Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образ Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции... 1 26.74kb.
Преступление и наказание 1 57.24kb.
Урока литературы в 10 классе «Родион Раскольников в мире «униженных... 1 42.42kb.
Достоевский ф м. Психологические двойники р раскольникова в романе... 1 139.03kb.
Раскольников и его двойники 1 24.39kb.
Ф. М. Достоевский преступление и наказание 8 359.95kb.
Решением нравственного вопроса: «вошь» он или «право имеющий», и... 1 27.81kb.
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в таблицах "Преступление... 1 140.09kb.
М романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Закладки... 1 55.85kb.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое... 1 34.3kb.
Достоевский «преступление и наказание» 1 352.83kb.
Двойники Раскольникова 1 42.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание» - страница №1/1

Тема: Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
Цель урока: добавить понимания учащимся, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Оборудование: произведение, портрет, таблица.

Ход урока:
1) Обращение к классу:

- В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым?

2) Индивидуальные выступления учащихся:

- в защиту героя;

- осуждение идеи и поступков героя.

Учитель:

- Обратите внимание на фамилию главного героя (от слова «раскол»). Раскольников – человек противоречивый, сложный, в нем неестественно сочетаются как светлые, добрые, так и злые начала. Это человек одинокий, умный, непомерно гордый. В своем продвижении к намеченной цели способен на поступки непредсказуемые.

Раскольников остро и болезненно чувствует трагическую несбыточность надежд Катерины Ивановны на чье-то заступничество, видит он и бесцельную жертвенность Сони. Он страдает, пытается помочь несчастным, но не может не понимать, что это не изменит мир, не исправит жизнь. И очевидно, что если Соня, Дуня, Катерина Ивановна не смирились, то тем более такой человек, как Раскольников, должен попытаться искать выход «их тупика».

Герой дан у Достоевского только в одном плане - как человек, одержимый идеей (счастье ста человек важнее жизни одной зловредной старухи), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.

Линия раскола обозначает расколотость души Раскольников. В романе писатель создал систему и других «расколотых» персонажей, как бы двойников главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова. Это Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.

3) Индивидуальные рассказы ребят.

- О Лужине

- Лебезятникове

- Свидригайлове

4) Работа с классом.



Учитель:

- «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды…» - говорит Свидригайлов Раскольникову. Действительно, между Раскольниковым, Свидригайловым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка».



Это – «возлюби прежде всего одного себя». Это – «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Это – «все дозволено, «кровь по совести», «приглашение к убийству».

Если Лужин служит безудержно «миллиону», Свидригалов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похотью и анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, вот она «общая точка» - все покупается одной и той же ценой: платят за них одни и те «слабенькие».



(учащиеся приводят примеры из текста.)

- О Лебезятникове надо добавить. Достоевский дает его портрет: «этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный, малого роста». Характеристика не вызывает симпатий. Этот двойник карикатурной тенью пристраивается к главному герою. Бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Культ протеста принимает у него форму воинствующей глупости, компрометируя избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира.

Обращение к классу.

- Кто, по-вашему, из двойников Раскольникова кажется трагичнее?

- Так почему же судьба Свидригайлова выглядит трагичнее?

( - «арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова).

- На его счету много добрых дел. Смогли ли они возродить больную душу Свидригайлова?

- Каков его жизненный итог?

- Итак, что же дал мир двойников для понимания Раскольникова?

( - Создав вокруг героя отрицательную атмосферу, они помогли еще глубже понять чудовищную сущность теории главного героя).



Домашнее задание: Образ Сони.




Нужно немало мужества, чтобы сказать то, что думают все. Жорж Дюамель
ещё >>