Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебный год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии... 1 91.3kb.
2010–2011 учебный год 8 класс Дорогие ребята! 1 83.57kb.
2010–2011 учебный год 7 класс Прочитайте предложенные вопросы. 1 66.6kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 79.06kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011... 1 63.7kb.
Первый раунд 1 105.05kb.
Первый раунд 1 64.08kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 73.25kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 109.34kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010-2011... 1 40.14kb.
Мосолов А. А. При дворе последнего императора: воспоминания начальника... 1 37.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебный год - страница №1/1





школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по истории

2010-2011 учебный год

9 класс, задания


Краткие ответы вписывать в таблицу сразу после вопросов, развернутые ответы располагать в специально обозначенных местах.




п/п


Задания

Кол-во баллов

1

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.



3

1.1

В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский, А.Г. Булыгин.




1.2

Свержение самодержавия; установление демократической республики; всеобщее избирательное право; демократические свободы; широкое местное самоуправление.





1.3

Зависимость монополистической буржуазии от государственной власти; использование иностранного капитала; отработочная система; концентрация производства.






2

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор.


6

2.1

Смоленск, Чернигов, Свияжск, Суздаль.





2.2

Генерал-губернатор, губернатор, сенатор, воевода.




2.3

Забастовка на Путиловском заводе; забастовка на Московско-Казанской железной дороге; стачка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуево; восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».



3

Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Внимательно прочитайте значение слов и впишите вместо пропусков правильные буквы.



10

3.1

…гре…сия – незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости др. государства или народа (нации).





3.2

М…бил…зация – перевод вооруженных сил из мирного состояния в боевую готовность.





3.3

К…нсп…рация – методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования.





3.4

…ксп…диция – поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими).





3.5

С…кул…ризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.





4

Решите историческую задачу


4




Заполните пропущенные названия социальных слоев русской деревни начала XX в.: кулаки, зажиточные, безлошадные, бедняки.
______________________________________ 25%
__________________________ 15%
__________________ 10%
____ 2-3%

Почему, не смотря на явную экономическую дифференциацию деревни, русское крестьянство являлось практически однородным в политическом смысле классом?



2

2


5

О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже?


4

5.1

А) «Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были сметены и толпа бросилась вперед… Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…».

Б) «…Меня прежде всего мучил вопрос: как же поступить со всеми искалеченными людьми… успеют ли поразвозить по больницам тех, кто еще не умерли, а трупы свезти в какое-нибудь такое место, где бы они не находились на виду у всего остального веселящегося народа».

В) «…В конце концов, из всей этой истории… оказался виновен один только человек, а именно обер-полицмейстер Власовский, который и был уволен со службы… Таким образом, все это дело было заглушено…».


2

5.2

А) «Такие партии не прочь вернуть кое-что из времени крепостного права и даже еще из более старых времен русских царей. Бюрократия, полиция, верхи духовенства, дворянство, кулачество – вот основа этих партий. Только отчаянные средства насилия остаются в их руках…».

Б) «Конечная цель, к которой должен стремиться этот союз – введение порядка на следующих основаниях:

1. Единство и нераздельность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности;

2. Учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада государю;

3. Допущение евреев в Государственной думе в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской империи;



4. Самое строгое, твердое… ограждение права собственности частных лиц, общества и государства…».


2

6

Прочтите отрывки из документов.

Из доклада С.Ю. Витте:

«Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже… Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы».

Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А. Мосолова:

«Граф (Фредерикс В.Б. – министр императорского двора) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (Великий князь, дядя императора), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого револьвера».

Ответьте на вопросы.

7

6.1

О каких событиях идет речь?

2

6.2

Какие два варианта выхода из кризиса содержатся в документах?


2

6.3

Какой документ вынужден был подписать император под давлением со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии?

3

7

Краснодарский край - уникальная территория, занимающая одно из первых мест в России по количеству памятников истории и культуры. На сегодняшний день сохранено более 100 тысяч объектов историко-культурного наследия. Восстанавливается то, что было уничтожено историческим вихрем перемен. Внимательно рассмотрите иллюстрации, на которых запечатлены первозданный и восстановленный облик некоторых исторических памятников и зданий Екатеринодара – Краснодара и подпишите каждую из них (название (дореволюционное и современное); время восстановления).

6

7.1









7.2







7.3







8

Расскажите о памятниках истории и культуры, сохранившихся, или восстановленных в Вашей местности.

10









9

Вставьте вместо пропусков даты и имена исторических деятелей
Гибель отца потрясла ____________________(1).Когда он смотрел на окровавленного «царя-освободителя», умиравшего в страшных муках, то поклялся задушить революционное движение в России. ___________________г.(2) новый император обратился к народу с манифестом «для успокоения умов», текст которого был составлен обер-прокурором Синода _____________________(3). Министр внутренних дел __________________(4) подал в отставку. Вместе с ним со своих постов ушли министр финансов и военный министр, известный своей активной реформаторской деятельностью. Новые министры энергично взялись за дело. В _______________г.(5) были приняты законы об обязательном выкупе крестьянами наделов, о снижении выкупных платежей на 1 рубль, о постепенной отмене подушной подати.

10

10

Заполните пропуски в генеалогической схеме.




15

11

Укажите, какие события относятся к:

А) Северной войне

Б) Семилетней войне

(Впишите цифры рядом с соответствующей буквой).

1. Взятие Берлина русскими войсками.

2. Сражение у деревни Лесной.

3. Заключение Ништадтского мира.

4. Сражение у деревни Цорндорф.

5. Поражение России под Нарвой.

6. Полтавская битва.

7. Сражение у деревни Гросс-Егерсдорф.

8. Сражение у мыса Гангут.

9. Сражение у деревни Кунерсдорф.

10. Сражение у острова Гренгам.

11. Прутский поход.



12. Основание города Санкт-Петербурга.



12


12


Определите название источника, из которого взят данный фрагмент.

«1. Отмены выкупных платежей, а так же всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство как податное сословие.

2. Отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей.

3. Возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей, конфискации с этой целью монастырских и церковных имуществ, а так же имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии…

4. Предоставление судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер».
Варианты ответов:

  1. Из программы РСДРП

  2. Из программы эсеров

  3. Из программы кадетов

  4. Из программы «Союза 17 октября».



3

13

Перед Вами изображение символов Российского государства.




9

13.1

Назовите изображенные символы и определите их значение.


6

13.2

Назовите имя царя и годы его правления, при котором указанные регалии царской власти впервые были изображены на гербе России.

3

14

Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и союзы, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

9

14.1

Выражение, письмо, должностное, особая, опубликование, форма, подданный, лицо, благодарность, поручение, монарх.





14.2

Отрасль, монополистический, регулирование, форма, предприятия, одна, с, извлечение, монопольная, его, прибыль, объединение, для, фирма, объема, или, производства, и, цель, сбыта, участники, посредством.





14.3

Жизнь, Земля, распространение, область.





15

Историк изложил основные факты биографии Ф.Ф. Ушакова. Однако некоторые эпизоды имеют отношение не Ф.Ф. Ушакову, а к другому известному военачальнику второй половины

XVIII в. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй колонки приведенной таблицы впишите имя второго персонажа. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.

24








  1. Он родился в небогатой дворянской семье, закончил Морской корпус в Петербурге и вступил в жизнь без денег и покровителей.

  2. Его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот.

  3. Родился в семье генерала, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I.

  4. Его называли «морским Суворовым».

  5. Участвовал в Семилетней войне, русско-турецких войнах второй половины XVIII в., Итальянском и Швейцарском походах русской армии.

  6. Он был создателем новой тактики морского боя, авторство которой затем приписывалось английскому адмиралу Нельсону.

  7. Став военным в 18 лет, прошел путь от гвардейского капрала до генералиссимуса.

  8. Прослужив 44 года, он подал прошение об отставке, указав причиной «телесную и душевную болезнь». «Душевной» болезнью была его горечь из-за упадка и разорения флота, обреченного на бездействие. Он умер в деревенской тиши, забытый двором и великосветским обществом.

  9. Дважды оказывался в немилости властьпридержащих и вынужден был коротать дни в своем имении Кончанском в окружении отставных ветеранов.

  10. Ему принадлежат слова: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет. Мы, русские, все одолеем!».













Ф.Ф. Ушаков















16.

Установите соответствие между изречением и его автором.

1. С.Ю. Витте

А. «Если не сделать либеральные реформы и не удовлетворить вполне естественных желаний всех, то перемены будут. И уже в виде революции»

2. В.К. Плеве


Б. «Отчего могли думать, что я буду либералом? Я терпеть не могу этого слова».

3. П.Д. Святополк-Мирский

В. «Создание своей собственной промышленности – это и есть коренная, не только экономическая, но и политическая задача».

4. Николай II

Г. «…Вы внутреннего положения России не знаете. Что бы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».


4

17.

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».


  1. Первая религиозная реформа князя Владимира была направлена на введение христианства на Руси. ______________________

  2. Племена древлян жили восточнее полян. _________________

  3. Иван Васильевич III назван в летописи Великий. __________

4.Опричнина стала проводиться до принятия Судебника Ивана IV.

___________________



  1. Россия выиграла Ливонскую войну.________________

  2. Патриарх Никон был отправлен в ссылку, так как попытался установить главенство «священства» над «царством».________

  3. Крупнейшей сухопутной битвой Северной войны стало сражение под Полтавой. _______________

  4. Е.Ф. Канкрин был министром внутренних дел. ____________

  5. Крымская война завершилась в 1857 г.________________

  6. Россия в начале XX в. занимала первое место в мире по численности армии.______________________




10

18


Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, кто или что на них изображен(о).

  1. 2.


3. 4.


5.




10

18.1

Подпишите каждую иллюстрацию.


5

18.2

Соотнесите изображения с соответствующими поэтическими строчками, используя буквенные обозначения.

А. «Как побил государь Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое приходить мастерам.

И велел благодетель, - гласит летописца сказание –

В память оной победы да выстроят каменный храм!»



Д. Кедрин.

Б. «Углом вперед, от всех особо, одеты в шубы, в армяки,

Стояли темные от злобы псковские пешие полки.

Их немцы доняли железом, угнали их детей и жен,

Их двор ограблен, скот порезан, посев потоптан, дом сожжен».



К. Симонов.

В. «Нечасты в той дальней стране города, но стылые недра богаты.

Пластами в горах залегает руда, по руслам рассыпано злато.

Весь край этот взятый в жестокой борьбе,

Мы в кованом шлеме подносим тебе».



Д. Кедрин.
Г. « Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры

О русские штыки?».



А.С. Пушкин.

Д. «Добрый памятник поставлен двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен от бесчестья край родной».



Н. Кончаловская.



1

2

3

4

5


















5

19

Вспомните, как долго длились указанные события?

В заданиях даются начальные или конечные даты событий. Вам следует вписать отсутствующие и прокомментировать свое решение.


8

19.1

Завоевания монголов в Восточной Европе, начавшиеся битвой на Калке в 1223 г.?


2

19.2

Вторжение Наполеона в Россию, начавшееся 12 июня 1812 г.?

2

19.3

Объединение вокруг Москвы крупных русских земель и княжеств (Новгорода, Твери, Пскова, Смоленска и Рязани), начавшееся присоединением Новгорода в 1478 г.?


2

19.4

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в., завершившиеся присоединением Крыма и миром в Яссах в 1791 г.?


2

20

Расположите термины в хронологической последовательности, по мере их возникновения, исключив тот (укажите его), что выпадает из представленного логического ряда. (Используйте цифровое обозначение).
1. Полюдье

2. Соха

3. Стрелецкие деньги

4. Подворное обложение

5. Гривны

6. Подушная подать

7. Повоз


7








Если когда-нибудь он со мной переспит и я услышу об этом, его жизнь превратится в ад. Мэй Уэст
ещё >>