«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по организации итогового повторения по... 1 71.28kb.
Методические рекомендации по организации итогового повторения по... 1 78.29kb.
Практикум по русскому языку: подготовка к сжатому изложению. 1 242.42kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная (письменная) 1 87.17kb.
Результаты государственной итоговой аттестации в 2012 году 1 251.1kb.
Положение о государственной (итоговой) аттестации за курс основного... 1 152.08kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная работа... 1 149.33kb.
Результаты государственной аттестации в 11-х классах 2011-2012 учебный год 1 120.52kb.
Анализ результатов итоговой аттестации за курс основной школы На... 1 101.75kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная работа... 1 113.31kb.
Анализ государственной итоговой аттестации в 2009/2010 учебном год 1 198.36kb.
Основные группы комнатных растений и способы их размножения 1 93.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки - страница №1/3


Кабышева Оренканым Сатуевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска


Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8)

Раздел 1


Автор: Кабышева Оренканым Сатуевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место функционирования опыта: МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска, 404033, Волгоградская область, город Николаевск, улица Республиканская, дом 36.

Тел./факс: 8(84494)6-19-06 / 8(84494)6-19-06

e-mail: sosh3nikolaevsk@rambler.ru




Раздел 2.

Актуальность опыта:

Сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно- ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета.

Исходя из Концепции профильного обучения, обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса необходимо.

Педагогические задачи, решаемые в опыте:

- расширение представлений учащихся о выразительных средствах языка;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений связной речи (устной и письменной).

-подготовка учащихся 9-11 классов к успешной сдаче государственных экзаменов.

Цель: обогащение традиционного курса русского языка за счёт языкового материала из разных информационных источников; подготовка учащихся 9-11 классов к успешной сдаче государственных экзаменов.

Педагогические средства, найденные и проверенные в опыте:

• дидактическая техника;

• учебно-наглядные пособия;

• технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

• компьютерные классы;

• организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Полученный в опыте педагогический результат:

В результате исследования были достигнуты поставленные задачи. Положительные опыт требует дальнейшего развития.



Раздел 3

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Эстетической функции языка, как правило, в 5-9 классах отводится второстепенная роль. Отсюда задание, связанное с анализом языковых средств выразительности, вызывает у учащихся затруднение. Трудность выполнения задания В8 объясняется незнанием терминов, непониманием особенностей языка, незнанием перечня средств, не опознают отличия между этими средствами. Для формирования умения не только находить выразительные средства в тексте, но и объяснять, зачем, с какой целью они использованы, чтобы затем использовать его в собственной речи, нужно соблюдать этапы работы над средством:

1)введение понятия (в ряде случаев без термина, а лишь на практическом уровне);

2)формирование умения опознавать (находить) данное средство выразительности и определять его роль, значение;

3)обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее это средство речевой выразительности;

4)умение уместно использовать данное средство в собственном высказывании. + таблица стр23



Троп- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, близких в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов:

Аллегория –иносказание, изображение отвлеченной идеи или понятия через отвлеченный образ: весы –правосудие, крест – вера, сердце – любовь. В баснях человеческие свойства предстают в образах животных: лиса – хитрость, волк – жестокость и жадность, овца – беззащитность, ворона – глупость. А в известной басне «волк на псарне» аллегорически изображаются события Отечественной войны 1812года. В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина аллегория служит раскрытию мысли автора о пороках человека и общества. Например, Премудрый пескарь – аллегорический образ обывателя, который отгородился от всего, что происходит в мире, чтобы только сохранить свою жизнь. В античной мифологии Арион – поэт и музыкант, спасенный от гибели в море дельфином. Миф об Арионе Пушкин использует для изображения своих связей с движением декабристов. В литературе используются аллегорические фамилии персонажей: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин у Фонвизина; Молчалин, Скалозуб у Грибоедова; Ляпкин- Тяпкин, Коробочка у Гоголя и т.д.

Гипербола(греч. Излишек, преувеличение) – один из тропов, художественное преувеличение. Она обозначает необыкновенную величину предметов, их большое количество. Нередко гипербола становится фантастикой, изображением невероятных героев и событий. С помощью гиперболы и фантастики писатель рисует конкретное явление, выражает свое отношение к изображаемому и открывает закономерности реального мира. Гипербола часто используется в народной словесности. Например, в былине о Вольге и Микуле:

Ехали-то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Они ехали да ведь и другой день,

Другой день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

А омешики по камешкам почиркивают.

Тут ехали они третий день,

А третий день ещё до пабедья,

А наехали в чистом поле оратая.

А вот гипербола в озорной частушке:

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает все крыльцо.

Большим мастером гиперболы был Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», казацкие шаровары «шириною с Черное море». Гипербола – один из характерных приемов в творчестве Маяковского:

Пусть заполнится годами

Жизни квота,

Стоит только

Вспомнить

Это диво,

Раздирает

Рот

Зевота


Шире

Мексиканского залива.

(«6 монахинь»)

Особенно велика роль гиперболы в сатирических произведениях. Вспомним сцену вранья Хлестакова: 25 тысяч курьеров, арбуз в 700 рублей, - все преувеличено до неправдоподобия.



Ирония(греч. Притворство) – употребление слова(словосочетания, предложения) в противоположном смысле с целью насмешки; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Так иронию встречаем в баснях И.А.Крылова. Например, «Лисица и Осел»: Отколе, умная, бредешь ты ,голова?

И.Северянин обращался к политикам от имени людей искусства:

Нам пакостны ваши враждебные будни,-

Мы вечным искусством горим.

Вы заняты «делом», а мы – только «трутни»,

Но званьем гордимся своим!

Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению. Примером может служить известное стихотворение Лермонтова.

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

В этом стихотворении можно увидеть высшую степень проявления иронии – сарказм .

Литота (греч. Простота, малость, умеренность) – это образное выражение, оборот, а котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», девочка Дюймовочка. Литота использована и в описании героя известного стихотворения Некрасова:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок.

Литотой называется также прием определения какого-либо явления или понятия через отрицание противоположного, что также ведет к преуменьшению объективных качеств определяемого. Например, если мы скажем: Это небезынтересно, - то такое выражение не будет содержать столь же определенной оценки, как Это интересно. Два примера из поэзии Твардовского:

Тот час уже в окно стучался

Не без торжественных затей. («За далью – даль»)

Нет, не бесследны в мире наши дни. («Березка»)

К литоте часто обращался Н.Гоголь:

«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»(Н.Гоголь)

Литота вносит экспрессию в описание: «Сам он съежился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…» (А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»).

В комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

Я гладил все его; как шелковая шерстка.

К общеязыковым относятся литоты: осиная талия, от горшка два вершка, капля в море и др. Они включаются в эмоционально – экспрессивные средства фразеологии.



Эпитет как разновидность тропа.

Эпитет-(гр.приложение)-слово, определяющее, поясняющее , характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета; это художественное определение.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное, прилагательное, наречие или причастие …Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Такие эпитеты называют метафорическими, поскольку они представляют собой метафору в сокращенном виде (золотой луч, жемчужный свет). В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (зелёный шум, интеллигентный дом). Эпитеты исследуют с разных сторон, классифицируют их. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на:

-общеязыковые: железное терпение, белая берёза, лазурное море.

-индивидуально-авторские: колючие звезды, сорочье сочувствие.

-народно-поэтические: красна девица, гусли звончатые, солнце красное, звери лютые.

Стилистический подход дает возможность выделить в их составе три группы:

-усилительные : холодное равнодушие, зеркальная гладь, тавтологические - горе горькое.

-уточнительные, нанизывающие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.): золотистые ароматные звезды. Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую черту.

-контрастные эпитеты-оксюмороны: сладко-мучительная любовь, тихая паника.

В рамках структурной классификации принято выделять эпитеты простые (дремучий лес) и сложные (черногривый конь, белоснежный, грустно-сырая погода).

По степени устойчивости связи с определяемым словом эпитеты можно разделить на свободные (синие глаза, белоснежная скатерть) и постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише» : туманный Альбион, светлое будущее, святое Евангелие.

Эпитеты в узком понимании этого термина- красочные прилагательные, «оттенивающие» (П.А.Вяземский) существительные. При широком понимании в разряд эпитетов попадают наречия(непостижимо тайное провидение) ,имена существительные( волшебница-зима), деепричастия (Волны несутся, гремя и сверкая).

Эпитеты могут быть обязательными и факультативными. Первые выражают существенные признаки определяемого и без них невозможно понять содержание фразы. Вторые обозначают привходящие свойства и потому используются как дополнительные характеристики.



Сравнение и способы его выражения.

Сравнение-средство художественной изобразительности, в котором существенные свойства явления (предмета сравнения) раскрываются благодаря сопоставлению его с другим явлением (образом сравнения).Сравнение служит наглядному изображению картины, окрашенной эмоцией, открытию взаимосвязи явлений.

Сравнение выражается:

1)сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, что, точно: Труслив как заяц. Дурака учить- что воду решетом носить.

2)придаточным сравнительным в сложноподчиненном предложении: Мечется, словно горячих углей в сапоги насыпали.

3)существительным в творительном падеже: Нос крючком, борода клочком.

4)существительным в роли именного сказуемого: Слово – серебро, молчание – золото.

5)сравнительной степенью прилагательного или наречия: Совет дороже денег.

6)наречием с приставкой по- и суффиксами –ому-, -ему-, -и-: Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому.

7)оборотом со словами: подобно, похож, кажется, напоминает и др.: Без работы день годом кажется. Веселая песня подобна крылатой птице.

8)фразеологизмом: Похожи, как две капли воды.

9)параллелизмом: Много звездочек на небе, Только месяц не взошел; Много парней на беседе, Только милый не пришел.

10)отрицательным сравнением: Не былинушка в чистом поле зашаталася, зашаталася бесприютная моя головушка.



Параллелизм (один из видов сравнения)-образ, возникающий от сопоставления рядом стоящих предложений, в построении которых есть сходство:

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. Я.Полонский

Параллелизм может быть как отрицательным, так и положительным. Отрицательное сравнение обычно употребляется там, где автор воспроизводит стиль народной поэзии. Параллелизм характерен для стиля Библии: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.(Мф.,6.19-21.)

Сравнение может строиться на сопоставлении явлений по целому ряду признаков. Это развернутое сравнение.

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты. Е.Баратынский

Задания для тренинга по определению сравнения.

1)Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котенок,

Все скребется по ночам. Н.Рубцов

2)Определите способы, посредством которых в приведенных ниже примерах выражено сравнение.

*Молодая трава блестит веселым блеском изумруда (И.Тургенев).

*Все лишь на миг, что людьми создается, Блекнет восторг новизны, Но неизменной, как грусть, остается Связь через сны (М.Цветаева). *Наверху за потолком какой-то энергический мужчина разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд (А.Чехов) *Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, - Снова горе подымается, Словно злая туча Черная (Русская народная песня). * «Сергей Платонович…сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями…»(М.Шолохов) *Как узник, Байроном воспетый, Вздохнул, оставя мрак тюрьмы… (А.Пушкин) *Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (А.Чехов) *Лежал закат костром багровым… (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). *Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

*О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам..

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть! (И.Северянин)

*Так, поздней осенью, в морозный день, когда все безжизненно и немо в поседелой траве, на окраине обнаженного леса, стоит солнцу выйти на миг из тумана, пристально взглянуть на застывшую землю – тотчас отовсюду поднимутся мошки: они играют в теплом его луче, хлопочут, толкутся вверх, вниз, вьются друг около друга…Солнце скроется – мошки валятся слабым дождем – и конец их мгновенной жизни.(И.Тургенев).

*Полететь бы пташечке

К синю морю;

Убежать бы молодцу

В лес дремучий! (А.Дельвиг)

Олицетворение – один из распространенных художественных тропов.

Олицетворение(греч. -лицо, делаю) – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и животных – помогает читателю наглядно представить явление, говорит о сущности жизни, проявляющейся в различных обликах, служит выражению авторской позиции.

В выдающемся памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» олицетворения несут на себе следы мифологического мышления. Природа участвует в делах людей, сочувствует им или враждебна: (перевод Д.С.Лихачева: Встала обида в войсках Даждь – Божьего внука, вступила девой на землю Троянову, воплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона, плеская, растревожила времена обилия.)

Олицетворение обычно в народной поэзии. Сказки, басни, народные заговоры полны многоразличными видами олицетворения.

Не шуми, мати зеленая дубравушка,

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати!

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью – самого царя…

Метафора (греч. Перенос) – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т.д. В роли метафоры могут выступать различные части речи6 глагол, существительное, прилагательное.

Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,

Распевая, вползает пчела…

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков… (А.Фет)

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором , однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда…

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег… (С.Есенин)

Помимо словесной метафоры , большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм. (С.Есенин)

Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают к себе внимания, утратили в нашем восприятии образность: выходить за рамки, горячая пора, горячее сердце, кружится голова, любовь угасла, он потерял голову, сверлить взглядом, струны души, температура у больного прыгает, тонкий голос, тяжелый характер….

Метафора тем более достигает своей изобразительной цели, чем более оригинальна и в то же самое время точна.

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари. (М.Волошин)

И оборвали в ночь свистевшие буруны

Меж небом и землей протянутые струны… (И.Анненский)

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)

Метафора может быть развернутой от начала до конца :

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами. (М.Лермонтов)

Метафора имеет свойство быстро «стираться» от частого употребления и превращается в стандарт: зеленая улица, высокие рубежи, голубой экран, черное золото…

Метонимия (от греч. metonoma'dzo – переименовывать) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности.

Метонимия – весьма часто встречающийся приём художественной речи. Суть его заключается в том, что называется не всё явление или предмет в целом, а какой-либо признак (важный, разумеется).

Так иногда мы говорим: "очаг", "кров", подразумевая под этим "дом". "Я не пущу его на порог" (подразумевается – в дом). "Отряд в триста сабель" – подразумевается – триста кавалеристов с саблями; "деревня в десять дворов" – имеется в виду всё жильё, а не одни дворы, конечно.

Перо его местию дышит.

А.К.Толстой

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

А.С.Пушкин

Владимир Маяковский, описывая в поэме "Хорошо" штурм Зимнего дворца, говорит очень сжато: "А в двери – бушлаты, шинели, тулупы", подразумевая революционных матросов, солдат, крестьян.

Часто имя какого-нибудь автора заменяет название его сочинений.

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал.

А.С.Пушкин

Порою названием города заменяется название страны. Обращаясь в 1835 году в стихотворении "Клеветникам России" к зарубежным недругам славянства, Пушкин говорит:

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага –

И ненавидите вы нас...

Поэт Н.Асеев вспоминает о героической борьбе сибирских партизан в годы гражданской войны:

Заячьи шапки

Разбили Колчака.

Метонимия, как вы видите, основана на замене одного понятия другим, родственным ему.

В отличие от метафоры метонимия основана не на сходстве, а на смежности: одно и то же название получают два предмета, явления, соседствующие, тесно связанные друг с другом.

Простейший случай — метонимия, в основе которой лежит пространственная смежность предметов. Например, один предмет (слово «предмет» здесь надо понимать в широком смысле) «помещается» в другом, и оба при этом получают одно название. Так, словом стакан мы называем и сосуд: стакан разбился, и содержимое этого сосуда: выпил стакан чаю. Такая метонимия очень характерна для названий разного рода объемов и их содержимого. Например: Одна дама рассказывала, как однажды, когда она была девочкой, они ехали с мамой в трамвае, и об одном сидевшем впереди старике мама прошептала, что это Толстой... Трамвай шел по теперешней Кропоткина — по тогдашней Пречистенке. Вдруг старик встал, чтобы выйти из трамвая. И дама говорит: «Пока он шел к выходу, весь трамвай стоял» (Ю. Олеша) — в этом отрывке в первых трех случаях трамвай — вагон, в последнем — пассажиры этого вагона.

Существует метонимия, основанная на других типах смежности, например, на смежности временной, при которой одно и то же слово называет и процесс (действие), и результат этого процесса: работа началась утром (действие), курсовая работа лежит на столе ('сочинение', т.е. результат действия).

Другие типы метонимии:

материал — изделия из этого материала: серебро ('металл') — серебро ('изделия из металла' — столовое серебро);

название науки — отрасль промышленности: химия ('наука') — большая химия (т.е. химическая промышленность);

действие — место действия: вход (вход воспрещен) — вход (вход заколочен) и т.д.

Типы метонимии чрезвычайно разнообразны, потому что разнообразны виды связи между предметами, явлениями, действиями.

Метонимия распространена главным образом среди существительных, но встречается и метонимия прилагательных. Слово радостный, например, имеет несколько значений: Евгений застал мать радостной, довольной (Л.Н. Толстой) — 'радующейся, испытывающей радость'; Пора: перо покоя просит; я девять песен написал; на берег радостный выносит мою ладью девятый вал (А.С. Пушкин) — 'дающий радость'; Радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании (Л.Н. Толстой) — 'свидетельствующая о радости, вызванная радостью'. Интересны индивидуальные (авторские) метонимии: Отчаянная, потная дискуссия развивается вокруг хорошего или плохого рассказа (И. Ильф и Е. Петров). Метонимию прилагательных мы часто встречаем и в разговорной речи:

сумасшедший дом (вместо дом для сумасшедших),

курящий вагон (вместо вагон для курящих).

В результате метонимии прилагательных некоторые словосочетания без достаточно полного контекста могут быть поняты двояко: детские стихи — 'написанные детьми' или 'предназначенные для детей'?



следующая страница >>



Золотник забот перевешивает тонну счастья. Станислав Ежи Лец
ещё >>