Сатира и фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мастер и маргарита 1 54.6kb.
Три мира в романе м. Булгакова «мастер и маргарита» 1 123.43kb.
Образ Воланда и его свиты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 148.18kb.
Литература силы света и тьмы. Вина и расплата в романе м. А. 1 102.82kb.
Урок по литературе в 11 классе: Мастер и Маргарита по роману М. 1 76.82kb.
Урок 20: «Мастер и Маргарита» 1 106.25kb.
Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 93.91kb.
Кто из героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится... 1 33.3kb.
Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 109.92kb.
Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва... 1 47.24kb.
Чем гордятся современные россияне 1 35.77kb.
Классный час «История празднования нового года» 1 72.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сатира и фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - страница №1/1

Тема: Сатира и фантастика в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (интегрированный урок литературы и истории)

(2 часа)

Цель: рассмотреть в ходе анализа текста сюжетную линию «Москва и москвичи 30-ых годов», доказать, что роман – документ эпохи, роман – исповедь, роман – завещание;

помочь учащимся определить элементы сатиры, фантастики, мистики, сопоставить образы на уровне композиции произведения;

совершенствовать навыки анализа текста;

способствовать воспитанию общечеловеческих ценностей.



Оборудование: портрет писателя, репродукции картин И.Глазунова, грамзапись.

Тип урока: интегрированный урок (литература – история) анализа текста.

Эпиграфы: В наш гнусный век

На всех стихиях человек

Тиран, предатель или узник.

А.С.Пушкин

Беда стране, где раб и льстец

Одне приближены к престолу.

А богом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

А.С.Пушкин

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман-исповедь, роман – документ эпохи, роман – завещание.

Ход урока:


  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  2. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, цели, эпиграфов урока.

Словарная работа. Лексическое толкование слов: сатира, гротеск.

  1. Актуализация опорных знаний.

Какое время на дворе – таков миссия!

Учитель истории. Охарактеризовать историческую обстановку в стране в 30 годы XX века. Назовите исторические события этого периода. (Подготовленные учащиеся дают историческую справку)

- Отсутствие свободы творчества (Постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области литературы» 1932 г., I съезд советских писателей, организация Союза писателей.

IV. Работа над темой урока.

Учитель литературы.

Докажите, что роман «Мастер и Маргарита» - документ эпохи.

- Какие черты эпохи находят отражение в романе?

- Какая организация служит для закабаления личности художника?

- Кто входит в эту ассоциацию? Что их всех объединяет?

- Докажите текстом, что грибоедовский ресторан – кормушка для литераторов.

- Почему издевается над Берлиозом?

- Расскажите о поэте Рюхине.

- Кого из булгаковских героев напоминает Иван Бездомный?

- Как сущность настоящего творчества объясняют Бегемот и Коровьев в конце романа, говоря о бессмертии Достоевского? (Глава 28, стр.614)

- Докажите, что роман «Мастер и Маргарита» - роман исповедь.

- Какие факты биографии М.А.Булгакова прочитываются в романе?

- Как эпоха 30-ых годов отразилась на судьбе и творчестве писателя?

Учитель истории. Чем ещё знаменательна эпоха 30 годов XX века? Назовите исторические события этого периода. (Подготовленные учащиеся дают историческую справку: обращают внимание на усиление тоталитарной системы, на повальные доносы, аресты, разрушение храмов, усиление бюрократической машины.

Учитель литературы. Перескажите наиболее запомнившиеся эпизоды «Московской дьяволиады» и выясните, над чем потешается нечистая сила.

- Для чего нужна фантастика?

- Как сочетается в тексте сатира и фантастика?

Y. Работа с таблицей.

1. Какова композиция романа? (Роман в романе).

2.Определите время и место действия романа.

3. Показать стрелками, как роман Мастера влияет на других героев романа. Двойники в романе, каковы их взаимоотношения?

Комментарий к таблице. (Таблица на парте у каждого ученика). Внешний круг - роман М.А.Булгакова; внутренний круг – роман Мастера.

Учитель литературы. Для Булгакова история длится. Двойники ершалаимских героев живут в Москве 20-30 годов.

Мастер похож на Иешуа, потому что это Учителя, т. е. сегодня зарождается во вчерашнем дне, а по большому счёту, то, что происходит в 30-х годах в Москве уже происходило где-то и когда-то.

«Люди как люди»,- грустно констатирует бессмертный Воланд, на своём веку повидавший всякое.

Люди во все времена стояли перед выбором между добром и злом. Булгаков показывает нам для примера древний город Ершалаим, давая понять, что история взаимоотношений Иешуа и Понтия Пилата уже была в другое время и в другом месте, т.е она длится.



Задание классу. Сопоставьте:

Москва – Ершалаим;

Иешуа – Мастер;

Понтий Пилат – Берлиоз;

Левий Матвей – Иван Бездомный;

Людская масса Ершалаима – москвичи.



Беседа:

  1. Что же интересует Воланда в Москве?

  2. Изменились ли горожане внутренне?

  3. За что наказаны московские обыватели?

  4. Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?

  5. Докажите текстом, что человек сам и распоряжается. (По Булгакову, каждый делает свою судьбу своими руками, «сам и управляет»)

  6. Но как же тогда Бог или Дьявол? Какова их роль в жизни людей, если те всё решают сами?

  7. Изменилось ли что-то в Москве после ухода Воланда?

Задание: Докажите, что роман завещание.

- Каково же нравственное кредо Булгакова? Мастера?

( Человек должен жить по принципу «ничего лишнего».Ведь именно так понял смысл жизни Пьер Безухов, побывав в плену и ощутив, что боль от хождения босыми ногами по холодной сентябрьской земле так же сильна, как и боль от тесных бальных лакированных башмаков)

- Что значит ничего лишнего для Мастера? (Это полная и глубокая удовлетворённость тем, что ему жизненно необходимо: любовью и творчеством).

V. Анализ эпиграфов. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? Докажите, что и сегодня они звучат злободневно.

VI. Работа с репродукциями картин И.Глазунова «Возращение блудного сына», «Сто веков».

VII. Итог урока. Открытый микрофон



  1. В чём и сегодня роман современен?

  2. Что сегодня нас тревожит?

  3. Что есть истина? Следование государственным интересам или ориентация на общечеловеческие ценности?

  4. Существуют ли какие – нибудь неизменные нравственные категории или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

  5. Существуют вечные полярные силы: добро и зло, Бог и Дьявол. Они всегда были, есть и будут. Стоит ли бороться со злом, противиться ему, если оно вечно и никогда на земле на победит добро?

А. Солженицын: Постепенно открылось мне, что линия. Разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце… Линия эта подвижна, она колеблется с годами.

Даже в сердце, объятом злобой. Она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренимый уголок зла.

С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке.

Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить.

Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба добра и зла зависит от людей, от каждого человека. Человек находится как бы между двумя чашами весов.

Вес какой чаши он увеличит собой, своими деяниями?

От нравственного выбора каждого и зависит жизнь всех.

Посмотрите, как сам человек, творя добро, уничтожает зло, несправедливость, боль. Приведите примеры:



- Фриду спасла Маргарита;

- Боль Пилата облегчил Иешуа;

- Мастер пожалел Пилата;

Милосердные зрители простили конферансье.



Вывод. Человек, по Булгакову, в ответе за всё. Если же он прячется от ответственности, то это самая обыкновенная трусость. А трусость, как мы уже знаем, - «самый страшный из пороков».

Учитель. Послушайте стихотворение Наума Коржавина. «Вступление в поэму»:

Ни к чему, ни к чему

Полуночные бденья

И мечты, что проснёшься

В каком-нибудь веке другом.

Время?


Это не подлежит обсужденью

Подлежишь обсуждению ты,

Разместившийся в нём.

Ты не верь,

Что грядущее вскрикнет,

Всплеснувши руками:

«Вот такой тогда жил

Да бедняга зачах».

Нету лёгких времён,

И в людскую врезается память

Только тот, кто пронёс эту память

На смертных плечах.

Мне молчать надоело.

Проходят тяжёлые числа.

Страх тюрьмы и ошибок,

И скрытая тайна причин…

Перепутано всё.

Все слова получили сто смыслов.

Только смысл существа

Остаётся, как прежде, один.

Если мелкие люди

Ползут на поверхность и давят,

Если шабаш из мелких страстей

Называется жизнь,


Лучше встать и сказать

Даже если тебя обезглавят,

Лучше пасть самому,

Чем душе твоей в мелочность впасть.



Урок заканчивается романсом А.Малинина «Дай Бог» на слова Е.Евтушенко.

VIII. Рефлексия.



  • Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?

  • Что было сложно?

  • Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?

  • Ваши вопросы и пожелания.

IX. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению

Урок разработан Дзюбой Т.С., учителем высшей категории, учителем – методистом, проведен совместно с Дзюбой В.М., учителем истории высшей категории, учителем-методистом.




Народы так же падки на лесть, как и тираны. Альфонс де Ламартин
ещё >>