Синтаксис и пунктуация - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к... 13 2014.17kb.
Синтаксис и пунктуация 1 52.65kb.
Синтаксис и пунктуация 1 53.1kb.
Синтаксис и пунктуация 4 518.42kb.
Синтаксис и пунктуация 3 452.41kb.
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 269.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 1404.46kb.
Урок русского языка в 8 классе Тема. Синтаксис и пунктуация. 1 66.32kb.
Синтаксис синтаксис 1 97.29kb.
Практическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11... 1 81.72kb.
Рабочая программа дисциплины «современный коми язык. Синтаксис» 13 2448.39kb.
А. А. Ахматова (1889-1966) вопросы и задания лирика работа с текстами... 1 279.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Синтаксис и пунктуация - страница №1/1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

ВАРИАНТ I

ТЕОРИЯ

1. Укажите, какие утверждения верны, а какие — нет:

а) верно; б) неверно.



  1. Слова в словосочетаниях всегда связаны по смыслу.

  2. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены од­ной и той же частью речи.

  3. В сложном предложении может быть одна грамма­тическая основа.

  4. Обращение не является членом предложения.

  5. Восклицательным может быть любое предложение.

  6. Между частями сложносочиненного предложения может ставиться только запятая.

  7. Подлежащее и сказуемое могут образовывать сло­восочетание.

  8. Точка с запятой может ставиться только в бессо­юзном сложном предложении.

  9. Однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову.

10. При цитировании нельзя менять форму ни одного из слов.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2. Определите тип словосочетаний:

а) глагольное; б) именное; в) наречное.

  1. Сформулировать тезис.

  2. Желанный финиш.

  3. Светлое солнце

  4. Охотно командовать.

  5. Куда– нибуть подальше.

  6. Участвовать в митинге.

  7. Семь дней.

  8. Искусство игры.

  9. Упорно стремиться.

  10. Справа от меня.

  11. Игра в футбол.

  12. Очень хорошо.



3. Укажите вид связи в словосочетаниях:

а) согласование; б) управление; в) примыкание.



  1. Туманным утром.

  2. Тормозить движение.

  3. Написать письмо. .

  4. Очень милый.

  5. Сказал волнуясь.

  6. В новом доме. .

  7. Лающий щенок.

  8. Нарушение правил.

  9. Гуляли в лесу.

  10. Надо пригласить.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4. Определите, простое предложение или сложное:
а) простое; б) сложное

  1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сде­лать сам.

  2. Тебе не спится, и мне не уснуть.

  3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

  4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

  5. Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.

  6. Жилище мое обросло случайными, но интересны­ми вещами.

  7. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах го­товятся к экзаменам.

  8. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

  9. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

10. Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тем­ной вуалью.
5. Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным;

б) местоимением;

в) числительным;

г) глаголом;

д) причастием;

е) междометием;

ж) словосочетанием.





  1. Мы с Аликом принялись за работу.

  2. Подойти к зверю было страшно.

  3. Пять не делится на два.


6. Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.



  1. Я буду долго гнать велосипед.

  2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

  3. Всем хотелось принять участие в вечере.

  4. Мы должны были пересечь равнину.

  5. Сейте разумное, доброе, вечное.

  6. Осень пришла дождливая и холодная.

  7. В вагоне оказалось пусто и темно.

  8. Рад учиться языку.

  9. Он был мастером на все руки.

  10. Пять плюс пять будет десять.


7. Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) глаголом;

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом.



  1. Сегодня месяц как светлый серп.

  2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

  3. Пойду погуляю в сад.

  4. Он горел желанием поскорее уехать.

  5. Ветер был встречный.

  6. Девушка бродит такая унылая.

  7. Жизнь прекрасна и удивительна.

  8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи зарево погасло.
10. Я всегда готов вам помочь.


8. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно; б) не нужно.



  1. Книга источник знаний.

  2. Пруд как блестящая сталь.

  3. Бедность не порок.

  4. Ртуть тоже металл.

  5. Сады сажать жизнь украшать.

  6. Дважды два четыре.

  7. Путешествие это та же книга.

  8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.
10. Март только начало весны.

9. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) определением;

д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.


  1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

  2. Сменила мудрость молодости пыл.

  3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

  4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

  5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

  6. Сначала читал, затем решал.

  7. Мы шли в течение всего дня.

  8. Врач запретил мне читать лежа.

  9. На столе стояла шкатулка из серебра.

  10. Я не видел реки великолепнее Енисея.


10. Определите тип простого предложения:

а) односоставное;

б) двусоставное.


  1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

  2. Шесть лет войны запомнил шар земной.

  3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

  1. Героя в бой водила песня.

  2. Жить и верить это замечательно.

  3. Танк, почерневший в объятьях пожара.

  4. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

  5. Легкие облака на рассвете.

9. Пахнет вербой и смолою.
10. Травою запахло душистою.


11. Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.



  1. Люблю грозу в начале мая.

  2. Нас угостили ужином.

  3. Начало смеркаться.

  4. Приятная прохлада.

  5. Повеяло теплым ветром.

  1. Уж не увидимся больше.

  2. Минут через пять Мишку впустили.

  3. Цыплят по осени считают.

  4. Помнишь рощу yад рекой?

  5. Не стоит спешить с ответом.


12. Определите, полное или неполное предложение:
а) полное; б) неполное.

  1. В простоте слова — самая великая мудрость.

  2. Литературу люблю до самозабвения.

  3. Перед нами небывалые пути.

  4. Перед боем на рассвете тишина.

  5. Истоптанные танками снега.

  6. Над землей рассвета позолота.

  7. В песнях молодость наша.

  8. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы.

  9. Только вместе мы выдюжим тяжесть годов.

  10. Даже в пустяках надо быть правдивым.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

13. Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):

а) нет однородных членов; г) четыре однородных члена;

б) два однородных члена; д) пять однородных членов.

в) три однородных члена;



  1. Внимательно неутомимо упрямо изучайте язык.

  2. В произведении должна быть ясная определенная мысль.

  3. Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

  4. Сила свет красота ночи стали ослабевать.

  5. Все последнее время стояли пасмурные серые дни.

  6. Как жить так и читать вприпрыжку не следует.

  7. Жизнь моя судьба моей державы каждый сущий день ее.

  8. Я хочу быть твоею силой свежим ветром насущ­ным хлебом над тобою летящим небом.

  9. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивитель­ное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах.

10. Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз не­терпеливо ждет.
14. Определите, нужна ли запятая между согласованными опреде­лениями и почему:

а) нужна, так как определения однородные;

б) не нужна, так как определения неоднородные.



  1. В углу стояло пузатое ореховое бюро.

  2. Тонкая ледяная корка покрывала палубу.

  3. Он увидел стены дубовые рубленые.

  4. Она смотрела на нас своим бархатным черным взглядом.

  5. Тайга стояла в могучем зеленом летнем уборе.

  6. Хороша развесистая белоствольная веселая береза.

  7. Мы выезжаем на великолепную сияющую под солн­цем поляну.

  8. Над нами шумели красивые стройные кедры.

9. Красные голубые желтые поднимаются к небу ска­листые вершины.

10. На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка.


15. Укажите, нужна ли запятая перед союзом да (да и):
а) нужна; б) не нужна.

  1. Щи да каша пища наша.

  2. Снайпер бьет редко да попадает метко.

  3. Много прочел да мало учел.

  4. В сумке дорожной хлеб да стихи.

  5. Гаврила хотел что-то возразить да сжал губы.

  6. В поле камни, пни да мох седой.

  7. К полуночи небо будто бы стемнеет да вдруг опять засветлеет, точно ребенок нахмурится.

  8. Наш воевода в родню был толст да не в родню был прост.

9. Собака, Лев, да Волк с Лисой в соседстве как-то жили.
10. Лес засорен перестоем да валежником.

16. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом (союзами):

а) одну запятую; в) три запятые;

б) две запятые; г) не нужны запятые.

  1. На горе стоят очень редкие сосны и очень частые сосновые и еловые пни.

  2. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

  3. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.

  4. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

  5. Деревья кусты и трава на земле покрылись капля­ми росы.

  6. Чудный воздух и прохладно-душен и полон неги и движет океан благоуханий.

  7. В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын...

  8. Жизнь ручья проходит то пузырями и пеной а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

9. Владимир Солоухин не только поэт но еще и вели­колепный прозаик и публицист и литературный критик.

10. Радостно молодо было и на небе и на земле и в серд­це человека.
17. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:

а) запятая; в) тире;

б) двоеточие; г) все знаки поставлены верно.

  1. Брали слово старшие и помоложе, бригадиры и про­сто рабочие.

  2. Вдруг все вокруг стало для меня дорого: и это се­рое выцветшее небо и лесистые бугры.

  3. И радость встреч, и горечь разлук мы все испыта­ли, товарищ и друг.

  4. Ты не увидишь ни горя, ни муки, доли не встретишь лихой.

5. Жизнь в представлении Алеши была разделена на две части на детскую и взрослую.

  1. Счастье берем по праву и жарко любим, и поем, как дети.

  2. Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают все это было медное.

  3. Все вокруг: и лесная опушка, и унылое болото вы­рисовывалось уже ясно, отчетливо.

  4. К нему со всех сторон ползут донесения, указания, разъяснения, иногда неожиданные, остроумные яркие.

10. И дождь, и туман, и тучи все это перемещалось меж­ду собой.

ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

18. Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не расставлены):

а) подлежащим; б) обращением.

  1. С чего начинается Родина!

  2. Я вернусь к тебе Россия.

  1. Пусть для вас сияет солнце.

  2. Жизнь моя ничуть не стала тише.

  3. Шумите сады нам на радость.

  4. Давай машинист потихонечку трогай.

  5. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

  6. Мой друг гостей моих с любовью встречает.

  7. Что же вы ребята приуныли?

  8. 10. Сладко спи моя красавица.


19. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с
обращениями:

а) одну запятую; г) четыре запятые;

б) две запятые; д) пять запятых.

в) три запятые;



  1. Учили в детстве мы друзья весь алфавит от А до Я.

  2. Я снова здесь в семье родной мой край задумчи­вый и нежный.

  3. Милый север ночью белой ты какой обман таишь?

  4. Ты царевич мой спаситель мой могучий избавитель.

  5. Играйте же дети растите на воле на то вам и крас­ное детство дано.

  6. Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.

  7. Для тебя единственная ласковая я нашел хорошие слова.

  8. Взгляни молодица смелее каков воевода-мороз.

  9. Благословляю вас леса сады и рощи.

10. Расступитесь леса темные разойдитесь реки быстрые.
20. Определите, является ли выделенное слово (сочетания слов) вводным (знаки препинания не расставлены):

а) является; б) не является.



  1. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный.

  2. Вы отгадаете конечно кто этот гость нежданный был?

  3. Кроме них разумеется был и Петр.

  4. Однако ж пора было вернуться к деревне.

  5. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.

  1. Ему тогда было по всей вероятности лет пятнадцать.

  2. По утренним холодам чувствуется приближение осени.

  3. Мы прибавили шагу и через полчаса действитель­но подошли к водопаду.

9. Многие газы например водород легче воздуха.
10. Можно наконец использовать площадку для игр.
21. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложениях:

а) одну запятую; г) четыре запятые;

б) две запятые; д) пять запятых.

в) три запятые;



  1. По народному поверью аист стережет счастье не под­пускает беду.

  2. Дружба казалось будет вечной.

  3. Эта осень ворвалась в родные места хотя и в поло­женное время но все же как думал Андрей как-то внезапно и дерзко.

  4. Тишина на рассвете не успокаивала а наоборот уси­ливала волнение.

  5. Сквозь цветы и листья и колючие ветки я знаю ста­рый дом глянет в сердце мое.

  6. До первых сражений мы были моложе и счастью пожалуй не знали цены.

  7. Может быть в птичьем мире есть тоже понятие о красоте?

  8. Кто-то махал Ефиму шапкой и кричал по-видимо­му приказывая остановиться.

  9. Конечно читатель подумает что я был в ужасней­шем расположении и однако ошибется.

10. Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?
22. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с вводными словами:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

1. Они ехали по переулкам и видимо, дорога была хо­рошо известна водителю.



  1. Он был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.

  2. Брат привез с собой много литературы, в том числе и по маркетингу.

  3. Солнце и кажется, само небо прятались за скалы.

  4. Он любил жизнь и видимо, жизнь его любила.

  5. У Сережи оказались акварельные краски и конеч­но, он захотел написать ее портрет.

  6. Около огней дрожало и как будто замирало круг­лое красноватое отражение.

  7. И справа, и слева и вероятно, также над домом сверкала молния.

  8. Я сел за стол и пожалуй, в первый раз за долгое время почувствовал усталость.

10. Все пути загружены вагонами и кажется, для ново­го поезда не найдется места.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

23. Укажите, нужно ли обособлять выделенные определения (зна­ки препинания не расставлены):

а) нужно; б) не нужно.


  1. Дождь размыл тропинку круто поднимающуюся на курган.

  2. Дон взлохмаченный ветром кидал на берега греб­нистые частые волны.

  3. Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину ночи.

  4. Дорога вся изрытая глубокими колеями шла тем­ным лесом.

  5. Облака дымчатые, легкие неслись высоко в ярком небе.

  6. Решительная, бледная она ходила, громко разгова­ривала, распоряжалась.

  7. Возмущенный до глубины души Фома стиснул зубы.

  8. Андрей в шляпе, в коротком пальто смотрел не­одобрительно.

  9. Не остывшие после душной ночи камни улиц отда­вали свое тепло.

10. Девушка же не замечала обращенных на нее взглядов.
24. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препи­нания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и; в) знаки расставлены верно.

б) запятую после и;


  1. Я бродил по пристаням, липкий от рыбьей чешуи и тосковал по жаре.

  2. Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.

  3. У нас есть люди, достойные песни, и все больше ста­новится таких людей.

  4. Мне еще мерещится олень, полный силы и весен­ней неги, быстро пробегающий по поляне.

  5. Жил кораблик, веселый и стройный, над волнами, как сокол, парил.

  6. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

  7. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и освобожденная от снега, под­прыгнула.

  8. В воздухе закружились сухая трава, листва, сорван­ная с деревьев и мелкие сучья.

  9. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескав­шихся об ее борта и еле двигалась по темному морю.

10. Не остывшие после душной ночи камни улиц, до­мов и железо крыш отдавали свое тепло в жаркий, неподвижный воздух.
25. Укажите, какие знаки препинания нужно поставить в предло­жениях с приложениями:

а) одну запятую; г) кавычки;

б) две запятые; д) знаки расставлены верно.

в) дефис;



  1. И ворон птица умная сидит на дереве у самого костра.

  1. Из открывшихся ворот вылетел гусарский полк кра­са всех конных полков.

  2. Натура горячая и страстная он жестоко подавлял в себе порывы гнева или чрезмерного восторга.

  1. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пуш­кин родился в Москве.

  2. С ним был лохматый сильный пес по кличке Верный.

  3. На клумбах перед Домом музеем доцветали астры.

  4. Пришвин происходил из старинного русского горо­да Ельца.

  5. Ночевала тучка золотая на груди утеса великана.

  6. Отец очень любит журнал Новый мир.

10. Вот она осень сейчас синичкой стучится в окно.
26. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки:

а) есть; б) нет.



  1. Горы как бы расступились, давая дорогу нашей ма­шине.

  2. Из леса, выбежав, березка одна стояла на юру.

  3. Через сцену, опираясь на палочку торопливо про­ходит Фирс.

  4. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

  5. Гребцы бросили весла, и поставив парус, сами сели на дно шлюпки.

  6. Они шли, весело переговариваясь и радостно ки­вая мне головами.

  7. Мать возилась на кузне, приготовляя обед, и не об­ратила на сына внимание.

  8. Парень отвязал коня, и, закусив от боли в колене губу, сел в седло.

  9. Тихо ступая босыми ногами и стараясь ничего не задеть по пути, направился я к двери.

10. В трудные дни он работал с нами, рук не покладая.
27. Укажите, нужно ли обособлять выделенные обстоятельства:
а) нужно; б) не нужно.

  1. Татьяна любит не шутя.

  2. Листья падая шепчутся прощаясь на век.

  3. Люблю дорожкою лесной не зная сам куда брести.

  4. Первые лучи солнца пробив сквозившую тучу блес­нули в небе.

  1. Над полем низко провисая лениво стонут провода.

  2. В молчанье рукою опершись на седло с коня он сле­зает угрюмо.

  3. Работал он спустя рукава.

  4. Иногда в полночь робкий дождь начинает перешеп­тываться в одичалом саду.

  5. Поземку гонит по утрам озорничая ветер.

10. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.
28. Определите, сколько запятых следует поставить в предложениях с обособленными или необособленными дополнениями:

а) одну запятую; в) три запятые;



б) две запятые; г) не нужны запятые.

  1. При обыске квартиры у него кроме маузера ничего компрометирующего не оказалось.

  2. С детства я был равнодушен ко всякой одежде кро­ме морской.

  3. Вместо молока на ужин подали простоквашу.

  4. Прокудин производил строгое следствие но кроме лукавых улыбок никогда ничего добиться не мог.

  5. Бывают недели когда я не читаю кроме газет ничего.

  6. Я ничего не видел тогда на свете кроме кулис и де­кораций.

  7. Помимо тепла для хлопчатника необходимо боль­шое количество света то есть солнечных дней.

  8. По сравнению с Андреем Александр выглядел низ­корослым.

  9. Несмотря на снежные заносы транспорт работал бес­перебойно.

10. Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный не­обитаемый.
29. Укажите, нужно ли обособлять выделенные сочетания слов:
а) нужно; б) не нужно.

  1. Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал осо­бенный такт наших солдат.

  2. У многих из нас помимо книжных шкафов есть еще заветная полка.

  1. Однажды весной я слышал в аромате почек благо­ухающую беседу березы с черемухой.

  2. Только теплой весною из далекого края в гости при­шла дочь.

  3. Мы встретились случайно на углу.

  4. Ветерок все тот же встречный несет сухой паху­чий воздух.

  5. Летом под большим развесистым дубом мы подо­лгу разговаривали.

  6. Ночью по-видимому ближе к утру прошел сильный дождь.

  7. Произошло нечто столь необычайное в мире что все привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью.

10. В темном лиловом лесу до позднего вечера без ус­тали хлопочут проворные белки.
30. Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом как:
а) нужно; б) не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полета.

  2. Молодость как песня жаворонка на заре.

  3. За днями дни проходили как тень.

  4. Осыпался с березы лист и как ковер устилал землю.

  5. Под ним как океан синеет степь кругом.

  6. Тучи как свинцовые.

  7. Полученный ответ рассматривался как согласие.

  8. Дубровин с год как шальной ходил.

  9. Уезжай как можно дальше отсюда.

10. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.


31. Укажите, нужно ли поставить запятую на месте вопроса (?):
а) нужно; б) не нужно.

  1. Увы (?) мне не повезло.

  1. О (?) Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен дол­гий путь.

  1. Нет (?) никогда я зависти не знал.

  1. О (?) какое большое время уложилось в жизни каж­дого из нас.

  1. Ах (?) ты, мерзкое стекло.

  2. Он был, о (?) море, твой певец.

  3. Эх (?) дорога моя фронтовая, далеко ты меня завела.

  4. О (?) друг мой, Тимошка, постой.

9. — Ты пойдешь в театр? — Да (?) пойду.
10. Ой (?) это же совсем не далеко!


32. Определите, где на месте букв в скобках в простом предло­жении запятая не нужна.

  1. Удивительно приятно бывает в сырую погоду (а) вы­пить кружку-две горячего чая (б) и (в) забравшись на ночь в теплую постель (г) заснуть (д) забыв днев­ную суету.

  2. То убыстряя (а) то замедляя ход (б) но (в) не меняя направления (г) лодка шла недалеко от берега.

  3. Море (а) огромное (б) лениво вздыхающее (в) у бе­рега (г) уснуло (д) и неподвижно в дали (е) облитой голубым сияньем луны.

  4. Рагим лежит грудью на песке (а) и вдумчиво смот­рит в мутную даль (б) опершись локтями (в) и по­ложив голову на ладони.

  5. Однако (а) по отрывистым и часто противоречивым рассказам людей (б) все-таки можно было соста­вить общую картину (в) постигшей их катастрофы.

  6. Но (а) здравый смысл (б) твердость и свобода (в) горячее участие в чужих бедах и радостях - сло­вом (г) все ее достоинства (д) точно родились с ней.

  7. Отец его (а) боевой генерал (б) 1812 года (в) полу­грамотный (г) грубый (д) но не злой русский че­ловек (е) всю жизнь свою тянул лямку (ж) коман­довал сперва бригадой (з) потом дивизией (и) и по­стоянно жил в провинции.

  8. Яркий (а) майский день (б) заиграл всеми своими (в) голубыми (г) зелеными и сиреневыми красками.

  9. А из тайги (а) разомлевшей от теплых (б) южных ветров (в) от первых весенних дождей (г) несет за пахом отогретой коры (д) и еще (е) чем-то ласко­вым и дразнящим.

10. И самые сосенки (а) то иссиня-черные (б) то золо­тисто-багряные (в) со светлыми каплями смолы (г) напоминали нарядную (д) пятнистую шкуру моря.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

33. Укажите тип предложения:

а) простое предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

г) бессоюзное сложное предложение.



  1. У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза и брови раскинулись птичьими крыльями.

  1. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

  1. Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы.

  2. Ветер гонит облако с дождями, листья переверты­вает скопом.

  3. Разговор этим кончился, но мы продолжали идти друг подле друга.

  4. Вопреки предсказанию моего спутника, погода про­яснилась...

  5. Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

  1. Было тихо, светло.

  1. Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело.

10. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.
34 Определите, сколько запятых нужно поставить в сложных пред­ложениях:

а) одну запятую; г) четыре запятые;

б) две запятые; д) не нужны запятые.

в) три запятые;



  1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.

  2. Тяжелые гроздья сирени дышали росою горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.

  3. В то время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раздался гром.

  4. Уже много лет не бывал я на своей Родине и каж­дое новое посещение наполняет мое сердце радос­тью и печалью.

  5. Под берегом в березняке любовно насвистывал ве­селую песенку рябчик а где-то в небе чуть слышно гоготали гуси.

  6. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

  7. Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.

  8. Сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста.

  9. Рыжие листья засыпали рыжики но я нашел немно­го и рыжиков и подосиновиков и подберезовиков.

  10. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.


35. Укажите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложносочиненных предложениях:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.


  1. Уже начинало припекать и с крыльца падала звон­кая капель.

  2. Несмотря на теплый вечер, в саду было пустынно и вокруг ни души.

  3. В тайге все притаилось, спряталось и даже листья березы привяли от горячих солнечных лучей.

  4. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна раскрывая, весна приходит.

  5. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь, нелегко одолевал я встречавши­еся препятствия.

  1. Подул ветер и словно вспугнутая им, пара гоголей вылетела на нас из серой мглы.

  2. Как в море, садится солнце в травы и маяками го­рят сигнальные огни на берегу Оки.

  3. Сумерки приближались и надо было торопиться.

  4. Все прекрасное на земле от солнца и все хорошее от человека.

10. Улыбка была слабая, чуть заметная и несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

36. Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным:

а) союзом; б) союзным словом.



  1. Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый.

  1. Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы.

  1. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит.

  1. Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему.

  2. Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются.

  1. Чем выше культура народа, тем он миролюбивее.

  1. Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды.

  2. Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками.

  3. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

10. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
37. Укажите место придаточного предложения по отношению к главному:

а) перед главным предложением;

б) в середине главного предложения;

в) после главного предложения.



  1. От солнца и блеска воды светло так, что больно смот­реть.

  2. Чтоб вода не заливала костер, пришлось подклады-вать больше дров.

  3. Из глубокой балки, где сгущался мрак, подуло ветром.

  4. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный раздражающий запах.

  5. По мере того как угасал день, в лесу становилось все тише и тише.

  6. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

  7. В ком нет любви в стране родной, те сердцем ни­щие калеки.

  8. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, при­ходит слишком поздно.

  9. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

10. Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.
38. Определите вид придаточного предложения:

а) определительное;

б)изъяснительное;

в) образа действия и степени;

г) места;

д) времени;

е) сравнительное;

ж) условия.


  1. Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

  2. По старым охотам знаю, какими прекрасными мо­гут быть последние деньки осени.

  3. Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине.

  4. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.

  5. Там, где море встретилось с землей, горизонт родил­ся молодой.

  6. Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

  7. Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить.

  8. Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, ста­новится родным.

9. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

10. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.


39. Укажите, что присоединяет союз как и нужны ли здесь запятые:

а) придаточное предложение (запятая нужна);

б) сравнительный оборот (запятая нужна);

в) именную часть сказуемого (запятая не нужна).



  1. Эти равнины как море бескрайние.

  2. Море в далекие годы пело мне песни как мать.

  3. Смотри как роща зеленеет.

  4. Земля еще как смутный негатив, она никак не мо­жет проявиться.

  5. Сегодня месяц как светлый серп.

  6. Бор волновался вокруг сторожки как расходивше­еся море.

  7. Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.

  8. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.

  9. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.

  10. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.


40. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложных предложениях:

а) запятую перед и;

б) запятую после и;

в) запятые перед и после и;

г) знаки расставлены верно.



  1. Художник с интересом рисовал голову старика и когда кончил, то его поразило сходство этой голо­вы с чем-то знакомым.

  2. Солнце медленно сползает с неба на край степи и когда оно почти касается земли, становится багро­вым.

  3. Мы не думали, что он убежит так далеко и поджи­дая его, стали кидать камнями по реке.

  1. Мы выждали, пока топот стихнет и тронулись дальше.

  1. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

  2. Оба шалуна поняли, что зашли слишком далеко и испуганно бросились по горной тропинке наверх.

  3. Виктор побежал за ними и когда был уже близко около шоссе, услышал вдруг выстрел.

  4. Маша повернулась, чтобы бежать и похолодев от ужаса, закричала.

  5. Посередине трещал огонек, разложенный на земле и дым, который выталкивался обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг.

10. По мере того как мы отходили от стоянки, долина суживалась все более и наконец, превратилась в глу­бокое ущелье.
41. Укажите, сколько запятых нужно поставить в сложноподчи­ненных предложениях:

а) одну запятую; г) четыре запятые;

б) две запятые; д) не нужны запятые.

в) три запятые;



  1. Ночь была такая черная что вплотную столкнув­шись лицами нельзя было видеть друг друга.

  2. Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

  3. При мысли великой что я человек всегда возвыша­юсь душою.

  4. Надо было все обдумать вспомнить не забыл ли чего-нибудь.

  5. Несмотря на то что было холодно снег таял весь­ма заметно.

  6. Животные наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса.

  7. Он заговорил так же внезапно как вошел мгновенно сделав вид будто не заметил моей потерянности.

  8. Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место всегда остается в душе сожаление а может быть и любовь.

  9. В комнате стояли серые сумерки сквозь которые ясно вырисовывались печка и спящая девочка.

  10. В ожидании ужина мы сидели у костра наблюдая как на реке угасает последний отсвет мутного за­ката и прислушиваясь к порывистому дыханию пе­реката у изголовья заводи.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

42. Определите вид связи придаточных предложений с главным:

а) последовательное подчинение;

б) однородное подчинение;

в) параллельное подчинение.



  1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока ды­шать я умею, я буду идти вперед.

  2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

  3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, ко­торая удивила всех.

  4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сде­лал все, что он может, как прекрасна была бы зем­ля наша.

  6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

  7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.

  8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.

  9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.

  10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрест­ные холмы, тогда только можно увидеть нашу древ­нюю столицу во всем ее блеске.


43. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:

а) нужно; б) не нужно.



  1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.

  2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни еди­ного облачка, но цвет его был странный.

  3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

  4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникаю­щий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

  5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.

  6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.

  7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.

  8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приве­дет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.

  9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

  10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вы­рубке, все пни покрыты мелкими опятами.


44 Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препина­ния в сложноподчиненных предложениях с несколькими при­даточными:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;



б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

  1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг.

  2. Это небо, по которому широкою полосою протянул­ся Млечный Путь и темный океан, в котором от­ражались небесные светила, одинаково казались бес­предельно глубокими.

  3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.

  4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.

  5. На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

  6. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

  7. Оставив солдат рассуждать о том, что татары уска­кали, когда увидели гранату и зачем они туда ез­дили, я отошел, сел под дерево.

  8. Нас просили узнать, в сохранности ли вещи и если будет возможность перевезти их в другое место.

  9. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробуди­лись голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг.

  10. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.


45. Укажите, где на месте букв в скобках запятую ставить не нужно.

  1. Как только солнце начинает греть по-летнему (а) и земля обсохнет после весеннего разлива (б) нам не сидится дома (в) и мы отправляемся путешествовать.

  2. В одну из весенних ночей (а) на рассвете (б) старик услышал (в) наконец (г) как в воздухе (д) далеко и протяжно (е) пронеслось печальное курлыканье журавлей.

  3. В письме матери было послано (а) во-первых (б) благословение (в) во-вторых (г) поклоны всех (д) и (е) наконец (ж) известие о том (з) что Аксинья пошла в люди.

  4. Тут так же (а) как и в зале (б) окна были раскрыты настежь (в) и пахло тополем (г) сиренью (д) и розами.

  5. Когда он вернулся в залу (а) сердце его билось (б) и руки дрожали (в) так заметно (г) что он поторопился спрятать их за спину.

  6. Я никогда не забуду (а) того ужаса и восторга (б) какие я испытал (в) когда парус (г) надувшись (д) накренил шлюпку (е) так низко (ж) что вода под­нялась на уровне борта.

  7. Когда вы встаете утром (а) и день встречает вас ясной погодой (б) то (в) независимо ни от чего (г) у вас чуть-чуть поднимается настроение.

  8. Ленька (а) первый из многих людей (б) которых я встречал в своей жизни (в) рассказал мне (г) где (д) и как спит рыба (е) как цветет сосна (ж) и как вместе с птицами совершают осенние перелеты ма­ленькие пауки.

  9. Я набрал большой букет разных цветов (а) и шел домой (б) когда заметил в канаве чудный малиновый (в) в полном цвету репей (г) того сорта (д) который у нас называется «татарником» (е) и который старательно окашивают.

  10. Время стояло самое благоприятное (а) то есть (б) было темно (в) слегка морозило (г) и совершенно тихо.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

46. Укажите, где поставлено двоеточие:

а) в простом предложении с однородными членами;

б) в бессоюзном сложном предложении.


  1. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

  2. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

  3. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

  4. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.

  5. Я ценю свой прочный дом, ясность мудрую в народе и естественность во всем: в жизни, в женщине, в природе.

  6. Все пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и торопливый перестук молотков перед подня­тием занавеса, и смена декораций.

  7. Погода стояла прекрасная: белые облака тихо нес­лись над нами, тростник шушукал кругом, и пруд сверкал на солнце.

  8. Видит: весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате.

  9. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

  10. В окно проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера.



47. Определите, где поставлено тире:

а) в простом предложении с однородными членами;

б) между подлежащим и сказуемым;

в) в неполном предложении;

г) в бессоюзном сложном предложении.


  1. Лучшее и даже единственное верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык.

  2. Храбрые познаются в битве, семья и дети - в беде, а друзья - в несчастье.

  3. Мартовские ночи длинные - можно успеть отдохнуть и наговориться.

  4. Мир без книг - мир дикарей.

  5. Была бы земле нега - даст земля хлеба.

  6. От учения набирайся ума, от мастерства - сноровки.

7. Любовь, энергия, способности - все было растоптано, разбито.

  1. Хотел кричать - язык сухой беззвучен и недвижен.

  2. Путь в лесах - это километры безмолвия.

10. На красноватой траве, на былинках - всюду блес­тели и волновались бесчисленные нити паутин.
48. Укажите, какой знак нужно поставить между частями бессоюзного сложного предложения:

а) запятую; б) двоеточие; в) тире.



  1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

  2. Выглянуло солнце, и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен.

  3. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику.

  4. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листь­ев брызнет роса серебристая.

  5. Сказал что-то я он начал хохотать.

  6. Облако пройдет озеро опять заблестит.

  7. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце ста­ло.

  8. Варвара прислушалась донесся шум вечернего по­езда.

  9. Хочешь есть калачи не сиди на печи.

  10. Идти было трудно густые колючие кусты разрос­лись.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

49. Определите, какие недостающие знаки препинания нужно по­ставить в предложениях с прямой речью:

а) запятую; г) тире;

б) две запятые; д) вопросительный знак;

в) двоеточие; е) восклицательный знак.

1. «Нам придется здесь ночевать, — сказал он с досадой, в такую метель через горы не проедешь».


  1. «В хорошей посуде и чай вкуснее» — гласит пословица.

  2. И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят» .

  1. «Отколе, умная, бредешь ты, голова» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

  2. «Послушай, мужичок — сказал я ему — знаешь ли ты эту сторону?»

6. «Чему ты усмехаешься» — спросил он меня, нахмурясь.

7. Савельич дергал меня за руку, говоря «Выходи, выходи, сударь, приехали».



  1. «Честное благородное слово, краснея говорила Наташа, — никому не скажу».

  2. «Вот он! — воскликнул рыбак, окончательно выдер­нув снасть и снимая с крючка ерша, попался».

10. «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. Ска­жи, не знаешь ли, где дорога?»

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

50. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложе­ниях на месте вопросительного знака (?):

а) запятую; г) тире;

б) точку с запятой; д) не нужно никакого знака.

в) двоеточие;



  1. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.

  2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

  3. Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвя­ми поводит (?) высокое тонкое, качается все.

  4. Он ждал расспросов (?) она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь.

  5. Тут открылась картина довольно значительная (?) широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу.

  6. Край неба алеет (?) в березах просыпаются, неловко перелетывают галки, воробьи чирикают около темных скирд.

  7. Выбрав в лесу хорошую ореховую палку, мы иног­да обделывали ее на свой манер, а именно (?) очи­щали от кожуры и обжигали на пламени костра.

  8. Матушка сидела в гостиной и разливала чай, од­ной рукой она придерживала чайник, другой (?) кран самовара.

  9. Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть (?) и никак не могла догадаться, что бы такое было в го­лове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать.

  10. Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим (?) высоким и худым чело­веком со сладким чахоточным голосом и плутов­скими глазами.








Грамматическая дефиниция утопии: будущее совершенное время. Максим Звонарев
ещё >>