Шергина Туйаара Алексеевна, аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск Реализация новых обра - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы и перспективы формирования новой поликультурной среды XXI... 1 65.82kb.
В. Д. Тюменцев, учитель ф к 1 206.33kb.
"Организация секции волейбола в малокомплектной сельской школе " 1 310.74kb.
Ведущие задачи совета директоров 1 217.59kb.
Семинара «Интеллектуальные виды спорта в условиях реализации новых... 1 26.26kb.
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе Федерального... 18 4064.57kb.
Программа тренинг-сессии и мастер-классов «Обновление образовательных... 1 109.23kb.
Доклад V съезд учителей Томской области Взаимодействие учителя, семьи... 1 100.17kb.
Платонова нина николаевна 1 99.42kb.
Участники арт-сессия 2010: «осторожно, я художник!» Якутск 1 21.29kb.
Английский клуб в сельской школе 1 40.19kb.
Страноведение 9 602.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Шергина Туйаара Алексеевна, аспирант Северо-Восточного федерального университета - страница №1/1

Шергина, Т. А. Реализация новых образовательных стандартов в сельской малокомплектной школе [Электронный ресурс] / Т. А. Шергина // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html, свободный. (0,5 п.л.)
Шергина Туйаара Алексеевна,

аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Реализация новых образовательных стандартов

в сельской малокомплектной школе
(13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования)
Реализация приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в конечном итоге предполагает инвестиции в инновационном развитии и повышении качества образования в будущем. В условиях перехода на стандарты образования нового поколения перед нами стоит задача обеспечения современных требований к ресурсному обеспечению сельских малокомплектных школ, в том числе к материальной, учебной и кадровой базе. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной малокомплектной школы: раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» Президентом России утверждены 6 направлений:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ [1].

Малокомплектная школа – образовательное учреждение общего начального, основного, среднего (полного) образования, укомплектованное такими классами, число учащихся в которых меньше государственного норматива. Иными словами, это малочисленная школа, т.е. общеобразовательная школа, к которой относятся и полные (общие) средние школы с количеством учащихся до 100 человек, школы основного общего образования до 80 человек, начального общего образования до 15 человек [2: 66].

В условиях Севера развивается сеть кочевых школ как мобиль­ная форма, имеющая два основных типа: кочевой и стационарно-кочевой. На основе изучения и обобщения опыта работы кочевых школ Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия) в составе авторского коллектива (под руководством Неустроевой Н.Д., членами Егоровой В.Н., Винокуровой М.Е. и др.) разработал проект модели кочевых образователь­ных учреждений как кочевая школа-детский сад, общинная, гувернерская и таежная школы, кочевая школа – этнокультурный центр, сетевая кочевая школа, летняя кочевая школа [3: 15].

Сейчас кочевая школа востребована не только в традиционных отраслях хозяйства Севера, но и в вахтовой системе производства крупных строек, мегапроектов. В свою очередь, кочевая школа и есть своеобразная вариативная часть сельской малокомплектной школы. При этом возникает необходимость решения слож­ной задачи внедрения модели дистанционного обучения в услови­ях кочевой школы.

Рассмотрим вопросы реализации новых образовательных стандартов в сельской малокомплектной школе РС (Я). В первую очередь, обеспечение качества образования. Ключевыми показателями качества современного образования являются эффективность, доступность, культура, индивидуальный прогресс, социализация и успешность человека. 85% родителей удовлетворены качеством дошкольного и общего образования. 96% выпускников детских садов готовы к обучению в школе. 82% выпускников начальной школы владеют универсальными способами деятельности. 89,5% выпускников школы поступают в учреждения профессионального образования [4].

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в сель­ской малокомплектной школе характеризуется прежде всего многопредметностью преподавания, отдаленностью школ от культурных, административно-хозяйственных центров, изолированностью их функ­ционирования в суровых природно-климатических условиях Севера. В школе учатся дети одного населенного пункта, производственного уча­стка, общины. Данный фактор определяет характер введения национально-регионального компонента образования в той или иной школе. Сель­ская жизнь и сельскохозяйственное окружение (самобытная матери­альная и духовная культура, традиционные отрасли хозяйства корен­ных народов: оленеводство, рыболовство, охот промысел, скотоводст­во, коневодство и др.) отражаются в содержании и формах организации учебно-воспитательной работы в школе. Одной из актуальных задач в сфере образования остается сох­ранение языков и культур коренных народов Севера. С одной стороны, необходимо обеспечить соответствие единым стандартам для всего населения страны, с другой – за­щиту права на индивидуальность каждой языковой и этнической группы населения [2]. В соответствии с задачами, стоящими перед школой будущего, стандарты должны обеспечивать для детей возможность широкого выбора дополнительных предметов, участия в исследовательских проектах и творческих занятиях, чтобы научиться изобретать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения.

Дальнейшее развитие сельских школ напрямую связано с внед­рением системы дуального образования через интеграцию общего, дополнительного и начального профессионального образования. В этом плане функционирование и развитие сети агрошкол и кочевых школ по заказу Министерства сельского хозяйства и коллек­тивных предприятий Якутии предоставляют уникальную возмож­ность формирования трудовых навыков, своевременного профес­сионального ориентирования детей.

Опытно-экспериментальная работа позволяет определить структуры сельской малокомплектной, кочевой школы и организации в ней учебно-воспитательного процесса Среднеколымского улуса. Положительным примером тому служит Алеко-Кюельская СОШ агрофермерского профиля: табунное коневодство и промыслы (пушной и рыбный). Ведется подготовка охотников, коневодов, фермеров, лаборантов молочной продукции, трактористов. Сватайская школа, которая строит взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями за счет расширения образовательного пространства традиционными сезонными промыслами и включения в образовательный процесс индивидуальной подготовки в режиме «мастер-подмастерье». Используя на практике результаты многолетних исследований в области школьной физиологии, гигиены, психологии, медицины, этнопедагогики, коллектив Эбэхской средней школы организовал учебный процесс в режиме нового календаря каникул с учетом природно-климатических, региональных и национальных особенностей. Педагогическим коллективом этой школы ведется мониторинг физиологического и психологического здоровья детей, охваченных дуальным обучением в условиях 5-семестрового обучения. Развитие кочевой школы-детсада, расположенного на участке Урадан, жители которого с раннего детства постигают основы оленеводства и рыболовства. Данная школа-детсад является филиалом Березовской национальной СОШ. В п. Березовка проживает уникальная этническая группа эвенов, сохранившая кочевой образ жизни, богатую этническую культуру, традиции обычаи. На образовательную ситуацию в национальной школе большое влияние оказывает компактная, обособленная от культурных центров, расположенность села и особенности природно-климатических условий.

В настоящее время в эксперимен­тальной инновационной деятельности задействовано 228 образова­тельных учреждений. Как и в прошлые годы, культурно-образова­тельные инициативы проявляют большей частью сельские школы. Их доля в общем массиве проектов составляет 85%. И это не слу­чайно. Именно сельские школы способствовали становлению ин­новационной деятельности, формированию инновационного дви­жения. Они первыми начали формировать представление о новой модели образования, связанной с автономией школы, новым представлением о содержании образования, направленным на формирование универсальных умений, внедрением новых органи­зационных структур, таких как сетевое взаимодействие, автоном­ные некоммерческие организации, различные модели государ­ственного, общественного управления, социального партнерства. Перспективными направлениями считается также создание республиканской сети дистанционного обучения, классов-спутников в малокомплектных школах, модульная, вахтовая формы обучения [5].

Системе поддержки талантливых детей в нашей стране всегда придавалось большое значение. Вместе с тем необходимо совершенствовать и развивать это направление в части формирования предметных заочных и дистанционных школ, олимпиад и конкурсов, создания учреждений для талантливых детей. Для решения проблемы следует определить целевое финансирование и учебных заведений.

К наиболее значимым проблемам относятся вопросы совершенствования обеспечения корпуса педагогических кадров малых школ. Одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования является работа по выполнению Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2003 года № 411 «О порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в РС (Я) за счет средств республиканского бюджета и их трудоустройства». В целях обеспечения педагогическими кадрами школ продолжается реализация мер социальной поддержки молодых педагогов, таких как выплата подъемных, единовременного пособия, заключение договоров на предоставление жилищной субсидии с педагогами, направленными в арктические улусы.

Ежегодно открываются вакансии в малочисленных сельских школах и школах арктических улусов. Требуются учителя интегрированных специальностей: хи­мии-биологии-естествознания, математики-физики, математики-информатики, физики-информатики, истории-обществознания-экономики-права, иностранного языка-истории, родного-русско­го языков и литературы и т.д. Для более глубокого решения этой проблемы следует начать целевую подготовку учителей для села вообще и подготовку национальных педагогических кадров для сельских малокомплектных школ в условиях Севера. Можно использовать таких квалификаций, как тьютор, учитель основной школы, дополнительной специализации, интегрирования и переподготовки привлечением специалистов из других областей.

Правительство республики с учетом реализуемого кластерного принципа развития экономики на примере Южной, Западной, Северо-Восточной Якутии считает перспективным создание социокультурных кластеров. Этот метод как нельзя лучше обеспечивает социокультурный подход к модернизации образования. При этом необходимо учитывать потребности сельскохозяйственных районов, где нужно налаживать кооперацию, товарное производство, и территорий, ориентированных на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера.

В целях реализации социокультурного подхода Правительство поддерживает партнерство крупных организаций, предприятий с муниципальными образованиями в организации центров образования для профильной подготовки, межшкольных учебно-производственных комбинатов, бизнес-инкубаторов для школьников [6].

В рамках внедрения механизмов финансирования, ориентированного на результат, с 2007 г. в республики осуществлен поэтапный переход на новую систему оплаты труда. В процессе модернизации образования общее волнение и настороженность населения республики вызвала идея «подушевого финансирования» и новой системы оплаты труда работников учреждений образования, где, на первый взгляд, очень рельефно вырисовывается катастрофическое положение или «неперспективность» сельских малокомплектных школ. Дело в том, что в Республике Саха (Якутия) 650 общеобразовательных учреждений. Из них 470 или 72,4% находятся в сельской местности. Из 180 городских общеобразовательных учреждений 110 сосредоточены в 5 крупных городах республики. Из общего числа общеобразовательных учреждений 230 или 35% имеют численность обучающихся менее 100 человек. Имеются 120 школ, где численность учащихся не превышает 50 человек. При этом, если исключить улусные центры, то количество сельских населенных пунктов и количество сельских школ, практически, совпадает, что указывает на роль школы как одного из самых главных селообразующих факторов в условиях сельской местности.

Если ссылаться на статью 3 Закона РС (Я) «О государственном сельском образовательном учреждении», то она гласит: «К сельским малокомплектным образовательным учреждениям относятся: а) образовательные учреждения, созданные в сельских населенных пунктах и имеющие неполные классы и группы, или не имеющие некоторых групп и классов; б) все типы кочевых образовательных учреждений…». Далее, статья 8, п.2 гласит: «Учебная нагрузка учителя сельского малокомплектного образовательного учреждения составляется с учетом его основной специальности и требований к организации образовательного процесса. Неполная учебная нагрузка учителя (воспитателя), вызванная спецификой малокомплектного образовательного учреждения, компенсируется, как правило, внеклассной и воспитательной работой, предметами, учитывающими региональные особенности Республики Саха (Якутия), по выбору образовательного учреждения…». Скорее всего, нам следовало бы руководствоваться именно этим положением. Как всем известно, этот Закон в настоящее время остается в силе, он еще никем не отменен [7].

Не менее важной является задача формирования нового облика школ с современной инфраструктурой электронной образовательной среды, обеспечения масштабного внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, методической и технической поддержки педагогов, обновления оборудования и программного обеспечения, в том числе для ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде [6].

Вопросы формирования современной инфраструктуры учреждений образования включает в себя комплекс проблем. Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности в сельской малокомплектной школе.

Пути рационализации планирования школьной сети в условиях села:

1. Малокомплектность сельской школы – социально-экономическая закономерность общественного развития в специфических условиях Севера, что и обусловливает сохранение и развитие сети школ для детей корен­ного населения на родном языке; необходимость обеспечения производства рабочей силой в небольших хозяйствах, в этом случае будут содержаться «экономически невыгодные» школы, т.к. они выступают в качестве селообразующего фактора.

2. При рассмотрении проблемы установления оптимальных размеров сельских школ имеют место две точки зрения:

а) школа должна быть достаточно крупной, чтобы в ней были полнокомплектные или параллельные классы (это выгодно как с педагогической, так и с экономической точек зрения);

б) в каждом населенном пункте следует сохранить и необходимо иметь свою школу, т.к. без школы село «неустойчиво». В связи с этим необходимо решить вопрос интернирования и завоза детей из других населенных пунктов.

3. Следует учесть характер микрорайона обслуживания того или иного типа малокомплектной сельской школы: в школе учатся дети из одного населенного пункта; школа обслуживает производственные участки, расположенные на расстоянии пешеходной доступности до 3–5 км; шко­ла с пришкольным интернатом обслуживает населенные пункты, расположенные на расстоянии более 5 км; школа на перевалочной базе маршрутов кочевых оленьих стад обслуживает 3–5 бригад; кочевая школа обслуживает 1–2 бригады оленеводов; школа, в микрорайоне которой на­ходятся 1–2 начальные школы; школа, в районе действия которой находятся 1–3 неполные средние или средние школы.

4. Рационализация школьной сети в сельских улусах требует дальнейшего углубления и развития межшкольно­го разделения и кооперации педагогического труда, совер­шенствования управления школами, размещенными в од­ном микрорайоне, единства и преемственности отдельных ступеней общего среднего образования, обеспечения сред­него всеобуча.

5. В условиях территориальной разбросанности и наи­большей самостоятельности многие населенные пункты Крайнего Севера стремятся иметь свою неполную сред­нюю или среднюю школу, несмотря на ее малокомплектность, т.е. на небольшое количество учащихся.

Перспективное планирование размещения сети школ основывается на прогнозировании развития образования в конкретном регионе или улусе в обозримом будущем. Необходимо определить следующие показатели: демографически неперспективные населенные пунк­ты; прирост трудовых ресурсов, численность населения на планируемый период с учетом тенденций рождаемости и миграции населения; потребность населения в дошкольных учреждени­ях степень ее удовлетворения в настоящее время и на перспективу; типы перспективных школ, их рациональное разме­щение, укрепление учебно-материальной базы и обеспечение квалифицированными кадрами, определение дополни­тельных затрат.

6. Комплексное перспективное планирование основыва­ется на определенных критериях оптимального построе­ния школьной сети. Оптимальность – это наилучший ва­риант решения в конкретных условиях с учетом социоло­гических, педагогических и экономических возможностей размещения сети школ. При этом обеспечивается макси­мальный эффект как в области образования, так и в раз­витии экономики конкретного региона с точки зрения сле­дующих критериев:

— построение такой структуры и сети школ, которые обеспечивали бы выполнение закона о среднем всеобуче на основе преемственности всех ступеней общего образо­вания;

— оптимальный выбор проектов строительства школ, обеспечение их соответствующими условиями по госстан­дарту, т.е. на основе современных требований учебно-вос­питательного процесса;

— школа способствует развитию производительных сил и успешному функционированию экономики данного региона в общей системе комплексного планирования и практической реализации всех его организационно-техни­ческих мероприятий [2: 141].

Таким образом, в условиях республики острая проблема сельской малокомплектной школы становится ключевой в модернизации системы образования вообще. Малая наполняемость классов, являясь характерной особенностью ее функционирования, становится закономерностью, обусловленной суровыми природно-климатическими условиями Севера, спецификой национально-регионального, экономического и социокультурного развития. Именно эта закономерность, определяющая деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Республики Саха (Якутия) требует разрешить весь сложный комплекс задач, стоящих пе­ред сельской школой, – интеграцию усилий государственных, общественных, коммерческих, законодатель­ной и исполнительной власти, науки и практики в реформирова­нии и помощи сельской школе.
Литература:

1. Русаков, В. А. О задачах развития общего образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / В. А. Русаков // Режим доступа: http://minobr.sakha.ru/siezd, свободный.

2. Егоров, В. Н., Неустроев, Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. – М.: Academia, 2003. – 224 с.

3. Развитие образования в сельской местности: региональная модель // Методическое пособие для работников управления образования / Под ред. Ф. В. Габышевой. – М.: ИСПС РАО, 2006. – 192 с.

4. Габышева, В. Ф. Новая школа – приоритет государства, общества, бизнеса. [Электронный ресурс] / В. Ф. Габышева // Режим доступа: http://minobr.sakha.ru/siezd, свободный.

5. О введении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РС (Я). Приказ МО РС (Я) № 01-06/879 от 22 сентября 1999 г. // Нормативно- методические документы. Вып.1. – Якутск, 1999. – С. 53.

6. Габышева, Ф. В. Вопросы модернизации образования и подходы к их решению в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. – 2008. – № 1 (65). – С. 32–43.

7. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании». – З N 277-II от 26 апреля 2001 г.








Можно дурачить всех все время, — при условии, что реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики. Джозеф Левин
ещё >>