Похожие работы
|
Семинара «Актуальные проблемы истории, теории и философии права» магистерской программы - страница №1/6
![]() Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики» Факультет Права Программа научно-исследовательского семинара «Актуальные проблемы истории, теории и философии права» магистерской программы «История, теория и философия права» для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра (магистерская программа «История, теория и философия права») Автор-составитель программы: Туманова А.С., доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail: atumanova@hse.ru В работе над программой принимали участие: д.ю.н., проф. Ю.Г. Арзамасов, д.ю.н., проф. А.А. Сафонов, д.и.н., доцент К.А. Соловьев, к.ф.н., доцент А.К. Соболева.
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ «___» ____________ 2012 г. (протокол № ___) Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков Декан факультета права К.ю.н., доцент ____________________________Е.Н. Салыгин Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки. Настоящая программа научно-исследовательского семинара магистерской программы «История, теория и философия права» устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам студента, содержанию и видам учебных занятий и отчетности, определяет компетенции выпускника в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих научно-исследовательский семинар, а также для студентов направления 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права». Программа разработана в соответствии с: - Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (уровень подготовки – магистр), утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ 24 июня 2011 г. (Протокол № 26). - Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права. - Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права».
Научно-исследовательский семинар (далее – НИС) нацелен на изучение наиболее значимых в теоретико–, историко– и философско-правовом отношениях проблем развития отечественной и зарубежной государственности и права на основе привлечения широкого спектра источников и научной литературы, характеризующих состояние правовой жизни России в ретроспективном срезе. Значимая роль в работе семинара отводится методологической составляющей подготовки магистров. Планируется ввести магистрантов в проблематику научной работы, привить им навыки работы с литературой и источниками по теме исследования, познакомить их с новейшими методологическими подходами и разработками в области теории права, истории права, философии права. Важной задачей является научить магистрантов ориентироваться в информационном поле, работать с богатейшими базами (Высшей школы экономики и других образовательных и научно-исследовательских учреждений) научной литературы и нормативно-правовых материалов. Предполагается, что в результате работы в рамках НИСа магистранты обучатся основам самостоятельного выявления актуальных научных и научно-практических проблем, их «диагностики», приемов поисков и определения оптимальных способов их разрешения. Реализуя эту задачу, преподаватели планируют заслушивать доклады по стадиям подготовки магистерской диссертации. Тематика семинара будет касаться следующих вопросов, представляющихся приоритетными: 1. Методология исторических, теоретических и философских исследований права и государства, формирование критериев достоверности научного знания, выработка на этой основе отношения к различным направлениям и школам современного теоретико-исторического познания; выяснение инновационной составляющей социологических, правовых, экономических и антропологических подходов для решения задач теоретической юриспруденции. 2. Критическое переосмысление историографической традиции, необходимое для придания нового импульса исследовательской работе. Эту задачу предполагается решать, во-первых, посредством восстановления традиций русской историко-правовой науки и историографии, разорванных в XX веке. В рамках данного направления работы научно-исследовательского семинара планируется обратить особое внимание на анализ содержания различных историографических школ и направлений, в особенности – теоретической концепции государственной (юридической) школы. Взгляды ее ведущих представителей, большинство из которых были юристами или специалистами в области истории права, охватывают широкий круг вопросов государственного и общественного развития, составляют магистральное направление русской академической науки XIX в. Во-вторых, в рамках критического переосмысления историографической традиции планируется изучение достижений основных школ зарубежной русистики, предпринявших попытку переосмысления и деидеологизации истории российской государственности и правовой системы. Важное значение имеет освещение ранее закрытых и табуированных тем, таких как история гражданского общества и правового государства, история конституционализма, реализация прав и свобод человека и гражданина, история национальных, этнических и конфессиональных конфликтов и др. 3. Расширение проблематики теоретико-исторических исследований в контексте новых методологических подходов и в направлении изучения российской национальной идентичности и др. Приоритетным направлением для участников семинара станет сравнительный анализ форм и выявление альтернатив формирования российской государственности, выяснение возможностей использования историко-правового опыта в современных преобразованиях. Перспективным здесь видятся компаративные подходы, предусматривающие анализ правовых форм российской государственности по трем направлениям: в сравнительной перспективе, в сопоставлении их, прежде всего, с классическими европейскими моделями; в исторической ретроспективе и в контексте механизмов и технологий реализации этих моделей. В контексте современных демократических преобразований исключительно важное значение имеет анализ правовых традиций и форм российской государственности. Магистральным направлением историко-правовых и теоретико-правовых исследований является вопрос о формах правления, который также будет рассмотрен в ходе занятий исследовательского семинара. Основной вклад в разрешение данного вопроса был внесен либеральной юридической мыслью начала XX в. Основными направлениями обсуждения на семинаре станут исторические корни и заимствования правовых норм и институтов; исторические конструкции разделения властей, парламентаризма, судебной системы; сопоставимость форм правления и политических режимов в России и других странах; значение исторического опыта при выборе современной формы правления, разделения функций институтов центрального и местного управления и самоуправления при проведении современных конституционных, земельных, административных и судебных реформ; вопросы оптимальных и ошибочных институциональных решений; формирование гражданской службы и этических принципов ее функционирования. Все эти проблемы включают анализ изменения правовых институтов и социальных отношений в контексте процессов модернизации, глобализации и информатизации. Анализ стратегий и моделей политико-правовой модернизации – очередное приоритетное направление для изучения в рамках научно-исследовательского семинара. В ходе выявления моделей общественного переустройства, реально представленных в истории, речь пойдет о моделях, выстроенных с позиций различных идеологий (консерватизма, либерализма, социализма, анархизма и национализма); партийных программ (анализ проектов политических партий – левых, центра и правых); а также проектов, предложенных крупными социальными мыслителями и включающих как содержательные параметры реформ, так и определение масштабов их осуществления. Ключевое значение имеет вопрос об отношении различных социальных и политических направлений к праву и к идее правового государства, к осуществлению модернизации в ее правовом и неправовом инвариантах. Другая сторона проблемы – готовность самого общества к восприятию реформ. Предметом исследования с этих позиций должны стать социально-психологическая основа социальных изменений (в том числе такие факторы как консерватизм, апатия, раздражение, вызванное отсутствием опыта, влияние исторических предрассудков); система социальной адаптации новых отношений, создание инфраструктуры политических и экономических институтов, а также адекватной системы судебных учреждений и административной юстиции. Значимой для участников семинара станет проблема формирования социальной структуры общества и ее эволюции. Это направление исследований, опираясь на достижения классической русской историко-правовой науки и современные социологические подходы, стремится восстановить объективную картину социальных отношений и институтов традиционного общества и их изменений в результате модернизации и революций XX в. Ключевое значение здесь имеет вопрос о времени формирования и специфике сословного строя, реконструкции юридических и функциональных параметров сословного деления, корпоративной организации и социально-психологических особенностей различных сословий, внутрисословной и межсословной мобильности, роли сословий в общественном управлении; взаимоотношении с государственной властью. На этой основе становится возможным проведение сравнительных исследований сословного строя традиционного общества, его модификаций периода абсолютизма, стратегий перехода к бессословному (гражданскому) обществу и формирования российского среднего класса. 4. В рамках работы семинара планируется уделить существенное внимание выяснению отношений теоретико-исторических исследований и социальной практики меняющегося мира. Актуальной проблематикой в условиях глобализации Новейшего времени становится история интеграционных процессов –взаимодействие и взаимное восприятие культур, создание мировых рынков и информационных коммуникаций, международные интеграционные процессы, особенно набирающие силу в результате дезинтеграции колониальных империй после Второй мировой войны. Важным видится выяснение возможного экспертного вклада историко- и теоретико-правовой наук в проведение демократических реформ, уяснение возможностей прогностических оценок с позиций историко-правового и теоретико-правового научного знания , типологии социальных конфликтов и моделировании их механизмов на сравнительном теоретико-историческом материале, прогнозировании возможных результатов социальных процессов с учетом исторического опыта и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Освоение дисциплины должно способствовать подготовке магистра к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами деятельности: в правотворческой деятельности: оценка эффективности законодательных инициатив и обоснование наиболее приемлемых вариантов законопроектов; участие в разработке правовой политики, осуществлении правового мониторинга, нацеленного на выявление проблем в юридическом сопровождении процессов социально-политического развития общества;
анализ и выработка вариантов решения юридических проблем, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти, международными организациями, правовое сопровождение их деятельности; в правоохранительной деятельности: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
оказание юридической помощи гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям, иное консультирование по вопросам права; подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов и доктринальному толкованию актов; научно-обоснованная правовая экспертиза деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций, информационно-аналитических центров, средств массовой информации; в организационно-управленческой деятельности: подготовка правовой аналитической информации для принятия решения органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;
подготовка и реализация научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем ООП магистратуры; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности; преподавание в высшей школе, обучение кадров. Исходя из этого, магистрант должен знать: – методологию исторических, теоретических и философских исследований права и государства, – принципы и механизмы формирования критериев достоверности научного знания в области истории государства и права, теории государства и права, философии права, сравнительного правоведения и других специальных учебных курсов, изучаемых в рамках магистерской программы ИТФ;
– осуществлять работу по сбору и обобщению материалов по ключевым проблемам учебных курсов магистратуры и теме своей курсовой и магистерской работы; – использовать современные методы работы с источниками и историографией по теме научного исследования;
– овладения комплексом научных исследований по теме магистерской диссертации; – творческого осмысления и переосмысления существующей историографической традиции изучения проблематики учебных курсов; – использования современных методов научного знания, как общенаучных, так и специальных; – реферирования научной литературы, подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций и др.; – преподавания дисциплин теоретико-, историко- и философско-правового циклов. Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций: 1. Системные компетенции:
2. Профессиональные компетенции
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Методологический семинар проводится с магистрантами магистерской программы «История, теория и философия права» на протяжении всего периода их обучения. Он включен в раздел М 3 (практики и научно-исследовательская работа) базового учебного плана подготовки магистра. Работа на методологическом семинаре позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:
Основные навыки, полученные магистрами в ходе работы научно-исследовательского семинара, могут быть использованы в дальнейшем при освоении программы аспирантуры по специальностям 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» и 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» Работу научно-исследовательского семинара предполагается организовать в следующих формах:
Предполагается проведение выездных заседаний семинара для практического знакомства с деятельностью научно-исследовательских учреждений и центров научной информации, функционирующих в области исследовательских интересов магистрантов. Научно-исследовательский семинар планируется организовать в виде очных 4 часовых заседаний. Предполагается, что в течение 2-х годичного обучения каждый слушатель выступит, как минимум, три раза с докладами. Во-первых, с обоснованием научной темы, которую он избрал для исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Во-вторых, с научным докладом в рамках тематического плана работы семинара (в качестве одного из вариантов – выступление по теме курсового исследования на 1 курсе магистратуры). В-третьих, с представлением основных положений, выводов, результатов, полученных в ходе подготовки диссертационного исследования. Работа научно-исследовательского семинара будет организована научными руководителями семинара – руководителем и куратором магистерской программы ИТФ, а также ведущими преподавателями кафедры. Задача руководителя научного семинара состоит в организации и координации научной работы слушателей, в умении «разогреть» дискуссию по их докладам, резюмировать ход дискуссии, указав как на положительные ее моменты, так и на научные и методические ошибки слушателей.
6. Формы контроля знаний магистрантов Контроль за работой магистра на научно-исследовательском семинаре будут осуществлять научные руководители семинара, а также научный руководитель магистранта по магистерской диссертации. Результаты работы магистранта на семинаре будут отражаться, в числе других показателей, в итоговой аттестации магистранта. Работу семинара предполагается планировать в рамках учебных модулей согласно учебному плану магистратуры. Тематика очередного заседания семинара с примерным перечнем вопросов и выступающих размещается в сети Интернете на рабочем портале кафедры теории права и сравнительного правоведения. На сайте могут быть размещены также материалы к очередному семинару. Контроль знаний магистров осуществляется в соответствии с установленной в НИУ ВШЭ методикой по 10 балльной системе. Текущий контроль знаний осуществляется путем начисления баллов за успеваемость и активность на семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Результирующая оценка определяется как средний балл, исходя из оценок магистрантов, выставленных преподавателями по результатам работы в каждом из модулей НИСа. По завершении работ НИСа предполагается выполнение магистрантами итоговой работы, в ходе которой они характеризуют методологию, методы, научный инструментарий избранного ими курсового и магистерского исследований, анализируют научную новизну и актуальность проблематики указанных работ. НИС первого года обучения разделен на 4 модуля. Занятия семинара начинает руководитель программы, д.ю.н., профессор А.С. Туманова, которая проводит два первых занятия в первом модуле, затем следуют занятия куратора программы профессора д.ю.н., проф. А.А. Сафонова (первый модуль, 3–8 занятия). Занятия НИСа во втором модуле проводит д.и.н., проф. К.А. Соловьев, в третьем модуле – д.ю.н., проф. Ю.Г. Арзамасов и в четвертом модуле – д.ю.н., проф. А.С. Туманова. НИС второго года обучения разделен на 4 модуля. В первом–втором модулях с магистрантами работает д.ф.н., доцент А.К. Соболева, занятия в третьем модуле проводит д.ю.н., профессор А.А. Сафонов, занятия в четвертом модуле проводит д.ю.н., профессор А.С. Туманова. 6.1. Критерии оценки знаний, навыков Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Оценки по итоговому контролю выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.
- систематизация законодательства при Николае I, - судебная реформа 1864 г., - университетская реформа и университетский устав 1863 г.
Тема 2. Развитие юридического образования и юриспруденции в России во второй половине XIX – начале XX вв. (4 часа) Проблемное поле для обсуждения: 1. Система юридического образования и изменения в ней согласно Университетским уставам 1835, 1863 и 1884 гг. Расширение программ учебных курсов, удельный вес теоретико-исторических курсов в юридическом образовании (пп. 2–4) 2. Специальные учебные заведения, готовившие юристов во второй половине XIX в.: общая характеристика. Училище правоведения, Демидовский юридический лицей, Лицей цесаревича Николая (Катковский), Военно-юридическая академия. 3. Юридические общества и их роль в развитии юридической науки и образования (пп. 1, 8) 4. Возникновение и развитие юридической журналистики, ее влияние на развитие правовой науки и образования 5. Видные российские правоведы: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, И.Е. Андреевский, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев (п. 13–14). Литература:
Тема 3. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права (4 часа) Проблемное поле для обсуждения: Типы научной рациональности и типы правопонимания. Интерпретация бытия права в классических правовых теориях. Интерпретация бытия права в неклассических правовых теориях. Естественно-правовые концепции правопонимания. Позитивистские концепции правопонимания (нормативизм, психологическая, социологическая, историческая концепции). Либертарно-юридическая концепция правопонимания. Интегральное правопонимание как проблема современной теории права. Основные теоретико-правовые концепции в современном российском правоведении. Литература: Основная: Абдуллаев М.И., С.А. Комаров. Проблемы теории государства и права. Спб., 2003. Варламова Н.В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М., 2010. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Гос. и право. 2003. N 5. С. 5– 33. Радько Т.Н., Медведева Н.Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права России // Государство и право. 2005. №3. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003. Дополнительная: Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. Боуз Д. Либертарианство. История, принципы, политика. Челябинск, 2004 (2009). Графский В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. 2000. № 1. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. Гл.3. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. Поляков А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации // Правоведение. 2006. № 2. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., 1987-1989. Вып. 1-2. ТЕМА 4. Право, правовые системы в условиях глобализации (4 часа) Проблемное поле для обсуждения: Зарождение и развитие правовой глобализации. Концептуальные подходы к понятию глобализации. Причины ускорения глобализационных процессов в различных сферах общественной жизни. Позитивные и негативные последствия глобализации. Правовое отражение и опосредование мировых интеграционных процессов. Проблема мирового правопорядка. Идея глобального права. Проблема глобализации и фрагментаризации правовых систем современности. Место России в глобализирующемся мире. Взаимодействие национальных правовых систем. Формы взаимодействия: аккультурация, рецепция. Проблема заимствования правовых институтов. Понятие «вестернизации». Теория конвергенции. Перспективы развития национальных правовых систем в условиях глобализации. Понятие правовой системы переходного периода. Российская правовая система в условиях глобализации. Права человека в глобализирующемся мире. Универсализация каталога прав человека как элемент глобализации. Регионализм и права человека.
Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006. Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А. Глобализация и развитие законодательства. М., 2004. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: Учебник. Барнаул, 2007. Цвайгерт К., Кетц Х. Сравнительное частное право: В 2-х тт. М.: Международные отношения, 2010. Т. I. Дополнительная: Байтин М.И. Право и правовая система // Право и политика. 2000. № 4. Богдановская И.Ю. Правовые системы Канады, Австралии, Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. 2002. № 8. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Панорама современных правовых систем // Юридический мир. 2002. № 8. Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. № 4. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002. Поленина С.В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 5. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2005. Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Государство и право. 2000. № 11. Смирнова Е.С. Проблемы регионализма и мобильность правового статуса населения в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 9. Сорокин В.В. Правовая система // Правоведение. 2002. № 1. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8. следующая страница >> |
ещё >> |