Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 53.37kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 21.1kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 58.73kb.
Сочинение- описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 46.58kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 48.38kb.
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 79.76kb.
Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». 1 32.33kb.
«Третьяковскую галерею» 1 8.89kb.
Анализ сочинений по картине А. К саврасова Грачи прилетели 1 87.64kb.
В гостях у художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Виды детской... 1 23.64kb.
Саврасов Алексей Кондратьевич Зимний пейзаж, 1873 1 26.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» - страница №1/1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Конспект урока русского языка


Сочинение

по картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»

Разработала: Николаева Н.В.,

учитель начальных классов


Саранск 2012
Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Класс: 3 А
Цели урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с историей создания картины;

  • формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств: эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов;

  • формирование умения понимать авторский замысел картины.

Развивающие:

  • развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;

Воспитательные:

  • воспитание любви к родной природе, к родному языку.


Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, демонстрационная репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»;

у учащихся на партах – репродукции картины, листы-помощники, памятки «Как писать сочинение по картине».


Подготовительная работа перед проведением урока.

Подготовительная работа проводится на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка.


  • Окружающий мир. Проведение экскурсии «Весенние изменения в природе». Цель: наблюдение за изменениями в живой и неживой природе с приходом весны, повторение знаний о перелетных и оседлых птицах.

  • Изобразительное искусство. Урок на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!»

Цель: продолжение знакомства учащихся с творчеством русских художников-пейзажистов, повторение понятий «жанр», «пейзаж», «цвет», «цветовая палитра», «эскиз», «набросок» и т.д.; обучение учащихся умению использовать смешение цветов в пейзаже для передачи настроения (работа акварелью).

  • Литературное чтение. Урок внеклассного чтения на тему: «Весна в творчестве русских поэтов».

Цель: знакомство с произведениями А.Блока, А.Фета, Ф.Тютчева, А.С.Пушкина, посвященными красоте весенней природы; отработка умений находить в текстах эпитеты, метафоры, сравнения; обогащение словарного запаса учащихся.

  • Русский язык. Словарная работа. Подбор тематических групп слов. Выполнение заданий:

  1. Запишите подходящие сравнения:

Белый, как (что?)…

Красный, как (что?)…

Зеленая, как (что?)…


  1. Замените в предложениях одинаковые слова местоимениями:

Деревья растут у воды. Деревья покрыты мхом.

На полянке расцвели подснежники. Подснежники выглядывают из-под снега, словно боятся, что замерзнут.



По небу плывут облака. Облака похожи на белогривых лошадок.

  1. Сделайте предложения распространенными:

Тает снег. Выглянуло солнышко. Звенит капель.

  1. Замените группу предложений предложением с однородными членами:

Солнышко выглянуло из-за туч. Солнышко ласково улыбнулось. Солнышко уронило на землю свои теплые лучи.

  1. Подберите к существительным прилагательные и глаголы:

Дождь – сильный, проливной, небольшой, мелкий, моросящий, теплый, холодный, внезапный, грибной, долгожданный, начинается, льет, моросит, собирается, идет, льёт ...

Снег – белый, чистый, светлый, старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий, рыхлый, сверкающий, валит, сыплет, падает, идёт и т.д.

  • Тематический классный час « Жизнь и творчество А.К Саврасова»

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы, постановка целей урока. Слайд №1

- Ребята, сегодня мы будем составлять текст – описание по картине Саврасова «Грачи прилетели», и сейчас хотелось бы вспомнить строчки из стихотворения А.С.Пушкина, которые будут эпиграфом к нашему уроку:

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года». (А.С.Пушкин)

- Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

- Какие приметы весны видны в природе?
- Да, действительно, весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость чувствуем всюду, куда бы ни бросили взгляд – весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается.



  1. Речевая разминка: слайд№ 2

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

- Прочитайте. Что такое капель?

- Прочитайте медленно - в разговорном темпе – скороговоркой.

- Прочитайте, просчитывая ритм, уподобляя звону капели.

- Прочитайте, выделяя голосом на, дворе, звенит, капель.
-Прочитайте,- Апрель? Апрель!

На дворе звенит капель.

4.Поэтическая страничка. Слайд№ 3
- Весна – любимое время года многих художников, писателей, композиторов.
-Какие бы стихи хотелось бы вам прочитать? (дети читают любимые стихи.)

Слайд№ 4

- У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», и постараемся проникнуться настроением, с которым создано это произведение.. (слушание музыки)
-Какие картины вы бы нарисовали?( высказывания учащихся)

Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
5.Вступительная беседа.

Слайд№5
- С творчеством А.К. Саврасова мы с Вами знакомились на одном из классных часов. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом художнике.

Сообщение учащегося. Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”. Слайд№ 6

Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."

А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.
- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Почему картина называется «Грачи прилетели»?
История создания картины (Слайд №7)

- Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.

Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна! (слайд №8)

Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.
6.Физкультминутка. Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.
- Полотно, действительно, никого не оставляет равнодушным. Послушайте отрывок из рассказа Г.А. Скребицкого. Слайд №9
7. Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели».
Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:

- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
- Как Вы думаете, почему автор рассказа и его герой любят смотреть на картину? (Выслушиваются ответы учащихся) слайд№10
- А вот как описывает это же событие А.Жемчужников.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)
ГРАЧИ

Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил.

Но я пришел, и сонм грачей

Взлетел, крича, и весь он ожил.



Они, к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на верхах дерев

В расположении сонливом.
Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки.
Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слушать приохотив.
Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом - дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозема.
8. Чтение картины. (Слайд №11)

- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)
- У вас на партах есть листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении. (см. Приложение 1)
- Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)
- Какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина: грустное, печальное, радостное?
- Перечислите всё, что вы увидели на картине? (грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

- Закройте на глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).
- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету,новые надежды. Грачи вернулись на родину - к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
- Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).
- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)
- Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд. (Слайд №12)
- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд. Слайд№ 13
- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)
- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля)
- Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

Слайд № 14

- Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)
- Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?

Почему же, говоря о «Грачах», один из современником отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)
- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

- Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Выслушиваются ответы учащихся)


Слайд № 15


9. Словарно-орфографическая и стилистическая работа. (К этому моменту в листах –помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов, целесообразно попросить учащихся прочитать то, что они уже записали)
Далее учитель работает у доски, ребята – в листах-помощниках
1. - Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам:

художник картина изобразил известный

мастер кисти полотно нарисовал знаменитый

пейзажист репродукция показал прославленный

автор картины шедевр создал
2. Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Церквушка – старая, обветшалая.

Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

3. Объясните правописание слов: г...ризонт, (в)дали, (в)близи, пр…зрачный, (светло)голубые, сер..ватые, (желтовато)коричневые, (в)верху, (с)прав.., (с)лев…, н..бесные, свеж..сть, рад…с…ные.
Слайд№ 16

4. Найдите слова, которые не подходят к содержанию картины, замените их антонимами:

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжёлых грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками. Чистая вода стекает в пруд.

10. Составление плана сочинения.
- У вас на партах есть Памятки, которые помогают нам писать сочинения по картинам.

- Давайте вспомним, с чего мы начинаем сочинение?

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение? (Я думаю, что… или Я считаю, что… или Мне кажется, что…).

Примерный план сочинения (Слайд №17)
1. История создания картины.

2. Пробуждение природы.

3. Грачи – главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Мое отношение к картине.

( У ребят вполне могут появиться свои варианты плана)
Закончи предложения.( для слабых учащихся ) слайд №18

Ранняя весна. Ещё лежит ___________________ снег. А на высоких __________ берёзах суетятся _________________ грачи. Как они ________________ хороши! Мы так и слышим ______________ крики. Птицы торопятся. Они __________ строят гнёзда. Вот один _________________ грач с прутиком в клюве __________________ расхаживает под берёзой. Он _____________ высматривает ещё прутики для своего гнезда. Скоро у этих птиц _______________ появятся птенцы.

Грачи – это главное на ___________________ картине. Поэтому её художник А.К. Саврасов и назвал «Грачи прилетели».
11. Написание сочинений.

12. Редактирование текста.

13. Написание окончательного варианта.

14. Презентация сочинений.

15 . Рефлексия

- Кто уже написал сочинение и может прочитать его?

-Какое задание вам понравилось?

- Что было трудно выполнить?

- Что мешало?




Сила дьявола в его ангельском терпении. Станислав Ежи Лец
ещё >>