«Русский язык в картинках» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой 1 26.97kb.
4. 3 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса... 1 189.56kb.
Программа переводного испытания (комплексного собеседования) 3 516.09kb.
Русский язык. Откуда он родом? 11 920.15kb.
1 русский язык и чтение образцы заданий, иллюстрирующие достижение... 1 151.86kb.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Сохранение и развитие... 1 33.62kb.
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 5 676.26kb.
Теория литературы учебно-методический комплекс дисциплины 1 367.23kb.
«современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки... 1 148.63kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.91kb.
Русский язык и литература 1 75.78kb.
Когда возвращаются с юга перелетные птицы 1 132.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Русский язык в картинках» - страница №1/1



Проект по теме: «Русский язык в картинках»

Цель проекта:

показать детям богатство русского языка, научить вслушиваться в звучание слова; учить исследовать возникновение слов, объяснять их происхождение; делать зарисовки непроверяемых букв в словах, создавать сюжет в рассказах и рисунках по использованию фразеологизмом, пословиц, поговорок; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости, зафиксировать полученные знания.

Организация деятельности учащихся: проект рассчитан на период обучения в начальной школе.

Участники Проекта:


учитель Гришанова В.М. учащиеся МОУ «Начальная школа – детский сад»:

2классс,3 класс,4 класс, родители.



Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

  • у обучающихся повышается результативность и улучшается  качество знаний;




  • расширяется область личных и общечеловеческих знаний;




  • по сравнению со сверстниками  более развита познавательная активность;




  • формируется положительная мотивация к обучению;




  • самостоятельно приобретаются новые знания, эффективно применяются на практике;


Длительность проекта: 3 года, с 2 по 4 класс.

Этапы проекта.

Первый этап:

  • Жизнь слова. а)Слова, изредка употребляемые; б) исчезнувшие слова;

  • Сделать словарик с зарисовками слов с непроверяемой гласной в корне слов.

  • Изготовление книжки – малышки.

Второй этап:

  • Создать тексты с использованием фразеологизмов и пословиц (работа с родителями);

  • Совместная деятельность учащихся по созданию художественной галереи;

  • Создание книги «Фразеологизмы в рассказах и картинках».

Третий этап:

  • Общеклассное обсуждение результатов;

  • создать книги - малышки «Пословицы и поговорки» (работа в группах – обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций.

В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, - особенно важно расширить рамки знаний учащихся не только программного материала.

Хочу помочь детям познать тайны русского языка, прочно усвоить нормы грамотной русской речи, расширить кругозор детей, сформировать исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.

Названия месяцев:

  1. сентябрь –от латинского слова «сэптембэр»,которое означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

  2. Октябрь – от латинского слова «окто», что значит «восемь». Состоит в родстве со словом «октава»,которая объединяет восемь нот.

  3. Ноябрь - от латинского «нонет», что значит «девять».

  4. Декабрь - от латинского «децим», что значит «десять». Родственно слову «дециметр» - десятая часть метра.

  5. Январь - древние римляне назвали этот месяц в честь Януса – бога солнца и света;

они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо – старое. И обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее.

  1. Февраль – слово латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название – «лютый». В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

  2. Март - в Древнем Риме март был первым месяцем года и посвящался Марсу, покровителю полей и стад.

  3. Апрель – родина слова Древний Рим. Оно обозначает « теплый, солнечный». На Руси называли этот месяц «цветенем».

  4. Май – название произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Названия цветов:

  1. Астра - с греческого «звезда»; лепестки астр, как лучи звезды расходятся во все стороны.

  2. Гладиолус - от латинского означает «небольшой меч», действительно, листья у гладиолуса длинные, узкие, торчат, как острые шпаги.

  3. Хризантемы - с греческого означает «золотой цветок», цветы похожи на золотые шары.

  4. Колокольчик – растет он в лесу, каждое утро в нем собирается роса, как в чашечке, тонкий стебелек наклоняется и капельки звенят: кап – кап, динь – динь. Да и похож он на колокольчик.

  5. Незабудка - в народе говорят, кто сорвал в лесу незабудку, тот никогда не забудет дорогу домой.

  6. Мать – и – мачеха - листья у нее снизу белы, пушисты и мягки, как мамины руки, а сверху зелены и холодны, как мачеха.

  7. Фиалка - восходит к латинскому слову «виола», того же происхождения и слово «фиолетовый».

  8. Тюльпан - от персидского «тюрбан» - чалма, головная повязка. Цветок назван по сходству с чалмой ( четыре раза обернутый вокруг головы платок).

Школьные вещи:

  1. Портфель - с французского языка «порт» - нести, «фель» - лист. Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.

  2. Альбом - с латинского языка слово «альбус» значило «белый». Назвали этот предмет так потому, что альбом имеет чистые листы бумаги или картона, на которых рисуют, пишут и т.д.

  3. Карандаш – первая часть слова «кара» -означает «черный», а вторая - «даш» - «камень».

  4. Азбука - русское слово, раньше букву А называли «аз», а букву Б – «Буки», первые буквы русского алфавита образовали слово «азбука».

Название одежды:

  1. Перчатка – в давние времена на Руси палец называли «перстом». Корень «перст» спрятался в словах наперсток, перстень.

Названия птиц:

  1. Зеленушка - вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

  2. Горихвостка – так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

  3. Вертишейка (ее называют и по – другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. Когда птенцам угрожает опасность, она «изображает» змею, шипит, поворачивает голову, как змея.

  4. Трясогузка – само название говорит за себя. Она постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы у воды: бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуй ее заметить , если перед глазами все колышется.

  5. Зяблик – оказывается совсем не зяблик, он не боится холодов и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное время. Эта птица прилетает и улетает в «зяблое» время (говорит народ), отсюда и зяблик.

  6. Зарянка - эта птичка встречает песней утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.

  7. Петух - в отдельных районах нашей страны петуха и сейчас называют певун. Слово певун образовано от слова «петь». Так и назвали петуха за его любовь к пению.

  8. Волк – образовано от глагола « волочить» т.е. «тащить». Волк – хищное животное, он часто уволакивает домашний скот.

Соотнеси словосочетание с фразеологизмом

Быстро ехать – как курица лапой

Работать кое- как – зарубить на носу

Писать небрежно – морочить голову

Запомнить навсегда – лететь стрелой

Быть в хлопотах и суете- как белка в колесе

Сбивать с толку - спустя рукава

Фразеологическая викторина.

«Несолоно хлебавши»

«Гонять лодыря»

«Провалиться сквозь землю»

Фразеологизмы с картины.

Работа с родителями.

Подобрать фразеологизмы с использованием:

  • названий животных (не дергай тигра за хвост; крокодиловы слезы; белая ворона и т. д .)

  • названий частей тела (глаза разгорелись, зубы заговаривать, пускать пыль в глаза.)

  • названия чисел (семь пятниц на недели, восьмое чудо, пятое колесо в телеге и т.д.)

  • название овощей, фруктов (яблоку негде упасть, разделать под орех и т. д.)

Фразеологизмы со словом «рука».

Махнуть рукой, на руках носить, попасть под горячую руку, золотые руки, руки не доходят, рука не поднимается, рукой подать, руки чешутся, не покладая рук, быть под рукой, взять себя в руки, рука руку моет, дырявые руки, умывать руки, не чист на руки, рука об руку, сходить с рук, правая рука, как без рук, отбиться от рук, валиться из рук, из рук в руки, легкая рука, рука набита.и т.д.

Итог проекта: презентация книг, выставка рисунков,






Жить — значит только приготовляться к жизни. Мы умираем как раз тогда, когда могли бы начать по-настоящему. Но Высший Судия говорит: «Дудки! Это-то и была жизнь». Кароль Ижиковский
ещё >>