Роль образа Луки в пьесе М. Горького На дне - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На... 1 70.5kb.
Споры о человеке в пьесе м. Горького "на дне" 1 54.34kb.
Горький м. Общечеловеческие ценности в пьесе м горького 1 116.8kb.
Горький м. Пьеса м горького «на дне» как социально-философская драма 1 49.31kb.
Тезисы трёх жизненных философий («правд»), представленных в пьесе А. 1 16.39kb.
Что спасает: ложь или правда? (по пьесе М. Горького 1 30.15kb.
Гоголевское притяжение 1 62.37kb.
Проблематика пьесы Горького На дне 3 586.75kb.
3 класс «Б» во мхате на спектакле «Синяя птица» 1 10.6kb.
Урок №17. Темы сочинений по творчеству М. Горького Герои и проблематика... 1 354.66kb.
Рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» 1 24.46kb.
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На... 1 70.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Роль образа Луки в пьесе М. Горького На дне - страница №1/1



У Р О К

литературы в 11-м классе на тему:

«Роль образа Луки в пьесе М. Горького

«На дне».

Конспект урока составила

Богданова С. П.,

учитель высшей

квалификационной категории,

«Почетный работник общего

образования РФ».

город Сосновый Бор

Ленинградской области

2006 год.


Роль образа Луки в пьесе М. Горького

«На дне».

Цели урока: выявить гуманистическую позицию автора:

- показать «жизненную философию» Луки, его отношение к людям и миру;

- актуальность вопросов, связанных с образом Луки, в наши дни.

Воспитательные цели: акцентировать внимание учащихся на вопросах, поднятых автором:

- что делает человека человеком;

- что помогает и мешает ему жить;

- каковы пути к обретению человеческого достоинства.



Развивающие цели: умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Методические приемы: работа с текстом, проверка домашнего задания, лекция с элементом беседы, сопоставление различных точек зрения на образ Луки.

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя.

С первых шагов своего творческого пути М.Горький заявил о себе, как о пролетарском гуманисте, и не раз утверждал, что в человеке- «все начала и концы». «Если в мире существует нечто поистине священное и великое,- писал он,- так это непрерывно растущий человек». В своих произведениях, начиная с Макара Чудры, он неустанно подчеркивает, что смысл жизни – в борьбе, в красоте и силе стремления к цели, свободе.

В одном из интервью в 1903 году А.М. Горький заявил, что основной вопрос, который он хотел поставить, «Это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, что бы пользоваться ложью, как Лука?»

В условиях 20-30 годов, когда многие реалии общественно-политической ситуации 900 годов, отраженные в пьесе, стали далеким прошлым, а обновленная Октябрем страна, пережив НЭП, вступила в новую фазу индустриализации и коллективизации, Лука воспринят был как пособник Костылева, прямой виновник не только гибели Актера, но и духовной драмы Клеща и вообще всех несчастий ночлежников. «В том-то и состоит «лукавство» Луки,- говорилось в критике,- что он помогает другим людям, стремясь помочь самому себе, утешает других, стремясь сохранить собственный душевный покой».

Сегодня нам предстоит разобраться в одном из самых сложных и загадочных образов не только в пьесе «На дне», но и во всей драматургии Горького.



II. Беседа с учащимися.

    1. Что означает имя Лука?

Возможные варианты ответов учеников.

- Лукавый, корыстный, неискренний, обманчивый, притворный.

- Светлый, светящийся. Лукой звали одного из семидесяти учеников Христа. В Евангелии «От Луки» подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам.

Вывод учеников.

Даже значение имени Лука можем трактовать по-разному и высказывать две противоположные точки зрения. Но со словом «лукавый», его имя, безусловно, связано, равно как и с одним из апостолов евангелистов, что сразу подчеркивает его двойственность.



  1. Проверка домашнего задания.

С кем и о чем беседует Лука? Какова его роль при этом?

Возможные ответы учеников.

С умирающей Анной. Он считает, что для нее в ее положении лучший выход – умереть.

Анна надеется на выздоровление. «На что,- отвечает Лука, - на муку опять?».

Вопрос учителя.

Насколько значительно то, что сказал Лука Анне перед смертью? Какова его роль при этом?



Возможные ответы.

Анне предстоит смерть, то есть высший и последний акт человеческого существования, то, перед чем робеют и страшатся все. Разве безразлично, как умрет человек : как затравленный зверь, в ненависти к жизни или он и на это на все может наложить печать своей индивидуальности, характера и в гармонии уйти в мир иной.

Не случайно Наташа смотрит оцепенело на умершую Анну и высказывает: «Вот и я…когда-нибудь так же… в подвале… забитая».

Вот почему то, что делает Лука для Анны, есть акт священного уважения к человеку, его существованию.

Говорит он и с Актером, обещая ему излечение от алкоголизма в специальной больнице. Заканчивается все тем, что Актер покончил с собой.

Вопрос учителя.

Можно ли обвинять в его смерти Луку?

В итоге обсуждения приходим к выводу: в смерти Актера вряд ли стоит обвинять Луку. Просто он понял, что он не сможет выполнить главного предназначения человека, который «рождается для лучшего». Его самоубийство – это своеобразный протест против жизни «дна» и признания своей слабости.

Беседует Лука и с Васькой Пеплом, предлагая ему уйти с Наташей в Сибирь и честным трудом зарабатывать себе на жизнь. И здесь все заканчивается трагически: он идет в Сибирь, но в качестве заключенного.



Вопрос учителя.

Почему Лука не беседует с Бароном и Бубновым?



Возможные ответы.

Он им не нужен. Они противники «мечты». Он нужен «страдальцам».



Вывод.

Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль пьесы: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нем лучшее, стать «дрожжами» для многих.



Вопрос учителя.

Изменились ли герои пьесы после общения с Лукой?



Возможные ответы.

  1. В Актере обострил боль человека и пробудил человеческое достоинство.

  2. В Пепле разжег тоску по нравственно чистой человеческой жизни.

  3. Наташа не вернулась под кров Костылевского дома.

  4. Подобрел к окружающим и Клещ.

  5. Барон задумался над жизнью, которая прошла как во сне.

  6. Бубнов приходит в ночлежку добрый и щедрый, угощая всех.

Вывод.

Происходит процесс гуманизации обитателей «дна», и роль Луки в этом не последняя.

Четвертое действие – это суд над Лукой. Что говорят герои пьесы о нем?

Вывод.

Горький создает сложный, противоречивый образ. С одной стороны, Лука – наиболее интересная среди персонажей личность. С другой, его сильные стороны (доброта, снисходительность, желание помочь) могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом.

Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней и полную неспособность к самостоятельному решению проблем.

Вопрос.

В чем актуальность пьесы в наши дни?



Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Мое отношение к Луке».



Используемая литература.

  1. М. Горький. «На дне». Издательство «Художественная литература». М. 1974

  2. Е. С. Роговер. «Русская литература ХХ века». М. Просвещение 2005






Есть люди, которые не верят даже прогнозам государственного метеорологического института, если не прочтут их в своей газете. Карел Чапек
ещё >>