Самоактуализация как высший мотив профессиональной деятельности теннисиста высокого класса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самоактуализация 1 19.89kb.
Доклад на конференцию по теме 1 84.55kb.
Самоактуализация 1 141.69kb.
Маслоу А. Самоактуализация 1 145.3kb.
Маслоу А. Самоактуализация 1 146.27kb.
«правовое регулирование профессиональной деятельности в спорте» 1 72.25kb.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников специальности... 1 46.26kb.
Г. Запорожье Как я использую информационные технологии в профессиональной... 1 277.76kb.
3 1 Творчество педагога норма профессиональной деятельности 5 2 Взаимосвязь... 1 183.81kb.
О мониторинге профессиональной деятельности и рейтинговой оценке... 1 142.01kb.
Учреждения по профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников... 1 265.83kb.
По направлению к Фрейду: интеллектуальная и культурная предыстория... 2 495.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Самоактуализация как высший мотив профессиональной деятельности теннисиста высокого - страница №1/1


Духовність особистості: методологія, теорія і практика

3 (50)-2012




УДК 796.011:159.928.23
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ВЫСШИЙ МОТИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТА ВЫСОКОГО КЛАССА
А.О. Светова, О.Р. Нестерова
В спорте высших достижений характеристики самоактуализирующейся личности могут обеспечить бесконечную и самодостаточную мотивацию в достижении профессиональных вершин. В проведенном исследовании анализируется стремление к самоактуализации спортсменов высокого класса как основной мотив профессиональной деятельности в спорте высших достижений.

Ключевые слова: самоактуализация, мотивация, спорт высших достижений.
Направленность личности на саморазвитие, самосовершенствование определяется стремлением человека к полному раскрытию своего потенциала: способностей, возможностей, потенций в процессе жизнедеятельности. Вопросы саморазвития и мотивации являются одними из наиболее актуальных в современных социальных науках. Исследование этих аспектов занимает важное место во многих психологических и педагогических концепциях о человеке: И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Л. Торндайк, К. Левин, В. Штерн, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.

Исследование мотивации в спорте начали проводиться еще в середине прошлого века Д.С. Мак-Клеландом. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен, Э. Жирод и др. В отечественной психологии различные аспекты мотивации исследовали Р.А. Пилоян, Ю.А. Коломейцев, Е.Н. Гогунов, Н.В. Станбулова, М.В. Мельников и др.

Одним из наиболее актуальных в спорте высших достижений является вопрос формирования мотивации достижения успеха у спортсменов высокого класса в спорте высших достижений. За последние годы возрос профессиональный уровень и мастерство спортсменов, значительно повысилась конкуренция. В прошлом рекорд мог держаться годами, в связи с разницей в подготовке атлетов, в настоящее время такое различие практически отсутствует, и многие спортсмены в мире обладают высочайшим уровнем спортивной подготовки. В связи с этим фактор нахождения высшего мотива становится одним из основных залогов успеха в современном профессиональном спорте.

Цель исследования – изучить теоретические аспекты самоактуализации в спорте; провести анализ результативности ведущих теннисистов мира (количество выигранных турниров Большого Шлема за определенный период); рассмотреть самоактуализацию как ведущий мотив деятельности спортсменов экстра-класса; определить факторы, влияющие на формирование стремления теннисистов к самоактуализации.

Абрахам Гарольд Маслоу в своей книге «Мотивация и личность» выступает против любой классификации мотивов, по ряду причин он считает такие перечни «теоретически ненадежными». Потребности так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Маслоу создал разумную фундаментальную классификацию мотивов. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста. Каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности. Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивациянаиболее присуща «самоактуализированным» людям, у которых удовлетворены более низкие потребности.

Самоактуализация – это стремление человека «стать тем, кем он может стать». Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит достичь вершины своего потенциала. Говорясловами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать,поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе». Самоактуализация необязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Маслоу пришел к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее (меньше чем 1% всего населения по оценке исследователя).

Мотив саморазвития побуждает индивида много работать и самосовершенствоваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутри личностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед— это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Одной из центральных проблем в спорте высших достижений является мотивация. Положительная мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнований) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, «командного духа» и т.д.). Мотивация в современном спорте – это интегративная величина. В процессе жизнедеятельности и накопления опыта в спортивной сфере ценности спортсмена существенно изменяются и определенные мотивационные компоненты могут иметь разную значимость в различные периоды жизни. К росту мотивации приводит актуализация как можно большего количества мотивов, детерминирующих деятельность спортсменов, увеличение их побудительной силы, моделирование благоприятных ситуационных факторов.

Если рассматривать мотивационную пирамиду Маслоу в качестве инструмента для анализа степени удовлетворения у спортсменов высшего класса потребностей, то можно сделать вывод, что у игроков высокого уровня в целом удовлетворены следующие потребности: физиологические, в безопасности, социальные. Высока вероятность, что спортсмены, достигшие мировой известности, удовлетворили свои потребности в престиже: имеют высокий уровень самоуважения, пользуются уважением со стороны других, достигли признания, успеха и высокой оценки своего профессионального уровня.

В многочисленных публикациях по коучингу пишут, что основное в работе коуча – это содействие в полном раскрытии потенциала человека через профессиональную поддержку и мотивацию. На уровне спорта высших достижений мотивация – один из важнейших моментов в работе тренера. Как найти подход к игроку, который имеет публичное признание и высочайшие гонорары (удовлетворены все дефицитарные потребности), и побудить его выполнять большие объемы работы и стремиться к новым достижениям? Как добиться наивысшей производительности от спортсменов высокого уровня на протяжении длительного времени?

Если рассматривать спорт как путь от приза к призу, от достижения к достижению, то, в силу специфики деятельности, на этом пути ждут частые разочарования и поражения. И, если только приз или победа – цель, то невозможно побудить спортсменов из соображений дефицита (материальные достижения, социальные аспекты) многие годы преодолевать трудности и стремиться к высочайшим рекордам.

Высшими ступенями пирамиды Маслоу являются компоненты мотивации, соответствующие высшим духовным и морально-нравственным проявлениям личности,к которым человек стремится в процессе самоактуализации. Основная задача тренера, работающего в спорте высших достижений, подвести игрока к тому, чтобы ведущим мотивом его деятельности стала самоактуализация. Когда удается пробудить у человека мотив саморазвития, невероятно увеличивается сила его стремления к деятельности. В этом случае мотивация спортсмена превращается в самодостаточную и безграничную.

Рассмотрим высказывания выдающихся спортсменов, достигших высот в профессиональном спорте, о мотивах их деятельности.

Джимми Коннорс (на протяжении более десятка лет сильнейший теннисист мира) на вопрос: «Сегодня, когда выходите на корт, Вы испытываете, как и в прежние годы, непреодолимое желание победить?» –

ответил: «Разумеется. А какие могут быть сомнения? Я был и остаюсь человеком, запрограммированным на победу во всём. А уж в теннисе тем более. Я в каждой встрече выкладываюсь полностью – иначе уже не могу. Только не подумайте, что я накручиваю себя специально перед игрой, я всё делаю в своё удовольствие».

Юрий Власов (олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира в штанге): «Что скрывать, именно победы связывают тебя со спортом. Ведь нет месяца, чтобы они не приснились. Чтобы потом вспоминал. Вспоминал и был окрылённым…»

Джо Фрезера ставит в тупик, когда кто-то спрашивает его, зачем он сражается на ринге. «Я этим просто люблю заниматься. Я — боец, — говорит он. — Это моя работа. Я просто выполняю свою работу». Джо не отрицает привлекательности денег: «Кто же станет работать за так»? Но есть вещи, которые имеют большую важность, чем деньги: «Мне не надо быть какой-то там звездой, потому что мне не надо блистать. Но мне действительно надо быть боксером, потому что именно в этом моя суть. Вот и все — это так просто».

Мика Хаккинен (чемпион мира в «Формуле-1») на вопрос: «Отсутствие победы – это то единственное, что отравляет Вам жизнь?» – ответил: «Да, это то, что меня сильно задевает. Я хочу побеждать и я буду побеждать!»

Гарри Каспаров (бывший в течение 15 лет бессменным чемпионом мира по шахматам): «Перед решающими партиями в матчах против Карпова я просил у Бога о том, чтобы Он укоротил мне жизнь. На год за каждую победу. Тогда победа была важнее».

Анатолий Карпов (чемпион мира в течение 11 лет): «На уровне моих инстинктов, моего подсознания поражения и смерть очень близки по своей природе. А победа, наоборот, близка к жизни. Без победы и жизнь ничего не стоит … для меня. Один я знаю, чего мне стоила потеря звания чемпиона мира. Хотя это ненормально – сейчас я осознал это. Это патологическая философия, но такова судьба таких людей, как я».

Анализируя высказывания чемпионов, можно сделать вывод, что их деятельность определяется не дефицитарными мотивами, а стремлением к саморазвитию, полному раскрытию своего потенциала. Спортсмены-чемпионы принципиально отличаются от основной массы атлетов, в том числе высококвалифицированных. Индивидуальная цель здесь, как правило, подчинена главной, сверхиндивидуальной цели. Данную категорию спортсменов можно смело назвать уникальными личностями, познавшими некую тайну самопознания, самоорганизации, самоуправления, всего того, что входит в понятие «самореализация». Таким идеалом в теннисе, реальным и осуществленным становятся лучшие игроки, которые добиваются вершин в своей теннисной карьере. Наиболее значимое достижение в профессиональной карьере теннисиста – победа на турнирах Большого Шлема. И люди, которые неоднократно поднимаются на высшую ступеньку пьедестала на Открытом Чемпионате Австралии, Открытом Чемпионате Франции, Уимблдоне, Открытом Чемпионате США входят в историю мирового тенниса.

Таблица 1.






Лучшие теннисисты мира в истории тенниса










(обладатели турниров Большого Шлема)










Ф.И.О.

Годы

Австралия

Франция

Уимблдон

США

Всего

Мужчины

1.

Федерер Роджер

2003-2012

4

1

7

5

17

2.

Сампрас Пит

1990-2002

2

0

7

5

14

3.

Эмерсон Рой

1961-1967

6

2

2

2

12

4.

Рафаэль Надаль

2005-2012

1

7

2

1

11

5.

Борг Бьорн

1974-1981

0

6

5

0

11

6.

Лэйвер Род

1960-1969

3

2

4

2

11

7.

Тилден Билл

1920-1930

0

0

3

7

10

8.

Агасси Андре

1992-2003

4

1

1

2

8

9.

Коннорс Джимми

1974-1983

1

0

2

5

8

10.

Лендл Иван

1984-1990

2

0

3

3

8

11.

Перри Фред

1933-1936

1

1

3

3

8

12.

Розуэлл Кен

1953-1972

4

0

2

2

8

Женщины

1.

Смит-Корт Маргарет

1960-1973

11

6

3

6

26

2.

Штеффи Граф

1986-1999

4

6

7

5

22

3.

Уиллс-Муди Хелен

1921-1938

0

4

8

7

19

4.

Навратилова Мартина

1973-2004

3

2

9

4

18

5.

Эверт Крис

1971-1986

2

7

3

6

18

6.

Уильямс Серена

1999-2012

5

1

5

4

15

7.

Ленглен Сюзан

1914-1926

0

6

6

0

12

8.

Селеш Моника

1990-1996

4

3

0

2

9

9.

Энен Жюстин

1998-2008

1

4

0

2

7

10.

Уильямс Винус

2000-2009

0

0

5

2

7

11.

Гулагонг-Коули Ивонн

1971-1980

4

1

2

0

7

12.

Хингис Мартина

1995-2007

3

0

1

1

5

























Анализируя данные, приведенные в табл. 1, можно заметить, что на протяжении длительного периода времени 10-15 лет игроки выступают на высочайшем уровне, при этом демонстрируют максимальный уровень достижений. Именно эти игроки становятся идеалом самоактуализации в теннисе и примером для подражания для миллионов спортсменов во всем мире.

Возникает вопрос, существует ли какой-нибудь систематизированный подход к тому, чтобы подводить людей к самоактуализации?

По мнению Маслоу, «чтобы создать условия для развития и самоактуализации, необходимо понять, что способности, органы, организм в целом жаждут функционирования и самовыражения, они требуют, чтобы их использовали и применяли по назначению. Использование приносит им удовлетворение, а бездействие раздражает. Мускулистому человеку хочется использовать свои мускулы, более того, он должен использовать их, чтобы "чувствовать себя хорошо" и обрести субъективное чувство гармоничного, успешного, свободного функционирования (спонтанности), которое представляет собой важнейший аспект хорошего развития и психологического здоровья. То же самое можно сказать об умственных способностях, о матке, о глазах, о способности любить. Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают требовать только тогда, когда их используют достаточно хорошо. То есть способности являются также и потребностями. Использовать свои способности не только интересно, но и необходимо для развития. Простаивающая без дела способность и незадействованный орган могут стать источником болезни или атрофироваться, тем самым обедняя личность».

Спорт остается одним из немногих социальных институтов, эффективно решающих задачи развития и формирования духовных идеалов личности. Становление личности в сфере спорта, «сжатой модели жизни», наиболее продуктивно благодаря ограниченным срокам спортивной карьеры, ранней профессионализации, возможности объективного анализа приобретений, полученных в результате освоения конкретного вида спорта. В большинстве случаев спорт рассматривается как микромодель общества, которая формирует определенное отношение и типовое поведение. Благодаря занятиям спортом, общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные.

Необходимо определить условия развития теннисистов высокого уровня, которые позволят стремиться к самоактуализации как главному мотиву профессиональной деятельности. При определении оптимальных условий будем исходить из положения о том, что человек – творец своей жизни, развивается по своим внутренним законам, что только его субъектная деятельность формирует стремление к осмысленным действиям, сознательному выбору позиций, к поступку и ответственности за него. Отсюда становятся важными идеи развития духовности, самобытности, неповторимости личности в условиях свободы и творчества. Необходимо осознать, что источник, ресурсы развития и самосовершенствования человека заложены в самой личности.

При этом два фактора будут способствовать раскрытию духовных и нравственных качеств спортсмена: хорошая среда и влияние личности тренера.

Хорошая среда способствует развитию гармоничной личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Благоприятная среда – это не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем.

В процессе взаимодействия тренера и игрока происходит имплицитная обучаемость спортсмена, обусловленная доминированием бессознательной активности психики. Наблюдается определенное сходство между имплицитным обучением и подражанием, которое является неосознанным, помимо воли человека протекающим "научением".

Деятельность тренера в определенном смысле – это духовное наставничество. Тренер помогает спортсмену получить осознание своего потенциала, своих возможностей, тех вариантов, которые у него есть. Оказывает ему самую разнообразную поддержку и мотивирует на дальнейшие достижения. И от уровня нравственной воспитанности, духовности во многом зависит результат педагогического воздействия. Это связано, прежде всего, с тем, что воспитательный процесс осуществляется не за счет передачи знаний, а в основном за счет влияния образа самого учителя на учеников. Воздействие образа всегда первично. Наш знаменитый педагог К.Д. Ушинский писал: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Хороший тренер помогает своему спортсмену увидеть, познать себя. Такая помощь предполагает невмешательство, уважение к чужой индивидуальности, непосягательство на то, чтобы поставить себя выше спортсмена, внушать ему какие-либо идеи или пытаться слепить из игрока свое подобие. Если тренер с уважением относится к внутреннему миру своего спортсмена, к его возможностям, к тому, что составляет саму сущность его ученика, он укажет спортсмену путь к более полному использованию имеющихся у игрока ресурсов, в направлении более полного его предназначения. В этом случае самоактуализация может стать бесконечным и самодостаточным мотивом профессиональной спортивной деятельности в спорте высших достижений в течение многих лет.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в исследовании рассмотрены теоретические аспекты самоактуализации в спорте, проведен анализ результативности ведущих теннисистов мира (обладателей титулов турниров Большого Шлема). На основании теории мотивации А.Г. Маслоу проанализирована степень удовлетворенности базовых потребностей ведущих спортсменов и обоснована гипотеза, что самоактуализация является высшим мотивом профессиональной деятельности, который обеспечивает бесконечную и самодостаточную мотивацию в спорте высших достижений. Определены условия, способствующие формирования стремления спортсмена к самоактуализации: внутренний потенциал личности, хорошая среда и влияние тренера.

В перспективе по избранной теме планируется детально изучить имплицитные методы обучения и влияние уровня развития нравственной воспитанности и духовности тренера на формирование гармоничной личности спортсмена.


Литература

1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб заведений/ Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.П. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 228 с.

2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность/ Маслоу А.Г.— СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/Маслоу А.Г. — СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.

4. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры / М.В. Мельников. — М.: “Физкультура и спорт”, 1987. —336с.

5. Станбулова Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры/ Н.В. Станбулова— М.: “Физкультура и спорт”, 2005.— 63с.

6.Соломатин С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений / С.А. Соломатин // Психология вРоссии иза рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 89-93.

7.УэйнбергР.С. Спортивная психология: учебник для вузов/Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. — М.: Физкультура и спорт, 2005.— 338 с.

8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен.— СПб.: Речь,2001.—99 с.

9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности: /Пилоян Р.А. — М.: Физкультура и спорт,1984. —108 с.

10. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.– метод.пособие/ Ю.А. Коломейцев. — Мн.:БГПУ,2004.—292с.
У спорті вищих досягнень характеристики особистості, що самоактуалізується,можутьзабезпечитинескінченнуісамодостатнюмотиваціювдосягненніпрофесійнихвершин. У проведеному дослідженні аналізується прагнення до самоактуалізації спортсменів високого класу як основний мотив професійної діяльності у спорті вищих досягнень.

Ключові слова: самоактуалізація; мотивація; спорт вищих досягнень.
In the sphere of highest achievements sports the characteristics of self-actualizing personality can provide endless and self-sufficient motivation in achievement of professional heights. The author of the article examines high-class athletes' aspiration for self-actualization as the main motive of their professional career.

Keywords: self-actualization, motivation, professional sport.
Светова О.О.- кандидат педагогічних наук доцент кафедри фізичного виховання і спорту Донецького національного університету (м. Донецьк, Україна)

Нестерова О.Р.- здобувач кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету ім. В. Даля (м. Луганськ, Україна)

Рецензент – доктор педагогічних наук, професор В.В. Червонецький



УДК 378.034+378.036
ВИХОВНИЙ ПОТЕНЦІАЛ НАДБАНЬ ТРАДИЦІЙ НАРОДНОЇ КУЛЬТУРИ

Н.В. Сергєєва
Стаття присвячена питанням використання традицій народної культури в морально-естетичному вихованні молоді. Зазначена необхідність пізнання та розуміння величі народно-традиційної культури, її одвічного гуманізму, самобутньої краси задля вдосконалення думок,вчинків та забезпечення душевної рівноваги.

Ключові слова: традиції, культура, народна педагогіка, архетип,виховання.






А бедняжка Гитлер думал, что антисемитизм можно приспособить только к национальному социализму. Станислав Ежи Лец
ещё >>