Сборник лучших образовательных программ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планирование и разработка совместных образовательных программ Преимущества... 1 51.49kb.
Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ... 14 1798.34kb.
Сборник областного конкурса образовательных программ, методических... 13 3227.68kb.
Сборник Лучших Хитов Music Box • Категория: Сборник 50/50 • Жанр... 1 37.63kb.
Программа «роснано. Приблизим будущее» 1 104.65kb.
Пгути контент-менеджмент проекта tempus: особенности управления качеством... 1 47.92kb.
Состав участников совместного заседания комиссий по развитию и методическому... 1 84.42kb.
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных... 1 344.01kb.
Памятка для иностранных обучающихся Центр международного сотрудничества... 1 45.53kb.
Ия гендерных образовательных программ по блоку социально-гуманитарных... 1 86.71kb.
Профессиональная переподготовка военнослужащих 1 31.12kb.
Физико-химические особенности формирования структуры облицовочной... 1 51.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник лучших образовательных программ - страница №1/47


Министерство образования и науки Калужской областиc:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\сердце отдаю детям 2013\диплом беззубова.jpg

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А.Гагарина»



СБОРНИК ЛУЧШИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

XII ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А.Гагарина»

СБОРНИК ЛУЧШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

XII ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Калуга 2013
Содержание

Введение …………………………………………………………………………………4

Балина И.В.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся»

…………………………………………………………………………………...………..5



Потапкина Л.С.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Волшебный мир бисера»

……………………………………………………………………………………………62



Савотина М.Н.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Пой, сторонушка родная!»

…………………………………………………………………………………………...115



Михеева О.В.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Археологи памяти»

…………………………………………………………………………………………..182



Бритенкова Ю.В.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Природы милое творенье»

………………………………………………………………………………………….243

Российский феномен дополнительного образования детей – уникальная форма образования, не имеющая адекватных зарубежных аналогов. Дополнительное образование детей в Российской Федерации реализуется одновременно с получением общего или профессионального образования. Данная педагогическая практика занимает особое место в российской образовательной системе. Её системные характеристики определяются спецификой государственного заказа, основным смыслом которого является удовлетворение образовательных потребностей детей. Для этого нужны высококвалифицированные педагоги, стремящиеся к поиску новых форм и средств обучения и развития своих воспитанников. Хорошим стимулом к такому поиску являются конкурсы педагогического мастерства. Одним из таких конкурсов является областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который из года в год набирает свою популярность. Цель конкурса – повышение профессионального мастерства и социального престижа педагогов дополнительного образования, усиление их роли в становлении личности ребенка.

14 февраля 2013 года состоялся XII областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В конкурсе приняли участие 18 человек из 10 районов Калужской области и города Калуги. Победителями и лауреатами конкурса стали: Балина И.В. (МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуга, структурного подразделения МЭШДОМ), Войде А.Ю. (ГБОУ ДОД «Областной Центр дополнительного образования им. Ю.А.Гагарина»), Потапкина Л.С. (МКОУДОД «Дом детского творчества» г. Жиздра); «Признание детских сердец» - Савотина Н.М. (МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Козельск).

Победители номинаций:

-«Моя образовательная программа» - Михеева О.В. (МБОУДОД «Центр дополнительного образования детей «Радуга» г. Калуга);

-«Открытое занятие «Введение в образовательную программу»- Савотина Н.М. (МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Козельск); Войде А.Ю. (ГБОУ ДОД «Областной Центр дополнительного образования им. Ю.А.Гагарина»), Потапкина Л.С. (МКОУДОД «Дом детского творчества» г. Жиздра);

-Конкурс самопрезентаций «Мое педагогическое кредо» - Иванов В.А. (МКОУДОД «Тарусский Дом Детского Творчества»)

- Выставка «Ступени мастерства» - Балина И.В. (МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуга, структурного подразделения МЭШДОМ)
Данное издание состоит из программ победителей, лауреатов и участников XII областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Оформление программ соответствует «Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей» (Письмо Департамента молодежной политики от 11 декабря 2006 г.. №06-1844)

При незначительном сокращении текста авторский стиль сохранен.

Сборник может быть рекомендован для использования в работе педагогам, методистам и другим специалистам системы дополнительного образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся»
Балина Ирина Вениаминовна,

педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» города Калуги

Муниципальная экспериментальная школа

дополнительного образования молодежи
Возраст обучающихся: 13 - 16 лет

Срок реализации программы: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Науку часто смешивают со знанием.

Это грубое недоразумение.

Наука есть не только знание, но и сознание,

т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Василий Ключевский

Одной из тенденций модернизации и развития российского образования является переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществлять организацию исследовательской деятельности обучающихся.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

В таком виде учебной деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества педагога и обучающегося.

Необходимость развития исследовательских способностей обучающихся признавалась и многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег.

В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности обучающихся, был декабрист И.Д. Якушкин (19 век), преподававший в Ялуторовской женской школе. В начале 20 века, по всей России стало создаваться большое количество добровольных обществ, главной целью которых было знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. В 20-30-е годы возникает интерес к развитию исследовательского потенциала подростков. Это движение облекается в форму клубной работы, развитие которого связано с именами С.Т. Шацкого, А.И.Макаренко, В.Н.Терского. В 40-50-е годы исследовательское движение было несколько заформализовано, а с начала 60-х годов вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников и появляются первые Малые академии наук. Начиная с 1997 года, по инициативе профессора Ю.Л. Хотунцева, в городе Москве проводятся ежегодные конкурсы творческих и исследовательских проектов старшеклассников.

Актуальность программы «Основы научно-исследовательской деятельности обучающихся» обусловлена рядом причин.

Во-первых, научно-исследовательская деятельность обучающихся все больше проникает в различные отрасли знания, а учебный процесс строится в соответствии с пониманием исследования как инновационной деятельности педагога и одной из форм профориентационной работы с обучающимися старших классов.

Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для организаторов. Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо знакомиться с основами научных исследований, учиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения научно-исследовательского проектирования, участия в конференциях, подготовки научных публикаций.

Во-вторых, в соответствии с ФГОС1 результаты освоения образовательной программы должны включать «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания».

И наконец, на сегодняшний день отсутствует полноценная образовательная программа общего или дополнительного образования, направленная на развитие научного мышления и исследовательских навыков. Для студентов такие программы существуют, например: «Основы исследовательской деятельности» Е.В. Бережновой и В.В. Краевского, «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» И.П. Пастуховой и Н.В. Тарасовой.

Новизна данной программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы, отвечающей особенностям организации и учитывающей специфику педагогического сопровождения научно-исследовательской работы на всех ее этапах, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа может быть использована для организации образовательного процесса в школьном научном обществе, а так же педагогами для проведения научно-исследовательской работы, обучающегося по любому предмету школьного курса.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение обучающихся к научным исследованиям является особенно значимым на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Предметом изучения программы «Основы научно- исследовательской деятельности» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся, использование методов научного познания и применение на практике полученных знаний.

Цель программы: формирование творческой и интеллектуально развитой, профессионально ориентированной и социально адаптированной личности с активной жизненной и гражданской позицией, стремящейся к саморазвитию, личностному самоопределению и непрерывному образованию.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформировать представление о возрастающей роли научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;



- познакомить обучающихся с ценностями и традициями российской научной школы;

- дать представление о понятиях «наука», «научное мировоззрение», «исследовательская деятельность»;

- обучить видам исследовательских работ;

- обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании исследования;

- обучить умению работать с научной литературой, с фактическими материалами и архивными источниками;

- обучить умению формулировать гипотезы, конструировать,  проводить исследование, оценивать полученные результаты;

- обучить навыкам оформления исследовательской работы в соответствие с установленными требованиями;

- познакомить обучающихся с основными формами представления результатов исследовательской работы.

Развивающие:

- формировать потребность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и непрерывному образованию;

- развивать готовность самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

- развивать ответственное отношение к обучению;

- развивать познавательную активность, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся;

- развивать долговременную, оперативную и кратковременную память;

- развивать способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

- развивать ассоциативное, образное и логическое мышление;

- развивать личностные качества: аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

- развивать внимание, воображение, речь.



Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству;

- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- воспитывать уважительное отношение к результатам интеллектуального труда других людей, ученых;

- формировать доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог с другими людьми;

- воспитывать сознательное отношение к труду;

- формировать культуру публичного выступления;

- воспитывать волевые качества обучающихся: целеустремленность, решительность, дисциплинированность, ответственность, настойчивость;



Вид программы: экспериментальная.

Направленность: социально-педагогическая.

Особенности программы

Возраст обучающихся:

- первый год обучения – обучающиеся 13 – 14 лет;

- второй год обучения – обучающиеся 15 – 16 лет.

Для подросткового и юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач обучающихся в различных областях знания. В данной образовательной программе учитываются возрастные особенности обучающихся, особенно при выборе темы, методики исследования.



Вид группы: предпрофильная.

Состав группы: постоянный.

Особенности набора: свободный.

Срок обучения: 2 года.

Режим занятий:

  • 144 часа - первый год обучения;

  • 216 часов - второй год обучения.


Организационные формы и приемы обучения

Специфика данной образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения педагога с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных учебно-исследовательских умений обучающихся (анализ источников, рецензирование, составление аннотаций, тезисов, конспектов и др.). Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение педагогом или самостоятельный поиск решения, тренировочные упражнения на занятиях в группе, самостоятельное выполнение обучающимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, рефлексия.  

В конце первого года обучения задания, выполняемые обучающимися после каждого занятия, представляют собой этапы исследовательской деятельности (от составления списка литературы и постановки целей и задач исследования до презентации результатов). Важное место в образовательной программе отводится организации деятельности обучающихся с информационно–коммуникационными технологиями и средствами Интернет.

Таким образом, основными методами обучения по программе являются:



  1. Проблемно-развивающие методы:

- показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);

- диалогический (организация диалога с обучающимися);

- эвристический (сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью обучающихся по решению учебных проблем);

- исследовательский (организация творческой самостоятельной деятельности по решению учебных проблем)



  1. Методы преподавания:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- показ-демонстрация.



  1. Методы обучения:

- слушание;

- осмысление;

- упражнение;

- изучение первоисточников;

- моделирование;

- видеометод;

- практическая работа;

- учебное исследование.



  1. Интерактивные методы:

- дискуссии, дебаты;

- тренинги;

- «мозговой штурм»;

- соревнования;

- реклама собственных проектов.


  1. Игровые методы:

- ролевая игра (акцент делается на общение);

- деловая игра (акцент делается на обучение);

- интеллектуальная игра;

- настольные игры.

6. Дистанционный метод (обучение с помощью сети интернет, общение педагога и обучающихся с помощью программного обеспечения Skype).

Формы отслеживания результатов обучения по программе

Виды контроля

Содержание

Формы контроля знаний

Методы контроля

Вводный контроль

Проводится в начале первого года обучения.

Цель: выявление общего уровня интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей



Набор обучающихся в научное общество «Путь к познанию»

Тестирование, собеседование, наблюдение, анкетирование.

Текущий контроль

1. Для обучающихся создана единая рейтинговая система, с помощью которой происходит анализ деятельности каждого обучающегося в течение всего периода обучения.

Рейтинговые таблицы обучающихся.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. Критерии оценки (рейтинга).

2. Освоение учебного материала.

Решение задач, домашние задания, зачеты, контрольные работы.

Решение кроссвордов, выполнение упражнений, практические задания.

Итоговый контроль

Участие обучающихся в различных научно-исследовательских конференциях обучающихся

Оценка защиты исследования обучающимся.

Оценка исследовательских работ обучающихся

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания хода работы над учебным исследованием (круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки);

Форма итоговой аттестации - защита научно-исследовательской работы.

Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:


  • защиту темы исследования;

  • обсуждение исследовательской работы;

  • предзащиту исследовательской работы;

  • защита тем исследовательских проектов;

  • предзащита завершенных исследовательских работ;

  • защита завершенных исследовательских работ;

  • итоговая конференция научного общества «Путь к познанию».


следующая страница >>



Размениваю любовь по мелочам. Выдаю сдачу. Граффити в Варшавском универ
ещё >>