Сценарий / Детская историческая библиотека «Отечество» бу города Омска «Омские муниципальные библиотеки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Число жителей поселка Первомайский на 31. 12. 1972 г составляло 15 800 1 207.03kb.
Мой город – моя жизнь, мое будущее! 1 356.45kb.
Виртуальный музей как востребованный формат библиотечной услуги в... 1 98.98kb.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центральная детская библиотека» 4 484.09kb.
Кошман Светлана Викторовна Бессмертный "Варяг" Беседа + презентация 1 156.42kb.
Лет назад Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова начинает... 1 38.35kb.
Сценарий открытой районной исторической игры «И грянул бой! 1 266.89kb.
Года. Презентация виртуальной книжной выставки 1 98.7kb.
«Муниципальные библиотеки Тамбовской области в системе реализации... 1 29.03kb.
Данная информация предоставлена библиотечными системами Республики... 1 68.47kb.
Работа Межпоселенческой центральной библиотеки в 2012 году Аналитическая... 1 162.33kb.
Литературно – музыкальная композиция «О вы, служительницы Музы! 1 162.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сценарий / Детская историческая библиотека «Отечество» бу города Омска «Омские муниципальные - страница №1/1

Солнце Вселенной моей. Литературно-музыкальная композиция (сценарий)/Детская историческая библиотека «Отечество» БУ города Омска «Омские муниципальные библиотеки». – Омск, 2012.

Детская историческая библиотека «Отечество»

БУ города Омска «Омские муниципальные библиотеки»

Литературно-музыкальная композиция

«Солнце Вселенной моей»
(Звучит нежная музыка)
Вед.-1

Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеки. Нашу сегодняшнюю встречу, мы посвящаем прекрасной половине человечества. Мы будем говорить о женщине и о любви.

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет.

Сада дремотная мгла

Липовым цветом тепла.

Тих и таинственен дом

С крайним заветным окном.

Штора в окне, а за ней

Солнце Вселенной моей.

Солнце Вселенной моей! – так назвал любимую девушку русский писатель Иван Бунин. А на несколько веков раньше великий Данте произнёс: «Любовь, что движет солнце и светила». Любовь - самое великое чувство на земле. Сегодня перед вами предстанут портреты русских женщин, живших в разные эпохи, вы услышите рассказ об их необыкновенных судьбах. И, конечно, сегодня прозвучат строки о любви вечные, как сама жизнь. А горящие свечи, будут символом вечного огня любви.

(Зажигаются свечи)
Вед.-2

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.
Прекрасные женские лица вдохновляли поэтов, художников, музыкантов во все века.

(Поставить на мольберт портрет А.П. Струйской).
Перед вами одно из блистательных творений русского изобразительного искусства – портрет Александры Петровны Струйской кисти художника Ф. Рокотова, написанный почти 300 лет назад в далёком 18-ом веке. На портрете изображена женщина натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства. Загадочный взгляд удлинённых глаз и лёгкая таинственная улыбка выражают изменчивую сложность духовного мира. Настроение передаётся нам через тончайшую переливчатую пепельно-палевую гамму, оживлённую нежно розовыми и жёлтыми тонами. Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать 18-ти детей, она пережила многих из них за время своего 43- летнего вдовства. Здесь же, на портрете, это совсем молодая женщина, жизненная горечь ещё не коснулась её. Портрет выписан с такой любовью, что, несомненно, художник находился под обаянием её личности. Один из современников так писал об Александре Петровне Струйской: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Всмотритесь в это прекрасное женское лицо, и пусть её взгляд немножко потревожит ваше сердце, как это случилось с поэтом Николаем Заболоцким, посвятившему портрету своё стихотворение:
Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединение двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищение смертных мук.


Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

А сейчас вашему взору открывается портрет молодой женщины, которому тоже существует поэтическое посвящение.
(На мольберт уставливается портрет Марии Ивановны Лопухиной художника В.Л. Боровиковского).
Однажды, более ста лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный художником Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…» и в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.


Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


А если бы мы не знали, кто изображён на портрете, разве он меньше нравился бы нам? Или меньше трогал нас? Наверное, нет. Оттого и будет всегда волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но и создал прекрасный образ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Вед.-1 (Выставляется портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой художника Аргунова)
На портрете замечательная русская актриса Прасковья Ивановна Жемчугова, чья короткая жизнь пришлась на конец 18-ого и начало 19-ого веков. Судьба актрисы была необыкновенной, блистательной и вместе с тем на редкость драматичной и горькой. Прасковья Ковалёва родилась в семье сельского кузнеца, крепостного графов Шереметьевых. Детство её было нелёгкое и безрадостное. Бедность, пьянство отца, много непосильной работы. И так могла бы пройти вся жизнь, но однажды девочку потребовали ко двору графа, и судьба её резко переменилась. Парашу Ковалёву стали готовить в актрисы крепостного театра. Она получила хорошее образование, и с восьми лет уже играла на сцене. Столько искренности, неподдельного драматизма и глубины было в её исполнении, что зрители рукоплескали ей, забыв, что на сцене ребёнок. Со временем Прасковья Ковалёва стала гордостью и славой крепостного театра и получила новую звучную фамилию – Жемчугова, воистину она была жемчужиной шереметьевского театра. Удивительный по красоте голос приводил в восхищенье знатоков оперного искусства. Молодой граф Николай Шереметьев влюбился в необыкновенную девушку. Любовь была взаимной. Сказочная история золушки сбылась для простой крестьянки – её полюбил один из самых богатых людей России. Только это не принесло ей счастья. Актриса жила в роскоши, но это была золотая клетка. Женщина любила и была любима, но всегда сознавала, что это счастье зыбко, противозаконно. Заняв положение самого близкого графу человека, для всех окружающих людей она оставалась всего лишь графской любовницей, его крепостной актрисой. Любовь графа оказалась серьёзной, он даёт вольную своей возлюбленной и готов жениться на ней, но это было невозможно из-за её низкого происхождения. И тогда они обвенчались тайно. Крепостная актриса Прасковья Жемчугова становится графиней Шереметьевой. Но и это не приносит счастья. О том, что она жена графа, не знает никто. Всё это мучит молодую женщину. Её рано подкашивает болезнь, неизлечимая чахотка. Врачи запрещают петь. Незадолго до рождения наследника, граф заказал крепостному художнику Аргунову портрет своей любимой жены. Лик актрисы на портрете получился печальным – она больна, в домашнем одеянии, глаза её опущены. Родив графу сына, Прасковья Жемчугова через 20 дней умерла. И только после её смерти было объявлено, что она жена графа, и ребёнок, рождённый ею, законный наследник. Николай Шереметьев пережил жену всего на несколько лет. Он был очень богатым человеком, и при жизни его жена получала от него много дорогих подарков, но всё завещала бедным. На эти деньги в память о Прасковье Жемчуговой был построен в Москве странноприимный дом для тех, кому негде переночевать, нечего есть; для бедных невест там готовили приданое. В истории русского театра нет, пожалуй, актрисы такой необычной и такой горькой судьбы.
(Ведущая берет в руки портрет Марии Раевской с ребенком)
А сейчас у меня в руках маленький акварельный портрет красивой молодой женщины с маленьким ребёнком. Это княгиня Мария Волконская, урождённая Раевская. Чуть больше года назад она вышла замуж за Сергея Волконского и в этом браке породнились два славных, старинных русских рода – Раевские и Волконские. Отец Марии герой войны 1812 года, участник Бородинского сражения, сильный, мужественный, благородный человек. Мария и её муж прекрасная пара, у них маленький сын, они счастливы. И вдруг как гром среди ясного неба известие – её муж один из руководителей восстания против царя на Сенатской площади, известного в русской истории, как восстание декабристов 1825 года. Восстание потерпело сокрушительное поражение, и наказание было ужасно – пожизненная каторга в Сибири. Потрясённая Мария принимает решение – ехать в Сибирь вслед за осуждённым мужем. Ей едва исполнилось 20 лет, у неё маленький сын и отец категорически против отъезда дочери. Он понимает, как это опасно. Но дочь непреклонна. Она оставляет ребёнка родителям и зимой, в кибитке, мчится вслед за мужем в далёкую суровую Сибирь. Позднее, воодушевлённые её примером, и другие жёны декабристов приняли решение ехать вслед за мужьями в Сибирь. Именно ей и княгине Трубецкой посвящена поэма Некрасова «Русские женщины». Отец, провожая дочь, в отчаянии сказал: «Если не вернёшься через год, я тебя прокляну». Она не вернулась. И через несколько лет, отец, тяжело больной, умирая, произнёс, глядя на портрет дочери: «Вот самая удивительная женщина, какую я знал». Тридцать лет она провела с мужем в Сибири, уехав туда совсем молодой, она возвратилась назад пожилой женщиной. Мария Волконская оставила свои записки, читайте их, они опубликованы и есть в нашей библиотеке, а её портрет стоит на абонементе, и теперь вы знаете, что за женщина с удивительным сильным характером здесь изображена. Любовь – это не только быть вместе в радости, но и в горе, в несчастье не оставлять свою половину.
(На мольберт выставляется книга с репродукцией художника Валентина Серова «Девушка, освещённая солнцем»)
А этот портрет написан уже в конце 19 века и называется «Девушка, освещённая солнцем». Кто здесь изображён? Прежде чем начать свой рассказ, я прочту вам вот это письмо:

«Дорогие сестры, это мое последнее письмо, может быть. Вся Франция на дорогах, бежит - пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах - до того давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я думаю, я буду расстреляна как довольно пожившая. Что же Россия не приходит к нам на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, Мари».

Это письмо пришло из Парижа в Москву в 1940 году. Кто автор этого письма? Кто эта женщина? Мари – это «Девушка, освещённая солнцем», что смотрит на вас с картины, задумчивая и немного грустная девушка Маша, написанная Валентином Серовым летом 1888 года. Полвека отделяет мирный, и погожий июнь в русском имении Домотканово, когда молодой, ещё неизвестный художник писал портрет юной Маши, от тех пахнущих гарью дней, когда Мария Яковлевна писала письмо к сёстрам в Россию. Как драматичны и велики перемены на земле и в судьбах людей за 50 лет! Но вернёмся в 1888 год. Подмосковье, летний отдых в деревне. И каждый день художник, которому едва за 20 лет, усаживает девушку в саду под старой огромной липой. Морщинистая кора дерева подчёркивает молодость и свежесть прелестной девушки с распущенными бронзово-рыжими волосами. Солнечный свет сверкает на древесной коре, падает на белую кофточку и руки. Образ молодой, необычайно милой, полной сил девушки слит с образом насыщенной солнцем прекрасной летней русской природы. Это было чудесное лето. А потом девушка, как ей и положено, вышла замуж и навсегда уехала жить во Францию. Звать её там стали, на французский манер – Мари. Отчаянное письмо написано ею в 1940 году, когда фашисты оккупировали Францию, а июне 1941 года война пришла и в Россию. Всё это время картина Серова находилась в Третьяковской галерее.


Вед.-1 Женщины, о которых мы вам сегодня рассказали, жили в прошлые века. Но есть портреты, посвященные и вашим современницам.
(Демонстрируется портрет «Лиза» омского художника Георгия Кичигина)
Девочка открывает двери в большую жизнь. Скоро закончится детство. Её глаза широко распахнуты и в них насторожённость – что там, за этой дверью? Девочка такая маленькая, а мир, в который она входит огромен. Страшновато и любопытно.

У вас сейчас замечательное время – время первой влюблённости. Это удивительное чувство. Став взрослыми, вы многое забудете из своего детства, но первую любовь люди помнят всю свою жизнь. Ей посвящено огромное количество стихотворений и вот одно из них:


(Зачитывается стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида»)
Пройдёт ещё несколько лет и вы услышите слова, обращённые только к вам: «Я не могу без тебя жить…»
(Зачитывается стихотворение Николая Асеева «Я не могу без тебя жить»)
Лица девочек, сидящих сейчас в этом зале, так же прекрасны, как лица женщин, глядящих на нас с полотен. И каждая из вас может позировать для портрета. Так хочется пожелать вам счастья и счастливой судьбы, дорогие девочки, и пусть в заключении прозвучит хорошая песня о любви. А мы с вами прощаемся. До новых встреч в нашей библиотеке.
(Звучит песня «Эти глаза напротив…» в исполнении Валерия Ободзинского)








У каждого человека две родины — его собственная и Франция. Анри де Борнье
ещё >>