Похожие работы
|
С магистрантами заочного обучения - страница №1/1
Тематика
контрольных работ по I –му разделу кандидатского курса: «Философия и методология науки» («История мировой философии»)
для самостоятельной управляемой работы (СУР)
с магистрантами заочного обучения
-
Каковы предпосылки возникновения философии?
-
Охарактеризуйте поле проблем философии и структуру философского знания.
-
В чем заключается основной вопрос философии и каковы его стороны?
-
Что такое материализм и каковы его исторические формы?
-
Что такое идеализм и каковы его разновидности?
-
Что такое монизм, дуализм и плюрализм в философии?
-
Чем различаются диалектика и метафизика?
-
Почему буддизм не победил в Индии и каковы его мировоззренческие основания?
-
Приведите основные положения конфуцианского учения.
-
Чем отличается философия от других исторических типов мировоззрения?
-
Кто в античной философии считается «первым философом» и почему?
-
Кто в античной философии является родоначальником объективной диалектики?
-
Кто в античной философии является основоположником материалистической линии в философии?
-
Кто в античной философии является представителем идеализма?
-
Каковы основные положения атомистического учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура?
-
В чем заключается связь майевтики и диалектики?
-
У кого из древнегреческих философов познание принимало вид воспоминания?
-
В чем различия взглядов о смысле жизни у стоиков, скептиков, эпикурейцев и киников?
-
Раскройте философский смысл известного изречения: «Платон мне друг, но истина дороже».
-
Сравните социально-политические взгляды Платона и Аристотеля.
-
Что общего между Плотином и Платоном?
-
Как связаны Платон, Плотин и христианство?
-
Поясните высказывание К.С.Ф. Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
-
Почему для А. Блаженного вера выше разума?
-
Почему христианская философия истории называется эсхатологией?
-
Поясните, какую роль в борьбе номинализма и реализма играла проблема универсалий в средневековой философии?
-
Каковы доказательства бытия Бога в учении Ф. Аквинского?
-
Обоснуйте тезис о том, что онтология Фомы Аквинского базируется на представлениях Аристотеля о материи и форме.
-
В чем выражается гуманизм эпохи Возрождения?
-
Как Н. Кузанский определяет ученое незнание?
-
В чем заключается пантеизм Дж. Бруно?
-
Почему модели справедливого общества Т. Мора и Т. Кампанеллы названы утопиями?
-
Что означает в философии политики термин «макиавеллизм»?
-
Каковы основные проблемы философии Нового времени?
-
Каковы основные мысли Фр. Бэкона о задачах человеческого познания?
-
Какое значение для современной науки имеет учение Ф. Бэкона о призраках разума?
-
Кто в английской философии является автором теории «общественного договора»?
-
Каковы основные идеи и представители эмпиризма?
-
Почему Р. Декарта называют рационалистом?
-
Чем отличаются учения о субстанции Б. Спинозы и Р. Декарта?
-
В чем заключается сенсуализм Дж. Локка и согласуется ли он с теорией врожденных идей Р. Декарта?
-
Какую роль в учении о познании Дж. Локка играет его теория первичных и вторичных качеств?
-
Каковы взгляды Дж. Локка на общество и государство?
-
Раскройте субъективно-идеалистический смысл высказывания Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым».
-
Каковы основные аргументы агностицизма Д. Юма?
-
Как выглядела «Система природы» во французской философии XVIII века?
-
Раскройте ограниченность механистической трактовки человека на примере работы Ж. Ламетри «Человек-машина».
-
Почему в творчестве И. Канта различают докритический и критический периоды и что они означают?
-
Какую роль в философии И. Канта играют понятия «вещь в себе» и «вещь для нас»?
-
Какие ступени человеческого познания выделяются в гносеологии И. Канта?
-
Как связано понятие априорности (a priopi) с учением И. Канта о пространстве и времени?
-
В чем состоит гносеологическое значение антиномий чистого разума в философии И. Канта?
-
Какова роль категорического императива в этике И. Канта?
-
Каково отношение Г. Гегеля к философии И. Канта?
-
Каковы основные положения философии Г. Гегеля?
-
В чем суть диалектического метода Г. Гегеля?
-
Каково основное противоречие гегелевской философии?
-
Каковы основные недостатки антропологического материализма Л. Фейербаха?
-
Одинаковую ли оценку философии Г. Гегеля дали Л. Фейербах и К. Маркс?
-
Как определяется в марксизме философия, ее место в обществе и культуре?
-
Чем отличаются рационализм и иррационализм? В чем проявляется в культуре и социальной практике XIX–XX вв. мировоззренческая оппозиция рационалистического и иррационалистического миропонимания?
-
Каковы источники философии марксизма?
-
В чем главные особенности философии диалектического материализма и с какими научными открытиями XIX – нач. XX вв. связано возникновение диалектического материализма? В чем их философское значение?
-
Каковы основные недостатки всего домарксовского материализма?
-
В чем суть материалистического понимания истории, где и кем оно сформулировано?
-
В чем прогрессивное значение философских идей Ф. Энгельса? Воспроизведите основные положения марксистского учения о формах движения материи и их взаимосвязи.
-
Что нового внесли К. Маркс и Ф. Энгельс в концепцию человека? Как ими трактуется проблема сознания человека?
-
Что такое неомарксизм и постмарксизм и каковы его представители?
-
В чем заключается иррационализм философии А. Шопенгауэра? Нашел ли иррационалистический взгляд на мир А. Шопенгауэра своих философских преемников? Назовите их.
-
Кто первым в европейской философии употребил понятие «экзистенция» и что оно означает?
-
Кто из русских философов является представителем экзистенциализма?
-
Каковы основные проблемы философии Н. Бердяева?
-
Какие идеи «философии жизни» Ф. Ницше подтверждают его мировоззренческую оппозицию к классическому рационализму?
-
К какому направлению в философии относится феноменология Э. Гуссерля и почему?
-
Что нового в представлении о человеке внес классический психоанализ З. Фрейда?
-
Каковы позиции в трактовке бессознательного в неофрейдизме?
-
В чем выражается гуманистическая направленность психоанализа Э. Фромма?
-
Каковы основные идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра?
-
Как трактуется человек в экзистенциализме А. Камю?
-
В чем смысл и назначение истории по К. Ясперсу?
-
Поясните высказывание М. Хайдеггера: «Язык – дом бытия».
-
В чем заключается феномен человека в персонализме П. Тейяра де Шардена?
-
Каковы основные положения философии неотомизма?
-
В чем выражаются установки на постклассический стиль философствования в герменевтике?
-
Какое направление в постклассической философии называют структурализмом и постструктурализмом?
-
Каковы основные идеи постмодернизма? Раскройте, в чем смысл теории деконструкции Ж. Деррида? Почему в постмодернизме выдвигается идея «смерти автора»?
-
Что означает «закон трех стадий» в позитивизме О. Конта?
-
Как определяется предмет философии в первом позитивизме?
-
Почему «второй» позитивизм называется махизмом или эмпириокритицизмом?
-
Каков вклад ленинского учения о материи в критику эмпириокритицизма?
-
Каково понимание предмета философии в логическом позитивизме и как последний связан с логикой?
-
Поясните основные методологические принципы неопозитивизма (верификация, конвенционализм, фальсификация). Какие логические процедуры обоснования подразумеваются в принципах верификации и фальсификации?
-
Что нового во взглядах на науку внес постпозитивизм (Т. Кун и др.)? Каково значение понятия «парадигма» в современной философии и методологии науки?
-
В чем смысл методологического анархизма П. Фейерабенда?
-
Каковы базовые идеи прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса? Что сближает прагматизм и позитивизм?
-
Как инструментализм Дж. Дьюи «усовершенствовал» прагматизм?
-
Каковы основные позиции аналитической философии Л. Витгенштейна?
-
Сравните теорию социального действия К. Маркса и М. Вебера.
-
Связаны ли по М. Веберу капитализм и протестантская этика?
-
Что значит «понимающая социология» и кто ее разрабатывал?
-
Применимы ли принципы номинализма и реализма в социальной философии?
-
Каковы принципы рассмотрения социального действия в структурно-функциональной методологии Т. Парсонса?
-
Какую роль представления П. Сорокина об обществе как суперсистеме играют в его периодизации исторического процесса?
-
Кем и когда была написана работа «Закат Европы»? В чем ее основные идеи?
-
Какие философские традиции продолжает интуитивизм А. Бергсона?
-
В чем смысл «Постижения истории» А. Тойнби?
-
Как выглядит учение о цивилизации в работах Н. Данилевского?
-
С какими цивилизационными изменениями связан «Футурошок» Э. Тоффлера?
-
Какую роль в философии информационного общества играют понятия «инфократия», «нетократия» и др.? Укажите представителей этой философии.
-
Какую роль Ф. Скорина и другие белорусские просветители сыграли в становлении национальной философии?
-
Кого и почему в русской философии называют «славянофилами»?
-
Кто в русской философии считается представителем «западничества» и почему?
-
В чем заключается современное значение учения В. И. Вернадского о ноосфере?
-
Что Вы знаете о А.Л. Чижевском? Почему А.Л. Чижевского относят к числу великих преобразователей естествознания.
-
Что означает идея соборности в философии В. С. Соловьева?
-
В чем выражается вклад Ж. И. Алферова в мировую науку и культуру?
-
Какова связь имени И. Пригожина с синергетикой?
-
Каковы основные теоретические выводы исследования кафедрой философии БГУИР проблем социальной и духовной синергии?
-
О каких типах рациональности говорится в работах В. С. Степина?
-
Каковы основные проблемы и представители философии техники?
Тематика контрольных работ по курсу «Философия и методология науки» утверждена на заседании кафедры философии 13.09.2010 протокол № 2.
Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина
Важная информация!!!
-
Уважаемый магистрант! Получив тему контрольной работы, Вы должны прочитать соответствующую литературу по данной теме и продумать ее содержание. Список рекомендованной ВАКом литературы, а также дополнительный по разделам курса, Вы найдете в следующих основных пособиях кафедры философии:
-
Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Габрусь И.Ф. Программа кандидатского минимума «Философия и методология науки». – Минск : БГУИР, 2008.
-
Малыхина Г.И., Габрусь И.Ф., Ермолович Д.В. Философия и методология науки : учеб.-метод. пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обуч. / под ред. Г.И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2008.
-
Малыхина Г.И., Харин Ю.А., Александрова Л.Н., Ермолович Д.В., Дисько М.Р. Идеология и мировоззренческая культура личности: Пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. – Мн.: БГУИР, 2007.
Используйте эти пособия при подготовке как Ваших контрольных работ, так и реферата!
-
Освоившись в теме, Вам необходимо письменно изложить ее содержание в виде реферата. Образец оформления титульного листа контрольной работы (как и реферата), правил цитирования и др. дан на с. 117 учебно-методического пособия «Философия и методология науки». Не забудьте указать свою фамилию! Порой это случается. Объем контрольной работы – до 20 000 знаков или до 10 стр. текста через один интервал. Главное – не путайте контрольную работу перед зачетом по истории мировой философии в зимнюю сессию с рефератом для допуска к сдаче кандидатского экзамена. Требования к оформлению и тематику этих рефератов вы найдете в этом же пособии, с. 115-127.
-
Наконец, готовую контрольную работу Вам необходимо сдать на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп. Срок сдачи контрольной работы – до 1 декабря.
Что касается реферата, то его Вам необходимо сдать на проверку на кафедру философии, ауд. 304А-4 корп., Полещук Оксане Эдуардовне до 1 февраля.
Если у Вас будут возникать вопросы, Вы можете их решать с научными руководителями семинарских групп. Во время установочной сессии они сообщат Вам свои консультационные часы.
Желаем успеха!
|