Результаты социологического исследования «Изучение общественного мнения по оценке населением социально-экономического положения Респ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Индекс социальных настроений татарстанцев в рамках проекта «Изучение... 1 41.14kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Закона Республики Татарстан «Об утверждении Программы социально-экономического... 1 83.64kb.
Дмитрий Владиславович Кузнецов 1 274.03kb.
Закон республики татарстан об общественной палате республики татарстан... 1 270.5kb.
Дени Дидро 1 77.17kb.
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2012... 1 65.31kb.
Материалы к выступлению министра экономики Республики Татарстан М. 1 170.45kb.
I. Итоги деятельности предприятий воздушного транспорта Республики... 4 511.71kb.
Из истории опросов общественного мнения в США 2 350.21kb.
Состав государственного заказа по подготовке, переподготовке и стажировке... 8 918.68kb.
Информация о результатах научно-исследовательской работы по теме 1 253.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Результаты социологического исследования «Изучение общественного мнения по оценке - страница №1/4

Результаты социологического исследования

«Изучение общественного мнения по оценке населением социально-экономического положения Республики Татарстан»

Социологическое исследование проведено с целью формирования Реестра публичных приоритетов на 2013 год в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2007 № 90 «О порядке организации учета общественного мнения при принятии и реализации органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления нормативных правовых актов Республики Татарстан и муниципальных правовых актов».

Исследование проводилось в октябре-ноябре 2012 года на основе Методики проведения социологических исследований по оценке общественного мнения по перечню публичных приоритетов, разработанной ГБУ «ЦЭСИ РТ» и согласованной с Общественной палатой Республики Татарстан. Объем выборки в 1200 респондентов обеспечил репрезентативность данных при условии обеспечения доверительного интервала, не превышающего 3% статистически значимой ошибки.

Результаты социологического исследования, которые были положены в основу Реестра публичных приоритетов на 2013 год, представлены в приложении.
Приложение

Результаты социологического исследования

Первые места в иерархии проблем, вызывающих общественное беспокойство, традиционно занимают проблемы, связанные с удовлетворением базовых общественных потребностей в безопасности, экономическом благополучии. Среди них можно особенно отметить: высокие цены и тарифы (52,3%), низкий размер заработных плат, пенсий и пособий (50,2%) и недоступность жилья (30,6%). При этом сельское население более обеспокоено низким размером зарплат, пенсий и пособий, а городское – высокими ценами и тарифами. Эти и другие, менее актуальные, проблемы показаны на рисунке 1.





Рисунок 1Проблемы современного общества, наиболее волнующие респондентов (в целом и в территориальном разрезе)

Участники опроса выделили следующие, на их взгляд, наиболее приоритетные направления социально-экономической политики:

- повышение доходов населения (50%);

- разработка регулирующих норм в области ценообразования и тарифообразования (34%);

- борьба со взяточничеством и коррупцией (35%);

- социальная поддержка населения (34%);

- обеспечение доступности жилья (34%);

- борьба с преступностью (29%);

- снижение уровня безработицы (26%);

- борьба с наркоманией и алкоголизмом (26,0%).

Эти и другие направления социально-экономической политики, отмеченные респондентами, представлены на рисунке 2



Рисунок 2 – Приоритетные направления социально-экономической политики, по мнению респондентов (в целом и в территориальном разрезе)

Предложенные респондентами способы решения

отмеченных ими проблем современного общества

С помощью открытого вопроса: «Как можно решить проблемы, указанные Вами выше?» респондентам предоставлялась возможность самим предложить список способов решений основных общественных проблем, которые им кажутся наиболее эффективными (таблица 1).



Таблица 1

Проблемы

Наиболее популярные способы решения

Высокие цены и тарифы

снижение цен и тарифов, контроль власти, государственный контроль, государственное регулирование, приостановление роста цен

Низкий размер зарплат, пенсий, пособий

увеличение зарплат, пенсий, пособий, снижение цен и тарифов, разработка новых государственных программ, реформы, ужесточение мер контроля и наказания руководителей предприятий; увеличение минимального размера оплаты труда, уменьшение налогов

Низкий уровень социальной поддержки населения

увеличение зарплат, пенсий, пособий, разработка мер государственной поддержки, увеличение доступности социальных услуг, разработка новых программ поддержки населения, оказание адресной поддержки населения (молодых семей, безработных и т.д.)

Недоступность жилья

увеличение зарплат, пенсий, пособий, снижение процентной ставки по ипотечному кредиту, обеспечение доступных цен на жилье, регулирование цен на жилье со стороны государства, введение беспроцентной рассрочки за кредит

Высокий уровень безработицы

проведение ярмарок вакансий; создание новых рабочих мест, открытие новых заводов, фабрик, обеспечение достойной заработной платы, введение распределения после окончания вуза, организация общественных работ, развитие малого и среднего бизнеса, уменьшение потока мигрантов

Высокий уровень преступности

ужесточение мер контроля и наказания, улучшение работы правоохранительных органов, МВД, ужесточение законов, введение смертной казни, привитие высоких моральных ценностей, повышение уровня культуры сотрудников МВД

Взяточничество и коррупция

ужесточение мер контроля и наказания, привлечение к уголовной ответственности, пересмотр законодательства, ужесточение законов, увеличение заработной платы, проведение проверок, контрольных рейдов, повышение эффективности деятельности антикоррупционных организаций, введение смертной казни, смена руководства, чиновников

Наркомания и алкоголизм

уделение большего внимания спорту и пропаганде здорового образа жизни, принудительное лечение, создание кружков для молодежи, организация досуга, ужесточение мер наказания, разработка эффективных профилактических программ, обеспечение работой, увеличение занятости населения, повышение эффективности работы таможни, уменьшение количества рекламы, затрагивающей данные проблемы, проведение социальной работы с населением

Низкое качество услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, ЖКХ)

увеличение заработной платы работников социальной сферы, проведение обучения специалистов, создание «горячей линии», усиление мер ответственности работников, улучшение качества услуг в медицине, повышение квалификации врачей, уменьшение нагрузки на учеников в школе, стимулирование, мотивирование, повышение заинтересованности кадров

Мнение населения о ценах (тарифах) на товары и услуги

Основная часть опрошенных (81,9%) не удовлетворена существующими ценами и тарифами (рисунок 3).



Рисунок 3 – «Удовлетворены ли Вы существующими ценами (тарифами)?»

Кроме того, большинство респондентов считает, что цены на товары и услуги не являются экономически обоснованными (таблица 2). В большей степени это касается сферы жилищно-коммунальных услуг: большинство (64,4% респондентов) не согласилось с существующим уровнем тарифов на данные услуги.



Таблица 2

Ответы

Процент

Продукты питания:

обоснованы

31,1

не обоснованы

50,5

затрудняюсь ответить

18,4

Непродовольственные товары:

обоснованы

27,7

не обоснованы

47,3

затрудняюсь ответить

25,0

Бытовые услуги:

обоснованы

28,3

не обоснованы

49,1

затрудняюсь ответить

22,6

Проезд в общественном транспорте:

Обоснованы

36,8

не обоснованы

44,4

затрудняюсь ответить

18,8

Жилищно-коммунальные услуги:

обоснованы

22,2

не обоснованы

64,4

затрудняюсь ответить

13,4

Жилье (квартиры, дома):

обоснованы

22,6

не обоснованы

63,1

затрудняюсь ответить

14,3

Вопрос: «По Вашему мнению, цены на товары и тарифы на услуги в Республике Татарстан экономически обоснованы или не обоснованы?

Недовольство участников опроса существующими ценами и тарифами связано, прежде всего, с регулярным ростом таковых (72,4%). Кроме того, респонденты ссылаются на несоответствие цены товара (услуги) его качеству (45,3%) и отмечают нехватку средств на приобретение необходимых товаров и услуг (39,3%) (рисунок 4).



Рисунок 4 – Причины недовольства респондентов существующими ценами и тарифами

В разрезе сфер деятельности респондентов результаты опроса получились следующими. Для всех групп опрошенных первоочередным раздражителем является регулярный рост цен и тарифов. Далее мнения разделились. Большая часть респондентов, работающих в бюджетной сфере, отметила нехватку средств для покупки необходимых товаров и услуг, меньшая – несоответствие цены и качества товаров и услуг. Среди работников коммерческой сферы, напротив, большинство отметило несоответствие качества товаров и услуг, а меньшинство – нехватку средств для покупки необходимых товаров и услуг (рисунок 5).



Рисунок 5 – Причины недовольства респондентов существующими ценами и тарифами (в разрезе сфер деятельности респондентов)

Причиной регулярного роста цен на товары и тарифов на услуги респонденты считают, прежде всего, рост цен на ресурсы (52,3%) и высокие темпы инфляции (33,0%). Также, по мнению опрошенных, на него влияют: неэффективная система государственного регулирования в области тарифообразования (39,0%); отсутствие регулирующего законодательства в области ценообразования (37,1%); коррупция, взяточничество (41,9%); спекуляция недобросовестных продавцов (22,6%); несовершенство антимонопольного законодательства (17,6%) и другое (0,3%).

Отдельно стоит отметить тему тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Так, результаты опроса показали, что среди проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства респондентами выделены: отсутствие контроля со стороны государства за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства и непрозрачность системы формирования платежей за коммунальные услуги, что, вероятно, дает основания населению сомневаться в обоснованности начислений (рисунок 6).



Рисунок 6 – Мнение населения о проблемах, существующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Мнение респондентов о доходах населения
Актуальность проблемы низкого размера заработных плат, пенсий и пособий подтверждается мнением респондентов об уровне доходов большинства граждан. Так, на вопрос «Как бы Вы оценили уровень доходов большинства граждан Вашего города (поселка)?», в целом 45,7% из них отметили, что доходы низкие, 41,8% - средние и 7,7% - высокие. В территориальном разрезе среди сельского населения респондентов, оценивших доходы большинства граждан как «низкие», несколько больше, чем среди городского. Затруднились ответить в среднем 4,8% (рисунок 7).

Рисунок 7 – «Как бы Вы оценили уровень доходов большинства граждан Вашего города (поселка)?» (в целом и в территориальном разрезе)

Причину невысокого уровня доходов большинства граждан респонденты видят, главным образом, в несправедливом распределении доходов (43,1%) и неразвитом производстве (41,8%) (рисунок 8).





Рисунок 8 – Мнение респондентов о причинах невысокого уровня доходов граждан

В разрезе сфер деятельности респондентов результаты опроса получились следующими. Большинство респондентов (48,2%), трудящихся в бюджетной сфере, считают, что причина невысокого уровня доходов граждан кроется в неразвитом производстве, 40,3% - в несправедливом распределении доходов. Те из опрошенных, чья деятельность является коммерческой, в большинстве своем (44,6%) сетуют на несправедливое распределение доходов, 35,2% - на алчность работодателей и только 32,4% - на неразвитое производство (рисунок 9).





Рисунок 9 – Мнение респондентов о причинах невысокого уровня доходов граждан (в разрезе сфер деятельности респондентов)

Мнение населения о подходах в социальной политике

Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, как должна оказываться материальная поддержка гражданам. Чуть менее половины респондентов склоняются к мнению, что поддержка должна оказываться в зависимости от дохода (46,4%). Почти 43% опрошенных считают, что поддержка должна оказываться вне зависимости от дохода, при этом 26,% уверены, что вне зависимости от дохода материальная поддержка должна оказываться только отдельным категориям граждан (рисунок 10).



Рисунок 10 – «Как, на Ваш взгляд, должна оказываться материальная поддержка гражданам?»

На вопрос о том, какие преобразования в социальной сфере должны быть проведены в первую очередь, большинство опрошенных ответили: «улучшение качества социального обслуживания населения» и «повышение доступности социальных услуг» (47,0 и 38,3% соответственно) (рисунок 11).





Рисунок 11 – «По Вашему мнению, какие преобразования в сфере социальной защиты должны быть проведены в первую очередь?»

Видение населением Республики Татарстан решения жилищных проблем

Респондентам в ходе исследования предлагалось выделить возможные основные шаги, способствующие, на их взгляд, улучшению жилищных условий жителей республики. По мнению респондентов, улучшить жилищные условия жителей республики способны в первую очередь программы, предусматривающие приобретение жилья для семей со средними и низкими доходами (52,3%), а также государственное регулирование цен на жилье (49,1%) и развитие государственного жилищного строительства (43,9%). Затем респонденты предлагают установить предельную ставку по ипотечному кредиту и другие меры (рисунок 12).





Рисунок 12 – Предлагаемые респондентами меры, способствующие улучшению жилищных условий граждан республики
Меры борьбы с наркоманией и алкоголизмом,

выделенные респондентами в качестве первоочередных
Из предложенных респондентам вариантов мер борьбы с наркоманией и алкоголизмом они выделили, прежде всего, ужесточающие меры, способствующие ограничению распространения наркотических средств и усиливающие наказание за их употребление и распространение (55,5 и 45,7% соответственно). Следующими действенными мерами, по мнению опрошенных, должны быть разработка на государственном уровне эффективных программ по профилактике и лечению от алкоголизма и наркомании (37,6%) и пропаганда здорового образа жизни (36,1%). Затем респонденты отметили необходимость принудительного лечения от алкоголизма и наркомании, развития физкультуры и спорта, укрепления правосознания молодежи и другие не менее важные меры (рисунок 13).



Рисунок 13 – Предлагаемые респондентами первоочередные меры по борьбе с наркоманией и алкоголизмом

На вопрос о том, что может сделать государство для популяризации здорового образа жизни среди населения, большинство респондентов (38,4%) ответило, что это обеспечение доступности спортивных учреждений и объектов для населения. Также население высказалось за пропаганду здорового образа жизни на телевидении, радио и в газетах (34,1%), проведение регулярных медицинских осмотров (29,8%), обеспечение достойного состояния парков, скверов, водоемов и прочих мест, пригодных для оздоровления и активного отдыха на природе (27,3%), систему гигиенического воспитания и образования (25,9%), увеличение дворовых площадок (24,7%) и другое (1,2%). Затруднились с ответом 3,8% респондентов.


Меры борьбы со взяточничеством и коррупцией,

выделенные респондентами в качестве первоочередных

Из предложенных вариантов мер борьбы со взяточничеством и коррупцией, респонденты особенно выделили следующие: ужесточение наказания для тех, кто берет взятку и для тех, кто ее предлагает (61,2 и 37,1% соответственно), усиление контроля за работой чиновников (37,0%). Примечательно, что за воспитание гражданского общества в духе противодействия коррупции выступили всего 20,7% респондентов (рисунок 14).





Рисунок 14 – Меры по борьбе со взяточничеством и коррупцией, выделенные респондентами
Мнение населения об уровне безработицы и мерах, способствующих его снижению

В целом половина респондентов считает, что уровень безработицы в их городе (поселке) средний. Высоким уровень безработицы назвали 19,6% опрошенных, низким – 19,5%. затруднились ответить 10,9% респондентов. Стоит отметить очевидный факт: тех, кто оценил уровень безработицы как «высокий», больше среди сельского населения (рисунок 15).


Рисунок 15 – «Как бы Вы оценили уровень безработицы в Вашем городе (поселке)?» (в целом и в территориальном разрезе)

Респондентам было предложено отметить, какие они видят возможности снижения уровня безработицы. Из предложенных вариантов ответов наиболее популярными стали: «Создание новых рабочих мест» и «Расширение производства», их выбрали 59,2 и 50,0% респондентов соответственно. За организацию стажировок для всех выпускников учебных заведений с целью получения опыта высказались 35,1% опрошенных, за развитие малого и среднего предпринимательства – 30,8% (рисунок 16).





Рисунок 16 – Предлагаемые респондентами меры по снижению уровня безработицы

Мнение населения об уровне общественной безопасности

и проблемах, существующих в этой области
Основная часть опрошенных оценила уровень общественной безопасности как «средний» (54,0% респондентов). Затруднились с оценкой 5,6% опрошенных (рисунок 17).
Рисунок 17 – Уровень общественной безопасности глазами татарстанцев

Из предложенных вариантов ответов на вопрос о проблемах, существующих в области общественной безопасности, респонденты выделили: равнодушие граждан друг к другу в случае опасности (38,5%), слабый уровень защищенности граждан (30,6%), низкий уровень доверия населения правоохранительным органам (29,6%). Эти и другие не менее важные проблемы, отмеченные населением, показаны на рисунке 18.





Рисунок 18 – Проблемы, существующие в области общественной безопасности

В процессе исследования респондентам предлагалось из 18 перечисленных видов правонарушений выбрать любое количество тех, которые, на их взгляд, имеют наибольшую степень опасности, т.е. вызывают у них особое беспокойство и требуют приоритетного внимания государства. Затем респондентам предлагалось оценить масштабы распространения выбранных ими правонарушений по 5-балльной шкале, где 5 баллов вербально интерпретировались как «правонарушения в данной сфере происходят слишком часто», а 1 балл – «правонарушения происходят редко». По итогам опроса полученные результаты были сведены в единую таблицу (таблица 3) и каждому правонарушению был поставлен соответствующий ранг как по степени опасности, так и по средней оценке масштабов распространения.

Таким образом, исследование позволило вычленить 5 ключевых видов правонарушений, которые вызывают у населения особое беспокойство. Прежде всего, это преступления, совершаемые несовершеннолетними гражданами. Их актуальность отметили почти 70% опрошенных. На втором месте по степени опасности располагаются преступления, трактуемые статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как «мелкое хулиганство» (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества). По мнению почти 60% жителей Татарстана данный вид правонарушений требует приоритетного внимания государства.

Третью и четвертую позиции рейтинга занимают преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения (в целом – бытовые, автодорожные и др.), а также преступления, связанные с хищением чужого имущества: квартирные кражи, грабежи, разбой и др. (по 57,4% каждый).

Пятерку наиболее актуальных замыкают правонарушения, связанные с несоблюдением водителями правил дорожного движения. Характерно, что данный вид правонарушений, по мнению респондентов, является наиболее распространенным в республике (средняя оценка распространенности – 3,54 балла, что вербально можно оценить как «происходят скорее часто»).

Проблема взяточничества и коррупции, несмотря на то, что она оказалась только на 6-8 местах по актуальности, была оценена респондентами как наиболее распространенная. Она прочно занимает второе место в общем рейтинге с 3,4 баллами.



Таблица 3

следующая страница >>



Достигнув цели, замечаешь, что ты — средство. Геннадий Малкин
ещё >>