Сотрудничество Уральского государственного горного университета (уггу) с государствами – членами шос - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дом учителя Уральского федерального округа 1 216.78kb.
Образец характеристика студента Южно-Уральского университета, архитектурно-строительного... 1 13.58kb.
Конспект лекций Кафедра теоретической механики Уральского государственного... 8 269.07kb.
На спортивной площадке Технологического колледжа Южно-Уральского... 1 23.88kb.
Справочник Уральского государственного экономического университета 3 753.37kb.
Справочник Уральского государственного экономического университета 3 768.41kb.
Стратегии поиска в Интернете 1 26.3kb.
Стратегии поиска в Интернете 1 86.11kb.
Психология и педагогика 30 4165.91kb.
Программа Всероссийской научной конференции 1 104.54kb.
Российская летняя школа по информационному поиску (Russir) 1 59.79kb.
Ооо petronas carigali (Baisun) Operating Company экспертиза промышленной... 1 12.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сотрудничество Уральского государственного горного университета (уггу) с государствами - страница №1/1

Сотрудничество Уральского государственного горного университета (УГГУ) с государствами – членами ШОС

В системе международного партнерства Уральского государственного горного университета особое внимание уделяется взаимодействию с крупнейшими ВУЗами и производственными компаниями государств – членов ШОС: Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном.

В настоящее время заключены договоры о научно-образовательном сотрудничестве с Ляонским техническим университетом (Китай), Институтом горного дела и горных технологий (Кыргызстан), Национальной атомной компанией «Казатомпром», преподаватели УГГУ читают выездные лекции на базе Казахстанского ядерного университета. Восстанавливаются творческие связи с Таджикским техническим университетом, 4 гражданина Республики Таджикистан приняты на обучение в УГГУ по направлению Рособразования.

На основе договора с Навоийским государственным горным институтом была выполнена госбюджетная комплексная научно-исследовательская работа «Создание центра современных образовательных технологий для развития партнерских отношений с национальными горными школами Азиатского региона».



По существу речь идет о выстраивании такой системы международного партнерства, которая направлена на эффективное решение проблем технологического, кадрового и проектного обеспечения компаний-недропользователей. Один из наиболее серьёзных вопросов международного сотрудничества – целевая и адресная подготовка специалистов в необходимом производству количестве и соответствующего уровня. Острый дефицит высококвалифицированных специалистов – это проблема, с которой столкнулись сейчас все бывшие страны СНГ – Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и другие. Например, на III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы урановой промышленности» (Алматы, 2004г.) сотрудники Института высоких технологий НАК «Казатомпром» Дуйсебаев Б.О., Мукушева А.С., Аманкулов Е.С в докладе «Пути совершенствования образовательных технологий для обеспечения урановой отрасли республики Казахстан высококвалифицированными специалистами», проанализировав проблемы подготовки инженеров, сделали вывод о том, что урановая отрасль республики имеет ограниченный набор инструментов подбора специалистов для покрытия потребности в молодых специалистах и эффективного влияния на развитие производства. В докладе генерального директора Навоийского горно-металлургического комбината Н.И. Кучерского на IV Международной конференции «Ресурсовоспроизводящие, малоотходные и природоохранные технологии освоения недр» (г. Навои, 18-25 сентября 2005г.) отмечалось, что перспективы дальнейшего развития экономики республики Узбекистан требуют совместных усилий стран-партнеров в подготовке и воспитания кадрового потенциала. Для таких крупных национальных государственных компаний как «Казатомпром», «Корпорация Казахмыс», Навоийский горно-металлургический комбинат актуальна задача создания системы высокоэффективных обучающих технологий для обеспечения устойчивого роста кадрового потенциала предприятий. В этой связи надо отметить, что политика ведущих российских Вузов в области образования ведется так, чтобы обеспечить ему доступность, мобильность и современный качественный уровень, что позволяет существенно снижать затраты и риски зарубежных компаний – партнеров при подготовке специалистов. На этом фоне Урал с его традициями, рабочими и инженерными горными династиями, выработанным веками приоритетным, уважительным отношением населения к горным специальностям, остается базовым регионом восполнения кадровых потребностей минерально-сырьевых отраслей российской экономики и уже становится таковым для предприятий-партнеров из стран СНГ, а также ряда стран азиатского региона. Так в статье Марины Романовой «Эффект оживления» (журнал «Эксперт Урала», № 26, 2006г.) говорится о том, что международные образовательные контакты таких уральских вузов как УГТУ-УПИ, УрГУ, УГГУ расширяются год от года. Это связано с увеличением потребности в разных специалистах в основном в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан и других). При этом по ряду актуальнейших направлений, например современным методам обогащения руды, специалистов там никогда не готовили, и им привычнее ориентироваться на Урал. В этих странах наблюдаются «ножницы» между потребностями в специалистах, особенно горного и горнодобывающего профиля, и их наличием. У России, Урала в частности, есть мощные конкурентные преимущества для того, чтобы эти «ножницы» ликвидировать. Первое - исторические традиции. Мы близки географически, отношения между гражданами дружелюбные, толерантные, нет особых проблем психологической совместимости разных национальностей. Наконец, нас не разделяет сильный языковой барьер. Общеизвестно, что свои образовательные услуги сегодня активно предлагает Китай. Там образование дешевле, чем в России, однако два года у студентов уходит на освоение языка.

Второе преимущество – техническое единство. Во многих странах ближнего зарубежья еще присутствует советско-российский парк техники, обслуживающий персонал включен в эту инфраструктуру. Во многом техника устарела, требует обновления, поэтому процесс технического перевооружения идет параллельно как в России, так и в странах СНГ.

Третий момент связан с самим образованием и его качеством, авторитетом российских ВУЗов. Дело в том, что мы готовим специалистов для стран ближнего зарубежья «под ключ», им не требуется дополнительное время на переучивание и привязки к местным условиям, так как практику и стажировку в заключительный период учебы они проходят на своих или родственных предприятиях.

В этой связи особого внимания заслуживает совместный опыт подготовки специалистов, отраженный в действующем с 2003г. Генеральном договоре о сотрудничестве между Уральским государственным горным университетом (УГГУ) и Навоийским горно-металлургическим комбинатом (НГМК), который учитывает многопрофильность, вариантность и многоступенчатость современной системы подготовки специалистов. Эта система динамична, так как отражает изменяющиеся потребности (заявки) самого предприятия. Сегодня учреждения профессионального образования совместно со своими зарубежными партнерами вынуждены корректировать имеющиеся образовательные стандарты с учетом интересов (потребностей) данного предприятия и выходят на конкретные заказы. Предприятие-заказчик готово прежде всего оплачивать так называемые «короткие программы». Но в ближайшей перспективе при условии устойчивости промышленного развития региона делается акцент на «длинные программы», комплексно решающие вопросы кадрового обеспечения производства. Наличие корпоративных стандартов, стыковка программ, сбалансированный переход в рамках образования со ступени на ступень делает обучение более адаптивным, приспособленным к «местным условиям» и более эффективным для предприятия.

В рамках договора с НГМК в УГГУ апробирован и хорошо себя зарекомендовал способ «растворения» иностранных студентов в академических группах с целью улучшения их адаптации к новой учебно-социальной среде. Надо отметить, что студенты из бывших стран СНГ уже прошли определенную школу постсоветской системы образования, что позволяет им легче адаптироваться в российских вузах, облегчает процесс вхождения в учебный коллектив за счет «эффекта узнавания».

Социологический опрос, проведенный в 2004г. Центром социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации в ряде вузов России (в том числе в УГГУ), и продолженный в 2005-2007 гг. социологической лабораторией УГГУ показал высокий авторитет российского диплома для иностранных студентов.

У 70% респондентов качество получаемой в УГГУ профессиональной подготовки полностью соответствует личным ожиданиям, 80% опрошенных будут советовать друзьям и знакомым учиться в России и в том же вузе, а 90% считают, что с российским дипломом можно будет легко устроиться на родине на работу по специальности.

Основная трудность, с которой сталкиваются иностранные студенты после приезда на учебу в России – это языковой барьер. У 1/3 опрошенных русский язык является родным языком, они знают его с детства, 70% обучались русскому языку на родине на специальных курсах. Но знание русского языка для учёбы в вузе в полной мере хватает лишь 20% опрошенных, а 80% (подавляющему большинству) – хватает лишь частично. Эта проблема помимо индивидуального обеспечения иностранных студентов методическими пособиями решается путём проведения дополнительных занятий по базовым дисциплинам – математике, физике, химии, начертательной геометрии.

Отметим, что уже в первый год действия договора между УГГУ и партнерами из Узбекистана были проведены сопоставительный анализ учебных планов бакалавриатов, двух родственных вузов Екатеринбурга и Навои, а также работа по формированию содержания учебных дисциплин, читаемых студентам из Узбекистана. Например: спецкурс «Эксплуатация горных предприятий», был максимально приближен к проблеме разработки открытым способом главного карьера Мурунтау. Руководители ряда ведущих производственных структур комбината и его Учебного центра приняли участие в координации учебных планов и внесли свои предложения по дальнейшему совершенствованию системы подготовки специалистов.

Сейчас на дневном полнопрофильном обучении (5 лет) в УГГУ проходят подготовку 53 студента из Узбекистана, причем их численность постоянно увеличивается.

Кроме того, в октябре 2005 г. в УГГУ успешно защитили дипломные проекты 24 специалиста, обучавшиеся по заочной форме.

Комплексное обучение в нашем вузе служит основой профессионального и карьерного роста выпускаемых специалистов. Так, Рашид Маджидов и Дмитрий Бричкин до обучения в УГГУ были аппаратчиками УПР, а сейчас мастера цеха ГМЗ-1. Инженерами ПТО работают Джамшид Турсунов (РУ-5), Иван Павлов и Кобилжон Зарипов (ЦРУ, рудник «Мурунтау»).

В 2005г. состоялся выпуск 8 магистров (срок обучения - 2 года), часть из них пополнила преподавательский состав НГГИ. Трое выпускников магистратуры УГГУ, Маруфджан Бобаев, Джамшид Турсунов и Фаррух Каримов по договору с НГМК поступили в аспирантуру УГГУ Таким образом, подготовка специалистов и магистров является ступенью к дальнейшему профессиональному и научному росту в аспирантуре и докторантуре.

В организованной УГГУ системе подготовки кадров для Навоийского горно-металлургического комбината очень важна связь, установленная между двумя профильными вузами России и Узбекистана – Уральским государственным горным университетом и Навоийским государственным горным институтом (НГГИ), отметившим в 2005г. свое десятилетие. Договор о сотрудничестве между УГГУ и НГГИ в области применения информационно- коммуникационных технологий ставит задачи – развивать современный научно-технический информационный обмен между родственными горными вузами России и Узбекистана, создавать учебно-методическую базу по специальным направлениям подготовки специалистов для НГМК с использованием internet – технологий, проводить дистанционное обучение студентов и специалистов, переподготовку преподавателей.

Определенным результатом совместной деятельности стала видеоконференция между НГГИ и УГГУ в режиме on-line. В ней приняли участие специалисты, студенты, аспиранты, преподаватели, руководители вузов, в том числе ректор УГГУ Н.П.Косарев и ректор НГГИ Ш.К.Агзамов.

Можно сказать, что в настоящее время сложился консорциум – объединение родственных вузов УГГУ и НГГИ и базового предприятия НГМК, где роль (функция) каждого члена партнерства определена и согласована.

Совместный опыт Уральского государственного горного университета и Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) показал действенность и эффективность такой модели подготовки специалистов.

Сейчас в нашем ВУЗе обучается 172 иностранных студента – на 66 больше, чем в прошлом году.

Очередной заказ на подготовку молодых специалистов Университету поступил от крупнейшей мировой корпорации, занимающейся добычей цветных металлов – «Казахмыс», осенью 2006 г. она направила на обучение в вуз 58 выпускников школ Казахстана.

В сентябрьском номере газеты «Горняк» (№ 7, 2006 г.) начальник отдела подготовки кадров производственного объединения «Балхашцветмет» Т.Ф. Безрукова так объяснила выбор своей корпорации: «Ближе к нам есть ВУЗы в самом Казахстане, но специалистов для своего производства мы предпочли обучать в УГГУ, где качество образования всегда было и остается выше. Желающих поступить в уральский вуз было больше, но право это получили самые лучшие».

При непосредственном участии студентов – активистов, направленников Корпорации, отличников учебы Аринова Кайрата и Махсутова Рахата в УГГУ создана молодежная Ассоциация этно-культурных объединений. Цель этого проекта – гармонизация межэтнических отношений в молодежной среде, расширение круга общения и преодоление языковых барьеров путем проведения просветительских и культурно-массовых мероприятий, совместная организация творческой и досуговой деятельности. В числе наиболее значимых событий из жизни Ассоциации можно отметить Круглый стол «Искусство жить вместе», проведенный совместно с Уральским гуманитарным университетом, участие в Международной студенческой спартакиаде в манеже УГТУ-УПИ, выступление творческих коллективов 14 народностей на традиционной рождественской ёлке, проведение праздника Навруз, организация шефства над детским домом № 3 г. Екатеринбурга. Общественная деятельность Ассоциации не только не противоречит научно-образовательной подготовке иностранных студентов УГГУ, но и воспитывает в них качество лидеров организаторов коллектива, способствует их духовно-нравственному воспитанию.

Надо отметить, что сегодня УГГУ имеет одну из самых сильных в России и Европе школ и систем горнопромышленного образования с широкими возможностями оптимально совмещать теоретическую подготовку и получение социально-психологических и практических навыков в действующих горно-добывающих и перерабатывающих производствах, которыми Урал насыщен в максимальной степени.



Общая концепция вертикали образования, которую применяет Уральский государственный горный университет, успешно адаптируется к требованиям горнодобывающих предприятий стран – членов ШОС, создавая предпосылки для внедрения российских образовательных технологий на образовательном рынке данных регионов.









Часть американской мечты: жить долго и умереть молодым. Эдгар Фрайденберг
ещё >>