Составитель: Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов ср шк. №6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка с использованием компьютера 1 152.53kb.
Сценарий проекта «Орнаменты на одежде народностей Пуровского района» 1 46.83kb.
Иваненко Ирина Юрьевна учитель начальных классов звание «Учитель-... 1 88.41kb.
Программа по обучению грамоте умк "Школа России" 1 16 3685.54kb.
Рабочая программа по внеклассному чтению 1 260.12kb.
Никитина Марина Владимировна учитель начальных классов 1 18.99kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.93kb.
Молодых специалистов, работающих в дневных образовательных учреждениях... 4 631.58kb.
Методические рекомендации для учителей начальных классов учитель... 1 165.73kb.
Составитель: Огородникова М. М., учитель начальных классов 1 64.4kb.
Уроков «Реализация фгос : формирование универсальных учебных действий... 1 69.47kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый 5 644.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Составитель: Т. В. Береснева, учитель методист начальных классов ср шк. №6 г. Петрозаводска - страница №1/4

Утверждено РИО КИПКРО
Составитель:

Т. В. Береснева, учитель - методист начальных классов ср. шк. № 6 г. Петрозаводска, заслуженный учитель школ Карелии

Рецензенты:

Л. Я. Смирнова, методист отдела Стандартизации ЦРО КИПКРО,

заслуженный учитель школ Карелии.

О1. Введение



  1. О курсе «Детская литература»

  2. Краеведческий материал по литературе в начальных классах.

  3. Некоторые рекомендации по урокам литературного краеведения.

  1. Типичные приемы краеведения на уроке.

  2. Виды и формы литературно-краеведческих занятий на уроке и вне класса.

  3. Некотрые виды работы с текстом.

  1. Методические рекомендации по литературному произведению:

  1. 1 - 2 классы. Устное народное творчество.

  2. 3 классы. Карело-финский эпос «Калевала»

  1. Библиография

  2. Приложения №№ 1 - 8

1. Введение

Школьное краеведение - это систематическое и всестороннее познание учащимися родного края в учебном процессе, внеурочной и внешкольной работы.

Школьное краеведение осуществляется через все учебные предметы. Мешает формальный подход к этой работе. Очень важно чтобы она носила системный характер.

Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы должны определяться учителем с учетом возрастных особенностей учащихся и доступности с педагогической и практической сторон.

Задача учителя состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к познанию своего края, научить вести посильную исследовательскую работу, пользоваться различными источниками, краеведческой информацией.

В каждом учебном предмете надо найти место местному материалу и обесчпечить знание его учащимся.

Русский психолог А. С. Выготский в работе «Реальные формы социального поведения» отмечает, что национальные формы развития представляют несомненный и великий исторический факт, они входят непременным психологическим условием в школьное дело. Все то, что усваивает ребенок, приноравливается к тем особенным формам поведения, языка, обычаев, которые воспринимаются ребенком.

Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя величайшую человеческую ценность, но тогда, когда она не отгораживает человека от внешнего влияния.

В настоящее время в педагогической науке разработана «Полюсно- полевая» теория существования человека , в которой человек ставится в центр Вселенной и оценивается как единство биологического, психологического, социально-технологического природно-космического начала.

В связи с этим возрастает и роль краеведческих знаний в формировании личности ребенка.

Идет процесс понимания окружающего мира от близкого к далекому, от непосредственно окружающей ребенка обстановки к пониманию мира в целом , его сущности и взаимосвязей.

Сложилась целая область краеведения- литературное краеведение .Оно имеет учебные и внеклассные формы. На уроках даются сведения, свидетельствующие о связи писателей с местными краем. Бывает, что сюжеты произведений и образы героев связаны с краем, его людьми. В творчестве писателей раскрывается красота и поэтика родной природы, особенности языка.

Карелия. Этот древний и загадочный край волновал и притягивал к себе поэтов и писателей.

Вслед за рунами «Калевала» край воспевали Г. Державин, М. В. Ломоносов, поэт федор Глинка, М. Горький, А. Толстой, М. Пришвин, К. Паустовский. Карелия обладает особой притягательной силой.

Литературными краеведением возможно занимается в литературно-краеведческих кружках, на факультативных занятиях, литературных встречах и вечерах.

Местные литературные традиции входят в общенациональную литературу.

Литература помогает понять край, а край познать литературу и тех, кто создал ее.

По этому вопросу есть литературу.

Эпос «Калевала» - памятник великой народной мудрости и неувядаемой поэтической прелести.

В справочнике «Писатель Карелии» содержатся краткие биографические справки о писателях, сказителях, переводчиков и литературоведах Карелии.

Об изучении эпоса «Калевала» в школе на уроках внеклассного чтения на занятиях литературного кружка рассказывает З. М. Упорова в брошюре «Калевала в школе».

Единственное издание, содержащее методические рекомендации пор ознакомлению учащихся с эпосом под названием «Младшим школьникам о «Калевале» А. Ф. Мухиной и Л. И. Шитковой

2. О курсе «Детская литература»

Курс «детская литература» вводит читателя в мир художественной литературы. При составлении программы учитель отвечает на вопросы: что читать? Для чего читать?

Он приобщает детей к чтению художественных произведений, учить мыслить сопереживать, вступать в спор с автором, учит давать нравственную оценку поступкам героев, формируются собственные оценочные суждения читателя. В курсе представлены художественные тексты как произведения словесного искусства и научно-познавательные тексты.

В курсе рассматриваются все области литературного творчества: фольклор, русская классика, зарубежная литература.

При анализе произведения рассматриваем тему, проблематику, художественные формы, композицию.

В основу положен монографический принцип изучения произведений по авторам.

Курс дает элементарные сведения литературоведческого характера.

Программа ориентирована на то, чтобы удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности художественных переживаниях, проживать с героями литературных произведений их судьбы, открывать для себя возможность общения с искусством. Важно обогатить эмоциональный опыт разнообразными переживания.

Курс «Детской литературы» решает основные задачи:


  • Развивать у читателя полноценного эмоционального восприятия художественного произведения

  • Учить понимать образный язык художественных произведений

  • Развивать поэтический слух,

  • Воспитывать художественный вкус

  • Воспитывать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству.

3. Краеведческий материал по литературе

Должное место занимает литературно-краеведческий аспект.

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

При отборе краеведческого материала учитывалось:



  1. Связь с программным материалом;

  2. Произведения для изучения - высокохудожественные;

  3. Степень связи писателя с краем, его роль в жизни Карелии;

  4. Доступность для учащихся начальных классов.

1 класс (2 класс)

Устное народное творчество.

Русский детский фольклор Карелии (колыбельные, потешки, частушки).

Загадки карельского народа.

Карельские сказки о животных.

2 класс (3 класс)

Устное народное творчество.

Песенный короб Карелии (Эпические песни:

Пролог. Создание мира. Похищение Сампо. Кантеле.)

Пословицы и поговорки карельского народа. Карельские народные сказки (бытовые и волшебные).

Поморские сказки по свободному выбору).

Читаем карельские сказки и вспоминаем русские народные сказки.

Невеста - мышь - Царевна - лягушка

Голубая важенка - Золушка

Пряхи у проруби - Морозко

Писатели детям.

Паустовский. Колотый сахар.

Державин. Водопад (историко-литературная экскурсия).

3 класс (4 класс)

Произведения фольклора.

Сказки финского народа под редакцией Эро Салмелайнена.

Карело-финский эпос «Калевала».

Дети знакомятся с былинами и людьми, которые соединили времена и поколения (Сказатели Заонежья).

Писатели детям:

Г. Р. Державин, К.. Г. Паустовский, В. Пулькин. «Сказы о Петре Первом» (по свободному выбору)

Страницы поэзии - Ю. Линник.

Из нашей истории:

Линевский. Листы каменной книги.

4. Некоторые рекомендации по урокам литературного краеведения

4.1. Типичные приемы краеведения на уроке.

Обогащение учащихся знаниями о родном крае осуществляется всеми известными в педагогике методами: рассказ, беседа, собеседование, объяснение, экскурсии, самостоятельная работа и .т. д.

Важно определить целесообразность применения приема на уроке, чтобы получить наилучший результат. Некоторые приемы работы:



  • Весь урок идет на краеведческом материале. Материал дается в связи с учебными материалом предыдущих уроков.

  • Учитель начинает урок, вводит в тему на местном материале и далее, на основе этого, развертывается дальнейшая работа

  • Учащиеся выполняют знакомые факты, примеры, произведения, которые будут продолжением разговора на уроке.

  • Учитель объясняет на материале местном.

  • В конце урока дается задание найти местный материал по теме урока

4.2. Виды и формы литературно-краеведческих занятий на уроке и вне класса.

  • Эти формы работы помогают в формировании способности к самостоятельному творческому мышлению. Познавая свой край, дети чувствуют себя исследователями.

  • Пристальное чтение произведений с текстологическим разыскиванием (загадки)

  • Прием сопоставления произведений (загадки, сказки). Это требует внимания при чтении текстов, сопоставлении их

  • Литературно-краеведческая экскурсия с включением текста художественного произведения

  • Историко-литературная экскурсия.

  • Литература краеведческая (викторина)

  • Художественные произведения и театр.

  • Использование экспозиции и фондов музеев

  • Источником литературно-краеведческого познания являются памятные места городов и сел Карелии. Это помогает мысленно перенестись в другую эпоху.

  • Литературно-краеведческая работа связана с воспитанием в детях любви к родной природе, красоте родного пейзажа, о его заботе.

« Калевала». Суровая северная природа. Руны воспитывают ее вечную красоту. Она вместе с героями и в радости, и в горе, и в труде.

Помочь детям удивиться, внимательно посмотреть, полюбить и на всю жизнь прикипеть к ней, защищая и охраняя ее.




  • Литературные праздники

  • Периодическая писать

  • Связь с центром туризма

Это дает возможность разнообразить и углубить работу.

4.3. Некоторые виды работы с текстом




  • Чтение - слушание

  • Чтение - слежение

  • Чтение - рассматривание

  • Выразительное чтение наизусть

  • Подготовка текста дана для чтения в классе.

  • Чтение в парах

  • Чтение на цепочке

  • Сочлененное чтение

  • перечитай любимый предмет

  • вернись и открой новое

  • чтение отрывка с правильной постановкой дыхания

  • чтение с карандашом в руках

  • читаю - думаю - спрашиваю



  • Самое главное: 1. Фраза

2. Секрет

3.Особенность



  • Конспект без слов (рисунок, символы)

Защита конспектов

  • Вопрос - ответ

  • Моментальное фото (прочитай, возьми как больше информации)

  • пересказ по кругу.

5. Методические рекомендации по литературному краеведению

  1. 1 - 2 классы. Устное народное творчество.

Карельский народ имеет многовековую культуру. В глубокой древности зародилось устно - поэтическое творчество. От поколения к поколению передавалось оно. Устная поэзия была неотъемлемой частью народной жизни. На многие вопросы, и простые, и сложные, можно найти ответы в устной народной поэзии сейчас посредством книг и благодаря ученым - фольклористам.

Активное собирание карельского фольклора началось в начале 19 века. Благодаря им мы чувствуем сейчас все богатство устно-поэтической традиции карельского народа.

Сегодня другая жизнь. Но память - может ли она зарасти? Потомки - остаться без корней?

Я. Ругоев говорит -

«Если тебе безразлично, как звенели об эту каменистую землю мотыги, возделывая ее, - ничтожным будет твой собственный урожай. Если ты не хочешь знать, как родились в этом северном крае нежные песни, твоя собственная песня будет пуста, как трухлявые венцы в ветхой избе. Кажу тебе, мой юный друг: без корней не растет даже сорная трава».

Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия. Мы говорим о детском фольклоре в Карелии:



  1. Произведения, созданные взрослыми и адресованные детям (это «поэзия чествования») - колыбельные, потешки, частушки, прибаутки

  2. Произведения, созданные самими детьми - считалки, дразнилки, поддевки

Детский фольклор связан с народной педагогикой. Все жанры по-своему воспитывали, развивали и обучали детей. Они воспитывали чувство ритма, музыкальный слух и любовь к поэтическому слову.

Коротко о собирании и изучении детского фольклора в |Карелии.

Карельский читатель, член Олонецкого статистического комитета К. Петров записал и дал подробное описание 18 детских игр и опубликовал в журнале «Учитель» (1863 г., № 5, 8, 15, 16, 22).

Олонецкие губернские ведомости опубликовали колыбельные песни и рассказы об играх считалками и припевками - записи народных учителей Д. И. Лебедева и Н. Певина.

Г. И. Куликовский - детские игры в «Словаре олонецкого края».

Сборник «Русский детский фольклор Карелии». Составитель С. М. Лойтер. Петрозаводск, Карелия. 1991. Это первое специальное собрание детского фольклора, выявленного на территории Карелии. В нем 1026 текстов. В них местный колорит, приметы северной природы, среды, реалии быта. На уроках литературы мы использовали тексты из этого сборника.

Детский фольклор - явление многожанровое.

Поэзия чествования.

Колыбельные песни (в Карелии - байки) - первые поэтические произведения, адресованные ребенку.

Они использовались «пестуньями» (бабушка, нянька, старшие сестры). Ритм размеренный, мотив - монотонный, в такт колыбели. Песни успокаивают, ласкают, настраивают на сон. То сигналы любви, нежности , заботы. Центральный образ - животное . Более всего вариантов о коте. Он и помощник, и озорник, он обижен, сиротлив. Помощниками пестуньи выступают гули - гуленьки, соловей, заюшка. В этих песнях мечта о счастливой жизни ребенка, пожелания здоровья, трудолюбия, удачи.

Отличительная особенность колыбельных песен Карелии - импровизационность. Часто создаваемые заново, но используются сложившиеся устойчивые мотивы, образы. В них народная традиция. Исследователи утверждают, что в финских и карельских песнях больше общих мотивов с русскими колыбельными песнями.

Сереньки коты

Из-за моречка пришли,

из-за моречка пришли, много сну -то принесли.


Люли - люли - люли,

прилетели гули,

у головки сели,

кашки захотели.


Баю - баюшки, баю

Сидит кошка на краю,

Лжет мордочку свою

Да тешит деточку мою.


Соловей, соловей,

Себе гнездышко не вей.

Прилетай ко мне в садок

под высокий теремок

По кусточкам попорхать, мою дочку покачать.

Пестушки и потешки ( пестовать - нянчить).

К пестушкам относятся стихи, сопровождающие самые элементарные движения. Исполняются в такт движениям. Движущийся и звучащий мир потешек населен знакомыми предметами и животными и вовлечен в игру. Много нежности и доброты:

Ути, ути, полетели - полетели,

на головушку сели,
журавинки поклевали

И домой улетели.

Ножки, ножки,

Бежите по дорожке -

прямо в избушку

Мимо кадушки.

Сравни:


  • Ладушки - ладушки, - Ладушки - ладушки,

где были? Где были7

  • У бабушки. - У бабушки.

  • Что ели? - Что вам бабушка дала?

  • Кашку. - Ступку, лопатку,

  • Что пили? Коровушку - горбатку

  • Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили - поели

И домой полетели.

Люди слышали, запоминали, но каждый раз говорили по-своему.

Сорока - ворона кашу варила,

Детей поджидала,

дети прибежали,

Кашу расхватали,

Кому - в масленочек,

кому - в чайничек,

Кому - в горшочек,

Кому - поварешку,

Кому - ложку.


А ты, толстый, короткий,

Тряси бородкой, воду не носил, дрова не рубил,

а теперь - ко ты принеси воды.
Сорока - ворона кашу варила,

гостей поджидала

пришли гости,

Стали кашу делить6

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты мал еще:

Кашу не варил,

Воды не носил,

Дров не рубил -

кыш под порог!


ПРИБАУТКИ

Дети растут. Расширяется их представление об окружающем мире. Они учатся повторять, четко и ясно произносить слова, вести разговор.

На уровне слова происходит игра, которая создается шумливым диалогом, звукоподражанием. \\\\\прибаутки потешают и воспитывают ребенка. Богатство рифм, звукопись, повторы, звукоподражание.

Тук - тук. Ту - ру - рук,

Наварил дед щук,

Назвал гостей со всех волостей.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

труба точеная, позолоченная.

Тренди - бренди балалайка,

на печи сидит хозяйка,

А под лавкой таракан,

Он сегодня съел ....
Заинька, попляши.

Серенький, поскачи!

Кружком - бочком повернись,

Кружком - бочком повернись!

Заинька, в ладошки,

Серенький, в ладошки!

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Этим термином обозначаются «бесконечные сказки», рассказываемые тем, «кто докучает просьбами». Так называл их В. И. Даль. А ученый - сказковед В. Я Пропп «это, собственно не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок», они «исполняются, чтобы отделаться от настойчивых просьб рассказывать сказку». Это то, что предлагается взамен сказки. Они коротки. Вместо развернутого повествования - повторение одного эпизода или действия и это нарочитое и бесконечное повторение одного и того же:

Жили - были два мочала,

вот и сказочке начало.

Жило - было два павлина,

Вот и сказке половина.

Вот и сказке половина.

А жило - было два гуся,

Вот и сказка вся.

Жил - был царь, у царя был двор,

Во дворе был кол, на кому мочало,

Не сказать ли сказку сначала?


ЗАКЛИНАНИЯ И ПРИГОВОРКИ

Это стихотворные обращения в повелительной форме к различным силам и явлениям природы. Ребенок ощущает себя хозяином, он играет с явлениями природы на равных. Заклички, приговорки связаны прежде всего с календарной обрядностью. Приговорок собрано значительно меньше, да и бытуют они редко.

Солнышко - солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Сядь на пенек,

Разгуляй весь денек.


Дождик - дождик, лей, лей,

Своих капель не жалей,

Только нас не замочи,

зря в окошко не стучи.


Гори - гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подале,

Гляди на поле.


ПОСЛОВИЦЫ

О пословицах более подробно мы говорим во втором классе.

В отличие от других фольклорных жанров пословицы бытуют не самостоятельно, а употребляются в живой разговорной речи, чтобы мысль выразить более ярко и образно. Пословица предает законченное суждение, в отличии от поговорок.
«Воду в ступе толочь - вода2 будет пословица.

В поговорке только намек на суждении «Воду в ступе толочь».

Происхождение карельских пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Единый поэтический стиль давал возможность перехода пословиц в эпическую поэзию и, наоборот. Строки эпических песен могли стать пословицами.

Пословицы связаны с народными приметами, в них видны занятия карел, затрагиваются вопросы народной педагогики и любви к родным местам. В пословицах осуждаются пороки. В силу меткости и краткости пословицы и поговорки - распространенный жанр карельского народа.


Родина - земляника, чужбина - черника.

Не спеши, когда идешь ссориться.

У каждой птицы свой песни,

У каждой страны свои обычаи.


ЗАГАДКИ

Загадки близки к пословицам по принципу построения фразы, по краткости и выразительности. Загадка состоит из двух частей. Загадка описывает предмет - отгадку не полностью, а подмечает лишь отдельные ее черты, свойства, качества. Об одном предмете есть несколько загадок, в каждой подмечается что-то свое.

Каменный чулок, берестяная обувь,

в середине - ветхая.

Деревянный колокол, каменные копыта пошло болото месить, воды моря бороздить.

Изба одна, окон тысяча.

В вроде стоит, на земле падает.

Это все - сети.

Основой загадок является метафора. Метафорические загадки считаются самыми древними.

Излюбленным приемом метафоризации в карельских загадках является «одушевление» неодушевленных предметов. Если в отгадке неодушевленный предмет, то в качестве метафоры выбирается одушевленный, и наоборот.

Есть уши- не слышит,

Есть глаза- не видит.

(Ушат).

Метафоры уводят от правильного решения, нахождения отгадки.



Конь ржет на земле Хелси,

сюда вожжи притянулись,

здесь уздечка поблескивала,

здесь сбруя сверкала

(Гром, молния).

При отгадывании метафора в загадке как бы снимается ,она заменяется реальным предметом. Отгадывание загадок- занятие непростое и к этому приучали с детства. Детям были знакомы предметы загадывания. Если ребенок был внимателен, он подмечал «подсказку» в загадке, которая была связующим звеном между отгадкой и загадкой .В образной системе загадок встречаются конкретные детали, которые используются в прямом значении слова.

Кривой, изогнутый, все поля обходит.

(Серп).


(Поля- явная подсказка).

Сто глаз, два уха.

(Корзина).

(Числа в загадке почти всегда точны).

Детям на уроке традиционные загадки трудны ,т. к. из быта ушли многие предметы,

о которых идет речь(помело, подпол, кочерга).

Загадки отражали мир крестьянского окружения. Отправная точка- крестьянская

изба, близкое окружение человека, животный и растительный мир, явление природы.

Снизу земля, сверху земля,

Âíóòðè ïëîòâà íåðåñòèòñÿ.

(Люди в избе).

(Люди утепляли жилище, потолки засыпали слоем земли 20-30 см.).

Шесть у вас, шесть у нас,

По шесть у всей деревни.

(Изба).

(Для карельской избы характерно шесть окон:



на юг- три окна,

на запад-два окна,

на восток- одно маленькое в углу

или дверь в «другую избу»).

Ночью лепешкой , а днем калачом.

(Постель).

(Кровати в карельской избе появились поздно; постель стелили на полу, а днем сворачивали и убирали).

Овцы в хлеву ,а хвосты на улице.

(Ложки в коробе.)

(ложки держали в специальном коробе, изготовленном из лучин.)

Карельские загадки часто начинаются или заканчиваются вопросом.

Что за олень в избе?

(Стол.)

В некоторых загадках нет конкретного значения, загадка полностью звукоподражательна.



Сик- шок. (Решето)

Сиг- виг. (Жернова)

Юхк- яхк. (Ступа и пест)

Бык большой, хребет прямой, в лесу смерть принял, рога в землю закопали, кровь в город увезли, кожу съели с простоквашей, мясо в золу превратили.

(в Карелии часто вместо муки в тесто добавляли размолотую сосновую кору или варили из нее «кашу» (кожу съели))

Загадки угадываются очень трудно, т. к. Дети практически не представляют быта прошлого. Идет процесс угадывания и одновременно идут пояснения учителя или взрослых. Этот процесс захватывает детей, будит их любознательность и воспитывает трепетное отношение к традициям предков, на земле которой они живут.


следующая страница >>



Если бы Бог был либералом, вместо десяти заповедей мы имели бы десять предложений. Малколм Брэдбери
ещё >>