Русская народная сказка Лиса и тетерев - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Что читать рекомендательные списки для чтения 1 класс М. Бородицкая... 1 54.75kb.
Сказка «Лиса и тетерев» 1 92.33kb.
Сказка сказываться 1 57.78kb.
Сказка-цепочка. Русская народная сказка 1 59.75kb.
Календарно-тематический план по литературному чтению. 4 класс. 1 321.22kb.
Сказка лиса, черепаха и муравей однажды лиса, черепаха и муравей... 1 20.15kb.
Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко 1 17.7kb.
Русская народная сказка «Золотой венок» 1 121.25kb.
Фотовыставка детских работ 1 57.27kb.
Баба-яга и заморышек (русская народная сказка) 1 35.23kb.
Литература (5 кл.) Русская народная и литературная сказка. Моя малая... 1 51.98kb.
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме 1 81.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Русская народная сказка Лиса и тетерев - страница №1/1

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев» программа «Планета знаний»

Подготовила: Тарахтиева Н.П.



Тема урока: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цели:


- Обогащать словарь детей. Развивать интонационно-выразительное чтение;

- Закреплять умение читать текст выразительно, высказывать свое мнение;

- Упражнять во владении монологической и диалогической формами речи;

-Познакомиться со сказкой и с понятием сказочный герой.



План урока:

  1. Организация класса

  1. Приветствие

  2. Настрой на урок

  1. Актуализация знаний учащихся

1Разговор о сказках

2Главные герои сказок

3Лисичка – как главный герой русской народной сказки


  1. Сообщение темы урока

  2. Работа над новым материалом:

  1. Вопросы к заголовку текста

  2. Тетерев – кто это?

  3. Чтение сказки учителем

  4. Разбор непонятных слов

  5. Чтение сказки детьми

  6. Вопросы по сюжету

  7. Повторное прочтение текста детьми

  8. Вопросы по смысловому содержанию

  9. Чтение по ролям

  10. Работа с иллюстрациями

  11. Работа с пословицами

  1. Итог урока:



  1. Проверка настроения в конце урока

Ход урока:

I.Организация класса:

1)Приветствие:

Здравствуйте, ребята.



2)Настрой на урок:

( спокойное, радостное, грустное)

– Перед вами 3 лица.

– Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

II.Актуализация знаний:

1) Разговор о сказках:

-Ребята, с давних пор родители рассказывают на ночь детям сказки. Давайте вспомним, что такое сказка.

-Сказка – это вымышленная история о борьбе добра и зла, где обычно побеждает добро.

-Ребята, а зачем нам нужны сказки?

-Какие сказки бывают? (народные и авторские)

-Какие сказки называются авторскими?(это сказки, у которых есть автор)

-Какие авторские сказки вы знаете?

-Ребята, а какой второй тип сказок? (народные)

-Почему они так называются? (потому что не знают кто автор и пересказывая, каждый раз кто-то добавлял что-то свое)

2)Главные герои сказок

-Ребята, а какие герои чаще всего встречаются в русских народных сказках? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разгадать загадки.

1)Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

2)

Вперевалку зверь идёт



По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

3)Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал ? (Мышка)

4)Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боится мышка

И зайка – шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт. (Лиса)

3) Лисичка как главный герой русских народных сказок

-Ребята, давайте вспомним все сказки, в которых главным героем была лисица?

-А как в этих сказках называли лисичку?

-Какое отчество лисицы иногда звучит в сказках?

-Может быть, кто-то точно знает, почему лисица носит такое отчество? Если нет, то все внимание на экран.

- Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

-Так почему же лисица носит отчество князя?

III. Сообщение темы урока:

-Ребята, мы не зря говорили сегодня о лисице, потому что сегодня мы с вами будем знакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев».



IV. Работа по теме урока:

1)Вопросы к заголовку сказки

Можем ли мы по названию сказать, кто будут главные герои сказки? Назовите их?

-Ребята, а кто такой тетерев?

Давайте прочтем кто же такой тетерев. Тетерев - это крупная лесная птица. Такое определение дает нам словарь.



2) Тетерев - кто это?

Тетерев - весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой, наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.

- Что вы запомнили о тетереве?



3)Чтение сказки учителем

-Ребята, сейчас я прочту вам сказку, а вы ответьте, о чем рассказывалось в сказке?



4) Разбор непонятных слов

Какие непонятные слова вы услышали при прочтении сказки?

Что означает слово указ? Давайте найдем это слово в словаре и прочтем его значение. (Указ – распоряжение, постановление высшей власти)

-Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

Что значит, выражение навострить уши? (навострить уши это значит прислушаться, а когда животное прислушивается, ушки у него приподнимаются)

5)Чтение сказки детьми

6)Вопросы по прочитанному:

- Кто были главными героями? (лиса и тетерев)

-Что они делали? (разговаривали)

- О чем они разговаривали? (о том, чтобы спустился тетерев с дерева, как о том говорит указ)



7)Повторное прочтение детьми текста:

8)Вопросы по смысловому содержанию:

-Что делала лиса, чтобы тетерев спустился с дерева? (она выдумала указ и пыталась ласковыми словами выманить его к себе вниз, пыталась сделать так, чтобы он спустился с дерева)

-О каком указе говорила лисица? (об указе, что никто из зверей друг друга не трогает)

-Существовал ли на самом деле этот указ? (нет, лиса его придумала сама)

-С какой целью лиса придумала указ? (чтобы убедить тетерева спуститься с дерева)

-Как вы думаете, поверил ли тетерев в то, что указ появился?

- Как вы думаете, почему тетерев сказал лисице о собаках? Тетерев был не менее хитрым чем лисица, поэтому он решил проверить правду ли существует указ, говорила ли лисица правду, или лгала в очередной раз.

- Как говорит лиса и как говорит тетерев? Выберите подходящие слова: (на слайде картинки лисы и тетерева и слова) ласково, спокойно, грубо, неторопливо, тихо, медленно, нежно, громко, торопливо.



9) Чтение по ролям:

Сколько у нас героев в сказке? (два героя: лисица и тетерев)

-У нас помимо слов лисицы и тетерева есть слова автора. Давайте прочтем сказку по ролям. Чтобы чтение было выразительным и красивым нужно читать свои роли в соответствии с теми интонациями, которые мы подобрали. (Читают несколько человек, сменяя друг друга)

10)Работа с иллюстрациями

-Какие слова из сказки можно подобрать к иллюстрациям? (картинки в учебнике)



11) Работа с пословицами:

Как вы думаете, какие пословицы подойдут к нашей сказке и почему?



        1. Семь раз отмерь – один отрежь.

        2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

        3. Яркие звёзды к холоду.

        4. Чего себе не хочется, того и другому не делай.

        5. Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

        6. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

        7. Делу время, потехе час.

        8. Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

V. Итог урока:

1) Закрепление пройденного:

- С какой сказкой мы с вами на уроке знакомились сегодня?

- Кто были главными героями сказки?

-Почему лисице дают отчество Патрикеевна?

- А кто такой тетерев?

2)Проверка настроения в конце урока:

- Какое настроение у вас теперь? Почему?



-Ребята, наш урок подошел к концу.




Эгоист — это человек, который никогда не скажет дурного слова ни о ком, потому что говорит только о себе.
ещё >>