страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сатира и фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - страница №1/1
![]() ![]() (2 часа) Цель: рассмотреть в ходе анализа текста сюжетную линию «Москва и москвичи 30-ых годов», доказать, что роман – документ эпохи, роман – исповедь, роман – завещание; помочь учащимся определить элементы сатиры, фантастики, мистики, сопоставить образы на уровне композиции произведения; совершенствовать навыки анализа текста; способствовать воспитанию общечеловеческих ценностей. Оборудование: портрет писателя, репродукции картин И.Глазунова, грамзапись. Тип урока: интегрированный урок (литература – история) анализа текста. Эпиграфы: В наш гнусный век На всех стихиях человек Тиран, предатель или узник. А.С.Пушкин Беда стране, где раб и льстец Одне приближены к престолу. А богом избранный певец Молчит, потупя очи долу. А.С.Пушкин
Словарная работа. Лексическое толкование слов: сатира, гротеск.
Какое время на дворе – таков миссия! Учитель истории. Охарактеризовать историческую обстановку в стране в 30 годы XX века. Назовите исторические события этого периода. (Подготовленные учащиеся дают историческую справку) - Отсутствие свободы творчества (Постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области литературы» 1932 г., I съезд советских писателей, организация Союза писателей. IV. Работа над темой урока.
- Какие черты эпохи находят отражение в романе? - Какая организация служит для закабаления личности художника? - Кто входит в эту ассоциацию? Что их всех объединяет? - Докажите текстом, что грибоедовский ресторан – кормушка для литераторов. - Почему издевается над Берлиозом? - Расскажите о поэте Рюхине. - Кого из булгаковских героев напоминает Иван Бездомный? - Как сущность настоящего творчества объясняют Бегемот и Коровьев в конце романа, говоря о бессмертии Достоевского? (Глава 28, стр.614)
- Какие факты биографии М.А.Булгакова прочитываются в романе? - Как эпоха 30-ых годов отразилась на судьбе и творчестве писателя?
- Для чего нужна фантастика? - Как сочетается в тексте сатира и фантастика? Y. Работа с таблицей. 1. Какова композиция романа? (Роман в романе). 2.Определите время и место действия романа. 3. Показать стрелками, как роман Мастера влияет на других героев романа. Двойники в романе, каковы их взаимоотношения?
Мастер похож на Иешуа, потому что это Учителя, т. е. сегодня зарождается во вчерашнем дне, а по большому счёту, то, что происходит в 30-х годах в Москве уже происходило где-то и когда-то. «Люди как люди»,- грустно констатирует бессмертный Воланд, на своём веку повидавший всякое. Люди во все времена стояли перед выбором между добром и злом. Булгаков показывает нам для примера древний город Ершалаим, давая понять, что история взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата уже была в другое время и в другом месте, т.е она длится. Задание классу. Сопоставьте: Москва – Ершалаим; Иешуа – Мастер; Понтий Пилат – Берлиоз; Левий Матвей – Иван Бездомный; Людская масса Ершалаима – москвичи. Беседа:
Задание: Докажите, что роман завещание. - Каково же нравственное кредо Булгакова? Мастера? ( Человек должен жить по принципу «ничего лишнего».Ведь именно так понял смысл жизни Пьер Безухов, побывав в плену и ощутив, что боль от хождения босыми ногами по холодной сентябрьской земле так же сильна, как и боль от тесных бальных лакированных башмаков) - Что значит ничего лишнего для Мастера? (Это полная и глубокая удовлетворённость тем, что ему жизненно необходимо: любовью и творчеством). V. Анализ эпиграфов. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? Докажите, что и сегодня они звучат злободневно. VI. Работа с репродукциями картин И.Глазунова «Возращение блудного сына», «Сто веков». VII. Итог урока. Открытый микрофон
А. Солженицын: Постепенно открылось мне, что линия. Разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце… Линия эта подвижна, она колеблется с годами. Даже в сердце, объятом злобой. Она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке. Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить. Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба добра и зла зависит от людей, от каждого человека. Человек находится как бы между двумя чашами весов. Вес какой чаши он увеличит собой, своими деяниями? От нравственного выбора каждого и зависит жизнь всех. Посмотрите, как сам человек, творя добро, уничтожает зло, несправедливость, боль. Приведите примеры: - Фриду спасла Маргарита; - Боль Пилата облегчил Иешуа; - Мастер пожалел Пилата; Милосердные зрители простили конферансье. Вывод. Человек, по Булгакову, в ответе за всё. Если же он прячется от ответственности, то это самая обыкновенная трусость. А трусость, как мы уже знаем, - «самый страшный из пороков». Учитель. Послушайте стихотворение Наума Коржавина. «Вступление в поэму»: Ни к чему, ни к чему Полуночные бденья И мечты, что проснёшься В каком-нибудь веке другом. Время?
Это не подлежит обсужденью Подлежишь обсуждению ты, Разместившийся в нём. Ты не верь, Что грядущее вскрикнет, Всплеснувши руками: «Вот такой тогда жил Да бедняга зачах». Нету лёгких времён, И в людскую врезается память Только тот, кто пронёс эту память На смертных плечах. Мне молчать надоело. Проходят тяжёлые числа. Страх тюрьмы и ошибок, И скрытая тайна причин… Перепутано всё. Все слова получили сто смыслов. Только смысл существа Остаётся, как прежде, один. Если мелкие люди Ползут на поверхность и давят, Если шабаш из мелких страстей Называется жизнь, Лучше встать и сказать Даже если тебя обезглавят, Лучше пасть самому, Чем душе твоей в мелочность впасть. Урок заканчивается романсом А.Малинина «Дай Бог» на слова Е.Евтушенко. VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению Урок разработан Дзюбой Т.С., учителем высшей категории, учителем – методистом, проведен совместно с Дзюбой В.М., учителем истории высшей категории, учителем-методистом. |
ещё >> |