Сборник докладов научной конференции студентов и аспирантов, посвященной 15-летию Университета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа международной научной конференции студентов, магистрантов... 3 456.37kb.
Отчет о работе научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов... 1 38.9kb.
Программа конференции, посвященной 10-летию ргнф 29 июня 2 июля 2004 г. 1 61.99kb.
Декларация международной научной конференции, посвященной 65-летию... 1 44.18kb.
Материалы международной научной конференции Посвящённой 75-летию... 2 470.23kb.
Православие в карелии 31 7039.59kb.
Российская медицинская академия последипломного образования федерального... 11 2506.12kb.
Роль системных механизмов действия нейроэлектростимуляции в эффектах... 1 104.06kb.
Отчет о работе девятой ежегодной научной конференции студентов и... 1 191.38kb.
Психология человека в современном мире 27 6694.29kb.
Программа международной научной конференции студентов, магистрантов... 2 375.54kb.
«Задачи по комбинаторной геометрии» (разработка урока с презентацией) 1 74.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сборник докладов научной конференции студентов и аспирантов, посвященной 15-летию - страница №1/9




Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

кафедра устойчивого инновационного развития
при участии

кафедры менеджмента и института системного анализа и управления

при государственной поддержке

в рамках выполнения Гранта Президента Российской Федерации НШ-1269.2008.9

«Международная научная школа устойчивого развития»





Сборник докладов

научной конференции студентов и аспирантов,

посвященной 15-летию Университета «Дубна»
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ


Дубна, 2009

ББК 94.3я431

М 34-1

Сборник докладов научной конференции студентов и аспирантов,

посвященной 15-летию Университета «Дубна»

Устойчивое развитие: проектирование и управление,

г. Дубна, 30 мая 2009 г.

Электронное издание (0220712064), http://lt-nur.uni-dubna.ru

(гос. регистрация №11265 от 11.10.2006 г.), 2009 г., 73 с.

В сборнике представлены результаты научных исследований студентов и аспирантов Университета «Дубна» в области проектирования и управления устойчивым развитием, доложенные на Конференции.

Конференция состоялась 30 мая 2009 года на заседании конкурсной комиссии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» с 10.00 до 16.00, ауд. 1-300.

Работа выполнена по гранту Президента №НШ-1269.2008.9


Содержание


  1. Лифшиц Е.А. «Исследование мотивационного потенциала студентов Университета «Дубна» для совершенствования процесса обучения»…………………………………4

  2. Шамаева Е.Ф. «Возникновение и развитие понятия «система»: философия-наука-практика»……………………………………………………………………………….......9

  3. Скрыль С.И. «Пространственно-временные меры: экскурс в историю» ……………………………………………………………………………………………..14

  4. Бахтина И.И. «Механизм повышения производительности труда и возможности его реализации на примере Актюбинской области Республики Казахстан»……………..17

  5. Туреева К.И. «Механизм управления реализацией инновационных возможностей человека на примере повышения качества воды»……………………………………..24

  6. Васюк Т.С. «Обоснование и разработка механизма развития интеллектуальных возможностей человека на примере создания центра по инновационной педагогике»……………………………………………………………………………….29

  7. Генс Е. В. «Развитие системы оплаты труда с использованием мощностного измерителя»……………………………………………………………………………….33

  8. Дмитриев Д.В. «Исследование и оценка эффективности тайм-менеджмента в работе специалиста»……………………………………………………………………………...35

  9. Секретарев А.Ю. «Роль продовольственной безопасности в концепции устойчивого развития страны»…………………………………………………………………………39

  10. Баринов А.А. «Современное состояние проблемы повышения производительности труда человека»…………………………………………………………………………..42

  11. Иванова А.Г. «Современные проблемы безопасной окружающей человека среды в процессе жизненного цикла полимерной продукции для достижения целей устойчивого развития»…………………………………………………………………...46

  12. Антонова А.А. «Анализ инновационных технологий в области жилья»……………………………………………………………………………………..49

  13. Коринец А.И. «Инновационные решения в малоэтажном строительстве на примере жилого комплекса «Дубна Ривер Клаб»………………………………………………...51

  14. Кожеватова М.Г. «Технологические основы пространственного менеджмента»……55

  15. Беляков Д.С. «Обзор инновационных технологий в области социального страхования здоровья»………………………………………………………………………………….57

  16. Салион А.А. «Механизм повышения качества образования с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»………………………………59

  17. Сивихина Н.А. «Кадровая политика в условиях кризиса»……………………………62

  18. Дворяжкина А.С. «Механизм инновационного управления повышением качества жизни»…………………………………………………………………………………….65

  19. Иголкина С.И. «Менеджмент здоровья человека в условиях инновационного развития общества»…………………………………………………………….…………………...67

  20. Голованова А.Н. «Механизм повышения эффективности менеджмента на примере транспортной системы ОАО «Российские железные дороги»………………………..69

  21. Емельянов Н.В. «Современные подходы по управлению рисками при внедрении инновационных технологий в интересах устойчивого развития»……………………71

ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА» ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Лифшиц Е.А., аспирант кафедры устойчивого инновационного развития

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Аннотация

В работе приведены данные исследования мотивационного потенциала студентов Университета «Дубна» с целью выявить основные тенденции изменения уровня мотивации студентов и факторы, оказывающие основное влияние на студентов в процессе учебы.

Мотивация это то, о чем многие говорят, но мало кто понимает. В условиях глобализации, мирового кризиса, ограниченности ресурсов, неустойчивости мировых процессов и все более возрастающих потребностей человечества мотивация становится все более популярным и приемлемым видом поощрения

Основная цель данной работы заключается в выявлении основных тенденций изменения мотивационного уровня студентов в процессе обучения в ВУЗе. В статье будут приведены результаты только первого этапа длительной и, надеемся, плодотворной работы по исследованию и использованию мотивации в образовательном процессе. На примере студентов Международного университета «Дубна» были:

выявлены количественной величины характеристик учебы,

определение мотивационный потенциал каждого из респондентов,

вычислены средние мотивационные потенциалы респондентов по курсам, по полу,

вычислены средние мотивационные потенциалы студентов разных годов,

выявлены основные мотивационные факторы, оказывающие положительное воздействие на студентов.

За основу был взят Медод Хекмана-Олдхэма, который исследует взаимосвязи между отдельными характеристиками работы и мотивацией работников [2]. По данному методу можно провести системный количественный анализ рабочих мест с помощью мотивационного потенциала (ДОРМ=МП) по формуле:

,

где МП – мотивационный потенциал


Исследование проводилось в два этапа: в 2008 и 2009 годах в здании Университета. Были составлены детерминированные (неслучайные) преднамеренные выборки по 100 студентов с каждого курса независимо от направления обучения.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Прослеживается явная тенденция снижения среднего уровня мотивации от первого курса к пятому, от максимального до минимального значения среднего МП по курсу (2008 г. – от 106.54 до 86.57; 2009 г. – от 91.5 до 58.43), что видно по Рис. 1.




Рис. 1. График среднего показателя мотивационного потенциала студентов Университета в 2008, 2009 гг.
Данную тенденцию можно проследить и по Рис. 2 и Рис. 3, где явно видно, что на первом курсе меньше разочарованных ребят (2008 г. – 1; 2009 г. – 24) по сравнению с пятикурсниками (2008 г. – 24; 2009 г. – 54); кроме того, на первых курсах чаще встречаются учащиеся с максимальными уровнями потенциала (2008 г. – 4; 2009 г. – 5), чем на пятом (2008 г. – 2; 2009 г. – 2).



Рис. 2. Гистограмма диапазона изменения МП студентов Университета «Дубна», 2008 г.


Рис. 3. Гистограмма диапазона изменения МП студентов Университета «Дубна», 2009 г.
Практически по всем приведенным выше графикам можно заметить очень интересный эффект «скачка»: мотивация по всем показателям понижается к старшим курсам, но неизменно успевает подскочить перед последним четвертым курсом. Так было со средним МП и в 2008 г. (3 курс – 77.755; 4 курс – 97.377; 5 курс – 86.57), и в 2009 г. (3 курс - 73.99; 4 курс – 99.317; 5 курс – 58.43).

Все средние показатели характеристик учебы студентов различных курсов находятся в зоне умеренности (Рис. 4 и 5).




Рис. 4. Средние значения характеристик учебы студентов Университета «Дубна», 2008 г.



Рис. 5. Средние значения характеристик учебы студентов Университета «Дубна», 2009 г.
В маркетинговом исследовании 2009 года студентам были предложены различные факторы, которые, по мнению исследователей, оказывают наибольшее воздействие на мотивационный потенциал учащихся. Учеба разнообразна благодаря следующему видам работ (Рис. 6).




Рис. 6. Виды учебного процесса, которые используются при обучении студентов Университета «Дубна»

Исследования показали, что студенты определяют свою учебу как целостный процесс благодаря тесной связи преподавателей и студентов – 289% выборки. Причем практически на всех курсах этот фактор имеет одинаковую ценность (Рис. 7).





Рис. 7. Меры, которые влияют на целостность учебного процесса студентов Университета «Дубна»
Автономность учебы для студентов заключается в возможности самостоятельно выбрать тему творческой работы – 371% из опрошенных студентов признали этот факт. Самостоятельный выбор предметов обучения и самостоятельный выбор преподавателей имеют для студентов наименьшее значение – 57% и 47% (Рис. 8).


Рис. 8. Факторы, влияющие на автономность учебного процесса студентов Университета «Дубна»

Основным элементом обратной связи в учебном процессе студенты считают чувство самоуверенности в своих способностях и силах – 285% выборки (Рис. 9).



Рис. 9. Факторы, информирующие об наличие обратной связи в процессе обучения студентов Университета «Дубна»

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

Гипотеза 1. Средний мотивационный потенциал студентов снижается к старшим курсам из-за снижения значимости характеристик учебы.

Гипотеза 2. Средний мотивационный потенциал студентов делает «скачок» на четвертом курсе, но на пороге самостоятельной жизни у многих студентов самоуверенность снижается перед непредсказуемостью российского рынка.

В ходе исследования респондентами были дополнительно названы факторы, оказывающие влияние на их мотивационный уровень. Но значимость влияния данных факторов на студенчество университета «Дубна» предстоит измерить в следующих исследованиях.

Литература


  1. Лютенс Ф. Организационное поведение: 7-го изд. М.: ИНФРА-М, 1999, 692 с.

  2. J. Richard Hackman, “Work Design” in J. Richard Hackman and J. Lloyd Suttle (eds.), Improving Life at Work, Goodyear, Santa Monica, Calif., 1977

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА»:

ФИЛОСОФИЯ-НАУКА-ПРАКТИКА

Шамаева Е.Ф., аспирант кафедры устойчивого инновационного развития

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Аннотация

В работе рассматривается эволюция понятия «система», включая историю возникновения понятия «система» в философии и науке, становление системного мышления, развитие системного анализа, современные методы исследования сложных систем.

Существующие разногласия по поводу сути понятия «система» ощутимо влияют на развитие науки и заставляют исследователей различных областей знаний пытаться глубже и полнее раскрыть его содержание. Как описать глобальную систему, в которой мы живем, и проектировать ее будущее? Эти вопросы являются ключевыми сегодня и имеют прямую связь с устойчивым развитием в системе «природа-общество-человек». Для того, чтобы правильно использовать понятие «система», а так же другие основные понятия теории и методологии устойчивого развития и системного анализа, необходимо осмысленно ознакомиться с его эволюцией.


1. Возникновение понятия «система»:

системные представления в философии и науке

В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру.

Г.Э.Лессинг
Процесс возникновения понятия «система» можно представить тремя этапами:

Этап 1. Элементы системности в мифологическом мышлении.

Этап 2. Системные представления Древней Греции.

Этап 3. Теоретические представления иерархии и развития систем.



Этап 1

Элементы системности в мифологическом мышлении

В работе рассмотрены два представления:



  1. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с богами (письменный памятник «Ригведа», «Теогония» Гесиода).

  2. Природа устроена гармонично и устойчиво развивается – Гермес Трисмегист.

В ходе развития общества мифологическое сознание приходит в противоречие с практикой. Возникают понятия как обобщение множества повторяющихся, однородных явлений.

Этап 2. Системные представления Древней Греции: целое и части

Первые представления о системе возникли в Древней Элладе 2000 – 2500 лет назад, где возникло онтологическое истолкование понятия «система».

Для античности характерно нерасчлененное восприятие целого. Античные философы искали нечто общее, что объединяет все предметы мира.

Милетцы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр): «Части меняются, целое неизменно». Космос непрерывно изменяющееся целое, неизменное предстает в разных формах.

Атомисты (Демокрит, Лукреций Кар): Метаморфизация слова «система». Каждый атом часть целого, качество вещей возникает заново при объединении атомов в целое. Атом существует вне времени.

Платон: Сформулировал приоритет целого над частями. «Выше всего единое бытие, но оно переходит в иное, которое как причастное к единичному есть тождество и покой, а как многое содержит различие и движение».

Аристотель: «Целое, то есть система, несводимо к сумме частей, его образующих». Определили существование множества как целого и множества как нецелого. Соподчиненность частей обусловлена действительностью (энтелехией). «Все, что движется, приводится в движение другими». Создавал модели движения живого тела на принципах механических устройств.

Этап 3 Теоретические представления иерархии и развития систем

(XV – начало XX века)

XV - XVI века

Н.Кузанский: ввел представление о противоборстве частей внутри целого, как единство более общего порядка. С его работ началась философия, которая связывала понятие «ум» с понятием «измерение».

Коперник: гелиоцентрическая модель (система) мироздания

Галилей: целое объясняется свойствами, его составляющих.

Бюффон: естественная история, где современная природа связана с прошлым.

XVII-XVIII века

К.Линней: естественная классификация царств природы, позволяющая обнять основные принципы, определяющие строение видимого мира.

Г.Лейбниц: рассматривал двойственную пару пространство-время, основу движения и развития, разработал фрагменты логического исчисления.

И.Г.Ламберт: всякая наука, как и ее часть, предстает как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как целое.

В работах Нового времени делается попытка придать понятию «система» научную значимость и привязать к определенной области исследования. Понятие «система» начинают активно применять в науке.

XVIII-XIX век

И.Кант: под системой я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей. «Все тела в природе протяженны».

Г.Гегель: целое есть нечто большее, чем сумма частей, целое определяет природу частей, части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого, части находятся в постоянной связи и взаимозависимости. «Мы живем в мире, в котором все изменяется, но в котором каждому изменению соответствует нечто не изменяющееся».

Понятие «система» получило применение в различных областях конкретно-научного знания для установления закономерностей развития.



XIX-XX века

Ч.Дарвин: теория биологической эволюции – все живые организмы непрерывно эволюционируют.

Д.И. Менделеев: химические элементы не имеют случайно сложившиеся свойства, а образуют систему.

В.И.Вернадский: биогеохимические принципы эволюции живой и косной материи.

Э.Бауэр: принцип устойчивой неравновесности: все живые и только живые системы никогда не бывают в равновесии, и с помощью совершаемой работы удаляется от равновесия.

К.Маркс: система есть прежде всего взаимная связь тел.



Выводы

В середине XIX века понятие «система» становится значимой философской категорией. На повестку дня был поставлен вопрос изучения систем любой природы, включая их структуру и динамику развития, возникла проблема эффективного управления и сохранения целостности систем.

Для того, чтобы успешно решать сложнейшие проблемы, требующие участия самых разных специалистов, был необходим «единый язык». На каком языке должна быть представлена система в целом?

В поисках ответа на этот вопрос возникла задача построения строгого определения системы.



2. Становление системного мышления:

теории организации и управления системами любой природы

В начале XX века возникает потребность в обобщенном описании систем любой природы.



1. Всеобщая организационная наука – тектология А.А.Богданова (1911-1915): тектология – всеобщая организационная наука построения систем любой природы. Все системы имеют определенную степень организованности, сохранность системы обеспечивает использование внешней среды.

2. Общая теория систем Л.фон Берталанфи (1930-е гг.): система – «комплекс взаимодействующих компонентов» или «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой».

В России вклад становление и развитие теории внесли В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, И.В.Блауберг, С.П.Никаноров, Г.Мельников инициировавшие перевод ряда работ по системным исследованиям.



3. Кибернетика – началась одновременно с истории математики (3000 лет до н.э.).

Раймонд Луллий: моделирование логических операций.

Г. Лейбниц: фрагменты логического исчисления.

М.А.Ампер: выделил спец.науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой.

А.Бергсон: анализ идеи эволюции с позиции целесообразнасти, телеологичности.

А.Тьюринг: теория универсальных автоматов.

Дж.Фон Нейман: первые ЭВМ.

Н.Винер: типизация моделей систем, обратные связи в управлении, оптимальность в управлении и синтезе систем.

Шеннон: логические операции в виде электрической цепи.

Г. Крон: математическая теория электрических машин, роль структуры

У.Р.Эшби: необходимость учета взаимодействия между системой и исследователем.

В России в области теории кибернетики работали: Л.В.Канторович, академик Глушков, академик Берг. В настоящее время термин кибернетика используют для обозначения одного из направлений теории систем, занимающееся процессами управления техническими объектами.



4. Системология: в 60-е г. XX века различные виды системных теорий интегрируются в системологию, которая включает в себя общую теорию систем, отраслевые и специальные теории систем и системный анализ.

Выводы

Развитие теории систем и кибернетики внесли в системные представления идею управляемости организаций различного уровня сложности.

Потребности практики и становление системного мышления сделали важным наличие прикладного научного направления, которое явилось бы «мостом» между теориями и живой системной практикой.

Сформировалось единое направление, системный анализ как наиболее конструктивное из прикладных направлений системных исследований, это новый виток в истории понятия «система».


3. Развитие системного анализа:

методология проектирования и управления системами

Что же такое системный анализ сегодня?

Термин «системный анализ» трактовался в публикациях неоднозначно. В одних работах системный анализ определяли как приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием, подчеркивалось, что это методология исследования и управления целенаправленных систем (С.Янг). В других, системный анализ употребляли как конструктивную методологию решения прикладных проблем (С.П.Никаноров).

На основе обобщения различных точек зрения в учебниках для студентов вузов, обучающихся по направлению «Системный анализ и управление» дано следующее определение.

Системный анализ:



  1. Применяется в тех случаях, когда задача (проблема) не может быть сразу представлена с помощью формальных, математических методов, то есть имеет место большая начальная неопределенность проблемной ситуации

  2. Уделяет внимание процессу постановки задачи и использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа

  3. Опирается на основные понятия теории систем и философские концепции, лежащие в основе исследования общесистемных закономерностей

  4. Помогает организовать процесс коллективного принятия решения, объединяя специалистов различных областей знаний

  5. Требует обязательной разработки методики системного анализа, определяющей последовательность этапов проведения анализа и методы их выполнения

  6. Исследует процессы целеобразования и разработки средств работы с целями (в том числе занимается разработкой методик структуризации целей)

  7. В качестве методов использует расчленение большой неопределенности на более обозримые, лучше поддающиеся исследованию (что и соответствует понятию анализ), при сохранении целостного (системного) представления об объекте исследования и проблемной ситуации (благодаря понятиям цель и целеобразование)


3. Исследования сложных систем: методология системных исследований

Рассматривая методология системных исследований необходимо обратиться к следующим вопросам:



  1. Естественнонаучные основы проблемы исследования сложных систем в творчестве С.А.Подолинского.

  2. Метод системной динамики: Дж. Форрестер, Н.Н.Моисеев, Д. Медоуз, М.Месарович, Э.Пестель, Э.Вайцзеккер.

  3. Экономико-математические методы: Кейнс, Л.В.Канторович, В.В.Новожилов, В.С.Немчинова, В.В.Леонтьев.

  4. Цикличность экономической динамики: Х.Кларк, К.Маркс, М.Туган-Барановский, А.Гельфанд, Я.Гельдерен, С.Вольф, Н.Д.Кондратьев.

  5. Методы решения многокритериальных задач: многокритериальная теория полезности MAUT (на основе количественной теории полезности Дж.фон Нейман, О.Моргенштерн), метод простой многокритериальной оценки SMART (В.Эдвардс).

  6. Синергетический анализ: И.Пригожин, Г.Хакен,В.И.Арнольд, Р.Том, А.А.Самарский, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий, Д.С.Чернявский.

  7. Тензорный анализ: Г.Крон, П.Г.Кузнецов, А.Е.Петров, школа К.Кондо (Япония).

  8. Универсальный пространственно-временной язык проектирования систем реального мира: Я.Герман, Б.Браун, Р. Бартини, П.Г.Кузнецов, О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков, А.С.Чуев.

следующая страница >>



Цена свободы — это вечная бдительность. Джон Керран, а за ним многие
ещё >>