Сафонов анатолий николаевич в 1976 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Баландин Александр Николаевич Порядковый номер 229 (68) 1 37.48kb.
Валентин Васильевич Пысин 1 16.03kb.
4 1 Штурмовики Биографическая справка Д. М. Карбышева 1 42.41kb.
Кисилёв Игорь Викторович 1 16kb.
Камиль нарзаватович 1 53.4kb.
Регистрации, кадастра и картографии 1 15.46kb.
Семейное положение 1 46.1kb.
Основной состав ппс 10 1148.69kb.
Кафедра Информатики и информационной безопасности 1 50.13kb.
Кафедра Информатики и информационной безопасности 1 50.55kb.
Клименко трофим михайлович 1 20.11kb.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. 3 861.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Сафонов анатолий николаевич в 1976 году окончил Севастопольское высшее военно-морское - страница №1/8

О Б А В Т О Р Е
САФОНОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ в 1976 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище.

Профессия – инженер-механик по эксплуатации корабельных атомных установок. Длительное время служил на атомных подводных лодках в Западной Лице в должности командира группы автоматики и телемеханики. За выступления против награждения Л.Брежнева орденом Победы был исключен из КПСС и переведен служить на БТБ-569 в губу Андреева. С 1983 по 1990год служил в губе Андреева в должности командира группы. Был ответственным за прием, хранение и отправку на химкомбинат «Маяк» отработавшего ядерного топлива. При работе на БТБ-569 отвечал за хранилище отработавшего ядерного топлива в здании №5, блок сухого хранения ОЯТ, хранилище свежего ядерного топлива и технические средства, с помощью которых загружалось и выгружалось ядерное топливо.

С 1983 по 1989 год, во время ликвидации ядерно-радиационной аварии в основном хранилище отработавшего ядерного топлива, работал заместителем руководителя бригады ликвидаторов, начальником смены. Разработал и предложил более сотни конструкторских решений и изобретений, с помощью которых стало возможным осуществить выгрузку отработавшего ядерного топлива из аварийного хранилища. В 1990 году уволился в запас. Независимый эксперт международного экологического объединения «Беллона».

За мужество и героизм проявленные при ликвидации аварии в чрезвычайно – опасной для жизни радиационной обстановке награжден орденами: «Красная звезда», «Мужество» и многими общественными наградами.



Посвящается героическим экипажам
первых атомных подводных лодок, атомной отрасли,
ОКБ, Учебному центру ВМФ,
заводам строивших подводные лодки,
ветеранам подразделений особого риска
и их вдовам

К ч и т а т е л я м
В основном книга посвящена истории создания и эксплуатации первого отечественного подводного ракетоносца «К-19». Более пятидесяти лет отделяет нас от начала работ по строительству первой опытной атомной подводной лодки СССР. Для создания подводного атомохода в послевоенный период потребовалась невиданная для страны дополнительная мобилизация сил и средств. В кратчайшие сроки в стране формировались ОКБ, модернизировались предприятия, создавалась структура базирования атомных подводных лодок. Практически создавалась новая сложнейшая организационно-промышленная система, предназначенная для защиты Родины от надвигавшейся ядерной угрозы из морских глубин. Были направлены огромные материальные и интеллектуальные ресурсы для решения новой и необычно сложной задачи. В книге представлены фрагменты воспоминаний ветеранов первой атомной подводной лодки «К-3» и «К-19». Рассказывается о кошмарных условиях обучения личного состава АПЛ на действующем стенде ФЭИ. Подготовка экипажей первых АПЛ отличалась невысоким качеством некоторых специалистов, что привело к массовому облучению и гибели восьми подводников при ядерно-радиационной аварии на «К-19». При проектировании АПЛ конструкторские бюро допустили ряд просчетов, повлекшие потерю здоровья, а иногда и жизней подводников. В истории создания и эксплуатации АПЛ «К-3» и «К-19» как в зеркале отразились: обучение первых подводников, работа ОКБ, судостроительных заводов и отношение к людям непосредственно создававших новую технику. К сожалению, до настоящего времени комплексная тематика пострадавших при этом от радиации, недостаточно освещена в средствах массовой информации. В книге уделено внимание дискриминационному законодательству, действующему в Российской Федерации по отношению к пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лицами, принимавшими непосредственное участие в действиях Подразделений Особого Риска. Десятки тысяч россиян пострадавших от радиации до сих пор не могут получить оплаченных потерянным здоровьем законных льгот. Надеюсь, книга послужит определенным вкладом раскрывающим цену подвига советского народа в поддержании национальной безопасности нашего Отечества.

В наших сердцах навсегда останется память о павших и пострадавших от радиационных катаклизмов при авариях на АПЛ и других военных объектах.



«Холодная война»: крайне враждебные отношения между государствами, но не доходящие до прямого вооруженного конфликта – постоянное балансирование на грани войны и мира; в отношениях между людьми – напряженные, натянутые на грани открытой вражды и ненависти.
Об инициаторах «Холодной войны»
В 90-х годах прошлого столетия «демократические» средства массовой информации обвиняли Советский Союз в развязывании «Холодной войны», а следовательно и в беспрецедентной гонке вооружений. Этим писакам, я бы сказал: «Не надо путать Гегеля с Бебелем и тем более с Бабелем». Не Сталин произнес пресловутую фултонскую речь, которой было положено начало «холодной войне», а сэр Уинстон Черчилль! Произошло это шестого марта 1946 года. С какой стати Сталин должен быть виноват в этом?! И не Сталин с грохотом опустил «железный занавес», а Запад. И это тоже непреложный факт Истории. Как, впрочем, и то, что это произошло далеко не впервые. Еще Петр 1 в одном из писем своему сыну – цесаревичу Алексею – указывал на то, что Европа опустила перед Россией «железную завесу».

18 августа 1948 г. за № 20/1 появляется директива Совета национальной безопасности США, в основе которой доклад Совета планирования политики под названием «Цели США в отношении России». Все цели США в отношении России (СССР) уже тогда были сведены всего к двум: «Свести до минимума мощь и влияние Москвы; Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России». А средство достижения этих целей было указано в этой директиве столь же откровенно: «Наша конечная цель в отношении Советского Союза – война и свержение силой Советской власти»! Простенько, но с каким англосаксонским «вкусом»!..

Не приемля факта ликвидации американской монополии – в сентябре 1949 г. была взорвана первая советская атомная бомба, – комитет начальников штабов США на основе директивы Совета национальной безопасности США СНБ-58 от 14 сентября 1949 г. (утверждена президентом Трумэном) разработал новый план нападения на Советский Союз с датой нападения 1 января 1950 года. План назывался «Дропшот» («Моментальный удар»). Согласно нему, планировалось сбросить на Советский Союз в течение первых трех месяцев войны свыше 300 атомных бомб и 20 тысяч тонн обычных бомб на 100 городов Советского Союза. План воздушного наступления по плану «Дропшот» назывался «Тройан».

Чуть позже «Дропшот» был переработан в «Основной план войны», по которому предусматривалось нанесение атомных ударов по 2100 важнейшим промышленным и военным объектам СССР с применением до 750 атомных бомб. Мог ли Сталин, прошедший через горнило чудовищной по своим масштабам и последствиям Великой Отечественной войны, не реагировать на такие угрозы, если ему не просто представляли информацию, а непосредственно документа-льные данные об этих планах, включая в том числе и навигационные карты для летных экипажей, где были указаны объекты бомбардировок?! Разведка работала не покладая рук.

Естественно, что Сталин не мог игнорировать такую информацию. Ведь США обладали атомной бомбой и недвусмысленно ею грозили. Причем настолько недвусмысленно, что на проходившей в Лондоне в сентябре 1945 г. сессии Совета министров иностранных дел четырех великих держав госсекретарь США Бирнс нагло заявил представителю СССР: «Если вы не откажетесь от своей позиции, то я выхвачу из кармана атомную бомбу и обрушу ее на вас!» Даже Гитлер и то не вел себя подобным образом на официальных переговорах.

В крайне тяжелых условиях – полстраны было в разрухе – Сталин вынужден был пойти на дальнейшее массированное укрепление оборонной мощи Советского Союза. Тревожная информация с Запада не давала возможности по-иному решать задачи послевоенного развития страны. Естественно, что и высшее военное командование Советского Союза одновременно разрабатывало планы ответных массированных ударов по агрессорам. Это вполне обыденная, в чем-то даже рутинная практика полностью адекватного реагирования на угрозу вооруженного нападения.

Главным фактором, определившим с начала 50-х гг. стратегическое преимущество США, была очевидная возможность осуществить массированный авиационный ядерный удар по СССР с опорой на сеть опоясывающих его территорию американских военных баз. При этом ответного удара возмездия по собственной территории США могли не опасаться – аналогичной системы аэродромов передового базирования у СССР не было, а предельная боевая дальность единственного в то время советского носителя ядерного оружия – бомбардировщика ТУ-4А (копии американского В-29) – не превышала 5000 км. Предложения по ее «искусственному» увеличению, часто довольно экзотические (дозаправка в воздухе и на поверхности океана, создание сети ледовых аэродромов передового базирования в приполярной арктической зоне), практического развития не получили.

Лишь после того как в конце 50-х гг. на вооружение советских ВВС стали поступать бомбардировщики ЗМ В.М.Мясищева и ТУ-95М А.Н.Туполева, авиационная доставка ядерного оружия к объектам в глубине территории США с последующим возвращением бомбардировщика стала практически возможной. Однако к тому времени США, с 1954 г. поставившие на вооружение стратегические бомбардировщики В-52 (которые до сих пор являются основой американ-

с
ТУ-95

ких стратегических ВВС), ушли на этом направлении гонки вооружений далеко вперед. К 1960 г. сорока восьми советским ТУ-95М, каждый из которых мог нести по две водородные бомбы, США могли противопоставить одну тысячу пятьсот пятнадцать стратегических бомбардировщи-ков с более чем тремя тысячами ядерных бомб на борту. Впрочем, бесперспективность усилий по достижению ядерного паритета на «авиационном» направлении, вероятно, стало понятна советскому руководству еще раньше.


Н
Бомбардировщик В-52

ичем не могла помочь в 50-х гг. и ракетная техника сухопутного базирования. Изначальное требование достижения ракетой-носителем этого класса межконтинентальной дальности технологически означало необходимость «форсированного прыжка» через несколько ступеней технического развития, а такой путь никогда не бывает быстрым и гладким. Лишь 2 января 1960 г. в СССР была официально принята на вооружение первая в мире МБР сухопутного базирования – Р-7

С.П.Королева, да и количество ее боевых стартовых позиций на обоих объектах базирования (Плесецк, Байконур) даже позже никогда не пре-вышало шести. Пройдет еще более десяти лет, пока сотни МБР М.К. Янгеля и В.Н. Челомея станут основой стратегических ядерных сил (СЯС) СССР.

А тогда, в 50-е гг., для советского политического и военного руководства становилось все более очевидным, что для обеспечения хотя бы принципиальной возможности нанесения сколько-нибудь чувствительного ядерного удара по американской территории без военно-технического освое-ния океанских просторов не обойтись. Однако, при этом путь строительства мощного надводного флота (в первую очередь авианосного) был заведомо тупиковым – как из-за громадных финансовых затрат и необходимости отвлечения огромных сил и ресурсов, совершенно неприемлемых для только-только поднимавшейся из военных руин страны, так и по причине колос-сального преимущества американских ВМФ практически по всем количест-венным и качественным показателям. Это в случае начала масштабных боевых действий, несомненно, привело бы к немедленному уничтожению советского ударного флота задолго до его выхода на боевые позиции.

Оставались океанские глубины. А в описанных выше условиях бескомпромиссного политического и идеологического противостояния СССР и США, непрерывно набирающей темпы гонки вооружений, низкого порога начала военных действий в многочисленных локальных конфликтах, прак-тически во всех случаях затрагивающих интересы сверхдержав, с этим надо было очень спешить. Кстати говоря, вне понимания этого жесткого военно-политического императива времен холодной войны логика ретроспективного анализа военно-исторических событий прошлого вообще, как правило, оказывается смещенной. Пример тому нынешние стенания «экологов» и «демократических журналистов» по поводу «несоразмерного развития» советского атомного подводного флота «без учета негативных экологических последствий». Сходные претензии можно предъявить, например, фельдмаршалу Кутузову за экологический ущерб, нанесенный русской природе при Бородино вследствие отравления ее пороховыми газами и обильным загрязнением ружейным свинцом.
Из истории гонки вооружений
1954г. США: формирование и обучение экипажей строившихся первых АПЛ, походы надводного корабля с атомной энергетической установкой.

СССР: Начало формирования экипажа первой строившейся атомной подводной лодки.



1955 г. США: вступление первой АПЛ «Наутилус» в состав ВМС.

СССР: Обучение экипажей строившихся АПЛ «К-3» и «К-5» на базе АЭС в Обнинске.



1956г. США: Опытная эксплуатация АПЛ «Наутилус».

СССР: формирование и обучение в Обнинске экипажей строившихся АПЛ «К-3»,


«К-5», «К-8», «К-14», « К-27» и «К-19».

1957г. США: Две неудачные попытки АПЛ «Наутилус» достичь Северного полюса.

СССР: Спуск на воду в Северодвинске первой АПЛ «К-3».



1958 г. США: Трансарктический переход АПЛ «Наутилус» через Северный полюс подо льдами.

СССР: Первый выход в море АПЛ «К-3».



1959 г. США: Начало регулярных походов и патрулирования в Арктике.

СССР: Первая неудавшаяся попытка похода на АПЛ на Северный полюс.



1960 г. США: Походы АПЛ «Сарго», «Дж. Вашингтон» и « Патрик Генри» в Арктику, патрулирование по 67 суток.

СССР: Подготовка к походу на Северный полюс АПЛ «К-3», строительство АПЛ 627, 658, 675 проектов и опытной «К-27».



1961 г. США: Три боевые службы АПЛ «Дж. Вашингтон» в Арктике.

СССР: Достижение АПЛ «К-3» 82-го градуса северной широты, первое плавание подо льдами АПЛ «К-55», «К-21» и «К-40».


Первая в мире атомная подводная лодка США «Наутилус»

Конечно же, ее назвали «Наутилус» – это имя подводной лодки капитана Немо, описанного Жуль Верном в приключенческо- фанта-стическом романе «20.000 лье под водой». Американский «Наутилус» – первая в мире атомная подводная лодка. Работы по созданию АПЛ велись ускоренными темпами. В 1948 г. был закончен проект АЭУ и заключен контракт на проектирование и строительство опытного реактора. В августе 1949 г. утверждены тактико-технические данные первой ПЛА. Заложена в июне 1952 г. на верфи в Гротоне.



21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а 18 января 1955 г. вышел на испытания и командир передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».

Позже «Наутилус» стал означать определенный класс американских подвод-ных лодок.

В основе работы АЭУ лежит превращение ядерной энергии в механическую, путем использования атомного реактора как источника тепла, за счет которого вода превращается в пар. Таким образом, уместна аналогия между реактором и паровым котлом паросиловой установки, но с той разницей, что пар в котле генерируется в результате сжигания органического топлива, а в АЭУ – за счет тепла, выделяющегося при делении ядерного топлива в реакторе. Принципиальное преимущество АЭУ вытекает из огромной концентрации ядерной энергии в веществе по сравнению с концентрацией химической энергии в органическом топливе.

Так, если при сгорании одного килограмма дизельного топлива выделяется около 42 МДж теплоты, то такое же количество ядерного горючего дает теплоты в два миллиона раз больше. При этом (что особенно важно) АЭУ не нуждается в подводе атмосферного воздуха или другого окислителя, без чего не может обойтись ни один тепловой двигатель, работающий на органическом топливе.

АЭУ состоит из двух контуров. Вода первого контура, нагретая в активной зоне реактора, поступает в парогенераторы, где отдает теплоту воде второго контура, превращая ее в пар, поступающий в паротурбинную часть, мало чем отличающуюся от применяемых в обычных корабельных паросиловых установках. Таким образом, в АЭУ рассматриваемого типа теплоносителем является вода, а рабочим телом водяной пар. С появлением в американском флоте в 1955 году подводных лодок с ядерной энергетической установкой военные приготовления в Арктике заметно активизировались.

Приобрела новое содержание и пресловутая «арктическая стратегия». Теперь американские стратеги вознамерились превратить Арктику в гигантскую «стартовую позицию», в которой атомные подводные лодки-ракетоносцы, скрытые от противника паковыми льдами, в нужный момент всплывают и наносят ракетно-ядерный удар по жизненным центрам Советского Союза.

После установки нового навигационного оборудования, 3 августа 1958 года подводная лодка «Наутилус» под командованием У. Андерсена достигла Северного полюса. В том же году два похода в Арктику совершает атомная подводная лодка «Скейт». Главной ее задачей была отработка методов всплытия в паковых льдах. В оперативном приказе на поход указывалось: «Отработать методы всплытия лодки в районе паковых льдов... Все остальное должно быть подчинено этой задаче... Использование Северного Ледовитого океана для боевых действий окажется возможным, если лодки будут в состоянии всплывать на поверхность, хотя бы периодически...»

В 1960 году в арктическое плавание направляются подводные лодки «Сарго» и «Сидрэгон», а два года спустя подводные лодки «Скейт» и «Сидрэгон» встречаются под паковыми льдами и проводят противолодочное учение в районе Северного полюса. Как мы, так и американцы отчетливо понимали: кто владеет Арктикой – тот держит под прицелом весь мир.

Это были годы непрерывной технологической гонки во время холодной войны, когда американцы спешили реабилитироваться из-за запущенного СССР «Спутника». В 1957 году он стал первым искусственный аппаратом, посланным человеком в космос. Обогнать неважно в чем Советский Союз в те годы было делом чести для Америки .

При водоизмещении Наутилуса 3764/4040 т. имела две линии вала и АЭУ (атомная энергетическая установка) суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала скорость 20/23 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тыс. миль при расходе 450 г 235U в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава. Сам факт создания АЭУ для подводных лодок был впечатляющим. Единый двигатель для надводного и подводного хода лодки стал реальностью.

Таким образом, американские военные заняли первое место в гонке под водой. АЭУ произвела революцию в подводном плавании, открыв широкую перспективу существенного улучшения тактико-технических элементов подводных лодок.

Уже первые АПЛ ( атомные подводные лодки) около 80 % ходового времени находились в подводном положении, а на отдельных переходах – до 98 %. Атомная установка позволила значительно увеличить энерговооруженность лодок. Даже на Наутилусе с далекой от совершенства АЭУ энерговооруженность в подводном положении составила 2,9 кВт/т, в то время как на дизель-электрических подводных лодках США той поры она не превышала 1,6 кВт/т.

Наутилус установил в свое время несколько рекордов для подводных лодок. Один из главных это – беспрерывное подводное плавание более 90 часов на крейсерской скорости 20 узлов. Наутилус прошел за это время 1213 миль (2250 километров).

В мае 1959 г. Наутилус прибыл на военно-морскую верфь Портсмут для первой реконструкции, а также для перезагрузки ядерного топлива. После завершения ремонта в августе 1960 г. он был приписан к 6-му Американскому флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.

В последующие годы Наутилус принимал участие в различных военно-морских учениях и разнообразных испытательных программах. Весной 1979 г. он вышел из Гротона в свой последний поход, который завершился 26 мая 1979г. 3 марта 1980 г. Наутилус после 25 лет службы был исключен из состава флота.


20 мая 1982 г. Наутилус, был объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 г. Наутилус был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для публики.

Командир АПЛ «Наутилус» капитан 2 ранга Уильям Андерсен в центральном посту корабля после исторического трансарктического перехода через Северный полюс. За спиной Андерсена на переборке находится карта похода подводной лодки.



Первая в СССР АПЛ «К-3»
9
А.П. Александров Александров
сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о начале работ над первой отечественной атомной ПЛ. Общее руководство этой программой возло-жили на В.А. Малышева, занимавшего пост замести-теля председателя Совета Министров СССР и заме-стителя начальника 1 Глав-ного управления при Сове-те Министров СССР, которое вело разработку атомной техники. Научным руководителем работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) и атомной ПЛ стал директор Института атомной энергетики Академии наук СССР академик А.П. Александров. Для непосредственного выполнения проработок в Москве на территории НИИ химического машиностроения (НИИхиммаш) организовали 2 рабочие группы: одна – для проектных прора-боток атомной ПЛ, другая – для разработки ее энергетической установки. Первой руководил заместитель директора ЦНИИ-45 В.Н.Перегудов, второй – директор НИИхиммаша Н.А. Доллежаль.

Одновременно в Обнинске при Физико-энергетическом институте Академии наук СССР создавался наземный прототип корабельной АЭУ. Он представлял собой натурные реакторный и турбинный отсеки АПЛ, в

которых были смонтированы паропроизводящая и турбинная установки одного (правого) борта. Управление прототипом АЭУ осуществлялось с центрального пульта штатной корабельной системы. Кормовая часть корпуса выходила в специальный бассейн в котором с гребного вала гидротормозом снималась мощность.

В июле 1955 г. строительство здания стенда было закончено и начался монтаж оборудования корабельной АЭУ. Уже 8 марта 1956 г. стендовый реактор был выведен на энергетический уровень мощности.


В.Н.Перегудов
Параллельность строительства АПЛ и отработки на наземном прототипе ее АЭУ диктовались жестко заданными сроками вступле-ния в строй АПЛ, программа создания которой носила ранг национальной задачи. Ход работ постоянно контролировался Правительством СССР, аппаратом ЦК КПСС и командованием флота.

Официальная церемония закладки опытной АПЛ пр. 627 (заводской номер – 254) состоялась 24 сентября 1955 г. Строительство корабля велось интенсивно, и к августу 1957 г. был закончен монтаж основного оборудования. 9 августа этого же года АПЛ была спущена на воду методом поперечного спуска.

В сентябре 1957 г. начались комплексные швартовые испытания АПЛ. На них главное внимание уделялось атомной энергетической установке. 14 сентября состоялся физический пуск корабельных реакторов с выходом на минимально контролируемый уровень мощности. При пуске реакторов присутствовали пред-седатель Комиссии Президиума Совета СССР по

в
Н.А.Доллежаль


оенно-промышленным вопросам Д.Ф. Устинов, главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, руководители Министерства судостроительной промышленности и Министерства среднего машиностроения.

В ходе швартовых испытаний выявился ряд недостатков в работе корабельных механизмов, систем и устройств. Так, например, для исключения кавитации циркуляционных насосов главных конденсаторов потребовалось изготовить и установить на подводной части корпуса АПЛ, находившейся на плаву, специальные водонаправляющие шахты. Еще до загрузки активной зоны реакторов на корабле был выявлен повышенный радиационный фон. Причина, как оказалось, заключалась в использовании для подсвечивающих шкал приборов фосфоресцирующих красок, содержащих радиоактивные компоненты. Пришлось удалять эту краску с многочисленных приборов.

Параллельно с испытаниями шло освоение корабля и его АЭУ подводниками. Подготовка и обучение личного состава электро-механической боевой части, обслуживающего АЭУ, проходили в Обнинске на натурном стенде под непосредственным руководством А.П. Александрова.

Первым командиром АПЛ пр. 627 , получившей тактический номер «К-3», стал опытный подводник капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. Старшим помощником командира – капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, а командиром электромеханической части инженер-капитан 2 ранга Б.П.Акулов.



В начале июля 1958 г. АПЛ «К-3» была предъявлена для проведения ходовых испытаний правительственной комиссии под председательством вице-адмирала В.Н. Иванова, которые проходили в Белом море в период с 3 июля по
1 декабря.

4
Л.Г. Осипенко


июля 1958 г. в 10.03 впервые в истории отечественного подводного флота АПЛ начала движение под атомной энергетической установкой. А.П. Александров, руководивший испытаниями АЭУ, записал в вахтенном журнале АПЛ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Начался исторический отсчет морских миль, пройденных отечественным атомным флотом.

Задача первого выхода по проверке работоспособности АЭУ и основного оборудования АПЛ была успешно выполнена. Тем не менее, до окончания испытаний стендовой установки в Обнинске мощность корабельной АЭУ по условиям безопасности решили ограничить 60% от номинальной. При этой мощности на ходовых испытаниях была достигнута скорость 23,3 узла, превысившая расчетную на 3 узла. При выводе АЭУ на полную мощность скорость хода АПЛ составила бы 28–30 узлов.

За время ходовых испытаний АПЛ «К-3» совершила 5 выходов и провела в море 25 суток, выполнила 29 погружений, прошла 3801 миль за 450 ходовых часов, в том числе 860 миль под водой со скоростью около 15 уз, которая соответствовала скорости полного подводного хода ДЭПЛ того времени. Во время глубоководных испытаний АПЛ «К-3» впервые в нашем флоте погрузилась на глубину 310 м. Таким образом, испытания фактически подтвердили достижение заданных тактико-технических элементов.

В «Акте правительственной комиссии по ходовым испытаниям…» отмечалось, что созданная в Советском Союзе АПЛ является крупнейшим отечественным научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения. По сравнению с существовавшими в то время дизельными подлодками, атомная подводная лодка обладала в 1,5–2 раза большей скоростью подводного хода, причем непрерывным подводным ходом она могла пройти 25–30 тыс. миль практически без ограничения скорости по энергетическим ресурсам. Таким образом, АПЛ по дальности подводного плавания в 60–75 раз превосходила дизель-электрические, которые только малым ходом могли пройти около 400 миль. По ряду своих характеристик АПЛ пр. 627 превосходила и первую АПЛ ВМС США «Наутилус».

Вместе с тем испытания опытной ПЛ «К-3» показали, что АЭУ еще недостаточно отработана и надежна, и основной проблемой на первых советских АПЛ стало обеспечение надежной работы парогенераторов АЭУ.

В течение нескольких лет обстановка в атомном подводном кораблестроении была весьма напряженной. В строй вступали все новые корабли, а их цикличная эксплуатация сдерживалась ненадежностью парогенераторов. АПЛ, были вынуждены простаивать в базах, совершая нерегулярные и ограниченные по времени выходы в море. В результате вся тяжесть вооруженного противостояния на море, в том числе в период кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 г., легла на дизельные ПЛ. Это негативно сказалось на флотской репутации АПЛ. Тем не менее в начале 60-х голов удалось довести ресурс работы парогенераторов до нескольких тысяч часов, а затем и полностью решить эту проблему, что доказали в 1963 г. арктические походы вновь построенных атомоходов.

Другим серьезным осложнением являлась недостаточная длительность кампании активных зон реакторов. К концу ходовых испытаний ПЛ «К-3» активные зоны ее реакторов были практически полностью выработаны и требовали замены. В течение 3–4 лет физикам-ядерщикам удалось в несколько раз увеличить кампанию зон АЭУ типа ВМ-А.

В ходе испытаний выявились и другие недостатки, требовавшие доработки конструкции и доводки механизмов. В результате при подписании «Акта правительственной комиссии» мнение морячков и кораблестроителей о порядке передачи ПЛ «К-3» флоту разделились. Представители ВМФ настаивали на варианте, который предусматривал полную отработку оборудования АЭУ предприятия-ми промышленности, замену ненадежных и дефектных агрегатов и механизмов, а также проведение первой опытной замены активных зон реакторов и только после этого передачу АПЛ ВМФ.



следующая страница >>



Купи собаку. Это единственный способ купить любовь за деньги. «Пшекруй»
ещё >>