Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №1/15
![]() С. В. Маланов МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие Рекомендовано редакционно-издательским советом академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Москва- Воронеж 2005
1.4. Язык современной науки: знаково-символические средства в науке 38
их использования в науке 42 1.5. Проблемы, связанные с овладением научными знаниями 47 7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его результатов 47 7.5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями. . 48 Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии 52 2.1. Конкретно-научный уровень методологии в психологии. Развитие научных взглядов на сущность психических явлений в исторической перспективе 52 330
2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема Глава 3. Проблемы научного исследования психических явлений. Как добиться верности, правдоподобности, объективности знаний, получаемых в ходе исследования? ................. 64 64 3.1. Научное познание психических явлений и его результаты .................. 3.2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений ....... 97 3.3. Основные методологические принципы
103 Часть 2. Теоретические основы научной психологии: многообразие психологических теорий . . . 106 109 Глава 4. Теории эволюции живых организмов. Эволюция ипсихика
и развития психики Глава 5. Психофизиологические подходы и теории, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической психологии 120 Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории и теоретические подходы к объяснению психических явлений 136 6.1. Строгий естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений
6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии 140 331
л л 238 243 254
254 258 269
285 285 285
288 297
301 301 304
306 . 319
333 6.3. Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений 144 Глава 7. Альтернативные теории личности 176
к анализу и объяснению психических явлений. 190 Глава 8. Теории психических свойств и образований. ... 198
Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории мотивационной и волевой регуляции ....... 205 9.1. Мотивы человека и их формирование 205
процессов мотивации 213 9.2. Психологические теории эмоциональных явлений 216 9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями 217
9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения 226 Глава 10. Психологические теории ощущений и восприятий 232 10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы? 234 332
10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы? 10.3. Деятельностный подход к анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов
11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе
Глава 12. Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека 12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии
12.2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном
13.1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии ...... 13.2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания . Глава 14. Теории сознания человека Литература Глава 1 Методология в науке 1.1. Методология в составе научного знания Что такое методология науки? Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить. Укажем основания такого разведения. Методологические проблемы психологии, как правил о, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы:
Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный. Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры. Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности. Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки. Глава 1 Методология в науке 1.1. Методология в составе научного знания Что такое методология науки? Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить. Укажем основания такого разведения. Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение опреде-
Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный. Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры. Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности. Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в памкях кажлой конкпетной науки. 1.2. Общефилософский уровень методологии Общефилософский уровень методологических представлений определяет основы мировоззрения субъекта, познающего мир. Такие представления могут быть совместимы с об-щенаучными'методологическими позициями (см. ниже), но могут быть и прямо противоположны. Так, в качестве основных общефилософских позиций при исследовании психических явлений наиболее часто указывается следующий ряд рассуждений. Какие существуют философские позиции, определяющие место и роль психических явлений в мире? На уровне общефилософского анализа психических явлений можно выделить несколько основных философско-мепгодо-логических позиций, которые можно занимать в интерпретации значения, роли, сущности, а также причин возникновения психики в мире. Такие позиции наиболее отчетливо проявляются в ответе на вопрос: что выступает первоосновой (субстанцией) всех явлений во Вселенной? Позиция панпсихизма. В основе всего существующего заложена единая субстанция, являющаяся первоосновой всего существующего. Психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления. Существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности. Позиция идеализма. Первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция — всеобщий разум или персонифицированный Бог. Такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления. Если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма. Если же в качестве первоосновы, причины всего в мире субъект признает самого себя — деятельность своих органов чувств и своего мышления, то это позиция субъективного идеализма (позиция солипсизма). Позиция материализма. Первоосновой всего признается одна субстанция — материя, существование которой подчиняется объективным естественным законам развития. По мере эволюционирования, развития материальные явления приобретают особые свойства — быть живыми и передавать жизнеспособность другим организмам (см. определение жизни в учебниках биологии). У некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функциональные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной активности, а также переживание организмом внутренних состояний и отношений к событиям во внешнем мире. Совокупность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений. При этом следует разводить позицию вульгарного материализма, утверждающую, что психика есть особый вид тонкой материи, и позицию научного материализма, утверждающую, что психика есть особая, присущая живым организмам функция, формирующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром. Позиция дуализма. Первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и психика (мышление, дух). При этом обе субстанции либо признаются сосуществующими параллельно, либо сосуществующими в постоянном взаимодействии. Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представители концепций психофизического взаимодействия (см. тексты по истории психологии). Между такими крайними философскими позициями могут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые фор- мы, которые не всегда осознаются авторами психологических текстов и которые не всегда легко бывает обнаружить. Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, получаемых в процессах исследования. К философскому уровню методологии относятся и вопросы о вере и атеизме, а также о возможности и невозможности (агностицизм) объективного познания окружающего мира. В связи с этим заметим, что в своих конечных философских основаниях любое мировоззрение опирается на веру. Например, ученый-атеист, стоящий на позициях научного материализма, также имеет особую форму веры. Он верит в то, что природа существует независимо ни от чьего сознательного (психического) вмешательства и развивается по внутренне присущим ей законам. Ученый также верит в то, что такие законы природы он имеет возможность познавать, фиксировать и опираться на них при организации жизнедеятельности. В настоящее время, пожалуй, полезно признать, что споры и дискуссии между разными людьми, направленные на выявление конечных (философских) оснований веры, пока не позволяют найти единственно верного решения. Отметим также, что и среди ученых-естествоиспытателей, и среди ученых, исследующих психические явления, имеются глубоко верующие, религиозные люди. Это не обязательно служит препятствием к осуществлению серьезной научной деятельности. Тем не менее в настоящее время при организации своих исследований ученый стихийно или осознанно вынужден опираться на общепризнанные научные методы и придерживаться общенаучной методологии. В противном случае результаты его исследований не будут признаны в качестве научно обоснованных. Общефилософский взгляд на мир определяет готовность человека разделять или отвергать: а) различные варианты ненаучных и научно обоснованных представлений, на которые может опираться мировоззрение человека; б) различные варианты общенаучной методологии. Общенаучные методологические проблемы традиционно исследуются в рамках таких систем знаний, которые получили наименования «гносеология», «эпистемология», «теория и логика научного познания».
-
Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельности. Условно можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его. -. •
10 Обыденное, наивное познание: приобретается в повседневных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте; основывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; знания неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимствуются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений. Религиозно-мистическое познание, часто имеет гипотети-ко-дедуктивный характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость достаточной обоснованности и систематизированности; опирается на веру, апеллирует к вере; основывается на «откровении» — непосредственной данности отдельным «избранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации. Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности; результаты субъективны и не могут быть зафиксированы однозначно, но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений. Научное познание: опирается на тщательно организованные и спланированные методы получения знаний, предполагает постоянную верификацию получаемых знаний общечеловеческой практикой и экспериментом. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе открываемых законов. Результаты научного познания могут максимально однозначно транслироваться и при их использо- вании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми. Какие особенности характеризуют мировоззрение «идеального» ученого? Общенаучный уровень методологии опирается на ряд положений, которые могут быть сформулированы как общенаучные принципы «классического» естественно-научного исследования.
На указанной системе предположений стихийно или сознательно базируется мировоззрение современных ученых, которые выступают представителями естествознания. Из указанных мировоззренческих позиций вытекают и требования к получаемым в ходе научной деятельности знаниям. Научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования. 11
В настоящее время ученые часто обсуждают проблему методологического кризиса в современном естественно-научном познании. Это связано с тем, что в науке происходят быстрые и глобальные изменения. Возрастает количество методов исследования, которые приобретают все более опосредствованный характер. Увеличивается сложность и количество теорий и гипотез, подтверждение которых становится все более опосредствованным и косвенным. Исследования ведутся в междисциплинарных областях и охватывают все более отдаленные от повседневной жизни явления (квантовая механика, космология). Формулируются новые критерии «научности» в социальных и гуманитарных областях познавательной деятельности (Розин, 2000). С каждым годом растет количество знаково-символических средств, в которых различными способами фиксируются результаты научного познания. Таким образом, современные научные знания становятся все менее однородными с точки зрения традиционных критериев «научности». Как дифференцируются научные знания? Традиционно научные области классифицируют по ряду оснований, в соответствии с которыми осуществляется и дифференциация научных знаний. По различиям в объекте и предмете разграничивают:
12 средствами моделирования в процессах фиксирования результатов разнообразных исследований. Опираясь на знаково-символические системы, разработанные в точных науках, ученые получают возможность кратко, точно и относительно однозначно описывать, объяснять и прогнозировать различные свойства и особенности явлений. По общему характеру целей научные исследования условно разделяют на фундаментальные и прикладные.
На какие общенаучные методы познания явлений окружающего мира могут опираться ученые в своей деятельности? В зависимости от того, на что направлена познавательная деятельность ученого — на анализ единичных, уникальных явлений или на обобщение явлений на основе установления законов, выделяют два подхода в научном познании явлений:
13 явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика). При реализации номотетического подхода в исследовании явлений полезно различать ряд общенаучных логико-гносеологических методов научного познания. Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода — последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получения научных знаний позволяет зафиксировать и описать результаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не позволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений. С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания — гипотетико-дедуктивное познание. Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньютоном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение гипотез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) планирование и проведение экспериментальных исследований, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация полученных данных, на основе которых делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипотезы приобретают статус научных теорий. В точных науках (математика, геометрия, логика) используется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) символических объектов с последующим приписыванием им определенных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже). 14
В настоящее время ученых сплачивает в научное сообщество не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового знания. При этом требуется:
следующая страница >> |
ещё >> |