Система оповещения в РФ на базе сети проводного вещания. Проблемы и пути создания современной социально значимой системы оповещения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В целях обеспечения предупреждения населения области об опасности... 1 31.09kb.
П равилам применения оборудования проводного вещания Требования к... 1 86.93kb.
Оповещение органов управления рсчс и населения в чрезвычайных ситуациях 1 74.52kb.
Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях 1 406.14kb.
Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. 1 404.21kb.
Создания комплексной системы экстренного оповещения населения 7 416.58kb.
Создания комплексной системы экстренного оповещения населения об... 8 476.11kb.
П/п Зона экстренного оповещения, адрес, код паспорта безопасности 1 29.34kb.
Оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной... 1 239.84kb.
Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения... 4 511.03kb.
Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных... 1 194.97kb.
Оповещение органов управления рсчс и населения в чрезвычайных ситуациях 1 74.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Система оповещения в РФ на базе сети проводного вещания. Проблемы и пути создания - страница №1/1

Система оповещения в РФ на базе сети проводного вещания.

Проблемы и пути создания современной социально значимой системы оповещения в рамках обеспечения безопасности населения России”

Директор Департамента Развития ГК НАТЕКС Качалов А. Э.



Оператор связи и транспорт системы оповещения.
В своем докладе мне хотелось бы затронуть тему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, описать основные проблемы и мое видение путей создания современной транспортной системы для нужд информирования населения. Как показывают трагические события последнего времени, к сожалению, на текущий момент системе оповещения уделяется недостаточное внимание. Хотя, если обратиться к иностранным печатным изданиям, считается, что своевременное информирование населения и возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения, а также при серьезных природных или техногенных катастрофах с 85 % до 4-7 % .

Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, а также сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. И как мы видим, время здесь решающий фактор. В экстремальных ситуациях именно время, зачастую, решает судьбу людей, спасает их жизни.

В данный момент для оповещения населения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Тем не менее, в России исторически широко распространена радиотрансляционная сеть. Наверное, на карте нашей огромной страны невозможно найти ни одного города или крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Практически все промышленные предприятия, объекты сельского хозяйства, учебные заведений имеют свои местные радиоузлы. И, конечно же, не стоит забывать о не менее мощной системе республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

С большой долей уверенности можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Кроме того, в городах существует развитая сеть громкоговорителей и сирен, являющихся основой уличной системы оповещения. Такая разветвленная сеть и большое количество используемых средств связи создают все условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

Одним из наиболее важных и надежных средств оповещения по сей день остается система проводного радиовещания.

На текущий момент, за исключением ряда территорий (например, МГРС по г. Москве, РС СП по г. Санкт-Петербургу), функция транспорта для системы проводного вещания возложена на ОАО “Ростелеком”. В том числе, на оператора возложены расходы на содержание обслуживающего персонала, сетей проводного вещания, радиоузлов и др. систем, входящих в состав систем оповещения и проводного радиовещания на территории РФ.

Граница ответственности оператора в сетях оповещения.

Как уже я отмечал ранее условно систему оповещения условно можно разделить на две части. Первая часть системы это непосредственно подсистема формирования сигналов оповещения со стороны МЧС и местных органов управления и собственно транспорт данных сигналов и сообщений до конечного пользователя, то есть сеть проводного вещания, находящаяся в ведении оператора. И именно здесь проходит очень тонкая и размытая граница ответственности оператора. Ведь по сути, какова ни была система информирования, какими бы современным оборудованием не осуществлялось формирование информации, без надлежащего транспорта данных эта система не может являться целостной и работоспособной. При этом, как показывают последние события, наибольшую проблему составляет именно ненадлежащее состояние транспортной системы оповещения, а, зачастую, ее фактическое отсутствие.


Описание проблематики взаимоотношений Оператора и МЧС. Проблемы финансирования.

Для того, чтобы глубже понять проблему сложившейся ситуации с системой проводного вещания, обратимся к нормативно правовой базе Российской Федерации.

В соответствии с приказом «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (см. Приложение 1) оператор связи обязан на договорной основе обеспечивать, поддерживать, проверять, эксплуатировать и предоставлять в случае ЧС сети проводного вещания и оповещения населения структурам МЧС для передачи соответствующих ситуации сообщений.

При этом точного определения зон ответственности и источников финансирования для осуществления возложенных обязанностей в приказах не формулируется.

По факту система проводного вещания была отдана оператору связи не как система оповещения, а как сеть для передачи контента в виде трех программ проводного вещания.

С другой стороны, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (см. Приложение 2) определяет бюджет субъекта РФ соответствующего уровня, как источник финансирования органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. То есть, организация и контроль осуществления мероприятий по предотвращению (в том числе, оповещению населения) ЧС должен осуществляться за счёт бюджетных средств. Фактически же, системы проводного вещания остаются на балансе оператора связи, лишь предоставляющего свои ресурсы в случае ЧС.


Сеть проводного вещания оператора – доход или расход?

Итак, как мы с Вами уже выяснили, де-факто сеть проводного вещания находится в ведении оператора связи, а именно ОАО “Ростелеком”. При этом сама сеть проводного вещания должна себя окупать за счет сбора абонентской платы с населения за трансляцию трех программ проводного вещания. Для того, чтобы более детально понять, насколько сложна в эксплуатации сеть проводного вещания, рассмотрим ее структуру и основные проблемы существующей сети. На рисунке 1 схематично представлена существующая сеть проводного вещания, ее основные узлы.



  • ЦСПВ – центральная студия проводного вещания

  • ОУС - опорная усилительная станция

  • ТП – трансформатор понижающий

  • АТ – трансформатор понижающий

  • Т - трубостойка


Как видно из схемы сети проводного вещания, ее структура является древовидной и как следствие обладает рядом недостатков. Рассмотрим проблемы существующей сети, чтобы понять, насколько затратно ее содержание. К основным из них можно отнести:



  • Надежность сети существенно зависит от количества обслуживающего персонала, человеческого фактора и состояния линейно-кабельной инфраструктуры.

  • Высокое энергопотребление. При этом данная проблема постоянно обостряется из-за постоянного оттока реальных абонентов.

  • Подверженность природным явлениям типа «ледяного дождя» или ураганам.

  • Низкая вандалозащищенность, в особенности вызывает много нареканий защищенность фидерных линий и трубостоек при древовидной структуре сети.

  • Проблематика несогласованности взаимоотношений оператора и ТСЖ или управляющих организаций. Зачастую, ТСЖ просто самовольно снимает элементы системы проводного вещания с крыш домов при ремонте, не допускает на крыши сотрудников оператора или же требует деньги за доступ и размещение оборудования.

  • Отсутствие средств дистанционного контроля и диагностики сети.

  • Отсутствие гибкости предоставляемых услуг.

  • Высокая стоимость радиофикации объектов нового строительства, а иногда и отсутствие данной возможности, например, при строительстве многоэтажного здания среди малоэтажных.

Из выше обозначенных проблем сети проводного вещания и сложности ее эксплуатации, а также принимая во внимание постоянный отток абонентов трехпрограммного вещания, явно видно, что в существующем виде данная сеть просто не может являться доходной. И как следствие, ввиду отсутствия интереса к ней со стороны оператора как к доходной части, финансирование на эксплуатацию данной сети недостаточно. Данная ситуация и существующая структура сети транспорта сигналов МЧС является просто губительной для всей системы оповещения в целом, а как следствие - ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан нашей страны.
Анализ основных затрат на содержание сети проводного вещания.

Для того, чтобы понять каким образом возможно изменить структуру существующей сети и уменьшить финансовую нагрузку оператора на эксплуатацию, обратимся к статистике. Рассмотрим статистику неисправностей сети проводного вещания Нижегородского филиала ОАО “Ростелеком”





Характер повреждений сети ПВ за 2010 год на примере Нижегородского филиала

ОАО “Ростелеком”

% от общего числа


1

Повреждения внутридомовых проводок

6

2

Повреждения ограничителей

1

3

Повреждения наружных абонентских вводов

4

4

Повреждения абонентских линий

1

5

Перегорание предохранителей на линейных устройствах

4

6

Повреждения городских и сельских фидерных линий

48

7

Невыясненные или ошибочные

25

8

Отказ абонента

0

9

Повреждения всех видов фидерных и абонентских трансформаторов

11

Разделим данные на две группы: повреждения, связанные с внутридомовой проводкой и связанные с повреждением воздушных линий сети проводного вещания. Проанализируем данные из таблицы. К неисправностям внутридомовой проводки можно отнести строки №1 и №4. То есть данные неисправности составляют всего лишь 7% от общего числа повреждений, при том на остальные пункты приходится -93%. Построим диаграмму для более наглядного понимания. Как видно из приведенной ниже диаграммы, основная часть неисправностей связана именно с повреждением воздушной кабельной инфраструктуры сети - 93%, против всего 7% неисправностей, связанных с внутридомовой проводкой. А как следствие, львиная доля расходов оператора связи на содержание сети кроется именно в этих неисправностях.





Диаграмма анализа неисправностей сети проводного вещания Нижегородского филиала ОАО “Ростелеком”

Возможные пути сокращения затрат на содержание сети проводного вещания оператора. Создание современной транспортной сети для оповещения.

В последние годы наблюдается бурное развитие услуг сетей широкополосного доступа (ШПД), в том числе - и на базе крупнейшего оператора России ОАО “Ростелеком”. При этом, физическим уровнем для построения сетей ШПД, как правило, является оптоволоконный кабель.

«Ростелеком» является безусловным лидером российского рынка интернет–услуг. Суммарная емкость клиентских подключений «Ростелекома» превышает 2,3 Тб/с, что многократно больше аналогичного показателя любой другой российской компании. Кроме того, «Ростелеком» лидирует по показателю качества интернет–услуг, на протяжении длительного времени занимая верхнюю строку в рейтинге международного агентства Renesys (наиболее авторитетный рейтинг качества интернет–услуг в мировой телекоммуникационной отрасли” – цитата из раздела “О компании” www.rostelecom.ru

Опираясь на проведенный анализ неисправностей и как следствие эксплуатационных затрат, а также основываясь на факте наличия у ОАО “Ростелеком” современной и развитой сети ШПД, кажется совершено логичным перевод сети проводного вещания на Ethernet технологию. Данный переход позволит оператору отказаться от содержания проводной сети и, как следствие, сократить затраты на транспорт для системы оповещения практически к нулю.

Основания для использования сети ШПД для транспорта системы оповещения:


  • Бурное развитие и востребованность услуг ШПД

  • Возможность ОАО “Ростелеком” изменять ТУ на радиофикацию застройщикам

  • Наличие штатных средств резервирования Ethernet

  • Возможность использования современных средств дистанционной диагностики

  • Возможность внедрения автоматизированных средств учета и анализа сети

  • Заинтересованность ТСЖ в размещении узлов ШПД, а не отдельно оборудования радиофикации

  • Значительное снижение энергопотребления

Основные принципы быстрого развертывания современной сети.

Как мы выяснили ранее, абсолютно логичным является перевод сети проводного вещания на сеть ШПД оператора. Но возникает логичный вопрос, что же делать с внутридомовой разводкой и оконечными устройствами. Казалось бы, ответ очевиден – создать абонентские устройства, подключаемые к сети Ethernet. Но данный вопрос не настолько прост, насколько кажется.

Основной источник дохода оператора от существующей сети проводного вещания – абонентская плата, получаемая за услугу вещания трех радиопрограмм (или двух в отдельных случаях). Но следует обратить внимание, что основная аудитория и, как следствие, источник дохода - это пожилая аудитория. Данная аудитория является в достаточной степени консервативной, а в этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. К плюсам можно отнести приверженность данных людей получать информацию именно подобным образом и как следствие, если данный абонент платит за услугу проводного вещания, он не откажется от нее, но при этом такой абонент не готов, ни к изменениям - ни к смене оконечного устройства (трех программного радио приемника), ни к изменению внутриквартирной проводки. А зачастую, у пожилых людей просто нет средств для приобретения новых устройств или изменения проводки.

Исходя из перечисленных аспектов можно сделать вывод, что для быстрого развертывания современного транспорта системы оповещения необходимо иметь устройство, которое позволит использовать в качестве UPLINKа сеть Ethernet, при этом не затрагивая внутридомовую разводку сети проводного вещания.

При внедрении данного подхода оператору необходимо лишь установить подобное устройство в домовом узле доступа ШПД, при этом для консервативных пользователей никаких видимых изменений с точки зрения потребляемой ими услуги не происходит. Оператору требуется понести лишь малые затраты на ввод подобной системы, при том что в дальнейшем он сможет отказаться от практически, всех затрат на содержание сети проводного вещания.
Создание новых видов услуг оператора на базе современной транспортной сети проводного вещания как дополнительный доход.

Также стоит заметить, что использование полноценных Ethernet устройств для сети проводного вещания позволяет оператору осуществлять адресную передачу информации, вплоть до конкретного дома. Данная возможность в будущем может помочь получить оператору дополнительный доход от возможности передачи рекламных или адресных объявлений.

Кроме этого, при изменении ТУ на радиофикацию новых объектов для застройщиков у оператора появляется возможность использовать часть денежных средств застройщика, которые ранее шли на не приносящую прибыль сеть проводного вещания, для построения сети ШПД.
Опыт ГК НАТЕКС по созданию современных устройств транспорта для системы оповещения.

В 2010 году наша компания совместно с Нижегородским филиалом ОАО “Ростелеком” разработала техническое задание на разработку системы перевода транспорта сети проводного вещания на Ethernet. Данное устройство было успешно разработано и уже применяется на сетях ОАО “Ростелеком”. В качестве опытной зоны был выбран именно Нижегородский филиал и на текущий момент его сеть проводного вещания переведена на данную технологию. За истекшие два года эксплуатации можно с уверенностью сказать, что данный переход показал положительный экономический эффект оператора при этом поддержав и выведя на новый уровень социально значимую функцию оповещения населения о ЧС. В связи с этим на текущий момент наш положительный опыт работы применяется во всех Макрорегиональных филиалах ОАО “Ростелеком”


Приложение 1.

Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376

20. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.



27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".



Примечание 2.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями)

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.



Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.




Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. Махатма Ганди
ещё >>