Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 148.74kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 53.37kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 21.1kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 58.73kb.
Сочинение- описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 46.58kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 48.38kb.
Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». 1 32.33kb.
«Третьяковскую галерею» 1 8.89kb.
Анализ сочинений по картине А. К саврасова Грачи прилетели 1 87.64kb.
В гостях у художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Виды детской... 1 23.64kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - страница №1/1

Сочинение

по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

«До Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое н романтическое на­правление... Саврасов выбирал для своих пейзажей не исключитель­но красивые места, а, на­оборот, старался отыскать и в самом простом и обык­новенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу...

 Цели и задачи урока:

—   познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;

—   формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;

—   формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами;

—   учить выражать в слове свои впечатления, представления;

—   умение воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

1этап.

А. К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1850 году он закон­чил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника. В 1854 году написал «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». Полотно было исполне­но с таким мастерством и искренним чувством, что им­ператорская Академия художеств присвоила Саврасову почетное звание академика живописи.

В 1871 году художник создает одну из лучших своих работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на кар­тину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой работы художника над эскизом.

В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В центре — высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под го­лову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяже­лую овчинную шубу и поехал в деревню — навстречу весне, природе.

Художник снял комнатку в мезонине большого дере­венского дома. Но первые дни, даже недели, работа ни­как не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо и узловатые голые березы с черными грачиными гнездами, и ничто не тро­гало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал са­поги, долго ходил по побуревшей от навоза дороге, при­сматривался, прислушивался, но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда,— неожи­данно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рас­смеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в ком­нату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Нача­лось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, ма­ленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным кри­ком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: во­круг них хлопотали прилетевшие из-за моря долго­жданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, худож­ник стал пристраиваться на подоконнике со своей рабо­той.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было пе­чальным и хмурым, а теперь... Пришла весна!

Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й пере­движной выставке, и она была встречена с восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплоще­но свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, де­ревянные дома, церковь и потемневшие весенние по­ля — все обжито, согрето сердечным теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к картине Саврасова. От нее словно веяло пробуждением природы. Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи, и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве.

Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»

2 этап. Рассматривание картины.

Рассмотрите картину проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

На окраине маленького селения возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому с высокими облака­ми небу тянутся еще голые, но уже встрепенувшиеся, забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял чистоту я пышность — в розовато-золотистом отсвете косых лучей солнца он кажется истончившимся, хрупким. На глазах у зрителя проис­ходит величайшее чудо — рождается весна.

3 этап. Беседа по содержанию картины.

-Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

(Учащиеся отмечают все оттенки и радостного, и грустного, слегка печального настроения.)

-   Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Это пейзаж.)

-   Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Давайте попробуем пояснить, что значит лирический пейзаж. Посмотрите на карточку 1 и выберите то значение слова, которое помогает определить, понять выражение «лирический пейзаж».

Карточка № 1

Лирический — род поэзии;

лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;

лирический — мягко-певучий, нежный тембр голоса.

- На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя. Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами; старая церквушка.)

Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.)

Какой образ главный на картине? (Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.)

Как художник показывает нам приближение весны? (В полях растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

 -Художник строит общий светлый колорит картины на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость.

Что сразу задерживает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

Саврасов стремился прежде всего показать то, что окружает человека в обыденной жизни и что заставляет поверить в реальность изображения.

Саврасов не ищет ни ро­мантических, ни выдающихся по красоте ландшаф­тов — и неприхотливый сельский пейзаж и убогая деревенская хижина видятся ему исполненными поэзии и прелести. И люди, стоя у его полотен, словно заново открывают красоту своей земли: величие замшелых валунов, громоздящихся на берегу зали­ва; изящество тонкой, склонившейся над оврагом осинки; нежность заревого  розового неба, отражаю­щегося в воде бесчисленными оттенками. (см. картины)

Он любил писать верхушки деревьев, как бы плы­вущие по небу вместе с облаками, тенистые купы у прозрачной воды, тихие реки, спокойные леса, ровный свет солнца. Внимательно всматривался в слож­ную окраску камней, наполовину покрытых барха­тистым мхом, в многообразие форм древесной лист­вы. Наблюдал, как бледнеет и глохнет зелень в тени, как сверкает и вспыхивает, освещенная прорвавши­мися сквозь облака лучами.

Учитель просит обратить внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не толь­ко на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

И деревню, и поля художник выписывает не очень подробно. Почему? (Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

Давайте попробуем определить особенности композиции картины. Действительно, главное в картине — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он
наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.)

Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали художника своим прилётом художник ощутил радость от прилёта птиц, вернувшихся ни  родину. Здесь изображен не очень броский уголок России, но
для грачей он самый дорогой. Здесь их родина, и выводить свое потомство они будут только здесь.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но и любовь и верность этих птиц своей родине. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику. Всё,  что писал Саврасов, всегда и непременно бы­ло связано с Россией: не просто жизнь природы — жизнь русской природы; не просто тихие реки — русские неторопливые реки. Огромной, неистреби­мой, до боли с сердце была его любовь к своей стране. К каждому полуразмытому водой оврагу, к каждому обрызганному дождем кусту. В русской природе для него не было и не могло быть ничего некрасивого, незначительного, недостойного худож­нического внимания. Все олицетворяло тишину, чи­стоту, ненавязчивую доброту и душевность. (см. картины)

—                Попробуйте описать грачей, какие они? Дети работают с карточками антонимов.

—                 Карточка № 2

Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.

Подбирая слова из карточки, учащиеся характеризуют грачей, записывают словосочетания.

А теперь найдите в карточке  № 3 слова, которые не подходят к содержа­нию картины, заменить эти слова антонимами.

Карточка № 3

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнезд. Небо по­крыто голубыми облаками. Чистая вода стекает в пруд.

4 этап. Составление плана сочинения.

Составляем несколько вариан­тов плана. Например,

1-й вариант:

а)            Художник и его картина.

б)            Пробуждение весны.

в)            Грачи— главные герои картины.

г)            Изобразительные средства картины.

д)            Отношение к картине.

2 вариант

а)            История создания картины.

б)            Настроение, которое вызывает картина.

в)            Что помогает создать это настроение?

г)            Мое восприятие картины.

5 этап: Написание сочинений






Миллионы наших сограждан не работают, но, слава богу, имеют работу.
ещё >>