Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке русской критики 60-х годов 19 века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети в романе И. С. Тургенева «Отцы... 12 2392.08kb.
Тургенев и с. Отражение общественной борьбы 60-х годов xix века в... 1 46.34kb.
Тургенев и с. Роман и с. тургенева 1 48.55kb.
Тургенев и с. Образ базарова в романе и с. тургенева “отцы и дети” 1 66.46kb.
Исследование «Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева... 1 121.32kb.
Волчек Оксана Анатольевна гуо «Гимназия №75 г. Минска» Тема: «И. 1 72.77kb.
И. С. Тургенев Роман «Отцы и дети» вершина художественного творчества И. 1 51.51kb.
Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь" Урок литературы... 1 94kb.
Литература Шекспировские мотивы и образы в произведениях И. 1 22.06kb.
Тургенев и с. Проблема положительного героя в романе и с. тургенева... 1 53.26kb.
Эпоха, отраженная в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 1 83.68kb.
Литература Баранов П. П. Проблемы теории правосознания и правового... 1 8.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке русской критики 60-х годов 19 века - страница №1/1

Урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тема: Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в оценке русской критики 60-х годов 19 века

Цели:

1. Образовательная: познакомить обучающихся с критическими статьями Михаила Никифоровича Каткова «Тургенев и его критики», Максима Алексеевича Антоновича «Асмодей нашего времени», Дмитрия Ивановича Писарева «Базаров» и сопоставить их точки зрения на основные образы романа.

2. Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков сопоставительного анализа публицистических статей, умения обосновывать и доказывать своё мнение.

3.Воспитательная: прививать обучающимся любовь к русской литературе, стремление к вдумчивому и осмысленному чтению произведений русских классиков.

Форма урока: диспут ( класс делится на три группы, представляющие общественно-политические направления: консерваторы, либералы, демократы ).

Технологии: критического мышления, личностно- ориентированного обучения.

Оборудование: тексты статей М.Н.Каткова, М.А.Антоновича, Д.И.Писарева, текст романа И.С.Тургенева, кластеры, бортовые журналы, сводные таблицы (см. приложение), эпизоды фильма А. Бергункера «Отцы и дети» (1985г.), портреты героев романа (распечатка кадров фильма А. Бергункера), презентация.

Содержание урока

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

- 60-е годы 19 века были переломными в истории России. Это время точно охарактеризовал Л.Толстой: «Всё это переворотилось и только укладывается». «Это» - прежний, казавшийся незыблемым уклад жизни, взорванный реформой 1861 года. Мировоззрение и быт крестьянства были очень устойчивы и консервативны, и когда они начинают разрушаться, то человек любого сословия ощущает, что из-под ног уходит почва. Как сказал Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»,


Порвалась цепь великая,
Порвалась, зашаталася,
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!
Затрещала по швам прежняя система жизненных ценностей. Народ переживал мучительную ломку традиций, утрату смысла жизни. Но жить без него нельзя. В чём он?
В России «ответственной за смысл жизни» всегда была литература. Именно литература активно ищет пути, по которым нужно следовать обществу, пытается уловить, почувствовать то новое, что рождается при смене эпох. К И.С.Тургеневу это относится в полной мере. Николай Александрович Добролюбов говорил о нём: «Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, только стоявший на очереди, только смутно начинавший волновать общество» (слайд 1). Так появляется новый герой русской жизни – тургеневский Базаров. Так возникает нигилизм, направленный на разрушение сложившихся устоев.

3. Стадия вызова
-Какие же ассоциации возникают у вас, когда я произношу слова : «Роман Тургенева «Отцы и дети»? Отметьте все сказанные вами понятия в своих кластерах, расположив их вокруг названия романа(слайд 2).

-Посмотрите, не возникает ли у вас противоречий при составлении кластеров? (Ученики, внося в кластеры понятия «Базаров – нигилизм – любовь; Николай Петрович – разваливающееся хозяйство – игра на виолончели» и т.д., приходят к выводу о полемичности романа).

-Они, разумеется, возникнут, поскольку и сам Тургенев писал, что его роман в «грозовые шестидесятые» попал «словно масло на огонь». В 1862году в критике разгорелась жесточайшая полемика вокруг героев романа. Оппонентами выступили консерваторы в лице М.Н. Каткова (журнал «Русский вестник», статья «Роман Тургенева и его критики»), либералы в лице М.А. Антоновича (журнал «Современник», статья «Асмодей нашего времени») и демократы в лице Д.И.Писарева (журнал «Русское слово», статья «Базаров»)(слайд 3) .

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (Обучающиеся формулируют цели урока).

-Вы представляете названные общественно-политические течения, автора и статью, каждый руководитель группы будет вести бортовой журнал(слайд 4), где отметит основные положения дискуссии, оценит работу участников диспута, запишет вопросы, которые, скорее всего, останутся к концу урока. А все члены групп ведут сводные таблицы (слайд 5), где отмечают тезисы статей по основным линиям сравнения.

-Форма урока – диспут, то есть публичный спор на общественно важную тему. Напомню основные правила спора: слушать и слышать не только себя, но и того, с кем ты споришь; быть вежливым и корректным к оппонентам.



4.Стадия осмысления нового материала

- Каждая из групп познакомит нас с личностью того критика, чью статью будет представлять (слайды 6,7,8).

–Итак, перед вами четыре положения, вокруг которых и разгорелись споры в 1862 году (слайд 9).

1 положение: «Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура?»;

2 положение: «Отцы» в романе Тургенева: панегирик или пасквиль?»;

3 положение: «Отношение народа к Базарову: «братское расположение» или «переряженные господа»?»;

4 положение: «Ученики Базарова: прогрессисты или «пошлые люди»?».

- Обратимся к толковому словарю Ожегова и уточним значения тех слов, с которыми мы будем сегодня работать (слайд 10). (Даются значения слов «Асмодей», «карикатура», «панегирик», «пасквиль»).

-Перенесёмся в эпоху «грозовых шестидесятых», помогут нам это сделать кадры из фильма 1985 года режиссёра Адольфа Бергункера, портреты героев именно из этой постановки вы видите и на доске (просмотр отрывка фильма, отражающего полемику Павла Петровича и Базарова (глава 11)).

(При обсуждении каждого из положений диспута группы слушают выступления докладчиков, тезисно представляющих точку зрения «своего» автора (см. приложение), работают с цитатами из текста романа (портретные характеристики, реплики, поступки героев), трактуя их с позиции представляемого общественно-политического направления, задают оппонентам вопросы по критическим статьям. Например, работая с 1 положением, «консерваторы» могут спросить у «демократов» : «Что такого положительного вы нашли в Базарове, если он лишён эстетического чувства: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «природа – мастерская», а люди для него «деревья в лесу», то есть лишены индивидуальности?»; «либералы» - у «демократов»: «Как вы можете утверждать, что Базаров – типичный представитель молодого поколения, если он абсолютно неотёсан, если у него нет положительной цели, если он Асмодей – демон-разрушитель?»; «демократы» - у «консерваторов»: «Вы специально принижаете образ Базарова. Как вы можете отказывать этому герою в уме? Базаров даже после испытания любовью – натура могучая; как выясняется, он способен испытывать глубокие чувства, даже если они окрашены в трагические тона. Не потому ли вы обошли стороной образ Одинцовой, как будто её и не было?»; «демократы» - у «либералов»: «Если Базаров – карикатура, то почему читатель трагически переживает смерть героя – самую сильную сцену романа?»

После обсуждения каждого из положений (слайды 11-14), обучающиеся подводят итоги диспута, заполняя сводные таблицы, отмечая выявленные позиции авторов статей по основным линиям сравнения).

-Думаю, было бы неправильно, если бы мы не предоставили слово самому автору. Что же хотел нам сказать Иван Сергеевич? Правильно ли был понят современниками? ( Звучат цитаты из статьи И.С.Тургенева «По поводу «Отцов и детей» (1869 г.), отражающие взгляды автора на каждое из положений диспута (слайд 15)).

-Мы видим, что чётко выраженной позиции автора нет, на каждый тезис в романе есть антитезис, поэтому и сам роман полемичен , вызывает дискуссию до сегодняшнего дня. Скорее всего, нам придётся вернуться к словам Н.А. Добролюбова о том, что Тургенев улавливал идеи, только смутно начинавшие тревожить общество (слайд 16)( в чём проявилось высочайшее художественное чутьё автора), поэтому данный роман в большей степени задаёт вопросы, нежели отвечает на них.

5. Стадия рефлексии.

Обучающиеся подводят итоги уроки. Руководители групп, знакомя присутствующих с записями в бортовых журналах, дают оценку работе каждого члена группы, зачитывают вопросы, которые возникли в ходе диспута, требующие дальнейшего изучения материала.

Учитель может оценить работу каждого обучающегося при помощи значков-смайликов разного цвета, в зависимости от степени участия в диспуте, работе с цитатным материалом, грамотности построения речи.

6.Домашнее задание.

Творческая работа на одну из тем:



«Отцы и дети» И.С.Тургенева – «живой» роман?»;

«Базаров: за и против» (слайд 17).




Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>