Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети ХХ века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного испытания (собеседование) по дисциплине... 1 17.99kb.
«Россия в первой трети 19 века» (8класс) 1 26.74kb.
Эмпирическая проверка гипотез межкультурного взаимодействия в России Н. 1 10.23kb.
Война и мир в экономической науке первой трети ХХ века 1 44.99kb.
Литература 19 века (романтизм), 032700. 62 1 134.95kb.
Литература 19 века (романтизм) Цели освоения дисциплины 1 134.78kb.
Россия в первой мировой войне Революция 1918 года Становление советской... 1 306.93kb.
Методические рекомендации для студентов. Курс «Истории русской литературы... 1 119.81kb.
Тест для проверки в первой мировой войне принимали: а 23 страны; 1 42.75kb.
Андрей рублев, русский художник конца 14 первой трети 15 века, создатель... 1 47.53kb.
Германия и Россия Библиографический обзор литературы к Году Германии... 1 86.86kb.
Константин Сергеевич Станиславский Этика 3 406kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети ХХ века - страница №1/3

На правах рукописи

Гатальская Елена Анатольевна




Россия и Германия: опыт межкультурного взаимодействия в первой трети ХХ века

Специальность 07.00.03 — Всеобщая история


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Иркутск 2006

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Иркутского государственного педагогического университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Есипов Владислав Витальевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Олтаржевский В.П.,

кандидат исторических наук, доцент Козлов Д.В.

Ведущая организация: Красноярский государственный университет

Защита состоится «21» декабря 2006 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д212.074.05 при Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск ул. Карла-Маркса, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в региональной Научной библиотеке Иркутского государственного университета (г.Иркутск, б-р Гагарина,24)

Автореферат разослан « __ » ноября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доцент Логунова Галина Викторовна



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Исторически складывающиеся культурные отношения России и Германии, на территории последней, в общем аспекте культуры полны взаимного интереса, соперничества мастеров, мифов одной нации в культуре другой. Множество фактов, которые раскрывают перед исследователем контакт двух культур, вызывают стремление к его изучению и пониманию. Период 1900-1933 гг. насыщен событиями в области культуры, когда между двух стран протянулись новые нити интереса друг к другу. Обширный материал дает возможность рассмотреть и проанализировать феномен «соседства» двух культур в контексте смены политических систем в Германии. Бесспорно, время, насыщенное переменами в политической, экономической, социальной жизни стран внесло свои коррективы и в диалог культур стран. Российская эмиграция, создав «русский Берлин»1 оказала длительное воздействие на общественную жизнь Германии.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что она охватывает общие проблемы взаимодействия государства и культуры. Культурные ценности – важный фактор общественной жизни, хотя сами редко становятся мотивами политики. Культура, оказывая влияние на общественную жизнь, обладает несомненными мобилизующими свойствами и может использоваться политическими деятелями для достижения их целей, поэтому так важно анализировать уже приобретенный опыт межкультурного взаимодействия России с другими государствами.

Научная актуальность проблемы дополняется ее общественно-политической значимостью. Определение содержания и масштаба участия культурных деятелей России в межгосударственных отношениях в этот период имеет актуальное значение для развития современных отношений между Россией и Германией.

Проблема исследования культуры одного государства внутри другого, приобретает все большую актуальность в связи с расширяющимся процессом глобализации. Контакт с другой культурой, помимо восприятия ее внешних форм, так же затрагивает присущие каждой культуре виденье картины мира, критерии оценки общества и истории. Изучение проблемы — «опыт культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети ХХ века», актуально, и потому, что позволяет расширить наши представления о состоянии и направлениях эволюции культурных отношений в Европе 1900-1933 гг., поднимает тему существования русской культуры вне родины, затрагивает тему русско-немецких связей, до конца неисследованных во всем их многообразии.

Историография проблемы.

В данном исследовании историография условно поделена на три периода в развитии российской историографии. В первый период 20-40 гг. проблема русской культуры в Германии не изучалась целенаправленно. Тем не менее, содержащийся в исследованиях материал, несмотря на чрезмерную политизированность, чрезвычайно ценен.

Первым крупным монографическим исследованием международных отношений времен первой мировой войны является работа Ф.И. Нотовича 2. По своему характеру, аналитическому подходу и документальной насыщенности работа Нотовича благотворно сказалась на последующих исследованиях советских авторов в данной области, хотя и не все ее выводы верны. Так, например, при противопоставлении культур советской и «буржуазной» автор не избежал присущей тому времени односторонности в изображении событий.

Немаловажен и тот факт, что советская, как и эмигрантская, историография этих лет являлась ареной для продолжения прежней политической и идеологической борьбы. То, что одни называли революцией, другие считали антигосударственным заговором или анархическим разгулом. Эсеровско-кадетская публицистика, признавая революцию, не принимала ее советскую трактовку Разница в оценках, достигая полярности, касалась, в том числе такого явления как роль интеллигенции в культуре и др. За рубежом многие деятели культуры — непосредственные участники событий в дореволюционной России писали мемуары, где все события, порой преломлялись через призму личного восприятия. Известный пример этому – воспоминания писателя Р.Б. Гуля3, сотрудничавшего с несколькими эмиграционными журналами в Берлине.

Особенностью второго историографического периода 50-х — начало 80-х гг. было исследование преимущественно культурологической тематики. Политизированное историческое мышление, хотя и сохраняло свое значение, но объективно начало постепенно размываться в результате накопления конкретно-исторических факторов, расширения источниковой базы. Понемногу вызревали признаки отхода от однолинейности в изображении событий, неуклонно углублялся анализ процессов, происходивших в начале века, предпринимались попытки обобщения материалов.4 Впрочем, чаще рассматривалась данная тема более в искусствоведческом аспекте, а не в историческом. Например, работа И.С. Куликовой, где автор анализировала организаторскую и творческую деятельность русских в изобразительном искусстве Германии5. Так же, безусловно, представляет интерес труд историка П.Е. Ковалевского «Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970)». 6

Переломным моментом принято считать в отечественной историографии конец 80-х гг. В это время изучение отношений между Россией и Германией отчасти интенсифицировались. Перестройка положила начало новым отношениям между исторической наукой и властью. Новое политическое мышление неизбежно изменило сложившиеся стереотипы исторического мышления.

Итак, в третий период, который пришелся на начало перестройки, началась, во-первых, эволюция методологических подходов к изучению истории культуры. Во-вторых, заметно увеличилось число статей, монографических исследований и обобщающих трудов, в которых затрагивались различные сюжеты по исследуемой проблеме. Началось переосмысление истории; исследования по истории культурной политики России в Германии активизировались, яркий пример — тема русской эмиграции в Европе, уже без идеологической подоплеки7.

Значительный материал о контактных связях в русской и немецкой культуре изложен в исследаваниях В.А. Космача8, В.Ф. Колязина9, В.П. Лукьяновой 10, В.И. Случ11. Проблемы в советско-немецких отношений в области культуры находили освещение в работах, посвященных творчеству М.Горького12, В.Маяковского13, В.Мейерхольда14 и других деятелей, в разной степени связавших свою судьбу с Германией.

Классические традиции российской историографии отражали поддержку официального внешнеполитического курса России в Германии. В частности, одна из российских исследовательниц писала: «Все более возрастало внимание широкой немецкой публики и специалистов к русскому искусству. В журналах «Die Kunst», «Dekorative Kunst», «Die Kunst für Alle» репродуцировались произведения русских художников, публиковались статьи, рецензии, выходили книги о русских художниках»15. Вполне очевидно, что она выступала сторонницей российских приоритетов в Германии, которые предполагалось выстаивать, преодолевая культурный экспансионизм других государств. При этом делался акцент на культурную общность России и Германии16. Изучались конкретные творческие объединения и персоналии, была проделана огромная работа по исследованию русско-немецких отношений. Значительно расширилось общее информационное поле. Большую роль в этом сыграли В.АБеленчиков , О.А.Огородникова17, их работы посвящались рассмотрению развития культуры Германии на различных этапах ее истории, различным аспектам сотрудничества двух стран.

Работа Я.Я. Биска помогла создать представление о повседневной жизни населения в годы Веймарской Республики.18

Заслуживает внимания первая отечественная монография А.В. Лысенко, которая посвящена формированию русскоязычной прессы в Берлине19. Лысенко рассматривает журналистику русско­го Берлина. В исследовании повествуется о русской эмиграции, создавшей свою сеть газет, таких как, — «Руль», «Накануне», «Призыв», «Новый мир».

Работа В.А. Космача «Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской Республики (1919 — 1933 гг.)» , проведенная в начале 90-х способствовала расширению тематического интереса и возможностей исторического анализа при изучении русский культуры в Германии. В своем исследовании историк установил основные этапы и ключевые события в русско-немецких отношениях, закономерности их становления и развития. Автор рассматривает вопросы, связанные с поиском германской внешней политики наиболее оптимальных моделей и вариантов, что глубоко затрагивает политическую и общественную жизнь Германии 1919-1933 гг., так как проблемы внешней культурной политики очень активно дискуссировались в рейхстаге, среди общественности, на уровне политических партий и движений. Впервые в отечественной практике была предпринята попытка комплексного научного анализа теоретических и организационных основ германской внешней культурной политики периода Веймарской республики. Историк одним из первых изучил совокупность организационных, финансовых и духовных инициатив государственных структур и общественных организаций Веймарской Германии, направленных на развитие и упрочение культурных связей с заграницей, на расширение влияния германской культуры и духовных основ немецкого образа жизни.

Особое значение, как отмечают исследователи, имели личные контакты с немецкими коллегами таких художественных деятелей, как Кандинский и Лисицкий внесших вклад в международное признание русского искусства в Германии 20.

До сих пор не полностью раскрыта и не структурирована проблема связей русского и западного авангарда. Несмотря на то, что эта тема становилась не раз предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. Рассматривались, как правило, экспрессионизм или дадаизм, при чем, в основном, зарубежными литературоведами и искусствоведами21. Среди отечественных научных исследований по истории немецко-русских отношений следует отметить проведенную работу М.А.Изюмской. На широкой источниковой базе автор показала связи такого немецкого явления, как «Дада» с Россией, нашла параллели в авангарде, изучила его эволюцию22. Необходимо так же отметить монографию В. Беленчикова “Россия и немецкие экспрессионисты”23. Важные дополнения к этой книге содержит работа В. Полякова “Книги русского кубофутуризма”24. Проблемой русского и немецкого авангарда занимался исследователь Н.С.Сироткин25. Значительный интерес представляет сборник статей «Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте», ставя ряд принципиальных проблем истории отечественного искусства ХХ в., которые видятся сегодня в новой исторической перспективе, позволяющей переосмыслить устоявшиеся взгляды26. Одно из последних исследований по Германии первой половины XX века, — работа С.А. Гурулева. Автор больше внимание уделяет вопросу социальной обстановки в германском обществе в конце 1920-х — начале 1930-х гг.27.

В результате предпринятого обзора российской историографии можно сделать вывод о том, что в отечественной науке наиболее распространены два подхода освещения явления русской культуры в Германии изучаемого периода. В первом случае, преобладают работы, посвященные конкретным личностям или событиям, где попутно освещаются проблемы в русско-немецких (или советско-немецких) отношениях28. Несколько примеров есть и из деятельности театралов, и художников, и писателей-поэтов (монография Л.М. Юрьевой «Горький и передовые немецкие писатели ХХ века», — рассмотрены контакты известного советского писателя с немецкими и австрийскими писателями). Такой подход объясняется либо идеологическими причинами, либо задачей исследования — осветить в определенных обстоятельствах конкретную личность. Второй историографический подход выражен в рассмотрении немецко-русских отношений более широко, например как взаимодействие двух государств на политической арене. Со временем, в результате расширения информационного пространства, методологических новаций, — изучение и анализ событий, происходивших в первой трети ХХ века стал более объективный, что связанно и с расширением доступа к фондам архивов. Преодоление разного рода ограничений открыло новые перспективы перед отечественной историографией.

Неизменно большой интерес к русской культуре в Германии проявляли немецкие историки. Например, к деятельности русских эмигрантов в различных городах Германии, интерпретация их деятельности как культурной политики России принципиально отличалась от оценок в российской историографии. Одним из первых к тематике по внешней политике Германии, затрагивая и культурные связи с Россией, обратился историк К.Дювель, — автор одной из первых серьезных работ по истории германской внешней культурной политики (в годы Веймарской республики)29. Также заслуживает внимание работа М.Абеляйна «Культурная политика германского рейха и Федеративной Республики Германии»30. Автор, исследуя «культурную политику» немецкого государства, рассматривает «исторический блок»: Веймарская республика-Третий рейх-ФРГ. Это очень важный методический принцип, позволяющий проследить развитие и показать особенности и различия. Структура исследования Абеляйна традиционна: политика в области искусства, науки и образования. В первой части работы исследователь делает исторический анализ, во второй выводы и теоретические обобщения. Выводы Абеляйна об условиях развития культуры в демократическом и тоталитарном государствах представляют интерес для данного исследования. Так как помогают сформировать представление о политической ситуации в стране и общественных настроениях в государстве. Работа эта до сих пор считается фундаментальной и пользуется большим и заслуженным авторитетом у исследователей, о чем свидетельствует ее частая цитируемость.

В 1960-х гг. историк Х.Волкманн обработал и систематизировал материал о русской эмиграции в 1919-1929 гг., используя в своей основе документы, содержащиеся в немецких архивах31. Несмотря на то что, проводя анализ документов, Волкманн подробно не останавливался на деятелях культуры, их творчестве, взаимоотношениях, — изложенные в его работе факты позволяют расширить наше представление о культурной жизни русских эмигрантах 20-х гг.

Н.Рихтер – составитель каталога русской выставки 1922 г.32 и автор крупного исследования, посвященного творческой и организаторской культурной деятельности русских в Германии 33. Отдавая должное внимание его работе «Русские в Берлине» как фундаментальной, мы считаем, что она не раскрывает тему русской культуры в Германии 1920-е гг. Необходимо обратить внимание на то, что Рихтер не затрагивает в своем исследовании важнейшие вопросы аналитического характера, связанного с политическими изменениями в стране и влияние этих изменений на сферу культуры.

Значимый научный вклад в освещение истории культуры в Германии, в том числе русской, внес исследователь Э.Лерш 34.

В начале 1980-х гг. в свет вышли историко-исследовательские работы Г. Каде «Россия и мы»35 и Х. Кана «Германия и Россия»36: В своих трудах авторы исследуют широкий спектр проблем сотрудничества Германии и России.

Исследуя вопрос внешней культурной политики Советского Союза в отношении Германии на протяжении 1921-1929 гг., ученый в своей книге показал, влияние революционного искусства на искусство Германии. В 1987г. вышла в свет работа К.Хэппа, посвященная искусству модерна ХХ века37. Автор, изучая проблему авангарда в целом, не анализирует детально национальные особенности направления, и как, и предыдущий исследователь, анализирует периодику тех лет.

В работе Х.Хольтусена исследуется подобная проблема искусства модерна начала ХХ века, где (так же как в работе Э.Лерша) отмечается влияние русских деятелей искусства на немецкое искусство 38.

Значение российской культуры для Германии тех лет исследуется до настоящего времени. Вышедшая в свет в конце 1990-х гг. работа Ф. Мирау «Русские в Берлине»39 повествует о русской деятельности в немецкой культуре на примере нескольких видов искусств. Научный труд содержит много ценной информации, составленной на базе немецких архивов, о контактах русских и немецких художников, артистов, режиссеров, литературных критиков. В заключении автор анализирует самостоятельное творческое развитие русских деятелей искусств и степень сотрудничества их с немецкими коллегами.

В целом интерес немецкой историографии был обусловлен изучением немецко-русских отношений и противоречий, формированием взаимоотношений в контексте политических преобразований.

Подводя итог историографическому обзору, следует отметить, что отечественная и зарубежная историческая наука внесла вклад в изучение истории русской культуры в Германии первой трети ХХ века. Статьи и монографии, справочные издания и обобщающие труды и научно-популярные публикации отразили становление и развитие связей в области культуры России и Германии. Вместе с тем следует отметить, что ни в российской, ни в немецкой историографии не исследуется феномен русской культуры и творческий процесс русских деятелей искусства в связи с эволюцией политической системы Германии в первой трети ХХ в. Не проведен комплексный анализ в историческом контексте тенденций, закономерностей, последовательности исторических событий в рамках данной темы. Тема еще не получила всестороннего освещения во многих своих аспектах, а тем более в существенных подробностях. Эволюция методологических подходов, интеграция новых концептуальных идей, расширение тематики в отечественной историографии способствует уточнению многих представлений о русской культуре в Германии первой трети ХХ века. Широкий доступ к фондам российских архивов открывает новые перспективы для научного познания истории современного мира, что способствует конструктивному выстраиванию отношений с западными странами.

Предмет, цель и задачи исследования.

Предметом исследования является русская культура в Германии (1900-1933 гг.). В контексте данной работы она представлена такими видами искусства как театр, кино, изобразительное искусство, литература и, конечно, непосредственно по контактам деятелей искусства и интересу к культуре другой страны.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании опыта культурного взаимовлияния России и Германии в первой трети ХХ века.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:



  • описать важнейшие события русской культурной жизни в Германии на рубеже XIX-ХХ вв.;

  • осветить основные этапы русско-немецкого культурного обмена, связывая их со сменой политической системы Германии;

  • определить наиболее значимые «точки соприкосновения» в различных видах искусств России и Германии в изучаемый период времени, обозначить ключевые моменты в истории русско-немецких отношений;

  • дать характеристику издательской деятельности русских эмигрантов в Германии;

  • описать становление русского театра в эмиграции и гастроли советского театра в Германии;

  • рассмотреть взаимовлияние русского и немецкого фотоавангарда;

  • осветить советский киноэкспорт в Веймарской Республике.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1900 года по 1933 год. Судьбы деятелей искусств и участь самого искусства в эту историческою эпоху были тесно взаимосвязаны, — российская художественная интеллигенция России, проживающая или временно приезжающая в Германию, относилась к активным факторам, игравшим в немецкой культуре немаловажную роль.

Искусство отражает все грани окружающего его мира, все сложности и противоречия, накопившиеся внутри общества. В этот период происходит смена культурных идеалов. В искусстве произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами – политизация, усиление связи видов искусств с различными политическими течениями, интернационализация, возрастающее влияние философских идей. Как следствие, в искусстве искажается привычный подход отражения реальности: предельная обобщенность, а порой и упрощенность образа или наоборот излишняя детализация; на первый план выходит внутренний мир художника, что допускает искажение объекта искусства исходя из его индивидуального видения.

В настоящее время в научной литературе сложилось мнение, что рубеж XIX-ХХ вв. – время своеобразного культурного перелома, когда на смену реалистичных и традиционных стилей приходят яркие, многоплановые разностилевые направления. Неслучайно в культурно-хронологическом смысле исследователи давно разделили ХХ и XIX вв. Этим условным временным рубежом – 1900 г. определяется начало автономного феномена «культура ХХ века».

Разумеется, нижняя черта хронологическая граница данного исследования условна и тяготеет больше к культурно-историческим моментам, нежели к культурно-политическим. Тем не менее, важность этого хронологического рубежа представляется вполне очевидной.

Верхняя хронологическая граница определяется годом, когда в Германии начался новый этап развития истории, ознаменованный назначением нового канцлера А. Гитлера и приходом национал-социалистов к власти, — с этого времени русская культура как явление в Германии перестало существовать. Приход к власти НСДАП послужил основным стимулом к отъезду из Германии либерально и антифашистки настроенных русских эмигрантов. Писатели, художники, музыканты, артисты уезжали в Прагу, Нью-Йорк, Лондон. Русские театры закрывалась. Издательства одно за другим погибали (за исключением «Петрополиса»). Из газет в Берлине еще некоторое продолжала выходить одна ежедневная - «Руль», издатель которого поддерживал контакты с немецкими социал-демократами. Берлин переставал быть столицей Русского Зарубежья. С 1933 г. национал-социалистическая культурная политика начинает систематично уничтожать под идеей "тотальной мобилизации немецкого человека" социалистическое неарийское и интернациональное культурное наследие. Это включало в себя, помимо много другого, и закрытие иностранных учреждений культуры, запрещение прогрессивных периодических изда­ний, установление надзора над искусством и духовной жизнью страны

Методология исследования. Цель и задачи диссертационного исследования основаны на принципах историзма и системного подхода. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии, а также с учетом изменений конкретной обстановки в странах на изучаемом отрезке истории. Системный подход позволил определить общие тенденции развития культурных отношений первой трети XX вв.

Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных событий на культурные взаимоотношения русских и немцев и основные звенья связи между ними, проследить развитие русской культуры в Германии. Научная значимость данного метода состоит также и в возможности сопоставления этапов российской и советской культур в Германии на разных ступенях развития истории.



следующая страница >>



Белорусский народ будет жить плохо, но недолго. Приписывается Александру Лук
ещё >>