поэтическую форму эта гимнастика пробуждает творческое воображение, помогая создавать детям и подросткам свои собственные хореографические этюды.

На основе материала, изученного в первой главе, был также сделан вывод о том, что метод Л.Н. Алексеевой может быть успешно вписан в систему дополнительного образования. Связано это с тем, что для современного подхода к занятиям художественным движением в системе дополнительного образования характерно отношение к художественному движению (представленному, в основном, хореографией), как к невербальному коммуникативному искусству. Такой взгляд влечёт за собой обращение к традиционному методу овладения мастерством, который заключается в точном повторении поз и движений за преподавателем, что ограничивает раскрытие творческого потенциала ребёнка, его стремление к самостоятельному творчеству и импровизации. Метод Л.Н. Алексеевой разрушает этот стереотип.

Особое внимание в этой главе было уделено изучению истории и практического применения метода сотворчества не только для обычных детей, но и для детей с ограниченными возможностями. Описан и проанализирован опыт работы таких педагогов-новаторов, как Р. Штейнер, К. Орф и Л.Н. Алексеева. Представлен также собственный опыт автора в преподавании художественного движения детям с нарушениями зрения в ГОУ № 1648, общеобразовательной школе при центре лечебной педагогики № 1321 «Ковчег» г. Москвы. Выявлено, что Алексеевская гимнастика и художественное движение в работе с детьми с ограниченными возможностями способствуют развитию способности целостного восприятия окружающего мира, а также помогает в развитии музыкально–двигательной культуры и красоты движения, помогает учащимся ощутить себя полноценными, здоровыми людьми.

Приведенный в данной главе материал дает основание утверждать, что область художественного движения является не только обширной и разнообразной, но и обладает глубокими традициями, идущими со времен античности, которая явилась идеалом для основоположников свободного танца и художественного движения. В данной главе обоснованно доказывается огромное влияние музыки и пластики, художественного движения на развитие гармонической личности. Показаны роль выразительных возможностей художественного движения и его влияние на развитие театра, литературы, скульптуры, живописи и философии в античном мире. Выявлена этическая и воспитательная окраска формирования эстетических идеалов древних греков и влияние искусства на достижение нравственного идеала.

В главе прослеживается аккумуляционная роль развития античных традиций на рубеже ХIХ –ХХ века в области свободного танца, что нашло свое отражение в творчестве Айседоры Дункан и её последователей, в преемственности и новаторстве развития школ и направлений художественного движения в России первой половины ХХ века.

Установлена тенденция усиления взаимовлияния профессиональной хореографии и художественного движения к началу ХХI века в нашей стране и за рубежом.

Педагогическая система сотворчества на занятиях художественным движением базируется на теоретических основаниях, разработанных в результате совместного творчества педагога и учащихся, которые заключаются: в создании особого образовательного пространства, реализующего творческие идеи и замыслы ребёнка; в слиянии музыки и движения в единый художественный образ; в индивидуальном подходе к учащимся, в развитии у ребёнка опорных художественных представлений, которые формируют художественный вкус, укрепляют веру в собственные силы, дарят радость овладения творческой профессией; в реализации главного педагогического принципа – урок должен приносить детям радость общения друг с другом и своим наставником- педагогом.

Сложившаяся базовая система занятий художественным движением дополнена в наше время достижениями педагогики сотрудничества, привлечением этих достижений в область работы с детьми с ограниченными возможностями. Эта сфера применения сотворчества в процессе занятий художественным движением является особенно важной, так как она представляет ребёнку большие возможности для компенсации своего недуга, дальнейшей успешной социализации, гармоничного развития.



Во второй главе «Педагогические особенности процесса сотворчества на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования» выявляются место и роль художественного движения в системе сотворчества педагога и учащегося, описываются и систематизируются педагогические результаты опытно-экспериментальной работы.

Система дополнительного образования предоставляет неограниченные возможности для сотворчества на занятиях художественным движением, так как педагог имеет возможность уделять данному предмету больше времени и самостоятельно выбирать наиболее заинтересованных учеников, желающих помочь учителю в совместном творчестве.

При изучении системы сотворчества были выделены следующие составляющие (блоки), внутри которых выстраивается область взаимодействия педагога и учащихся, в своём развитом виде определяемая нами как сотворчество, и которые позволяют сделать ее максимально эффективной и добиться наиболее полной вовлеченности учащихся в творческий процесс:

коммуникативный блок (способность и желание педагога услышать и понять каждого ребёнка как неповторимую индивидуальность; способность педагога почувствовать потребности коллектива индивидуальностей и создать на его основе коллектив единомышленников);

блок творческого взаимодействия (выработка единого замысла на основе творческих предложений каждого участника процесса; совместное предъявление готового творческого продукта на суд зрителей и ответственность каждого за качество данного продукта);

блок эмоционального взаимодействия (создание эмоционально комфортной атмосферы в творческом коллективе, изначальное доброжелательное отношение друг к другу, готовность к тому, чтобы помочь своему товарищу, способность к взаимодействию в процессе работы, стремление к радости, творческий подъем, воодушевление).

На основе опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы о том, что педагогическая эффективность достигается при следующих условиях:

1) занятия проходят как единый процесс сотворчества педагога и его учеников;

2) занятия направлены на гармоничное развитие ребёнка не только методами художественного движения, но и при помощи привлечения других видов искусства – литературы, музыки, живописи, театра и кино;

3) будет создано единое художественно-пластическое и эстетическое пространство взаимодействия на основе взаимопонимания, доверия и уважения педагога и ребёнка;

4) в результате занятий художественным движением ребёнок, преобразившись духовно и физически, будет стремиться к творческому изменению окружающего мира;

5) занятия художественным движением представляют собой целостную педагогическую систему, обращённую к действенной природе ребёнка, помогающему ему творить в художественно–пластическом и эстетическом пространстве, развивающего его как личность.

Ключевым в занятиях явился образно-игровой метод проведения занятий. Этюды-движения раскрывают характер данного музыкального произведения. Драматургия занятия выстроена в виде контрастов: силовые упражнения сменяются мягкими, лирическими, успокаивающими. Упражнения, требующие напряжения, сменяются этюдами на расслабление («стоячие», а затем «бегучие»). Учитель должен быть «режиссёром радости». Очень важно уметь налаживать психологическую связь с учениками во время и после занятий.

Были выделены качественные характеристики творческого результата совместной работы педагога и учащихся: взаимосвязь смыслового и художественного пространства; вариативность и художественное разнообразие пластических образов; позитивная направленность художественного образа.

Наиболее важным является результат воздействия совместной творческой работы, сотворчества педагога и учащихся, который проявляется в новом состоянии всех участников процесса (учащихся, педагога, зрителей).

Это новое состояние характеризуется нами как совокупность проявлений новых способностей (способность быстрого включения в творческий процесс, способность самому начинать и заканчивать предложенное действие, способность творческого решения художественных задач) и развитого чувства общей полифонической среды, её гармонии.

Прослеживается взаимосвязь роста педагогического мастерства при обращении преподавателя к процессу сотворчества с учащимися на занятиях художественным движением.

Таким образом, в системе дополнительного образования роль художественного движения заключается в том, что оно тесно связано с процессом сотворчества педагога и ученика, возможностью педагога уделять данному предмету больше времени и самостоятельно выбирать наиболее заинтересованных учеников, желающих помочь учителю в совместном творчестве.

Педагогические результаты опытно-экспериментальной работы уложены в определённую систему, в состав которой входят временные и пространственные параметры, образующие блоки, внутри которых выстраивается область взаимодействия педагога и учащихся, в своем развитом виде определяемая нами как сотворчество. Этими составляющими являются три основных блока:

- коммуникативный блок;

- блок творческого взаимодействия;

- блок эмоционального взаимодействия.

Также выявлено, что сотворчество педагога и учащихся можно оценить на трёх уровнях взаимодействия:

1. Начальный уровень: стремление к совместной творческой деятельности.

2. Более продвинутый уровень: продуктивная совместная работа, объединенная общими целями и задачами.

3. Наиболее высокий уровень, когда сотворчество проявляется в условиях свободной художественной импровизации, при этом каждая индивидуальность наиболее полно раскрывается в творческом проявлении, подчиняясь общему эмоциональному настрою и творческому замыслу.

Определены возможности и пути самосовершенствования педагога в процессе занятий художественным движением с подростками. Главным является новое состояние педагога и ученика, что проявляется в совокупности новых способностей, таких, как:

- умение быстро включаться в творческий процесс;

- умение подростка самому начинать и заканчивать предложенное действие;

-способность к творческому решению музыкально-образных задач;

- развитое чувства общей полифонической среды и её гармонии.

Опытно–экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе нескольких образовательных учреждений, где одновременно наблюдались по 2 возрастные группы:

1 группа ( возраст от 10 до 12 лет);

2-я группа (возраст от 13 до 17 лет).

В каждой группе были определены экспериментальная и контрольная подгруппы, которые выполняли единые задания, предусмотренные исследованием.




1. Ориентация подростков на художественное движение и стремление к творчеству


2. Быстрота включения в творческий процесс, активность и умение сконцентрироваться на поставленной задаче


3. Желание и готовность учеников к совместному творчеству, ориентация на положительный результат своей работы


3.

2.

1.


3. Желание и готовность учеников к совместному творчеству, ориентация на положительный результат своей работы



2. Быстрота включения в творческий процесс, активность и умение сконцентрироваться на поставленной задаче


1. Ориентация подростков на художественное движение и стремление к творчеству


3.

2.

1.

Центральное место среди экспериментальных студий занимает студия художественного движения «Танцующий Эдельвейс» средней общеобразовательной школы № 947. Здесь дети и подростки занимались в трех возрастных группах по 20 человек. Возраст учеников от 7 до 17 лет. Занятия по экспериментальной программе проводились также в классах для слабовидящих детей ГОУ № 1648 (4 класса по 25 человек; в танцевальном кружке детского дома №2 (35 человек от 10 до 18 лет); в студиях художественного движения Воскресной школы при Храме Живоначальной Троицы в Останкино (60 человек от 10 до 25 лет); на занятиях художественным движением в общеобразовательной школе при центре лечебной педагогики №1321 «Ковчег» г. Москвы (50 человек от 10 до 17 лет).

В процессе эксперимента участникам предлагались различные творческие задания. Осуществлялось общее и индивидуальное наблюдение за детьми на уроке художественного движения по методу Алексеевой. При помощи опроса у подростков выяснялось их отношение к искусству танца («Как связано художественное движение и другие виды искусства?», «Продолжи, пожалуйста, данный ряд слов–ассоциаций: танец, музыка, движение...»). Проводилась диагностика эмоционального состояния: («Как можно выразить в танце различные состояния человека?»), а также предлагались задания, направленные на развитие художественного воображения: («Придумать танцевальный сюжет на одну из предложенных тем», «Отразить в движении образ какого-либо предмета, растения, животного», «Передать в движении состояние природы – дождь, ветер, солнечная погода, закат солнца, радуга над морем и т.п.»). Для оценки педагогических результатов ОЭР были разработаны критерии, по которым оценивалось совместное художественное творчество педагога и ученика.

Критерии оценки экспериментальных данных были распределены на три группы: этических, эстетических и коммуникативных проявлений.

В качестве критериев и показателей были выделены: 1) ориентация подростков на выразительную пластику движения и стремление к индивидуальному прочтению музыкального образа; 2) быстрота включения в творческий процесс, активность и умение сконцентрироваться на поставленной задаче, проявление лидерских задатков и творческой самостоятельности в решении поставленной задачи; 3) стремление к созданию законченного художественного продукта в результате работы.

В процессе экспериментальной работы были составлены дневники наблюдений по каждому испытуемому, в которые преподавателем вносились субъективные оценки по каждому показателю. Для оценки этой работы применялась система баллов: 1 балл – низкий уровень, препятствующий развитию интереса к сотворчеству у учащегося; 2 балла – нейтральный уровень; 3 балла – высокий уровень, способствующий развитию интереса к совместной художественно – творческой деятельности у подростков.

Методами измерения показателей выбранных нами критериев служили анкетирование, наблюдение, оценивание, самооценивание, беседы, методы математической и статистической обработки результатов, изучение готовых танцевальных произведений, полученных в совместном творческом процессе педагога и ученика.

В процессе работы было выявлено, что процесс сотворчества имеет двоякую направленность, оказывающую действие на совершенствование личности не только учащихся, но и педагога. Одним из наиболее эффективных видов сотворчества являются танцевальные импровизации и театральные постановки. В импровизации перед учениками ставятся задачи, даётся направление творческого замысла, который заложен в музыкальном произведении. Для этого необходимо активное участие педагога. Например, педагог вместе с учащимися прослушивает музыкальное произведение, а затем находит поэтический или словесный аналог звучащей музыки, который впоследствии выльется в танец-импровизацию. Работа над театральной постановкой является самым эффективным способом сотворчества, так как там используются все инструменты создания совместного творческого произведения. Примером может служить праздничное пасхальное представление в Останкино, в сочинении, подготовке и постановке которого участвовали разновозрастные группы детей и их родители.

В Заключении диссертации представлены основные итоги и общие выводы исследования:

В результате проведённой исследовательской работы было установлено определяющее значение сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Было доказано развивающее влияние художественного движения, которое подтверждается глубокими историческими традициями и опытом работы педагогов-новаторов ХХ века.

Педагогическая модель деятельности педагога в достижении сотворчества представляет собой структуру, сочетающую воспитательное и развивающее воздействие художественного движения, направленное на формирование всех сфер личности ребёнка (духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической).

Выводы исследования:

1. Художественное движение обладает глубокими традициями, коренящимися в культуре античности, которая явилась идеалом для педагогов ХХ века - основоположников «свободного танца». Эти традиции послужили основой для рождения нового направления в хореографии – педагогики художественного движения, которое в своем развитии обнаруживает тенденцию сближения творческих устремлений как педагога, так и учащихся, создавая единую полифоническую художественную среду общения и взаимодействия.

2. Исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу, показало наличие особого потенциала у сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования, который выражается во взаимном духовном обогащении и гармоническом развитии всех участников процесса.

3. Непрерывный творческий процесс самосовершенствования педагога на занятиях художественным движением обусловлен его двоякой направленностью на педагога и учащихся, а также отношением педагога к своей профессии как к искусству с его специфическими закономерностями и особенностями.

4. Эффективность процесса сотворчества педагога и учащихся обусловлена единством процесса саморазвития, его ориентацией на подходы педагогики сотрудничества, обращением к действенной природе подростка и постоянно совершенствующейся личности педагога.

5. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением с подростками с ограниченными возможностями способствует их успешной реабилитации, развитию музыкально-двигательной культуры и красоты движения, и, в конечном итоге, успешной адаптации в обществе.

В Приложение включены сценарии двигательных этюдов и спектаклей, фотографии занятий, а также таблицы и схемы, отражающие различные параметры исследования.

В списке привлеченной к тексту литературы 191 работа.

По содержанию исследования соискателем опубликовано 10 работ общим объемом 2 п.л., в том числе, в изданиях, соответствующих списку ВАК РФ:

1. Никитина Е.И. Формирование сферы досуговой деятельности в процессе занятий художественным движением с подростками. //Досуг. Творчество. Культура: Сборник научных трудов - Омск: Сибирский филиал Российского института культурологии, 2002 г. - (с 35-37).



2. Никитина Е.И. Из опыта работы педагога-хореографа в детском православном лагере «Звёздный» //Искусство в школе, 2005.№3. - (с. 83-85).

3. Никитина Е.И. Дух свободного танца //Оранжевое солнце, 2005.№6. - (с. 6-7).

4. Никитина Е.И. Танцующие в доброте //Оранжевое солнце,2005.№8. - (с. 10-11).

5. Никитина Е.И.Московское действо. Посвящённый 100-летию 1-го выступления А. Дункан в России // Балет. 2006.№1. - (с. 7-13).



6. Никитина Е.И. Пусть сбудутся все твои мечты! //Искусство в школе, 2006.№2. - (с. 22-24).

7. Никитина Е.И. Радость совместного творчества. Фестиваль «Надежда-16 //Энциклопедия административной работы в школе. Издательская фирма «Сентябрь». Универсальный электронный справочник. 5 издание. 1 полугодие, 2006. – (с. 67-74).

8. Никитина Е.И. Подростки с ограниченными возможностями на занятиях художественным движением //Актуальные проблемы художественного образования.- М.; Институт художественного образования РАО, 2006.- Выпуск 2 (с. 131-135 ).

9. Никитина Е.И. Содержание и формы реализации совместной художественно – творческой деятельности педагога – хореографа и учащегося в системе дополнительного образования» /Сб. научных трудов. «Культура и образование на пороге ХХI века»; г. Кудымкар, Коми - Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2006. - (с. 93-99).



10. Никитина Е.И. Современный подход к занятиям художественным движением в системе дополнительного образования с подростками. Сотворчество педагога и учащихся. - М.; Институт художественного образования РАО - Юсовские чтения. Москва 1-3 ноября 2005 г. - (с. 23-26).







Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание. Лев Толстой
ещё >>