Руководство и руководитель в процессе управления 1 Личность и деятельность руководителя Власть Лидерство - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель следственного управления 1 247.94kb.
Литература к выставке: «Власть и лидерство» 1 24.98kb.
Отчет ООО «Инэк-Аудит» по конкурсу «Эффективное лидерство в сфере... 1 307.85kb.
Доклад руководителя Управления Росреестра по Челябинской области И. 1 78.52kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 4 671.4kb.
Конкурса «Лучший классный руководитель- 2009» Система работы классного... 6 1330.89kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 290.72kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 121.76kb.
Мистическая личность 10 2314.24kb.
Великий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое лидерство 1 183.48kb.
«Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» 1 11.5kb.
Контрольная работа №1 5 appendix 28 контрольная работа №2 39 appendix... 5 683.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Руководство и руководитель в процессе управления 1 Личность и деятельность руководителя - страница №1/3


http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Оглавление
Введение

  1. Руководство и руководитель в процессе управления

1.1 Личность и деятельность руководителя

  1. Власть

  2. Лидерство

3.1 Личность лидера, принципы лидерства

3.2 Командная система управления



Заключение

Список литературы

Список библиографических записей

Введение

управление руководитель лидер

Компании, добивающиеся успеха, отличаются от отстающих тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. Природу лидерства можно понять, сравнив с управлением. Основой лидерства является специфический тип отношения управления, или лидерский тип. Исторически этот тип сложился очень давно. Наши взгляды прикованы к руководителю организации, имеющему в своём подчинении работников, и способному направлять их деятельность для эффективной работы предприятия в целом для достижения результатов, соответствующих общим поставленным целям. Мы рассмотрим понятия власти, руководства и лидерства в системе управления, так как эффективное использование этих инструментов даёт руководителю способность направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач.

Используя работы современных авторов науки управления, попытаемся представить портрет руководителя, в соответствии с целями его руководства, изучая поведение и его стиль с точки зрения личностного, поведенческого и ситуационного подхода.

Свежей волной в данной работе, на мой взгляд, является желание выявить противоречие и взаимосвязь между руководителем и лидером, между властью и свободой, показать преимущества работы в команде, желание приоткрыть ещё один пласт, чтобы понять, в чём смысл соотношения трёх составляющих – людей, задач и управления в системе организации.

Полезность же данной работы вытекает из рассмотрения множества взглядов на содержание роли руководителя и лидера, и пусть послужит теорией для начинающих менеджеров и просто людей, интересующихся вопросами поведения личности в социуме.

Нас восхищает лидерство, которому присуще харизматичность и антибюрократизм. Этими двумя качествами в бизнесе не обойдёшься, значение их огромно. Великие достижения без них немыслимы. Лидерство - это результаты. Руководитель подвигает людей на великие свершения. Но не целью единой жив человек: есть ещё и смысл. Лидеры на всех уровнях влияют на результаты труда тем, что делают осмысленным сам труд. В западном обществе всё меньше симпатизируют умелым исполнителям ролей, а больше управленцам, работникам аппарата из мира политики и бизнеса. Тем сильнее хочется найти что-то настоящее, неподдельное. В организациях наблюдается тоска по лидерам, которые несли бы смысл и сплачивали коллектив. Ранее должностная иерархия придавала трудовой деятельности смысл. Джек Уэлч, экс-президент General Electic вынес приговор командной системе управления, он говорит так:

« Разделение по уровням иерархии разобщает, замедляет работу и приводит к искажению информации. Руководители пребывают в блаженном неведении относительно реального состояния дел» [18; с. 31]. Теперь всё изменилось, и в большинстве компаний усиливается значение горизонтальных связей ввиду необходимости быстрого реагирования на происходящее вокруг, и уменьшать затраты. Сегодня организации образуют альянсы со своими поставщиками, потребителями и даже конкурентами, поэтому границы компаний стали исчезать, и те из руководства, кто служит на благо общего дела, должны учиться существовать в мире высокой неопредёлённости, где чрезмерная привязанность к одной компании скорее недостаток, чем достоинство.

Старые идеологии, которые сплачивали ранее экономические системы, пришли в упадок и не годятся для сегодняшнего дня. Цинизм по поводу этого растёт и влияет на мировоззрение руководителей, они часто сами не могут ответить, в чём смысл их жизни. Общество оказывается в полнейшем моральном вакууме.

Только лидерство способно заполнить пустоту и безразличие. Наши компании нуждаются в лидерах, а не исполнителях чужой воли. А подчинённые нуждаются в руководителе, который будет вдохновлять их, наполнит деятельность смыслом и созиданием. Об этой великой миссии так высказываются Роб Гоффи и Гэрет Джонс: «Лидерство - тяжёлое бремя, но оно того стоит. Лидеры дают организациям цель и вдохновение. Лидеры изменяют мир».

1. Руководство и руководитель в процессе управления
Если взять, например, небольшой магазин книг или гимназию, или даже Вооружённые Силы любой страны, все они представляют собой организации. Мир, в котором живут менеджеры это организации, значимой частью которой они и являются.

Согласно определению Майкла Мескона: « Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» [13; с.40]. В результате существования иерархии, вертикального разделения труда, строятся уровни управления организацией для выполнения конечной цели.

Цель эта состоит в том, чтобы « сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе – не больше и не меньше» [1; с. 41], то есть, говоря проще - добиться успеха. Если это коммерческое предприятие успех измеряется прибылью, если это учебный класс, то здесь эффективность будет определяться процентным количеством успевающих учащихся.

С одной стороны любая организация имеет общую цель или цели. Люди, составляющие человеческий ресурс, взаимодействующие друг с другом по реализации своего личного благосостояния, с другой стороны, являются носителями, таким образом, своих целей. Следовательно, для успешного функционирования предприятия и его сотрудников, необходимо находить и добиваться оптимального сочетания общих взаимодополняющих целей организации и коллектива.

В управлении организацией тесно переплетаются три главных её части: люди, входящие в неё, образующие формальные и неформальные группы, задачи, на решение которых направлена деятельность людей, и управление, которое формулирует эти задачи и руководит человеческими ресурсами для достижения конечных целей организации.

Руководство, как раз состоит в том, что представляет собой процесс организации ответственного и квалифицированного управления общением и деятельностью членов коллектива, осуществляемый руководителем, который официально назначен на должность.

Если мы заглянем в словарь английского языка, то найдём перевод интересующих нас слов:

Leader ['li:dә] - ( спорт.) лидер; head [hed] - глава; возглавлять; executive [ig'zekjutiv] - руководитель; руководящий; manager [ 'mænidзә] – управляющий; менеджер; сhief [tςi:f] - вождь; начальник; главный.

И руководитель, как мы видим, - это и лидер, и глава, и тренер, и менеджер, и управленец – главный работник компании, принимающий решения по важнейшим вопросам аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда коллектива и предприятия в целом. Это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчинёнными, и как пишет Питер Друкер: «Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки» [13; с.514].

Руководитель - это член организации, имеющий, как правило, подчинённых, наделён полномочиями направлять действия сотрудников, и «несёт всю полноту ответственности за состояние управляемого объекта» [19; с. 116]. Руководитель работает не только со своими подчинёнными, но взаимодействует со всеми, кто связан с внутренней и внешней средой организации.

И рядовой менеджер, и руководитель высшего звена в процессе трудовой деятельности играют несколько ролей – выполняют требования, определённые должностным списком. И каждый в силу специфики своей личности оказываете существенное влияние на характер исполнения управленческой роли, но не на её содержание. Содержание роли работника в качестве руководителя определяются документами, регламентирующими деятельность организации, - положением об организации, подразделении, аппарате управления должностными инструкциями.

«Человек воспринимается организацией в первую очередь как специалист, выполняющий определённую работу и обладающий необходимыми для этого знаниями и навыками. В тоже время, даже если рассматривать человека исключительно как исполнителя определённой роли, его характеристики не могут быть сведены только к профессиональным и квалификационным, так как человек обладает ещё и набором своих личностных качеств и настроений, что обязательно сказывается на его труде. Более того, знание личностных характеристик человека зачастую может быть определяющим в его взаимодействии с организацией», считает С. Д. Резник. [15; с. 114].


1.1 Личность и деятельность руководителя
Главные роли, которые в процессе производства, выполняет руководитель принято делить на три группы. К первой относят: межличностные, где человек выступает в качестве: 1) главного руководителя (глава организации, наделённый правовой и социальной властью); 2) лидера (осуществляет все управленческие функции, отвечает за подбор, расстановку, воспитание и мотивацию работников); 3) связующего звена – посредника (осуществляет переписку, участвует в совещаниях, презентациях, выставках, контактирует с внутренним и внешним окружением организации). Ко второй: информационные роли. Здесь руководитель - это: 1) приёмщик информации (поиск, сбор, обработка информации, работа с периодическими изданиями и др.); 2) распространитель информации (передаёт её внутри организации, используя разные способы передачи); 3) представитель (передаёт информацию во внешнюю среду, выстраивая взаимоотношения со сторонними организациями, клиентами, партнёрами и т.д.). К третей группе ролей относятся роли, связанные с принятием решений: 1) предприниматель (ищущий повышения эффективности предприятия, разрабатывающий стратегию развития основных направлений деятельности компании); 2) устраняющий нарушения (выступающий координатором деятельности подразделений, в том числе в кризисные периоды); 3) распределитель ресурсов (отвечает за распределение ресурсов организации, участвующий в формировании бюджета, программы работы предприятия); 4) ведущий переговоры ( представляет компанию на всех переговорах).

Все перечисленные роли взаимосвязаны и взаимозависимы. В комплексе они определяют содержание и объём работы руководителя независимо от характера организации. Руководители непрерывно меняют свои роли в зависимости от вида проблем и складывающихся ситуаций. У каждого руководителя один вид ролей может преобладать над другим.

«Каждый человек ежедневно играет определённые роли, каждый старается найти в изменчивой ситуации именно ту роль, которая поможет ему лучше приспособиться, адаптироваться к требованиям общества, облегчить контакты с другими людьми. Эти роли могут вступать в конфликт между собой, но совершенно очевидно, что человек обязан их глубоко знать и уметь вжиться в каждую из своих ролей», - пишет Кнорринг. [11; с.110].

Вспомним Уильяма Шекспира: «Весь мир - театр, в нём женщины, мужчины- все актёры. У них есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…».

«…Искусство управления, весь опыт человеческого общения учат избегать стереотипов поведения, раз и навсегда избранных актёрских масок, быть всегда другим, неожиданным, если изменилась ситуация. Сегодня, на вечеринке у друзей, он холерик с « быстрой, эмоциональной реакцией; на совете директоров - флегматик «медлительный, уравновешенный»; а на любовном свидании - сангвиник, живой и мягкий в общении. В этом-то и притягательность неординарного человека, в его нестандартности, непредсказуемости, хотя заложенная природой склонность человека определённым лишь ему характерным реакциям на внешний мир, несомненно, меняется» - пишет Кнорринг в «Искусстве управления» [Его же].

Три ключевые сферы деятельности - социально- психологическая, производственно-экономическая, организационно - управленческая составляют работу руководителя.

Кроме организации работы, менеджер несёт личную ответственность за её деятельность.

Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются решения и действия руководителя. Фактическая структура затрат времени руководителя зависит от ситуации, в которой работает организация, и таких внутренних факторов, как структура и организационная культура. Цель труда руководителя – организация совместных усилий коллектива, направленная на достижение эффективных конечных результатов. Содержанием деятельности руководителя являются целенаправленные действия по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, распорядительства, мотивации, и контроля за процессом и результатами работы организации. Знание этих пяти функций и их правильное применение – залог успешного руководства. Но невозможно эффективно выполнять все эти функции, если нет эффективного руководства.

« У руководителя любого ранга, который ежедневно, ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме Слова и знания принципов и методов искусства управления. Но это – большая сила, если ты Мастер. Америка, да и весь мир были ошеломлены выводами Технологического института Карнеги: если специалист в области промышленного производства достиг крупных успехов, то своим достижением он обязан на 15% своим специальным знаниям, а на остальные 85% - своей способности руководить людьми, таланту руководителя, знанию человеческой инженерии», - приводит Мескон. [13; с.141].

Одному из известных людей США, военно-финансовому руководителю XX века Роберту Макнамара принадлежат слова: « Управление – это самое созидательное искусство, - искусство искусств, ибо это искусство создавать таланты».

Задача руководителя – раскрыть свой потенциал и использовать возможности своих подчинённых таким образом, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. К. Киллен писал: « Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена».

С. Д. Резник приводит три аспекта, к которым может быть сведено «руководство»: 1) принятие решений относительно того, что нужно сделать; 2) налаживание сотрудничества между работниками; 3) обеспечении энергии, необходимой для достижения поставленных целей организации. « Достижение целей организации – главная обязанность руководителя. Он должен стремиться к постоянной адаптации организации к требованиям внешней среды. Сегодня актуальным является стратегическое руководство, для которого руководителю необходим широкий кругозор, позволяющий выработать программу оптимизации деятельности, входящей в сферу его компетенции» [15; с.69]

На протяжении 20 лет Джек Уэлч управлял компанией «Дженерал электрик». Вопреки жестокой конкуренции он сумел сделать её одной из самых преуспевающих организаций.

Уэлч всегда следовал главному принципу: основной опорой организации являются люди. Он увольнял ежегодно 10% сотрудников, так называемое «слабое звено», считая что для компании нужны люди с высоким потенциалом и огромным стремлением сделать прежде всего свою жизнь богаче, т.е. смогут разбогатеть, а « робкая десятка» никогда не сможет выдвинуть ни себя ни компанию в лидеры. Джек Уэлч предлагает свой список «правил руководителя», отличный от других. Его кодекс включает следующие положения: 1) руководитель должен ежедневно повышать эффективность своих подчинённых:

« Всегда помните о том, что хотя объективная оценка и наставничество, конечно, важные аспекты, но, в конечном счёте содействие обретению уверенности в собственных силах – это, наверное, самое главное из того, что вы можете сделать. Используйте любую возможность, чтобы вселить эту уверенность в тех, кто того достоин. Чем более конкретными будут ваши похвалы, тем лучше» [18; с.62].Второе правило: руководитель должен быть уверен в том, что подчинённые понимают и разделяют его концепцию, он должен довести смысл концепции до каждого сотрудника и показать, где сотрудники могут заработать, разделяя и выполняя задумку лидера.

Руководитель ставит себя на место каждого подчинённого и питает его позитивной энергией и оптимизмом, - правило третье. Четвёртое: руководитель создаёт атмосферу доверия, проявляя прямоту, открытость и честность. Пятое правило: он обладает мужеством идти на непопулярные шаги (это может быть сокращение финансирования проекта, увольнение сотрудника или закрытие предприятия) и принимать решения, продиктованные ситуацией. Уэлч далее пишет: « Иногда принять решение трудно, потому что оно, казалось бы, нерационально, но вы интуитивно чувствуете, что надо пойти на такой шаг. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Вас сделали руководителем, потому что вы были проницательнее других и чаще оказывались правы» [Его же]. Руководитель балансирует между любознательностью и скептицизмом и добивается того, чтобы возникшие у него сомнения, вопросы приводили к конкретным действиям. Руководитель подаёт пример подчинённым готовностью пойти на риск и стремлением расширить свои знания. И последнее, восьмоё: руководитель умеет поздравить с успехом, « заставить людей чувствовать себя победителями, создаёт атмосферу признания заслуг и даёт заряд положительной энергии» [Его же].



2. Власть
Управление как отношение состоит в направленной деятельности руководителя, как субъекта с одной стороны и сотрудника, как объекта, с другой стороны на которого направляются импульсы, команды управляющего. Руководитель в данном взаимодействии должен иметь потребность и возможность управлять, а сотрудник, - иметь готовность выполнить команды своего начальника. Но определяющее значение в этих субъект - объектных взаимодействиях играет то, что подчинённый должен выполнить распоряжение, волю своего руководителя и так, как хочет именно второй. Соответственно руководитель, как считает Адизес, – это ещё и «лицо, которое создаёт мотивацию, заранее знает, что нужно сделать; суть мотивации в том, чтобы заставить другого сделать это добровольно» [1; с. 28], т.е. другими словами, чтобы человек захотел сделать это сам. В этом одна из граней руководства, как науки и искусства управления людьми. Побуждать, или мотивировать - значит воздействовать на людей определённым образом или влиять на них.

Для успеха общего дела руководитель должен уметь использовать статус лидера, власть и личное влияние.

Влиять – значит своим поведением изменять мир (поведение, чувства, отношение) другого человека. Все мы, находясь в обществе, так или иначе, влияем друг на друга.

Высшая цель, высшая потребность индивидуума, если вспомнить пирамиду Абрахама Маслоу, является стремление к самовыражению, самореализации, его стремление к личной власти. Недаром в обществе сложилась поговорка:

« Хочешь познать человека - дай ему власть».

Альберт Иванович Кравченко, доктор социологических наук в своей работе « Макиавелли: Технология эффективного лидерства» пишет: «Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, не зависящего от их воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ницшеанской терминологией, выше человеческих чувств, она управляет нами вопреки нам самим. Успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств - деньги, связи, интриги, чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок. «Богатое честолюбие» опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью - богатствами и почестями».

Способы влияния на человека в организации могут быть разнообразными: это могут быть идеи, эмоции, личные просьбы, штрафные санкции и пр. Влияние руководителя направлено на достижение цели (результата) как отдельного взятого работника, так и организации в целом.

Для выполнения своих функций руководитель располагает властью, без власти нет организации и нет порядка. Это способность осуществить свою волю, оказать управленческое воздействие на поведение людей с помощью своего авторитета (формальная власть - с позиции занимаемой должности), права или насилия. «Власть – это возможность влиять на поведение других людей» [13; с. 515].

« Словарь русского языка» выделяет три основных значения слова власть: 1) право и возможность распоряжаться кем и чем-либо, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными, административными полномочиями.

По убеждению Мери Паркер Фоллет, власть есть способность добиваться определённых целей, быть их причиной, порождать изменения. Мери принадлежит идея совместной власти, вместо доминирующей, авторитарной, где налицо взаимосвязь поведения « власти с кем-либо» вместо « власти против кого-либо».

Власть по Герберту Саймону: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем, и в этом смысле формальная власть допускает применение принудительных санкций; 2) обеспечивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путём включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организации, т.е. признание ими обязательных для них решений и общих целей.

В современном обществе понятие власти, прежде всего, ассоциируется с политической властью, с государством. В ракурсе же данной работы нас больше интересует власть с психологической точки зрения, и это, по мнению А. Н. Занковского « понятие не просто имеет непосредственное отношение к психической деятельности людей, но является фактором, оказывающим определяющее влияние на их поведение и деятельность!» [8; с. 105]

Власть может относиться к одному человеку, группе и организации в целом. Основу власти составляет ассиметрия отношений между людьми и существующая в связи с этим возможность одного человека влиять или воздействовать на другого. Эта ассиметрия строится на том, что первый обладает чем-либо, в чём нуждается, к чему стремится, что любит и желает, второй. Тот, кто обладает ресурсами, при любых обстоятельствах будет обладать властью над теми, кто лишён этих ресурсов и чьи потребности связаны с ними [Его же]. Другими словами главное её свойство – это зависимость, и взаимозависимость.

« Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей» [5; с.451].

«Схема поведенческого «контура» власти, показывающая, как становится возможным изменение поведения» [8; с. 106] второго индивида (как объекта воздействия первого; и поведение как функция контролируемой потребности) представлена в Приложении А данной работы на рисунке 1.

« Низкое коварство власти» - в способности изменять поведение человека в заданном направлении, манипулируя его потребностями. Чем больше власть второго над первым, тем крепче связи между ними. В реальной жизни люди связаны друг с другом множеством и многообразием потребностей, поэтому зависимость их друг от друга и власть носит взаимный характер.

Обычно рассматривают шесть оснований власти, которые может использовать субъект «для изменения поведения, представлений объекта влияния: 1) вознаграждение (власть поощрения), 2) принуждения (власть силы, насилие), 3) легитимность (должностная власть, закреплённая законами, нормами, правилами), 4) экспертные знания (экспертная власть), 5) харизма ( референтная власть); и 6) информация ( информационная власть).

Власть, основанная на принуждении, чувстве страха, эффективна, но накапливает у людей отрицательные эмоции, негатив, который мешает работе и рано или поздно может вызвать бурную реакцию. Власть, основанная на вознаграждении, похвале более предпочтительна, так как создаёт стимулы для выполнения работы, так как эти поощрения представляют ценность для людей. Однако не всегда можно точно определить, какая награда будет предпочтительнее для исполнителя.

Опытные руководители чаще всего являют собой пример компетентных людей во многих отношениях и сферах деятельности, и служат примером для своих подчинённых. Власть, основанная на положительном примере, на симпатии, на вере в своего руководителя достаточна прочна.

Традиционная или законная форма власти - влияние через привитые цивилизацией культурные ценности – самая распространенный тип власти.

Хотелось бы поподробнее остановиться на харизматической власти, построенной на силе личностных качеств или способностей лидера. Референтному лицу, служащему примером для подражания, даётся реальная возможность менять представления людей. И если руководитель обладает референтной властью, его подчиненные буду воспринимать поставленные им цели как свои собственные. Отношения в коллективе основываются на уважении к шефу и стремлении быть таким же, как он. Любовь, как поёт известная в прошлом рок-группа Scorpions, дороже золота, её не купишь.

Люди всегда охотнее принимают позицию симпатичного им человека, поэтому располагать к себе подчинённых - есть прямая обязанность каждого руководителя. В этом состоит один из секретов управления, вызывать аттракцию - привлечение, притяжение одного человека к другому. Явление аттракции до конца не изучено, и чем-то сродни сексуальному влечению, но факт его существования не вызывает сомнений, и поэтому не учитывать его при формировании межличностных отношений было бы неправильно.

И ещё одна важная составляющая власти - ответственность. Многие руководители стремятся и достигают власти, и как писал Анри Файоль: «…тем не менее, ответственность настолько же не любят, насколько ищут власти. Боязнь ответственности парализует много начинаний и сводит на нет много качеств. Хороший начальник должен распространять вокруг себя мужество ответственности».

Оборотная сторона власти – свобода. « Если удовлетворение потребностей индивида не зависит от другого, то он не зависит от другого человека, то он не зависит от последнего, т.е. никак не связан с ним и потому – свободен от его влияния. Таким образом, свобода, у А. Н. Занковского, может быть определена как возможность самостоятельно контролировать удовлетворение собственных потребностей» [ 8; с. 109].

В отличие от формальной (официальной) власти неформальная даётся сверху, вторая же должна быть получена снизу. В том числе и личная власть - даётся снизу – от подчиненных, также может и отняться. Власть – процесс в постоянной динамике, это люди, ситуация, отношения, меняющиеся со временем. Цель директора – руководить сотрудниками так, чтобы организация работала успешно, оказывая своё влияние на личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации. Важно, чтобы каждый участник системы знал свои функции и границы своей власти, своей ответственности. Конфуций учил: « Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец - отцом, а сын - сыном».


следующая страница >>



Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол Павел — Послание к р
ещё >>