Похожие работы
|
Сборник докладов научной конференции студентов и аспирантов, посвященной 15-летию - страница №1/9
![]() Международный университет природы, общества и человека «Дубна» кафедра устойчивого инновационного развития при участии кафедры менеджмента и института системного анализа и управления при государственной поддержке в рамках выполнения Гранта Президента Российской Федерации НШ-1269.2008.9 «Международная научная школа устойчивого развития» ![]() Сборник докладов научной конференции студентов и аспирантов, посвященной 15-летию Университета «Дубна» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ Дубна, 2009 ББК 94.3я431 М 34-1
Электронное издание (0220712064), http://lt-nur.uni-dubna.ru (гос. регистрация №11265 от 11.10.2006 г.), 2009 г., 73 с. В сборнике представлены результаты научных исследований студентов и аспирантов Университета «Дубна» в области проектирования и управления устойчивым развитием, доложенные на Конференции. Конференция состоялась 30 мая 2009 года на заседании конкурсной комиссии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» с 10.00 до 16.00, ауд. 1-300. Работа выполнена по гранту Президента №НШ-1269.2008.9 Содержание
ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА» ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Лифшиц Е.А., аспирант кафедры устойчивого инновационного развития Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Мотивация это то, о чем многие говорят, но мало кто понимает. В условиях глобализации, мирового кризиса, ограниченности ресурсов, неустойчивости мировых процессов и все более возрастающих потребностей человечества мотивация становится все более популярным и приемлемым видом поощрения Основная цель данной работы заключается в выявлении основных тенденций изменения мотивационного уровня студентов в процессе обучения в ВУЗе. В статье будут приведены результаты только первого этапа длительной и, надеемся, плодотворной работы по исследованию и использованию мотивации в образовательном процессе. На примере студентов Международного университета «Дубна» были: выявлены количественной величины характеристик учебы, определение мотивационный потенциал каждого из респондентов, вычислены средние мотивационные потенциалы респондентов по курсам, по полу, вычислены средние мотивационные потенциалы студентов разных годов, выявлены основные мотивационные факторы, оказывающие положительное воздействие на студентов. За основу был взят Медод Хекмана-Олдхэма, который исследует взаимосвязи между отдельными характеристиками работы и мотивацией работников [2]. По данному методу можно провести системный количественный анализ рабочих мест с помощью мотивационного потенциала (ДОРМ=МП) по формуле:
где МП – мотивационный потенциал Исследование проводилось в два этапа: в 2008 и 2009 годах в здании Университета. Были составлены детерминированные (неслучайные) преднамеренные выборки по 100 студентов с каждого курса независимо от направления обучения. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Прослеживается явная тенденция снижения среднего уровня мотивации от первого курса к пятому, от максимального до минимального значения среднего МП по курсу (2008 г. – от 106.54 до 86.57; 2009 г. – от 91.5 до 58.43), что видно по Рис. 1. ![]() Рис. 1. График среднего показателя мотивационного потенциала студентов Университета в 2008, 2009 гг. Данную тенденцию можно проследить и по Рис. 2 и Рис. 3, где явно видно, что на первом курсе меньше разочарованных ребят (2008 г. – 1; 2009 г. – 24) по сравнению с пятикурсниками (2008 г. – 24; 2009 г. – 54); кроме того, на первых курсах чаще встречаются учащиеся с максимальными уровнями потенциала (2008 г. – 4; 2009 г. – 5), чем на пятом (2008 г. – 2; 2009 г. – 2). ![]() Рис. 2. Гистограмма диапазона изменения МП студентов Университета «Дубна», 2008 г. ![]() Рис. 3. Гистограмма диапазона изменения МП студентов Университета «Дубна», 2009 г. Практически по всем приведенным выше графикам можно заметить очень интересный эффект «скачка»: мотивация по всем показателям понижается к старшим курсам, но неизменно успевает подскочить перед последним четвертым курсом. Так было со средним МП и в 2008 г. (3 курс – 77.755; 4 курс – 97.377; 5 курс – 86.57), и в 2009 г. (3 курс - 73.99; 4 курс – 99.317; 5 курс – 58.43). Все средние показатели характеристик учебы студентов различных курсов находятся в зоне умеренности (Рис. 4 и 5). ![]() Рис. 4. Средние значения характеристик учебы студентов Университета «Дубна», 2008 г. ![]() Рис. 5. Средние значения характеристик учебы студентов Университета «Дубна», 2009 г. В маркетинговом исследовании 2009 года студентам были предложены различные факторы, которые, по мнению исследователей, оказывают наибольшее воздействие на мотивационный потенциал учащихся. Учеба разнообразна благодаря следующему видам работ (Рис. 6). ![]() Рис. 6. Виды учебного процесса, которые используются при обучении студентов Университета «Дубна» Исследования показали, что студенты определяют свою учебу как целостный процесс благодаря тесной связи преподавателей и студентов – 289% выборки. Причем практически на всех курсах этот фактор имеет одинаковую ценность (Рис. 7). ![]() Рис. 7. Меры, которые влияют на целостность учебного процесса студентов Университета «Дубна» Автономность учебы для студентов заключается в возможности самостоятельно выбрать тему творческой работы – 371% из опрошенных студентов признали этот факт. Самостоятельный выбор предметов обучения и самостоятельный выбор преподавателей имеют для студентов наименьшее значение – 57% и 47% (Рис. 8). ![]() Рис. 8. Факторы, влияющие на автономность учебного процесса студентов Университета «Дубна» Основным элементом обратной связи в учебном процессе студенты считают чувство самоуверенности в своих способностях и силах – 285% выборки (Рис. 9). ![]() Рис. 9. Факторы, информирующие об наличие обратной связи в процессе обучения студентов Университета «Дубна» В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы: Гипотеза 1. Средний мотивационный потенциал студентов снижается к старшим курсам из-за снижения значимости характеристик учебы. Гипотеза 2. Средний мотивационный потенциал студентов делает «скачок» на четвертом курсе, но на пороге самостоятельной жизни у многих студентов самоуверенность снижается перед непредсказуемостью российского рынка. В ходе исследования респондентами были дополнительно названы факторы, оказывающие влияние на их мотивационный уровень. Но значимость влияния данных факторов на студенчество университета «Дубна» предстоит измерить в следующих исследованиях.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА»: ФИЛОСОФИЯ-НАУКА-ПРАКТИКА Шамаева Е.Ф., аспирант кафедры устойчивого инновационного развития Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Существующие разногласия по поводу сути понятия «система» ощутимо влияют на развитие науки и заставляют исследователей различных областей знаний пытаться глубже и полнее раскрыть его содержание. Как описать глобальную систему, в которой мы живем, и проектировать ее будущее? Эти вопросы являются ключевыми сегодня и имеют прямую связь с устойчивым развитием в системе «природа-общество-человек». Для того, чтобы правильно использовать понятие «система», а так же другие основные понятия теории и методологии устойчивого развития и системного анализа, необходимо осмысленно ознакомиться с его эволюцией. 1. Возникновение понятия «система»: системные представления в философии и науке В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру. Г.Э.Лессинг Процесс возникновения понятия «система» можно представить тремя этапами: Этап 1. Элементы системности в мифологическом мышлении. Этап 2. Системные представления Древней Греции. Этап 3. Теоретические представления иерархии и развития систем. Этап 1 Элементы системности в мифологическом мышлении В работе рассмотрены два представления:
В ходе развития общества мифологическое сознание приходит в противоречие с практикой. Возникают понятия как обобщение множества повторяющихся, однородных явлений. Этап 2. Системные представления Древней Греции: целое и части Первые представления о системе возникли в Древней Элладе 2000 – 2500 лет назад, где возникло онтологическое истолкование понятия «система». Для античности характерно нерасчлененное восприятие целого. Античные философы искали нечто общее, что объединяет все предметы мира. Милетцы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр): «Части меняются, целое неизменно». Космос непрерывно изменяющееся целое, неизменное предстает в разных формах. Атомисты (Демокрит, Лукреций Кар): Метаморфизация слова «система». Каждый атом часть целого, качество вещей возникает заново при объединении атомов в целое. Атом существует вне времени. Платон: Сформулировал приоритет целого над частями. «Выше всего единое бытие, но оно переходит в иное, которое как причастное к единичному есть тождество и покой, а как многое содержит различие и движение». Аристотель: «Целое, то есть система, несводимо к сумме частей, его образующих». Определили существование множества как целого и множества как нецелого. Соподчиненность частей обусловлена действительностью (энтелехией). «Все, что движется, приводится в движение другими». Создавал модели движения живого тела на принципах механических устройств.
Н.Кузанский: ввел представление о противоборстве частей внутри целого, как единство более общего порядка. С его работ началась философия, которая связывала понятие «ум» с понятием «измерение». Коперник: гелиоцентрическая модель (система) мироздания Галилей: целое объясняется свойствами, его составляющих. Бюффон: естественная история, где современная природа связана с прошлым.
К.Линней: естественная классификация царств природы, позволяющая обнять основные принципы, определяющие строение видимого мира. Г.Лейбниц: рассматривал двойственную пару пространство-время, основу движения и развития, разработал фрагменты логического исчисления. И.Г.Ламберт: всякая наука, как и ее часть, предстает как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как целое. В работах Нового времени делается попытка придать понятию «система» научную значимость и привязать к определенной области исследования. Понятие «система» начинают активно применять в науке.
И.Кант: под системой я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей. «Все тела в природе протяженны». Г.Гегель: целое есть нечто большее, чем сумма частей, целое определяет природу частей, части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого, части находятся в постоянной связи и взаимозависимости. «Мы живем в мире, в котором все изменяется, но в котором каждому изменению соответствует нечто не изменяющееся». Понятие «система» получило применение в различных областях конкретно-научного знания для установления закономерностей развития. XIX-XX века Ч.Дарвин: теория биологической эволюции – все живые организмы непрерывно эволюционируют. Д.И. Менделеев: химические элементы не имеют случайно сложившиеся свойства, а образуют систему. В.И.Вернадский: биогеохимические принципы эволюции живой и косной материи. Э.Бауэр: принцип устойчивой неравновесности: все живые и только живые системы никогда не бывают в равновесии, и с помощью совершаемой работы удаляется от равновесия. К.Маркс: система есть прежде всего взаимная связь тел. Выводы В середине XIX века понятие «система» становится значимой философской категорией. На повестку дня был поставлен вопрос изучения систем любой природы, включая их структуру и динамику развития, возникла проблема эффективного управления и сохранения целостности систем. Для того, чтобы успешно решать сложнейшие проблемы, требующие участия самых разных специалистов, был необходим «единый язык». На каком языке должна быть представлена система в целом? В поисках ответа на этот вопрос возникла задача построения строгого определения системы. 2. Становление системного мышления: теории организации и управления системами любой природы В начале XX века возникает потребность в обобщенном описании систем любой природы. 1. Всеобщая организационная наука – тектология А.А.Богданова (1911-1915): тектология – всеобщая организационная наука построения систем любой природы. Все системы имеют определенную степень организованности, сохранность системы обеспечивает использование внешней среды. 2. Общая теория систем Л.фон Берталанфи (1930-е гг.): система – «комплекс взаимодействующих компонентов» или «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой». В России вклад становление и развитие теории внесли В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, И.В.Блауберг, С.П.Никаноров, Г.Мельников инициировавшие перевод ряда работ по системным исследованиям. 3. Кибернетика – началась одновременно с истории математики (3000 лет до н.э.). Раймонд Луллий: моделирование логических операций. Г. Лейбниц: фрагменты логического исчисления. М.А.Ампер: выделил спец.науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. А.Бергсон: анализ идеи эволюции с позиции целесообразнасти, телеологичности. А.Тьюринг: теория универсальных автоматов. Дж.Фон Нейман: первые ЭВМ. Н.Винер: типизация моделей систем, обратные связи в управлении, оптимальность в управлении и синтезе систем. Шеннон: логические операции в виде электрической цепи. Г. Крон: математическая теория электрических машин, роль структуры У.Р.Эшби: необходимость учета взаимодействия между системой и исследователем. В России в области теории кибернетики работали: Л.В.Канторович, академик Глушков, академик Берг. В настоящее время термин кибернетика используют для обозначения одного из направлений теории систем, занимающееся процессами управления техническими объектами. 4. Системология: в 60-е г. XX века различные виды системных теорий интегрируются в системологию, которая включает в себя общую теорию систем, отраслевые и специальные теории систем и системный анализ. Выводы Развитие теории систем и кибернетики внесли в системные представления идею управляемости организаций различного уровня сложности. Потребности практики и становление системного мышления сделали важным наличие прикладного научного направления, которое явилось бы «мостом» между теориями и живой системной практикой. Сформировалось единое направление, системный анализ как наиболее конструктивное из прикладных направлений системных исследований, это новый виток в истории понятия «система». 3. Развитие системного анализа: методология проектирования и управления системами Что же такое системный анализ сегодня? Термин «системный анализ» трактовался в публикациях неоднозначно. В одних работах системный анализ определяли как приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием, подчеркивалось, что это методология исследования и управления целенаправленных систем (С.Янг). В других, системный анализ употребляли как конструктивную методологию решения прикладных проблем (С.П.Никаноров). На основе обобщения различных точек зрения в учебниках для студентов вузов, обучающихся по направлению «Системный анализ и управление» дано следующее определение. Системный анализ:
3. Исследования сложных систем: методология системных исследований Рассматривая методология системных исследований необходимо обратиться к следующим вопросам:
следующая страница >> |
ещё >> |