Семинаре «Использование дискуссии и диспутов на уроках орксэ» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка Плотникова... 1 39.76kb.
Тест Задание №1 1 30.1kb.
Семинар «Экономическая политика в условиях переходного периода» 3 388.26kb.
Уроках географии и природоведения «Урок 1 81.51kb.
Использование проблемных технологий на уроках обществознания 1 297.45kb.
Методическая тема моучителей математики, информатики и физики «миф»на... 1 24.17kb.
«Использование интерактивной доски на уроках географии» 1 56.72kb.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... 3 762.12kb.
«использование адаптивной технологии обучения на уроках математики» 1 385.16kb.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии 1 89.29kb.
«Развивающее обучение на уроках географии через использование активных... 2 438.81kb.
Научно-исследовательский отдел 1 312.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Семинаре «Использование дискуссии и диспутов на уроках орксэ» - страница №1/1

Седельцева Л.А., учитель начальных классов

МБОУ «Ижморская СОШ №1»


Выступление на семинаре

«Использование дискуссии и диспутов

на уроках ОРКСЭ»

Широкое внедрение в процесс обучения активных форм учебного общения началось достаточно недавно – в начале 90-х годов ХХ века.

В целом, произошла гуманизация образования, предполагающая активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развития их способности объективно оценивать события и поступки людей.

Таким образом, главной целью образования стало саморазвитие ученика как личности.

Важно, чтобы обучающиеся в процессе обучения приобрели умения определять и обосновывать свою точку зрения, выслушивать оппонента, проявлять терпимость к другому мнению.

Весь процесс обучения в современной школе должен быть направлен на развитие и совершенствование индивидуальных способностей и личностей. В качестве наиболее эффективного способа развития этих способностей можно назвать диалогические формы обучения, среди которых выделяют диспут и дискуссию.

Рассмотрим дискуссию. Дискуссия – это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого обучающегося на проблему.

В любом случае в дискуссионном уроке должен присутствовать характерный признак – конфликт, при котором каждый ученик защищает свою позицию. Дискуссия должна занять существенное место в процессе обучения по тем дисциплинам, где есть неоднозначность в объяснении явлений. К таким предметам относится и ОРКСЭ.

Дискуссия на уроках ОРКСЭ это не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь обучающиеся приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить своё поведение с учётом позиции других людей, то есть воспитывают культуру общения в споре, чувства ответственности за окружающих людей. В дискуссию охотно даже «молчуны». Даже если они не выскажут своей позиции, то, признав себя побеждёнными, осознают ошибочность своего суждения. Так дискуссия всегда предполагает решение сложных нравственных вопросов: прийти к истине сообща легче, чем в одиночку.

Обучающиеся должны приобрести важные черты зрелого члена общества ещё в школе. Ведь часто можно встретить людей, у которых есть знания и убеждения, но напрочь отсутствует умение вести деловой обстоятельный спор. Он не может обоснованно опровергнуть неправильное суждение. Не умеет, не привык, не научен отстаивать своё мнение в словесных поединках.

Таким образом, дискуссия – необходимая форма работы на уроке современными детьми.

Безусловно подготовка целого урока дискуссии требует много времени, тщательной подготовки. (Если кого-то заинтересует проведение урока дискуссии, я подобрала материал и могу поделиться).

Кроме того, что дискуссии можно посвятить целый урок, необходимо отметить, что ситуация спора, дискуссии может возникнуть в процессе обычных учебных вопросов на любом уроке, на различных его этапах и это рассматривается как фрагмент дискуссии. Она может быть проведена и в самом начале урока для активизации познавательной деятельности как вариант проблемного задания. Возможно дискуссия и при подведении итогов проблемного изложения для закрепления знаний. Если в ходе проблемного изложения учитель представил две или более точки зрения на проблему, начальным вопросом может стать: «Чья точка зрения показалась вам обоснованной?» Нужно следить за тем, чтобы обсуждения не зашли в тупик и не переросли в межличностный конфликт между обучающимися.

Важно помнить, что отмечены должны быть все участники дискуссии, содержание их ответов и высказанные мысли, их умение спорить, аргументировать соё мнение.



Вывод: Дискуссия на уроках ОРКСЭ не только активизирует мыслительную деятельность обучающихся и увеличивает интерес к предмету, но и способствует развитию устной речи, а также следующих умений:

- выслушивать оппонента

- проявлять терпимость к иной точке зрения

- аргументировано отстаивать свою позицию.

В споре рождается истина. В ходе спора точка зрения либо меняется, либо укрепляется доказательствами.

Из вышесказанного следует, что дискуссия способствует развитию основных коммуникативных умений.



Этапы подготовки и проведения урока - дискуссии

  1. Выбор темы, её правильная формулировка. Нужно, чтобы тема звучало остро, а в её названии содержался элемент дискуссии. Для дискуссии можно воспользоваться актуальными проблемами по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

  2. Рассматривать не более 3 вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.

  3. подготовка к дискуссии занимает обычно около месяца. Создаётся творческая группа, которая заранее совместно разрабатывает вопросы.

  4. Дискуссия должна быть грамотно оформлена. Используются плакаты с высказываниями, афоризмами, цитатами. У обучающихся памятки – правила ведения дискуссии. Ведущим может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.


Требования к дискуссии:

  1. Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.

  2. Обучающимся необходимо владеть темой, которая опирается на знания, умения, опыт.

  3. Дискуссия должна развиваться по основным вопросам, нести в себе суть противоречия.


Памятка «Как вести дискуссию»:

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.

  2. Обязательно выскажи и аргументируй своё мнение.

  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно.

  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чём ты уверен, не утверждай того, в чём сам не уверен.

  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.

  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.

  7. Помни, что лучшие доказательства – точные факты.

  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твоё тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.


Памятка «О порядке действий мысленно»:

  1. Выслушай вопросы и определи мысленно проблему.

  2. С формулируй гипотезу (предположение).

  3. Дай предложение, чётко её аргументируя.

  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найди сильные и слабые стороны.

  5. Возразите их доказательствам.

  6. Что дала тебе дискуссия?

Учитель должен направлять обучающихся, задавая вопросы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы, вовремя заметить, почувствовать момент окончания дискуссии, чтобы не повторять сказанного. В конце урока нужно подвести итоги, проанализировать выводы, провести рефлексию.



Рефлексия:

  • Получил ли я удовольствие после дискуссии;

  • Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль.


Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока: - формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках;

- умение правильно оценивать себя и других;

- учить видеть положительные и отрицательные качества;

- воспитывать такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим;

- развивать коммуникативные умения.

Ход урока: 1. Орг момент.

2. Работа со стихотворением:

Быть легче добрым или злым? Создание проблемной ситуации -

Наверное, легче злым. подготовка к дискуссии.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло соё другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

А вы как считаете? Быть легче добрым или злым? Обоснуйте свою точку зрения.

Ребята, а как вы думаете, что такое добро? (Рассуждения детей). Одно добро – сокровище, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрая душа, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «добрый человек».

Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках).

Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Алёнушка и т.д.).

А только ли добрыми бывают сказочные герои? Давайте вспомним злых сказочных персонажей (Мачеха, кощей бессмертный…).

3. Работа со сказкой.

В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному. Послушаете историю. Жила-была девочка такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колёс, грязная кукла с растрёпанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку.

Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь свои игрушки и по-доброму к ним относится».

Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки, она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату, достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго-долго с ними играла.

Как вы думаете, что произошло с девочкой? (Она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (Забота, внимание, сочувствие).

Как вы думаете добро победило зло? А почему вы так решили?
4. Работа с видеоматериалом.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Уроки бабочки».

Правильно ли поступил человек, наблюдавший за процессом выхода бабочки из кокона? (выслушать мнения).

К каким последствиям это привело?



Дискуссионный вопрос: И всё-таки плохое или хорошее действие совершил человек? Добро или зло он совершил? (Разворачивает дискуссия по всем правилам вышесказанного).
Делаем вывод, отвечая на вопрос: Всегда ли добро оправдано?
5. Тематическое рисование.

А теперь каждый из вас на листе изобразит, как выглядит для вас добро и зло.


Показатели успешности урока (рефлексия):

  • Эмоциональная включенность в дискуссию;

  • Адекватная логическая аргументация своей точки зрения, когда обучающиеся видят в ситуации не одну, а две стороны, как добро и зло;

  • Наличие в суждениях выбора, как добра, так и зла, то есть способность дифференцировать эталоны и рассуждать в рамках каждой из категорий.

  • Логическое построение смысловой законченной фразы, усвоение моральных норм, одобряемых моделей поведения.

  • Переживание различных эмоциональных состояний.

  • Изображение в рисунках добра и зла, как категории, связанных с людьми, поступками, действиями.

  • Активность, заинтересованность обучающихся на протяжении дискуссии, готовность участвовать в ней.





Мафусаил жил 969 лет, но в 600 лет выглядел так молодо, что никто не давал ему больше 350-ти. Альфред Сови
ещё >>