Похожие работы
|
Результаты социологического исследования «Изучение общественного мнения по оценке - страница №1/4
![]() «Изучение общественного мнения по оценке населением социально-экономического положения Республики Татарстан» Социологическое исследование проведено с целью формирования Реестра публичных приоритетов на 2013 год в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2007 № 90 «О порядке организации учета общественного мнения при принятии и реализации органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления нормативных правовых актов Республики Татарстан и муниципальных правовых актов». Исследование проводилось в октябре-ноябре 2012 года на основе Методики проведения социологических исследований по оценке общественного мнения по перечню публичных приоритетов, разработанной ГБУ «ЦЭСИ РТ» и согласованной с Общественной палатой Республики Татарстан. Объем выборки в 1200 респондентов обеспечил репрезентативность данных при условии обеспечения доверительного интервала, не превышающего 3% статистически значимой ошибки. Результаты социологического исследования, которые были положены в основу Реестра публичных приоритетов на 2013 год, представлены в приложении.
Первые места в иерархии проблем, вызывающих общественное беспокойство, традиционно занимают проблемы, связанные с удовлетворением базовых общественных потребностей в безопасности, экономическом благополучии. Среди них можно особенно отметить: высокие цены и тарифы (52,3%), низкий размер заработных плат, пенсий и пособий (50,2%) и недоступность жилья (30,6%). При этом сельское население более обеспокоено низким размером зарплат, пенсий и пособий, а городское – высокими ценами и тарифами. Эти и другие, менее актуальные, проблемы показаны на рисунке 1. ![]() Рисунок 1 – Проблемы современного общества, наиболее волнующие респондентов (в целом и в территориальном разрезе) Участники опроса выделили следующие, на их взгляд, наиболее приоритетные направления социально-экономической политики: - повышение доходов населения (50%); - разработка регулирующих норм в области ценообразования и тарифообразования (34%); - борьба со взяточничеством и коррупцией (35%); - социальная поддержка населения (34%); - обеспечение доступности жилья (34%); - борьба с преступностью (29%); - снижение уровня безработицы (26%); - борьба с наркоманией и алкоголизмом (26,0%). Эти и другие направления социально-экономической политики, отмеченные респондентами, представлены на рисунке 2
С помощью открытого вопроса: «Как можно решить проблемы, указанные Вами выше?» респондентам предоставлялась возможность самим предложить список способов решений основных общественных проблем, которые им кажутся наиболее эффективными (таблица 1). Таблица 1
Мнение населения о ценах (тарифах) на товары и услуги Основная часть опрошенных (81,9%) не удовлетворена существующими ценами и тарифами (рисунок 3). Рисунок 3 – «Удовлетворены ли Вы существующими ценами (тарифами)?» Кроме того, большинство респондентов считает, что цены на товары и услуги не являются экономически обоснованными (таблица 2). В большей степени это касается сферы жилищно-коммунальных услуг: большинство (64,4% респондентов) не согласилось с существующим уровнем тарифов на данные услуги. Таблица 2
Вопрос: «По Вашему мнению, цены на товары и тарифы на услуги в Республике Татарстан экономически обоснованы или не обоснованы? Недовольство участников опроса существующими ценами и тарифами связано, прежде всего, с регулярным ростом таковых (72,4%). Кроме того, респонденты ссылаются на несоответствие цены товара (услуги) его качеству (45,3%) и отмечают нехватку средств на приобретение необходимых товаров и услуг (39,3%) (рисунок 4). Рисунок 4 – Причины недовольства респондентов существующими ценами и тарифами В разрезе сфер деятельности респондентов результаты опроса получились следующими. Для всех групп опрошенных первоочередным раздражителем является регулярный рост цен и тарифов. Далее мнения разделились. Большая часть респондентов, работающих в бюджетной сфере, отметила нехватку средств для покупки необходимых товаров и услуг, меньшая – несоответствие цены и качества товаров и услуг. Среди работников коммерческой сферы, напротив, большинство отметило несоответствие качества товаров и услуг, а меньшинство – нехватку средств для покупки необходимых товаров и услуг (рисунок 5). Рисунок 5 – Причины недовольства респондентов существующими ценами и тарифами (в разрезе сфер деятельности респондентов) Причиной регулярного роста цен на товары и тарифов на услуги респонденты считают, прежде всего, рост цен на ресурсы (52,3%) и высокие темпы инфляции (33,0%). Также, по мнению опрошенных, на него влияют: неэффективная система государственного регулирования в области тарифообразования (39,0%); отсутствие регулирующего законодательства в области ценообразования (37,1%); коррупция, взяточничество (41,9%); спекуляция недобросовестных продавцов (22,6%); несовершенство антимонопольного законодательства (17,6%) и другое (0,3%). Отдельно стоит отметить тему тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Так, результаты опроса показали, что среди проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства респондентами выделены: отсутствие контроля со стороны государства за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства и непрозрачность системы формирования платежей за коммунальные услуги, что, вероятно, дает основания населению сомневаться в обоснованности начислений (рисунок 6).
Причину невысокого уровня доходов большинства граждан респонденты видят, главным образом, в несправедливом распределении доходов (43,1%) и неразвитом производстве (41,8%) (рисунок 8). ![]() Рисунок 8 – Мнение респондентов о причинах невысокого уровня доходов граждан В разрезе сфер деятельности респондентов результаты опроса получились следующими. Большинство респондентов (48,2%), трудящихся в бюджетной сфере, считают, что причина невысокого уровня доходов граждан кроется в неразвитом производстве, 40,3% - в несправедливом распределении доходов. Те из опрошенных, чья деятельность является коммерческой, в большинстве своем (44,6%) сетуют на несправедливое распределение доходов, 35,2% - на алчность работодателей и только 32,4% - на неразвитое производство (рисунок 9). ![]() Рисунок 9 – Мнение респондентов о причинах невысокого уровня доходов граждан (в разрезе сфер деятельности респондентов) Мнение населения о подходах в социальной политике Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, как должна оказываться материальная поддержка гражданам. Чуть менее половины респондентов склоняются к мнению, что поддержка должна оказываться в зависимости от дохода (46,4%). Почти 43% опрошенных считают, что поддержка должна оказываться вне зависимости от дохода, при этом 26,% уверены, что вне зависимости от дохода материальная поддержка должна оказываться только отдельным категориям граждан (рисунок 10). Рисунок 10 – «Как, на Ваш взгляд, должна оказываться материальная поддержка гражданам?» На вопрос о том, какие преобразования в социальной сфере должны быть проведены в первую очередь, большинство опрошенных ответили: «улучшение качества социального обслуживания населения» и «повышение доступности социальных услуг» (47,0 и 38,3% соответственно) (рисунок 11). ![]() Рисунок 11 – «По Вашему мнению, какие преобразования в сфере социальной защиты должны быть проведены в первую очередь?» Видение населением Республики Татарстан решения жилищных проблем Респондентам в ходе исследования предлагалось выделить возможные основные шаги, способствующие, на их взгляд, улучшению жилищных условий жителей республики. По мнению респондентов, улучшить жилищные условия жителей республики способны в первую очередь программы, предусматривающие приобретение жилья для семей со средними и низкими доходами (52,3%), а также государственное регулирование цен на жилье (49,1%) и развитие государственного жилищного строительства (43,9%). Затем респонденты предлагают установить предельную ставку по ипотечному кредиту и другие меры (рисунок 12). ![]() Рисунок 12 – Предлагаемые респондентами меры, способствующие улучшению жилищных условий граждан республики Меры борьбы с наркоманией и алкоголизмом, выделенные респондентами в качестве первоочередных Из предложенных респондентам вариантов мер борьбы с наркоманией и алкоголизмом они выделили, прежде всего, ужесточающие меры, способствующие ограничению распространения наркотических средств и усиливающие наказание за их употребление и распространение (55,5 и 45,7% соответственно). Следующими действенными мерами, по мнению опрошенных, должны быть разработка на государственном уровне эффективных программ по профилактике и лечению от алкоголизма и наркомании (37,6%) и пропаганда здорового образа жизни (36,1%). Затем респонденты отметили необходимость принудительного лечения от алкоголизма и наркомании, развития физкультуры и спорта, укрепления правосознания молодежи и другие не менее важные меры (рисунок 13). ![]() Рисунок 13 – Предлагаемые респондентами первоочередные меры по борьбе с наркоманией и алкоголизмом На вопрос о том, что может сделать государство для популяризации здорового образа жизни среди населения, большинство респондентов (38,4%) ответило, что это обеспечение доступности спортивных учреждений и объектов для населения. Также население высказалось за пропаганду здорового образа жизни на телевидении, радио и в газетах (34,1%), проведение регулярных медицинских осмотров (29,8%), обеспечение достойного состояния парков, скверов, водоемов и прочих мест, пригодных для оздоровления и активного отдыха на природе (27,3%), систему гигиенического воспитания и образования (25,9%), увеличение дворовых площадок (24,7%) и другое (1,2%). Затруднились с ответом 3,8% респондентов. Меры борьбы со взяточничеством и коррупцией, выделенные респондентами в качестве первоочередных Из предложенных вариантов мер борьбы со взяточничеством и коррупцией, респонденты особенно выделили следующие: ужесточение наказания для тех, кто берет взятку и для тех, кто ее предлагает (61,2 и 37,1% соответственно), усиление контроля за работой чиновников (37,0%). Примечательно, что за воспитание гражданского общества в духе противодействия коррупции выступили всего 20,7% респондентов (рисунок 14). ![]() Рисунок 14 – Меры по борьбе со взяточничеством и коррупцией, выделенные респондентами Мнение населения об уровне безработицы и мерах, способствующих его снижению В целом половина респондентов считает, что уровень безработицы в их городе (поселке) средний. Высоким уровень безработицы назвали 19,6% опрошенных, низким – 19,5%. затруднились ответить 10,9% респондентов. Стоит отметить очевидный факт: тех, кто оценил уровень безработицы как «высокий», больше среди сельского населения (рисунок 15). Рисунок 15 – «Как бы Вы оценили уровень безработицы в Вашем городе (поселке)?» (в целом и в территориальном разрезе) Респондентам было предложено отметить, какие они видят возможности снижения уровня безработицы. Из предложенных вариантов ответов наиболее популярными стали: «Создание новых рабочих мест» и «Расширение производства», их выбрали 59,2 и 50,0% респондентов соответственно. За организацию стажировок для всех выпускников учебных заведений с целью получения опыта высказались 35,1% опрошенных, за развитие малого и среднего предпринимательства – 30,8% (рисунок 16). ![]() Рисунок 16 – Предлагаемые респондентами меры по снижению уровня безработицы Мнение населения об уровне общественной безопасности и проблемах, существующих в этой области Основная часть опрошенных оценила уровень общественной безопасности как «средний» (54,0% респондентов). Затруднились с оценкой 5,6% опрошенных (рисунок 17). Рисунок 17 – Уровень общественной безопасности глазами татарстанцев Из предложенных вариантов ответов на вопрос о проблемах, существующих в области общественной безопасности, респонденты выделили: равнодушие граждан друг к другу в случае опасности (38,5%), слабый уровень защищенности граждан (30,6%), низкий уровень доверия населения правоохранительным органам (29,6%). Эти и другие не менее важные проблемы, отмеченные населением, показаны на рисунке 18. ![]() Рисунок 18 – Проблемы, существующие в области общественной безопасности В процессе исследования респондентам предлагалось из 18 перечисленных видов правонарушений выбрать любое количество тех, которые, на их взгляд, имеют наибольшую степень опасности, т.е. вызывают у них особое беспокойство и требуют приоритетного внимания государства. Затем респондентам предлагалось оценить масштабы распространения выбранных ими правонарушений по 5-балльной шкале, где 5 баллов вербально интерпретировались как «правонарушения в данной сфере происходят слишком часто», а 1 балл – «правонарушения происходят редко». По итогам опроса полученные результаты были сведены в единую таблицу (таблица 3) и каждому правонарушению был поставлен соответствующий ранг как по степени опасности, так и по средней оценке масштабов распространения. Таким образом, исследование позволило вычленить 5 ключевых видов правонарушений, которые вызывают у населения особое беспокойство. Прежде всего, это преступления, совершаемые несовершеннолетними гражданами. Их актуальность отметили почти 70% опрошенных. На втором месте по степени опасности располагаются преступления, трактуемые статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как «мелкое хулиганство» (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества). По мнению почти 60% жителей Татарстана данный вид правонарушений требует приоритетного внимания государства. Третью и четвертую позиции рейтинга занимают преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения (в целом – бытовые, автодорожные и др.), а также преступления, связанные с хищением чужого имущества: квартирные кражи, грабежи, разбой и др. (по 57,4% каждый). Пятерку наиболее актуальных замыкают правонарушения, связанные с несоблюдением водителями правил дорожного движения. Характерно, что данный вид правонарушений, по мнению респондентов, является наиболее распространенным в республике (средняя оценка распространенности – 3,54 балла, что вербально можно оценить как «происходят скорее часто»). Проблема взяточничества и коррупции, несмотря на то, что она оказалась только на 6-8 местах по актуальности, была оценена респондентами как наиболее распространенная. Она прочно занимает второе место в общем рейтинге с 3,4 баллами. Таблица 3 следующая страница >> |
ещё >> |