Семинар по теме «Формы культуры». Сейчас мы вместе должны определить те задачи, которые будут стоять перед нами - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар по теме: «Роль и задачи социальных служб для молодежи» Количество... 1 316.05kb.
Шуляковский Владимир Николаевич 1 65.76kb.
Семинар Адрес: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71-А, Гостиница... 1 35.29kb.
План воспитательной работы 2 491.17kb.
Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами, творите вместе... 1 29.34kb.
«Русско-турецкие войны 18 века» 1 37.17kb.
Семинар по теме Культура Древнего Египта Вопросы для обсуждения 1 158.38kb.
Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской... 4 847.12kb.
Современные интернет сервисы в образовательной деятельности школьников 1 47.51kb.
Муниципального бюджетного учреждения культуры 1 275.62kb.
Toc краткое описание системы Контекст, цели и задачи проекта Список... 1 86.38kb.
Понятие элитарного и массового в теории искусства и художественной... 1 181.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Семинар по теме «Формы культуры». Сейчас мы вместе должны определить те задачи, которые - страница №1/1

Конспект урока по теме: «Формы культуры».
Цель урока:

Образовательная : усвоение учащимися фундаментальных понятий : элитарная народная массовая культура, субкультура, молодёжная субкультура, контркультура.

Развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения анализировать и сравнивать формы культуры, работать с дополнительной литературой, называть виды субкультуры, особенности молодёжной субкультуры.

Воспитательная: привитие учащимся эстетических чувств к культуре, а также чувства уважения ко всем формам культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, программно-методическое обеспечение – презентации по теме урока, рабочие тетради, учебник обществознание, раздаточный материал.

Основные понятия: элитарная народная массовая культура, субкультура, молодёжная субкультура, контркультура, молодёжная субкультура, поп-культура, сленг, китч, скарт, доминирующая культура.
Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок - семинар

План урока.


  1. Организационный этап.

  2. Создание проблемной ситуации

  3. Объяснение нового материала

  4. Закрепление знаний, умений, навыков.

  5. Подведение итогов урока, оценки.

  6. Задание на дом.


Ход урока.
I Организационный этап. (1мин).

-Здравствуйте, ребята. Думаю, что вы все готовы приступить к нашему уроку .



II Создание проблемной ситуации.(3мин)

  • Сегодня ребята, мы с вами проведём урок – семинар по теме

«Формы культуры».
Сейчас мы вместе должны определить те задачи, которые будут стоять перед нами.

(предполагаемые ответы учеников, корректировка учителя)




  • Познакомиться с основными формами культуры и её разновидностями;

  • Проанализировать признаки каждой формы культуры ;

  • Раскрыть понятие «субкультура» и называть её виды;

  • Познакомиться с различными формами проявления молодёжной субкультуры;

  • Раскрыть понятие «контркультура»;

  • Выявить различия между понятиями «субкультура» и «контркультура».

План изучаемого материала.



  1. Элитарная народная массовая культура, их разновидности и признаки.

  2. Массовая культура в современной России.

  3. Субкультура. Виды субкультуры.

  4. Молодёжная субкультура.

  5. Контркультура.


III . Обяснение нового материала : Слушая моё объяснение и доклады выступающих ребят, вы должны по ходу урока заполнить таблицу, состоящую из 3- ёх граф.

Формы культуры

Её разновидности

Характерные признаки










В рамках определённой исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная, национальная, светская, религиозная, западная , восточная. В современном обществе особое значение приобрели три формы культуры. В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень различают три её формы :

-ЭЛИТАРНУЮ

-НАРОДНУЮ

- МАССОВУЮ

и две разновидности:

-субкультура

-КОНТРКУЛЬТА

Охарактеризуем и проанализируем все формы культуры. И так в чём состоят особенности элитарной культуры и каковы её разновидности? Сообщение на эту тему подготовила ____________________.



    • Выступление ученика , показ слайдов.(5мин)

    • Вывод по сообщению

Признаки и особенности элитарной культуры:

1. Создается привилегированной частью общества или профессиональными творцами;

2. Трудна для понимания неподготовленного человека;

3 .Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека ;

4 . У неё ограниченный круг её почитателей.
Следующей формой культуры является народная культура. И так в чём состоят особенности народной культуры и каковы её разновидности? Сообщение на эту тему подготовил ____________________.


  • Выступление ученика , показ слайдов.(3-4мин).

  • Вывод по сообщению


Признаки и особенности народной культуры:

1.Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной ценностью;

2. Не теряет актуальность со временем и является культурным наследием;

3. Народную культуру называют любительской (по происхождению), или коллективной.

Она носит национальный и локальный характер т.е. тесно связана с традициями данной местности.

4. В её создании участвуют все желающие, т.е. она является общедоступной.





  • Следующей формой культуры является массовая культура. В чём состоят особенности массовой культуры, где и когда возникла массовая культура и каковы причины её возникновения? На все эти вопросы попытается ответить _______________ .

  • Выступление ученика , показ слайдов.(6 мин).

  • Вывод по сообщению

Признаки и особенности массовой культуры:

1.Обладает меньшей художественной ценностью;

2. У неё самая широкая аудитория;

3. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, быстро теряет актуальность и выходит из моды;

4. Является авторской культурой;

5. Может быть интернациональной и национальной. Эта культура демократична.




  • Массовая культура имеет свои гримасы. К гримасам массовой культуры относится особый вид искусства , который называется

БОДИ-АРТ- ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО НАД СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ. Оно всегда существовало, но было загнано обществом в подполье, а в наше время стало модным и вместе с тем совершенно обычным явлением. К боди – арту относится

- татуировка (прошивка, регалка, наколка)

-ПИРСИНГ

-СКАРТ- искусство нанесения шрамов.( шрамирование)



  • Переходим к следующему пункту нашего плана урока. О том как развивается массовая культура в современной России нам расскажет ________________.

  • Выступление ученика, показ слайдов.(4 мин).

  • Вывод по сообщению

  • Если позволяет время, можно ребятам дать самостоятельно выполнить задание в рабочей тетради № 1 и №2 на с.69-70.

  • Можно задать вопрос классу. Контактируют ли между собой различные формы культуры?

  • Следующим пунктом нашего плана темы является вопрос

Субкультура. Виды субкультуры.

-Для этого мы должны познакомиться с понятием

-ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА
-ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА- это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев которыми руководствуется большинство членов общества.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура (своя система ценностей и правила поведения)



Малые культурные миры называются субкультурами..

Виды субкультуры:

-молодёжная

- пожилых людей

- средних лет

-национальных меньшинств

-профессиональная

-криминальная

-субкультура наркоманов , бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей.

-среднего класса

- богатого класса

- маленьких детей

Таким образом, у каждой социальной группы и у каждого поколения свой культурный мир.



Самое главное субкультура не противостоит ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРЕ:


  • Рассмотрим с вами молодёжную субкультуру. Как она себя проявляет?




  • Выступление ученика, показ слайдов.(4 мин).

  • Вывод по сообщению




  • Рассмотрим последний вопрос нашего плана урока

КОНТРКУЛЬТУРА
КОНТРКУЛЬТУРА-это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

(Молодёжное движение хиппи 60 г. отрицало господствующие американские ценности: труд, материальное богатство, наживу, рационализм, секс. сдержанность )



IV Закрепление изученного материала;


- Назовите формы культуры

- назовите признаки и особенности массовой, народной, элитарной культуры.

- Контактируют ли между собой различные формы культуры?

- Что такое субкультура? Назовите её виды.

- Что такое контркультура? Чем она отличается от субкультуры?



V . Подведение итогов урока, оценки за урок.
Дом . задание: П . 19 вопросы 1-5 Практикум на с. 153

Элитарная культура.

В современном обществе особое значение приобрела элитарная культура или её ещё называют высокая культура

Элитарная культура – это культура сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия.

Она создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Её девиз – «искусство для искусства».

Она рассчитана на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служит предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на неё никакого внимания или не понять. Однако если уровень образования населения растёт , круг почитателей высокой культуры растёт.

Элитарная культура включает в себя:

-изящное искусство (живопись, скульптуру, архитектуру)

- классическую музыку.

- литературу,

- иконопись, мозаику.

Примерами элитарной культуры в живописи может служить живопись испанского художника Пабло Пикассо и живопись Сальвадора Дали.

(Показ слайдов)

Архитектурные здания, построенные в готическом, романовском, византийском, классическом стиле.

(Показ слайдов)

Примером элитарной культуры является интеллектуальное кино- Это фильмы режиссёра Феллини и режиссёра Тарковского. Интеллектуальное кино отличается от обычного тем, что в центре внимания философские и нравственные проблемы. Картины отличаются глубоким психологизмом, сочетанием фантастики и реальности, ярким метафорическим языком.

(Показ слайдов)

Классическая музыка Шенберга, музыка Дюваля, Шнитке , а также других композиторов классиков, таких как Бах, Моцарт,



Также есть разновидности элитарной культуры:

- светское искусство ( оперы, светская живопись)

- салонная музыка.

Творцы элитарной культуры стремятся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению. Коммерческая выгода не является целью для её создателей. Уникальные произведения элитарного искусства порой приносят их создателям не только признание , но и доход, становясь очень популярными, как это случилось с картинами Сальвадора Дали и Шемякина. Достижения , художественные приёмы, идеи элитарной культуры со временем перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Она появилась в середине 20 века, когда средства массовой информации ( радио, печать , телевидение, грамзаписи и магнитофоны ) проникли в большинство стран мира .и стали доступны всем слоям населения . Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная. Но у неё самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро устаревают и выходят из моды. Массовая культура может быть интернациональной и национальной .Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования . Примером массовой культуры может являться кино. Это целый набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс фильмов, мультфильмы. и. т.д. К массовой культуре относится и цирк.

Вслед за австрийским психологом Фрейдом большинство исследователей считают, что массовая культура влияет на психику человека. Он перестаёт быть самим собой , а становится частью массы , сливаясь с нею. Человек заражается коллективным настроением, когда слушает рок – музыку, смотрит телевизор или кино в большом зале.

«Массовую культуру называют по-разному:

-Развлекательным искусством,

-искусством анти-усталости

-кичем («халтурой»)

-полукультура

- популярная культура или поп-культура

Характеризуя её, американский филолог Белл подчеркнул: «Эта культура демократична, Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. »

К уроку: «Формы культуры».



«Формы культуры» и их особенности.

Формы культуры

Разновидности

Признаки и особенности





























Лучший способ помочь бедным — это не стать одним из них. Ланг Ханкок, австралийский м
ещё >>