Собор во имя Казанской иконы Божьей матери. 1744 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Камско-устьинский район 1 35.52kb.
Иконы Божьей Матери Казанская 1 127.96kb.
Историческая справка в 1663 г по указу царя Алексея Михайловича на... 1 32.85kb.
«Две религии – одна судьба» 3 дня 01. 06. 2013 (суббота) 1 22.23kb.
Нижняя Синячиха Музей – заповедник деревянного зодчества Село Арамашево... 1 40.93kb.
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери около деревни Шабаши... 1 26.76kb.
Сценарий праздника, посвященного Дню народного Единства и Казанской... 1 129.4kb.
Классный час «Народное единство» 1 37.21kb.
Церковный календарь православных праздников на январь 2012 года 1 185.66kb.
Презентация, музыкальное сопровождение песня «Моя Россия» 1 92.42kb.
Основные мероприятия в 2013-2014 учебном году Сентябрь 1 84.57kb.
Различие между церковью «малых групп» иобычной моделью церкви 1 139.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Собор во имя Казанской иконы Божьей матери. 1744 г - страница №1/1

Собор во имя Казанской иконы Божьей матери.1744 г.
В 1744 г. на месте развалившегося деревянного храма Георгия Победоносца был выстроен на средства местного помещика, отставного бригадира Афанасия Радищева (деда знаменитого писателя) новый каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Дмитрия, написанная угличским мещанином И.И.Бурениным в 1685 г.
Здание храма приобрело законченный вид с возведением на средства Петербургского купца Гаврилы Целибеева новой 3-ярусной колокольни (1855) с часами английской работы. В 1883 г. была перестроена и значительно расширена трапезная. В 1930 г. собор был закрыт, и в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила строителя храма А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. Долгое время в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Уроженец Малоярославца московский купец Терентий Целибеев построил в 1772 г. в родном городе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом Иоанна Рыльского в родном приходе - издавна заселявшейся купцами Ивановской слободе. Вплоть до 1970-х годов здание приходской церкви украшало Ивановскую улицу.
Здание церкви выстояло в лихие годины Отечественной войны 1812 года, Гражданской и Великой Отечественной войны прошлого века. Пережила церковь и эпоху воинствующего атеизма, и даже получила статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Однако это не спасло церковь от разрушения. В последние годы храм восстанавливается, в 2004-м году на храме установили купола и кресты. Ведутся работы по восстановлению внутри храма.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Центральную площадь города украшает еще один памятник, сооруженный к 100-летию Отечественной войны 1812 г. - церковь Успения Божией Матери, с освящения которой 11 октября 1912 года начались торжества, посвященные 100-летию Малоярославецкого сражения. Храм был закрыт в 1920-е годы, возвращен прихожанам в середине 1950-х.
Стоявший ранее на этом месте каменный храм 1756 г. сильно пострадал во время сражения в 1812 г. В 1903 г. началось строительство нового храма по проекту арх. Скловского, но через 5 лет прекратилось из-за отсутствия средств. Тогда в 1909 г. открылась Всероссийская подписка на сооружение храма, приуроченное к 100-летнему юбилею Малоярославецкого сражения. В связи с тем, что строительство храма превратилось в с сооружение памятника Отечественной войны 1812 г., решено было сделать фасад более декоративным, а также пристроить колокольню и трапезную. К октябрю 1912 г строительство инженера Савицкого было закончено.



Памятники истории и архитектуры Малоярославца
      Малоярославец - один из крупнейших городов Калужской области, расположен на реке Луже в 124 км от Москвы и 60 км от Калуги. В большой семье старинных русских городов по своему историческому значению он занимает одно из видных мест.

Круто извиваясь, небольшая живописная река Лужа быстро несет свои прохладные воды сквозь густые леса, огибая крутые холмы и просторные луговины. Долгие века бежит она все по одному пути, вбирая в себя множество речек и родников. Многое видела и сохранит в тайне прозрачная глубина.

Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в начале нашей эры на берегу р. Лужи существовали поселения древних племен. В IХ-Х вв. их вытеснили славяне - вятичи и кривичи. На высоком правом берегу реки, на удобном для обороны крутом холме (Городище) в незапамятные времена появилась крепость с искусственно надсыпанным с напольной стороны валом и подрезанным вокруг него глубоким рвом. Предположительно, крепость могла быть возведена черниговскими, рязанскими или московскими князьями для укрепления своих границ еще в ХIII-ХI\/ вв. Сама крепость, не раз укрывавшая от вражеских нашествий мирных жителей окрестных сел за своими крепкими и высокими деревянными стенами, была сожжена, скорее всего, во время опустошительного набега на Московские земли крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Остатки ее (вал и ров) сохранились до наших дней. Расположенное на окраине Малоярославца Городище -уникальный памятник археологии, хранит сокровенные знания об истории зарождения города-крепости на берегу реки Лужи и его древней истории.

 


 

Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь
На соседних с древним Городищем холмах, на берегу небольшой речки Ярославки, среди зелени садов расположился Малоярославецкий Николаевский монастырь. Возникший, предположительно, в конце XVI в., монастырь занимал тогда только один из нескольких холмов, покрытых густым, "черным" лесом. От того и получил название - Черноостровский. Вместе с городом Ярославцем Малым обитель не раз подвергалась нашествиям и разорениям, но восстанавливалась вновь и отстраивалась краше прежнего.

В 1775 г. монастырь был упразднен по причине бедности и малочисленности братии. Но с 1800 г. началось его возрождение по инициативе и на средства московского купца 1 гильдии, уроженца Малого Ярославца -Терентия Елизаровича Целибеева. Отечественная война 1812 года разрушила плоды многолетних трудов по восстановлению монастыря.



Во время кровопролитного сражения за город 12 (24) октября 1812 года обитель, оказавшись в центре боевых действий, несколько раз переходила из рук в руки. В результате почти все монастырские постройки были разрушены. Каменные ворота, построенные в начале XIX в. в стиле русского классицизма, сохранились до наших дней. В память о сражении оставшиеся на них следы от пуль, ядер и картечи решено было при ремонтах оставлять неприкосновенными. В 30-е годы прошлого века на воротах была установлена памятная доска с надписью: "Язвы в память французской войны", -одна из первых памятных досок, посвященных Отечественной войне 1812 года. До наших дней она не сохранилась. Восстановление обители и строительство Николаевского собора - храма-памятника Отечественной войны 1812 года, началось стараниями настоятеля монастыря о. Макария сразу после возвращения в него братии. Строительство Николаевского собора продолжалось до 1839 г. на средства частных вкладчиков, среди которых одними из первых были император Александр I и члены царской фамилии, а также ветераны Отечественной войны 1812 года. После окончания внутренней отделки, храм был освящен 26 августа 1843 г. и стал замечательным памятником всем, кто погиб "у стен оного монастыря за веру, царя и Отечество".


Массивное здание собора и теперь царит над всем монастырским ансамблем, будучи великолепно «писано в рельеф местности. Ограниченная каменными стенами территория обители образует четыре площадки, уступами спускающиеся к реке. Кроме собора в монастыре находится еще одна каменная церковь - во имя Корсунской иконы Божией Матери, возведенная еще в 1814 г. и перестроенная в 1858 г. Над внутренними воротами монастыря была в 1821 г. построена каменная трехъярусная колокольня.

К началу 20-го столетия монастырь представлял собой настоящий город в городе, в нем были: 2-этажный братский корпус на 20 монашествующих, настоятельский корпус и трапезная, двухэтажная гостиница и больничный корпус, пекарня, странноприимный дом, конный двор, церковно-приходская школа и здание Духовного правления. Действовал водопровод, который снабжал все здания и конный двор ключевой водой. Имелась собственная оранжерея и пруд с рыбами, свой кирпичный завод, в монастыре была богатая библиотека, много икон древнего письма и драгоценная ризница.

В 1918 г. Николаевская обитель была упразднена. В настоящее время монастырь, переданный епархии в 1991 г. и ставший теперь женским, переживает новое рождение.

Восстановленный почти полностью ансамбль Николаевского Черноостровского монастыря, созданный за несколько десятилетий 19 в., ныне является архитектурной и исторической достопримечательностью Малоярославца.



 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
     Природа в окрестностях Малоярославца удивительно поэтична. Изобилующий оврагами ландшафт показывает человеку красоту окружающего мира во всем его многообразии. Одно из самых замечательных мест находится в предместье города - Кариже. Многочисленные художники, издавна облюбовавшие, ставший дачным поселок, прозвали его "тишайшей Карижей". Скромная, но очень гармонично вписанная в окружающий пейзаж, каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (нач. XVIII в.) с приделами Святого Пророка Ильи (нач. XVIII в.) и Спаса Нерукотворного образа (1798 г.), сохранилась до наших дней почти не изменив своего внешнего облика. Церковь пережила на своем веку множество событий, не раз ее закрывали, затем восстанавливали вновь. В настоящее время в храм привлекает множество богомольцев одна из величайших православных ценностей - чудотворная икона Божией Матери Боголюбской.

 

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери

  В 1744 г. на месте развалившегося деревянного храма Георгия Победоносца был выстроен на средства помещика Малоярославецкого уезда, отставного бригадира Афанасия Прокопиевича

Радищева (деда знаменитого писателя) новый каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери (с приделами Георгия Победоносца и Иоанна Воина).

Величественное здание храма приобрело законченный вид с возведением на средства С-Петербургского купца Гаврилы Петровича Целибеева новой трехъярусной колокольни (1855 г.) с часами английской работы. В 1883 г. была перестроена, значительно расширена трапезная (по проекту архитектора Скловского). Стены храма были расписаны московским живописцем Шваревым в 1900 г. копиями картин художников-академистов. Старые фотографии сохранили красоту и гармонию великолепного, ныне восстанавливаемого памятника. Возрождение Казанского собора - дело чести малоярославчан.









Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи

 

Уроженец Малого Ярославца московский 1-й гильдии купец Терентий Елизарович Целибеев построил в 1772 г. в родном городе, в родном приходе - издавна заселявшейся купцами Ивановской слободе, - церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (с приделом Иоанна Рыльского). В облике храма причудливо и гармонично сочетались древнерусские архитектурные традиции с веяниями эпохи классицизма. Вплоть до 1970-х годов здание приходской церкви украшало Ивановскую улицу -заросшую вишневыми садами, одну из самых живописных улиц города. Ныне, с передачей храма в ведение Калужской епархии, церковь получила второе рождение.



Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы

 

     Центральную (бывшую Торговую) площадь города украшает сооруженная к 100-летию Отечественной войны 1812 года церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.



Стоявший ранее на этом месте каменный храм (1756 г.) сильно пострадал во время сражения 12 (24) октября 1812 года. Вместе тем, приход его увеличился за счет прихожан сгоревшей тогда же церкви Спаса Преображения.

Строительство по проекту архитектора Скловского началось 14 сентября 1903 г. через пять лет работы прекратились из-за отсутствия средств. Тогда было решено приурочить окончание постройки к 100-летнему юбилею Малоярославецкого сражения. 18 марта 1909 г. открылась Всероссийская подписка на сооружение храма, "который станет новым городским памятником столетнего юбилея исторического события". В связи с тем, что строительство приходской церкви превратилось теперь в сооружение памятника Отечественно войны 1812 года, решено было фасад сделав более декоративным, а также пристроить колокольню и трапезную. К октябрю 1912 г. строительство под руководством инженера Савицкого было закончено. С освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы 11 октября начались торжества, посвященные 100-летию Малоярославецкого сражения. Церковь была закрыта в 1920-е годы, возвращена прихожанам в середине 1950-х годов и ныне является действующей. Архитектурный облик храма сочетает в себе “русско-византийский" стиль с элементами модерна и, несмотря на небольшие размеры производит внушительное впечатление.

 

Памятники "Героям 1812 г."

 

     Первый памятник расположен в центре Сквера 1812 года. На бетонном постаменте - три полевых орудия второй половины XIX в. и пирамида ядер. Фигура солдата в форме Полоцкого пехотного полка, возлагающего бронзовый венок с надписью "Героям 1812 г." к подножию бронзового креста - выполнена художником и скульптором Императорской Академии художеств В. Н. Руссо



     Второй памятник расположен в этом же сквере, в нескольких десятках метров дальше, на бывшей Нижне-Солдатской улице. По исполнению он более скромен, но вполне выразителен и закончен. На постаменте, куда ведут каменные ступени, установлены бетонные тумбы, соединенные чугунной цепью. В центре - скала с крестом на вершине, под ним надпись: "Героям 1812 года". У подножия скалы - полуразбитое орудие. На монументе памятная доска: "Доблестным прадедам 5-й армейский корпус".

     Третий памятник находится на окраине города, на старом Бессоновском кладбище. Он прост, лаконичен и прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. В основе своей - это такой же постамент, со скалой и бетонными тумбами, соединенными кованной цепью. В скалу вмонтирован железный крест. На скале - бронзовая золоченая надпись: "Героям 1812 г." и медная надпись: "Доблестным прадедам 5-й армейский корпус".




В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Джордж Галифакс
ещё >>