Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей Мотовилихинского района г. Перми - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Начальный этап обучения игры на гитаре 1 148.93kb.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений... 1 34.62kb.
22 августа 2013 г. Секционная площадка «Роль общественных объединений... 1 136.99kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области» 1 35.24kb.
Доклад о деятельности муниципального образовательного учреждения... 1 69.77kb.
Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального... 1 227.12kb.
Модель регионального развития дополнительного образования детей россии 3 501.04kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Основные направления развития квартала «Новые Черемушки» Мотовилихинского... 1 16.35kb.
Программа развития мбоу оош №7 на 2012 -2017 г. Утверждена приказом 3 660.56kb.
Лохвицкая (Тэффи) Надежда Александровна 1 38.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей Мотовилихинского - страница №1/3




Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей Мотовилихинского района г. Перми

(опыт работы учреждений дополнительного образования детей)
Содержание



1. О системе подготовки и повышении квалификации специалистов

системы дополнительного образования. Вострикова С.А., зам. председателя комитета по образованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


4


2. Создание комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса в Доме творчества «Ритм» Центра детского творчества «Шанс». Архипова И.Л., методист Дома творчества «Ритм» МОУДОД ЦДТ «Шанс» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3. Проблемы и перспективы развития технического творчества в МОУДОД ЦДТ «Шанс». Холманских С.Б., руководитель структурного подразделения Станции юных техников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





9


4. Некоторые результаты сравнительных исследований креативности мышления юных музыкантов. Морозова Н.В., педагог-психолог МОУДОД «Детская школа искусств» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13


5. Создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка. Шпак С.В., директор МУДОД «Детско-юношеский центр «Антей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


15


6. Воспитание Человека культуры средствами народного творчества. Семенова Т.Н., зам. директора МОУДОД ЦДОД «Мотовилиха» . . . . . . . . . . . . .

17


7. О программе развития МОУДОД ДЮСШ «Олимп». Сухорукова В.С., директор МОУДОД ДЮСШ «Олимп» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19


8. Создание и реализация программы «Экстрем» МОУДОД «ДСОЦ». Рыбин Н.Г., руководитель структурного подразделения МОУДОД «ДСОЦ» . . .

21


О системе подготовки и повышении квалификации специалистов

системы дополнительного образования
Вострикова С.А., зам. председателя комитета по образованию
Под совершенствованием управления дополнительным образованием мы понимаем комплекс мер и управленческих решений, позволяющих достигнуть положительного образовательного и воспитательного результата. Поэтому главной задачей мы определили создание системы работы с управленческими и педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования, повышение их профессиональной компетенции. Выстроена система аттестации педагогических работников УДОД в районе.

В системе дополнительного образования детей района работает 803 педагога. Кадры педагогов дополнительного образования имеют высокий качественный показатель: 65 % - имеют высшее образование, 39 % - средне-специальное педагогическое образование. На 01.01.02 г. в ДОУ работает 42 педагога с высшей квалификационной категорией, 188 – с I квалификационной категорией. Специфика, уникальность дополнительного образования детей заключается в неоднородности кадрового состава – наряду со специалистами с педагогическим образованием, работают специалисты, не имеющие педагогического образования, на сегодня их численность составляет 18 %. В целях повышения профессионального уровня педагогических кадров на уровне области, города, района, учреждения создана определённая система повышения профессионального роста педагогических работников.



В области – ПОИПКРО разработаны разноуровневые курсы повышения квалификации руководящих кадров, педагогов дополнительного образования, методистов, тренеров, педагогов – организаторов.

Учебно-методический центр работников культуры и искусства (по договору с ДШИ) – долгосрочные курсы, тематические, авторские и т.д.

ППУ – обучение руководящих кадров, тренеров-преподавателей.

Для повышения профессионализма педагогов в профиле своей деятельности областными учреждениями дополнительного образования («Росток», центр по туризму, экологии) разработаны различные курсы, проводятся стажировки, педагоги участвуют в творческих мастерских, семинарах.



В городе – ГЦРО проводит обучающие семинары для педагогов, методистов УДО.

ГДТЮ – проводит обучающие семинары, консультации (к этой работе привлечены педагоги высшей квалификационной категории).



В районе – постоянно действующий семинар – совещание для руководителей УДО; заместителей директоров по воспитательной работе, методическое объединение завучей, методистов УДО спортивного профиля, методическое объединение педагогов-организаторов.

В учреждениях созданы свои системы повышения профессионального роста педагогических работников.

Так в МОУДОД ЦДТ «Шанс» создана «Программа профессионально-личностного роста педагогических сотрудников Центра, включающая в себя работу профессиональных объединений, конкурсы профессионального мастерства, смотры учебно-методических пособий, выставки, семинары, стажерские площадки, мастер-классы. При создании Программы профессионального роста была сделана попытка координации и систематизации деятельности по повышению квалификации всех педагогических работников центра. Результаты работы по Программе:



  • внедрены в практику работы центра новые формы массовой и индивидуальной работы с педагогами (созданы группы организованного обучения педагогов, творческая лаборатория разработчиков авторской программы, впервые были проведены смотры-конкурсы методических материалов, учебно-методических комплексов);

  • формируется позитивное отношение к обучению по Программе (это проявилось в посещаемости учебных занятий педагогами, их эмоциональном отношении, в участии в конкурсах);

  • сделана попытка координации деятельности по повышению квалификации всех педагогических сотрудников Центра;

  • повысилась активность педагогов и методистов в аттестации;

  • сформированы у большинства педагогов знания и умения по разработке и созданию образовательных программ по своему предмету (рецензирование и утверждение программ педагогов показало более высокий уровень программ по сравнению с прошлым годом: появились программы 2-го и 3-го годов обучения, приложения к ним, улучшилось содержание программ);

  • пополнился методический фонд новыми материалами;

  • возросла востребованность методистов (индивидуальное консультирование педагогов, появление заявок на обучение определённым темам).

Программа ЦДТ «Шанс» открытая – в её работе могут принимать участие педагоги и методисты других УДО района. (49 педагогов прошли обучение в этом году).

В ДЮЦ «Антей» система подготовки предусматривает работу по 3 направлениям: профильное обучение (МО); школа педагогического мастерства; творческие лаборатории.

В Детской школе искусств разработана система повышения профессионального мастерства через целевые курсы при ПОИПКРО, УМЦ работников культуры и искусства, педагоги проходят стажировки в консерватории Санкт-Петербурга, Московской педагогической академии. Высокий уровень профессионализма педагогов ДШИ был отмечен в ходе аттестации учреждения.

В учреждениях спортивного профиля проводятся спецкурсы для тренеров-преподавателей катастроф, в ПГПУ, в ПОИПКРО, городские и областные семинары городского и областного центров физической культуры. В ДЮСШ проходят семинары, обмен опытом, наставничество (бригадная форма организации труда), тренерские советы.

В 2001-2002 году прошли обучение через РМЦ педагоги и руководители УДОД района


  • руководители УДО – 10 чел.

  • педагоги – 8 чел.

  • тренеры-преподаватели – 15 чел.

В районном конкурсе «Учитель года» приняли участия 10 педагогов дополнительного образования, 3 тренера-преподавателя.

Становится очевидным, что для стабильного функционирования, качественного продвижения и развития дополнительного образования необходимо решение вопросов переподготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования, которые остаются нерешенными даже на федеральном уровне. Необходимо научно-методическое обеспечение педагогического процесса, осуществляемого на профессиональном уровне, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов. Обращение к проблеме повышения квалификации пед. работников УДО вызвано ещё рядом объективных причин:



  • разной базовой подготовкой педагогов;

  • часто невозможностью привлечь или удержать в дополнительном образовании квалифицированных педагогов (уровень оплаты труда);

  • неудовлетворенностью различных категорий педагогов отбором предлагаемого им содержания повышения квалификации в ПОИПКРО;

  • отсутствие гибкой, вариативной подготовки, дифференцированного подхода к повышению квалификации разных категорий пед. работников;

  • отсутствие педагогических исследований по проблеме повышения квалификации пед. работников дополнительного образования, в т.ч. отражающих организацию и содержание этого процесса.


Создание комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса в Доме творчества «Ритм»

Центра детского творчества «Шанс»

Архипова И.Л., методист Дома творчества «Ритм» МОУДОД ЦДТ «Шанс»

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность.

В.М. Бехтерев
Несмотря на то, что воспитание – категория вечная, после перехода внешкольной системы на систему дополнительного образования роль воспитания в деятельности внешкольных учреждений несколько затушевалась.

Сегодня проблеме целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие ребенка придается повышенное внимание. Подтверждением этому служит создание в ДТ «Ритм» комплексной системы воспитания, ставшей органическим компонентом образовательного процесса.

Педагогическому коллективу ДТ «Ритм», структурному подразделению ЦДТ «Шанс», приходится одновременно решать 3 взаимосвязанных задачи: центральная – развивающая и 2 составляющие – обучающая и воспитательная.

Вполне закономерно, что в процессе педагогической деятельности бывает сложно выделить решению какой из этих задач отдается предпочтение в данный момент.



  • Развитие предполагает не просто выявление педагогом творческих способностей ребенка, но и стимулирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию с целью ощущения им своей самости, а значит полезности в чем-либо и необходимости.

  • Обучение подразумевает комплексное воздействие педагога на ученика в ходе учебных занятий с целью получения им знаний, умений, навыков для своего саморазвития.

  • Воспитание в системе дополнительного образования предполагает целенаправленное влияние педагогического коллектива на формирование в ребенке качеств, определяющих его нравственно-этическую позицию, социальное поведение. В ходе воспитания формируются личностные качества характера как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей.

Основой образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является занятие.

Именно здесь концентрируются усилия и творческий потенциал педагога для решения задач развития, обучения и воспитания. Здесь происходит процесс взаимодействия и взаимовлияния педагога и учащихся. Результатом такого содружества является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие их творческих способностей, совершенствуется опыт педагога.

Какие компоненты образовательного процесса на занятии обладают воспитывающим эффектом?

Прежде всего, это относится к учебной программе, составленной педагогом на конкретный период. Конкретизация педагогом воспитательных задач осуществляется также в плане каждого учебного занятия. Педагоги ДТ «Ритм» определяют такие воспитательные задачи:



  • воспитать в детях чувство патриотизма, гордость за свою Родину, приобщать их к изучению народного творчества Прикамья;

  • прививать детям трудолюбие, усердие, терпение;

  • стимулировать развитие у детей таких качеств, как вежливость, доброта, желание помочь товарищу, аккуратность;

  • воспитывать в детях культуру поведения, речи, художественный вкус.

Например, авторская программа педагога высшей категории Т.С. Кучиной определяет воспитательную функцию следующим образом: «На основе художественно-эстетического образования дать полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого ребенка, сформировать его в духе идеалов добра, красоты и свободы личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Через собственное художественное творчество почувствовать себя наследником тех духовных ценностей, которые завещали нам наши далекие, талантливые предки».

Реализация определенных в программе и в плане занятия воспитательных задач осуществляется непосредственно в ходе занятия, всем его содержанием. При этом на первый план выдвигается личность педагога, его речь, внешний вид, поведение, общение с детьми. Воспитательные элементы занятия лучше всего проявляются в кружках, имеющих художественно-эстетическую направленность: изо, хореография, декоративно-прикладное творчество.

Чтобы стать эффективным средством воспитания содержание занятия должно быть личностно значимым, пробуждать у ребенка лучшие качества его души и характера. Оно должно соответствовать возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям обучающихся и не должно противопоставляться взглядам воспитуемого. Особое значение следует уделять комфортности, созданию психологического климата в коллективе. И в этом случае опять отводится приоритетное положение педагогу.

У педагога Пащенковой С.Д. дети приходят в кружок, зная, что их здесь ждут, любят… Достаточно увидеть, как она их встречает: «Светочка пришла!», «Здравствуй, Инночка!». А отмечая в журнале присутствующих во время оргмомента, обязательно спросит: не знает ли кто из детей, почему нет Танечки и может ли кто-то узнать, что с ней случилось, и не смогут ли они зайти к ней, а сама после занятия позвонит и поговорит с родителями о выяснении причины. Педагог Кучина Т.С. редко бывает над детьми, чаще всего ее можно видеть в их окружении. Или она сама подсаживается в тот ряд детей, чтобы быть с ними на одном уровне для доходчивого объяснения того или иного факта, а как утверждают психологи, особенно у детей младшего возраста, материал усваивается лучше, если он идет подобным образом.

Отрадно, что у педагогов ДТ «Ритм» при решении какой-либо проблемы, выслушивается любое мнение. Учитывается любая позиция. Вот почему у учащегося появляется больше возможностей соучастия в занятии, формируется собственная система ценностей. К примеру, в кружке «Сувенир», педагог Ростовщикова Н.В., предлагая детям изготовление очередной работы, выслушает детей, обсудит с ними практическое применение в дальнейшем этого изделия, она поощряет смелость детей, уважает их мнение. Руководитель театральной студии «Созвездие» Костина Р.Г. предлагая детям тему очередного мероприятия или спектакля, дает возможность включиться в обсуждение всем, проникнуться общей идеей. Насколько легче потом проходят репетиции, дети готовы стать и рабочим сцены и осветителем и радиотехником потому, что чувствуют ответственность качественного выхода спектакля, который приняли сами.

Воспитательный эффект занятия зависит от опыта работы педагога в системе дополнительного образования, его умения владеть собой, глубины знания своего предмета, душевности и желания передать детям все, чем владеет, чтобы вырастить культурного творца.

Ядром небольшого педагогического коллектива «Ритма» являются опытные педагоги, прошедшие хорошую школу дополнительного образования, Никитина Г.Д., Кучина Т.С., Костина Р.Г., Пащенкова С.Д., они щедро делятся крупицами своего опыта с молодежью, побуждая их сделать своей жизненной профессией работу с детьми. Кстати, на это же направлена методическая работа: проведение открытых уроков, взаимопосещения занятий, работа учебной площадки, педагогические советы.

Особое воспитательное воздействие на обучаемых оказывает доброжелательная творческая атмосфера не только в кружках, все начинается с вешалки: вахтеры по-матерински встречают детей, красочно оформленные стенды информируют о ритме жизни Дома творчества, его наставниках. Регулярно с детьми проводятся массовые мероприятия с самоотчетами кружков.

Важным компонентом образовательного процесса, несущим в себе воспитательное значение, служит материально-техническая база, эстетика оформления, чистота кабинетов и подсобных помещений, исправность мебели. Участвуя в ежегодном смотре кабинетов, педагоги стремятся поддерживать их в хорошем состоянии. Всегда приятно ухоженные и готовые радушно принять детей кабинеты Детского Дома моделей, кружков «Волшебные узоры», «Сувенир».

Свою воспитательную роль в ходе занятия выполняют и такие «мелочи», как дидактические материалы и наглядные пособия. Эстетически и грамотно оформленные они несут не только познавательные, развивающие функции, но и способствуют воспитанию культуры у подростка.

Заключительным аккордом образовательного процесса, имеющим воспитательное значение, служит практическая направленность всех утвержденных учебных программ. В завершении их реализации дети имеют возможность убедиться в необходимости полученных знаний. Они уже сами могут смоделировать и украсить себе одежду, участвовать в творческих конкурсах с целью показать себя с лучшей стороны.

Получая награды, громкие аплодисменты, приятные слова в свой адрес, конкретная личность удовлетворяет свое самолюбие.

Итак, каковы же основные компоненты комплексной системы воспитания подростков в Доме творчества «Ритм»?

1. Решение в ходе образовательного процесса 3-х взаимосвязанных задач – обучающей, развивающей и воспитательной.

2. Планирование (перспективное и текущее). Программирование, побуждение педагогов к написанию авторизованных и авторских программ.

3. Совокупность приемов и методов, превращающих каждое занятие в основную форму воспитательного процесса.

4. Нравственная и эстетическая творческая атмосфера, в которой происходит обучение и воспитание ребенка.

5. Практическая направленность кружковой работы, связь ее с жизнью.

6. Внедрение в деятельность педагогического коллектива формулы (П + Л) + (П + д/к) = (Л + П) + (д/к + П), где П – педагог, Л – личность, ребенок, д/к – детский коллектив.

Таким образом, комплексная система воспитания как органический компонент образовательного процесса – это живой организм, в котором все его составные части находятся в подвижном состоянии. И в то же время каждая из них находится в постоянном развитии.




следующая страница >>



Выражение «страна, богатая человеческими ресурсами», означает, что эта страна перенаселена и нуждается в помощи. Джонатан Линн и Энтони Джей
ещё >>