Социально-педагогическая профилактика этнических конфликтов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Московское бюро по правам человека 1 312.41kb.
Московское бюро по правам человека 1 336.63kb.
Информация о работе по профилактике межнациональных конфликтов и... 1 54.79kb.
Использование методов программно-целевого планирования органами государственной... 1 86.71kb.
Наименование дисциплины: Этнополитология 1 34.74kb.
Профилактика и психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося... 1 31.46kb.
Профилактика межличностных конфликтов в системе муниципального управления... 1 232.38kb.
Опыт урегулирования этнических конфликтов в XX в.: Региональный и... 1 63.1kb.
Тема диссертации «Модель мирного урегулирования конфликта в Северной... 1 18.58kb.
4. Социально-педагогические услуги 1 123.5kb.
Доронина надежда Анатольевна методическая система подготовки социальных... 2 434.24kb.
Задачи курса 1 95.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Социально-педагогическая профилактика этнических конфликтов - страница №1/1

Социальный проект в номинации «Конфликтология»

Социально-педагогическая профилактика этнических конфликтов,

КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА в образовательной среде В РАМКАХ функционально-ролевого подхода



ГАОУ ВПО МО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Голованова М.И.

Давыдкова О.Н.

Халтурина О.В.

Шорохова О.П.

Руководитель:

к.п.н, доцент кафедры социальной педагогики Сафронов А.И.

Постановка проблемы

В настоящее время мир переживает эпоху различных конфликтов. В частности, Россия погружена в экономические, политические, религиозные и социальные конфликты, рост которых, если не снизить, может привести к разрушению страны. Актуальность данного проекта заключается в том, что во всех регионах России, особенно в Московской области, остро стоит проблема этнических конфликтов, связанной с массовой эмиграцией людей других народностей. Ученые различных дисциплин исследуют конфликтное поведение и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Во многих исследованиях объектом является ребенок, что объясняется его неустойчивостью взглядов, несформированностью психики, активностью развития, легкообучаемостью и восприимчивостью ко всему тому, что его окружает и воздействует на него. В связи с этим, можно сделать следующий вывод: самый эффективный способ изменить негативные тенденции в обществе – изменить воспитание подрастающего поколения с помощь привития необходимых норм, ценностей и правил.

В мировой науке накоплен богатый теоретический материал, предложены различные концепции о развитии межэтнических отношений. Межэтнические отношения являются предметом изучения психологии, социологии, политологии, конфликтологии, истории, социальной антропологии и философии, а также сферой научных интересов различных школ и направлений, основу которых заложили фундаментальные труды психологов и философов М. Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье.

Осмысление социальной группы как особой общности нашло отражение в трудах социологов и философов К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, А.А. Потебни, Г.Г. Шпета в России, В. Вундта, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Гиддингса, Ч. Кули на Западе.

В современной науке проблема кросскультурных взаимоотношений является междисциплинарной и рассматривается через призму социальной психологии (Г.М.Андреева, Б.Ф.Поршнев, Е.С. Кузьмин, А.Л.Свенцицкий, Л.Г.Почебут, Д.Майерс, Т.Шибутани, H.Tajfel, J.C.Turner и др.); теории отношений (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгин, В.М.Погольша, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Обозов, А.А.Русалинова и др.); этнической и кросс-культурной психологии (Т.Г.Стефаненко, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, З.В.Сикевич, Л.Г.Почебут, Ю.П.Платонов, А.А.Налчаджян, А.О.Бороноев, Д.Мацумото, J.W.Berry, F.Trompenaars, C.Hampden-Turner, H.C.Triandis, Y.Tanaka, и др.); межгрупповым отношениям: теория межгрупповых контактов и теории социальной напряженности (В.С.Агеев, Б.Ф.Поршнев, Т.Г.Стефаненко, И.Р.Сушков, Н.В.Гришина, П.Н.Шихирев, M.Kurokawa, J.Aronson, A.Giddens, C.M.Steele, K.Avruch, R.Brown, M.Hewstone, T.Pettigrew, L.Tropp, R.Merton, F.Heider, и др.); теории конфликта (Н.В.Гришина, В.А.Авксентьев, З.В.Сикевич, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Рябцев, Г.С.Денисова, М.Р.Радовель, К.Левин, Н.Смелзер. П.Сорокин).

Целью данного проекта является профилактика, а так же снижение уровня этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательной среде путем внедрения функционально – ролевого подхода.

Достижение цели позволит:



  • улучшить психологический климат в образовательной среде;

  • снизить риск возникновения этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма не только в образовательных учреждениях, но и в обществе в целом;

  • повысить культурный уровень общества;

Данный проект соответствует законодательной базе Конституции РФ. Достижение поставленной цели реально в рамках современной образовательной системы, при условии разработки определённых нормативно-правовых актов и принятии целевых программ. В нашем регионе достаточно квалифицированных специалистов, готовых принять участие в реализации цели проекта, а так же это не потребует особых материальных вложений, что облегчает задачу его внедрения.
Задачи проекта

1) формирование отношений и ценностных ориентаций,

2) пробуждение и воспитание соответствующих чувств и эмоций,

3) формирование и развитие потребностей, наполнение их нравственным содержанием,

4) организация сотрудничества учителя и учащихся в конкретных видах деятельности,

5) организацию взаимоотношений учащихся в процессе этого сотрудничества, формирование и развитие нравственных элементов этих взаимоотношений, толерантности,

6) наполнение нравственным и практико-ориентированным содержанием всех видов деятельности учащихся,

7) организация упражнений в нравственных проявлениях и поступках.

Решение поставленных задач позволяет научить детей и подростков быть социально компетентными в соблюдении общественных норм и правил жизни в социуме, выработать у них социальные навыки по выполнению ролевых функций труженика, семьянина, гражданина и патриота, что приведет к бесконфликтному поведению в обществе.
Содержание проекта и мероприятия

В современной психолого-педагогической науке организация профилактической работы с детьми и подростками раскрывается в рамках следующих подходов:

- философско-антропологический подход, рассматривающий человека как базовую ценность, социально-культурологическую сущность человека, его неповторимость и уникальность, особенности развития и формирования как личности (А.А, Белик, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, С.В. Кульневич, Б.Т. Лихачев, В.И. Максакова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Т.И. Шамова и др.);

- гуманистические концепции отечественных ученых о воспитательной ценности социального взаимодействия для развития личности ребенка, диалогизма, самовоспитания и самопознания, сотрудничества и сотворчества (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.В. Мардахаев, А.И. Рувинский и др.);

- системность, целостность, субъектность, интегративность в организации деятельности, отношений, общения и поведения личности (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Б.Ф. Ломов, В.М. Мясищев, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Л.Б. Филонов и другие);

- теория деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, и др.);

- теория деятельностного опосредования межличностных отношений (Г.М. Андреева, И.П. Башкатов, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский и др.);

- теории социализации и виктимизации (Г. Бримм, Э. Дюркгейм, Д. Мид, А. В. Мудрик, Т. Парсонс);

- теоретические положения психологии и педагогики о коррекции, исправлении и ресоциализации личности (З.А. Астемиров, И.П. Башкатов, Е.М. Данилин, В.И. Казанцев, М.Н. Кузнецов, В.М. Литвишков, С.А. Лузгин, Н.И. Махиборорда, В.М. Поздняков, А.Н. Сухов, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков, и др.).

- социально-педагогические концепции профилактики деструктивных проявлений человеческой природы (М.А. Алемаскин, А.С. Макаренко, И.А. Невский, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Б. Филонов).

Таким образом, в центре всей учебно-воспитательной, коррекционно-реабилитационной и ресоциализационной работы является личность со всеми ее проблемами и сложностями. Преодоление социально деструктивных проявлений ребенка, на наш взгляд, возможно в рамках функционально-ролевого подхода, который предполагает, что каждый человек, независимо от пола, образования, социального положения, национальности, профессиональной подготовленности по достижении 18 лет, хочет он того или нет, должен выполнять в меру своих сил, способностей и возможностей ролевые функции Труженика, Семьянина, Гражданина, Патриота.

Данный подход меняет целевую направленность всего учебно-воспитательного, коррекционно-реабилитационного и ресоциализационного процессов. Медико-психологическая, правовая, педагогическая, материальная и другие виды помощи приобретают не идеализированное, гармоничное и всестороннее развитие личности, а конкретную целевую установку – подготовка личности подростка к реальной жизни в обществе.

Функционально-ролевой подход как раз ориентирует педагогов к решению практических задач – помочь детям, терпящим бедствие, выжить, преодолеть кризисную ситуацию, раскрыть возможные пути и средства их будущей самостоятельной жизни, научить их методам и способам, умениям и навыкам трудового самообеспечения, миролюбивой жизни в обществе. Надо научить детей и подростков быть социально компетентными в соблюдении общественных норм и правил жизни в социуме, выработать у них социальные навыки по выполнению ролевых функций труженика, семьянина, гражданина и патриота.

Таким образом, современное понимание идей социально-педагогической превенции этнических конфликтов в образовательной среде, ксенофобии и экстремизма заключается в особой образовательной политике, создании служб социальной помощи подросткам, которая представляет собой совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера. На сегодняшний день осуществление воспитательной работы по формированию у подростков просоциальных личностных качеств в условиях полиэтнического общества необходимо нравственное формирование личности, воспитание гражданственности и культуры межнациональных отношений, включение молодёжи в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Чтобы в образовательном учреждении развивались взаимоотношения, построенные на ценностях толерантности, необходимо придерживаться определенных правил:

- поликультурное образование;

- позитивное отношение к национальному своеобразию;

- ответственность за воспитание толерантности;

- развитие понимания другого;

- внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;

- создание позитивной атмосферы в образовательном учреждении.

Образовательное учреждение должно собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их, должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Анализ теории и практики формирования регионально-национального компонента образования позволяет выделить следующие общекультурные принципы, являющиеся основой определения его этнокультурной направленности:

• учёт мнений национального состава населения данной местности при

формировании национальных школ;

• свобода выбора языка изучения на всех ступенях образования;

• светский характер образования и право в использовании

религиоведческих дисциплин в пределах возможностей, представляемых

законом;

• право образовательного учреждения определять курсы истории и

культуры этноса в рамках республиканского государственного

образовательного стандарта;

• развитие национального самосознания обучающихся на основе приоритета общечеловеческих ценностей;

• этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в российское и мировое сообщество;

• приобщение населения к ценностям мировой культуры через национальные учебные заведения;

• сотрудничество и взаимодействие образовательных учреждений, семьи и общественности в формировании самобытности личности.


Основные направления профилактики этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательной среде:

1.Нормативно-правовое обеспечение.

Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения детей и подростков в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации.

Данное направление предлагает осуществление следующих мероприятий:

- разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации детей и подростков;

- разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;

- разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и подростков, создания современного правового поля их жизнедеятельности;

-разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в образовательной среде;

- разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;

- разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов детей и подростков, находящихся в «зоне риска»;

- разработка муниципальных программ профилактики этнических конфликтов и экстремистских проявлений в образовательной среде;



  1. Научно-методическое и аналитическое обеспечение.

Успешная профилактика этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения этнических конфликтов, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

- разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ деятельности и развития этнических и молодежных субкультур;

- организация и проведение научно-практических конференций, посвященных, исследованию проблем этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательной среде;

- разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательной среде;

- создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с детьми, подростками и молодежью центров, экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма;

Среди основных групп методов диагностики можно назвать следующие:

• методы психолого-педагогической диагностики развития личности

(наблюдение в естественных условиях, специализированные опросники,

стандартизированные тесты, текстовые игровые задания и т.д.);

• методы изучения образовательной среды;

• методы обобщения материалов диагностики образовательного

процесса;

• методы изучения особенностей психолого-педагогической культуры

семьи, социума;

• методы психолого-педагогической самодиагностики педагогов и

специалистов, участвующих в процессе формирования толерантной личности (диагностики специалистами собственной профессиональной деятельности).

Таким образом, использование комплекса диагностических методов

позволит объективно оценить уровень индивидуального развития каждой личности, а также установить связи педагогических явлений.

Диагностический инструментарий должен учитывать взаимосвязанную

совокупность объектов и предметов исследования, определяющих в общем деятельность по формированию толерантной личности в поликультурной среде. При этом диагностическое сопровождение предпочтительно осуществлять на основе заранее разработанных программ.


Программа исследования:

1. Исследуемые показатели: социальная дистанция, этнические стереотипы (авто- и гетеростереотипы), участие в иноэтнических контактах, этническая идентичность, этнокультурная компетентность, этническая толерантность, уровень воспитанности, личностные качества (уровень эмпатии), общительность, уровень субъективного контроля, агрессивность, удовлетворенность профессиональной деятельностью, удовлетворенность работой образовательного учреждения.

2. Используемые методики:

• шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации О.Л.

Романовой (Белинская, Стефаненко, 2000);

• метод этнических стереотипов Д. Катца и К. Брейли;

• модифицированный тест Куна-Макпартленда «Кто Я?»;

• методика, изучающая участие в иноэтнических контактах;

• опросник по определению этнокультурной компетентности;

• методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым);

• оценка психологического климата в педагогическом коллективе (оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям);

• способность педагога к эмпатии;

• общий уровень общительности (тест разработан В.Ф. Ряховским);

• методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (для учащихся I-III ступеней) (разработана А.А. Андреевым);

• методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

(для учащихся I-III ступеней);

• методика диагностики состояния агрессии для учащихся II и III

ступеней (опросник «Басса-Дарки»);

• методика выявления коммуникативных склонностей учащихся I-III

ступеней (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой

«Справочная книга школьного психолога»);

• методика изучения уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.



3. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала детей и подростков и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

Направление ориентировано на создание площадок, где в их рамках подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях девиантной направленности.

Основные мероприятия данного направления:

- разработка и актуализация в общественном сознании детей и подростков новой ценностной модели личности молодого россиянина, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;

- создание механизмов для организованного включения детей и подростков в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;

- учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи;

- активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем (к примеру, институционализация движений футбольных фанатов через их привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности);

- формирование системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга;

- создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

- развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.;

4. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики этнических конфликтов.

Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в образовательной и молодежной среде. В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодежью.

Основные мероприятия данного направления:

- создание на базе ведущих региональных университетов сети образовательных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма;

- формирование команды тренеров, использующих в образовательной деятельности инновационные методики профилактики этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма;

- создание серии специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма;

- организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации школьных психологов, социальных работников, специалистов сферы работы с детьми и подростками;

- повышение квалификации работников детских домов, социальных приютов, колоний для несовершеннолетних и т.д.;

- внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников молодежного профиля с инновационными способами и технологиями профилактики этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма;

- организация системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных и местных отделений политических партий.



Ресурсы, необходимые для реализации проекта

  1. Человеческий (преподаватели образовательных учреждений, специалисты по конфликтологии и психологии);

  2. Информационный (литература по проблемам конфликтологии, кросс-культурного взаимодействия, диалога культур);

  3. Технический (средства и медиа оборудование для иллюстрации организации и управления процессом внедрения функционально-ролевого подхода, конструктивного взаимодействия в образовательной среде);

  4. Услуги рекламных предприятий и агентств по организации распространения пропаганды толерантности и диалога культур.

Источники ресурсов:

  • Ресурсы Московского государственного областного социально – гуманитарного института (специалисты по конфликтологии, социальной психологии и педагогики);

  • Ресурсы региональных и муниципальных образовательных и социальных учреждений;

  • Ресурсы благотворительных организаций, меценатов.


Результаты

Реализация социального проекта по профилактике этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

Данные методические рекомендации предназначены для организации работы всех органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработки региональных программ и реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде.
Приложения

Приложение 1

Календарный план по профилактике этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательных учреждениях для учащихся 1-4 классов (в рамках плана воспитательной работы)





Направления работы

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Трудовое воспитание

Семейное воспитание

Сроки проведения

Примерный перечень мероприятий

Сентябрь - ноябрь


Занятие «Наш класс – большая дружная семья»


Обзорная экскурсия по городу «Мой любимый город» (мой край)

Викторина «Мир профессий»


Занятие «Моя семья»

Декабрь - февраль

Конкурс рисунков на тему дружбы народов: «Все мы капли одного большого океана»


Деловая игра «Новогодние пожелания детям разных стран»;

Общешкольный классный час «Народы Росси – единая семья».



Субботник «Сделаем наш класс чище!»

Конкурс фоторабот «Как я помогаю маме»

Март - май

Конкурс чтецов «Россия – Родина моя!»

Спортивная эстафета «В единстве наша сила»


Трудовое воспитание в народном фольклоре и эпосе (просмотр мультфильмов)

«Мои обязанности в семье»

Примерный календарный план по профилактике этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательных учреждениях для учащихся 5-9 классов (в рамках плана воспитательной работы)





Направления работы

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Трудовое воспитание

Семейное воспитание

Сроки проведения

Примерный перечень мероприятий

Сентябрь - ноябрь


Классный час «Наш класс – большая дружная семья»

«Москва – столица нашей Родины» (экскурсия просмотр худ.фильмов, беседа)

Сочинение «Моя будущая профессия»

Классный час «История моей фамилии»

Декабрь - февраль

Занятие «Россия – наш общий дом»*

Общешкольный классный час «Народы Росси – единая семья»; Экскурсия в музей «Боевой славы».

Конкурс «Национальные костюмы народов России»

Занятие «Правила этикета общения с противоположным полом»

Март - май

Занятие «Что приятнее права или обязанности?»

Диспут «Патриотизм без экстремизма»

Экологическая акция «Озеленим наш город»

Конкурс совместно с родителями «Мама, папа, я – дружная семья!»

Примерный календарный план по профилактике этнических конфликтов, ксенофобии и экстремизма в образовательных учреждениях для учащихся 10-11 классов (в рамках плана воспитательной работы)




Сроки проведения

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Трудовое воспитание

Семейное воспитание

Направления работы

Примерный перечень мероприятий

Сентябрь - ноябрь


Классный час «Наш класс – большая дружная семья»

Олимпиада «Россия – наш общий дом»

Классный час «Куда пойти учиться?» (с приглашением представителей высших учебных заведений)

Проект – презентация «Наши семейные традиции»

Декабрь - февраль

Встреча с интересными людьми по теме: «Нет экстремизму и ксенофобии!»

Встреча с ветераном вооруженных сил и участником боевых действий «Урок мужества»;

Общешкольный конкурс «Народы Росси – единая семья».



Встреча с человеком, достигнувшим высоких результатов в профессиональной деятельности «Секреты профессионального мастерства и самореализации»

Лекция «Понятие семьи и брака в различных культурах»

Март - май

Деловая игра «Суд над экстремизмом» *

Просмотр фильма о Великой отечественной войне и его обсуждение

Экскурсия на производственные предприятия и организации города (района)

Диспут «Межнациональные браки»


Приложение 2

Блок-схемы содержания деятельности субъектов обучения и воспитания по формированию толерантности и профилактики этнических конфликтов в образовательной среде











ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74.

  2. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины / Ю.М. Антонян.- М:Логос , 2010. – 288с.- ISBN: 978-5-98704-502-2

  3. Ачасова Л.Ю. Аксеологический и системно-деятельностный подходы в аспекте воспитания толерантности у учащихся школы http://www.varkentin.info/index.

  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2002.

  5. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II (1894-1917 г.) в цифрах и фактах. Минск. 1991.

  6. Верховский А. Политический экстремизм в России / А.Верховский, А.Ланн, В.Прибыловский. - М.: Б. и., 1996.- 356с.

  7. Витюк В.В., Эфиров С. А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность / В.В.Витюк, С.А.Эфиров ; Отв. ред. Г.В.Осипов; АН СССР, Ин-т социол. исслед., М. Наука 1987 с .315

  8. Власов, В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И.Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 175с.

  9. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г.Волков; под общ. ред. доктора философских наук, проф. В.И.Добренькова. – Изд. 4-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  10. Верховский А. Радикализм. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать/ А.Верховский - М.: Центр "Панорама". 2002. -117с.

  11. Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений: автореф. дис…док. псх. наук., Спб. 2010.

  12. Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага. М., 1990. С. 7-28.

  13. Дядиченко Е.А./ Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. Доступ через http://scienceport.ru/content/profilaktika-ekstremizma-terrorizma-pedagogicheskom-protsesse

  14. История народов Северного Кавказа Конец XVIII в. – 1917 г. М., 1988.

  15. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1967.

  16. Кельберг А.А. Ксенофобия как социально-психологический феномен // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6. Вып. 2. № 13.

  17. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах-М.: Мысль,1995.

  18. Коганович С.Л. Пути формирования толерантного сознания в российской школе www.tolerance.ru

  19. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.

  20. Красинский В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" /В.В.Красинский // Закон и право. - 2003. - № 8. - С.22-31

  21. Кромин А. Российская молодежь: проблемы и решения / А.Кромин // ОБНС. -2007. - №6. - С. 25-31

  22. Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация: итоги 2006 года. - (http://antirasizm.ru/)

  23. Кутитьина А.А. Лукс Г.А. Матвеева А.А. "Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячилетия". Самара: СГУ, 2007

  24. Левада Ю.А. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения./ Ю.А.Левада.- М.: 1994. № 1.- 17с.

  25. Макаров Н.Е., Дондоков Ц.С. Понятие и идеология экстремизма в современных условиях // Закон и армия. 2005. № 11.

  26. Перепелкин Г.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правовая культура. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). - С. 147-155

  27. Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI начале XIX в.- М.:Наука, 1972.

  28. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: Методические рекомендации для работников правоохранительных органов. М., 2003.

  29. Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен // Экстремизм и другие криминальные явления. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. - С. 43-46

  30. Сапунов Б.В. О русском национальном самосознании.// Интернет-ресурс: sir 35.ru Sapunov.

  31. Саралиева З.Х. Социальная работа как профессия / Под ред. З.Х.Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ, 1996 . – 316 с.

  32. Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: автореф.дис…канд.юр.наук. Ростов-на-Дону, 2004.

  33. Солдатова Г.В. “В МИРЕ "ЧУЖИХ": ПСИХОЛОГИЯ КСЕНОФОБИИ” // Век толерантности, №8, 2008.

  34. Тишков В. Этнология и политика/ В. Тишков - М.: "Наука" 2001.- 240с.

  35. Третьякова Е.Н. Российская молодежь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта / Е.Н.Третьякова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С.Пушкина: Научный журнал. Сер. Философия. – СПб., 2008. – № 4(17). – С. 167 – 174 (0,5 п. л.).

  36. Третьякова Е.Н. Толерантность как источник мирного сосуществования религий / Е.Н.Третьякова //Актуальные вопросы культурологии, философии, социологии и политологии (социально-гуманитарные знания в Аграрном университете). К 15-летию кафедры педагогики и культуры: Сб. науч. ст. – СПб.: СПбГАУ, 2008. – С. 41 – 49 (0,6 п. л.)

  37. Третьякова Е.Н. Аксиологический аспект культурного развития молодежи России /Е.Г.Бессонов, Е.Н.Третьякова //Актуальные вопросы культурологии, философии, социологии и политологии (социально-гуманитарные знания в Аграрном университете). К 15-летию кафедры педагогики и культуры: Сб. науч. ст. – СПб.: СПбГАУ, 2008. – С. 16 – 27 (0,9 п. л.).

  38. Уткин В.Е. Северный Кавказ-Казань.2000.

  39. Фазылова Т.Ф.Философия образования. 2010. Т. 33. № 4. С. 309-313.

  40. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)

  41. Хлебушкин А.Г. Некоторые проблемные аспекты противодействия экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // http:/sartraccc.sgap.ru

  42. Dr. Peter T. Coleman and Dr. Andrea Bartoli/ Addressing Extremism.





Оказывайте влияние на тех, кто оказывает влияние на других. Джон Фэрчайлд
ещё >>