«Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Реформы Витте и Столыпина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Славяне в древности: происхождение, уклад и ранняя история. 1 41.75kb.
Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ... 1 111.52kb.
Лекция № Социально-экономическое развитие России в начале 20 в. 1 323.19kb.
Социально-экономическое развитие россии в XVIII в. Крестьянская война... 1 86.41kb.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой... 1 91.74kb.
Реферат Политическое и социально-экономическое развитие Германских... 1 214.68kb.
Социально-экономическое развитие россии на фоне циклов кондратьева 1 114.37kb.
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. 12 2311.56kb.
Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы... 1 107.86kb.
Социально-экономическое и политическое развитие после рестав­рации... 1 62.43kb.
Социально-экономическое и политическое развитие после рестав­рации... 1 63.09kb.
Перелік видань з фонду нтб нту «хпі» Наукові та навчально-методичні... 1 39.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Реформы Витте и Столыпина - страница №1/3


http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Московская экономическая школа

Экзаменационная работа

по истории

на аттестат об основном (общем) образовании


«Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Реформы Витте и Столыпина (сравнительный анализ)»
ученика 9 класса Московской экономической школы

Центрального учебного округа г. Москвы


Хмельницкого Михаила Михайловича

Учитель: Ротерштейн В.М.

2004 г.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I. Реформы С. Ю. Витте…………………………………………………………….4

Глава II Реформы П. А. Столыпина.................................................................................12

Глава III. Сравнительный анализ………………………………………………………...18

Заключение…….……………………………………………………………………….….21

Приложение………………………………………………………………………………..23

Библиография……………………………………………………………………………...24
Введение

История России – чрезвычайно насыщенный аспект истории как таковой. За время своего существования наша страна пережила множество бунтов, восстаний, прочих социальных потрясений; на престоле побывали две правящие династии, менялся политический строй, идеологические ценности. Однако в истории существует также понятие сильной личности, которая привлекает людей, заставляет их делать собственные выводы и умозаключение. На протяжении всей истории России эти «сильные личности» внезапно появлялись, как правило продвигали свою страну на много лет вперёд по уровню развития, ставя её вровень с ведущими мировыми державами, а затем, сверкнув яркой вспышкой, сходили с небосклона. За всю истории нашей страны подобных блистательных людей я могу назвать немного, однако период конца XIX начала XX века представляется поистине звёздным. Николай Христианович Бунге, Иван Алексеевич Вышнеградский, Пётр Столыпин, С.Ю. Витте – вот те, кому Россия многим обязана. Тем не менее каждая личность по-своему индивидуальна. Цель моего реферата – выявить черты сходства и различия между С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным – наиболее близкими мне реформаторами вышеупомянутого периода, а также между их реформаторскими деятельностями. Итак, проблемный вопрос моего исследования: «Каковы сходства и различия между П.А. Столыпиным и С.Ю. Витте, а также между их реформаторскими деятельностями?».

Глава I

Реформы С.Ю.Витте


Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.

Изначально Витте был приглашён в Петербург как специалист по железнодорожному делу. Но он пробыл на посту министра путей сообщения менее года. Вскоре Витте стал управляющим Министерства финансов, а с 1 января 1893 года официально возглавил это ведомство. Минфин считался ключевой структурой в тогдашнем правительстве, и это назначение дало Витте шанс реализовать свою бурлящую энергию и воплотить в жизнь новые для России идеи.



Внешняя торговля и таможенное ведомство

На тот момент экономическая ситуация в стране была весьма благоприятной. Российская промышленность находилась на подъёме, и Витте решил, что необходимо поддержать отечественные товары промышленного производства с помощью особой таможенной политики. Надо сказать, что подобная защита промышленности не была изобретением Витте. Ещё Н.Х. Бунге1 прославился как зачинатель нового «охранительного» направления таможенной политики, а при министре финансов И.А. Вышнеградском2 уже понемногу вводилась полномасштабная протекционистская политика. Витте ввёл принципиально новое во внешнеторговую политику. Дело в том, что таможенные тарифы образца 1891 года, как и более ранние, зачастую вводились едиными для всех торговых партнёров России. На Западе же получили распространение двоякие тарифные схемы. Подразумевается, что в зависимости от встречного благоприятствования своей таможенной политики то или иное государство вводило по отношению к своим партнёрам минимальные или максимальные тарифы на импорт. При этом торговые отношения двух государств должны были регулироваться особыми двусторонними договорами.

Приняв во внимание это обстоятельство, Витте в 1893 г. добился принятия закона, гласившего, что ввозные пошлины 1891 г. (их впору назвать запретительными) признаются нормой. Более того, министр финансов по согласованию с министром иностранных дел мог повышать эти ставки в случае отказа страны содействовать России в экспорте хлеба. Вскоре Германская империя ответила на введение тарифа 1891 г. установкой особых пошлин для российского экспорта, главным образом это был хлеб. Витте пугали неизбежным поражением в разразившейся таможенной войне, но Сергей Юльевич не уступил и довёл начатую реформу до конца. Германия, оказавшись без российского хлеба, была вынуждена заключить с Россией двусторонний договор на 10 лет, который впоследствии был перезаключен ещё на более длительный срок. Подобные соглашения были заключены также с Францией и Австро-Венгрией. Система двусторонних торговых договоров стала доминантой российской внешней торговли. Межгосударственные соглашения стали важной частью новой торгово-промышленной стратегии Российского государства.

Фискальные результаты новой тарифной политики Витте оказались весьма положительными. Если к кануну 1891 года таможенный доход составлял в среднем 140 млн. руб. в год, то в 1899 г. он составил 219 млн. руб., а в 1903 г. – 241 млн. руб., 14% доходной части бюджета.3



Денежно-финансовая система

Ахиллесовой пятой денежно-финансовой системы России долгое время являлось обилие кредитно бумажной массы (банкнот). Рубль постоянно находился в процессе девальвации и был крайне неустойчив. Кредитным рублём постоянно спекулировали. Все попытки предшественников Витте справиться с ситуацией вызывали бурю среди народа, в особенности во время реализации урожая. Другой вариант – попытки опять же предшественников Витте стабилизировать денежно-финансовую систему путём жесткой экономии расходов также не вызвали у министра одобрения, поскольку в этом случае финансовая система страны не используется в качестве мощного рычага для развития экономики.

Первой идеей Витте на посту министра финансов было преодоление разразившегося кризиса с денежной наличностью путём дополнительной эмиссии кредитных билетов(!). Хорошо знавший своего начальника А.Г. Рафалович, представитель Министерства финансов России во Франции, тогда крайне оптимистично заметил: «Витте человек такого большого ума, что через шесть месяцев он всё поймёт и сделается великолепным министром финансов.

Дальнейшие события развивались в соответствие с предреканиями Рафаловича. Сергей Юльевич осознал ошибочность своих расчётов и уделил большое внимание изучению опыта своих предшественников, пытавшихся заложить предпосылки для введения золотого обеспечения рубля и размена бумажных денег на металлические. Как Бунге, так и Вышнеградский добились определённых результатов в этом направлении. Эти люди пытались упрочнить курс рубля, накопить определённый запас золота в стране, а также провести реструктуризацию государственных займов, чтобы выплаты проводились на протяжении более долгого времени, и их ежегодный размер составлял относительно небольшие для государства деньги, соответственно с меньшими процентами. Некоторые действия были произведены Бунге и Вышнеградским в отношение увеличения доходов от экспорта и импорта. Также понижался процент доходов от облигаций и закладных листов земельных банков, что способствовало переливанию капиталов в торгово-промышленную среду. Этой линии стал придерживаться и Витте, заключивший на сравнительно выгодных для России условиях ряд серьёзных займов, наиболее крупные из которых – 1894 и 1896 годов. В результате к 1 января 1895г. Золотой запас страны составил 645,7 млн. руб – против 372 млн. руб. в 1890г. – и продолжал расти. По словам самого Витте, благодаря этим ресурсам: «Правительство смогло сохранить курс рубля от посягательств биржевой игры».4

Но все эти меры носили сами по себе паллиативный характер. Российской империи была необходима серьёзная реформа – полномасштабное преобразование всей денежно-финансовой системы. Витте, понимая суть вопроса, должен был доказать всей российской власти, прежде всего монарху, что преобразование неизбежно в свете возможности дальнейшего развития страны. На заседании Комитета финансов 15 марта 1895 г. С.Ю. Витте представил программу реформы и сформулировал её суть перед широкой общественностью. По словам С.Ю. Витте, главными изъянами действовавшей тогда российской денежной системы являлись: нестабильная динамика изменения курса рубля и как следствие – постоянные колебания цен, постоянная нехватка денежных знаков, негативный инвестиционный климат.5

Витте подчеркнул необходимость присутствия иностранных инвестиций в российскую экономику: «Между тем, без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей страны»6. В качестве базового обеспечения реформы Витте без всякого сомнения выбрал золото. На самом деле, большинство умов того времени было настроено в пользу двух металлов – золота и серебра. В конце концов, есть и традиции хождения денег в России, когда золото и серебро шли «рука об руку», да и запасы серебра в России были довольно значительны. Однако в случае высокой конъюнктуры снижение стоимости одного из элементов подобной «двухметальной» денежной системы могло негативно повлиять на курс рубля. Сам Витте, во-первых, был убеждён, что серебро вскоре упадёт в цене: «Я же был того убеждения…, что цена на серебро будет всё более и более падать, и что может наступить время, когда серебро совсем потеряет титул благородного металла»7. Во-вторых, все иностранные партнёры России уже давно перешли на золотое обращение.

Утечка информации о готовящейся реформе вызвала настоящий взрыв нападок на Витте. Реформа существенно затрагивала интересы тех, кто всегда в России был хозяином положения. Введение золотого паритета и повышения курсовой устойчивости рубля могло буквально подстегнуть развитие российской промышленности. Что же касается аграрного сектора, то повышение курсовой стоимости рубля неизбежно должно было привести к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. Вспыхнула буря негодования со стороны сельских хозяев и новоявленных фермеров. Началась серьёзная конфронтация Витте с Государственным советом, который пытался отозвать все принятые Министерством финансов нововведения. Здесь в полной мере сказались такие качества Витте, как интуиция, прагматичный расчёт и умение пользоваться механизмами власти.

Отныне вводился свободный размен кредитных билетов на золото. Как считал Витте: «Денежная реформа должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейших потрясений и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения»8. Это по его мнению могло быть достигнуто только введением золотого размена рубля по фиксированному курсу (1 кредитный рубль равен 66 2/3 коп. золотом).

Государственный банк стал единственным институтом в стране, имевшим право заниматься эмиссией. Он имел право выпускать необеспеченные золотом банкноты на сумму не более 300 млн. рублей. Все кредитные билеты сверх этой сумму должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. Было предусмотрено законодательно постоянное содержание в стране большого запаса золота. В 1888г. золотой запас составлял около 45,8% к номинальной сумме кредитных билетов, а к 1892г. он возрос до 81,2%. К 1896г. золотой запас в стране составлял 103,2 процента от общей суммы кредитных билетов. Были введены в обращение новые золотые монеты: империал (15 руб.) и полуимпериал (7,5 руб.). Высочайшим указом на банкнотах Государственного банка России делались следующие надписи: «Обеспечивается золотым достоянием российской империи» и «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения (1 рубль = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)».9

Говоря о денежной реформе, многие часто не могут понять, почему Витте проводил свою великую реформу, основываясь на девальвации (понижении фактической цены рубля относительно номинальной), и почему не была введена в России более мелкая единица, чем рубль. Ведь если бы это было сделано, стоимость жизни в России могла бы упасть, а соответственно уровень жизни населения вырос бы.

Сам Витте объяснял своё решение касательно девальвации тем, что в этом случае в России не произошло никаких социальных перемен и народных потрясений10. Население не заметило ровным счётом ничего. Когда 3 января 1897 г. вышел царский указ, дававший законодательную силу всем положением денежной системы, то никаких перемен в ценах на товары широкого потребления не произошло, а значит и народ перенёс реформу спокойно. Если бы реформа не пошла по пути девальвации рубля, то, согласно экономической науке, всё могло быть иначе.

Что касается введения более мелкой денежной единицы, то здесь у Витте был совершенно конкретный проект. Уже были заготовлены отчеканенные образцы новой монеты «Русь», которая, в соответствии с планами Витте, должна была заменить рубль. Сергей Юльевич соглашается, что, говоря о личном и семейном благосостоянии, мелкая денежная единица в стране действительно делает жизнь дешевле. Однако в свете начавшегося противостоянии Витте с Государственном советом, а также других аспектов разразившейся буря возражения министр финансов был вынужден отбросить мысль введения «Руси»11

Таким образом, солидный золотой запас, благоприятная экономическая ситуация и положительный внешнеторговый баланс позволили России благополучно прейти на новую денежную систему и ускорить индустриально капиталистическую модернизацию страны.

Налоговая система

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:


  • поземельный налог

  • налог с недвижимости

  • налог на денежные капиталы

  • квартирный налог

  • промысловый налог

Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов12.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета13, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей14. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»15

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%)16.

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов17.



следующая страница >>



Опиум народа — не религия, а революция. Симона Вейль
ещё >>