«Система работы по духовно-нравственному воспитанию» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по духовно-нравственному воспитанию и просвещению населения... 3 281.92kb.
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию... 6 1171.28kb.
Заместитель директора по воспитательной работе гбоу сош №1307 Парфенова... 1 213.04kb.
Воспитатель Сафоненкова Раиса Александровна Проект по духовно-нравственному... 1 78.89kb.
Семинар по духовно-нравственному воспитанию ипк 1 50.53kb.
Работа детской библиотеки по духовно нравственному воспитанию подрастающего... 1 52.38kb.
Практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой... 1 171.18kb.
Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного... 1 304.2kb.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной... 1 134.47kb.
По духовно-нравственному воспитанию 2009-2010, 2010-2011 уч год 1 78.07kb.
Н. И. Михеева научно-исследовательское направление в системе работы... 1 60.42kb.
Атаман но го богданович ско станица Богдановичская 1 104.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию» - страница №1/1

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

центр развития ребёнка –

детский сад № 382 «Кораблик»

____________ Н.Б. Бодриевская

ОТЧЕТ
об инновационной деятельности

МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 382 «Кораблик»

за 2012-2013 учебный год.
Тема: «Система работы по духовно-нравственному воспитанию»
Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории

и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО

Попова В.Р.

На основании приказа Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода №19 23 от 02.10.2012 «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» на базе МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 382 «Кораблик» в 2012-2013 учебном году определена городская инновационная площадка по теме «Система работы по духовно-нравственному воспитанию» (научный руководитель: Попова В.Р., к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО).

В целях реализации одного из модулей просветительского проекта «Сормовская слобода» по теме «Отработка взаимодействия дошкольного учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, а также учреждений культуры (библиотеки, музеи, музыкальные школы, школы искусств и т.п.) с приходами благочиния для полноценного духовно-нравственного воспитания учащихся» 2010 (авторы проекта: Е.М. Поляшова, заслуженный учитель РФ, начальник управления образования Сормовского района г. Нижнего Новгорода и протоиерей Алексий Горин, кандидат философских наук, доцент кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, первый заместитель руководителя Отдела образования

Нижегородской Епархии).

Реализация данной инновационной деятельности осуществляется в ДОУ первый год и находится на 1 этапе – внедрение модуля просветительского проекта «Сормовская слобода».

Для этого в МБДОУ были созданы следующие организационно-педагогические условия:


  1. Изучены современные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы образования и духовно-нравственного воспитания (российские правовые акты, подзаконные акты Нижнего Новгорода, подзаконные акты Сормовского района Нижнего Новгорода).

  2. На основании внутреннего Приказа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 382 «Кораблик» № 71 от 03.10.2012 г «Об открытии группы общеразвивающей направленности с православным компонентом» была создана инновационная творческая группа педагогов в составе:

Н. Б. Бодриевская (заведующий),

И. А. Панькина (зам. зав. по ВМР),

Масанкина Г.С. (старший воспитатель),

Французова Т.А. (воспитатель),

определена группа для проведения инновационной деятельности -

группа № 12- младший дошкольный возраст (3-4 года);

разработан и заверен заведующим МБДОУ план инновационной деятельности МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 382 «Кораблик» по духовно-нравственному воспитанию на 2012-2013 учебный год.


  1. Заключены родительские договора с законными представителями о посещение детей общеразвивающей группы с православным компонентом.

  2. Изучена методическая литература по духовно-нравственному воспитанию.

  3. Воспитатель группы с православным компонентом Французова Т.А. прошла курсовую подготовку по программе «Социокультурные истоки» по теме «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» в ЧНОУ «Истоки»; зам. зав. по ВМР Панькина И.А. – «Проектирование деятельности ДОО по духовно-нравственному детей дошкольного возраста» в ГБОУ ДПО НИРО.

  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда для реализации образовательного процесса.

  5. Составлен и согласован план взаимодействия с иереем отцом Валерием Спасо-Преображенского собора (духовник).

Исходя из созданных в ДОУ условий, инновационной творческой группой определены и скорректированы цели и задачи инновационной деятельности на 2012-2013 учебный год.


Цель: Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию.

Объект исследования: полноценное духовно-нравственное воспитание детей 3 - 4 лет в условиях взаимодействия дошкольного учреждения с приходом благочиния.

Предмет исследования: апробация модуля просветительского проекта «Сормовская слобода» в образовательном пространстве ДОУ для детей 3 - 4 лет.

Гипотеза исследования: создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении будет успешной, если:

- будут внедрены соответствующие технологии и учебные пособия в разных видах детской деятельности, адекватные темпу психического развития детей и обеспечивающие развитие всех интегративных качеств личности, нацеленные на создание системы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;

- будет создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ;

- будет обеспечиваться взаимодействие педагогов, участвующих в инновационном проекте с родителями и духовником группы.

Цель, объект, предмет и гипотеза определяют следующие

Задачи инновационной деятельности


  1. Дать детям первичные представления о Боге, Иисусе Христе и Богородице.

  2. Дать детям первичные представления о православном храме как доме Божием, его отличие от других зданий.

  3. Воспитывать уважение, доброжелательность и внимательное отношение к ближним, воспитывать чувства любви к родителям, послушания и благодарности к педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Формировать духовно-нравственные качества (добродетели).

  4. Воспитывать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций и бережное отношение к родной природе.

  5. Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств.

  6. Развивать у детей способности различать «хорошее и плохое» в сказках, рассказах о житие святых и в жизни путём приобщения к традициям православной духовной культуры.

  7. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

  8. Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.

С учетом поставленной цели и задач был разработан план инновационной деятельности, работа по которому осуществлялась в нескольких направлениях: с детьми, их родителями, педагогами дошкольного учреждения и социумом.

На одном из педагогических советов был поднят вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Педагогический коллектив пришел к выводу, что нужно искать новые пути воспитания у детей нравственности.

В 2010 году заведующий МБДОУ приняла участие в научно-практической конференции в городе Белгороде по теме «Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования». Участникам конференции был представлен опыт работы православных детских садов Белгорода, которые используют в своей работе научно-методическое пособие для педагогов детских садов «Основы православной культуры» Л.П. Гладких, имеющее гриф Министерства образования и науки РФ.

Наш педагогический коллектив изучил данное методическое пособие и стал использовать его в своей работе по вопросу духовно-нравственного воспитания с православным компонентом, наряду с программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой.

На подготовительном этапе работы было проведено анкетирование родителей с целью выявления отношения к данной проблеме. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и историей культуры нашей страны, выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником.

Также проведен анализ предметно-развивающей среды в группе (все центры соответствуют возрасту детей и содержанию Программы) и разработан план взаимодействия с духовником группы.

Задачи по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе с православным компонентом на 2012-2013 учебный год взяты из «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и методического пособия «Основы православной культуры» Л.П. Гладких.

В начале учебного года творческой группой был составлен перспективно-тематический план для детей 3-4 лет общеразвивающей группы с православным компонентом на основании тематического плана, предложенного в методическом пособии «Основы православной культуры» Л.П. Гладких и перспективно-тематического плана Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.

Для родителей была представлена наглядная информация по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. В группе проведено родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. На нем присутствовали заведующий МБДОУ, педагог группы и был приглашен для знакомства с родителями иерей отец Валерий. На этом собрании отец Валерий рассказал о важности основ православной культуры в воспитании малышей.

В течение года в группе был создан центр православной культуры с иконостасом и детской православной литературой, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом. А также детская художественная литература по духовно-нравственному воспитанию с красочными русскими народными сказками, потешками и другими произведениями. Есть центр театральной деятельности с шапочками для инсценировок сказок, кукольные театры и уголок ряженья с элементами народных костюмов.
Работа по духовно – нравственному воспитанию ведется в ходе всего образовательного процесса.

Основой содержания является русская народная культура, выстроенная на основе календаря: природного, гражданского и православно-церковного календаря, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся образовательная деятельность с детьми 4-го года жизни в процессе осуществления разных видов деятельности (чтение художественной литературы, наблюдение, музыкально-театрализованная деятельность, художественное творчество, игры, труд, развлечения и др.).

Занятия по духовно-нравственному воспитанию строятся на основе деятельностного и интегративного принципов. Например, непосредственно образовательная деятельность «Радость моя» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»).

С детьми были проведены беседы на следующие темы:

«Бог – Творец мира, в котором мы живем»,

«Там где дружат – живут, не тужат» (по сказке «Репка»),

«Храм Божий», «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»),

«Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы»

О послушании: «Живи смирнее, будешь всем милее» (по сказке «Волк и семеро козлят»)

«Скоро праздник Рождества Христова»

Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды»

Рассказ о батюшке Серафиме Саровском и другие.

В ходе образовательного процесса дети первично усвоили совокупность духовно-нравственных ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков.

Наряду со светскими праздниками были проведены праздники с православным содержанием «Рождественская ёлка» и «Пасха». Данные мероприятия показали, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей и родителей. Ребята еще долго сохраняли в душе радость от праздничных событий и общения с отцом Валерием, рассказывали знакомым о своих впечатлениях и о тех подарках, которые они сделали гостям.


На коррекционно – оценочном и регулятивно-оценочном этапах был проведен анализ, контроль и систематизация результатов мониторинга. Контроль состоял из фронтальной проверки (на основании приказа заведующего МБДОУ и в соответствии с Положением об инспекционно-контрольной деятельности учреждения) в экспериментальной группе по теме: «Реализация системы работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ при взаимодействии с приходом благочиния», результаты контроля были представлены на итоговом педагогическом совете.

Мониторинг «Целостное развитие личности детей 4-го года жизни в условиях реализации системы работы по духовно-нравственному воспитанию» показал

Т. о., система работы по духовно-нравственному воспитанию детей в образовательном процессе, которая строится на ценностях традиционной духовной культуры, отвечает потребностям развития личности ребенка – дошкольника и направлена на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Дети имеют представление о православном храме как доме Божием, его внешнем виде, о колокольне, о том, что отличает храм от других зданий. Имеют первые представления о книгах Нового Завета и первичные представления о Божией Матери. Дети воспринимают радостную атмосферу церковных праздников, особенно таких, как Рождество и Пасха. Детям знакомо чувство стыда, они воспринимает людей через призму «добрый-злой», ощущают некрасивость собственных капризов и раздражённость в интонации речи других людей. Малыши открыты сочувствию и действенному состраданию. Дети любуются красотой всей природы, радуются явлениям и объектам природы.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов были организованы поездки на Рождественские чтения в Москву (участники: Бодриевская Н.Б.- заведующий ДОУ, Французова Т.А.- воспитатель группы),

посещение старшим воспитателем Масанкиной Г.С. и воспитателем Французовой Т.А. православного детского сада в г. Выкса Нижегородской области.

Методическое и дидактическое обеспечение осуществляется за счет


    • оснащения методического кабинета:

- создана библиотека специализированной литературы по духовно-нравственному воспитанию для педагогов и родителей, которая продолжает регулярно пополняться,

- пополнена копилка НОД с православным компонентом и православными праздниками «Рождественская ёлка» и «Пасха» для детей 3-4 лет,

- составлены рекомендации для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей в семье;


    • работе творческой группы:

- разработан перспективно-тематический план для детей 3-4 лет с православным содержанием,

- разработан план взаимодействия с духовником отцом Валерием,

- проведены консультации для родителей.

В течение года развивающая предметно-пространственная среда группы обогащалась и пополнялась игровым и дидактическим материалом. Была приобретена новая мебель.


Практика работы показывает, что работе с семьей необходимо уделять особое внимание. Проведенное ранее анкетирование и беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. Поэтому цель работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Данная работа осуществлялась средствами наглядной информации: стенды, папки-передвижки, чтение православной стенгазеты «Православный мир».

Отцом Валерием был проведен молебен по открытию группы с православным компонентом, где присутствовали дети с родителями и педагоги ДОУ. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они инсценировали для детей сказку «Колосок», куда был приглашен иерей отец Валерий. Это стало настоящим праздником для детей, продолжением которого стало чаепитие с пирожками, испеченными родителями. Также стали непосредственными участниками православных праздников «Рождественская ёлка» и «Пасха».

Также взрослые приняли активное участие в создании предметно-развивающей среды в группе и на прогулочном участке, зимой снежных построек, весной в разбивке цветника.
Результатом работы по созданию системы работы по духовно-нравственному воспитанию в МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 382 «Кораблик» является:


  • положительная динамика развития детей по результатам мониторинга освоения программы;

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в инновационном режиме,

  • достаточно высокий уровень образовательной работы в ДОУ, что вызывает интерес родителей и желание воспитывать своих детей в нашем учреждении.


Результаты работы: В мае 2013 года воспитатель группы Французова Т.А. подала заявку на участие в конкурсе методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования «Лествица: ступеньки к красоте души», который проводится Отделом образования и катехизации Нижегородской епархии по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и при поддержке Министерства образования Нижегородской области, в номинации «Лучшая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию», название работы «Интегрированное занятие по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» тема «Радость моя».

В ходе реализации инновационной работы педагоги столкнулись со следующими проблемами:



  1. В ДОУ нет методических пособий для детей 4-5 лет по духовно-нравственному воспитанию.

  2. Кадровый вопрос – нет второго педагога с специальным образованием по духовно-нравственному воспитанию.


Перспективы:

  • Реализовывать задачи Основной образовательной программы во взаимодействии с Благочинием и семьей.

  • Создание методического обеспечения образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию.

  • Продолжать просветительскую работу по духовно – нравственному воспитанию педагогов ДОУ и родителей на территории дошкольного учреждения.

  • Изучение, обобщение и распространение семейного опыта работы по данному направлению.





В книге Бытия немало примеров наказания тех, кто ослушался воли Господа. В то же время нельзя сказать, чтобы этим путем был достигнут серьезный воспитательный эффект. Сирил Норткот Паркинсон
ещё >>