Семинара «Актуальные проблемы истории, теории и философии права» магистерской программы «История, теория и философия права» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Актуальные проблемы теории и истории государства и права», проводимой... 1 107.78kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
Вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по философии права 1 32.96kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 312.97kb.
Церковное право в системе права российской империи конца XVIII- начала... 3 661.69kb.
Программа вступительных испытаний (экзамена) в магистратуру по направлению... 3 463.55kb.
Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы... 17 4103.42kb.
5 Раздел I. Общие проблемы философии права Глава 1 1 32.75kb.
Тема Теория права как юридическая наука 1 216.14kb.
Сборник выходит в издаваемой с 1999 г серии «Актуальные проблемы... 1 26.48kb.
Превентивная функция юридической ответственности 12. 00. 01 теория... 1 349.6kb.
Советская историческая наука середины ХХ века: синтез трех поколений... 4 602.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Семинара «Актуальные проблемы истории, теории и философии права» магистерской программы - страница №1/6



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики»

Факультет Права

Программа научно-исследовательского семинара

«Актуальные проблемы истории, теории и философии права»

магистерской программы

«История, теория и философия права»
для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра

(магистерская программа «История, теория и философия права»)


Автор-составитель программы:

Туманова А.С., доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail: atumanova@hse.ru

В работе над программой принимали участие: д.ю.н., проф. Ю.Г. Арзамасов, д.ю.н., проф. А.А. Сафонов, д.и.н., доцент К.А. Соловьев, к.ф.н., доцент А.К. Соболева.

Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ

«___» ____________ 2012 г. (протокол № ___)

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков

Декан факультета права

К.ю.н., доцент ____________________________Е.Н. Салыгин


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки.

Настоящая программа научно-исследовательского семинара магистерской программы «История, теория и философия права» устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам студента, содержанию и видам учебных занятий и отчетности, определяет компетенции выпускника в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих научно-исследовательский семинар, а также для студентов направления 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права».

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (уровень подготовки – магистр), утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ 24 июня 2011 г. (Протокол № 26).

- Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права.

- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права».
2. Цели освоения дисциплины.

Научно-исследовательский семинар (далее – НИС) нацелен на изучение наиболее значимых в теоретико–, историко– и философско-правовом отношениях проблем развития отечественной и зарубежной государственности и права на основе привлечения широкого спектра источников и научной литературы, характеризующих состояние правовой жизни России в ретроспективном срезе.

Значимая роль в работе семинара отводится методологической составляющей подготовки магистров. Планируется ввести магистрантов в проблематику научной работы, привить им навыки работы с литературой и источниками по теме исследования, познакомить их с новейшими методологическими подходами и разработками в области теории права, истории права, философии права. Важной задачей является научить магистрантов ориентироваться в информационном поле, работать с богатейшими базами (Высшей школы экономики и других образовательных и научно-исследовательских учреждений) научной литературы и нормативно-правовых материалов.

Предполагается, что в результате работы в рамках НИСа магистранты обучатся основам самостоятельного выявления актуальных научных и научно-практических проблем, их «диагностики», приемов поисков и определения оптимальных способов их разрешения. Реализуя эту задачу, преподаватели планируют заслушивать доклады по стадиям подготовки магистерской диссертации.

Тематика семинара будет касаться следующих вопросов, представляющихся приоритетными:

1. Методология исторических, теоретических и философских исследований права и государства, формирование критериев достоверности научного знания, выработка на этой основе отношения к различным направлениям и школам современного теоретико-исторического познания; выяснение инновационной составляющей социологических, правовых, экономических и антропологических подходов для решения задач теоретической юриспруденции.

2. Критическое переосмысление историографической традиции, необходимое для придания нового импульса исследовательской работе.

Эту задачу предполагается решать, во-первых, посредством восстановления традиций русской историко-правовой науки и историографии, разорванных в XX веке. В рамках данного направления работы научно-исследовательского семинара планируется обратить особое внимание на анализ содержания различных историографических школ и направлений, в особенности – теоретической концепции государственной (юридической) школы. Взгляды ее ведущих представителей, большинство из которых были юристами или специалистами в области истории права, охватывают широкий круг вопросов государственного и общественного развития, составляют магистральное направление русской академической науки XIX в.

Во-вторых, в рамках критического переосмысления историографической традиции планируется изучение достижений основных школ зарубежной русистики, предпринявших попытку переосмысления и деидеологизации истории российской государственности и правовой системы. Важное значение имеет освещение ранее закрытых и табуированных тем, таких как история гражданского общества и правового государства, история конституционализма, реализация прав и свобод человека и гражданина, история национальных, этнических и конфессиональных конфликтов и др.

3. Расширение проблематики теоретико-исторических исследований в контексте новых методологических подходов и в направлении изучения российской национальной идентичности и др.

Приоритетным направлением для участников семинара станет сравнительный анализ форм и выявление альтернатив формирования российской государственности, выяснение возможностей использования историко-правового опыта в современных преобразованиях.

Перспективным здесь видятся компаративные подходы, предусматривающие анализ правовых форм российской государственности по трем направлениям: в сравнительной перспективе, в сопоставлении их, прежде всего, с классическими европейскими моделями; в исторической ретроспективе и в контексте механизмов и технологий реализации этих моделей. В контексте современных демократических преобразований исключительно важное значение имеет анализ правовых традиций и форм российской государственности.

Магистральным направлением историко-правовых и теоретико-правовых исследований является вопрос о формах правления, который также будет рассмотрен в ходе занятий исследовательского семинара. Основной вклад в разрешение данного вопроса был внесен либеральной юридической мыслью начала XX в.

Основными направлениями обсуждения на семинаре станут исторические корни и заимствования правовых норм и институтов; исторические конструкции разделения властей, парламентаризма, судебной системы; сопоставимость форм правления и политических режимов в России и других странах; значение исторического опыта при выборе современной формы правления, разделения функций институтов центрального и местного управления и самоуправления при проведении современных конституционных, земельных, административных и судебных реформ; вопросы оптимальных и ошибочных институциональных решений; формирование гражданской службы и этических принципов ее функционирования. Все эти проблемы включают анализ изменения правовых институтов и социальных отношений в контексте процессов модернизации, глобализации и информатизации.

Анализ стратегий и моделей политико-правовой модернизации – очередное приоритетное направление для изучения в рамках научно-исследовательского семинара. В ходе выявления моделей общественного переустройства, реально представленных в истории, речь пойдет о моделях, выстроенных с позиций различных идеологий (консерватизма, либерализма, социализма, анархизма и национализма); партийных программ (анализ проектов политических партий – левых, центра и правых); а также проектов, предложенных крупными социальными мыслителями и включающих как содержательные параметры реформ, так и определение масштабов их осуществления. Ключевое значение имеет вопрос об отношении различных социальных и политических направлений к праву и к идее правового государства, к осуществлению модернизации в ее правовом и неправовом инвариантах.

Другая сторона проблемы – готовность самого общества к восприятию реформ. Предметом исследования с этих позиций должны стать социально-психологическая основа социальных изменений (в том числе такие факторы как консерватизм, апатия, раздражение, вызванное отсутствием опыта, влияние исторических предрассудков); система социальной адаптации новых отношений, создание инфраструктуры политических и экономических институтов, а также адекватной системы судебных учреждений и административной юстиции.

Значимой для участников семинара станет проблема формирования социальной структуры общества и ее эволюции. Это направление исследований, опираясь на достижения классической русской историко-правовой науки и современные социологические подходы, стремится восстановить объективную картину социальных отношений и институтов традиционного общества и их изменений в результате модернизации и революций XX в. Ключевое значение здесь имеет вопрос о времени формирования и специфике сословного строя, реконструкции юридических и функциональных параметров сословного деления, корпоративной организации и социально-психологических особенностей различных сословий, внутрисословной и межсословной мобильности, роли сословий в общественном управлении; взаимоотношении с государственной властью. На этой основе становится возможным проведение сравнительных исследований сословного строя традиционного общества, его модификаций периода абсолютизма, стратегий перехода к бессословному (гражданскому) обществу и формирования российского среднего класса.

4. В рамках работы семинара планируется уделить существенное внимание выяснению отношений теоретико-исторических исследований и социальной практики меняющегося мира. Актуальной проблематикой в условиях глобализации Новейшего времени становится история интеграционных процессов –взаимодействие и взаимное восприятие культур, создание мировых рынков и информационных коммуникаций, международные интеграционные процессы, особенно набирающие силу в результате дезинтеграции колониальных империй после Второй мировой войны. Важным видится выяснение возможного экспертного вклада историко- и теоретико-правовой наук в проведение демократических реформ, уяснение возможностей прогностических оценок с позиций историко-правового и теоретико-правового научного знания , типологии социальных конфликтов и моделировании их механизмов на сравнительном теоретико-историческом материале, прогнозировании возможных результатов социальных процессов с учетом исторического опыта и др.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Освоение дисциплины должно способствовать подготовке магистра к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами деятельности:



в правотворческой деятельности:

оценка эффективности законодательных инициатив и обоснование наиболее приемлемых вариантов законопроектов;

участие в разработке правовой политики, осуществлении правового мониторинга, нацеленного на выявление проблем в юридическом сопровождении процессов социально-политического развития общества;

в правоприменительной деятельности:

анализ и выработка вариантов решения юридических проблем, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти, международными организациями, правовое сопровождение их деятельности;



в правоохранительной деятельности:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

в экспертно-консультационной деятельности:

оказание юридической помощи гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям, иное консультирование по вопросам права;

подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов и доктринальному толкованию актов;

научно-обоснованная правовая экспертиза деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций, информационно-аналитических центров, средств массовой информации;



в организационно-управленческой деятельности:

подготовка правовой аналитической информации для принятия решения органами государственного управления и местного самоуправления;

работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;

в научно-исследовательской и преподавательской деятельности:

подготовка и реализация научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем ООП магистратуры;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

преподавание в высшей школе, обучение кадров.


Исходя из этого, магистрант должен знать:

– методологию исторических, теоретических и философских исследований права и государства,

– принципы и механизмы формирования критериев достоверности научного знания в области истории государства и права, теории государства и права, философии права, сравнительного правоведения и других специальных учебных курсов, изучаемых в рамках магистерской программы ИТФ;
уметь:

– осуществлять работу по сбору и обобщению материалов по ключевым проблемам учебных курсов магистратуры и теме своей курсовой и магистерской работы;

– использовать современные методы работы с источниками и историографией по теме научного исследования;
владеть навыками:

– овладения комплексом научных исследований по теме магистерской диссертации;

– творческого осмысления и переосмысления существующей историографической традиции изучения проблематики учебных курсов;

– использования современных методов научного знания, как общенаучных, так и специальных;

– реферирования научной литературы, подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций и др.;

– преподавания дисциплин теоретико-, историко- и философско-правового циклов.


Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций:
1. Системные компетенции:

по

порядку

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

СК-1

СК-М1

Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

СК-2

СК-М2

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

СК-4

СК-М4

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

СК-6

СК-М6

Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

СК-8

СК-М8

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.


2. Профессиональные компетенции

по порядку

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

А) Инструментальные компетенции

ПК-1

ИК-М5.1

Способен участвовать в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-3

ИК-М5.3

Способен руководить отдельными видами профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-5

ИК-М2.1.1._2.4.1_2.5.2

Способен устно публично выступать (дискуссировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-8

ИК-М4.1ю

Способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-11

ИК-М5.3/5/6ю

Способен описывать юридически значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках экономических, социальных и гуманитарных наук.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

Б) Социально-личностные компетенции

ПК-14

СЛК-М4ю

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия в процессе реализации профессиональной юридической деятельности.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-15

СЛК-М6ю

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы юридического свойства.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-16

СЛК-М7ю

Способен строить профессиональную юридическую деятельность на основе принципов законности, справедливости и социальной ответственности.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.

ПК-17

СЛК-М8ю

Способен генерировать новые юридические решения, обладает креативностью, инициативностью.

Лекции, семинары, встречи с учеными и практиками, мастер-классы экспертов и специалистов, подготовка докладов, презентаций, письменных работ.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Методологический семинар проводится с магистрантами магистерской программы «История, теория и философия права» на протяжении всего периода их обучения. Он включен в раздел М 3 (практики и научно-исследовательская работа) базового учебного плана подготовки магистра. Работа на методологическом семинаре позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:



  • История отечественного государства и права;

  • История государства и права зарубежных стран;

  • История политических и правовых учений;

  • Теория государства и права.

Основные навыки, полученные магистрами в ходе работы научно-исследовательского семинара, могут быть использованы в дальнейшем при освоении программы аспирантуры по специальностям 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» и 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»

Работу научно-исследовательского семинара предполагается организовать в следующих формах:



  • – лекции, проводимые ведущими профессорами и преподавателями кафедры; они имеют целью ввести магистрантов в проблематику научных исследований преподавателей кафедры, познакомить их с методикой составления и осуществления исследовательских проектов и полученными в ходе работы научными результатами;

  • – представление «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры и факультета, а также других высших учебных заведений;

  • – обсуждение научных публикаций, привлекших внимание научной общественности;

  • – проведение мастер-классов ведущих специалистов в соответствующих магистерской программе областях теоретико– и историко-правового знания;

  • – проведение тематических «круглых столов»;

  • – выступление участников семинара с докладами и научными сообщениями и их обсуждение;

  • – обсуждение выполняемых участниками семинара научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых работ, магистерских диссертаций);

  • – обсуждение научных докладов приглашенных на заседание семинара или заседание кафедры гостей.

Предполагается проведение выездных заседаний семинара для практического знакомства с деятельностью научно-исследовательских учреждений и центров научной информации, функционирующих в области исследовательских интересов магистрантов.

Научно-исследовательский семинар планируется организовать в виде очных 4 часовых заседаний. Предполагается, что в течение 2-х годичного обучения каждый слушатель выступит, как минимум, три раза с докладами. Во-первых, с обоснованием научной темы, которую он избрал для исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Во-вторых, с научным докладом в рамках тематического плана работы семинара (в качестве одного из вариантов – выступление по теме курсового исследования на 1 курсе магистратуры). В-третьих, с представлением основных положений, выводов, результатов, полученных в ходе подготовки диссертационного исследования.

Работа научно-исследовательского семинара будет организована научными руководителями семинара – руководителем и куратором магистерской программы ИТФ, а также ведущими преподавателями кафедры. Задача руководителя научного семинара состоит в организации и координации научной работы слушателей, в умении «разогреть» дискуссию по их докладам, резюмировать ход дискуссии, указав как на положительные ее моменты, так и на научные и методические ошибки слушателей.
5. Тематический план

п/п



Наименование темы

Виды занятий


Всего

часов


Лек.

Сем.


Сам. раб.


1

2

3

4

5

6

1-й год обучения

Раздел 1. Проблемы истории и теории юриспруденции (модуль 1)

1.

Юридическое мировоззрение: источники, вехи и модели развития

10




4

6

2.

Развитие юридического образования и юриспруденции в России во второй половине XIX – начале XX вв.

10




4

6

3.

Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права

10




4

6

4.

Право, правовые системы в условиях глобализации

10




4

6

5.

Тенденции развития современной российской правовой системы

10




4

6

6.

Правовая политика как общетеоретическая и организационно-правовая проблема

10




4

6

7.

Теоретико-правовые проблемы соотношения права, государства, демократии и экономики

10




4

6

8.

Роль права в формировании инновационной экономики и общества. Правовые формы интеграции науки и образования

10




4

6

Раздел 2. Законотворческий процесс в России Нового времени (модуль 2)

9.

Источники, историография, методология.

10




4

6

10.

Феномен профессиональной бюрократии и ее место в политической системе Российской империи

10




4

6

11.

Повседневный мир петербургской канцелярии

8




2

6

12.

Законотворческие практики в XIX веке

10




4

6
















13.

Проблема кодификации законодательства.

10




4

6

14.

Бюрократия и правовое пространство Российской империи

10




4

6

15.

Группы интересов и законодательный процесс в XIX – начале XX в.

8




2

6

16.

Пресса и законодательный процесс в XIX – начале XX в.

8




2

6

17.

Законотворческий процесс в 1906–1917 гг.

12




6

6

Раздел 3. Проблемы технологии и методологии нормотворчества (модуль 3)

18.

Нормография как наука и научная дисциплина

8




2

6

19.

Нормотворческая юридическая техника

12




6

6

20.

Приемы и способы изложения нормативного материала

10




4

6

21.

Мониторинг в правотворчестве

12




6

6

22.

Антикоррупционный мониторинг

10




4

6

23.

Оценка регулирующего воздействия

8




2

6

24.

Организация подготовки законопроектов. Требования, предъявляемые к законопроектам

10




4

6

25.

Подготовка законопроектов

10




4

6

26.

Технология подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации

8




2

6

27.

Структура и содержание нормотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти

12




6

6

Раздел 4. Гражданское общество в историко-правовом и теоретико-правовом ракурсах (модуль 4)

28.

Гражданское общество в России: исторический и теоретический аспекты проблемы

10




4

6

29.

Гражданское общество в политико-правовой мысли Нового времени. Классические теории.

10




4

6

30.

Развитие теорий гражданского общества в XX веке

10




4

6

31

Воззрения на гражданское общество в российской политико-правовой и философской теории последних лет

10




4

6

32

Общественные организации в политической системе российского общества: XIX – начало XX века. Складывание основ гражданского общества

14




8

6

33

Опыт функционирования общественных организаций в советский период

10




4

6

34.

Гражданское общество и некоммерческий сектор в постсоветской России

10




4

6

35.

Гражданское общество в посткоммунистической Европе: траектории и перспективы развития

10




4

6

36.

Подведение итогов НИСа 1-го года обучения. Предзащита курсовых проектов.

10




4

6




ЗАЧЕТ
















ИТОГО (по 1-му году обучения):

360

0

144

216




Раздел 5. Теория прав человека













37.

Теория прав человека: от истории к современности

6




4

2

38

Права человека и демократия

6




4

2

39

Пределы вмешательства в права человека

6




4

2

40

Универсализм прав человека и культурный релятивизм

6




4

2

41

Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции

6




4

2

42

Право на свободу совести и вероисповедания

6




4

2

43

Право на свободу слова: концепция, философское и теоретико-правовое обоснование, пределы

6




4

2

44

Равенство и дискриминация

6




4

2




Раздел 6. Методика проведения мониторинга в области прав человека













45

Организация и проведение мониторинга соблюдения прав человека: постановка задач

6




4

2

46

Анализ нормативно-правовой базы как часть мониторинга прав человека и часть теоретических исследований в области прав человека

6




4

2

47

Методы социальных наук в изучении и мониторинге прав человека. Количественные и качественные методы мониторинга

6




4

2

48

Методика проведения мониторинга и исследований в конкретных областях прав человека (анализ литературы и отчетов по проведенным исследованиям)

6




4

2

49

Мониторинг нормативно-правовых актов

6




4

2

50

Подготовка отчета о проведении мониторинга и презентация результатов исследования

6




4

2

51

Презентация результатов мониторингов, проведенных студентами

6




4

2




Раздел 7. Методология юридической науки













52

Понятие, предмет и объект правовой науки

6




4

2

53

Метод, система и функции правовой науки

6




4

2

54

История западноевропейской

правовой науки



10




6

4

55

Понятие, виды и стадии правовых исследований

6




4

2

56

Методология догматических и сравнительно-правовых исследований

6




4

2

57

Методология социальных правовых исследований

6




4

2

58

Методология историко-правовых исследований

2




4

6

59

Методология теоретико-правовых исследований

6




4

2

60

Организация научного исследования и особенности подготовки научных публикаций

6




4

2

61

Методика преподавания юридических дисциплин

4




2

2




Раздел 8. Апробация основных положений магистерских диссертаций. Предзащита диссертаций

55




42

22




Зачет
















Итого: по второму году обучения

222




144

78




Итого: за два года обучения

582




288

294



6. Формы контроля знаний магистрантов
Контроль за работой магистра на научно-исследовательском семинаре будут осуществлять научные руководители семинара, а также научный руководитель магистранта по магистерской диссертации. Результаты работы магистранта на семинаре будут отражаться, в числе других показателей, в итоговой аттестации магистранта.

Работу семинара предполагается планировать в рамках учебных модулей согласно учебному плану магистратуры. Тематика очередного заседания семинара с примерным перечнем вопросов и выступающих размещается в сети Интернете на рабочем портале кафедры теории права и сравнительного правоведения. На сайте могут быть размещены также материалы к очередному семинару.

Контроль знаний магистров осуществляется в соответствии с установленной в НИУ ВШЭ методикой по 10 балльной системе. Текущий контроль знаний осуществляется путем начисления баллов за успеваемость и активность на семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Результирующая оценка определяется как средний балл, исходя из оценок магистрантов, выставленных преподавателями по результатам работы в каждом из модулей НИСа.

По завершении работ НИСа предполагается выполнение магистрантами итоговой работы, в ходе которой они характеризуют методологию, методы, научный инструментарий избранного ими курсового и магистерского исследований, анализируют научную новизну и актуальность проблематики указанных работ.

НИС первого года обучения разделен на 4 модуля. Занятия семинара начинает руководитель программы, д.ю.н., профессор А.С. Туманова, которая проводит два первых занятия в первом модуле, затем следуют занятия куратора программы профессора д.ю.н., проф. А.А. Сафонова (первый модуль, 3–8 занятия). Занятия НИСа во втором модуле проводит д.и.н., проф. К.А. Соловьев, в третьем модуле – д.ю.н., проф. Ю.Г. Арзамасов и в четвертом модуле – д.ю.н., проф. А.С. Туманова.

НИС второго года обучения разделен на 4 модуля. В первом–втором модулях с магистрантами работает д.ф.н., доцент А.К. Соболева, занятия в третьем модуле проводит д.ю.н., профессор А.А. Сафонов, занятия в четвертом модуле проводит д.ю.н., профессор А.С. Туманова.


6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по итоговому контролю выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.


7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Раздел 1. Проблемы истории и теории юриспруденции
Тема 1. Юридическое мировоззрение: источники, вехи и

модели развития (4 часа)
Проблемное поле для обсуждения:


  1. Юридическое мировоззрение и его возникновение в России (п. 14, с. 36–53, п. 13, глава 81).

  2. Основные вехи развития правовой культуры России XIX в. (п. 7, 8, 13, и другие)

- систематизация законодательства при Николае I,

- судебная реформа 1864 г.,

- университетская реформа и университетский устав 1863 г.

Литература:


  1. Азаркин Н.А. История юридической мысли в России: Курс лекций. М.: Юридическая литература, 1999.

  2. Десницкий С.Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей: вторая половина XVIII в. М.. 1959.

  3. История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2006.

  4. История политических и правовых учений. Учебник / Под. ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000.

  5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

  6. Захаров В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования в России второй половины XIX – начала XX века. Курск, 2006.

  7. Захаров В.В., Ильина Т.Н. Система подготовки кадров для органов правосудия в России во второй половине XIX – начале XX века. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2013.

  8. Зипунникова Н.Н. «Университеты учреждаются для преподавания наук в высшей степени». Российское законодательство об университетах XVIII – начала XX века. Екатеринбург, 2009.

  9. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  10. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М.: Изд-во МГУ, 1980.

  11. Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.) // Государство и право. 2000. № 9. С. 81–89.

  12. Томсинов В.А. Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории // Законодательство. 1998. № 2.

  13. Уортман Р.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России. М., 2004.

  14. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М., 2012.

  15. Wirtschafter E.K. Russian Legal Culture and the Rule of Law // Kritika. Vol. 7. № 1. Winter 2006.

Тема 2. Развитие юридического образования и юриспруденции в России

во второй половине XIX – начале XX вв. (4 часа)

Проблемное поле для обсуждения:

1. Система юридического образования и изменения в ней согласно Университетским уставам 1835, 1863 и 1884 гг. Расширение программ учебных курсов, удельный вес теоретико-исторических курсов в юридическом образовании (пп. 2–4)

2. Специальные учебные заведения, готовившие юристов во второй половине XIX в.: общая характеристика.

Училище правоведения, Демидовский юридический лицей, Лицей цесаревича Николая (Катковский), Военно-юридическая академия.

3. Юридические общества и их роль в развитии юридической науки и образования (пп. 1, 8)

4. Возникновение и развитие юридической журналистики, ее влияние на развитие правовой науки и образования



5. Видные российские правоведы: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, И.Е. Андреевский, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев (п. 13–14).
Литература:


  1. Горин А.Г. Юридические общества дореволюционной России.// Государство и право. 1989. №7. С.117 – 123.

  2. Захаров В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования в России второй половины XIX – начала XX века. Курск, 2006.

  3. Захаров В.В., Ильина Т.Н. Система подготовки кадров для органов правосудия в России во второй половине XIX – начале XX века. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2013.

  4. Зипунникова Н.Н. «Университеты учреждаются для преподавания наук в высшей степени». Российское законодательство об университетах XVIII – начала XX века. Екатеринбург, 2009.

  5. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  6. Корнев В.Н. Проблемы теории государства и права в либеральной правовой мысли России конца XIX – начала XX вв. М.: Юрлитинформ, 2005.

  7. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М.: Изд-во МГУ, 1980.

  8. Миридонова В.С. Юридические общества в России (1865 - 1917)…Диссертация… канд. юрид. наук. М., 2002

  9. Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. См. ст. П. Новгордцева «Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба»; С. Муромцева «Образование права по учениям немецкой юриспруденции».

  10. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

  11. Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX вв.) // Государство и право. 2000. № 9. С. 81-89.

  12. Томсинов В.А. Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории // Законодательство. 1998. № 2.

  13. Томсинов В.А. Иван Дмитриевич Беляев // Вестник Московского университета. Сер. Право. 1996. № 4.

  14. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII – XX веков: очерки жизни и творчества (к вопросу № 7)

  15. Уортман Р.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России. М., 2004.

  16. Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. М.: Изд-во «Зерцало», 2003.

  17. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. Казань, 1893.

  18. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М., 2012.

  19. Wirtschafter E.K. Russian Legal Culture and the Rule of Law // Kritika. Vol. 7. № 1. Winter 2006.


Тема 3. Теоретические проблемы правопонимания

и формирования содержания права (4 часа)
Проблемное поле для обсуждения:
Типы научной рациональности и типы правопонимания. Интерпретация бытия права в классических правовых теориях. Интерпретация бытия права в неклассических правовых теориях. Естественно-правовые концепции правопонимания. Позитивистские концепции правопонимания (нормативизм, психологическая, социологическая, историческая концепции). Либертарно-юридическая концепция правопонимания. Интегральное правопонимание как проблема современной теории права. Основные теоретико-правовые концепции в современном российском правоведении.
Литература:

Основная:

Абдуллаев М.И., С.А. Комаров. Проблемы теории государства и права. Спб., 2003.

Варламова Н.В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М., 2010.

Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.

Основные концепции права и государства в современной России (По материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Гос. и право. 2003. N 5. С. 5– 33.



Радько Т.Н., Медведева Н.Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права России // Государство и право. 2005. №3.

Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003.
Дополнительная:

Алексеев С.С. Линия права. М., 2006.

Боуз Д. Либертарианство. История, принципы, политика. Челябинск, 2004 (2009).

Графский В.Г. Общая теория права П.А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. 2000. № 1.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. Гл.3.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Поляков А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации // Правоведение. 2006. № 2.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., 1987-1989. Вып. 1-2.


ТЕМА 4. Право, правовые системы в условиях глобализации

(4 часа)
Проблемное поле для обсуждения:

Зарождение и развитие правовой глобализации. Концептуальные подходы к понятию глобализации. Причины ускорения глобализационных процессов в различных сферах общественной жизни. Позитивные и негативные последствия глобализации. Правовое отражение и опосредование мировых интеграционных процессов. Проблема мирового правопорядка. Идея глобального права. Проблема глобализации и фрагментаризации правовых систем современности. Место России в глобализирующемся мире.

Взаимодействие национальных правовых систем. Формы взаимодействия: аккультурация, рецепция. Проблема заимствования правовых институтов. Понятие «вестернизации». Теория конвергенции. Перспективы развития национальных правовых систем в условиях глобализации. Понятие правовой системы переходного периода. Российская правовая система в условиях глобализации. Права человека в глобализирующемся мире. Универсализация каталога прав человека как элемент глобализации. Регионализм и права человека.
Литература:

Основная:

Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. Раздел 3.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. Гл. 4.

Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009.

Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М, 2009.

Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006.



Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А. Глобализация и развитие законодательства. М., 2004.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000.



Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: Учебник. Барнаул, 2007.

Цвайгерт К., Кетц Х. Сравнительное частное право: В 2-х тт. М.: Международные отношения, 2010. Т. I.
Дополнительная:

Байтин М.И. Право и правовая система // Право и политика. 2000. № 4.

Богдановская И.Ю. Правовые системы Канады, Австралии, Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. 2002. № 8.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Панорама современных правовых систем // Юридический мир. 2002. № 8.

Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. № 4.

Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002.

Поленина С.В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 5.

Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2005.



Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Государство и право. 2000. № 11.

Смирнова Е.С. Проблемы регионализма и мобильность правового статуса населения в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 9.

Сорокин В.В. Правовая система // Правоведение. 2002. № 1.

Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8.


следующая страница >>



Еще ни один Бог не пережил утраты верующих в него. Станислав Ежи Лец
ещё >>