страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Содержательные потребностно-мотивационные теории - страница №1/1
![]() Науч. руков.: Портнова Г.А., ст.преп. Донецкий национальный технический университет, г. Донецк СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ Рассмотрена сущность потребностно-мотивационной теории, классификация теорий мотивации, приведена сравнительная характеристика основных теорий мотивации. Актуальность. Истинные побуждения, лежащие в базе поведения человека, тяжело найти - они очень сложны. Принципиально необходимо систематизировать представления о том, что движет человеком. Так возникли бессчетные теории мотивации. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда нужно объяснить предпосылки поступков человека. Цель исследования: теоретическое обоснование применения теорий мотивации, проведение их сравнительной характеристики. Основная часть. Теории мотивации разделяются на содержательные, процессуальные и параллельные. Содержательные теории мотивации основаны на определении тех внутренних побуждений, которые принуждают человека действовать так, а не по-другому. Одним из ведущих исследователей мотивационно-потребностной сферы является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу. Создавая свою теорию мотивации, он признавал, что люди имеют множество разных потребностей. Эти потребности можно условно поделить на пять главных категорий:
Согласно модели Маслоу, меж всеми группами потребностей существует иерархия, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды. Также первые два уровня потребностей считают первичными, а следующие три - вторичными. Клайтон Альдерфер сделал попытку согласовать теорию Маслоу с результатами своих экспериментальных исследований. Он, в свою очередь, выделил три иерархических уровня: потребности существования, связующие потребности и потребности роста. Автор не согласен с концепцией Маслоу в том, что последующий уровень начинает мотивировать поведение человека только после удовлетворения потребностей предыдущего. Основной принцип теории Альдерфера – «фрустрационно-регрессивный» предполагает, что полное блокирование или препятствия, встречающиеся на пути удовлетворения потребностей более высокого уровня, влекут за собой актуализацию потребностей более низкого уровня. Заметный вклад в разработку трудности мотивации поведения вносит теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда. Не отрицая значимости прошлых теорий и их выводов о значимости биологических и остальных «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить более принципиальные посреди «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Он утверждал, что людям присущи три основные потребности: потребность власти; потребность в достижениях; потребность в причастности (аффилиации). Особое значение в концепции Д.Мак Клелланда придается мотивации достижения. По его мнению, есть три важных условия, обеспечивающих высокую мотивацию достижения, это:
Мак Клелланд разработал специальные тренинговые программы, формирующие мотивацию достижения. Они включают четыре основных компонента:
Однако не только мотивация достижения определяет успех управленческой деятельности. Стремление к власти предполагает наличие желания контролировать, влиять и направлять других людей. Д. Мак Клелланд описал две стороны власти:
Д. Мак Клелланд установил, что люди с высокой потребностью достижения высоко мотивированы в ситуациях с высокой ответственностью, обратной связью и невысоким уровнем риска.
Рисунок1 Сопоставление содержательных потребностно-мотивацнонных теорий Ф. Герцберг начал свои исследования мотивации с двух вопросов, которые он задавал рабочим: Когда на работе Вы чувствовали себя очень хорошо? Когда на работе Вы чувствовали себя очень плохо? Результатом обработки и анализа 400 ответов на эти вопросы стала двухфакторная мотивационная теория. Ф. Герцберг выделил гигиенические и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы, по мнению автора, связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивационные - с характером и сущностью работы. Первая группа факторов может вызывать неудовлетворение работой, но не обусловливает удовлетворенность трудом. Вторая группа может вызывать удовлетворение и способствовать повышению эффективности деятельности. К факторам, повышающим производительность (мотивирующим), относятся: хорошие шансы продвижения по службе; хороший заработок; оплата, связанная с результатами труда; признание и одобрение хорошо выполненной работы; сложная и трудная работа и т. п. Выводы. В заключение можно сделать вывод, что содержательные потребностно-мотивационные теории в основном не противоречат друг другу. Рис.1 подтверждает возможность их совместного рассмотрения не только с точки зрения науки, но и практики, хотя такое сопоставление достаточно условно, так как классификации осуществлялись по разным основаниям. Библиографический список
|
ещё >> |