Сборник методических рекомендаций по организации охраны труда и техники безопасности в кабинетах и лабораториях предметов естественн - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по контролю состояния охраны труда в образовательных... 1 375.4kb.
Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности... 1 159.59kb.
Сборник областного конкурса образовательных программ, методических... 13 3227.68kb.
Дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности» 1 21.87kb.
Методические рекомендации к изучению дисциплины 1 61.93kb.
Сборник методических рекомендаций Тольятти, 2008 8 558.58kb.
О двухступенчатом контроле за состоянием охраны труда муниципального... 1 49.41kb.
Модель кабинета практического психолога в образовательном учреждении 1 326.24kb.
Отчет о работе М/О предметов естественно математического цикла на... 1 369.05kb.
Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического... 1 74.72kb.
Резолюция общественной палаты Кемеровской области по результатам... 1 61.45kb.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов. Учитель: Лукашевичус О. 1 307.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник методических рекомендаций по организации охраны труда и техники безопасности - страница №1/5

Сборник методических рекомендаций по организации охраны труда и техники безопасности в кабинетах и лабораториях предметов естественно - научного цикла в образовательном учреждении.

1. Нормативные документы.

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июля 1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ».

    3. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении».

    4. Постановление правительства РФ № 644 от 04.11.2006 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»




  1. Основные требования ТБ при работе с оборудованием.



    1. ТБ при работе со стеклом.

      1. Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Применение физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает искушение применить усилие при разъединении заклинивших шлифов, вынимании пробок, насаживании резиновых шлангов на отверстия большего диаметра. Однако во всех этих случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали.

      2. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревания жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда температура нагрева не превышает температуру кипения жидкости.

      3. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.

      4. Острые края стеклянных трубок следует немедленно оплавить в пламени горелки. Неоплавленные края стеклянных трубок опасны не только как источник травм — со временем они перерезают надетые на них резиновые шланги, особенно тонкостенные, что может послужить причиной аварии.

      5. Работы, при проведении которых возможно бурное течение процесса, перегрев стеклянного прибора или его поломка с разбрызгиванием горячих или едких продуктов, должны выполняться в вытяжных шкафах на противнях; по месту работ следует устанавливать прозрачные предохранительные щитки. Работающий должен надеть защитные очки или маску, перчатки и резиновый фартук.

      6. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой или фарфоровой посудой.

      7. Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и колбы из обычного стекла) запрещается нагревать на открытом огне без асбестированной сетки.

      8. При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользоваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом необходимо держать обеими руками: одной — за горловину, а другой — за дно. Большие химические стаканы с жидкостью нужно поднимать только двумя руками так, чтобы отогнутые края стакана опирались на указательные пальцы.

      9. Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать последнюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

      10. Посуда, хранящаяся в рабочем столе или шкафу, должна содержаться в порядке, мелкие детали — в неглубоких коробках в один слой на вате. При выдвижении ящиков стола посуда не должна ударяться друг о друга. Если посуда не имеет своего постоянного места, хранится неаккуратно, в тесноте, она неизбежно бьется, что повышает вероятность травм.

      11. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка.

      12. Стеклянные приборы и посуду больших размеров можно переносить только двумя руками.

      13. Крупные (более 5 л) бутыли с жидкостями переносят вдвоем в специальных корзинах или ящиках с ручками. Поднимать крупные бутыли за горло запрещается.

      14. Запаянную ампулу вскрывают только после охлаждения ниже температуры кипения запаянного вещества: после охлаждения ампулу заворачивают в какую-либо ткань (не использовать полотенце!), затем делают надрез ножом или напильником на капилляре и отламывают его.

      15. Все операции с ампулами до их вскрытия следует проводить не вынимая их из защитной оболочки в вытяжном шкафу, надев защитные очки или маску.

      16. Чтобы избежать травмирования при разрезе стеклянных трубок, сборке и разборке приборов и узлов, изготовленных из стекла, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

- ломать стеклянные трубки небольшого диаметра после надреза их напильником или специальным ножом для резки стекла, предварительно защитив руки какой-либо тканью (не использовать полотенце!);

- просверленная пробка, в которую вставляют стеклянную трубку, не должна упираться в ладонь, ее следует держать за боковую поверхность; стеклянная трубка при этом должна быть предварительно смазана глицерином или смочена водой;



- нельзя сильно сжимать трубку, ее необходимо держать как можно ближе к вставляемому в пробку концу.

      1. Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют пробку, следует держать за горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-либо тканью.

      2. Тонкостенную посуду (колбы, пробирки) следует укреплять в лапках лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

      3. Для нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять более чем на треть. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри!

      4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем проводить местный нагрев.

      5. Обезвреживание и удаление остатков веществ из химической посуды необходимо производить по возможности сразу же после освобождения посуды. При обезвреживании и мытье посуды необходимо надевать защитные очки, перчатки, фартук. Посуду следует обезвреживать в вытяжном шкафу.

      6. При мытье посуды надо обязательно надевать резиновые перчатки, а в случае использования агрессивных жидкостей — защитные очки или маску, фартук из химически стойкого материала.

      7. При мытье посуды щетками (ершами) следует направлять дно сосуда только от себя или вниз.

      8. С точки зрения техники безопасности, шлифы, безусловно, предпочтительнее резиновых пробок. В то же время заклинивание конусных шлифов — сравнительно частое явление.

      9. Разъединение же заклинивших шлифов с применением физической силы — опасная процедура, нередко приводящая к поломке деталей и, как следствие, к травмам. Чтобы разъединить шлифованное соединение или вынуть плотно притертую пробку рекомендуется осторожно нагреть внешний шлиф над пламенем спиртовки так, чтобы внутренний шлиф не успел прогреться. Внутренний шлиф осторожно покачивают в разные стороны, прилагая основное усилие вдоль оси шлифа. Руки при этой операции обязательно защищают полотенцем, пальцы держат по возможности ближе к шлифу. Нельзя прилагать усилие к изогнутым частям разъединяемых деталей. Если результат не достигнут с первого раза, после охлаждения шлифов операцию следует повторить. Нельзя прибегать к нагреванию, если сосуд содержит горючую или легковоспламеняющуюся жидкость! Если шлиф заклинило в результате кристаллизации попавшего на его поверхность вещества, рекомендуется замочить шлиф на несколько часов в жидкости, хорошо растворяющей данное вещество. После того как жидкость проникнет в зазор между шлифами, соединение тщательно обтирают снаружи и, если оно не разъединяется обычным способом, прибегают к нагреванию. Практика показывает, что гораздо проще и безопаснее заранее предотвратить заклинивание шлифов, чем заниматься разъединением деталей. Залог безотказной работы шлифованных соединений — использование только хорошо притертых шлифов и правильное применение смазки.



    1. ТБ при работе с электрооборудованием, в том числе с цифровой техникой.



      1. Устройство и условия эксплуатации электрооборудования в лабораториях должны соответствовать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

      2. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединённого к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство.

      3. Лаборатории должны быть оснащены оборудованием промышленного производства. Запрещается использовать самодельные приборы!

      4. Все электрооборудование, электроинструменты при напряжении свыше 42 В, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно занулены. Строго запрещается заземлять приборы на батареи парового отопления или водяные трубы!

      5. В случае перебоев в подаче электроэнергии все электроприборы должны быть немедленно выключены.

      6. Штепсельные розетки, вилки, применяемые для напряжения 42 В, по конструктивному исполнению должны отличаться от обычных штепсельных соединений, предназначенных для напряжения 220 В, и исключать возможность включения вилок на 42 В в штепсельные розетки на 220 В. Напряжение на ученические столы должно подаваться от понижающих трансформаторов. Применение автотрансформаторов не допускается. Для проведения фронтальных лабораторных работ и работ практикума используются индивидуальные батарейки и выпрямители.

      7. Все розетки в лаборатории должны быть промаркированы с указанием подаваемого напряжения.

      8. Запрещается подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

      9. Все токоведущие элементы электрических приборов должны быть надежно защищены от случайного прикосновения.

      10. Запрещается использовать выключатели, штепсельные розетки для подвешивания плакатов и т. п.

      11. При эксплуатации электронагревательных приборов необходимо следить за тем, чтобы их установка исключала непосредственную близость легковоспламеняющихся веществ, материалов, предметов и конструкций.

      12. Запрещается работать на неисправных электрических приборах и установках! О всех обнаруженных дефектах в изоляции проводов, о неисправности штепсельных вилок, розеток и т.п., а также заземлении следует немедленно сообщить администрации. Все неисправности должен устранять квалифицированный специалист.

      13. Запрещается переносить включенные электроприборы и оставлять их без надзора.

      14. Запрещается загромождать подходы к электрическим устройствам.

      15. Осмотр и чистка электроприбора производятся только после его отключении от сети (особенно в опытах по электролизу).

      16. После подготовки прибора к опыту и сборки электрической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть.

      17. Перед включением прибора в сеть необходимо убедиться, соответствует ли напряжение, на которое рассчитан прибор, напряжению сети.

      18. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами проводов), т.к. при этом можно легко получить электрический удар.

      19. При получении нового электроприбора необходимо прежде всего внимательно изучить инструкцию и, в случае неясности некоторых вопросов, получить консультацию у электрика.

      20. Все электронагревательные приборы должны иметь теплоизолирующие ножки, и их нужно устанавливать на жаростойкие подставки.

      21. Все электроприборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они хранятся, паров соляной и других кислот.

      22. Запрещается брать электрические приборы мокрыми руками! В случае попадания на электрический прибор влаги его необходимо немедленно обесточить. Возобновить эксплуатацию прибора возможно лишь после его полного высыхания.

      23. Перед началом работы в лаборатории следует убедиться в исправности электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, наличии заземления компьютера и других цифровых устройств.

      24. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается: вешать что-либо на провода, закрашивать и белить шнуры и провода, закладывать провода и шнуры за водопроводные трубы, за батареи отопительной системы, выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

      25. Для исключения поражения электрическим током запрещается: часто включать и выключать цифровую технику без необходимости, прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков, работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе, класть на средства вычислительной техники и периферийное оборудование посторонние предметы.

      26. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и периферийного оборудования. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.

      27. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединенных с землей.

      28. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.

      29. При обнаружении неисправности учащиеся немедленно сообщают учителю, а учитель администрации. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

      30. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни!

      31. Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему. Необходимо немедленно начать производить искусственное дыхание, а также наружный массаж сердца. Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.

      32. После окончания работы необходимо обесточить все средства вычислительной техники и периферийное оборудование. В случае непрерывного рабочего процесса необходимо оставить включенными только необходимое оборудование.




    1. ТБ при работе с нагревательными приборами.




      1. Запрещается оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.

      2. Запрещается использовать неисправные нагревательные приборы.

      3. Запрещается применять в качестве топлива бензин.

      4. Запрещается при проведении опытов использовать посуду с трещинами.

      5. Запрещается для проведения опытов использовать вместо специальных подставок случайные предметы (учебники, сумки и т.п.).

      6. Перед началом работы прослушать инструктаж учителя о мерах предосторожности при работе с электронагревательными приборами.

      7. Перед началом работы ознакомиться с последовательностью работы.

      8. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

      9. Нельзя зажигать спиртовку от другой и горящей. Во избежание взрыва сосуда спиртовки не допускается выгорание спирта более чем на 2/3 объема сосуда.

      10. Разлитый спирт нельзя гасить водой, для этого используют одеяло или асбестовую сетку.

      11. Необходимо следить, чтобы пламя не проникало внутрь горелки.

      12. По окончании работы необходимо погасить горелку спиртовки, закрыв ее защитным колпачком.

      13. По окончании работы дежурным учащимся сдать все нагревательные приборы учителю.

      14. О неисправности в работе приборов сообщить учителю.


2.4. ТБ при работе с оптическими приборами.


      1. К работе на лазерных установках допускаются лица, которые освоили методику эксплуатации лазерных установок, выучили эту инструкцию и прошли медицинский осмотр.

      2. Учащиеся, которые выполняют лабораторные работы, допускаются к их выполнению только в составе группы в количества не больше четырех человек и только те, кто освоили требования этой Инструкции и прошли проверку знаний у руководителя занятий с записью в журнале.

      3. Все переключения (кроме аварийных ситуаций) и изменения в оптических системах лазерных установок разрешается осуществлять только по разрешению преподавателя, проводящего лабораторные занятия.

      4. Все лазерные установки должны быть заземлены.

      5. При работе на лазерных установках обслуживающий персонал должен выполнять требования инструкций по их эксплуатации. Нарушение требований этой Инструкции является нарушением трудовой дисциплины и виновные несут ответственность в соответствие с действующим законодательством.

      6. Провести обзор рабочего места, убрать все лишнее, мешающее нормальной работе. Проверить целостность заземления, исправность кнопок включения и выключения, наличие протока воды в системе охлаждения излучателя, наличие и исправность предохранителей.

      7. Проверить наличие способов индивидуальной защиты от лазерного излучения: очков,

      8. фильтров, экранов, а также средств коллективной защиты.

      9. Посторонние лица во время работы в помещения лазерной лаборатории не допускаются.

      10. Запрещается оставлять без присмотра работающие лазеры.

      11. Запрещается направлять лазерное излучение на легко возгораемые предметы.

      12. При включенной генерации вносить в оптический тракт и убирать из него любые предметы, в особенности с гладкой блестящей поверхностью, запрещается.

      13. Запрещается: выполнять такие операции, которые могут привести к попаданию прямого или зеркально отраженного луча в глаза или на кожу работающих лиц, а именно:

- открывать излучатели и блоки питания, выполнять наладку, ремонт и обзор при включенном напряжении питания;

- снимать технологические способы защиты, которые предусмотрены инструкцией, и нарушать линии автоблокировки.



      1. Во время работы нужно постоянно контролировать систему охлаждения излучателей лазеров, наличие и надежность работы блокировок.

      2. Запрещается класть на установки портфели, сумки и другие посторонние предметы.

      3. Если при работе установки появляется неисправность, надо отключить установку и доложить об этом руководителю.

      4. При травме или другом несчастном случае с сотрудником или студентом надо немедленно отстранить его от работы, оказать первую медицинскую помощь, в случае необходимости вызывать “Скорую помощь”.

      5. При пожаре, затоплении помещения необходимо немедленно выключить установку (установки), сообщить присутствующим и организованно покинуть помещение.

      6. Отключить установку, органы управления выставить в исходное положение.

      7. Убрать свое рабочее место, выходя из помещения, проверить: выключено ли оборудование, закрыты ли водопроводные краны систем охлаждения, закрыты ли форточки и окна.


2.5. ТБ при работе с приборами под давлением и под вакуумом.


      1. При работе со сжатыми и сжиженными газами необходимо строго следовать инструкции по безопасной эксплуатации баллонов и сосудов, работающих под давлением и вакуумом. Инструкция должна быть вывешена на рабочем месте.

      2. Приказом по лаборатории назначается специально подготовленный сотрудник, ответственный за исправное состояние сосудов, работающих под давлением.

      3. К обслуживанию сосудов и баллонов, работающих под давлением, допускаются сотрудники, прошедшие инструктаж и собеседование по вопросам безопасной работы с сосудами высокого давления. Периодическая проверка знаний персонала осуществляется не реже одного раза в год.

      4. Баллоны, содержащие сжатые газы (аргон, водород, метан, кислород), допускается устанавливать в специально отведенном месте, исключающем скопление людей, надежно укрепив в вертикальном положении на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и не менее 5 м от источника тепла с открытым пламенем. В помещении лаборатории допускается устанавливать баллоны с инертными газами (гелий, азот, аргон).

      5. Газ из баллона должен расходоваться через поверенный редуктор, предназначенный для данного газа. Камера низкого давления редуктора должна иметь манометр и пружинный предохранительный клапан, отрегулированный на разрешенное давление в емкости, в которую перепускается газ. Отбор газа из баллона без редуктора запрещается!

      6. Перед присоединением редуктора следует убедиться в отсутствии на всех деталях следов жира и грязи, а также в наличии исправной прокладки под накидной гайкой.

      7. Запрещается подтягивать какие-либо детали, предварительно не сбросив давление газа в редукторе. Не разрешается ремонтировать редуктор, установленный на баллоне, и вентиль.

      8. Запрещается оставлять без присмотра баллон с незакрытым вентилем или с неослабленным регулировочным винтом редуктора.

      9. При достижении в баллоне остаточного давления 0,1 - 0,15 мПа необходимо прекратить работу, закрыть вентиль, снять редуктор, навернуть заглушку на штуцер вентиля. Выпускать газ из баллона запрещается.

      10. При наличии повреждений корпуса (трещин, вмятин, выпуклостей) или вентиля, запотевания в сварных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрыва прокладок или по истечении срока очередного освидетельствования пользоваться баллоном запрещается.

      11. При транспортировке и установке баллонов следует оберегать их от нагревания, толчков, ударов, падений. Транспортируют баллоны только на тележках или носилках.

      12. В случае замерзания следует отогревать вентиль или редуктор горячей чистой водой, поливая ею ткань, обернутую вокруг вентиля. Применять для отогревания открытый огонь или пар запрещается!

      13. Эксплуатацию баллонов следует немедленно прекратить при:
        - повышении давления в сосуде выше допустимого;
        - обнаружении повреждений корпуса и соединений;
        - неисправности манометра и невозможности определить давление другими

приборами;
- возникновении пожара.

      1. При обслуживании лабораторных приборов и сосудов, работающих под давлением, необходимо пользоваться предохранительными масками, очками или другими приспособлениями.

      2. При обнаружении неисправности учащиеся немедленно сообщают учителю, а учитель администрации. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.



  1. Специфические требования:



    1. Соблюдение ТБ в биологической лаборатории.



      1. Инструкция по охране труда для учителя.

Общие требования безопасности

 


        1. К работе допускаются лица обоего пола , достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

        2. Учитель должен :

-  знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

-  пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

-  руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

-  режим его труда и отдыха определяется графиком работы.



        1. Травмоопасность в кабинете:

-  при пользовании стеклянной лабораторной посудой;

-  при работе с колющими и режущими инструментами;

-  при работе с различными растворами;

-  при включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения);

-  при работе с инсектицидами;

-  при наличии в кабинете ядовитых растений.



        1. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным и табачным растворами.

        2. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

        3. Относится к электротехнологическому персоналу и должен иметь 2-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.

        4. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

        5. При проведении лабораторно-практических занятий работать в спецодежде (халат, перчатки).

        6. Не выращивать в кабинете ядовитые растения.

        7. Не хранить в кабинете лабораторную посуду, оборудование и препараты.

        8. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение.

        9. требований инструкций по ОТ.


следующая страница >>



Специалист — человек, который знает все о немногом и ничего обо всем остальном. Амброз Бирс
ещё >>