Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция по литературе в 9 классе Души мертвые и живые в поэме Н. 1 53.22kb.
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. 1 187.28kb.
Эпические и мифологические мотивы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1 14.25kb.
Гоголь н в. Смысл названия поэмы н в. гоголя «мертвые души» 1 54.4kb.
Особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение... 1 32.8kb.
Сводная таблица списка известных иллюстраторов поэмы гоголя «мертвые... 1 95.97kb.
Дипломная работа Перевод архаизмов и диалектизмов поэмы Н. В. 1 49.8kb.
Поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» 1 50.34kb.
Урок- путешествие в 9 классе по литературе. Учитель -зимина Клара... 1 75.39kb.
Гоголь н в. Своеобразие жанра поэмы н в. гоголя "мертвые души" 1 71.22kb.
Гоголь н в. Живые и мертвые душив творчестве гоголя 1 56.14kb.
Смех сквозь слезы 1 33.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью 1835 г. Гоголь - страница №1/1

Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - пишет он Пушкину, объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы - «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, которых скупает авантюрист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники. Им противопоставлены живые силы русского народа.

Русские - народ талантливый, трудолюбивый и многострадальный. Больше всего Гоголь хотел показать, сколько прекрасного таится в нем и сколько страданий выпадает на долю того, кто рождается в крепостной зависимости. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.

Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика, способного на доброе дело и меткое слово. Он с восхищением и любовью говорит о трудолюбии народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».

Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».



Эти люди упоминаются у Гоголя в совершенно особенном контексте, который показывает весь ужас их положение и недопустимость такого порядка вещей. Образы крестьян встают в описаниях, которые помещики дают своим «душам», когда их скупает Чичиков. Чичикова интересуют именно мертвые души, и уже мертвыми они проходят в его воображении, со всеми своими добрыми делами и редкостными умениями. К тому моменту мы уже успели насмотреться на нравы их хозяев - вот уж воистину мертвые души! Каждый из них, поначалу представлявшийся нам человеком (милый Манилов, заботливая Коробочка, деловой и основательный Собакевич) поворачиваются к нам своей будто бы нечеловеческой стороной. Они вроде демонов, обитающих в своем потустороннем мире. Получается, что души, уже мертвые для них - их крестьяне - на самом деле живее их. Эти две категории человечества просто находятся по разные стороны смерти.




Настоящие новости — плохие новости. Маршалл Маклюэн
ещё >>