Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол)» не предусмотрена учебным планом специальности 050720 «Физическая - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных экзаменов для института физической культуры... 1 280.99kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 370.17kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 372.59kb.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до начала... 1 159.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спортивные игры: баскетбол»... 2 514.2kb.
Учебный план специальности 050720 Физическая культура Рабочие программы... 1 24.69kb.
Рабочая программа Дисциплины: «Спортивно- боевые искусства» для специальности... 1 181.56kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая... 1 239.53kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для направлений... 4 755.43kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента специальности... 4 567.48kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 297.55kb.
Лексика и фразеология 23 3875.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол)» не предусмотрена - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



ГСЭ.Ф.2.6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(ФУТБОЛ)

специальности 050720 «Физическая культура»



ВВЕДЕНИЕ

ФУТБОЛ – это спортивная игра, цель которой забить мяч в ворота соперника. Занятия футболом развивают силу, быстроту, выносливость, способствуют формированию широкого круга двигательных умений и навыков, воспитывают волевые качества. Являясь эффективным средством физического воспитания, футбол традиционно популярен среди различных категорий населения. Широкий диапазон вариативности нагрузки позволяет использовать футбол как реабилитационное средство в различных видах общей физической подготовки. Доступность, зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в различных видах образовательных учреждений.

В структуре высшего образования в сфере физической культуры футбол входит в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой подготовки специалистов по физической культуре.

Цель курса «Физическая культура (футбол)» - обеспечить освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков по технике и тактике данного вида спортивных игр.

Основными задачами данного курса являются:

- обеспечить приобретение студентами теоретических сведений о сущности и основных правилах игры, организации и проведении соревнований;

- способствовать уверенному овладению основными приемами техники и тактики игры.

Курс «Физическая культура (футбол)» изучается в восьмом семестре. Он представлен только одним видом учебных занятий - практическими занятиями. Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол)» не предусмотрена учебным планом специальности 050720 «Физическая культура». Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы практических занятий. Практические занятия предполагают овладение основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры, развитие общих и специальных физических качеств, судейство учебных игр.

Форма отчетности по курсу – аттестация, которая определяется результатами выполнения тестовых заданий по технической подготовке, степенью активности студентов на практических занятиях.



I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы:







Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

раб.

1.

050720 «Физическая культура» (ОФО)

4

8

12

12

-

12

-

-

2.

050720 «Физическая культура» (ЗФО)

4

8

4

4

-

4

-

-

1.2. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

п п

Наименование раздела, темы

Вариант № 1


Вариант № 2


Всего ауд.

ПР/

СМ

Сам

раб.

Всего ауд.

ПР/

СМ

Сам

раб.

1.

Техника игры

8

8

-

2

2

-

1.1.

Передвижения

2

2

-

2

2

-

1.2.

Удары и остановки

2

2

-

-

1.3.

Ведение и финты

2

2

-

-

1.4.

Передачи и отбор

2

2

-

-

2.

Тактика игры

4

4

-

2

2

-

2.1.

Тактика нападения

2

2

-

1

1

-

2.2.

Тактика защиты

2

2

-

1

1

-

Примечание:

Вариант № 1 - для специальности 050720 «Физическая культура (ОФО).

Вариант № 2 - для специальности 050720 –«Физическая культура» (ЗФО)

1.3. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Техника игры

Техника игры: владение мячом, передвижения. Удары: ногой и головой. Остановки: ногой, туловищем, головой. Ведение ногой. Финты: уходом, ударом ногой, ударом головой, остановкой ногой, остановкой туловищем, остановкой головой. Отбор: ударом ногой, остановкой ногой, толчком плеча.



РАЗДЕЛ 2. Тактика игры

Тактика нападения и тактика защиты (индивидуальная, групповая и командная).



II. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Техника игры

Занятие № 1 –практическое - Техника передвижения

План:

  1. Классификация техники передвижения футболиста.

  2. Бег.

  3. Прыжки.

  4. Остановки.

  5. Повороты.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Преимущества и недостатки остановки.

2. Чем характеризуются перемещения футболиста?

Литература

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2

Занятие № 2 – практическое - Удары ногой и головой. Остановки ногой, туловищем, головой.

План:


  1. Удары ногой (по катящему мячу, по стоящему и с места, подъемом, полущеткой).

  2. Удары головой (с места, в прыжке).

  3. Остановки ногой (подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, подъемом).

  4. Остановка туловищем (грудью, плечом, шеей).

  5. Остановка головой.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем отличие различных видов ударов?



Литература

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2

Занятие № 3 – практическое – Ведение и финты

План:

1. Ведение ногой (подъемом, внутренней стороной стопы, внешней)

2. Финты (уходом, ударом ногой, остановка головой, остановка туловищем)

3. Развитие силовых качеств футболиста.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Влияние направления движения мяча при ведении ногой.

  2. В какой ситуации нужно применять финты.

Литература

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2,4

Занятие № 4 – практическое – Передача и отбор

План:

  1. Передача «Щеткой».

  2. Передача «Полущеткой».

  3. Передача «Подъемом».

  4. Передача «Сухой лист».

  5. Отбор (ударом ногой, остановка ногой, толчком плеча)

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Недостатки и преимущества различных вариантов приема мяча.

  2. Выбор варианта передачи мяча.

Литература

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2,4

Занятие № 5 – практическое – Тактика нападения.

План:

  1. Тактика нападения:

- индивидуальная

- групповая

- командная

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Выбор тактики игры против команды, играющей на прессинге.

  2. Из каких действий состоит индивидуальная тактика в нападении?

Литература:

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 1,5

Занятие № 5 – практическое – Тактика защиты.

План:

1. Тактика защиты:

- индивидуальная

- групповая



- командная

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты.

  2. Назовите современные тактические схемы игры в защите.

Литература:

Основная: 1,3,5

Дополнительная: 1,5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Техника игры

Занятие № 1 –практическое - Техника игры

План:

  1. Техника перемещений.

  2. Техника владения мячом.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Преимущества и недостатки остановки.

  2. Чем характеризуются перемещения футболиста?

  3. В чем отличие ударов?

  4. Влияние направления движения мяча при ведении ногой

  5. В какой ситуации нужно применять финты?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор и выполнение упражнений для развития перемещения футболиста.

  2. Выполнение подготовительных упражнений с мячом, на овладение техникой ударов.

  3. Освоить технику передачи мяча различными вариантами.

  4. Подбор и выполнение упражнений для развития ловкости и гибкости.

Литература

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 2

Раздел 2. Тактика игры

Занятие № 2 –практическое - Тактика игры

План:

  1. Тактика нападения (индивидуальные, групповые, командные действия).

  2. Тактика защиты (индивидуальные, групповые, командные действия).

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выбор тактики игры против атакующей команды.

  2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты.

Литература:

Основная: 1,3,4,5

Дополнительная: 6,7,8,12,16



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Литература по курсу «Физическая культура (футбол)»

Основная:

  1. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик; худ. Е. С. Пермяков. - М. : Терра-Спорт, 2006 ; Олимпия Пресс. - 272 с. : ил., табл.

  2. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. II этап (11-12 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 203 с. : ил.

  3. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. III этап (13-15 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 311 с. : ил., табл.

  4. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. II этап (16-17 лет) : орг.-метод. структура учеб.-тренир. процесса в футбол. шк. [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. А.Кузнецов ; Регион. обществ. орг. "Об-ние отечеств. тренеров по футболу". - М. : Олимпия, 2008 ; Человек. - 166 с. : ил., табл.

  5. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов : возраст 7-11 лет [Текст] : / М. Кук ; пер. с англ. Л. Захаровича. - М. : АСТ, 2005 ; Астрель. - 128 с. : ил.

  6. Петухов, А. В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов : проблемы и пути решения [Текст] : монография / А. В. Петухов - М. : Советский спорт, 2006. - 230, [1] с.

  7. Спортивные игры и методика преподавания [Текст] : учебник для пед. факультетов ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Ю. И. Портных. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 318 с. : ил.

  8. Спортивные игры. Техника, тактика обучения [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., Савин В. П., Лексаков А. В. ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М. : Академия, 2001. - 520 с.

  9. Спортивные игры : совершенствование спортивного мастерства [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - Физическая культура / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 396, [1] с.

  10. Спортивные игры [Текст] : учеб. пособие для вузов, кроме ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Ю. Н. Клещева. - М. : Высшая школа, 1980. - 143 с. : ил.

  11. Футбол : правила игры [Текст] : июль 2003 года / Междунар. Федерация футбол. ассоциаций, Рос. футбол. союз ; / под. общ. ред. В. Радионова, пер. К. Кравченко, Л. Зарохович. - М. : Терра-Спорт, 2004. - 71 с. : ил.

Дополнительная:

  1. Аникин, А. И. Уроки футбола в школе : 1-4 классы [Текст] : / А. И. Аникин, Б. И. Туркунов // Физическая культура в школе. - 2005. - №4. - С. 27 - 29.

  2. Волошина, Л. Играем в футбол [Текст] : / Волошина Л., Тиунова Г.
    // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С. 46-52.

  3. Веревкин, М. П. Мини-футбол в школе [Текст] : / М. П. Веревкин - М. : СпортАкадемПресс, 2004. - 100 с.

  4. Единая Всероссийская спортивная классификация. Футбол [Текст] : // Физическая культура в школе. - 2003. - №4. - С. 74 - 76.

  5. Зайцев, А. А. В футбол играют школьницы I-III классов [Текст] : / А. А.Зайцев
    // Физическая культура в школе. - 2005. - №2. - С. 16 - 22.

  6. Предигер, А. В. В команде с чемпионом : спортивная программа [Текст] : / А. В. Предигер // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 62-64.

  7. Рудаков, А. В. Роль логики научного исследования в сравнении факторов "надежности" и "стабильности" в процессе педагогического мониторинга становления футбольной команды как субъекта спортивно-игровой деятельности [Текст] : / А. В.Рудаков // Гуманизация образования. - 2009. - № 1. - С. 136-140.

  8. Футбол [Текст] : - М. : Советский спорт, 2003. - 72 с.

  9. Харланчук, Н. Н. Футбол на уроках [Текст] : / Н. Н. Харланчук // Физическая культура в школе. - 2009. - № 6. - С. 20-21.

  10. Харланчук, Н. Н. Футбол на уроках [Текст] : / Н. Н.Харланчук // Физическая культура в школе. - 2011. - № 6. - С. 19-22.

  11. Шамонин, А. В. Развитие специальной гибкости на занятиях футболом [Текст] : / А. В. Шамонин // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 75-81.

Приложение 2

Контрольные задания для студентов заочной формы обучения

(темы контрольных работ)

  1. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях футболом.

  2. Применение нестандартного оборудования на занятиях футболом.

  3. История развития футбола в России.

  4. Характеристика техники игры в футбол.

  5. Применение круговой тренировки в развитии СФП футболистов.

  6. Характеристика тактики игры в футбол.

  7. История возникновения футбола.

Приложение 3

Словарь терминов (глоссарий)



Понятия

Содержание

Раздел №1: Техника игры

1.

АЖФР

Ассоциация женского футбола России

2.

АКФЛ

Ассоциация клубов любителей футбола России

3.

АФИ

Ассоциация футбола инвалидов России

4.

ВФС

Всероссийский футбольный союз – высший футбольный орган Российской империи (1912 г.)

5.

Бросок мяча

технический прием, выполняемый игроком или вратарем, для более точного введения мяча в игру.

6.

Вбрасывание мяча

единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками.

7.

Ловля мяча

основное средство игры вратаря.

8.

Отбор мяча в выпаде

позволяет опередить соперника и провес­ти отбор на расстоянии 1,5-2 м. Способ применяется при попытке соперника обойти игрока справа или слева. Быстрым перемещени­ем в сторону мяча осуществляется выпад. Его ширина зависит от расстояния до мяча. Труднодостигаемые мячи отбираются в полу­шпагате и шпагате. При отборе в выпаде применяют «удар» и «ос­тановку». В первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком. При использовании «остановки» стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности про­толкнуть мяч по ходу движения.

9.

Отбор мяча в подкате

позволяет овладеть мячом, который на­ходится на значительном расстоянии - более 2 м от игрока. Отбор осуществляется преимущественно сзади или сбоку.

10.

Отбор толчком плеча

должен выполняться в соответствии с правилами игры. Игрока, владеющего мячом, разрешается толкать на игровом расстояния плечом и только в плечо. Толчок осуще­ствляется только с целью овладения мячом и не должен носить грубого и опасного характера. Для более успешного использова­ния данного приема толчок плечом нужно выполнять в момент, когда противник находится в одноопорном (на дальней ноге) по­ложении.

11.

Технические приемы

средства ведения игры.

12.

Техника футбола

совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.

13.

Финт

технический прием, позволяющий преодолеть сопротивление соперника и создать условия для дальнейшего ведения игры.

14.

Финт «уходом»

технический прием, выполняемый различны­ми способами, основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения.

15.

Футбольное поле

площадка, оборудованная для игры в футбол, имеющая форму прямоугольника.

16.

Футбольные ворота

Две вертикальные стойки, соединенные вертикальной перекладиной, являющиеся метом, куда загоняют мяч во время игры в футбол.

17.

Удары по мячу

основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои разновидности.

18.

«Уход» выпадом.

При атаке соперника спереди игрок, ведущий мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти слева или справа.

19.

«Уход» с переносом ноги через мяч

применяется преимущественно при атаке сзади. Игрок, владеющий мячом подготовительными действиями показывает, что намерен уйти в сторону (например, влево). Он поворачивает туловище налево, переносит правую ногу скрестно через мяч и делает выпад влево. Противник, атакующий сзади, не видит мяча и реагирует на это движение и также делает выпад влево. В этот момент игрок с мя­чом быстро поворачивается направо, посылает мяч внешней частью подъема вперед, и затем следуют дальнейшие действия соглас­но игровой ситуации.

Раздел №2: Тактика игры

24.

Борьба за мяч

действия спортсмена на поле, позво­ляющие ему сохранить мяч в единоборстве с игроками соперника. Ведется вверху и внизу. Основными способа­ми борьбы за мяч являются — игра на перехвате (опере­жение), жесткий стык, оттеснение корпусом соперника, подкат и т. д.

25.

Бразильская система игры

система игры в фут­бол, введенная бразильскими тренерами Феола и Загалло, основным принципом которой является смена темпа и ритма атаки с медленного на быстрый.

26.

Игроки в футбол

две команды — участницы матча, с числом игроков в каждой не более одиннадцати, вклю­чая вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит не менее семи игроков.

27.

Игроки нападения


футболисты команды, настроенные на атаку с целью забить мяч в ворота соперников. Распола­гаются к воротам соперника ближе, чем другие игроки сво­ей команды. Классифицируются на крайних нападающих (правый и левый), центральных. Существуют английские аналоги названия нападающий — форвард, инсайд.

28.

Игроки обороны

футболисты команды, игровая де­ятельность которых направлена, в основном, на защиту ворот. Игроки обороны или защитники подразделяются на крайних и центральных. В зависимости от принципов построения обороны (зонный, персональный или смешан­ный) игроки могут располагаться в линию или со свобод­ным защитником

29.

Индивидуальная подготовка

целенаправленная индивидуальная тренировка игрока с учетом его функци­ональных обязанностей на поле, с развитием сильных и устранением слабых сторон.

30.

Индивидуальные тактические действия

Действия игроков, направленные на наиболее целесообразное применение технических приемов в процессе игры в зависимости от складывающейся обстановки

31.

Коллективные тактические действия

Средство осуществления общего тактического плана ведения игры, который включает в себя и ряд тактических комбинаций, направленных на совместное решение общих и частных задач игры

32.

Основные составляющие в игре команды

Высокие скоростно-силовые качества, понимание игры, хорошая техника.

33.

Отступление как прием действенной защиты и фор­сированной контратаки

организованное отступление защитников к своим воротам в расчете на то, что игроки нападения противника, следуя за ними, сузят фронт атаки и этим облегчат защиту.

34.

Подстраховка футболистов

действия игроков, зак­лючающиеся в том, что защитники приходят друг другу на помощь в опасных случаях, когда противник владеет мячом и организует атаку.

35.

Прессинг

ограничение времен, свободного места, имеющихся у атакующего игрока, для выполнения действия с мячом.

36.

Разбор игроков

перекрытие сопернику пути своим воротам, удержание в поле зрения мяча и игроков соперника в процессе игровой деятельности на поле, расположение на расстоянии короткого паса от опекаемого игрока.

37.

Смещение защитников

смещение одного из защитников с того места, которое он охраняет, и, таким образом, обнажение участка поля, через который может пройти игрок или с которого удобно атаковать ворота.

38.

Специализация игроков

закрепление игроков на определенных местах в команде.

39.

Тактика игры

решение частных задач, возникаю­щих в каждом отдельном матче и при подготовке к нему, правильно выбранными приемами, позволяющими выпол­нить задуманное; производное технического мастерства, физической подготовки и других факторов; наиболее ши­рокая, богатая и подвижная часть стратегии футбола; планомерная, разумная игра, цель которой — достиже­ние наилучшего результата в данных условиях; органи­зация индивидуальных и коллективных действий игро­ков, направленных на достижение победы над соперни­ком — взаимодействие футболистов команды по опреде­ленному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.

40.

Функции игроков

деятельность, обязанность игроков в футболе.

41.

Ширина фронта тактических действий

Вся ширина футбольного поля, занимая которую игроки нападения находятся на расстоянии 10-12 м друг от друга и заставляют игроков защиты располагаться примерно так же.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………........3

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….4

II. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………….............................5

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ………………..7



IV. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………...9

  1. Литература по курсу «Физическая культура (бадминтон)» ………………..............9

  2. Контрольные задания для студентов заочной формы обучения (темы контрольных работ)…………………………………………………………………………………….9

  3. Словарь терминов (глоссарий)………………………………………………………10








Настоящий избранник не имеет выбора. Станислав Ежи Лец
ещё >>