Смерть в восточно-христианской агиографии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзамены у Кудрявцевой Для экзамена по агиографии 1 10.51kb.
Проект о делении территории Восточно- казахстанской области на зоны 1 25.3kb.
Смерти в христианской патристике и культуре: что же такое смерть... 1 305.82kb.
Является ли смерть концом? 1 43.36kb.
Восточно-Сибирский район 1 вариант 1 82.9kb.
История Христианской Церкви 56 9343.57kb.
Xx смерть, желание и неспособность Глава XX смерть, желание и неспособность 1 140.73kb.
О христианской любви 3 542.96kb.
Книга Сказки летучего мыша : Лениздат; спб.; 2005 34 6085.92kb.
«лалитавистара» как образец буддийской агиографии 1 301.71kb.
На материале центральноевропейской агиографии конца 10 начала 11... 6 745.38kb.
Отчет о деятельности Учреждения Российской академии наук 1 382.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Смерть в восточно-христианской агиографии - страница №1/9



ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО­­-ТИХОНОВСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Доклад


на тему:
«Смерть

в восточно-христианской

агиографии»

студента II курса

Макарцева Юрия.
Руководитель семинара:

к.и.н. Мурзин Е. Б.



Москва, 2006

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Актуальность темы


Проблема смерти в исторической науке обратила на себя внимание сравнительно недавно – около нескольких десятилетий назад. До этого ею занимались этнологи, археологи и историки литературы. На вопрос – что же может дать для историка исследование представлений о смерти – дал исчерпывающий ответ А. Я. Гуревич: «Смерть – один из коренных параметров коллективного сознания, а поскольку последнее не остается в ходе истории неподвижным, то изменения эти не могут не выразиться также и в сдвигах в отношении человека к смерти. Смерть – компонент картины мира, существующий в сознании членов данного общества в данный период. Изучение установок отношений к смерти, которые заслуживают внимания и сами по себе, может пролить свет на установки людей в отношении к жизни и ее основным ценностям»1.

Даже учитывая то, что агиография – вид литературы склонный к типологизации, нельзя отрицать: авторы житий оставались сынами своей эпохи и привносили в строгий канон свое понимание мира. В свою очередь, агиографическая литература влияла на мировосприятие своих читателей (автор, перед тем, как таковым стать, естественно выступал в роли читателя).

Чего в данном случае больше: влияния канонов агиографии на авторов житий, или привнесенный элемент этим авторами, должно стать понятным из предстоящего исследования.

§ 2. Цель и задачи


Цель данной работы заключается в решении следующего вопроса: изменялись ли со временем представления о смерти в восточно-христианской агиографии, и если изменялись, то насколько?

Для успешного достижения поставленной цели целесообразно разделить комплекс представлений, связанных со смертью на три части:

Представления о жизненном пути и о его корреляции со смертью, о смерти, как таковой и о загробной участи человека.

В каждой части будет произведено сопоставление житийной литературы периода классического средневековья, взятой за основу, с агиографией первого тысячелетия христианства.


§ 3. Обзор источников


Данная работа ни в коем случае не претендует на исчерпывающее исследование существующего материала по данной теме, в силу ограниченности источниковой базы. Привлечение дополнительных источников и составление их сравнительной таблицы в дальнейшем сможет помочь ответить на многие вопросы.

Из всего многообразия средневековых источников, в ходе работы были привлечены три, относящиеся к одной эпохе, и представляющие собой разные жанры агиографии: житие мученика, житие преподобного и надгробное слово.

Выбор источников обусловлен тем, что все они, с одной стороны тесно связаны с одним этносом – болгарским, а с другой, причастны к русской и византийской традициям.

Житие св. мученика Георгия Софийского Нового, пострадавшего в 1515 году, имеет две редакции: пространную и краткую. Известно около пятнадцати списков пространной редакции XVI – начала XIX веков и два списка краткого проложного жития – Рыльский и Эленский. В работе рассмотрены Эленский и Хилендарский списки.

Эленский список так называется потому, что некогда он принадлежал священнику Стойко из города Елена. Рукопись находится в болгарской Академии Наук (№ 591), в сборнике, написанном тремя разными почерками. По палеографическим данным Эленский список датируется первой половиной 17 в. и относится к краткой редакции жития св. Георгия. От жития осталось шесть последних листов, рукопись находится в очень плохом состоянии, многие слова нельзя разобрать.

Б. Ангелов приходит к мысли, что этот список является переработкой пространной редакции2. Научное изучение данного памятника относится к началу ХХ века.

К пространной редакции относится список, находящийся в Хилендарской рукописи, датируемой второй половиной 16 века (рукопись хранится в Хилендарском монастыре под № 479).

В науке утвердилось мнение, что авторство этой редакции принадлежит священнику Пейо. Хилендарский список – самый старый из всех известных на сегодняшний день. Первое известие о житии св. Георгия и о рукописи находится у В. Григоровича3.

В Хилендарском сборнике содержится два сочинения о св. Георгии: Служба святому и его житие, которое носит название «Мн?ие ст7го мн?ика Гео>гiа новаго мн?ика въ Сар8дакiнстэм7 граd2222» (Л. 142-179)4.

«Житіе и3 жизнь препоdбнаго о4ц7а нашего феоdсия и4же въ тръновэ постничьствовавшаго, о3ученика соуща бл7женнаго грігоріа сінаита» находится в рукописи № 61 Рильского монастыря, написанной Владиславом Грамматиком в1479 году (л. 282-294). Наличие в сборнике удвоенных “а” в окончании прилагательных и отсутствие носовых гласных говорят в пользу того, что житие было написано св. Каллистом на среднеболгарском языке в бытность его сербским архиереем5. Первое научное изучение было предпринято в 1904 году В. Н. Златарским6. Житие богато этнографическими наблюдениями и передачей прямой речи.

Еще один источник, использованный в работе – «Григоріа м8ниха и прозвmтера, игумена обители Плинаирьскыа, наdгроб8ное иже во ст7ых по истин8нэ Кmпріану, архіепcкпу росіискому»7 - известен только в одном списке, который содержится в сборнике 16 в., хранится в Государственном историческом музее в Москве под № 235 (384) и называется Синодальным списком по месту своего прежнего хранения в синодальной библиотеке. Сборник содержит 21 произведение Григория Цамблака, надгробное слово заканчивает рукопись и занимает 236-245 листы. Впервые Синодальный список был издан архимандритом Леонидом в 1872 году.

Григорий Цамблак (Семивлах) родился в болгарском городе Тырново ок. 1364 г, учился в Константинополе, в 1414 году стал митрополитом Киевским и Литовским, вопреки отлучению, произнесенному патриархом Константинопольским. В 1420 году Цамблак оставил митрополию и удалился сначала в Сербию, а затем в Молдавию, после чего раздробленная Русская церковь опять объединилась под властью Московского митрополита.

Григорий Цамблак приходился племянником митрополиту Киприану. Слово было составлено ок. 1409 года, на что есть прямые указания в тексте памятника. Место написания точно не определено. Мнения ученых в этом пункте разделились. Это могли быть Москва, Киев или Вильно.

Начало научного изучения в России творчества Григория Цамблака, в общем, и надгробного Слова, в частности, восходит к 20-м г.г. XIX века. Первый, кто упомянул Слово в научной литературе, был митрополит Евгений Болохвитинов, в 1827 году. Затем этим памятником занимались П. М. Строев (1835), С. Шевырев (1858) и многие другие.

В качестве сравнительного материала были использованы следующие памятники раннехристианской агиографии.

Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского, которое начинается словами: «Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии, и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической Церкви…» (I;1)8. То есть это рассказ о мучении, оформленный в виде послания одной христианской общины другой.

Автор указан в самом послании: «Приветствуют вас [находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал [сие]» (XX;1).

Время страдания святителя Поликарпа определить достаточно трудно: «Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских  календ, в великую субботу, в осьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа» (XI;1). Прот. Георгий Флоровский приходит к выводу, что это 23 февраля 155 года9. Архимандрит Киприан Керн называет два варианта: либо 23 февраля 155 г., либо 22 февраля 156 г.

Текст «Мученичества» сохранился в 6 греческих рукописях. Следует оговориться, что повествование ограничивается лишь описанием мученической кончины Поликарпа, поэтому в работе это произведение называется житием условно.

Древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около 365 г. одним из видных греческих писателей IV века святителем Афанасием Александрийским, также использовано в данной работе.

Структура этого жития заслуживает внимания.


  • Предисловие автора,

  • 1– 3 гл. – жизнь Антония до иночества,

  • 3 – 4 гл. – начало подвига,

  • 5 – 13 гл. – описание борьбы с дьяволом,

  • 16 – 20 гл. – беседа о подвигах,

  • 21 – 43 гл. – беседа о бесах и искушениях,

  • 44 – 56 гл. – различные эпизоды из жизни Антония,

  • 67 – 71 гл. – против различных ересей,

  • 72 – 80 гл. – против язычников,

  • 81 – 88 гл. – преп. Антоний и народ,

  • 89 – 93 гл. – кончина преп. Антония,

  • 94 гл. – заключение автора.

Эта структура позволяет сказать, что житие составлялось святителем Афанасием не только ради описания жизни преп., но и для того, чтобы высказать в авторитетной форме православную позицию в отношении многих аспектов жизни новообращенной империи.


следующая страница >>



Легко быть терпимым к чужим убеждениям, если у тебя самого нет никаких. Герберт Луис Сэмюэл
ещё >>